УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 149, кн. 6 Гуманитарные науки 2007
УДК 347.1
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Е. Карягин Аннотация
В настоящее время особую актуальность приобретает использование разнообразных научных методов исследования сложных проблем, в частности, гражданско-правового регулирования отношений в сфере образования. Однако содержанию некоторых научных методов и порядку их использования уделяется недостаточное внимание. Это касается и аксиологического подхода, позволяющего выявлять ценностные свойства гражданского права, его роль в регулировании отношений в сфере образования.
Введение
Важнейшим достижением современного российского государства и общества стало формирование качественно нового гражданского законодательства, выход образования из сферы государственной монополии и становление уникальной, соответствующей международным стандартам системы открытого образования, имеющей огромное значение для всех сфер общества и экономики. Очень емко роль образования в решении задач социально-экономического развития России сформулирована в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.1 В частности, данная роль заключается в:
- создании условий для повышения конкурентоспособности личности;
- развитии инновационной сферы;
- изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей.
Некоторые специалисты отмечают, что образование представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, огромный имущественный комплекс [1, с. 17].
Становление нового гражданского законодательства и системы образования представляет собой сложный и довольно противоречивый процесс. Если говорить о гражданском законодательстве, то его кодификация заняла двенадцатилетний период, от принятия в 1994 г. Части первой Гражданского кодекса РФ и до Части четвертой Гражданского кодекса РФ, которая будет введена в действие 1 января 2008 г. В указанный период было принято большое количество других законов, содержащих нормы гражданского права.
Формирование законодательства об образовании связано с принятием и последующим совершенствованием двух основополагающих законов: Закона РФ
1 Утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р.
от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании». Хотелось бы обратить внимание на огромное количество изменений и дополнений, вносимых в указанные нормативные акты.
1. Общая характеристика методологии цивилистических исследований
гражданско-правового регулирования отношений в сфере образования
В современной юридической науке вопросам гражданского права и образования уделяется значительное внимание. В частности, исследованы теоретические аспекты гражданско-правового регулирования отношений в сфере высшего профессионального образования [2], выявлены особенности гражданской правосубъектности образовательных организаций [3]. В указанных и других цивилистических исследованиях по проблемам гражданского права и образования используются различные общие и частнонаучные методы. В то же время следует признать, что вопросам методологии исследования проблем гражданского права и образования уделяется недостаточное внимание. Между тем новые реалии российского государства и общества делают необходимым использовать весь арсенал научных методов. Академик РАН В.Н. Кудрявцев отмечает, что юридическая наука развивается, но развивается слишком медленно и отстает в своем развитии от других гуманитарных наук. Обучение юристов традиционно начинается и основывается на догматической основе - изучении законодательства и теории права [4, с. 6]. В целом, соглашаясь с мнением
В.Н. Кудрявцева, необходимо заметить, что формально-логический метод исследования играет весьма важную роль в условиях бурного развития законодательства, принятия новых законов, практически непрерывного внесения изменений и дополнений в ранее принятые нормативные правовые акты. Данный метод позволяет уяснить смысл законодательных новелл, в том числе путем сравнения с ранее действующими правовыми нормами.
Возникает вопрос о том, какие же научные методы исследования права оказались менее востребованными? По мнению В.Н. Кудрявцева, к числу таких методов относится социологический подход, который требует не только изучения текстов законов, но и того, как законы работают, как к ним относятся люди, в том числе законодатели и правоприменители [4, с. 6].
2. Аксиологический подход: сущность и перспективы применения
В настоящей работе основное внимание будет уделено аксиологическому подходу в исследовании гражданско-правового регулирования отношений в сфере образования. Следует заметить, что данному методу в науке гражданского права уделяется недостаточное внимание. В научных работах по общей теории права аксиологический подход используется в исследовании целого ряда проблем [5]. В цивилистических исследованиях ценностные свойства гражданского права выявляют через выполняемые им функции. При этом речь идет как о функциях всего гражданского права, так и отдельных его институтов. В качестве основных функций гражданского права называют регулятивную и охранительную. В частности, подчеркивается, что роль гражданского права состоит
прежде всего в регулировании нормальных экономических отношений в обществе. Также отмечается, что важнейший аспект охранительной функции гражданского права составляет предупредительно-воспитательная (превентивная) задача [6, с. 48-49]. Возникает вопрос: связана ли воспитательная задача только с охранительной функцией? Полагаю, что формирование качественно нового гражданского законодательства, отвечающего потребностям участников гражданского оборота, не в меньшей степени оказывает благотворное воздействие на общество.
