■ \ ma R Vf;
a li-D" г
^егианапмстика
Ч—J fm^r--'.---К ■■У--- .Л
_
7-—
!ï ' -Г--:
■. А/ . .. л
|).К L
DOI: 10.14530/reg.2015.1
Ijjjgjj^jË: ■ , . г Ч
ЛАЖЕНЦЕВ Виталий Николаевич
Доктор географических наук, профессор, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник
Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера УрО РАН, Коммунистическая, 26, Сыктывкар, Республика Коми, Россия, 167982
ШШМщЩ*
ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ ^
УДК 338.984
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ
Для Европейского Севера России характерно разнообразие форм пространственной организации хозяйства и расселения населения. Главное направление пространственного развития данной территории - сохранение и модернизация этих форм на основе научно-технических достижений, а также укрепление внутренних и межрегиональных связей. Пространственные трансформации здесь связаны с усилением уже накопленных производственных и социальных потенциалов, устранением «узких мест» в транспортной и энергетической системах.
Европейский Север России, пространственная структура, экономические микрорайоны, природно-ресурсная экономика, модернизация
SOME RESULTS OF THE STUDY OF THE SPATIAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN EUROPEAN NORTH
LAZHENTSEV Vitaly Nikolaevich
Doctor of geography, professor, corresponding member of the RAS, chief researcher
Institute of socio-economic and energy problems of the North, Komi science centre, Ural Branch of the RAS, 26, Kommunisticheskaya St., Syktyvkar, Russia, 167982
vnlazhentsev@iespn.komisc.ru
© ilaxeHqeB B.H., 2015
The European North of Russia is characterized by the diversity of the spatial organization of the economy and the resettlement of the population. Its main line of spatial development is the preservation and modernization of these forms on the basis of scientific and technological achievements, and the strengthening internal and inter-regional relations. Spatial transformations are related to the strengthening of already accumulated industrial and social potential and to the elimination of «bottlenecks» in the transport and energy systems.
Russian European North, spatial structure, neighborhoods, natural resource economics, modernization
economic
Работа выполнена в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 31 «Роль пространства в модернизации России: природный и социально-экономический потенциал»; проект 12-П-7-1004 «Социально-экономическое пространство Европейского Севера (общие основания для модернизации и межрегиональной интеграции)».
!
» К-1УТ
Ж
кегионалшика
О:'"'--
\MzAR
УЛ.
МЛ
// «а,
т
|).К г.
DOI: 10.14530/гед.2015.1
Общие положения проекта
На Европейском Севере России (ЕСР) сформировались относительно устойчивые историко-культурные «ядра» расселения населения: Поморье, Вологод-ско-Белозёрская земля, Великий Устюг, Карелия, Вычегодский, Сысольский, Мезенский и Печорский ареалы с высоким уровнем локализации коми народа, Боль-шеземельская тундра - родина ненцев, ареалы расселения саамов на Кольском полуострове и русских - на территории, прилегающей к Кольскому заливу и побережью Баренцева моря. Всё это места постоянного проживания многих поколений людей. Они подвержены демографическим колебаниям в силу не столько природных условий, сколько общественных процессов, особенно по причине ошибок в государственной региональной и социальной политике. Естественный же ход социально-экономического развития ЕСР более значим, чем те аспекты внутрироссийской колонизации, которые обусловлены лишь накоплением капитала.
Пространственную структуру хозяйства ЕСР можно охарактеризовать как линейно-узловую с наличием «глубинки» (экономически удалённой периферии). Например, в Республике Коми к экономически активным территориям относится 47% их общей площади, что можно расценить как вполне нормальную меру освоенности. Реки и транспортные магистрали предопределили конфигурацию расселения людей на длительную историческую перспективу. В хозяйственных узлах ЕСР сконцентрировано 70% промышленного производства.
Политическая доктрина «Модернизация России» для Севера практически означает (кроме стандартных технологических решений) приспособление хозяйственной деятельности к экстремальным и сложным климатическим условиям на основе научно-технического и социального прогресса. Приспособлению подлежит уже
_ _____ЩЩЩ1Ш
. ,.л: Ш& • .............
созданное и требующее модернизации: городские и сельские поселения, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, производственные и инфраструктурные комплексы. Осваивать же новые удалённые минерально-сырьевые районы на основе существующих ныне технологий не имеет смысла. Частично это относится и к арктическим ресурсам, широкая пропаганда освоения которых в средствах массовой информации и научно-популярной литературе не соответствует реальным возможностям нашей страны. Финансовые риски, связанные с апробацией новых технологических решений, будут минимальными в условиях уже налаженного производства.
