Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ), СОВЕРШИВШИХ ВООРУЖЕННЫЕ НАПАДЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ), СОВЕРШИВШИХ ВООРУЖЕННЫЕ НАПАДЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / ВООРУЖЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НАСИЛЬСТВЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова М. С.

Рассматриваются некоторые криминологические особенности личности обучающегося (выпускника), совершающего насильственные преступления с применением оружия в образовательных организациях. В ходе изучения материала авторы выделяют ряд характерных особенностей личности преступника. Портрет обучающегося (выпускника), совершившего вооруженное нападение на образовательную организацию, выглядит следующим образом: мужчина, в возрасте от 14 до 19 лет, холост, обучающийся (ранее обучавшийся) организации, на которое совершено нападение или его выпускник, имеющий неполное среднее или средне специальное образование, из благополучной семьи, проявляющий активный интерес к оружию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME CRIMINOLOGICAL FEATURES OF THE IDENTITY OF STUDENTS (GRADUATES) WHO HAVE COMMITTED ARMED ATTACKS ON EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Some criminological features of the personality of students (graduates) who commit violent crimes with the use of weapons in educational organizations are discussed. In the course of the studied material, the authors identify a number of characteristic features of the personality of the offender. The portrait of the student (graduate) who has committed an armed attack on educational organization looks as follows: male, aged from 14 till 19 years old, single, a student (previously studied) of the organization which has committed the attack or his graduate, having incomplete secondary or secondary special education, from a prosperous family, who shows an active interest in the weapon.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ), СОВЕРШИВШИХ ВООРУЖЕННЫЕ НАПАДЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-177-180 NIION: 2003-0059-2/22-242 MOSURED: 77/27-003-2022-02-441

Некоторые криминологические особенности личности обучающихся (выпускников), совершивших вооруженные нападения на образовательные организации

Мария Сергеевна Орлова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, mari-orlova-2016@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются некоторые криминологические особенности личности обучающегося (выпускника), совершающего насильственные преступления с применением оружия в образовательных организациях. В ходе изучения материала авторы выделяют ряд характерных особенностей личности преступника. Портрет обучающегося (выпускника), совершившего вооруженное нападение на образовательную организацию, выглядит следующим образом: мужчина, в возрасте от 14 до 19 лет, холост, обучающийся (ранее обучавшийся) организации, на которое совершено нападение или его выпускник, имеющий неполное среднее или средне специальное образование, из благополучной семьи, проявляющий активный интерес к оружию.

Ключевые слова: личность преступника, вооруженная преступность, образовательные учреждения, насильственная преступность, социально-демографический портрет

Для цитирования: Орлова М. С. Некоторые криминологические особенности личности обучающихся (выпускников), совершивших вооруженные нападения на образовательные организации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 177-180. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-177-180.

Original article

Some criminological features of the identity of students (graduates) who have committed armed attacks on educational organizations

Maria S. Orlova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

mari-orlova-2016 @m ail.ru

Abstract. Some criminological features of the personality of students (graduates) who commit violent crimes with the use of weapons in educational organizations are discussed. In the course of the studied material, the authors identify a number of characteristic features of the personality of the offender. The portrait of the student (graduate) who has committed an armed attack on educational organization looks as follows: male, aged from 14 till 19 years old, single, a student (previously studied) of the organization which has committed the attack or his graduate, having incomplete secondary or secondary special education, from a prosperous family, who shows an active interest in the weapon.

Keywords: criminal identity, armed crime, educational institutions, violent crime, socio-demographic profile

For citation: Orlova M. S. Some criminological features of the identity of students (graduates) who have committed armed attacks on educational organizations. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):177-180. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-177-180.

Проблеме личности преступника всегда уделялось особое внимание со стороны отечественных ученых разных отраслей знаний. Среди известных криминологов, занимающихся проблемами личности преступника, можно выделить Э. С Ахъядова, В. Н. Кудрявце-

ва, В. А. Ткаченко, В. В. Понамарева, В. Е. Эминова, Ю. М. Антоняна, Г. А. Аванесова, Е. П. Ильина, В. Г. Леонтьева, А. И. Долгову, Л. В. Готчину, О. С. Сало-хутдинову, Л. А. Андрееву и многих других.