В связи с рассмотрением функций гражданского права, актуальным является исследование реализации данных функций при гражданско-правовом регулировании отношений в сфере образования. Здесь возникает несколько вопросов. Во-первых, важно выявить особенности регулятивной и охранительной функции гражданского права. Необходимо установить, что препятствует полноценной реализации этих функций. Во-вторых, важно установить, выполняет ли гражданское право иные функции в сфере образования, учитывая особую его значимость для государства и общества.
По нашему мнению, на основе аксиологоческого подхода можно выявить новые грани в сфере взаимодействия гражданского права и открытого образования, в частности высшей школы. Например, аксиологический подход позволяет рассматривать гражданское право не только в традиционных значениях (как отрасль права, отрасль законодательства, отрасль юридической науки), но и как уникальное, имеющее богатую историю развития явление. Такой характер гражданского права проявляется во внутренней логике его построения, в универсальности, обусловленной столь широким кругом общественных отношений, регулируемых гражданским правом, в наличии большого количества гражданско-правовых категорий или конструкций (юридическое лицо, сделка, договор и т. д.), получивших межотраслевое применение.
Как известно, некоторые общественные отношения, возникающие в сфере образования, регулируются нормами гражданского права. Речь идет об имущественных и личных неимущественных отношениях, которым свойственны юридическое равенство участников, автономия их воли и другие особенности, указанные в статье второй Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем необходимо заметить, что включение сферы образования, хотя бы частично, в «орбиту» гражданского права вызвано стремлением законодательной власти и всего государства использовать весь богатейший и проверенный практикой инструментарий гражданского права.
Однако в научной литературе встречаются несколько упрощенные представления о роли гражданского права в сфере образования. В частности, широкое распространение получило деление законодательных актов, регулирующих отношения в сфере образования, на «профильные» и «непрофильные», при этом к последним относятся те, которые содержат отдельные нормы, регулирующие образовательные отношения. Многочисленные «непрофильные» законы подразделяются на несколько групп, в частности, федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов образования (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ) [1, с. 19-20]. Полагаю, что включение гражданского законодательства в группу «непрофильных» за-
конов в определенной степени принижает роль и потенциальные возможности гражданского права.
3. Значение некоторых категорий гражданского права в правовом регулировании сферы образования
Такие категории как «предпринимательская деятельность», «коммерческие и некоммерческие организации», «учреждение» и многие другие создают нормативно-правовую основу для функционирования многих звеньев системы образования. В этом плане заслуживают поддержки взгляды некоторых ученых о необходимости расширения сферы применения договора на возмездное оказание услуг между вузом и студентом-бюджетником [7, с. 32]. Основой для такого вывода стало применение категории «имущественные отношения».
Важным условием эффективного использования указанных категорий является их применение в том значении, которое предусмотрено гражданским законодательством. Однако это условие не всегда выполняется. Например, много споров вызывает пункт третий статьи восьмой Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании», предусматривающий, что структурные подразделения высшего учебного заведения могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица. Это положение дало основание для вывода о том, что в структуре вуза могут находиться подразделения, по статусу фактически не отличающиеся от юридического лица. В то же время предусмотренная гражданским законодательством конструкция юридического лица не позволяет создавать подобные подразделения. В результате может происходить «размывание» категории юридического лица, что вряд ли следует считать оправданным.
