Научная статья на тему 'Некоторые идеи для обучения компьютерному моделированию в начальной школе'

Некоторые идеи для обучения компьютерному моделированию в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
компьютерное моделирование / блочное программирование / школа / логико-алгорит-мическое мышление / computer modelling / block-based programming

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гюнель Новрузова Сиявуш

С развитием ИКТ все большее значение приобретает вопрос о развитии логического и алгоритмиче-ского мышления учащихся. Было установлено, что информатика вносит наибольший вклад в достижение этой цели. Международный опыт в Великобритании, Израиле, Бельгии, Франции, Нидерландах и др., предполагает, что усилия должны быть направлены на учащихся начальной школы. В статье будет сделан обзор международного опыта обучения компьютерному моделированию и будет представлен опыт экспериментального обучения, проведенного в последние годы. Проведем анализ содержания обучения и предложим вариант учебной программы для обучения компьютерному моделиро-ванию в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гюнель Новрузова Сиявуш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME IDEAS FOR TRAINING OF COMPUTER MODELING IN ELEMENTARY SCHOOL

With the development of ICT increasingly important is the question for the development of logical and algo-rithmic thinking of students. It was found that computer science contributes most greatly to achieving this goal. International experience in the UK, Israel, Belgium, France, the Netherlands, etc., suggests that efforts should be directed at elementary school students. The article will make a review of international experience with training in computer modeling and will share the experience of experimental training conducted in recent years in the Plovdiv region. Will make an analysis of learning content and will offer a version of the curriculum for training in Computer modeling in elementary school.

Текст научной работы на тему «Некоторые идеи для обучения компьютерному моделированию в начальной школе»

Гюнель Новрузова Сиявуш Гянджинский государственный университет, Азебайджан г.Гянджа

DOI: 10.24411/2520- 6990-2020-11607 НЕКОТОРЫЕ ИДЕИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Gunel Novruzova Siyavush

Ganja State University, Azerbaijan, Ganja

SOME IDEAS FOR TRAINING OF COMPUTER MODELING IN ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация

С развитием ИКТ все большее значение приобретает вопрос о развитии логического и алгоритмического мышления учащихся. Было установлено, что информатика вносит наибольший вклад в достижение этой цели. Международный опыт - в Великобритании, Израиле, Бельгии, Франции, Нидерландах и др., предполагает, что усилия должны быть направлены на учащихся начальной школы.

В статье будет сделан обзор международного опыта обучения компьютерному моделированию и будет представлен опыт экспериментального обучения, проведенного в последние годы. Проведем анализ содержания обучения и предложим вариант учебной программы для обучения компьютерному моделированию в начальной школе.

Abstract

With the development ofICT increasingly important is the question _ for the development of logical and algorithmic thinking of students. It was found that computer science contributes most greatly to achieving this goal. International experience - in the UK, Israel, Belgium, France, the Netherlands, etc., suggests that efforts should be directed at elementary school students. The article will make a review of international experience with training in computer modeling and will share the experience of experimental training conducted in recent years in the Plovdiv region. Will make an analysis of learning content and will offer a version of the curriculum for training in Computer modeling in elementary school.

Ключевые слова: компьютерное моделирование, блочное программирование, школа, логико-алгоритмическое мышление.

Key words: computer modelling, block-based programming,

Быстро развивающиеся цифровые технологии требуют все более динамичных и адекватных изменений в образовании. Активизация процессов циф-ровизации, автоматизации и робототехники во всех сферах общественной жизни определяет необходимость повышения эффективности образования в области информатики и технологий. Новые технологии быстро вошли в класс.

Как инструмент повышения эффективности учебного процесса, с одной стороны, а с другой -как база для развития качественного уровня интеллекта учащихся. Доказано, что формирование навыков, связанные с обработкой и использованием информации, прямо или косвенно связаны с информатикой. Эти задачи неразрывно связаны с развитием алгоритмического мышления, а также оперативной базы для всех методов и приемов обработки и использования информации.

