Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

НЕКОТОРЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / гендерное равноправие / дискриминация / снижение брачного возраста / экономическое зависимое положение / закон / куфв. / гендер / баробарии гендерї / табъиз / паст кардани синни издивољ / вобастагии иќтисодї / ќонун / куфв

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайруллоев Ф.С.

Автором статьи проводится краткий анализ действующего законодательства и судебной прак-тики в вопросе снижения брачного возраста, которые, как считает автор, находятся в конфлик-те с гендерной политикой Республики Таджикистан. Автор выражает уверенность в решении проблемы с принятием важного для страны нормативного правового акта Закона Республики Таджикистан «О равенстве и ликвидации всех форм дискриминации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME GENDER PROBLEMS OF THE CURRENT LEGISLATION AND JUDICIAL PRACTICE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Муаллифи маќола тањлили мухтасари ќонунгузории амалкунанда ва таљрибаи судиро оид ба масъалаи паст кардани синни аќди никоњ, ки ба гуфтаи муаллиф, бо сиёсати гендерии Љумњурии Тољикистон мухолифат мекунад, овардааст. Муаллиф бо ќабули санади муњимми меъёрии њуќуќї барои кишвар – Ќонуни Љумњурии Тољикистон «Дар бораи баробарї ва аз байн бурдани њама шаклњои табъиз» њалли мушкилотро изњори боварї кардааст.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

УДК 342.7

НЕКОТОРЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

БАЪЗЕ ПРОБЛЕМАМИ ГЕНДЕРИИ ЦОНУНГУЗОРИИ АМАЛКУНАНДА ВА ТАЧ,РИБАИ СУДИИ ЧУМХУРИИ ТОЧИКИСТОН

SOME GENDER PROBLEMS OF THE CURRENT LEGISLATION AND JUDICIAL PRACTICE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Хайруллоев Ф.С. Khairulloyev F.S. Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин факультета № 2 Академии МВД Республики Таджикистан,

кандидат юридических наук Дотсенти кафедраи фан^ои давлатй-^уцуции факултети № 2-юми Академияи ВКД Цум^урии Тоцикистон, номзади илмуои ^уцуцшиносй Associate Professor of the Department of State Legal Disciplines of the Faculty No. 2 of the Academy of the MIA of the Republic of

Tajikistan, Candidate of Legal Sciences

¿»•г'ч ft

e-mail:

nigora farrukh@mail.ru

Научная специальность: 12.00.02 - Конституционное право; право конституционного судебного процесса; правовое регулирование местной власти.

Ихтисоси илмй: 12.00.02 - Хукуки конститутсионй; х,ук;ук;и мурофиаи судии конститутсионй; танзими хукукии хокимияти махаллй.

Scientific specialty: 12.00.02 - Constitutional law; constitutional litigation; legal regulation of local authorities.

Рецензент: Мансурзода А. М. - начальник факультета № 2 Академии МВД Республики Таджикистан, кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции.

Такриздщанда: Мансурзода А.М. - сардори факултети № 2-юми Академияи ВКД Чумхурии Точикистон, номзади илмхои хукукшиносй, дотсент, подполковники милитсия.

Reviwer: Mansurzoda A.M. - Head of the Faculty No. 2 of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, candidate of legal sciences, associate professor, lieutenant colonel of the militia.

Аннотация: Автором статьи проводится краткий анализ действующего законодательства и судебной практики в вопросе снижения брачного возраста, которые, как считает автор, находятся в конфликте с гендерной политикой Республики Таджикистан. Автор выражает уверенность в решении проблемы с принятием важного для страны нормативного правового акта -Закона Республики Таджикистан «О равенстве и ликвидации всех форм дискриминации».

Ключевые слова: гендер, гендерное равноправие, дискриминация, снижение брачного возраста, экономическое зависимое положение, закон, куфв.