Несмотря на это, вопросы, связанные с лично-

© Орлова М. С., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

стью преступника, по-прежнему остаются одними из наиболее актуальных среди всего многообразия тем криминологических исследований. Прежде всего, это обусловлено качественными изменениями, как самой личности, так и преступности в целом. Трансформация общей структуре преступности подталкивает государство на создание и модернизацию профилактических и предупредительных мер в борьбе с преступностью. Однако, создание эффективных мер невозможно без изучения личности преступника, к которому эти меры будут обращены.

Понятие «личность преступника» не имеет закрепленной дефиниции ввиду чего при его формулировке нередко возникают трудности. Их наличие обусловлено тем, что, с одной стороны, авторы, включая в дефиницию особые присущие исключительно преступникам качества, свойства и признаки, включают (по морально-психологической форме) в их число и лиц, которые не совершают преступления. С другой стороны, давая характеристику понятию личности преступника, опираясь исключительно на признак виновности человека, использование такого подхода может привести к смешению понятия «личность преступника» с другим уголовно-правовым понятием — «субъект преступления». В связи с этим определение «личности преступника» должно складываться исходя из криминологически значимых особых свойств, которые вступая в синтез с другими обстоятельствами обуславливают совершение преступления. В данном случае, личность преступника будет включать в себя свойства, на которые должны быть направлены меры профилактического воздействия, а также социальные условия, способствующие формированию указанных свойств. Интересную точку зрения в определении личности преступника высказывает Ю. М. Антонян. Известный ученый-криминолог обращает внимание на то, что каждого, кто совершил преступление, можно назвать «личностью преступника». Однако каждый, кто даже никогда не осуждался, но отличается типичными чертами личности преступника, может быть отнесен к этому типу, хотя и только условно (только условно!), и поэтому стать субъектом профилактического воздействия [3, с. 118].

С начала 2000-х годов очень неблагоприятные изменения произошли в группе лиц, совершающих наиболее опасные насильственные преступления. Среди совершивших убийство и причинение тяжкого вреда здоровью доля лиц без постоянного источника дохода, безработных, учащихся и студентов увеличилась к 2020 г. более чем в два раза. Эти тенденции являются неблагоприятными и свидетельствуют о росте безработицы и криминальной зараженности ученической и студенческой среды [5, с. 93]. Проведенный нами анализ состояния насильственной преступности и ее отдельных видов, позволивший определить современ-

ные тенденции в области насильственной преступности, свидетельствует о выделении качественно новой, специфической категории личности насильственного преступника — обучающийся (выпускник), совершающий насильственные преступления с применением оружия в образовательных организациях.

В криминологии сложилась традиция рассмотрения личности преступника с позиций комплексного системно-структурного анализа. Однако относительно элементов структуры личности преступника единство во взглядах учёных отсутствует. Обобщение существующих подходов позволяет выделить следующие основные составляющие данной структуры: социально-демографический, нравственно-психологический и уголовно-правовой блоки [4, с 93].

В силу сложности и многоаспектности рассматриваемой проблемы, мы обратимся к одной из наиболее важных характеристик личности современного преступника — социально-демографической характеристике. Социально-демографические признаки составляют основу изучения личности, указанный блок, по мнению большинства криминологов, включает в себя показатели, связанные с возрастными и гендерными характеристиками личности, ее социальным и семейным положением, уровнем образования и наличием тех или иных навыков.

В целях наиболее точной оценки и выявления закономерностей в области социально-демографической характеристики личности преступника, было изучено более 40 случаев вооруженных нападений обучающихся (выпускников) на образовательные организации, а также проведен анализ ситуаций, когда такими лицами предпринимались действия, связанные с подготовкой и покушением на преступление такого рода за период 2014-2021 годов.

