Научная статья на тему 'Некоторые факторы развития человеческого потенциала'

Некоторые факторы развития человеческого потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурадов Ш. М., Агаева С. Р.

В статье рассматриваются основные теоретические концепции развития человеческого потенциала, касающиеся вопросов человеческого потенциала и его роль в социально-экономическом развитии страны. На основе сравнительного анализа индексов измерения развития человеческого потенциала в странах как Беларусь, РФ, Казахстан и Азербайджан были раскрыты некоторые проблемы и достижения в области состояния здоровья и уровня образования населения Азербайджанской Республики. Далее автором обоснована необходимость государственной социальной политики, направленной на воспроизводство человеческого капитала и развитие человеческого потенциала нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые факторы развития человеческого потенциала»

конф. Иваново, 3 марта 2011 г. / Под науч. ред. проф. Н.В. Клочковой. -Иваново: Научная мысль, 2011 - 228 с.

6. Население [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.krl.gks.ru/ digital/region1/default.aspx (датаобращения: 13.04.2011).

7. Рынок труда и занятость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.krl.gks.ru/digital/region9/default.aspx (дата обращения: 26.12.2010).

8. Социальная сфера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.krl. gks.ru/digital/region13/default.aspx (датаобращения 10.04.2011).

9. Уровень жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/ bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/stg/d1/06-32.htm; www.gks.ru/bgd/regl/b10_14p/ Iss WWW. exe/Stg/d01/05-15 .htm; www.gks.ru/bgd/regl/B09_ 14p/Iss WWW. exe/ Stg/d1/05-15.htm; www.gks.ru/bgd/regl/B08_14p/IssWWW.exe/Stg/d1/05-15.htm; www.krl.gks.ru/digital/region12/default.aspx (дата обращения: 13.04.2011).

10. Хруцкий B.E., Толмачев P.A. Оценка персонала. Критика теории и практики применения системы сбалансированных показателей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 224 с.

11. Douglass C. North Economic Performance through Time [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ncobelprize.org/nobel_prizes/economics/ laureates/1993/north-lecture.html (датаобращения: 01.03.2011).

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА © Мурадов Ш.М.*, Агаева С.Р.4

Институт экономики Национальной академии наук Азербайджана, Республика Азербайджан, г. Баку

В статье рассматриваются основные теоретические концепции развития человеческого потенциала, касающиеся вопросов человеческого потенциала и его роль в социально-экономическом развитии страны. На основе сравнительного анализа индексов измерения развития человеческого потенциала в странах как Беларусь, РФ, Казахстан и Азербайджан были раскрыты некоторые проблемы и достижения в области состояния здоровья и уровня образования населения Азербайджанской Республики. Далее автором обоснована необходимость государственной социальной политики, направленной на воспроизводство человеческого капитала и развитие человеческого потенциала нации.

* Заведующий.отдел «Демография и проблемы воспроизводства рабочей силы», доктор экономических наук.

* Старший научный сотрудник отдела «Демография и проблемы воспроизводства рабочей силы», доктор философии по экономическим наукам.

На протяжении долгого периода времени экономическая мысль в целом находилась под влиянием процессов, происходящих в сфере материального накопления. Накопление капитала и материально-вещественные факторы рассматривались как универсальные и определяющие факторы прогресса. Однако проведёнными учёными исследования, касающиеся источников роста материального богатства, привели к новому видению роли человека в экономике.

Основные концепции, касающиеся аспектов человеческого развития и его роли в социально-экономических отношениях, были разработаны в XX в. Результаты проведенных исследований, доказывали, что человеческий потенциал выдвинулся в число основных факторов экономического развития. Первые вопросы, связанные с развитием человеческого потенциала, отражены в работах А. Смита, У Пети, А. Маршалла. В 30-е гг. XX столетия Дж.М. Кейнс в качестве важнейших условий экономического развития выделял развитие и реализацию способностей человека, а также расширение возможностей его личного выбора.

Затем Т. Шульцем в теории человеческого капитала была доказана важнейшая роль качественных характеристик рабочей силы в экономическом развитии общества. В это время по теории человеческого капитала также были опубликованы работы Г. Беккера, У Боуэна, Э. Дженисона. Вопросами экономического обоснования целесообразности инвестиций в человека, в его образование и здоровье занимались М. Блауг, Дж. Вейзи, Дж. Кендрик, Й. Бен-Порет, Дж. Минцер.

