Научная статья на тему 'Некоторые итоги подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности в СПбГИК'

Некоторые итоги подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности в СПбГИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПБГИК / СТАТИСТИКА КОНТИНГЕНТА / ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / MASTER'S DEGREE / LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES / SPBGIK / CONTINGENT STATISTICS / TRAINING PROBLEMS / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Марина Николаевна

Рассмотрены некоторые итоги и проблемы подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности на базе библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК). Приведена статистика контингента обучающихся за восемь лет (2011-2019 гг.), процентное соотношение приема и выпуска, в том числе по кафедрам факультета; процентное соотношение обучающихся с профильным и непрофильным образованием; статистика трудовой занятости обучающихся по заочной форме обучения; статистика гражданства обучающихся и др. Проведен сравнительный анализ статистических данных, представлены основные выводы. Идентифицированы основные проблемы набора и обучения магистрантов очной и заочной форм, в том числе иностранных граждан; обозначены системные проблемы магистратуры как второго уровня высшего образования в библиотечно-информационной отрасли. Представлена текущая ситуация с разработкой примерной основной образовательной программы в связи с утверждением ФГОС3++ и введением его в действие с сентября 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME RESULTS OF PREPARATION OF MASTERS OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY IN SPBGIK

Some results and problems of training of masters in library and information work on the basis of library-information faculty, St. Petersburg state Institute of culture (SPbGIK) are describe. The statistics of the contingent of students for eight years (2011-2019), the percentage of admission and graduation, including the departments of the faculty; the percentage of students with specialized and non-core education; statistics of employment of students by correspondence; statistics of citizenship of students, etc are shown. The comparative analysis of statistical data is carried out, the main conclusions are presented. The main problems of recruitment and training of full-time and part-time students, including foreign citizens are identif ed; the systemic problems of magistracy as the second level of higher education in the library and information industry are identif ed. The current situation with the development of an approximate basic educational program in connection with the approval of FGOS3++ and its introduction in September 2019 is presented

Текст научной работы на тему «Некоторые итоги подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности в СПбГИК»

УДК [02:378.22]:378.б00.8(470.23-25)"2011/2019"

М. Н.Колесникова

Некоторые итоги подготовки магистров библиотечно-информационной

деятельности в СПбГИК

Рассмотрены некоторые итоги и проблемы подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности на базе библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК). Приведена статистика контингента обучающихся за восемь лет (2011-2019 гг.), процентное соотношение приема и выпуска, в том числе по кафедрам факультета; процентное соотношение обучающихся с профильным и непрофильным образованием; статистика трудовой занятости обучающихся по заочной форме обучения; статистика гражданства обучающихся и др. Проведен сравнительный анализ статистических данных, представлены основные выводы. Идентифицированы основные проблемы набора и обучения магистрантов очной и заочной форм, в том числе иностранных граждан; обозначены системные проблемы магистратуры как второго уровня высшего образования в библиотечно-информационной отрасли. Представлена текущая ситуация с разработкой примерной основной образовательной программы в связи с утверждением ФГОС3++ и введением его в действие с сентября 2019 г.

Ключевые слова: магистратура, библиотечно-информационная деятельность, СПбГИК, статистика контингента, проблемы подготовки, образовательные программы

Marina N. Kolesnikova

Some results of preparation of masters of library and information activity in SPbGIK

Some results and problems of training of masters in library and information work on the basis of libraryinformation faculty, St. Petersburg state Institute of culture (SPbGIK) are describe. The statistics of the contingent of students for eight years (2011-2019), the percentage of admission and graduation, including the departments of the faculty; the percentage of students with specialized and non-core education; statistics of employment of students by correspondence; statistics of citizenship of students, etc are shown. The comparative analysis of statistical data is carried out, the main conclusions are presented. The main problems of recruitment and training of full-time and part-time students, including foreign citizens are identified; the systemic problems of magistracy as the second level of higher education in the library and information industry are identified. The current situation with the development of an approximate basic educational program in connection with the approval of FGOS3++ and its introduction in September 2019 is presented.