Аннотатсия: Муаллифи макола тахлили мухтасари конунгузории амалкунанда ва тачрибаи судиро оид ба масъалаи паст кардани синни акди никох, ки ба гуфтаи муаллиф, бо сиёсати гендерии Чумхурии Точикистон мухолифат мекунад, овардааст. Муаллиф бо кабули санади мухимми меъёрии хукукй барои кишвар - Конуни Чумхурии Точикистон «Дар бораи баробарй ва аз байн бурдани хама шаклхои табъиз» халли мушкилотро изхори боварй кардааст.

Вожауои калиди: гендер, баробарии гендерй, табъиз, паст кардани синни издивоч, вобастагии ик;тисодй, к;онун, куфв.

Annotation: The author of the article provides a brief analysis of the current legislation and judicial practice on the issue of reducing the age of marriage, which, according to the author, are in conflict with the gender policy of the Republic of Tajikistan. The author expresses confidence in solving the problem with the adoption of an important regulatory legal act for the country - the Law of the Republic of Tajikistan "On Equality and the Elimination of All Forms of Discrimination".

Key words: gender, gender equality, discrimination, lowering the age of marriage, economic dependence, law, kufw.

Республика Таджикистан, несмотря на существование определенного количества критики в её адрес в рассматриваемом вопросе, является одной из передовых стран Средней Азии, которая активна продвигает на своей территории гендерную политику.

Одним из знаковых событий в нашей стране стало принятие Закона «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации» от 1 марта 2005, № 89 (далее - Закон) [1]. Закон дает четкое понятие гендера, под которым, в нашей стране, понимаются социальные отношения между мужчинами и женщинами (выделено - Ф.Х.), которые проявляются во всех сферах общественной жизни, включая права, идеологию и культуру (статья 1) и не более того.

Несмотря на определенные успехи в вопросе реализации гендерной политики, все же, есть некоторые проблемы в законодательстве и судебной практики Республики Таджикистан, на которые, как нам представляется, следует обратить особое внимание.

Одну из гендерных проблем судебной практики наглядно можно увидеть в процессе рассмотрения дел, связанных со снижением брачного возраста.

Согласно статье 13 Семейного кодекса Республики Таджикистан (далее - СК РТ), брачный возраст установлен в восемнадцать лет [2]. В исключительных случаях суд вправе снизить брачный возраст по просьбе лиц, желающих вступить в брак, установленный вышеуказанной статьей для мужчин и женщин, не более чем на один год, т.е. право обращения в суд по этому вопросу возникает с семнадцатилетнего возраста. В соответствии с частью 3 статьи 13 СК РТ,

заявления рассматриваются в порядке особого производства в суде по месту жительства лица, возраст которого снижается.

Следует заметить, что в Гражданском процессуальном кодексе Республики Таджикистан (далее - ГПК РТ) нет отдельной главы и соответствующих статей, которые устанавливали бы порядок рассмотрения подобных дел [3].

Приведенный в части 1 статьи 267 ГПК РТ перечень гражданских дел, которые могут рассматриваться в порядке особого производства, не исчерпывающий, так как часть 2 той же статьи предусматривает возможность рассмотрения в порядке особого производства другие дела, установленные законодательством, например, дела, связанные со снижением брачного возраста (часть 3 статьи 13 СК РТ).

При рассмотрении дел, связанных со снижением брачного возраста суды, в качестве исключения из общего правила, берут во внимание так называемые «уважительные причины», такие, например, как, ранняя беременность, тяжелая болезнь родителей (в основном, со стороны жениха), тяжелое экономическое положение, при котором родители не могут поднимать детей на ноги (в основном, со стороны невесты) и т.п.

Исследование, которое проводилось в 2019 году в рамках проекта ПРООН «Поддержка реформы системы регистрации актов гражданского состояния в Таджикистане» при координации со стороны Министерства юстиции Республики Таджикистан и при финансовой поддержке Швейцарского офиса по развитию и сотрудничеству, показало, что обоснования, указанные в мотивировочной части судебных решений по делам, связанных со снижением брачного воз-

раста, в основном, указывают на экономическую зависимость девушек, вынужденных идти на заключение брака в семнадцатилетнем возрасте, в частности: 82 % - Неблагополучное финансовое положение семьи девушки; 44, 5% - семья девушки официально состоит в списке бедных; 9,4% - девушка сирота, либо на попечении родственников [4, с. 16-17].