В связи с этим одной из основных целей компьютерного образования является развитие логического и алгоритмического мышления современные исследования [1] показывают, что развитие алгоритмического мышления в начальной школе во многом определяет дальнейшее формирование различных аспектов интеллекта у молодежи [6], [4].

Логическое и алгоритмическое мышление комплексно формируется в процессе обучения по всем предметам, но с учетом новых реалий этот процесс должен значительно ускориться. В связи с этим необходимо использовать новые информационные технологии в процессе обучения из начальной школы. Исследования Мирового и европей-

ского опыта при организации обучения информатике на всех уровнях школьного образования, а также накопленный болгарский опыт [5], [7] дают нам основания для оптимизма. Учитывая особенности нашей образовательной системы и тенденции в развитии ИКТ, группа экспертов и преподавателей из Гянджи начала экспериментальное обучение по компьютерному моделированию с учащимися начальной школы.

Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы:

поделиться с вами накопленным опытом и представить наши дальнейшие планы по применению блочного программирования и компьютерного моделирования в обучении учащихся начальной школы.

С точки зрения педагогической психологии, полная эволюция человека включает в себя физическое, познавательное, личностное, социальное и нравственное развитие. Согласно большинству психологий, природа и воспитание объединяются путем воздействия на развитие. Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся начальной школы, мы можем направить наши усилия на построение только отдельных элементов логического и алгоритмического знания. Учащиеся начальной школы с трудом усваивают правила, представленные в сжатой форме, как алгоритмы. Именно поэтому необходимо применять различные соответствующие методы и подходы, с помощью которых можно помочь маленьким учащимся шаг за шагом организовать свои действия в легком и естественном для их возраста виде, сформировать и выстроить алгоритм достижения желаемой цели.

126

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШМиМ~^©У©Ма1>#9(Ш,2©20

По мнению Жана Пьяже, когнитивное развитие человека проходит через четыре стадии, где на втором этапе "дооперационного" (от 2-х до 7-ми лет) развивается способность к использованию символов, благодаря чему предметы в мире могут быть представлены. Мышление становится эгоцентрическим, центрированным и необратимым.

Обратимость - это способность изменять способ мышления, чтобы оно могло вернуться к исходной точке. На третьем этапе "частных операций" (с 7 до 11 лет) повышается способность логического мышления. Познавательные способности учащихся начальной школы претерпевают существенные изменения. На этой стадии мышление детей не ограничивается рассуждениями о взаимоотношениях между различными частями, но они могут теперь справляться с отношениями часть-целое.

Из сказанного выше следует, что до семи лет ребенок уже имеет элементы логического мышления, но отсутствие достаточно развитого логического языка не позволяет ему свободно выражать свои мысли и наблюдения и делать более сложные логические выводы. Поэтому можно сказать, что развитие логического и алгоритмического мышления рекомендуется начинать еще в начальной школе.

Понятие "логико-алгоритмическое мышление" широко используется в современной методической литературе для преподавания информатики. Основная часть авторов программ по этим предметам определяют развитие данного типа мышления как одну из основных целей обучения [8].

Специфическими характеристиками логического и алгоритмического мышления являются: гетерогенность, которая достигается проектированием "шаг за шагом" как конкретизация действий по проведению и структурированию процессов и процессов, что является возможностью абстрагирования от конкретных первичных данных и перехода к проектированию общей цели.

На этой стадии мышление детей не ограничивается рассуждениями о взаимоотношениях между различными частями, но они уже могут справляться с отношениями часть-целое.

Вычислительное мышление позволяет решать задачи, строить системы для проектирования, а также понимать мощь и границы человеческого мышления, заложенного в "интеллект" машины. Это навык, который дает возможность всем студентам развивать свои компетенции, думать алгоритмически, понимать и использовать компьютерные технологии, и это готовит их еще больше успешный для сегодняшнего мира. Поэтому изучение информатики в начальной школе в различной форме - в обязательном или в факультативном обучении, окажет благотворное влияние на развитие логического и алгоритмического мышления учащихся и студентов будет способствовать их дальнейшему развитию и реализации.

