Некоторые исторические аспекты эргономики в современной
интерпретации Овчинников Ю.Д.1, Воскобойник E-И.2
1Овчинников Юрий Дмитриевич / Ovchinnikov Yury Dmitrievich - кафедра биомеханики и информатики, кандидат технических наук, доцент;
2Воскобойник Елизавета Игоревна / Voskobojnik Elizaveta Igorevna - кафедра анатомии, сотрудник,
студент
Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, г. Краснодар
Аннотация: модное слово «эргономика» не всегда воспринимается в практических движениях. Эргономика возникла именно из простых механических движений, которые системно развивались и технически усовершенствовались в течение многих десятилетий. Провести анализ возникших эргономических учений попробовали студенты в процессе изучения курса «Биомеханика»[2,4]. Как выстраивается эргономическая техника в биомеханических движениях в различных рабочих позах и движениях? Проведенный студентами эксперимент показал, к чему приводит неправильно выбранная рабочая поза.
Abstract: the fashionable word «ergonomics» isn't always perceived in practical movements. The ergonomics arose from simple mechanical motions which systemically developed and were technically improved within many decades. Studying the course of "Biomekhanika" the students [2,4] tried to carry out the analysis of the arisen ergonomic doctrines. As the ergonomic equipment in biomechanical motions in various working poses and movements is built. The experiment made by students showed to what not correctly chosen working pose leads.
Ключевые слова: изучение эргономики, эргономическая биомеханика, эргономическая техника, биомеханические движения, простые движения, эксперимент.
Keywords: ergonomics studying, ergonomic biomechanics, ergonomic equipment, biomechanical motions, simple movements, experiment.
Актуальность темы обусловлена тем, что все больше стоит проблема правильных и полезных для здоровья человека движений и моделирования рабочих поз в различных ситуациях. Ибо правильно выбранная поза исключает главную проблему современности -утомляемости мышц и организма в целом [3]. Сама по себе биомеханика не решает проблему выбора рабочей позы и организации рабочего места, эту проблему призвана решить динамично развивающая наука эргономика.
Обсуждая со студентами научный посыл «Влияние техники на выбор рабочих поз и движений» было выявлено несколько важных моментов связывающих воедино эргономику и биомеханику [2,4]. Эргономика не просто научный термин. Это научная концепция, объединяющая несколько систем, развивающихся и совершенствующихся с течением времени. Система «Необходимости уменьшения количества движений» заключалась в следующем: Фрэнк В. Джильбрет, второй после Тейлора исследователь в области изучения трудовых методов, начал свою карьеру в качестве ученика каменщика. Обучаясь этой профессии, Джильбрет заметил, что опытные каменщики использовали ни мало, ни много, как три отдельные системы движений - одну для медленной работы, другую - для более быстрой и третью - при показе ему правильных методов кладки кирпичей. Более того, ни один из каменщиков не делал одинаковых с другими движений. Джильбрет был заинтригован своими наблюдениями - он хотел найти наилучший способ кладки кирпичей. Изучив различные системы движений, инструменты и рабочие места, Джильбрет разработал усовершенствованный способ кладки кирпичей, который дал возможность каменщику укладывать в час на 120-350 кирпичей больше, чем это было ранее. Джильбрет сделал так, что неопытные рабочие выкладывали кирпичи
гладкой поверхностью вверх на стеллаже, высота которого регулировалась по мере увеличения высоты стены; была улучшена и консистенция известкового раствора, с тем, чтобы кирпичи сразу ложились на положенное место с минимальным постукиванием и поскабливанием материала. Он упростил также движения рук и кистей в процессе кладки кирпичей. Так было начато исследование трудовых методов, которому Джильбрет посвятил всю свою жизнь. Он стал горячим защитником идей о необходимости уменьшения количества движений и однажды высказал такую мысль: «В мире нет больших потерь, чем потери от бесполезных, плохо скоординированных и непроизводительных движений» [5,с.386-387]. Система упрощения выполнения работы заключалась в формировании методов рационализации.