Иными словами, девушки становятся заложницами обстоятельств, особенно, когда тяжелое экономическое положение семьи заставляет их выйти замуж вопреки своему желанию.

Мы полагаем, что заведомо зависимое положение девушек в вышеуказанных ситуациях противоречит духу гендерного равенства, которое не может реализовываться без равных возможностей, в том числе, и в случае заключения полноценного брака, позволяющего свободно развивать свои потенциальные возможности.

Сторонники раннего брака конечно же, могут ссылаться на то, что девушки в семнадцатилетнем возрасте в конечном итоге, самостоятельно принимают решения, пусть даже и вынуждено. Главное, по их мнению, что заключение брака происходит на основе добровольного волеизъявления.

Мы считаем, что брак, как союз мужчины и женщины, не может основываться на неравных экономических возможностях, которые приводят к экономической зависимости одну из сторон, и как правило, женщин, девушек и их дальнейшей дискриминации, так как в результате такого подхода, в обществе могут разрушаться определенные ценности, связанные с пониманием социальной справедливости. Более того, девушки из неблагополучных, с точки зрения финансового положения семей или из семей, официально состоящих в списке бедных, либо девушки-сироты, или находящие на попечении родственников, априори, становятся «домработницами», домашняя работа которых рассматривается как продолжение традиционных домашних и семейных обязанностей женщин, за которые они не получают оплаты, большая ее часть остается невидимой, недооцененной и незащищенной.

Во многих странах, в том числе и в нашей стране, домашняя работа женщин, находящихся в зависимом экономическом положении, как считают правозащитники, находится за рамками трудового законодательства, потому что она однозначно исключается, либо потому что слишком трудно контролировать следование предписаниям закона в частном домашнем хозяйстве.

Уместно отметить, что в некоторых правовых системах мира, например, в исламском праве, по рассматриваемому вопросу указывается о желательности, чтобы будущие супруги по возможности соответствовали друг другу (куфв) не только в экономическом плане, но и возрасту, социальному положению и т.п. [5, с. 137].

Как видно из вышеуказанного положения, хотя речь и идет о рекомендации при заключении брака, однако исламская правовая система, как мы думаем, таким образом, обращает внимание на гендерный вопрос в данной ситуации и тем самым, подчеркивает его важность понимания в момент заключения брака.

Мы считаем, что такой подход к решению проблемы более приемлемый для таджикского общества, исходя из его осмысления в рамках социокультурной среды. В любом случае, вопросы о возможности введения отдельных правил другой правовой системы в законодательство и юридическую практику Республики Таджикистан могут решаться, как указывает З.Х. Мисроков, «только в русле законотворческого процесса в рамках Конституции» [6, с. 183].

Здесь следует отметить, что последнее достижение в области гендерной политики в Республики Таджикистан является принятие в 2022 году Закона Республики Таджикистан «О равенстве и ликвидации всех форм дискриминации», который устанавливает правовую систему предупреждения и эффективной защиты от всех форм дискриминации.

Так, согласно части 1 статьи 1 закона, дискриминацией признается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, формированное на реальных и (или) предполагаемых основаниях в отношении любого физического и юридического лица

или группы лиц, их родственников или лиц, связанных с ними иным образом и основанного на признаках расы, цвета кожи, происхождения, пола, языка, религии и убеждений, национальной или этнической принадлежности, инвалидности, состояния здоровья, возраста, гражданства, взгляда, имущественного положения или иного обстоятельства и целью или следствием которого является ухудшение, уничтожение и (или) умаление признания, использования или осуществления всеми лицами, на равных основах, всех прав и свобод человека [7].

С учетом вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что судебная практи-

ка по снижению брачного возраста, на наш взгляд, имеет дискриминационный характер.

Конечно же, судебная практика зависит от состояния действующего законодательства, однако с учетом принятия Закона о равенстве и ликвидации всех форм дискриминации, появилась возможность экспертизы и пересмотра тех норм права, которые не соответствуют гендерной сущности нашего общества на данном этапе развития таджикской государственности и правовой системы.