Европейская и мировая практика показывает, что для достижения этой цели используется широкий спектр инициатив по кодированию и мотивации учащихся к развитию своих навыков в школьной среде или вне ее. Все больше стран Европы и

всего мира концентрируют свое внимание на разработке учебных программ компьютерного программирования и моделирования.

В 2014 году группа European Schoolnet Г12], [13] получила тему, через опрос, во всех министерствах образования европейских стран. Был подготовлен доклад, в котором излагается основная суть этого исследования. В ответ на этот вызов Министерства образования решили пересмотреть систему подготовки кадров программ и интегрировать их в информатику, как часть деятельности по учебным программам в их обязательной или факультативной части. Алгоритмическое мышление рассматривается как возможность решения задач с помощью графических, блочных программных сред (напр. Скретч, Алиса и т.д.).

В некоторых учебных программах делается ставка на возможность сравнения алгоритмов на основе их эффективности и результативности, а также на определение общих моделей. От студентов ожидается приобретение навыков по составлению блок-схем, с помощью которых они могли бы предвидеть результаты от исполнения своих программ. Студенты постепенно знакомятся с некоторыми языками программирования, после чего приступают к кодированию, компиляции, тестированию и устранению ошибок в своих программах.

На Кипре алгоритмическое мышление и программирование являются частью специализированного курса информатики и являются обязательными на этапе обучения в средней школе и в течение первого года обучения в средней школе (в возрасте 13-16 лет). Она предлагается в качестве факультативной дисциплины в течение последних двух лет среднего образования, с более чем 75% учебного времени. Кроме того, возможность проведения дневных курсов предоставляется студентам, которые хотят развить свои знания и навыки в этой области.

Интеграция ИКТ в Дании определяется на национальном уровне, но ее применение зависит от региональных и школьных программ.

Программирование является частью учебной программы и входит в состав преподавания предмета ИКТ в системе среднего образования.

Программа в Эстонии ориентирована на дошкольное, начальное и профессиональное образование. Обеспечиваются педагогические ресурсы и квалификационные тренинги учителей, оказывается финансовая поддержка детским садам и школам, закупаются различные программируемые устройства.

В начальное образование вводится Национальный междисциплинарный предмет под названием "технологии и инновации", который требует от всех преподавателей применять технологии в процессе обучения. Учителя должны интегрировать, как показано ниже, технологии в различных областях (напр. используя Scratch в математике, музыкальные программы в музыкальных классах и т. д.)

Программа обучения не определяет, какую именно технологию или программное обеспечение следует использовать. Учителя могут выбирать сами, в соответствии со своими целями, знаниями и опытом. Существуют различные национальные

учебные программы, которые не являются обязательными в образовании по технологиям (программирование, робототехника, 3D, графика, информатика и др.), которые школы могут выбрать и добавить в свою школьную программу.

В Греции компьютерное программирование интегрируется в учебную программу, начиная с 3-го года начального образования до среднего образования в рамках предмета под названием "Разработка приложений в программной среде". Реальная интеграция зависит от уровня и диапазона каждого класса.

В начальной школе студенты программируют с помощью логотипа и черепашьей графики.

В Ирландии кодирование интегрировано в младших средних школах как отдельный курс "кодирование". На этом курсе развиваются навыки компьютерного мышления и решения задач. Студенты проектируют и создают программные проекты, в которых они используют свои собственные идеи и воображение. Курс предназначен для развития всех навыков в этом направлении.

В Литве программирование является частью курса ИКТ в среднем образовании. Цель-формирование компетенций по шести направлениям: алгоритмы, база данных, языки программирования, создание программы для решения простых задач, алгоритмы и этапы создания программы, Культура программирования.

