Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКИХ МОДАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКИХ МОДАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / АНГЛИЙСКИЙ ГЛАГОЛ / МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Паймакова Елена Альбертовна, Тавберидзе Дарья Владимировна

В настоящее время одним из важнейших требований, предъявляемых к выпускникам вузов, является иноязычная компетенция студентов университетов. Следовательно, в процессе преподавания иностранных языков большую роль играет формирование иноязычной компетенции у студентов, которая может дать студентам возможность свободно общаться с носителями иностранного языка, использовать иностранный язык как средство межличностного и профессионального общения. Поэтому перед преподавателями иностранных языков, в частности английского языка, как одного из ведущих средств международного общения, стоит важная задача поиска максимально эффективных методов преподавания, а также оптимальных путей развития умений и навыков своих студентов. Предложенная статья посвящена проблеме поиска эффективных методических приемов в преподавании студентам первого курса английских модальных глаголов долженствования. Исходя из собственного профессионального опыта, авторы тщательно проанализировали типичные ошибки, которые студенты совершают при изучении данного грамматического материала, и составили несколько таблиц. Данные таблицы стали надежной опорой, которая помогала студентам выбрать формы английских модальных глаголов долженствования в разных временах, в отрицательных и вопросительных предложениях, а также разобраться в особенностях использования изучаемых модальных глаголов в различных ситуациях. Составленные таблицы значительно облегчили процесс освоения английских модальных глаголов долженствования. В статье также предлагаются разработанные авторами статьи упражнения для закрепления данного грамматического материала. Анализ результатов эксперимента показал высокую эффективность разработанных методических приемов. Авторы надеются, что описанный опыт будет полезен преподавателям иностранного языка в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME METHODOLOGICAL TECHNIQUES OF TEACHING ENGLISH MODAL VERBS OF OBLIGATION

Nowadays, one of the most important requirements for university graduates is the foreign language competence of university students. Therefore, in the process of teaching foreign languages, the formation of students’ foreign language competence plays an important role. It can give students the opportunity to freely communicate with native speakers of a foreign language, to use a foreign language as a means of interpersonal and professional communication. Therefore, teachers of foreign languages, in particular English, as one of the leading means of international communication, face the important task of finding the most effective teaching methods, as well as the best ways to develop the skills and abilities of their students. The proposed article is devoted to the problem of finding effective methods in teaching first-year students English modal verbs of obligation. Based on the personal professional experience, the authors thoroughly analyzed the typical mistakes that students make when studying this grammar material, and made several tables. These tables became a reliable support that helped students to choose the forms of English modal verbs of obligation in different tenses, in negative and interrogative sentences, as well as to understand the peculiarities of using the modal verbs under study in various situations. The tables greatly facilitated the process of mastering the English modal verbs of obligation. There are also given exercises developed by the authors of the article to master this grammar material. The analysis of the results of the experiment showed the high efficiency of the developed methodological techniques. The authors hope that the described experience will be useful for foreign language teachers in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКИХ МОДАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №4, Том 10 / 2022, No 4, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-4-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN422.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Паймакова, Е. А. Некоторые методические приемы преподавания английских модальных глаголов долженствования / Е. А. Паймакова, Д. В. Тавберидзе // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 4. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN422.pdf

For citation:

Paymakova E.A., Tavberidze D.V. Some methodological techniques of teaching English modal verbs of obligation. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(4): 42PDMN422. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN422.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Публикация выполнена при поддержке Программы стратегического академического лидерства РУДН

Паймакова Елена Альбертовна

ФГАОУ ВО «Российский университете дружбы народов», Москва, Россия Доцент кафедры «Иностранных языков» факультета «Гуманитарных и социальных наук»

Кандидат филологических наук E-mail: e.paymakova@gmail.com РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=842582

Тавберидзе Дарья Владимировна

ФГАОУ ВО «Российский университете дружбы народов», Москва, Россия Доцент кафедры «Иностранных языков» факультета «Гуманитарных и социальных наук»