Дополнения к общим положениям
Экономика ЕСР имеет пространственные характеристики, свойственные уже освоенным территориям, то есть со сложившимся каркасом размещения производства и расселения населения. «Освоение вширь» здесь практически закончилось, но остаётся задача «освоения вглубь», связанная с новыми подходами к развитию и размещению профильных отраслей хозяйства. ЕСР исторически подготовлен к диверсификации структуры производства на основе глубокой переработки сырьевых ресурсов и широкой кооперации в системах национальной и мировой экономики.
Опорными территориально-общественными образованиями на ЕСР (как и в России в целом) являются районы областного ранга (республики и области). От них идёт вся последующая развёрстка пространственных структур: вверх - экономические субрегионы (Карело-Кольский и Двино-Печорский), и вниз - 35 экономических микрорайонов, муниципальные районы и округа, соседские общины (или иначе - территориальные общественные самоуправления, ТОС) и домашние хозяйст-
й
!
» К-1УТ
кегионалшика
\ - -
жои«,
^г-^У ' Г""''1 1 " • \ >•'■-' .•■■■'
DOI: 10.14530/reg.2015.1
и'.
аг
|).К г.
ва. Особое внимание хотелось бы обратить на домохозяйства, общины и муниципальные образования. Они пока плохо «вписаны» в природный и экономический ландшафт северных территорий нашей страны. Вместе с тем происходит активизация ТОС, что побуждает к пониманию высокой роли соседской общины в повседневной жизни людей. Проблемы территориального развития на уровне муниципального образования связаны преимущественно с неудовлетворительным состоянием местного хозяйства и с недостаточно чёткой фиксацией его особенностей.
При этом автор считает целесообразным рассматривать местную экономику как один из видов смешанной (не плановой и не рыночной) экономики. Что же касается новизны исследовательских подходов к проблематике «пространство - модернизация», то она связана также с идеей организации производственно-территориальных холдингов. То есть «предприятий, состоящих из материнской и дочерних компаний, ведущих хозяйственную деятельность на базе территориальных сочетаний природных ресурсов» [2, с. 151]1.
Динамика численности населения по всем 35 экономическим микрорайонам отрицательная, но в разной мере. Почти половина численности населения ЕСР приходится на те микрорайоны, в которых отрицательная миграция не восполняется естественным приростом. Значительная отрицательная миграция и естественная убыль населения характерны для районов лесозаготовок, старопромышленных очагов Мурманской области, сельской периферии и для районов с убывающей добычей полезных ископаемых (рис. 1).
Существующая тенденция отрицательной почти для всего Севера миграции
1 Детально и всесторонне эта позиция изложена и аргументирована в недавно опубликованной монографии [2], в которой содержится также сопряжённый анализ понятий «предприятие», «кластер» и «территориально-производственный холдинг».
^^Г^Ьт^ЛШЩ- «Ж"" л •,
населения пока «терпима», но при условии высоких темпов роста производительности труда. Этот вывод применим и для ЕСР, хотя здесь естественное заселение территории ради обретения пространства жизнедеятельности более значимо, чем колонизация ради получения отдельно взятых природных ресурсов. Примерно 80% населения ЕСР можно считать «укоренённым»: оно может покинуть свою малую родину только при особо неблагоприятных обстоятельствах жизни.
Высокий уровень территориальной концентрации экономики (например, в Мурманской области) даёт определённые преимущества в организации производственной, социальной и экологической инфраструктуры. Однако возможности централизации сервисных служб и природоохранной деятельности используются весьма слабо; пространственная близость, к сожалению, не сопровождается консолидацией ресурсов хозяйствующих субъектов для решения общих задач.
По мнению автора, сложившаяся к настоящему времени территориальная структура ЕСР характеризуется сочетанием узловых и внеузловых форм организации экономической деятельности (табл. 1). На ЕСР значительная часть ресурсов и производства сосредоточена в республиканских и областных центрах (узлах первого класса), но каждому региону целесообразно иметь хотя бы ещё один центр многопрофильного социального обслуживания своей периферии, то есть узел второго класса. Наличие такого центра даёт дополнительный импульс для развития региона. Таковыми могут стать Беломорск (Республика Карелия), Ухта (Республика Коми), Котлас (Архангельская область), Великий Устюг (Вологодская область).
