НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ ВО ФРАНЦИИ 2024 ГОДА Е.А. Осипов, канд. ист. наук, доцент
Государственный академический университет гуманитарных наук (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-19-24
Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № ¥2№¥-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»)
Аннотация. Летом 2024 г. президент Франции Э. Макрон принял решение о роспуске Национального собрания Франции и проведении досрочных парламентских выборов. В статье анализируются причины, побудившие президента принять такое спорное и сложное решение. Прежде всего, оно объясняется неудачными для президентского движения результатами европейских выборов, победу на которых во Франции одержало «Национальное объединение». Автор показывает, что, решившись на проведение досрочных выборов, Макрон рассчитывал, что, в отличие от выборов в Европейский парламент, на национальном уровне Марин Ле Пен и ее партии не удастся заручиться широкой поддержкой населения, что, в совокупности, с расколом левого политического спектра, должно было привести к улучшению позиций президентского движения в парламенте и стабилизации политической системы.
В статье подробно анализируются изменения, произошедшие в партии «Национальное объединение», от смены названия до масштабной политики по улучшению образа партии, которые привели в итоге к заметному расширению электората. Результатом стало то, что «Национальное объединение», несмотря на общее третье место среди партийных коалиций, заметно увеличило свое присутствие в парламенте и официально стало самой популярной партией в стране. Несостоятельными оказались и надежды президента и его команды на раскол левой коалиции.
В итоге, автор приходит к выводу, что вместо стабилизации ситуации досрочные выборы привели только к дальнейшему углублению политического кризиса в стране, а шансы Марин Ле Пен на победу на будущих президентских выборах стали осязаемы более, чем когда-либо.
Ключевые слова: Франция, Пятая республика, Макрон, Марин Ле Пен, Национальное объединение, парламентские выборы.
Лето 2024 г. стало настоящим испытанием для французской политической системы. 9 июня прошли выборы в Европейский парламент. Еще задолго до них и социологические опросы, и многочисленные эксперты предсказывали тяжелые для президентского движения результаты. Главным фаворитом считалось «Национальное объединение», во главе списка которого шел Жордан Барделла, молодой (29 лет) и популярный в стране политик. В 2023 г., согласно социологическим опросам, он вошел в число 50 самых популярных людей во Франции и оказался среди них единственным политиком [4]. Когда в январе 2024 г. президент Франции Эммануэль Мак-рон сменил правительство и назначил на пост
премьер-министра молодого Габриэля Атталя, то одной из причин такого назначения было то, что Атталь, занимавший до этого пост министра национального просвещения, во-первых, имел один из самых высоких рейтингов среди министров, а во-вторых, прежде всего был известен запретом на ношение «абайи» (длинное традиционное женское мусульманское платье с рукавами) в школе, что сделало его особенно популярным среди правого электората [1]. Президентская команда рассчитывала, что молодой Атталь сможет составить конкуренцию Барделле и результаты европейских выборов окажутся более приемлемыми для власти.
Однако, в итоге «Национальное объединение» уверенно заняло первое место, получив более 31% голосов. Президентское движение с 14,6% пришло вторым, едва не пропустив вперед коалицию левых партий (в том числе Социалистической партии) во главе с Рафаэлем Глюксманном, сенсационно получившую 13,83%. Ответом Макрона на результаты европейских выборов стало совершенно неожиданное решение о роспуске Национального собрания Франции и назначении первого тура внеочередных выборов на 30 июня 2024 г.
Решение о роспуске парламента было негативно воспринято французской политической элитой, в том числе и ближайшим окружением президента. До следующих выборов оставалось еще три года, а европейские выборы не могли кардинально повлиять на политическую ситуацию в стране. В связи с этим, решение президента казалось многим эмоциональным, импульсивным, а главное опасным, поскольку превращало перспективу приходы партии Марин Ле Пен в реальность ближайшего будущего.
Макрон, прежде всего, руководствовался представлением о том, что французы традиционно по-разному голосовали на национальных и европейских выборах. Если к выборам в европейский парламент отношение было не очень серьезное и французы были готовы к экспериментам, то на выборах в Национальное собрание они всегда отдавали предпочтение традиционным, системным партиям, отсекая крайние политические движения. Так, в 2019 г. партия Марин Ле Пен также победила на европейских выборах во Франции (23,3%), однако ее результаты на парламентских выборах 2022 г. были заметно ниже (17,3% во втором туре и 89 полученных мест в парламенте). Таким образом, Макрон, решившись на роспуск Национального собрания, стремился показать, что на национальном уровне Марин Ле Пен не способна на повторение европейского успеха.