Кандидат философских наук E-mail: sobokad@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=721345

Некоторые методические приемы преподавания английских модальных глаголов долженствования

Аннотация. В настоящее время одним из важнейших требований, предъявляемых к выпускникам вузов, является иноязычная компетенция студентов университетов. Следовательно, в процессе преподавания иностранных языков большую роль играет формирование иноязычной компетенции у студентов, которая может дать студентам возможность свободно общаться с носителями иностранного языка, использовать иностранный язык как средство межличностного и профессионального общения. Поэтому перед преподавателями иностранных языков, в частности английского языка, как одного из ведущих средств международного общения, стоит важная задача поиска максимально эффективных методов преподавания, а также оптимальных путей развития умений и навыков своих студентов.

Предложенная статья посвящена проблеме поиска эффективных методических приемов в преподавании студентам первого курса английских модальных глаголов долженствования. Исходя из собственного профессионального опыта, авторы тщательно проанализировали типичные ошибки, которые студенты совершают при изучении данного грамматического материала, и составили несколько таблиц. Данные таблицы стали надежной опорой, которая помогала студентам выбрать формы английских модальных глаголов долженствования в разных временах, в отрицательных и вопросительных предложениях, а также разобраться в особенностях использования изучаемых модальных глаголов в различных ситуациях. Составленные таблицы значительно облегчили процесс освоения английских модальных глаголов долженствования. В статье также предлагаются разработанные авторами статьи

упражнения для закрепления данного грамматического материала. Анализ результатов эксперимента показал высокую эффективность разработанных методических приемов. Авторы надеются, что описанный опыт будет полезен преподавателям иностранного языка в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: методика преподавания иностранного языка; английский язык; грамматика английского языка; обучение грамматике; начальный этап изучения английского языка; английский глагол; модальные глаголы

На современном этапе одним из основных векторов развития высшего образования в нашей стране является формирование компетенций, дающих возможность будущему специалисту эффективно действовать в различных профессиональных ситуациях. Одной из ключевых проблем современной методики преподавания иностранных языков является развитие и совершенствование коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность участия личности в межкультурной коммуникации.

В этой связи большую роль в процессе обучения играет развитие грамматических навыков, что является крайне важным для осуществления эффективной и успешной иноязычной коммуникации в профессиональной сфере.

Цель данной работы — экспериментально проверить эффективность применения некоторых методических приемов, направленных на устранение трудностей употребления студентами английских модальных глаголов долженствования.

В работе поставлена задача разработать и опробовать методические приемы в изучении модальных глаголов долженствования в английском языке и проверить, насколько эффективными являются данные приемы.

В соответствии с поставленными целями и задачами достижения результатов исследования были использованы такие методы, как обобщение, наблюдение за процессом обучения особенностям английских модальных глаголов долженствования, тестирование, количественный анализ.

В ходе исследования авторами был проведен предварительный и итоговый тесты, результаты которых наглядно представлены в работе.

Актуальность данной работы состоит в том, что правильное использование английских модальных глаголов, в частности, глаголов долженствования, представляет одну из основных трудностей при развитии у студентов навыков устной и письменной речи.

Новизна работы заключается в описании применения некоторых методических приемов в обучении студентов практической грамматике английского языка, а именно английских модальных глаголов долженствования.

Практическая значимость данной работы заключается в разработке и апробации некоторых методических приемов в преподавании английских модальных глаголов долженствования.

Предлагаемые методические приемы были опробованы в группах студентов первого курса, изучающих английский язык на факультете гуманитарных и социальных наук РУДН.

Введение

В настоящее время общепризнанным является понимание методики как теоретической и прикладной науки, предметом которой является научное обоснование целей, содержания

обучения, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения с учетом поставленных целей, содержания и конкретных условий обучения [1].

В данном исследовании авторы делятся собственным опытом преподавания студентам-первокурсникам английских модальных глаголов долженствования.