Использованные источники и литература

1. Закон Республики Таджикистан «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации» от 1 марта 2005, № 89 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2005 г., № 3, ст. 129.

2. Семейный кодекс Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 г., № 682 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1998 г., № 22, ст.303; от 29.04.2006 г. № 183, от 20.03.2008 г. № 382, от 21.07.2010 г. № 613, от 25.03.2011 г. № 710, от 26.12.2011 г. № 791, от 19.03.2013 г. № 952, от 23.11.2015 г. № 1239, от 15.03.2016 г. № 1290, от 14.11.2016 г. № 1365, от 24.02.2017 г. № 1395.

3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Таджикистан от 05 января 2008 г., № 341 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2008 г., №1, ч.1, ст.ст.6, 7; 2010 год, №1, ст.6; 2012 г., №7, ст. 721; 2014 г., №7, ч.1, ст.388; Закон РТ от 31.12.2014 г., № 1167; от 14.05.2016 г. № 1309, от 02.01.2018 г. № 1474, от 02.01.2019 г. № 1559, от 20.06.2019 г. № 1612, от 04.07.2020г. № 1697, от 23.12.2021 г. № 1817.

4. Анализ судебных формулировок, разрешающих регистрацию ранних браков: Отчет по результатам аналитической работы. Заказчик - ООН-Женщины для Министерства юстиции Республики Таджикистан. - Душанбе, 2019. - 23 с.

5. Ван ден Берг, Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии [пер. с гол.] / Предисловие Л.Р. Сюкияйнена. - М.: Наталис: Рипол Классик, 2006. -240 с.

6. Мисроков, З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе: монография / З.Х. Мисроков. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 256 с.

7. Закон Республики Таджикистан «О равенстве и ликвидации всех форм дискриминации» от 19 июля 2022 года, № 1890 // Централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан «Адлия». Министерство юстиции Республики Таджикистан. Версия 7.0.

References

1. Law of the Republic of Tajikistan «On State Guarantees of Equality of Men and Women and Equal Opportunities for Their Implementation» dated March 1, 2005, No. 89 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, 2005, No. 3, Art. 129.

2. Family Code of the Republic of Tajikistan dated November 13, 1998, No. 682 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan 1998, No. 22, Art. 303; dated 29.04.2006 No. 183, dated 20.03.2008 No. 382, dated 21.07.2010 No. 613, dated 25.03.2011 No. 710, dated 26.12.2011 No. 791, dated 19.03.2013 No. 952, No. 1239 dated November 23, 2015, No. 1290 dated March 15, 2016, No. 1365 dated November 14, 2016, No. 1395 dated February 24, 2017.

3. Civil Procedure Code of the Republic of Tajikistan dated January 05, 2008, No. 341 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, 2008, No. 1, part 1, art. 6, 7; 2010, No. 1, article 6; 2012, No. 7, Art. 721;

2014, No. 7, part 1, article 388; Law of the Republic of Tajikistan dated December 31, 2014, No. 1167; No. 1309 dated May 14, 2016, No. 1474 dated January 2, 2018, No. 1559 dated January 2, 2019, No. 1612 dated June 20, 2019, July 4, 2020 No. 1697, dated December 23, 2021 No. 1817.

4. Analysis of judicial formulations allowing the registration of early marriages: Report on the results of analytical work. Customer - UN Women for the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. - Dushanbe, 2019. - 23 p.

5. Van den Berg, L.V.S. Basic Principles of Islamic Law According to the Teachings of Imams Abu Hanifa and Shafi'i [transl. with head.] / Foreword by L.R. Sukiyainen. - M.: Natalis: Ripol Classic, 2006.- 240 p.

6. Misrokov, Z.Kh. Adat and Sharia in the Russian legal system: Historical fate of legal pluralism in the North Caucasus: monograph / Z.Kh. Misrokov. - M.: Publish. house of Moscow State University, 2002. - 256 p.

7. Law of the Republic of Tajikistan «On Equality and Elimination of All Forms of Discrimination» of July 19, 2022, No. 1890 // Centralized Legal Information Bank of the Republic of Tajikistan «Adlia». Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. Version 7.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.