Еще одна причина состояла в том, что европейские выборы 2024 г. показали разобщенность левых сил во Франции, которые не смогли объединиться в один список. Более того, Рафаэль Глюксманн вместе с Социалистической партией смогли заметно опередить «Непокоренную Францию» Жаан-Люка Ме-ланшона, которая еще с 2017 г. считалась
главным конкурентом президентского движения в парламенте. Макрон полагал, что и на досрочных парламентских выборах левым силам не удастся преодолеть свои глубокие противоречия, а значит у правящего блока будет возможность заметно улучшить свои позиции в Национальном собрании. В конечном счете, Макрон стремился преодолеть негатив от результатов выборов 2022 г., когда президентское движение не смогло получить абсолютное большинство в парламенте, и именно тогда начался длительный политический кризис во Франции, связанный с неспособностью ни одной из политических сил проводить свою политику.
На первый взгляд, доводы президента Франции были логичны. Французы, действительно, по-разному голосуют на европейском и национальном уровнях, а приход Марин Ле Пен к власти по-прежнему воспринимается довольно значительной частью населения как угроза развитию страны. Что же касается левых сил, то разногласия между ними носят очень глубокий характер. Достаточно сказать, что у Социалистической партии и «Непокоренной Франции» кардинально разные взгляды на вопросы экономического характера, налоговой политики и на основные аспекты внешней политики.
Тем не менее, как уже было сказано, даже ближайшее окружение французского президента считало его решение крайне рискованным. И аргументы у них тоже были сильными. Партия Марин Ле Пен имеет очевидную позитивную динамику, и на каждых новых выборах набирает все больше и больше голосов. На парламентских выборах 2017 г., всего 7 лет назад, тогда еще «Национальный фронт» набрал во втором туре всего 8,75% голосов, получив 8 мест в парламенте, меньше чем у получившей 10 мест Коммунистической партии Франции, о существовании которой не все во Франции помнят. Как уже упоминалось выше, через пять лет партия Марин Ле Пен получила уже 89 мест в Национальном собрании. Та же динамика прослеживалась и на европейских выборах. В 2019 г. - 23,3% голосов, в 2024 г. - более 31%.
Что же касается левых сил, то их разобщенность на европейских выборах объяснялась как раз прежде всего невысоким статусом этих выборов. Перед лицом же нацио-
нальных выборов вполне могла возникнуть перспектива их объединения.
В итоге, расчеты президента Пятой республики оказались неверными. Левые пошли на выборы единым фронтом, а «Национальное объединение» победило в первом туре, набрав вместе со своими союзниками по блоку сенсационные 33,2% голосов, то есть даже больше, чем на европейских выборах.
Прежде всего, отметим, что само восприятие президентом Макроном «Национального объединения» оказалось ошибочным и устаревшим. С самого начала своего президентства Макрон стремился поставить свое противостояние с Марин Ле Пен в центр политической жизни Франции. Его расчет строился на том, что в соперничестве с Марин Ле Пен он одержит верх, поскольку ее антирейтинг всегда считался высоким. Действительно, и во втором туре президентских выборов 2017 г., и во втором туре 2022 г. он одержал убедительные победы. Макрон при этом совершал сознательные шаги для ослабления других партий, ранее занимавших центральное место в политической жизни страны. В кабинет министров, и на пост председателя правительства президент регулярно и последовательно назначал знаковых для социалистов и республиканцев политиков, которые, в свою очередь уходили из своих партий. Например, так было с премьер-министром Эдуаром Филиппом, умеренным правым политиком и наследником Алена Жюппе, а другой премьер-министр Франции при Макроне Элизабет Борн, наоборот, была близка к Социалистической партии. И сам Макрон покинул Социалистическую партию, в которой начинал свою политическую карьеру и получил министерский пост в период президентства Франсуа Олланда. В итоге, годы президентсва Макрона характеризуются луюоким кризисом двух партий, до этого составлявших основу политической жизни Пятой республики: Социалистической партии и партии «Республиканцы». В 2017 г. кандидат-социалист Бенуа Амон в первом туре президентских выборов 2017 г. набрал всего 6,3%, а Социалистическая партия на парламентских выборах 2017 г. установила свой антирекорд, получив всего 30 мест в Национальном собрании вместо 280 в 2012 г. В 2022 г. социалисты получили 31 место в парламенте. Что касается республиканцев, то в
2017 г. они добились приемлемого результата и получили 100 мест в Национальном собрании, то в 2022 г. - всего 62 места.