Как известно, в изучаемом иностранном языке существует достаточно большое количество грамматических явлений, которые студенты могут перепутать, особенно если при этом данные явления полностью или частично отсутствуют в родном языке. Как показывает опыт, при развитии навыков устной и письменной речи большую сложность у студентов вызывает усвоение английских модальных глаголов и правильный выбор модального глагола для каждой конкретной ситуации. Эти трудности связаны с тем обстоятельством, что система английских модальных глаголов достаточно сложна для усвоения и требует систематической отработки.

Особой проблемой для студентов, изучающих английскую грамматику, является применение модальных глаголов долженствования. Многие студенты не понимают, почему в предложении "Он должен это сделать" в английском языке могут использоваться разные модальные глаголы: "Не тш1 ёо к", "Не ИаБ 1:о ёо к", "Не ¡б 1:о ёо к", "Не БИоиМ ёо к".

Авторы статьи также регулярно сталкивались с этой проблемой на занятиях по английской грамматике. Поэтому возникла необходимость искать оптимальные и эффективные методы, направленные на преодоление типичных грамматических ошибок при использовании английских модальных глаголов долженствования, для выработки автоматизма и закрепления практических навыков употребления изучаемых модальных глаголов.

Одним из важнейших аспектов изучения иностранного языка является грамматика. Знание грамматических правил позволяет нам успешно применять иностранный язык, поэтому формирование грамматических навыков является неотъемлемой частью обучения языку. Е.И. Пассов и Н.Е. Кузовлева определяют грамматический навык как «синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, совершаемое в параметрах навыков и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности»1.

В процессе устного или письменного общения нам часто приходится использовать модальные глаголы. Поскольку английские модальные глаголы вызывают большое количество трудностей у студентов, их изучению необходимо уделять повышенное внимание на занятиях по грамматике английского языка.

Следует отметить, что вопросы модальности вызывают большой интерес ученых. Проблемами категории модальности занимаются видные отечественные и зарубежные исследователи-лингвисты, такие как М.Я. Блох [2] Б.А. Ильиш [3], А.А. Худяков [4], Н.М. Раевская [5], Е.И. Беляева [6], Р.П. Мильруд [7], Ф. Палмер [8], А. Даунинг и Ф. Лок [9], Д. Скривнер [10], Д. Байби и Р. Перкинс [11] и другие.

1 Пассов, Е.И., Кузовлева, Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. — М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.

Страница 3 из 12

Обзор литературы

42PDMN422

Проблемам преподавания грамматики и формирования грамматических навыков посвящены работы Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез [12], Е.И. Пассова [13], А.А. Миролюбовой и И.В. Рахмановой [14], М.А. Пфейфер [15], Е.А. Павловой [16], Е.Г. Гализиной [17], Е.В. Себиной, Н.А. Орловой, Ю.С. Мартынюка [18], Ю.В. Караульщиковой [19], Д.Ш. Честновой [20] и многих других исследователей.

Модальность является одной из самых неоднозначных областей английской грамматики и поэтому представляет собой серьезную задачу для лингвистов и преподавателей. Несмотря на большое количество работ, посвященных модальности, она до сих пор исследована не в полной мере.

В «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой модальность рассматривается как «понятийная категория со значением отношения говорящего к содержанию высказывания и отношения содержания высказывания к действительности, выражаемая различными грамматическими и лексическими средствами, такими как формы наклонения, модальные глаголы и т. п.»2.

В своей работе А. Даунинг и Ф. Лок дают похожую трактовку: модальность ими определяется как категория, с помощью которой говорящий выражает отношение к описываемому событию [9].

Согласно определению Дж. Байби и Р. Перкинса, категория модальности в лингвистике показывает различные типы отношений между четырьмя сторонами коммуникации: говорящий, слушающий, содержание высказывания и действительность [11].

Следует подчеркнуть, что в определении модальности ключевым является слово «отношение»; эта категория не отражает реальность как она есть. Модальность не непосредственна, а наоборот — она косвенная, отклоняющаяся от реальности [21].