Анализ новейшего законодательства приводит к выводу о том, что происходит повышение значения некоторых гражданско-правовых категорий при правовом регулировании отношений в сфере образования. Доказательством этого являются следующие обстоятельства. Во-первых, во вновь принятом Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» изменилось понятие хозяйствующего субъекта, на которого распространяется действие антимонопольного законодательства. Если раньше к хозяйствующим субъектам относили только те некоммерческие организации, которые занимались предпринимательской деятельностью, то по новому закону к хозяйствующим субъектам относят некоммерческие организации, занимающиеся деятельностью, приносящей доход. Следовательно, те образовательные учреждения, которые осуществляют платную образовательную деятельность, относятся к хозяйствующим субъектам и они входят в сферу действия конкурентного права. Таким образом, конкуренция между вузами становится совершившимся фактом, имеющим правовую основу.
Во-вторых, существенно повысилась роль такой категории гражданского права, как учреждение. Это связано с принятием Федерального закона от 4 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», который определяет правовое положение автономного учреждения как некоммерческой организации. Согласно статье второй данного закона автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом
Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Не менее важное значение имеют изменения и дополнения, внесенные в статью 120 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми проведена четкая градация учреждений на частные, государственные и муниципальные. В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения подразделяются на бюджетные и автономные.
Пока трудно оценить значение и эффективность новой категории «автономное учреждение», поскольку не прошло и года с момента введение в действие соответствующего закона. В научной литературе отмечается, что на основании данного закона предстоит масштабное реформирование учреждений, осуществляющих свою деятельность в различных сферах социальной жизни [8, с. 4].
Вместе с тем очевидно, что введение в оборот понятия «автономное учреждение» отражает такое свойство гражданского права, как его способность к дальнейшему развитию, разработке новых правовых конструкций, необходимых для регулирования гражданского оборота.
Анализ законодательных актов об автономных учреждениях приводит к выводу о том, что принципиальными особенностями автономного учреждения являются следующие. Во-первых, предусмотрено правило о том, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, в то время как для бюджетных учреждений установлена ответственность только денежными средствами. Во-вторых, собственник имущества автономного учреждения не отвечает по обязательствам автономного учреждения, тогда как по обязательствам бюджетного учреждения субсидиарную ответственность несет собственник. В-третьих, установлено, что не может быть обращено взыскание на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное собственником за автономным учреждением. В-четвертых, автономное учреждение самостоятельно распоряжается имуществом, за исключением закрепленного за ним собственником недвижимого имущества и особо ценного имущества. В-пятых, в автономном учреждении появляется новый орган управления - наблюдательный совет, компетенция и порядок функционирования которого предусмотрены законодательством.
Таким образом, при исследовании гражданско-правового регулирования отношений в сфере образования необходимо использовать весь арсенал научных методов. Одним из недостаточно изученных, но перспективных выступает аксиологический подход, на основе которого выявляется роль, ценностные свойства гражданского права, отдельных его институтов и гражданско-правовых категорий. Выявлено, что одним из условий эффективного применения гражданско-правовых категорий в области образования является их использование в том значении, которое предусмотрено гражданским законодательством.
Summary
N.E. Karyagin. Some methodological aspects of researching civil regulation of relationships in education sphere.
Currently, the use of various scientific investigation methods for complex problems, in particular, the civil law regulations in the education sphere, gets a special relevance.
However, not enough attention is paid to the contents of some scientific methods and the sequence of their use. This regards also axiological approach, which allows revealing value features of civil law, its role in regulating relations in the education sphere.
Литература
1. Козырин А.Н. Современные контуры образовательного права // Закон. - 2007. -№ 4. - С. 17-28.
2. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2006. - 50 с.
3. Киселев О.А. Гражданская правосубъектность образовательных организаций: вопросы теории и практики: Автореф. дис..........канд. юрид. наук. - М., 2005. - 32 с.
4. Кудрявцев В.Н. Современная наука развивается слишком медленно // Закон. - 2007. -№ 4. - С. 5-7.
5. Аксенова О.В. Публичное и частное в римском праве: аксиологический аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2007. - 178 с.
6. Гражданское право: в 4 т. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 668 с.
7. Кванина В. В. Договор на оказание образовательных услуг // Закон. - 2007. - № 4. -
С. 29-39.
8. Комментарий к Федеральному закону «Об автономных учреждениях» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2007. - 125 с.
Поступила в редакцию 02.08.07
Карягин Николай Егорович - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского государственного университета.