Научная статья на тему 'Некоторые историко-правовые аспекты взаимодействия религии и государства'

Некоторые историко-правовые аспекты взаимодействия религии и государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1226
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД / RELIGION / STATE / LAW / INTERACTION / STATE-CHURCH RELATIONS / HISTORICAL AND LEGAL APPROACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баторов Сергей Евдокимович, Баторова Татьяна Прокопьевна

Разные этапы существования Российского государства характеризуются различными формами взаимодействия государства и религии: от полного подчинения религиозных конфессий государству до отделения церкви от государства. Религия как социальный институт общества влияет на формы человеческого существования, оказывая воздействие на социальную и политическую стабильность общества. В статье государственно-церковные отношения, их сущность рассматриваются с точки зрения историко-правового осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the Historical and Legal Aspects of the Interaction of Religion and the State

The study of the relationship issues of religion and the state is due to the fact that religion is one of the basic postulates of human life, it is accompanied by a person with the beginning of civilization, it permeates all spheres of his life, forming his mind. Different stages of the Russian state are characterized by various forms of interaction between the state and religion from complete subordination of the state to religions to complete separation of church and the state. Religion, which was formed as a social institution of society, continuously generates Institute of human existence, impacting on social and political stability of the society, the socio-cultural situation. To reveal the role of religion and its importance for society and its impact on it, its relationship with the state as a social regulator, determines the relevance of this research. In this article we consider the state-church relations, their nature from the historical and legal point of view.

Текст научной работы на тему «Некоторые историко-правовые аспекты взаимодействия религии и государства»

УДК 342.731

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИИ И ГОСуДАРСТВА

© Баторов С. Е., Баторова Т. П., 2017

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

Разные этапы существования Российского государства характеризуются различными формами взаимодействия государства и религии: от полного подчинения религиозных конфессий государству до отделения церкви от государства. Религия как социальный институт общества влияет на формы человеческого существования, оказывая воздействие на социальную и политическую стабильность общества. В статье государственно-церковные отношения, их сущность рассматриваются с точки зрения историко-правового осмысления.

Ключевые слова: религия; государство; право; взаимодействие; государственно-церковные отношения; историко-правовой подход.

Проблема взаимодействия государства и религии остается одной из наиболее сложных в философии права. В истории любого государства церковь всегда принимала активное участие в его построении. История государственно-церковных отношений в России полна противоречий. В различные периоды тесное сотрудничество сменялось конфликтами и взаимными претензиями.

Религиозность населения в современном Российском государстве формируется под влиянием различных факторов. Роль религиозных норм в качестве регулятора общественных отношений на различных этапах формирования российской государственности менялась. Но при всех изменениях религия являлась, является и будет являться традиционным институтом, сохраняющим и транслирующим базовые нравственные принципы общественной жизни. Нормы права, так же как и религиозные нормы, определяют правила поведения людей в обществе: что можно и необходимо делать, что запрещено делать и какое наказание может быть применено за нарушение этих норм. Основным фактором проникновения норм религии и норм права в общество являлся установившийся тип взаимоотношений между государством и религией.

Государство — властная структура, которая обладает суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны, определять отношения с внешним миром [1]. Основные элементы общественного устройства, закрепленные Конституцией, регулируют отношения меж-

ду гражданином и государством, их взаимные права и обязанности, отношение государства к общественным институтам и явлениям, одним из которых является религия.

Религия — это мировоззрение и мироощущение, она определяет основные критерии добра и зла, формирует ценностный взгляд на мир, который является целостным пониманием истоков и смысла существования всего мира и каждого человека. Религия также формирует убеждения многих людей, их взгляды на самих себя, свое место в мире, отношение к происходящему, придает духовность общественным отношениям. Такое влияние религии сказывается на государстве.

Государство и религия всегда были взаимосвязаны, их взаимоотношения влияют на общество и способствуют как личному, так и общественному благу. Поэтому изучение особенностей этих взаимоотношений является необходимым и актуальным.

На современном этапе развития российского социума наблюдается расширение спектра конфессионального пространства. Конфессиональное поле страны постепенно формировалось под воздействием политических, экономических, исторических, этнических и других факторов. Изменение конфессионального поля актуализирует исследование государственно-церковных отношений. Очень важным является мирное сосуществование всех конфессий, оно невозможно без конфессионального диалога. И основную роль социального регулятора данных отношений должно брать на себя государство.