Модальность может быть реализована разными способами. В английском языке основным способом выражения модальности являются модальные глаголы, которые могут использоваться для выражения возможности, разрешения, необходимости, запрета, физической или умственной способности, долженствования и т. д. Поэтому студентам необходимо знать тонкости в употреблении того или иного глагола или его эквивалента в зависимости от цели высказывания и характеристик самого модального глагола.

Необходимо учитывать грамматические особенности контактирующих языков и определять последовательность введения материала, предусмотренного программой, типы упражнений и характер грамматических опор. Следует помнить о зонах межъязыковой и внутриязыковой интерференции, в процессе подбора/составления дополнительных упражнений, правил-инструкций и т. д., руководствоваться наиболее типичными ошибками, которые легче прогнозировать и предотвращать, если учитывается не только специфика грамматических явлений, но и объективные трудности их усвоения3.

2 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1996. 624 с.

3 Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. — М.: Просвещение, 2002. 239 с.

Страница 4 из 12

Методология

42PDMN422

Как показывает практика, при изучении любого грамматического явления огромную помощь студентам оказывают опоры — различные схемы или таблицы. Поскольку такие опоры могут существенно облегчить учащимся процесс овладения иностранным языком и помочь сформировать прочные навыки и умения, авторами статьи были составлены таблицы для отработки английских модальных глаголов долженствования:

• в таблице 1 указаны формы английских модальных глаголов долженствования в разных временах. Особо внимание уделялось тому, что не все модальные глаголы долженствования имеют формы прошедшего и будущего времени. Отсутствующие формы отмечены знаком "-";

• в таблицах 2, 3, 4 указаны значения английских модальных глаголов долженствования в утвердительной форме, в отрицательной форме и с перфектным инфинитивом. Напротив каждого случая употребления в графах таблицы стоят знаки "+" или "-": при описании данной конкретной ситуации используется только тот модальный глагол или глаголы, где указан знак "+".

Таблица 1

Формы модальных глаголов долженствования в разных временах

Модальный глагол Настоящее время Прошедшее время Будущее время

must must (must not) had to (did not have to) will have to (will not have to)

have to have to (do not have to) has to (does not have to) had to (did not have to) will have to (will not have to)

be to am to (am not to) is to (is not to) are to (are not to) was to (was not to) were to (were not to) -

have got to have got to (haven't got to) has got to (hasn 't got to) - -

should should (should not) - -

ought to ought to (ought not to) - -

need need (need not) - -

Составлено авторами

Таблица 2

Значения модальных глаголов долженствования в утвердительной форме

Модальный глагол Обязанность, долг, осознанная необходимость Закон, правило , приказ Настойчивый совет Необходимость Долженствование, обусловленное обстоятельствами Моральный долг Совет, рекомендация Инструкция Договоренность, план, расписание

must + + + +

have to +

have got to +

be to + +

need +

should + + +

ought to + +

Составлено авторами

Таблица 3

Значения модальных глаголов долженствования в отрицательной форме

Форма модального глагола Запрет Отсутствие необходимости Совет, рекомендация

must not +

do not have to / does not have to / did not have to +

have not got to / has not got to +

am not to / is not to / are not to / was not to / were not to +

need not +

should not +

ought not to +

Составлено авторами

Таблица 4

Значения модальных глаголов долженствования с перфектным инфинитивом

Модальный глагол Сожаление о несделанном, упрек Сожаление о сделанном, упрек Отсутствие необходимости в прошлом (зря сделал) Намеченное действие не совершено

should have done +

should not have done +

ought to have done +

ought not to have done +

need not have done +

was to have done +

Составлено авторами

Исследование проводилось в течение 3 учебных недель во втором семестре 2021-2022 учебного года среди студентов первого курса, изучающих английский язык в качестве второго иностранного на факультете гуманитарных и социальных наук РУДН. Студенты были разделены на четыре группы: две экспериментальных (37 студентов) и две контрольные группы (35 студентов).