Keywords: master's degree, library and information activities, SPbGIK, contingent statistics, training problems, educational programs DOI 10.30725/2619-0303-2019-4-167-170

С 2011 г. в вузах культуры России началась подготовка магистров библиотечно-информационной деятельности. Сейчас уже можно подвести некоторые итоги этой работы на примере библиотечно-информационного факультета (БИФ) Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК) -старейшего факультета старейшего вуза культуры, отметившего в прошедшем году 100-летний юбилей.

В данное время идет восьмой учебный год подготовки магистров - кадров высшей квалификации второго уровня. На БИФе начиная с 2013 г. состоялись семь выпусков дипломированных магистров по очной форме обучения, шесть - по заочной.

Приводимая далее статистика контингента выпускников позволяет сделать некоторые выводы о магистратуре как форме подготовки кадров для библиотечной отрасли.

В 2011 - 2018 гг. были приняты:

- на очную форму обучения - 50 человек, из них окончили магистратуру 30 человека (т. е. на данный момент 60 % от всего приема). Продолжают учиться те, кто был принят в магистратуру в 2018 г. - 7 человек (+один человек находится в академическом отпуске). Таким образом, за указанные годы произошел по разным причинам отсев студентов-очников в количестве 12 человек;

- на заочную форме обучения - 91 человек, из них окончили магистратуру - 50 (то есть, на

данный момент 55% от всего приема). Продолжают учиться 25 человек (+один человек находится в академическом отпуске), принятые в 2017 и 2018 гг. Таким образом, отсев студентов-заочников за все время составил 15 человек.

Причины, по которым обучающиеся отчисляются из магистратуры, разные - неплатежеспособность, тяжелые заболевания, переезд на жительство в другую страну/город, невозможность совмещать учебу с работой, семейные обстоятельства и др.

Итого с 2011 г., включая набор обучающихся 2017 и 2018 гг., которые еще продолжают обучение, были приняты на обе формы обучения 141 человек, из них окончили обучение 80 человек. Продолжают обучение 32 человека (+ двое в академическом отпуске в связи с рождением детей). Если исходить из оптимистического сценария развития событий и предположить, что все обучающиеся ныне магистранты получат дипломы, то их выпуск составит 81% от приема.

Статистика по выпускающим кафедрам (в соотношении принятых в 2011-2018 гг. и окончивших обучение) следующая:

- кафедра библиотековедения и теории чтения: по очной форме обучения - 14/8, по заочной - 12/11;

- кафедра документоведения и информационной аналитики: по очной форме обучения -12/10, по заочной - 21/19;

- кафедра информационного менеджмента: по очной форме обучения - 14/11, по заочной -18/16;

- кафедра литературы и детского чтения: по очной форме обучения - 2/1, по заочной - 7/4.

Рейтинг кафедр факультета по результативности выпуска магистров:

1. Кафедра документоведения и информационной аналитики - человек 33/29 (88%).

2. Кафедра информационного менеджмента - человек 32/27 (84%).

3. Кафедра библиотековедения и теории чтения - человек 26/19 (73%).

4. Кафедра литературы и детского чтения -человек 9/5 (55%).

Показательную картину дает статистика контингента магистрантов по некоторым критериям, важным для анализа деятельности магистратуры БИФ.

С профильным образованием по очной форме обучения за все время были приняты 35 человек, т. е. 70% от количества принятых (из них - 29 - выпускники БИФ СПбГИК и шестеро -из других вузов, где осуществляется подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности (Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, Мор-

довский государственный университет, Монгольский государственный университет (двое), Университет Дамаска, Ханойский национальный университет), с непрофильным - 15 человек.