В Португалии программирование является частью предмета ИКТ, который является обязательным в младшей средней школе и средней школе уровня среднего образования. Эти виды деятельности включают проектирование мультимедийных проектов (текст, изображения, звук и видео), игр, анимации, интерактивных историй и симуляций. С помощью этих видов деятельности предполагается развивать алгоритмическое мышление на основе описания и решения задач и логической организации идей, которые являются целями обучения ИКТ.

В 2014 году в национальной программе обучения Великобритании лидирует новый предмет Computing, который занимает место ИКТ. Это воспринимается как последовательность и изменение, вызов и возможность. Учебная программа по этому предмету включает в себя темы о том, что такое компьютеры и компьютерные системы, как они работают и как они проектируются и программируются. Учебная программа построена на основе информатики (КС), информационных технологий (ИТ) и цифровой грамотности (дл).

Обучение включает в себя четыре основных этапа. На первом этапе от студентов ожидается создание простых программ и устранение из них ошибок; получение навыков безопасного использования технологий; понять, что такое алгоритмы и что программы выполняются, следуя инструкциям, точным и недвусмысленным. На втором этапе студенты узнают, что такое компьютерные сети и как эффективно использовать технологии поиска. Третий этап начинается в средней школе. Студенты изучают логику Булева, которая отражает компьютерное мышление; различные аппаратные и программные компоненты, из которых строятся компьютерные системы. Последний этап является более

открытым, с акцентом на достижение более высокого уровня образования и будущей профессиональной карьеры обучающихся.

Франция пытается определить меры национального уровня, где программирование и кодирование должны быть интегрирован в младших классах средней школы и в конечном итоге в последнем классе начальной школы.

Компьютерное программирование и кодирование включено в большинстве обследованных стран в младших классах средней школы на этапе начального образования. Большинство из этих стран интегрируют его в ступень средней школы среднего образования в области профессионального образования. Только три страны - Эстония, Греция, Великобритания (Англия) - ведут кодирование и компьютерное моделирование в начальной школе. В Эстонии и Греции изучение этого предмета проходит через все уровни школьного образования, включая профессиональное образование в средней школе.

В некоторых европейских странах, таких как Болгария, Кипр, Чехия, Греция, Польша, Португалия, Великобритания, изучение информатики и программирования является обязательным. Сейчас (в Болгарии) информатика (программирование) изучается как обязательный предмет в 9 - м классе - два часа в неделю. Курс включает в себя изучение основных понятий в информатике и некоторых математических принципов.

Программирование, алгоритмическое решение задач и представление информации посредством абстракций (напр. модели и моделирование) являются частью двух учебных дисциплин, которые дополняют и расширяют друг друга - информатики и информационных технологий (ИКТ).

Новое правило в дошкольном и школьном образовании образование [14] и основанный на нем график обучения, ориентируют внимание на изучение ИКТ в начальной школе. В качестве обязательной учебной дисциплины "компьютерное моделирование" будет изучаться в третьем и четвертом классах.

В результате этого анализа проведенный нами мы решили обратить наше внимание на учащихся начальной школы. Целью, которую мы ставим, является стимулирование развития логического и алгоритмического мышления студентов путем организации обучения программированию и компьютерному моделированию. Параллельно с этим ставилась задача мотивировать студентов и повышать их активность путем изучения блочных языков и сред программирования [10]. Этот стиль программирования отличается и как технология, и как способ восприятия и мышления. Было проведено несколько тренингов, на которых студенты познакомились с наиболее популярными 2D и 3D средами для блочного программирования. После обучения преподаватели применили блочное программирование в своей работе с учащимися старшей школы, а в конце прошлого учебного года поделились своим опытом. По их словам, Программирование с нуля абсолютно доступно ученику с 4-го и 5-го классов. Они делятся тем, что студенты очень быстро ориентируются в блок-командах и после не-