Пытаясь выявить отдельные социально-демографические особенности криминологической характеристики личности преступника, следует отметить, что большая часть исследуемых насильственных преступлений совершается лицами мужского пола. Женщин, совершающих насильственные преступления, в силу определенных особенностей (физиологических и психологических) меньше. Данная тенденция четко просматривается и при изучении личности обучающегося (выпускника), совершившего вооруженное нападение на образовательную организацию. Субъектами, совершающими нападения во всех изученных случаях, были исключительно лица мужского пола.

Возрастная характеристика свидетельствует о следующем, что все лица, совершившие преступления были гражданами в возрасте от 14 до 19 лет. Каждое третье такое лицо, совершало преступление в возрасте 15 лет. Также высокая доля от общего числа лиц, совершивших преступление или готовящихся к его совершению, приходится на возраст 18-19 лет 20 %.

JURISPRUDENCE

Социальный статус индивида играет немаловажную роль, во-первых, среди общего числа рассмотренных нами случаев на момент совершения преступления в 98 % лицо являлось обучающимся или бывшим учеником образовательной организации, на которое оно совершало вооруженное нападение. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в зависимости от уровня образовательной программы, формы обучения, режим пребывания в образовательной организации к числу обучающихся относит следующие категории: воспитанники, учащиеся, студенты (курсанты), аспиранты адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры, слушатели, экстерны [1]. Образование человека является фактором, в значительной степени определяющим его социальный статус, влияющим на формирование интересов, окружения, жизненных установок. Уголовное насилие коррелирует с низким уровнем культуры и интеллектуального развития личности [2, с. 269].

Характеристика образовательного уровня обучающихся (выпускников) образовательных организаций свидетельствует о наличии неполного среднего образования у большей части преступников. Примерно в 10 % от общего числа нападавшее лицо имело среднее образование, в 15 % случаев средне специальное. Лицами, имеющими высшее образование, а также лицами, не имеющими образования, преступления данного характера и направленности, среди изученных нами практических материалов не встречались. Среди изученных личностей редко можно встретить обучающихся, имевших серьезные проблемы с учебой. Как правило, лицо училось довольно-таки «средне», а порой и вовсе было отличником. Насильственные преступники отличаются крайне низким уровнем образования, среди них преобладают лица с неполным средним и средним образованием, причем это относится к лицам, совершающим практически все насильственные преступления без исключения.

По мнению Д. А. Шестакова: «Социальные роли преступника в значительной степени определяются его семейным статусом, свидетельствующим об уровне его социальной адаптации» [6]. В данном случае семейное положение преступников очень неоднородно. Многие воспитывались в полных семьях, которые по оценке правоохранительных органов являлись благополучными. Отметим, что практически все обучающиеся проживали совместно с родителями, исключением является Ильназ Галявиев, который проживал отдельно от своих родителей и младшего брата. По неофициальным данным он имел проблемы в общении с семьей, в связи с чем проживал в отдельной квартире. Стоит отметить тот факт, что порядка 30 % лиц, совершивших преступления, воспитывались не двумя родителями. Место отца в семье занимал отчим, в то время как отец вообще не принимал участие в воспи-

тании ребенка, либо оказывал лишь материальную поддержку.

Навыки, знания и умения играют немаловажную роль при изучении портрета личности преступника. При изучении интересов обучающихся и выпускников были выявлены следующие закономерности. Согласно исследованию практически во всех случаях, когда преступления совершались с применением самодельных взрывных устройств, пневматических винтовок и гладкоствольных ружей нападавшее лицо имело навыки первоначальной подготовки обращения с ним, а также проявляло активный интерес к изучению оружию. Данный факт подтверждается изъятыми инструкциями по изготовлению зажигательных и взрывных устройств у нападавших или лиц, готовящих преступление. Так, например стрелку из Ивантеевки Михаилу Пивневу, совершившему нападение на школу 5 сентября 2017 года, зная об увлечении сына, родители Михаила сами подарили ему пневматическое оружие, впоследствии использованное подростком при нападении на школу [7].