Свобода совести и вероисповедания является одним из основных прав человека и гражданина. Необходимо отметить, что реализация этого права в современных условиях приобретает особенное значение, так как социальный статус религии существенно изменился, ее роль в жизни общества усиливается. В условиях возрастающего общественного интереса к религии как важнейшему социокультурному явлению, с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства, с другой — усиливается сотрудничество государственных институтов с религиозными объединениями. Последние получили возможность свободно осуществлять свою вероучительную, социальную, общественно-политическую и хозяйственно-экономическую деятельность [2]. На всех уровнях государственной власти прорабатываются новые формы взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями в различных сферах общественной жизни.

М. О. Шахов определяет взаимоотношения государства и религии как «совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства, с одной стороны, и институциональных образований конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений), с другой стороны. В основе этих взаимоотношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, об их функциях, о сферах деятельности и компетенции всех субъектов данных отношений» [3].

Историко-правовой подход позволяет всестороннее охарактеризовать политику государства по отношению к религиозным институтам. История Российского государства подтверждает факт системных взаимосвязей религиозных и государственных институтов. Введение христианства (988 г.) изначально преследовало политические цели укрепления центральной власти. Сочетание главенствующей роли княжеской власти в церковном устроении сменялось добровольным самоограничением власти в пользу церкви [4].

Развитие общественных отношений в период абсолютизации верховной власти в XVIII в. привело к регулированию государственно-церковных отношений с позиций возрастающей роли позитивного права. В этом смысле реформы Петра I открыли

новый период в истории взаимоотношений государства и церкви, ставшей в результате частью общего механизма государственного управления. Учрежденный Святейший синод (заменивший собой институт патриаршества), принятый «Регламент, или Устав духовной коллегии» (базовый нормативный правовой акт, определяющий правовое положение Православной церкви в России) утверждали принцип государственного этатизма в духовной сфере.

Была создана основа для взаимоотношений государства и религии: 1) император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, а власть церкви — производной от власти государства; 2) император осуществлял свою власть в церкви в рамках государственного законодательства; 3) Священный синод явился органом распорядительной власти императора; 4) церковная организация стала одним из ведомств государственного аппарата. По сути, была установлена государственная власть монарха над церковью [5].

Законодательное закрепление взаимоотношений государства и религии было необходимо для определения не только правового положения церкви, но и ее имущества. В процессе секуляризации церковных земель, церковь лишилась вотчинных прав [6].

Петр I последовательно стремился к превращению церкви в часть государственного управления. В сфере компетенций религиозных институтов оставались лишь идеологические задачи воздействия на правосознание населения. В XVII в. Российское государство переживало период геополитического расширения и включения в сферу своего влияния различных нехристианских народов. Принципы государственно-церковной политики в XVIII в. по отношению к инкорпорируемым в состав государства этносам можно проследить на примере крещения бурят. Иркутская епархия, которая открылась в XVII в., активно распространяла среди них православие. В этот период крещение бурят носило добровольный характер. Процессы христианизации активизировались в целях создания из крещеных народов надежной социальной опоры в общей системе управления.

Если рассматривать вопрос о характере государственно-церковных взаимоотношений в советский период, то необходимо отметить реализацию идеи полного отделения церкви от государства, разработанную основоположниками научного коммунизма. Исповедание

любой религия стало частным делом. Программа коммунистической партии, принятая в 1919 г., закрепила положение о необходимости борьбы за освобождение трудящихся от религиозных предрассудков, организации научно-просветительской работы и антирелигиозной пропаганды. Эти положения нашли свое отражение в нормах законодательства. Одной из целей советского социалистического права являлся подрыв социальных корней массового религиозного сознания. Декретами советской власти были отменены все национально-религиозные привилегии и ограничения, церковь лишилась компетенций в сфере брачно-семейных отношений, в сфере воспитания и образования, а также имущественных прав. Согласно положениям, закрепленным в Декрете Совета народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 г., каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, при этом граждане не лишались прав в связи с вероисповеданием или неисповеданием какой-либо религии. Необходимо отметить, что нормами советского религиозного законодательства не предусматривалось какой-либо ответственности за религиозные взгляды и убеждения, а также связанную с ними деятельность по удовлетворению религиозных потребностей. Положения ленинского декрета о свободе совести стали конституционными принципами Советской страны. Конституция 1918 г. предоставляла политические права всем трудящимся независимо от их отношения к религии и вероисповедания.