скольких инструкций начинают успешно их использовать. Кроме того, они видят результат сразу же из своей программы, и если что-то не так, как они ожидали, они быстро ориентируются и исправляют команды. Они понимают, что такое програм-мирование-это самое главное. Когда студенты создают скретч-проекты, приобретают навыки: творческого мышления, коммуникации, системного анализа, применимости полученных знаний, проектирования, непрерывности и непрерывности обучения. Полученные результаты без колебаний показывают, что мы можем наблюдать рост интереса к программированию в начальной школе и дошкольном возрасте. Преимуществами данной модели работы являются:

мотивация и стимулирование познавательной активности студентов; развитие логического и алгоритмического мышления; возможность применения дифференцированного подхода; формирование у студентов навыков самостоятельной работы; применение и развитие навыков самоконтроля, самоконтроля и самооценки.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ

СВОБОДНОГО ЭЛЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Обучение "информатике" имеет вводные характеристики и направлено на приобретение общих знаний, навыков и установок. Она осуществляется на базе современных компьютерных систем и подходит для возрастного программного обеспечения учащихся, что создает условия для позитивной эмоциональной адаптации и полноценного развития личности ребенка. Один приоритет состоит не в том, чтобы научить студентов пользоваться языком программирования, а в том, чтобы научить их навыкам решения задач в области информатики, подобно тому, как мы учимся решать математические задачи.

Тренинг поможет развитию критического мышления - а конкретнее развития вычислительного мышления, необходимого для понимания проблемы, умения разбивать проблему на более мелкие части, которые мы можем решить проще и т.д. Будут изучены базовые понятия, которые необходимы в математике и других предметах учебной программы - Что такое алгоритм, что такое данные, различные методы анализа.

Целями тренинга являются: приобретение навыков работы с компьютерной системой; стимулирование позитивного настроя и желания к работе с компьютером; использование основных ресурсов системы, компьютер для выполнения доступных учебных заданий; знать и соблюдать основные здоровье сберегающие и этические правила при работе в компьютерном кабинете; пропедевтика базовых понятий по программированию и получение первичного практического опыта; развитие алгоритмического и визуального мышления; формирование мотивации к его изучению путем организации деятельности с практической целью.

Фокус учебной программы, несомненно, смещается в сторону программирования и других аспектов информатики.

Роль программирования в области информатики аналогична роли практической работы в дру-

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШМиМ~^©У©Ма1>#9(Ш,2©2© гой науке - она обеспечивает мотивацию и контекст, в котором идеи развиваются на практике. Данная образовательная программа дает широкие возможности для развития у студентов понимания, знаний и навыков в этих областях.

Ожидаемые результаты: овладение понятиями "алгоритм", "программа", "объект", через призму практического опыта в процессе создания программных кодов; практические навыки реализации основных алгоритмов; умение создавать алгоритмы с использованием повторов (циклов), вспомогательных алгоритмов; для создания программ решения нетрудных алгоритмических задач в среде программирования Scratch; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;, мотивация познавательной деятельности с целью приобретения навыков в ее использовании; умение самостоятельно планировать путь достижения цели, сравнивать свои действия с запланированными результатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.

o Виды информации. Человек и компьютер; o Алгоритмы;

o Programming блочное программирование с

нуля

В ядре "виды информации. Человек и компьютер" цели: ознакомление с правилами сохранения работы с компьютером; что такое информация, виды информации и как человек получает информацию с помощью органов чувств; узнать, какой тип информации может обрабатывать компьютер и какую информацию может создавать на нем человек; понять, что компьютер-это система, состоящая из аппаратного и программного обеспечения; студенты должны понять о профессиях, которые стоят за их любимыми приложениями и играми.; понять, что созданное программистами - это часть повседневной жизни.

Студент сможет работать с конкретными цифровыми устройствами, он будет знать основные правила безопасной работы с устройством, будет распознавать тип данных, с которыми он работает, и знать, как сохранять и стирать файлы.