Структурирование французской политической жизни вокруг соперничества Макрона и Марин Ле Пен было выгодно им обоим. Мак-рон обеспечивал себе таким образом президентское кресло, хотя его личный рейтинг редко был выше 25% и имел тенденцию скорее к снижению. А для «Национального объединения» и лично для Марин Ле Пен это означало закрепление в качестве второй по значимости политической силы в стране, что было тоже явным успехом. Вместо противостояния правых и левых партий началась борьба неолибералов, глобалистов и европеистов с протекционистами, европессимистами и противниками глобализации.
Однако, подобные расчеты не учитывали изменений, происходивших внутри партии Марин Ле Пен и постепенно менявших ее образ среди французского электората. Марин Ле Пен запустила масштабный проект по «деде-монизации» партии [3]. Из нее исключили в 2015 г. основателя и многолетнего лидера Жана-Мари Ле Пена. Партия изменила название, вместо «Национального фронта» появилось «Национальное объединение». Предыдущее наименование подчеркивало («фронт») внесистемность движения, теперь же Марин Ле Пен указывала на готовность партии к решению общенациональных задач в рамках политической системы Пятой республики. Успешно прошел и процесс привлечения в партию известных политиков из других организаций, что было особенно важно в условиях мажоритарной избирательной системы. Членами «Национального объединения» стал, например, видный «республиканец» и сторонник Саркози Тьерри Мариани, а лидер партии «республиканцев» Эрик Сьотти перед первым туром досрочных выборов в парламент объявил о союзе с партией Марин Ле Пен, в итоге он и его сторонники пошли на выборы единым блоком с «Национальным объединением». Решение Сьотти вызвало раскол у «республиканцев», но оно подчеркивает, что «Национальное объединение» приобретает все более притягательную силу. Эффективно работает и молодежное крыло партии. Упоминавшийся выше Жордан Барделла уже стал политиком национального уровня.
Произошло и расширение электората партии. Марин Ле Пен удалось навязать Жану-Люку Меланшону и его «Непокоренной Франции» борьбу за голоса французского рабочих. Если в 2002 г. в первом туре президентских выборов за Жана-Мари Ле Пена проголосовало около 20% французских рабочих, то в 2021 г. уже более 40% пролетариата поддерживало Марин Ле Пен [5], далее эта тенденция только укрепилась.
Конечно, в пользу «Национального объединения» играет и дальнейшее обострение кризиса национальной и религиозной идентичности во Франции. Постепенное распространение ислама в стране, рост религиозного радикализма [6] среди арабской молодежи в совокупности с такими трагическими событиями, как расстрел журналистов редакции «Шарли Эбдо» [7], террористические акты в Париже в 2015 г. или убийство религиозными экстремистами французских учителей Самюэля Пати (2020 г.) и Доминика Бернара (2023 г.) привели к заметному росту этно-конфессиональной напряженности в стране. Наряду с безработицей и ростом стоимости жизни именно вопросы безопасности и этнорелигиозного радикализма волнуют больше всего современных французов. Отсутствие четко сформулированной и скоординированной государственной политики в этом вопросе приводит к росту популярности Марин Ле Пен и «Национального объединения» среди самых разных слоев французского общества.
В итоге, антирейтинг Марин Ле Пен заметно снизился за последние годы. И первый тур парламентских выборов вместо голосования против «Национального объединения» превратился в референдум о доверии президенту и привел к неутешительным для президентского движения результатам.