На первом занятии всем студентам был предложен грамматический тест, который включал 50 вопросов с множественным выбором, где каждый вопрос оценивался максимум в 2 балла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты претеста выглядели следующим образом (отметки распределены по четырем категориям в соответствии с балльно-рейтинговой системой, применяемой в РУДН):

Рисунок 1. Результаты предварительного теста

Больших различий в результатах контрольных и экспериментальных групп не наблюдалось, и группы были приблизительного одного уровня.

В двух экспериментальных группах (37 студентов) авторы использовали данные таблицы и внимательно наблюдали, помогают ли студентам предложенные таблицы в усвоении английских модальных глаголов долженствования. Две контрольные группы (35 студентов) изучали данные модальные глаголы без использования таблиц, разработанных авторами статьи.

Таблицы сопровождались многочисленными наглядными примерами на английском языке и выделением особенностей, на которые следует обратить пристальное внимание.

При возникновении трудностей в выборе модального глагола долженствования студенты из экспериментальных групп могли обратиться к предложенным таблицам, найти в них соответствующую ситуацию и определить подходящий модальный глагол в правильной форме.

После изучения грамматических правил студентам предлагалось выполнить упражнения, разработанные авторами статьи. Упражнения были направлены на закрепление практических навыков употребления изучаемых модальных глаголов долженствования и для автоматизации языковых явлений.

Данные упражнения выполнялись всеми группами, в которых проводилось исследование, но студенты из экспериментальных групп при выполнении упражнений могли пользоваться предложенными таблицами.

Упражнения на закрепление практических навыков предлагались в следующей последовательности:

Таблица 5

Тренировочные упражнения для автоматизации языковых (лексических и грамматических) явлений

1 Напишите следующие предложения в прошедшем и будущем времени, где возможно: 1) He must learn the poem by heart. 2) She has to water the flowers every day. 3) They are to come to the office at 8.45.

2 Сделайте следующие предложения отрицательными и задайте общий вопрос: 1) You must park your car here. 2) People should always tell the truth. 3) They have to leave early. 4) The lecture is to begin at 9 a.m. 5) The students ought to be on time.

3 Используйте модальный глагол (must, have to, be to) в необходимой форме: 1) At what time ... the meeting ... begin? 2) They ... make him change his mind. 3) We ... work hard to achieve good results. 4) Children ... obey their parents. 5) ... she ... to go to the dentist tomorrow?

4 Перефразируйте предложения, используя модальный глагол be to: 1) They agreed to meet after the classes. 2) We arranged to make a party next Sunday. 3) He promised to lend us some money, but he didn't. 4) They arranged to leave at dawn. 5) Don't tell anyone about it.

5 Перефразируйте следующие предложения, используя модальный глагол need: 1) It is not necessary for us to complete this work today. 2) Is it necessary for you to go shopping? 3) It was not necessary for him to buy so much food. 4) It was not necessary for them to come so early. 5)It is not necessary for the students to write an essay.

6 Используйте mustn't или needn't в следующих предложениях: 1) Children ... play with matches. 2) You ... translate the article right now, it is not urgent. 3) She ... waste so much time, there is a lot of work to do. 4) Students ... use gadgets during exams. 5) You ... speak so loudly, we can hear you well.

7 Выразите совет или рекомендацию, используя модальные глаголы should или ought to в утвердительной или отрицательной форме: 1) He is very tired. 2) We have been working hard all day long. 3) They often quarrel with their neighbours. 4) She has a headache. 5) The baby is crying.

8 Прокомментируйте использование модальных глаголов в следующих предложениях: 1) He is to speak at the conference on Thursday. 2) They must study hard to pass the exams well. 3) You shouldn 't argue with your teachers. 4) She needn't wake up early tomorrow. 5) Will you have to wait for him after the lessons? 6) The concert was to have been held yesterday. 7) She didn 't have to cook after work. 8) You shouldn't have told them about it. 9) He needn't have come so early. 10) Has he got to leave now?