Политическая культура советского общества формировалась в условиях конфронтации с религиозными конфессиями, которые с неодобрением отнеслись к Октябрьской революции. В связи с этим религиозные конфессии, которые находились в союзе с Временным правительством, воспринимались как контрреволюционные. Кроме того, Советское государство создавалось на базе однопартийной политической системы (с марта 1918 г.), когда все остальные партии (небольшевистские) были объявлены «врагами народа» и подверглись репрессиям. II Всероссийский съезд Советов 26 октября 1917 г. принял Декрет о земле, провозгласивший национализацию всех земель, в том числе церковно-монастырских. Волна массовых выступлений верующих и духовенства против декрета об отделении церкви от госу-

дарства, прокатившаяся по всей стране, была особенно мощной зимой—весной 1918 г. Гражданская война повлияла на характер советских законов. 65-я статья Конституции РСФСР 1918 г. лишала духовенство избирательного права [7].

В Советской России в 20—30-е гг. борьба с религией внесла изменения в ст. 4 Конституции РСФСР, в которой свобода религиозной пропаганды подменяется свободой религиозных исповеданий. Основные положения советского законодательства о религиозных культах, указанные в Декрете от 20 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», конкретизированы в ряде правовых актов, наиболее значительным из которых является Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1929 г. «О религиозных объединениях». Пункт 3 Постановления гласил, что «религиозное общество есть местное объединение верующих граждан, достигших 18-летнего возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка, в количестве не менее 20 лиц, объединившихся для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей» [8], все религиозные объединения должны регистрироваться в виде религиозных обществ или групп верующих, определял порядок регистрации, права и обязанности религиозных объединений.

Свобода совести также гарантировалась нормами административного, семейного и гражданского права. Например, нормы административного права охраняли от посягательства права советских граждан и религиозных объединений, связанные с осуществлением свободы совести, и устанавливали административную ответственность за нарушения законодательства о религиозных культах. Семейное право предусматривало, что церковный брак, соглашение родителей о религиозной принадлежности детей не влекут юридических последствий. Гражданское право закрепляло положение о том, что вероисповедание не влияло на объем гражданской правоспособности.

В Советском государстве религиозные нормы не являлись источником права. Ни одна отрасль права не воспроизводила религиозные нормы и не санкционировала их применение во внецерковной сфере. Правовое сознание и нормы не испытывали никакого воздействия со стороны религиозной идеологии, религия не влияла на процесс правотворчества, поэтому соотношение

правовой и религиозной системы в Советском государстве нельзя рассматривать как взаимодействие, скорее всего, это одностороннее воздействие права на религию. Советское право регулировало отношения между государственными органами и религиозными объединениями. Регламентируемый порядок отправления религиозных культов гарантировал равенство конфессий, обеспечивал охрану от посягательств на общественный порядок, права личности, совершаемых под видом проповедования религиозных вероучений.

В соответствии с гл. 7 Хельсинского соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе его участники имеют обязательство уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Участники данного соглашения обязаны признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести. Это соглашение изменило государственно-церковные отношения в Советском Союзе — деятельность религиозных организаций стала рассматриваться как необходимое условие обеспечения свободы вероисповедания, часть прав человека.

Следующий этап государственно-церковных отношений характеризуется включением религиозных организаций в процессы демократических реформ в связи с демократизацией общества, отказом от монополистической идеологии, с началом формирования правового государства. Согласно принятым поправкам в Конституцию и Закон о выборах народных депутатов СССР от 1 декабря 1988 г. было подчеркнуто право граждан избирать и быть избранным независимо от их отношения к религии. В ст. 39 Закона говорится, что кандидатом в народные депутаты от общественной организации может быть выдвинут любой его член, включая и религиозных деятелей [9].

На Апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. было принято решение о строгом и точном исполнении конституционных положений о свободе совести и вероисповедания, которое выразилось в регистрации религиозных объединений по мере подачи заявления, в разрешении церковным общинам строить и приобретать необходимые здания, в возобновлении деятельности

закрытых храмов и т. д. Тем самым государство обратилось за помощью к церкви в целях преодоления идеологического кризиса. Законодательно данный факт реализовался в Законе СССР от 1 октября 1990 г. № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях». Согласно ст. 13 Закона, «религиозные организации признаются юридическими лицами с момента регистрации их устава (положения). Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и несут обязанности в соответствии с законодательством и своими уставами (положениями)». Русская православная церковь получила право обладать недвижимым имуществом (ст. 18), создавать учебные заведения (ст. 11); религиозные организации приобрели право защищать свои интересы в судебном порядке.

Современная Россия имеет законодательную базу, достаточно полно регулирующую государственно-церковные отношения. Во-первых, Конституция РФ в ст. 28 закрепляет: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [10]. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Федеральный закон) регулирует правоотношения в сфере прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения [11].