Перед угрозой прихода «Национального объединения» к власти Макрон и его сторонники создали коалицию с левыми силами, включая радикальную «Непокоренную Францию». Этот союз выглядел странно, учитывая разницу в программах входивших в него партий и движений. Так, например, во внешней политике Жан-Люк Меланшон не скрывает своих симпатий по отношению к Палестине, в то время как Макрон выражает поддержку Израилю. В сфере образования лидер президентского списка Атталь, как уже упомина-
лось выше, известен запретом «абайи» в школах, в то время как левая коалиция выступала, наоборот, за разрешение на ношение «абайи». Но главные разногласия касались экономической сферы. Меланшон и большая часть левого политического спектра выступают за отмену принятой Макроном пенсионной реформы [2] и за резкое повышение налогов, что фактически перечеркивает то, что Макрон делал во внутренней политике, начиная с 2017 г. А предлагаемое депутатами от «Непокоренной Франции» значительное увеличение расходной части бюджета в уже краткосрочной перспективе ведет к заметному увеличению госдолга, снижению кредитного рейтинга Франции, ограничительным санкциям со стороны Брюсселя и угрожает подрывом экономической стабильности страны.
Победа «Национального объединения» для президентского движения означала глубокий политический кризис с непредсказуемыми последствиями. Приход к власти левых во главе с Меланшоном с точки зрения политического имиджа представлялся меньшей угрозой, но в перспективе означал экономическую катастрофу. В итоге выбор был сделан в пользу коалиции с левыми силами.
По прошествии второго тура парламентских выборов победу одержал Новый народный фронт (коалиция левых партий и движений), получив 178 мест в Национальном собрании, что было заметно меньше парламентского большинства и означало необходимость создания коалиции с другими политическими силами. Президентское движение получило 150 мест, «Национальное объединение» и его союзники - 142 места.
Для Марин Ле Пен результаты оказались противоречивыми. С одной стороны, в стане ее сторонников царило разочарование. Вместо победы на выборах, надежду на которую дали результаты первого тура, партия заняла третье место и потеряла шансы на формирование своего правительства. С другой стороны, коалиция во главе с «Национальным объединением» получила 142 места, заметно улучшив результаты предыдущих выборов и сохранив позитивную тенденцию по увеличению своего присутствия в парламенте с каждыми новыми выборами. Более того, и Новый народный фронт, и президентское движение по факту состоят из множества партий и движений, ес-
ли же считать голоса, поданные за каждую из партий, то получится, что «Национальное объединение» официально стала самой популярной партией в стране (у «Национального объединения» - 126 депутатов, у президентской партии «Вместе за Республику» - 99 мест, у «Непокоренной Франции» - всего 72 места). Если считать популярность по количеству поданных голосов или по процентам, как при пропорциональной системе, то и в этом случае «Национальное объединение» с большим отрывом стало первой партией Франции - 37% во втором туре, и более 10 млн голосов, как в первом, так и во втором туре (у формально победившего Нового народного фронта - всего 25,6% и 7 млн голосов).
В долгосрочной перспективе результат выборов может оказаться и вовсе выгодным для Марин Ле Пен. Даже, если бы во втором туре «Национальному объединению» удалось бы сохранить результат первого тура, выиграть выборы и навязать президенту «сожительство» (ситуация во французской политической жизни, когда президент и глава правительства представляют разные политические силы, в данном случае, при президенте Мак-роне премьер-министром был бы Барделла), все равно при президенте Макроне во главе страны «Национальное объединение» не смогло бы реализовывать свою программу в полном объеме, что скорее всего привело бы к падению рейтинга партии и снижению перспектив Марин Ле Пен на президентских выборах, запланированных на 2027 год. В то время как итоговые результаты превращают «Национальное объединение» в одну из главных оппозиционных сил в стране, что дает ему возможность спокойно следить за дальнейшем развитием политического кризиса и готовиться к президентским выборам в сильной позиции.
Что касается коалиции левых сил, формально победившей на выборах, то стоит отметить, что она представляет собой искусственное объединение, созданное именно для достижения лучшего результата на выборах. Очевидно, что, как и после выборов 2022 г., объединение может быстро распасться.