9 Переведите следующие предложения, употребляя правильные модальные глаголы долженствования: 1) Вы должны принять решение прямо сейчас. 2) Кому пришлось проводить их в аэропорт? 3) Тебе не нужно идти в магазин, холодильнике полон. 4) Нам не следовало беспокоить их так поздно. 5) Зря ты торопился, еще никто не пришел. 6) Ему придется следовать советам врача. 7) Поезд должен отправиться в 11 часов. 8) Она должна была сделать эту работу вчера, но забыла об этом. 9) Как часто ему приходится делать отчет? 10) Нельзя тратить столько денег на пустяки!

Составлено авторами

Таблица 6 Коммуникативные упражнения для тренировки языкового материала

1 Спросите своих одногруппников: 1) что они должны / вынуждены делать на занятиях / дома / на даче; 2) что им пришлось делать в прошлые выходные; 3) что им придется делать в ближайшее время; 4) что им нельзя / не следует делать на занятиях/ дома / на улице; 5) что им пришлось / придется делать по договоренности с родителями / друзьями; 6) что студентам следует / необходимо делать, чтобы знать иностранные языки на высоком уровне.

2 Расскажите своим одногруппникам: 1) о том, что вы должны /вам приходится делать — на занятиях / дома / на даче; 2) о том, что вам пришлось делать в прошлые выходные / каникулы; 3) о том, что вам придется делать в следующие выходные / каникулы.

3 Переведите следующие пословицы с модальными глаголами долженствования на русский язык и составьте

рассказы на английском, используя их:

1) As you make your bed, so you must lie on it.

2) All truths are not to be told.

3) All good things must come to an end.

4) Needs must when the devil drives.

5) Anyone who has to ask the price cannot afford it.

6) People who live in glass houses should not throw stones at their neighbours.

7) You must learn to walk before you can run.

8) Talk of the devil and he is to appear.

9) A tree must be bent while young.

10) If you want something done right, you have to do it yourself.

Составлено авторами

Результаты

После отработки темы во всех группах (и экспериментальных, и контрольных) был проведен итоговый тест, состоявший из 25 вопросов с множественным выбором, при этом каждый ответ оценивался максимум в 4 балла. Результаты итогового тестирования представлены на рисунке 2:

Рисунок 2. Результаты итогового теста

Выводы

Итак, авторами статьи были предложены методические приемы для обучения студентов английским модальным глаголам долженствования и разработан комплекс упражнений на формирование навыков употребления модальных глаголов. Опробовав данные приемы на практике, и проверив результаты с помощью итогового теста можно с уверенностью утверждать, что опыт их применения в преподавании студентам-первокурсникам английских модальных глаголов долженствования оказался положительным. Абсолютное большинство студентов в двух экспериментальных группах, которым были предложены разработанные таблицы, гораздо быстрее усвоили английские модальные глаголы долженствования — их формы в разных временах, в отрицательных и вопросительных предложениях, особенности использования изучаемых модальных глаголов в различных ситуациях. Разработанные упражнения имеют коммуникативную направленность, и в процессе их выполнения студенты

проявили большой интерес к данному разделу грамматики. Важно подчеркнуть, что по сравнению с другими группами студенты из экспериментальных групп чувствовали себя намного увереннее при выборе правильного модального глагола в необходимой форме и показали более высокие результаты в итоговом тесте, из чего авторы делают вывод об эффективности применения данных методических приемов в преподавании модальных глаголов и возможности применения этих приемов во всех группах, изучающих данную тему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальскова Н.Д. Современные методики обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова — М.: Аркти-Глосса, 2004.

2. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. М.: Высшая школа, 1983. 383 с.

3. Ильиш Б.А. Строй современного английского языка. Л.: Просвещение. 1965. 378 с.

4. Худяков А.А. Теоретическая грамматика английского языка. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.