Принятие данного закона стало ключевым в определении российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, которое в своих базовых ценностных установках соответствует европейским стандартам. Закон имеет и ряд других положительных черт: религиозные организации представлены в гражданском сообществе; государство публично признает свое открытое отношение к религиозным организациям. Религиозные объединения поддерживают социальную стабильность общества, воздействуя на него через культурную, национальную и другие социальные сферы.

В частности, Федеральный закон впервые ввел понятие религиозной группы. Так, п. 1 ст. 7 закона гласит: «Религиозной группой в настоящем Федеральном законе при-

знается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры». Деятельность религиозной группы может осуществляться без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Также ч. 8 ст. 11 Федерального закона предусмотрена возможность проведения государственной религиоведческой экспертизы. Экспертиза проводится по решению регистрирующего органа, предметом экспертизы является признание организации в качестве религиозной и проверка достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. В задачи экспертизы входит определение религиозного характера регистрируемой организации на основании сведений об основах вероучений и соответствующей ему практики; проверка и оценка достоверности этих сведений, которые представлены в материалах религиозной организации. На сегодня проведение религиоведческой экспертизы осложняется тем, что суд не всегда понимает религиозные термины и, следовательно, не может объективно оценить деятельность религиозных организаций.

Вместе с тем имелись и некоторые проблемы. Согласно п. 3 ст. 27 Федерального закона «религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет, пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного пятнадцатилетнего срока». Тем самым ущемлялись конституционные права граждан, имеющих отношение к таким религиозным организациям. Согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"» [12] для получения государственной регистрации новым религиозным организациям необходимо будет лишь в письменной форме уведомлять территориальный орган исполнительной власти о своем создании, что является положительным моментом. Однако этот закон установил некоторые ограничения. Например, местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, в течение десяти лет со дня их государственной регистрации при создании не пользуются

правами, предусмотренными п. 3 (за исключением права создавать образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в отношении совершеннолетних граждан) и п. 4 ст. 5, п. 5 ст. 13, п. 3 ст. 16, п. 2 ст. 18 (применительно к средствам массовой информации), п. 2 ст. 20 настоящего Федерального закона, а также не вправе выступать учредителями централизованной религиозной организации. Кроме того, имеются и другие положительные изменения современного законодательства о свободе совести и вероисповедания. В 2009 г. в Российской Федерации была принята Стратегия национальной безопасности, в которой определены государственные приоритеты — с опорой на национальные интересы, сбережение России и ее народа, его духовного здоровья, в формировании которого принимает участие и церковь.

Таким образом, государственно-церковные отношения в истории России знали разные периоды: от полного подчинения религии государству (в Российской империи) до отделения церкви от государства (в Советском Союзе). Эти отношения нашли свое закрепление в нормативных актах. Подчинение церкви государству отражается в «Регламенте или уставе духовной коллегии», в котором четко было выражено наличие только государственной власти и недопустимость духовной. Религия была частью государственного аппарата.

Советский период можно разделить на несколько этапов формирования взаимодействия государства и религии. На первом этапе Декретом Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» государство делает попытки искоренить религию. В дальнейшем государство меняет свою политику по отношению к религии в сторону потепления, что закрепляется Конституцией РСФСР 1924 г. По нашему мнению, внесение таких серьезных изменений в Основной закон государства обусловлено тем, что религия не утратила своего влияния как форма мировоззрения и духовная основа жизнедеятельности общества.

Система права современного Российского государства построена на основах сотрудничества с религиозными объединениями, в том числе и в целях формирования правового сознания. Последние изменения в законодательство о религиозных объединениях, а именно о регистрации

религиозных групп, упорядочивают их деятельность; обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью. В соответствии с новой редакцией Федерального закона расширены возможности религиозных объединений, дана большая самостоятельность и независимость. Тем самым созданы лучшие условия для реализации конституционных прав на свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечивающих духовное развитие общества. Можно отметить, что господствующая идеология в государстве регулировала государственно-церковные отношения, сама же идеология находилась в прямой зависимости от роли религии в обществе. ^

1. Соляник О. В. Взаимоотношение государства и церкви в Российском государстве (историко-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 37.

2. Акчурин Т. Ф. Российское государство и принцип светскости (аналитический обзор) // Пространство и время. 2011. № 3. С. 55-65.

3. Вероисповедальная политика Российского государства / под ред. М. О. Шахова. М., 2006. С. 9.

4. Логинов А. В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности. М., 2005. C. 24.