Действия Макрона после выборов продемонстрировали всю полноту политического кризиса во Франции. Ни одна из политических сил не получила большинства в парла-
менте и не могла претендовать на назначение своего лидера главой правительства. Президент отказался от назначения премьер-министром Люси Кастетс, несмотря на то, что она была единым кандидатом от победившего на выборах Нового народного фронта. После долгих переговоров главой правительства был назначен член партии «республиканцы» Мишель Барнье. Правительство, таким образом, сформировали представители президентского движения и партии «республиканцы», то есть вторая и четвертая политические силы в стране по итогам выборов. О странности сложившейся в результате выборов ситуации лучше всего говорит тот факт, что премьер-министром был назначен представитель партии, получившей во втором туре выборов всего 5,41% голосов. В сумме, во втором туре за президентское движение и за «республиканцев» проголосовало всего 7,8 млн человек, то есть более, чем на 2 млн меньше, чем за «Национальное объединение».
В правительство Барнье не вошли кандидаты от Нового народного фронта и «Национального объединения», однако там оказалось несколько политиков, близкий по взглядам к «Национальному объединению», в итоге партия Марин Ле Пен не стала поддерживать первые попытки левых вынести вотум недоверия новому правительству.
Сложилась ситуация, при которой именно от «Национального объединения» теперь зависит, устоит ли новое французское правительство, поскольку совокупных голосов левых и «Национального объединения» хватает, чтобы вынести вотум недоверия. Таким образом, для Макрона итоги выборов оказались очень тяжелыми. После первого тура его действия были направлены на то, чтобы не допустить к власти Марин Ле Пен и «Национальное объединение», а после второго тура он уже вынужден выстраивать отношения с «Национальным объединением», чтобы не отдать власть левым и не допустить проведения в стране авантюрных и радикальных экономических реформ. Если вспомнить, что само решение Макрона о проведении преждевременных выборов, во-первых, было совершенно необязательным и не вытекало из текущей ситуации, а во-вторых, было предпринято президентом для стабилизации ситуации и ослабления позиций Марин Ле Пен, то итог
выборов свидетельствует об ошибочности дентских выборах теперь гораздо более осяза-действий президента. Более того, перспектива ема, чем когда-либо. победы Марин Ле Пен на следующих прези-
Библиографический список
1. Осипов, Е.А. Габриэль Атталь. От запрета абайи в школах до назначения премьер-министром Франции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. - 2024. - № 1. - С. 37-42. -DOI 10.23672/HSCP.2024.49.98.013.
2. Осипов, Е. А. Франция: от пенсионной реформы к кризису Пятой республики? // Международная жизнь. - 2023. - № 4. - С. 24-31.
3. Alduy C., Wahnich S. Marine Le Pen prise aux mots. Décryptage du nouveau discours frontiste. Paris, Le Seuil. 2015.
4. Antonin A. Top 50 du JDD: Jordan Bardella, seul (politique) au monde // Le Journal du Dimanche. 30.12.2023.
5. Fourquet J. 1988-2021: Trente ans de metamorphose de l'électorat frontiste. Fondation Jean Jaurès. 2021.
6. La tentation radicale. Enquête auprès des lycéens / Sous la direction de Galland O., Muxel A. -Paris, 2018.
7. Todd E. Qui est Charlie? Paris, 2015.
SOME RESULTS OF THE 2024 FRENCH PARLIAMENTARY ELECTIONS
E.A. Osipov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor State Academic University for the Humanities (Russia, Moscow)
Abstract. In the summer of 2024, French President E. Macron decided to dissolve the National Assembly of France and hold early parliamentary elections. The article analyzes the reasons that prompted the president to make such a controversial and difficult decision. First of all, it is explained by the unsuccessful results of the European elections for the presidential movement, which were won by the National Rally in France. The author shows that, having decided to hold early elections, Macron expected that, unlike the elections to the European Parliament, Marine Le Pen and her party would not be able to secure broad support from the population at the national level, which, together with the split in the left political spectrum, should have led to an improvement in the position of the presidential movement in parliament and the stabilization of the political system.
The article analyzes in detail the changes that have taken place in the National Rally party, from the change of name to a large-scale policy to improve the image of the party, which ultimately led to a noticeable expansion of the electorate. The result was that the National Rally, despite the overall third place among party coalitions, significantly increased its presence in parliament and officially became the most popular party in the country. The hopes of the president and his team to split the left coalition also turned out to be unfounded.
As a result, the author comes to the conclusion that instead of stabilizing the situation, the early elections only led to a further deepening of the political crisis in the country, and Marine Le Pen's chances of winning the upcoming presidential elections have become more tangible than ever.
Keywords: France, Fifth Republic, Macron, Marine Le Pen, National Rally, parliamentary elections.