С профильным образованием по заочной форме обучения приняты 32 человека, т. е. 35% от количества принятых (пятеро - выпускники БИФ СПбГИК, один - Московский государственный институт культуры).

Таким образом, всего с профильным образованием по обеим формам обучения были приняты 67 человек, т. е. 48% от общего количества принятых, что свидетельствует о значительной популярности магистратуры БИФ у специалистов других сфер деятельности.

Непрофильное образование (74 человека) представлено следующими профессиями и специальностями: педагоги (специальности -химия, иностранный язык, социальная педагогика, психология, дошкольная педагогика, математика, филология, история и др.), журналисты, искусствоведы, экономисты, юристы, специалисты по государственному и муниципальному управлению, менеджеры социально-культурной деятельности, философ, социальный работник, регионовед (по Западной Европе), специалист по туризму и предпринимательству, специалист по социокультурному сервису и туризму, политолог, врач-кардиолог, метеоролог, спортивный тренер, дизайнер интерьера, архитектор, инженер-технолог, инженер по прикладной информатике, специалист по 1Т и др.);

По гендерному признаку преобладающий контингент магистрантов составляют женщины. По очной форме обучения за весь период было принято 10 молодых людей (затем четверо отчислены), по заочной - девять (один отчислен), итого было принято 19 человек.

Анализ по гражданству дает следующие данные: было принято восемь иностранцев, прибывших из следующих государств: Монголия (два человека, окончили обучение), Сирия (один человек окончил обучение), США (один человек окончил обучение), Казахстан (два человека - один окончил обучение, один - отчислен), Вьетнам (один человек, продолжает обучение), Египет (один человек, продолжает обучение).

Сотрудники библиотек и информационных служб организаций (сведения приведены на момент поступления) составили по очной форме обучения - 21 человек (еще восемь человек работали в подразделениях СПбГИК); по заочной форме - 72 человек (один человек - сотрудник СПбГИК), итого - 93 человека (66% от числа поступивших за все время).

Стали аспирантами пятеро магистров: трое учатся в СПбГИК, один - в Московском государ-

Некоторые итоги подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности..

ственном областном университете, один - в одном из вузов г. Ростова-на-Дону.

Некоторые итоги

1. В целом, контингент обучающихся в магистратуре по обеим формам обучения состоит из выпускников БИФ СПбГИК (60 человек - 43%); а по очной форме обучения - 58%.

2. Обучающиеся с профильным образованием составили 48% от контингента обучающихся; обучающиеся с непрофильным образованием, в основном, имеют профессии и специальности из социально-гуманитарной сферы.

3. 66% выпускников магистратуры на момент поступления в магистратуру работали в библиотеках и профильных организациях. Основной мотив получения профессионального образования теми, кто его не имеет, - сохранение данной работы и продвижение по служебной лестнице. Те же, кто не имеет профильного образования, и не работал в библиотеках, приходят учиться в магистратуру БИФ, рассчитывая потом трудоустроиться в библиотечной сфере.

Основные проблемы

1) ежегодно отмечается невысокий конкурс поступающих в магистратуру на очное обучение. Выпускники бакалавриата по очной форме обучения, преимущественно, стремятся устроиться на работу, а не продолжаться находиться на иждивении у родителей еще два года обучения;

2) существенной проблемой является неудовлетворительная посещаемость занятий в очной магистратуре, так как практически все обучающиеся вынуждены работать, поскольку стипендия не обеспечивает их жизненных потребностей. Это не может не сказываться на качестве освоения ими образовательной программы;

3) магистранты-заочники сталкиваются с проблемой легитимного выхода на сессии, так как нередко работодатели не предоставляют таким сотрудникам учебный отпуск;

4) существует проблема преподавания в разнородных по составу учебных группах, поскольку вместе учатся магистранты с различным профильным образованием и уровнем подготовки. Например, в группе могут оказаться иностранцы, далеко не всегда хорошо знающие русский язык, что создаст проблемы для всех участников учебного процесса - самого магистранта; преподавателя, пытающегося донести до него нужное знание; всей учебной группы, вынужденной отвлекаться и реагировать на коммуникацию между не(до)понимающим соучеником и «измученным» преподавателем. В магистратуре БИФ подобное происходило