Учёт пространственных аспектов модернизации экономики северных регионов предполагает:
- территориальную «привязку» типовых проектов с учётом условий удорожа-
й
!
Рис. 1. Динамика численности населения в экономических микрорайонах Европейского Севера России Примечание: рисунок выполнен В. Д. Хижняком на основании данных, предоставленных автором.
ж
Печенгский
\патито-Монче горский
Мурманский\
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ]
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
I Кандалакшский
Северо- Карельский
Западно■ Карельский(
Сорхавальский
Петрозаводский
НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Медвежегорский
Онежский
Ненецкий
Архангельский
Мезенский
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
)ишекснинский
Усть-Цилемский
Няндомский
Воркутинсвий
Удорский
Интинский
>повецкий
Ухтинский
Вельский
Вологодский
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Котласский
Княжпо го с тский
Печорский
Харовский
РЕСПУБЛИКА КОМИ
Великоустю гскр й
Вуктыльокий
)го-Западный
,1кты в карский
Усть-Куломский
Экономические микрорайоны Крупные
Средние Прочие
С Стабильная численность
^-населения
( Незначительное снижение
^---^ численности населения
"зч Значительное снижение численности ^--- населения
Отрицательная миграция населения
» '1 ж
Кегмонапмстика
^^¿^^щшшШшф^щщшшщщяшШк
УЛ.
Ш
ШЫ
DOI: 10.14530/reg.2015.1
и'.
I и! •
■■А/ :...
1 >.!
^ Л V м / Л
а
---ж;
Збй ,ч 1- »-
Таблица 1
Доля хозяйственных узлов и внеузловых форм размещения экономической деятельности в регионах ЕСР, %
Территориально-хозяйственные образования Мурманская область Республика Карелия Архангельская область Вологодская область Республика Коми ЕСР в целом
Узлы первого класса 45 40 45 47 25 40
Узлы второго класса 30 - 10 - 36 17
Узлы третьего класса 8 - 5 - 15 7
Узлы четвёртого класса 7 10 8 8 - 6
Внеузловые хозяйственные образования 10 50 32 45 24 30
Примечание: экспертная оценка автора, сделанная на основании данных о валовой добавленной стоимости (с учётом её отраслевой структуры) за 2012 г.
ния строительства;
- использование основ зонального проектирования в градостроительстве;
- разработку и использование техники в северном исполнении;
- минимизацию вспомогательных и обслуживающих производств, широкую технологическую кооперацию;
- применение вахтового и экспедиционного методов освоения полезных ископаемых;
- синхронную технологическую модернизацию основных, вспомогательных и обслуживающих производств, а также социальной инфраструктуры.
Частные территориально-отраслевые проблемы
Ключевая проблема формирования минерально-сырьевой базы нашей страны заключается в географической и экономической удалённости «новых» месторождений полезных ископаемых и в недостаточности материально-технических и финан-
совых ресурсов для их освоения. Поэтому на современном этапе развития производительных сил России и большинства её регионов прогрессивные технологии являются основным объектом капитальных вложений в основные фонды. Это принципиальная позиция модернизации. На ЕСР природные и пространственно-экономические параметры модернизации хозяйственной деятельности обуславливают необходимость «держаться до упора» за освоенные минерально-ресурсные районы.
Проблемы модернизации хозяйства ЕСР в значительной мере связаны с рациональным использованием ресурсов бореальных лесов (тайги). Бережное отношение к земле является главным условием устойчивого развития сельских территорий и производства экологически чистых продуктов питания. Для сельской периферии ЕСР нужна модернизация, направленная на создание адаптивно-ландшафтных систем лесопользования и земледелия. Модернизация оленеводства связана с оснащением отрасли необходимыми сооружениями, оборудованием,
й ША
1Ф
» К-1УТ
кегионалмстика
ж'
У ЪУ .Мл
УЛ.
\MzAR
■ Ч. ■
|).К г.
V Щ
DOI: 10.14530/reg.2015.1
средствами связи, транспортом, созданием базы по переработке шкур оленей, производству ценного и высокодоходного эн-докринно-ферментного сырья, пользующегося огромным спросом за рубежом.
На ЕСР за последние десятилетия сформировался трудноразрешимый узел проблем, связанных с локальным дефицитом свежей воды и загрязнением водных объектов. Причинами этого являются: недостаточный учёт водного фактора в хозяйственном планировании, нерациональное использование водных ресурсов, слабая изученность водных объектов, неразвитость водного хозяйства и отсутствие единой концепции его развития.