В настоящее время применяемые системы упрощения (рационализации) работ различаются по видам производства и по фирмам. Некоторые фирмы возлагают ответственность за состояние этой работы на бригадиров и мастеров. Другие рассматривают рационализацию как продолжение обязанностей инженеров по организации производства. Есть фирмы, которые считают рационализацию основной ответственностью инженеров по организации производства. Независимо от того, на кого возлагается ответственность формально, вся система мер по упрощению труда должна быть построена так, чтобы взаимно поощрять участие в решении проблем на определенном уровне. Чтобы сделать эту систему мер успешной, каждый рабочий должен проявить свое мастерство, смекалку и инициативу. Все работники — линейные и административные — должны выявлять и устранять потери рабочего и машинного времени, а также материалов.
Ральф У. Бернс разработал правила и сформулировал законы экономичности движений, однако наиболее употребительными оказались принципы, который развил и переработал первоначальные «Правила человеческих движений» Джильбрета:
1. Работа должна быть равномерно распределена между обеими руками так, чтобы они начинали и заканчивали свою работу одновременно.
2. За исключением периодов отдыха, руки не должны бездействовать в одно и то же время.
3. В работе движения рук должны быть симметричными, но в противоположных направлениях. Многие рабочие в ходе работы сначала пускают в ход одну руку, а затем другую. Это значит, что одна рука бездействует, когда другая занята. Это может также означать, что рабочий стоит на ногах до некоторой степени не твердо. Наиболее естественным для рук состоянием в работе является их противоположное и симметричное движение.
4. Проведенные студентами эксперименты подтвердили наиболее простые движения рук и тела в работе:
-движения пальцев;
-движения пальцев и кисти руки;
-движения пальцев, кисти руки и предплечья;
-движения пальцев, кисти руки, предплечья и плечевой части руки;
-движения пальцев, кисти, предплечья, плечевой части руки и всего плеча.
5. Следует максимально использовать механический момент, образуемый движениями тела. Однако если механический момент нельзя использовать и он должен быть преодолен противоположным по направлению мускульным напряжением то движения, составляющие момент, должны быть уменьшены или исключены.
6. Ровные, плавные движения вызывают меньшую усталость, и их следует предпочитать отрывистым движениям с частыми остановками и изменениями направления движения.
7. Баллистические движения легче и могут быть более быстрыми и точными, чем сдержанные или контролируемые движения. В качестве примера контролируемых движений Бернс приводит процесс писания. При письме, этом сравнительно утомительном движении, мускулы большого пальца и других пальцев, направляя карандаш, противопоставлены друг
другу. Баллистические же движения, с другой стороны, могут быть представлены такими действиями, которые требуются для того, чтобы размахнуться клюшкой для гольфа или забить гвоздь. Как только движение началось, дальнейшего мускульного напряжения не требуется. По Бернсу, баллистические движения предпочтительнее контролируемых движений.
8. Работа должна быть налажена таким образом, чтобы обеспечить легкий и естественный ритм движения. Материалы, инструменты и механизмы управления станком должны быть расположены в пределах естественной досягаемости, т.е. в том пространстве, находящемся непосредственно перед рабочим, в котором работа может быть выполнена с помощью наименее сложных по классу движений.
9. Там, где возможно, должны быть использованы бункерные и прочие устройства с гравитационной подачей.
10. Необходимо выстроить систему освещения.
11. Высота рабочего места и сиденья должна позволить рабочему принять удобную позу и дать ему возможность стоять или сидеть по желанию.
12. Не следует делать руками то, что может быть сделано с помощью зажимов, приспособлений или устройств, приводимых в действие ногой.
13. Там, где возможно, следует использовать сочетания двух или более инструментов.
14. Ручки инструментов и рукоятки должны быть сделаны так, чтобы обеспечить максимальную плотность контакта с рукой, особенно там, где требуется усилие[1.с.242,248].