5. Бабошина У. Б. Правовое регулирование отношений государства и религии в XVIII в. // Вестн. Дагестан. унта. 2011. № 2. С. 46.

6. Арзуманов И. А., Ганусенко И. В., Казарин В. Н. Государственное право Российской империи в XIX веке: особенности нормативного закрепления отдельных институтов : учеб. пособие. Иркутск, 2014. С. 7-14.

7. Пономарев М. В. Борьба с религией как составляющая политической культуры советского общества 1917-1930-х гг. на материалах Нижней Волги // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. Философия, Социология и Социальные технологии. 2009. № 2. С. 215-221.

8. О религиозных объединениях : постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 8 апр. 1929 г. URL: http://russia.bestpra-vo.ru/ussr/data04/tex16632.htm

9. Универсальный энциклопедический словарь / / Большая российская энциклопедия. М., 1999. С. 333-351.

10. Конституция Российской Федерации : принята все-нар. голосованием 12 дек. 1993 г. Рос. газ. 1993. 25 дек.

11. О свободе совести и о религиозных объединениях : федер. закон от 26 сент. 1997 г. 125-ФЗ. URL: http:/ / www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_16218/

12. О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 261-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?base=LAW;n = 182634;req=doc

список литературы

Конституция Российской Федерации : принята все-нар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. — 1993. - 25 дек.

О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 261-ФЗ. - URL: http://base.consultant.ru/ cons/ cgi/ online.cgi? base= LAW;n=182634;req=doc (дата обращения: 11.01.2016)

О свободе совести и о религиозных объединениях : федер. закон от 26 сент. 1997 г. 125-ФЗ. - URL: http:/ / www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 16218/ (дата обращения: 11.01.2016)

О религиозных объединениях : постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 8 апр. 1929 г. - URL:

http://russia.bestpravo.ru/ussr/data04/tex16632.htm (дата обращения: 09.01.2016)

Акчурин Т. Ф. Российское государство и принцип светскости (аналитический обзор) / / Пространство и время. - 2011. - № 3. - С. 55-65.

Арзуманов И. А. Духовная культура и вопросы конфессиональной толерантности в трансазиатском контексте / И. А. Арзуманов, Л. В. Камедина // Учен. зап. Забайк. гос. ун-та. Сер. Философия, Социология, Культурология, Социальная работа. -2012. - № 4. - С. 13.

Арзуманов И. А. Государственное право Российской империи в XIX веке: особенности нормативного закрепления отдельных институтов : учеб. пособие / И. А. Арзуманов, И. В. Ганусенко, В. Н. Казарин ; отв. ред. В. Н. Казарин. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. - 257 с.

Бабошина У. Б. Правовое регулирование отношений государства и религии в XVIII в. // Вестн. Дагестан. ун-та. - 2011. - № 2. - С. 46-49.

Вероисповедальная политика Российского государства / под ред. М. О. Шахова. - М. : РАГС, 2006. - 208 с.

Логинов А. В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности / А. В. Логинов. - М. : Большая рос. энцикл., 2005. -496 с.

Петров Д. Б. Государство и религия: историко-философский анализ / / Вестн. Поволж. ин-та управления. - 2014. - № 6(45). - С. 92-98.

Пономарев М. В. Борьба с религией как составляющая политической культуры советского общества 1917-1930-х гг. на материалах Нижней Волги // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. Философия, Социология и Социальные технологии. - 2009. -№ 2. - С. 215-221.

Соляник О. В. Взаимоотношение государства и церкви в Российском государстве (историко-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О. В. Соляник. - Краснодар, 2007. - 37 с.

Универсальный энциклопедический словарь. - М. : Большая рос. энцикл., 1999. - 1551 с.

Some of the Historical

and Legal Aspects of the Interaction

of Religion and the State

© Batorov S., Batorova T., 2017

The study of the relationship issues of religion and the state is due to the fact that religion is one of the basic postulates of human life, it is accompanied by a person with the beginning of civilization, it permeates all spheres of his life, forming his mind. Different stages of the Russian state are characterized by various forms of interaction between the state and religion from complete subordination of the state to religions to complete separation of church and the state. Religion, which was formed as a social institution of society, continuously generates Institute of human existence, impacting on social and political stability of the society, the socio-cultural situation. To reveal the role of religion and its importance for society and its impact on it, its relationship with the state as a social regulator, determines the relevance of this research. In this article we consider the state-church relations, their nature from the historical and legal point of view.

Key words: religion; state; law; interaction; state-church relations; historical and legal approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.