Итак, на основе многочисленных исследований, можно прийти к такому выводу, что рост человеческого капитала способствует росту производительности труда и эффективности производства. Как известно, рост производительности труда должен вести к росту доходов работника, что, в свою очередь, будет стимулировать работника делать новые вложения в здоровье и образование с целью повышения запаса знаний, навыков и мотиваций, а также для эффективного применения их в дальнейшем. Таким образом, как и в теории экономической науки, так и на практике видно, что экономическое развитие создается как вещественной, так и невещественной формами капитала, и человеческий капитал является одним из важнейших факторов экономического развития.

Для оценки развития человеческого потенциала в странах мира группой исследователей ООН был разработан индекс развития человеческого потенциала. Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на трех базовых показателях: продолжительность жизни населения, его образование и ВВП на душу населения [1]. Вне зависимости от уровня экономического развития к странам с очень высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > > 0,788; к странам высоким уровнем человеческого развития - те, в кото-

рых ИРЧП < 0,788 и > 0,677; к странам со средним уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП < 0,677 и > 0,488; к странам с низким уровнем человеческого развития < 0,488 [2].

В Докладе о развитии человека 2010 г. по ИРЧП Азербайджан занимает 67-ое место и входит в состав стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. По рейтингу среди стран СНГ Азербайджан (0,713) уступает место таким странам как, Беларусь (0,732), Россия (0,719) и Казахстан (0,714) [2]. Помимо разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития, величина ИРЧП и сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни позволяет при прочих равных условиях оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, ее изменение с течением времени, а также уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития.

При сравнении индексов долголетия среди перечисленных выше стран самая высокая ожидаемая продолжительность жизни наблюдается в Азербайджане - 70,8 лет, в то время как в Беларуси - 69,6 лет, в России - 67,2, а в Казахстане - 65,4 [2]. Наряду с показателями ожидаемой продолжительности жизни стран ниже в табл. 1 нами представлены показатели младенческой и детской смертности, расходы на здравоохранение на душу населения и численность этой страны.

Таблица 1

Сравнение показателей младенческой и детской смертности в 2008 г.

Страны Смертность (на 1000 живорожденных) Расходы на здравоохранение на душу населения (ППС долл. США) 2007 г. Численность постоянного населения (млн.чел.)

Младенческая Дети старше 5 лет

Беларусь 11 13 704 9,7

РФ 12 13 797 142,0

Казахстан 27 30 405 15,6

Азербайджан 32 36 284 8,8

Источник: таблица составлена на основе [2, с. 198].

Как видно по табл. 1, Азербайджан входит в группу тех стран, где самые высокие показатели младенческой и детской смертности, и самые низкие расходы на здравоохранение на душу населения. Однако следует отметить, что за последние годы в республике наблюдается снижение показателей детской смертности. Итак, за 2000-2010 гг. данные показатели по всей республике снизились на 30,5 %, в городской местности на 11 %, а в сельской почти на 47 %. Среди основных причин смертности у детей в возрасте 1-14 лет являются болезни органов дыхания, у мужчин 15-44 лет - травмы, отравления, а у женщин в этом возрасте - новообразования, у мужчин и

женщин после 45-49 лет - болезни системы кровообращения. Отметим, что в 2010 г. у 31,2 % населения причиной смерти являлись болезни системы кровообращения [3].

На состояние здоровья населения негативное влияние оказывает конфликт с соседней страной, который длится много лет и приводит не только к гибели и ранениям людей, но и перенапрягает людей, что делает население более подверженным различным заболеваниям, особенно сердечнососудистой и нервной системы. В улучшении состояния здоровья роль государства значительна. Проведенные исследования закономерностей и особенностей функционирования социального сектора в условиях рынка доказывают, уменьшение государственного финансирования в области здравоохранения, негативно влияет на уровень социального воспроизводства общества, что в современных условиях может оказать непосредственную угрозу личности и обществу.

Как и во многих странах в Азербайджане также существуют некоторые проблемы в области здравоохранения. С целью улучшения и повышения состояния здоровья населения в стране проводятся специальные меры. В стране организовано бесплатное эффективное медицинское обслуживание населения и проведение диагностики, идёт массовое строительство спортивных комплексов, учебных заведений и новых медицинских центров по всей стране, ремонтирование и переоснащение действующих городских и районных больниц, поликлиник, а также увеличение государственного финансирования высокотехнологической медицинской помощи.

Следующим индексом измерения человеческого развития, используемым в ИРЧП, является образование. Уровень образования расширяет возможности людей. Образованные люди лучше знают, как избежать рисков для здоровья, жить дольше и более комфортно. Они также больше зарабатывают и имеют лучшую работу. В Докладе о развитии человека отмечается, что ни в одной стране с 1970 г. не происходило снижение уровня грамотности. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше - служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования. Состояние образования в данное время оценивается двумя базовыми показателями: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся.