Система НОТ научной организации труда, которая основывается на очередном этапе научно-технической революции с более совершенной техникой и технологическими операциями в производственном процессе. Однако для офисных работников, подростков играющих часами за компьютером и сидящими в неудобной позе научно-техническая революция приносит существенный вред здоровью.
Студенты провели собственный эксперимент, проработав за компьютером в течение пары в неудобной позе: сильный наклон головы и положением рук на весу. Эта поза показала постоянные боли в области спины, шеи, плечевого пояса, предплечья, кисти[3.с.81]. Мышечная усталость при сидении за компьютером связана с наклоном головы и верхней части туловища вперед, что приводит за 1 ч к перенапряжению мышц шеи, межлопаточной области, сгибателей предплечья. Неудобная поза приводит к возникновению дополнительных движений, перемене положения тела, что ускоряет наступление утомления и ведет к снижению качества труда.
Эргономика - научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью оптимизации орудий и условий труда повышения эффективности трудовой деятельности и сохранения здоровья работающих. Основным объектом эргономики является сложная система «человек-машина», в которой ведущая роль принадлежит человеку [1.с.29].Теория экономичности и понятие «эргономичности» имеющие исторические корни в современной действительности так и остались научным апофеозом. С одной стороны, руководители не понимают что такое «эргономика», с другой стороны, если есть восприятие понятия на уровне предмета, вещи, то не нет желания тратить деньги на эргономическую биомеханику. И осознавать, что это объективный процесс современной действительности и если развивать на фирме эргономическую биомеханику, то с учетом индивидуальных особенностей каждого сотрудника и научных достижений в этой области. Современный менеджмент, обогащенный десятками научных концепций и представленный в учебной и научной литературе, к сожалению очень далек от объективной действительности организации рабочего места на маленьких фирмах в разных городах России и тем более не способствует развитию культуры правильных движений человека, т.е. биомеханических. Ибо очень многие потребители оздоровительных услуг не совсем хорошо представляют «что такое биомеханика двигательной деятельности» и как она может помочь в обычной жизни дома и на работе [4].
Эргономика тесно связана с инженерной психологией, которая рассматривает требования, предъявляемые к психическим особенностям человека, проявляемым при его взаимодействии с техническими средствами. Она осуществляет системный подход к трудовым процессам и оперирует эргономическими показателями: гигиеническими, антропометрическими, физиологическими, психофизиологическими, эстетическими. Эргономическая биомеханика на основе антропометрических признаков (таких как размеры тела, конечностей, головы, кистей, стопы, угла вращения в суставах, досягаемости руки) дает рекомендации по организации рабочего места, конструированию инструмента и оснастки. Эргономическая биомеханика не должна превращаться в научные теории, которые бы пополнили исторический архив и тем более не стать псевдо новацией как модное течение современности. Эргономическая биомеханика должна стать объективной необходимостью сохранения двигательной деятельности и подвижности мышц без напряжения и утомления. Пока еще отсутствуют программы по эргономической биомеханике, которые бы смогли внедрять в свою практическую деятельность различные учреждения независимо от профиля деятельности и формы собственности.
Литература
1. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. М.: Логос, 2001. 356с.
2. Овчинников Ю.Д. Биомеханика в историческом контексте современных проблем// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. Таганрог. Центр научной мысли № 1,2014.с.14-19.
3. Овчинников Ю.Д. Биомеханика двигательной деятельности [Текст]: учебное пособие/Ю.Д. Овчинников. Краснодар: КГУФКСТ.2014-265с.
4. Овчинников Ю.Д. Методические аспекты в педагогической биомеханике//Педагогика и современность. Научно-педагогический журнал.2014.№1. с.22-25.
5. Терещенко В.И. Курс для высшего управленческого персонала Executive Leadership Course:монография/В.И.Терещенко. М. :Экономика,1970-807с.