5. Раевская, Н.М. Modern English grammar. — Издательское объединение «Вища школа», Киев, 1976. 304 с.

6. Беляева Е.И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2015. 122 с.

7. Мильруд Р.П. Введение в грамматику английского языка. М.: Астрель, 2005. 249 с.

8. Palmer F.R. Modality and the English modals. — Routledge Taylor and Francis Group, 2014. 256 p.

9. Downing A., Locke P. A university course in English grammar. — Routledge London, 2002. 610 p.

10. Scrivener J. Teaching English grammar. What to teach and how to teach it. — Macmillan Education, 2010. 288 p.

11. Bybee J.L., Perkins R. The evolution of grammar: Tense, aspect and modality in the languages of the world. Chicago, 1994. 420 p.

12. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. 335 с.

13. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. 276 с.

14. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1967. 505 с.

15. Пфейфер М.А. Использование опор на этапе введения и тренировки видовременной системы английского языка // Первое сентября. — 2008. — № 6.

16. Павлова Е.А. Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка. М.: Чистые Пруды, 2007. 29 с.

18.

19.

20.

Гализина Е.Г. Модальные глаголы как предмет обучения профессионально-ориентированному чтению студентов неязыковых специальностей // «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики», Серия «Гуманитарные науки», 2021, N 4, 26-30. Doi 10.37882/2223-2982.2021.04.08.

Себина Е.В., Орлова Н.А., Мартынюк Ю.С. Должны ли мы использовать модальные глаголы? // Вестник науки. 2020. № 2(23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolzhny-li-my-ispolzovat-modalnye-glagoly (дата обращения: 17.08.2022).

Караульщикова Ю.В., Глагол can в англоязычном медиа-тексте политической тематики: модальная семантика и способы ее выражения // Архивариус. 2020. № 2(47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glagol-can-v-angloyazychnom-media-tekste-politicheskoy-tematiki-modalnaya-semantika-i-sposoby-ee-vyrazheniya (дата обращения: 26.08.2022).

Честнова Д.Ш. Требования для предъявления грамматического материала по теме «Модальные глаголы» на уроках английского языка с учетом требований ФГОС / Д.Ш. Честнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36(378). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83877/ (дата обращения: 17.10.2022).

Marascu E. Modality: a concept of the English grammar. — Convergent discourses. Exploring the contexts of communication. — Arhipelag XXI Press, 2016. с. 104-111.

Paymakova Elena Al'bertovna

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia E-mail: e.paymakova@gmail.com RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=842582

Tavberidze Daria Vladimirovna

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

E-mail: sobokad@mail.ru RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=721345

Some methodological techniques of teaching English modal verbs of obligation

Abstract. Nowadays, one of the most important requirements for university graduates is the foreign language competence of university students. Therefore, in the process of teaching foreign languages, the formation of students' foreign language competence plays an important role. It can give students the opportunity to freely communicate with native speakers of a foreign language, to use a foreign language as a means of interpersonal and professional communication. Therefore, teachers of foreign languages, in particular English, as one of the leading means of international communication, face the important task of finding the most effective teaching methods, as well as the best ways to develop the skills and abilities of their students.

The proposed article is devoted to the problem of finding effective methods in teaching first-year students English modal verbs of obligation. Based on the personal professional experience, the authors thoroughly analyzed the typical mistakes that students make when studying this grammar material, and made several tables. These tables became a reliable support that helped students to choose the forms of English modal verbs of obligation in different tenses, in negative and interrogative sentences, as well as to understand the peculiarities of using the modal verbs under study in various situations. The tables greatly facilitated the process of mastering the English modal verbs of obligation. There are also given exercises developed by the authors of the article to master this grammar material. The analysis of the results of the experiment showed the high efficiency of the developed methodological techniques. The authors hope that the described experience will be useful for foreign language teachers in higher educational institutions.

Keywords: methods of teaching a foreign language; the English language; teaching grammar; the initial stage of learning English; the English verb; modal verbs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.