Рассмотрев табл. 2, можно увидеть, что уровень грамотности взрослого населения среди исследуемых стран почти одинаков. Коэффициент охвата начальным и средним образованиями в Азербайджане выше, чем в остальных странах. Коэффициент охвата высшим образованием по сравнению с другими странами самый низкий, однако, стоит заметить, что за 2000 / 2001-2009 / 2010 гг. число студентов в республике увеличилось на 19 тыс. чел. [4]. Учитывая, что наличие высшего образования является ос-

новным фактором, влияющим на успешную трудовую деятельность людей, низкий коэффициент охвата высшим образованием в современных условиях снижает возможности населения в возрасте 15 лет и старше повысить образовательный и профессионально-квалификационный уровень, и тем самым затрудняют решение проблем занятости.

Таблица 2

Основные измерители уровня образования

Страны Уровень грамотности населения (% в возрасте 15 лет и старше) Коэффициент охвата начальным образованием (% населения младшего школьного возраста) Коэффициент охвата средним образованием (% населения среднего школьного возраста) Коэффициент охвата высшим образованием (% населения старше школьного возраста)

Беларусь 99,7 99,2 95,3 72,8

РФ 99,5 96,8 84,0 75,0

Казахстан 99,7 108,8 91,9 41,0

Азербайджан 99,5 116,2 105,6 15,8

Примечание: таблица составлена на основе [2, с. 193].

Огромное значение в решении проблем занятости во многих странах мира в настоящее время отводится системе непрерывного образования, призванной оказать реальную поддержку человеку в осуществлении его подготовки и переподготовки по профессиям, необходимым в настоящий момент в сфере труда. Обращение к проблеме непрерывного образования как части человеческого потенциала в современном мире вызвано, прежде всего, происходящими изменениями в экономике. Уровень образования открывает доступ к материальным ресурсам (доходу), необходимым для достойного уровня жизни, включая здоровый образ жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества.

Третьим индексом измерения ИРЧП является уровень жизни (доход), в отличие от здоровья (долголетия) и образования, доход открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Рост доходов открывает возможности для достойного труда, а экономические трудности и связанное с ними сокращение рабочих мест являются плохими новостями для людей во всем мире. В Докладе о развитии человека-2010 отмечается, что, несмотря на совокупный прогресс в области дохода, в отличие от сфер здоровья и образования не наблюдается сближения, потому что богатые страны в течение минувших 40 лет в среднем росли быстрее, чем бедные. Для межстранового сравнения уровня жизни базовый показатель - валовой национальный доход (ВНД) на душу населения. самый высокий показатель ВНД на душу населения в РФ - 15258, а самый низкий в Азербайджане - 8747, в то время как в Беларуси - 12926, в Казахстане - 10234. Производство товаров и услуг является наилучшим

путем повышения уровня жизни и решения других социально-экономических задач страны. В Докладе о развитии человека-2010 перечислены страны, в которых происходил самый быстрый прогресс в развитии человека. И происходило оно разными путями. Из них Индонезия и Южная Корея входят в первую десятку по измерениям, связанным и не связанным доходом. Пять стран вошли в список благодаря повышению уровней здоровья и образования, только Китай входит в список благодаря показателям роста [5].

На основании вышеизложенного можно прийти к тому, что для развития человеческого потенциала в Азербайджане существует необходимость формирования государственной социальной политики, направленной на повышение уровня образования, здоровья и квалификации, а также повышение качества жизни населения как условие для развития человеческого потенциала. Повышая качество жизни людей, создавая условия для проявления их активности, меняя требования к личностным качествам человека, государство и общество могут повысить качество человеческого потенциала, от которого в современных условиях зависит уровень социально-экономического развития страны.

Список литературы:

1. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: учеб. пособие / Под общ. ред. проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ), Т. Маккинли (ПРООН, Нью-Йорк). - М.: Права человека, 2000.

2. Доклад о развитии человека. 2010. - С. 144.

3. Статистические показатели Азербайджана. 2009.

4. Статистический ежегодник СНГ. 2009.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ © Мусаева Ф.Г.*

Институт экономики Национальной академии наук Азербайджана, Республика Азербайджан, г. Баку

В статье даются различные определения человеческого капитала в различных исторических этапах развития экономики, автором ведется сравнительный анализ этих определений. Показана значительная роль образовательного уровня и повышения квалификации кадров в разви-

* Старший научный сотрудник отдела «Демография и проблемы воспроизводства рабочей силы», доктор философии по экономическим наукам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.