Научная статья на тему 'Некоторые инновационные методы обучения в процессе формирования профессиональной культуры будущих учителей'

Некоторые инновационные методы обучения в процессе формирования профессиональной культуры будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL CULTURE / TEACHER / EDUCATOR / TEACHING METHODS / INNOVATIVE TEACHING / PEDAGOGICAL INNOVATION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые инновационные методы обучения в процессе формирования профессиональной культуры будущих учителей»

8. Калин В. К. Классификация волевых качеств / В. К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983.

9. Коломейцев Ю. А. Социальная психология спорта: учеб.-метод. пособие / Ю. А. Коломейцев. Мн.: БГПУ, 2004.

10. Лесняк В. Защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском законодательстве России / В. Лесняк // Юрист, 1999. № 1.

11. Марищук В. Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 2005.

12. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. Москва: Смысл, 2000. С. 90. 358 с. ISBN 5-89357-073-1.

13. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Пилоян Р. А. М.: ФиС, 1984.

14. Рудик П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена / П. А. Рудик // Проблемы психологии спорта. М., 1962.

15. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://azps.ru/tests/tests_agression.html/ (дата обращения: 13.01.2017).

16. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.psyworld.info/oprosnik-bassa-darki/ (дата обращения: 13.01.2017).

НЕКОТОРЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Ауезов Б. Н.

Ауезов Батырхан Нагашбекович — аспирант, кафедра общей педагогики, факультет педагогики, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается развитие профессиональной культуры будущих педагогов на основе организации инновационной деятельности в учебном процессе высших учебных заведений. В условиях инновационного обучения усовершенствование качества высшего образования, формирование профессиональных навыков требуют эффективной организации обучения будущих педагогов. Также рассмотрены инновационная практика высшего образования в развитых государствах с целью совершенствования содержания формирования профессиональной культуры будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональная культура, учитель, педагог, методы обучения, инновационные обучения, педагогическая инновация.

SOME INNOVATIVE METHODS OF TEACHING IN THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS Auezov B.

Auezov Batyrkhan — graduate student, FACULTY OF PEDAGOGY, CHAIR GENERAL PEDAGOGY, KSU BY I. ARABAEV BISHKEK, KYRGYZ REPUBLIC

Abstract: the article with the development ofprofessional culture offuture teachers on the basis of the organization of innovative activity in educational process of higher educational university. In the conditions of innovative education improvement of quality in higher education, formation of professional skills requires effective training of future teachers. Also, reviewed innovative practice in higher education in developed countries with the aim of improving the content of formation of professional culture of future teachers.

Keywords: professional culture, teacher, educator, teaching methods, innovative teaching, pedagogical innovation.

УДК 373:3.06

В настоящее время актуальной задачей становится развитие профессиональной культуры будущих педагогов на основе организации инновационной деятельности в учебно-

методическом процессе высших учебных заведений как важное звено непрерывного образования Республики Казахстан.

Сформировавшаяся система образования должна отвечать современным требованиям и общественным потребностям. Поэтому в процессе формирования профессиональной культуры будущих педагогов в высших учебных заведениях сегодня востребованоширокое использование методов инновационного обучения. Согласно вышеназванной задачи профессиональные знания должны быть предложены будущим педагогам не в готовом виде, а в соответствии уровню и спросу студентов на основе предметно-практических методов.

В условиях инновационного обучения усовершенствование качества высшего образования, формирование профессиональных навыков требуют эффективной организации обучения будущих педагогов. В настоящий период формирование индивидуальной личности будущих педагогов на основе инновационных технологий в системе высшего педагогического образования должно иметь важное значение.

Формирования профессиональной деятельности осуществляется в формате профессионального обучения, образования, развития и воспитания. По мнению И. П. Подласого, формирование - социальная жизнедеятельность человека; развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме человека; воспитание -целенаправленное личностное формирование; образование - результат обучения [1, с. 18]. Обучение - процесс, развивающий профессиональные способности и интеллект, направленный на освоение знаний, умений, навыков педагогов и студентов.

Любая социальная система, в том числе система образования рассматривается в трех взаимосвязанных мерах: структура, деятельность и уровень развития. Между названными мерами формируется очень тесная связь. Положение, где сохраняется структура и осуществляются изменения в учебном процессе высшего учебного заведения в традиционном виде считается режимом традиционного обучения.

Режим инновационного обучения - осуществление качественных изменений в структуре и деятельности системы высшего образования на основе инновационных обновлений.

Основные показатели инновационного обучения:проведение инновационных проектов и экспериментальных исследовательских работ в структурных подразделениях высшего учебного заведения;участие большинства работников структурных подразделений во внедрении информации, освоении информации участвующими субъектами в учебном процессе; формирование высокого результата на основе достижений, достигнутых в процессе общей педагогической деятельности и обеспечение конкурентоспособности в определенной сфере [2, с. 28].