В ядре "алгоритмы "ставятся следующие цели: учащиеся должны понять понятие" алгоритм", представить алгоритмы словами, рисунками, схемами и т. д.; создавать алгоритмы; понимать, что означают" ошибка "и "отладка".; писать программы, которые создают простые формы и описывают их положение относительно других форм (вверх, вниз и т. д.). В этом ядре студенты работают с различными ресурсами: оруженосец чистой, счастливой карты, роботы, http://code.org [15] и т. д.

В ядре "блочное программирование-скретч" ставятся следующие цели: выразить идеи путем моделирования в визуальной среде блочного программирования; создать анимированный проект с использованием линейных, разветвленных и циклических алгоритмов; различить цифровую и реальную идентичность и знать основные правила работы в цифровой среде.

Цифровая компетенция, навыки обучения, социальная и гражданская компетентность., инициа-

тивность и предприимчивость, культурная компетентность и навыки для выражения через творчество, навыки для поддержки устойчивого развития и здорового образа жизни и спорта.

Заключение.

Накопленный за последние годы опыт подтверждает наши ожидания по повышению интереса студентов к программированию. Студенты начального курса с желанием участвуют в организованных внеклассных формах.

Сбалансированное распределение учебного времени на создание алгоритмов, Программирование роботизированных устройств, легкий стиль работы в скретч-среде стимулировали студентов и давали им возможность сосредоточиться в основном на логической структуре и сценарии проекта. Это во многом развивает их логическое и алгоритмическое мышление.

Библиографические ссылки

1. Андреев, м. дидактика, второе дополнительное издание, София, НП, 1987

2. Глушкова т., Табакова-Комсалова В., одна модель обучения по теме "интерактивные методы в ИТ- обучении", журнал " образование и технологии", № 5/2014, ISSN 1314-1791, http://www.itleratningbg/magazines/Spisanie2014/res ources/spisanie e book 2014.pdf

3. Глушкова т., "применение скретч - ориентированных программных сред в обучении студентов". Институт студентов математики и информатики, национальный семинар для IT-преподавателей, Узана, 24-28 августа 2014 года .

4. Иванов И. В., интерактивные методы обучения, Юбилейная научная конференция с международным участием 50 лет ДИПКУ-Варна на тему "Образование и квалификация педагогических спе-циалистов-развитие и прогнозы в XXI веке" Варна, 2005, http://www.ivanpivanov.com/.../5_Interactivni-metodi-za-obuchenie.pdf

5. Момчева г., Спасова В., Павлова Е., конкурс TECHNOVATION training по созданию мобильных приложений и предпринимательству, IV Международная научно-практическая конференция" Современные тенденции сотрудничества школы и семьи " Варна, 2014, ISBN 978-954-712630-5,

http://en.calameo.com/books/0001866844009baeb4cd 9

6. Славин Р. Педагогическая психология, София, Наука и искусство, 2004

7. Табакова-Комсалова В., Глушкова т., блочное программирование для молодых и старых, журнал " образование и технологии", № 6/2015, ISSN 1314-1791, http://www.itleratningbg / жур-налы/Spisanie2014 / ресурсы / spisanie_e book 2015.pdf.

8. Тодорка Терзиева, "развитие алгоритмического мышления в обучении информатике", автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук" http://procedures.uniplovdiv.bg/docs/procedure/196/9 292153822116794441.pdf

9. Benjamin, X., Shabir, I., & Abelson, H. (2015). Измерение удобства использования и возможностей App Inventor для создания мобильных приложений. 2015 ACM SIGPLAN Conference on

/ PEDAGOGICAL SCIENCES 129

Systems, Programming, Languages and Applications: Software for Humanity (SPLASH), PP. 1-8, New York, USA, ISBN: 978-1-4503-3908-7