Имели место случаи, когда лицо законно получало лицензию, что в дальнейшем ему давало право на покупку оружия, которое в последующем становилось орудием преступления.

Таким образом, проведённое выборочное исследование позволило выявить следующие особенности социально-демографической характеристики личности насильственного преступника, совершающего вооруженные нападения на образовательные организации:

• преступления совершались исключительно лицами мужского пола;

• в 96 % случаях они совершались единолично;

• в 98 % случаях молодые люди, являлись обучающимися или выпускниками образовательных организаций, на которые нападали, либо ранее проходили там обучение;

• возраст преступника варьируется от 14 до 19 лет, наиболее часто, преступления совершались в возрасте 15 и 18 лет;

• все лица, совершившие преступления, были гражданами Российской Федерации;

• все лица, совершившие преступления, имели семейное положение — холост;

• практически во всех случаях совершившее преступление лицо проживало с семьей, за редким исключением преступники, которые как Ильназ Галявиев (известный в СМИ как «Казанский стрелок»,) проживали отдельно;

• все семьи, в которых воспитывались обучающиеся (выпускники) были благополучными и не состояли на учете;

• нападавшее лицо, имело неоконченное среднее или средне специальное образования;

• в большинстве случаев обучающиеся (выпуск-

ники) образовательных организаций проявляли активный интерес к оружию, у многих оружие находилось дома;

• более половины (80 %) изученных личностей увлекались компьютерными играми.

В заключении отметим, что рассматриваемая нами категория лиц, совершивших вооруженные нападения на образовательные организации, отличается рядом значимых параметров и признаков, учитывая которые, у правоохранительных органов имеется возможность вести целенаправленную и дифференцированную борьбу с данным явлением.

Список источников

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021 г.).

2. Криминология. Учебник под ред. В. Н. Бурла-кова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. СПб : Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1999. 269 с.

3. Антонян Ю. М. Личность преступника и исправление осужденных // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 2. С. 117-127.

4. Игнатов А. Н. Социально-демографическая и уголовно-правовая характеристика личности современного насильственного преступника // Криминология : вчера, сегодня, завтра. Журнал Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. 2015. № 4 (39). С. 93-98.

5. Корзун И. Г. Криминологическая характеристика личности насильственного преступника // Государственная служба и кадры. 2021. № 3. С. 93-95.

6. Шестаков Д. А. Конфликтная семейная ситуа-

ция как криминогенный фактор. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук // Российский криминологический взгляд. 2011. № 2. С. 91-100.

7. Нападение на школу в Ивантеевке // wikipedia. org. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org.

References

1. Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (ed. of 02.07.2021) «On Education in the Russian Federation» (as amended and supplemented, in force from 01.09.2021).

2. Criminology. Textbook edited by V. N. Burlakov, V. P. Salnikov, S. V. Stepashin. St.Petersburg : St.Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1999. 269 p.

3. Antonyan Yu. M. Personality of criminal and correction of convicts // Bulletin of Russian State University of Humanities. Series «Economy. Management. Law». 2019. № 2. P. 117-127.

4. Ignatov A. N. Socio-demographic and criminal-legal characteristic of the personality of a modern violent criminal // Criminology : yesterday, today, tomorrow. Journal of St. Petersburg International Criminology Club. 2015. № 4 (39). P. 93-98.

5. Korzun I. G. Criminological characteristic of the personality of a violent criminal // Public Service and Personnel. 2021. № 3. P. 93-95.

6. Shestakov D. A. Conflict family situation as a criminogenic factor. Author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Legal Sciences // Russian Criminological Outlook. 2011. № 2. P. 91-100.

7. Attack on the school in Ivanteevka // wikipedia. org. [Electronic resource]. Access mode: https:// ru.wikipedia.org.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

М. С. Орлова — адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the author M. S. Orlova — Adjunct of the Department of Criminology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 12.01.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 30.03.2022.

The article was submitted 12.01.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 30.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.