Совершенствование транспортной инфраструктуры ЕСР связано в первую очередь с развитием Мурманского и Архангельского морских портов как опорных баз Северного морского пути, со строительством железной дороги «Белкомур», в дальней перспективе - «Баренцкомур», реконструкцией водных путей на Печоре, Северной Двине, Сухоне, Вычегде и других реках. Для достижения круглогодичной транспортной доступности населённых пунктов периферийных районов необходимо применение специальных видов транспорта (малая авиация, экранопланы, дирижабли, узкоколейные железные дороги, монорельсовый транспорт и суда на воздушной подушке). Опережающее развитие транспортных систем на ЕСР по сравнению с экономикой в целом проявляется как закономерность. Но и при этом условии транспортная доступность многих периферийных населённых пунктов даже через 15-20 лет всё ещё будет ниже, чем в соседних западных регионах; полноценная сетевая структура железных и автомобильный дорог не будет сформирована [1].
Анализ двух сегментов энергетического хозяйства ЕСР - Карело-Кольского и Двино-Печорского - выявил особенности и задачи их внутреннего развития, а также направления интеграции. Первоочередной задачей пространственного развития Каре-
Л * «К. 5 ЙФ'чезЙ^ЯЯ^Е ВД ло-Кольской энергетической подсистемы является усиление сложившихся базовых структур: строительство вторых цепей линий электропередач для увеличения пропускной способности и надёжности передачи, снижения потерь и общих издержек электроснабжения. Для повышения уровня экономической эффективности Двино-Печорской подсистемы необходимо замещение дорогостоящего топлива, усиление системообразующей связи, внедрение источников нетопливной генерации (атомной или рассредоточенной гидро- и биоэнергетики) [3].
Итак, анализ общих параметров экономического пространства и территориальной организации основных видов экономической деятельности на ЕСР позволяет сделать следующие выводы:
- поиск экономически эффективных источников и стимулов развития производительных сил континентального ЕСР в современных условиях связан уже не столько с крупными народнохозяйственными проектами, предполагающих создание новых топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесопромышленных баз, сколько с совершенствованием существующих хозяйственных систем на основе научно-технического прогресса и межрегиональной интеграции на базе «сквозных» коммуникаций скоростного транспорта и повышения надёжности энергетических систем;
- движение от освоенных регионов и хозяйственных очагов к новым, арктическим и северным местам сопряжено с огромными затратами и требует времени на научно-техническую подготовку, поэтому модернизация действующих производств и испытание на них инновационных технологий являются приоритетными в развитии производительных сил ЕСР.
й
!
Щш&шт.
мгмонапмстика
X Зйййг
>3-
■m
sr
I). f
DOI: 10.14530/reg.2015.1
./'■■ 1 -. :•. ' -. ' -1 - • -} j ' "■ . 'yГ
Список литературы
1. Киселенко А.Н., Сундуков Е.Ю., Мала-щук П.А., Тарабукина Н.А. Транспортное сообщение Европейского Северо-Востока с акваториями северных портов и путей // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 13. С. 2-9.
2. Лаженцев В.Н. Содержание, системная организация и планирование территориального развития. Екатеринбург-Сыктывкар, 2014. 236 с.
3. Чайка Л.В. Пространственные аспекты развития электроэнергетики Европейского Севера России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 1.С. 84-97.
ЩШШШМШ^ттш** я
Для цитирования:
Лаженцев В.Н. Некоторые итоги изучения пространственных аспектов развития Европейского Севера России // Регионали-стика. 2015. Т. 2. № 1. С. 42-48.
For citing:
Lazhentsev V.N. Some Results of the Study of the Spatial Aspects of the Development of Russian European North. Regionalistica [Re-gionalistics]. 2015. Vol. 2. No. 1. Pp. 42-48. (In Russian)
ш >•» • 1
ft Y
References
1. Kiselenko A.N, Sundukov E.Yu, Malash-chuk P.A., Tarabukina N.A. Transport Communications of the European North-East with the Water Areas of the Northern Ports and Routes.
Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economy: Theory and Practice]. 2013. No. 13. Pp. 2-9. (In Russian)
2. Lazhentsev V.N. Content, System Organization and Planning of Territorial Development. Ekaterinburg-Syktyvkar, 2014. 236 p. (In Russian)
3. Chaika L.V. Spatial Aspects of the Development of the Energy of the European North of Russia. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. 2013. No. 1. Pp. 84-97. (In Russian)
!