10. Глушкова т., применение блочного программирования и игрового обучения для повышения интереса к информатике, журнал инноваций и устойчивого развития , Том 2, Номер 1, 2016, ISSN 2367-8151

11. Источник, У., программирования Scratch, опубл. Общие книги, ISBN 1234853191, 9781234853198,2011

12. Вычисление нашего будущего-приоритеты компьютерного программирования и кодирования, школьные программы и инициативы по всей Европе, 10.2014, http://www.eun.org/c/document_library/get_file?uuid =521cb928-6ec4-4a86-b522-9d8fd5cf60ce&groupId=43887

13. Вычисление нашего будущего-приоритеты компьютерного программирования и кодирования, школьные программы и инициативы по всей Европе, 10.2015, http://www.eun.org/c/document_library/get_file?uuid =3596b121-941c-4296-a760-0f4e4795d6fa&groupId=43887

14. Закон О дошкольном и школьном образовании

http://www.mon.bg/go=page&pageId=7&subpageId= 57, Дата обращения 13.04.2016.

15. Час кода для каждого студента: http://code.org, Дата обращения 13.04.2016.

16. Блочно-ориентированных сред программирования :

https://www.kidscodecs.com/resources/program ming/education/, Дата обращения 25.04.2016.

17. Блочные игры: https://blockly-games.appspot.com, Дата обращения 26.04.2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Andreev, M. Didactics, Second additional edition, Sofia, NP,1987

2. Glushkova, T., V. Tabakova - Komsalova, One model for training on topic "Interactive methods in the IT training", magazine "Education and technologies", n.5/2014, ISSN 1314-1791, http://www.itlerat-ning-bg/magazines/Spisanie2014/resources/spisa-nie_e_book 2014.pdf.

3. Glushkova, T., "Application of SCRATCH-based program environments in the training of students". Mathematics and Informatics students' institute, National seminar for IT-teachers, Uzana, 24-28 Augist, 2014.

4. Ivanov, Iv., Interactive methods of training, Jubilee science conference with international participation 50 years DIPKU - Varna on topic "Education and qualification of the pedagogic specialists - development and projections in XXI century" Varna, 2005, http://www.ivanpivanov.com/.. ./5_Interactivni-metodi-za-obuchenie.pdf

5. Momcheva, G., V. Spasova, E. Pavlova, The competition TECHNOVATION training on creation of mobile apps and entrepreneurship, IV international Scientific-practical conference "Contemporary tendencies for cooperation between the school and the family" Varna, 2014, ISBN 978-954- 712-630-5, http://en.calameo.com/books/0001866844009baeb4cd 9

130

PEDAGOGICAL SCIENCES / «€OLL®®yiyM=J0y©MaL»#9I610,2@20

6. Slavin R. Pedagogic psychology, Sofia, Science and art, 2004

7. Tabakova-Komsalova, V., Glushkova, T., Block programming for young and old, magazine "Education and technologies", n.6/2015, ISSN 1314-1791, http://www.itleratningbg/magazines/Spisanie2014/re-sources/spisanie e book 2015.pdf.

8. Todorka Terzieva, "Development of the algorithmic thinking in the informatics training", author's summary of dissertational thesis for adjudging of educational and science degree "Doctor" http://proce-dures.uni-plovdiv.bg/docs/proce-dure/196/9292153822116794441 .pdf

9. Benjamin, X., Shabir, I., & Abelson, H. (2015). Measuring the Usability and Capability of App Inventor to Create Mobile Applications. 2015 ACM SIGPLAN Conference on Systems, Programming, Languages and Applications: Software for Humanity (SPLASH), pp. 1-8, New York, USA, ISBN: 978-14503-3908-7

10. Glushkova T., Application of Block Programming and Game-Based Learning to Enhance Interest in Computer Science, Journal of Innovations and Sustain-ability, Volume 2, Number 1, 2016, ISSN 2367-8151 11. Source, W., Scratch Programming, publ. General Books, ISBN 1234853191, 9781234853198, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.