Инновационное обучение в высших учебных заведениях отличается управлением образования, выбором содержания знаний, организацией учебного процесса, анализом активных методов обучения и учебных пособий, введением новой системы оценки и контроля. В связи с этим появились требования по инновационному обновлению основных вопросов теории традиционного обучения в высших учебных заведениях.

В результате инновационного обучения на основе эффективных методов осуществляется взаимная деятельность преподавателя и студента, где ведущее место занимают методы повышения интереса студентов к учебному процессу, личностной ориентации, межпредметные, информационные и модульные технологии, технологии дистанционного обучения.

Инновационный процесс, направленный на формирование профессиональной культуры будущих педагогов можно разделить условно на три группы:

1) инновационная деятельность в системе высшей школы;

2) инновация, относящаяся к плану и программе, содержанию и структуре высшей учебно-воспитательной работы;

3) инновация методов и способов организации учебно-воспитательного процесса.

В формировании профессиональной культуры будущих педагогов нижеследующие основные особенности системы инновационного обучения:соответствие активности студента и преподавателя;организация взаимоотношений студента и преподавателя согласно требованиям профессиональной культуры;влияние на формирование составных частей профессиональной культуры;результативное проведение наблюдения и оценивания уровня формирования содержания инновационного обучения и профессиональной культуры будущх педагогов [3, с. 69].

В формировании профессиональной культуры будущих педагогов наряду с содержанием образования учитываются методы обучения. Метод обучения тесно связан с понятием методологического способа. Методологический способ - это отдельные этапы в учебной работе, где применяются элементы определенного одного метода или ее составные части. Например, метод работы с книгой состоит из нескольких поэтапных способов: составление

плана по прочитанному тексту, пересказ текста, определение основных частей, указанных в тексте, написание творческого проекта и др.

Методы инновационного обучения условно делят на два вида:

• инновация обновления это метод улучшения учебного процесса, направленного на успех в традиционной творческой ориентации. Основой данной инновации является технологический способ, направленный на творческий, ценностный ориентир на высоком уровне;

• инновация-носитель - методы, направленные на обеспечение учебно-познавательной деятельности на основе поиска и исследования. Образование классифицируется по качеству, влиянию, содержанию.

В ходе нашего исследования были учтены три правила в составлении структуры методов, применяющихся в формировании профессиональной культуры будущих педагогов:

- методы формирования профессиональной культуры будущих педагогов не должны предоставляться в готовом виде;

- совершенствование значимости использующихся методов;

- совершенствование деятельности методов системы отношений преподавателя и студента. Использование различных методов в процессе инновационного обучения предоставляет

возможности освоения культурных мер в формировании всех видов педагогических отношений.

Инновационные методы обучения по содержанию учебных материалов направлены на развитие исследовательских навыков и самостоятельного обучения будущих педагогов на основе внедрения новых видов и методов организации учебного процесса, характера и уровня организации инновационного обучения.

В практической педагогической деятельности можно применять на занятии следующие инновационные методы: метод мозгового штурма, фундаменталистский метод, кейс-стади метод, метод «грозди», метод кубика, метод проектов, портфолио, метод экспертной оценки и др.

А также, при выборе технологий и методов обучения в процессе формирование профессиональных культуры будущих педагогов учитывается сущностная характеристика педагогических специальности в образовательном процессе.

Список литературы / References

1. Подласый И. П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед.учеб.заведений. М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1996. 432 с.

2. Образование и наука. Энциклопедический словарь / Гл. редактор Ж. К. Туймебаев; редкол.: А. Е. Абылкасымова, И. Б. Бекбоев, М. В. Рыжаков, Н. Б. Калабаев, С. Ж. Пралиев, Г. М. Мутанов, Г. М. Кусаинов. Алматы, 2008. 448 с.

3. Практический интеллект / Р. Стернберг, Дж. Форсайт, Дж. Ходланд, Дж. А. Хорвард, Р. К. Вагнер, В. М. Вильямс, С. А. Снук, Е. Л. Григоренко. СПБ.: Питер, 2002. 243 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» ДЛЯ СПО

Шипоша М. А.

Шипоша Марина Александровна — студент, кафедра социально-экономических дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный университет (филиал), г. Славянск-на-Кубани

Аннотация: учреждения среднего профессионального образования (СПО) призваны выполнять ответственные задачи по подготовке профессионалов своего дела, реализуя при этом основные функции - воспитания, обучения и содействия развитию личности студента. В процессе обучения студенты приобретают как общие, так и профессиональные компетенции, что очень важно для их дальнейшей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрим, в какой степени и какими компетенциями могут обладать студенты среднего профессионального образования на примере профиля «Право и организация социального обеспечения» в ходе изучения курса «Теория государства и права».

Ключевые слова: общие компетенции, профессиональные компетенции, образование, среднее профессиональное образование, закон, право, государство, теория государства и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.