и происходит с обучающимися из Монголии, Сирии, Египта, Вьетнама, которые плохо владели (вообще не владели) не только русским, но и английским языком. Подобная ситуация вынуждает преподавателя либо сначала устраивать своеобразный «ликбез» по учебной дисциплине для части слушателей группы, нерационально расходуя лекционное время (которого и так мало по установленным нормативным требованиям), вместо изложения более серьезного по сложности материала, либо просить данных слушателей самостоятельно и быстро «подтянуть» свои знания до уровня обучающихся с базовым образованием. Рассчитывать на 100% выполнение поставленной задачи все равно не приходится, так как магистрант может либо не иметь для этого необходимого времени в силу своей занятости на работе и вообще учится по «остаточному принципу», либо не найти необходимые источники, либо не сумеет самостоятельно разобраться в незнакомой терминологии и концептах, и даже просто поленится заниматься дополнительно вне учебных занятий.

Перечисленные проблемы гипотетически могут иметь определенные решения: введение гибких, модульных, быстро адаптируемых к запросам внешней среды программ обучения, индивидуально настраиваемые графики обучения магистрантов, электронное онлайн-образование и др. Однако эти решения будут противоречить сложившей системе организации учебного процесса и труда преподавателей вузов и породят сложную социальную проблему.

Неустойчивость нормативно-правовой и учебно-методической базы, регламентирующей образовательную подготовку, - так же не менее важная проблема. В течение одного учебного года могут меняться требования и установки Министерства образования РФ, которые обязывают профессорско-преподавательский состав вуза «на ходу» приспосабливать к ним программы, учебные планы и дисциплины.

Статичность, «жесткость» образовательных программ с линейностью освоения учебных дисциплин и отсутствием их свободного выбора обучающимися - препятствует академической мобильности магистрантов.

Отсутствие апробированной, обоснованной, реалистичной модели магистра библиотеч-но-информационной деятельности (в том числе прогностической модели будущего магистра) как предполагаемого специалиста для работы в профильной отрасли деятельности порождает сложности в подготовке выпускников. С этим связана проблема отсутствия в библиотеках корреляции должностей штатного расписания и уровня полученного образования - бакалавра

или магистра: диплом магистра не дает никакой гарантии получения более высокой должности. Он рассматривается, в первую очередь, как гарантия сохранения работы теми выпускниками, которые не имеют профильного образования. В перспективе это может привести к девальвации идеи магистратуры, если ее выпускники не будут получать ожидаемых статусных преимуществ.

Отдельного обсуждения требуют образовательные программы, согласно которым в стране идет подготовка магистров библиотечно-инфор-мационной деятельности.

Кардинальными новациями стали изменения в составе и структуре компетенций.

Введены универсальные (6) и общепрофессиональные (3) компетенции, которые являются общими для освоения по всей укрупненной группе специальностей 51.00.00 «Культуроведение

и социокультурные проекты», куда входит и би-блиотечно-информационная деятельность (БИД).

Профессиональные компетенции теперь разделены на обязательные (6), осваиваемые обучающимися во всех вузах, готовящих магистров БИД, и рекомендуемые (5), которые вуз выбирает в зависимости от направленности образовательной подготовки магистров. Итого в новом ФГОС установлено 20 компетенций. Вариативная часть учебного плана будет составляться из тех дисциплин, которые ведутся в конкретном вузе.

Прошедшие восемь лет деятельности магистратуры БИФ позволяют в ретроспективе оценить достигнутые результаты в целом как положительные, убедительно свидетельствующие о перспективе развития данного уровня высшего образования в СПбГИК с учетом решения имеющихся проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.