Научная статья на тему 'Некоторые доводы в пользу изучения компаний-долгожителей в России'

Некоторые доводы в пользу изучения компаний-долгожителей в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина С.К.

Продолжительность жизни любой компании является вполне значимым показателем ее эффективности. Временами, в долгосрочном периоде, она даже более значима, чем величина прибыли. Кроме того, данный показатель имеет важное социально-экономическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые доводы в пользу изучения компаний-долгожителей в России»

многие лета...

некоторые доводы в пользу изучения

компаний-долгожителей в России

Продолжительность жизни любой компании является вполне значимым показателем ее эффективности. Временами, в долгосрочном периоде, она даже более значима, чем величина прибыли. Кроме того, данный показатель имеет важное социально-экономическое значение.

Никитина С.К.

Государственный университет -Высшая школа экономики

С одной стороны, срок жизни компании свидетельствует о ее авторитете и, как правило, значительных масштабах, а значит, об устойчивом положении на рынке, доверии со стороны потребителей и инвесторов, как реальных, так и потенциальных, о новых возможностях расширения деятельности и стабильности будущих доходов. С другой стороны, длительный период жизни компании создает условия для создания устойчивой занятости, возможности наращивания интеллектуального потенциала работников, применения технологических и организационных инноваций. Известные западные компании постоянно напоминают о своей истории, с гордостью указывая на свой солидный возраст. Они подчеркивают, что дело начиналось с малого бизнеса, далее следовали сложные процессы становления и трансформации, не нарушавшие при этом фундаментальных принципов честности, мастерства и качества, заложенных их основателями. Практика представления истории российских компаний ограничивается, как правило, лишь констатацией факта их создания, в лучшем случае - краткими биографиями устроителей. Отрицание значения изучения фирм-долгожителей в России объясняется серьезными политическими катаклизмами, пережитыми россий-

ской экономикой в хх компания - это живой организм,

веке, что не могло не от- _

разиться на жизни пред- функционирующий приятий.

Действительно, процес- не в искусственной среде

сы национализации, же-

сткое административ- (вакууме или тепличных

ное управление совет- _

ского периода, привати- условиях)

зация 1990-х годов су- _

щественно исказили нормальное развитие _

этих важных экономических институтов. Од- _

нако не следует забывать, что компания - это _

живой организм, функционирующий не в ис- _

кусственной среде (вакууме или тепличных ус- _

ловиях). _

Западные теоретики менеджмента всегда учи- _

тывают внешнее воздействие на жизнь компа- _

ний и подчеркивают такую важную их характеристику, как способность адаптироваться в новых условиях изменившегося мира - экономических и политических. Последствия мировых _

войн, изменение политических режимов в

странах третьего мира, воздействие таких мак- _

рособытий, как падение фондового рынка в

1974-75 гг., изменение требований антимоно- _

польного законодательства оказывали огромное влияние на судьбу большинства крупнейших мультинациональных корпораций. Но это _

не противоречит их стремлению внимательно отслеживать факторы и разрабатывать механизмы выживания, обеспечивающие долголе- _

тие фирм.

Исследование, предпринятое сотрудниками и _

студентами Высшей школы экономики, пресле- _

дует цель устранить игнорирование экономической наукой факта «долгожительства» компа- _

ний в российской экономической жизни. Со- _

здание информационной базы данных о субъ- _

ектах позволит существенно расширить представление о факторах устойчивости бизнеса в российских условиях.

С одной стороны, это позволит лучше адаптировать принципы западного научного менеджмента к условиям российской действительности, с другой - имеет вполне практическую цель

выявления наиболее стабильных участников российского рынка, что может оказать положительное влияние на поведение потенциальных партнеров по бизнесу, а также способствовать совершенствованию правовой базы функционирования бизнеса.

В западной экономической науке нет однозначного подхода к данной проблеме. Там все чаще поднимается вопрос об удручающем факте того, что коммерческие компании являются весьма недолговечными экономическими институтами, имея в среднем продолжительность жизни не более 12,5 лет. Даже средний возраст крупнейших транснациональных компаний из списка БогШпе-500 составляет всего 40-50 лет. Это чрезвычайно незначительный срок существования по сравнению с другими общественными институтами (религиозными конфессиями, университетами, политическими партиями _ и т.п.).

_ Ученые справедливо указывают, что преждевременная гибель коммерческих фирм влечет за собой непозволительную растрату матери_ ального и интеллектуального потенциала как

_ нации, так и человечества в целом. Авторы этих

идей работают над исследованием внутренних организационных ресурсов долгожительства компаний1.

_ В последние десятилетия ХХ столетия процесс

изучения истории фирм приобрел институциональный характер. Так, например, в Италии в _ 1983 г. была создана Ассоциация истории и исследования предприя-преждевременная гибель тий (АББоаагюпе ш

Б1;опа е БШШ БШПтргеБа

И

коммерческих фирм влечет - assi). в 1992 г. assi была преобразована в

за собой непозволительную фонд, получивший поддержку Миланской тор-

растрату материального го вой палаты, а также

ряда крупных концер-

и интеллектуального нов: «Фиат», «Монтеди-__сон», «Фрателли Диог-

потенциала как нации, варди»2. __С другой стороны, нали-

так и человечества в целом чествует мнение о том,

что эффективность безусловными лидерами

компании и ее «солид- _

ный возраст» - понятия в экономике могут быть лишь едва ли не обратно пропорциональные. При "новые игроки", действующие

этом имеется в виду, что

наибольшую эффектив- в отраслях "новой экономики"

ность демонстрируют

лишь сравнительно молодые фирмы. Так, из _

1008 прибыльных компаний США, включен- _

ных в базу данных МсКтэеу, лишь 160 имеют _

возраст свыше 36 лет, а из первого списка ста _

крупнейших американских компаний, составленного Б.Ч. Форбсом в 1917 году, к 1987 году _

сохранилось лишь 39 «долгожителей». При _

этом лишь восемнадцати удалось попасть в

число крупнейших. Причину этого авторы ус- _

матривают в феномене «созидательного разрушения», утверждая, что достижение высокой _

эффективности и сохранение устойчивости -несовместимые цели, поскольку «корпорации, управленческая философия которых базируется на принципе непрерывности, не могут меняться с той же скоростью и в тех же объемах, _

что и рынки»3. Компании-долгожители тем са- _

мым обманывают ожидания инвесторов, не будучи способными обеспечить ожидаемые высокие прибыли. Безусловными лидерами в экономике могут быть лишь «новые игроки», действующие в отраслях «новой экономики». Такое положение объясняется новыми реалиями рынка или, по определению П. Друкера, _

«эпохой дискретной эволюции», начавшейся в _

1990-х гг. и связанной, прежде всего, с внедре- _

нием информационных технологий. Именно в этой сфере формируются гиганты сегодняшнего бизнеса, среди которых, прежде всего, производители компьютеров, программного обеспечения, коммерческих интернет-проектов и т.п.

Исследователи данных процессов предупреждают, что к 2020 г. из сегодняшних лидеров ми- _

рового бизнеса сохранят свои позиции едва ли

25%, и то при условии соблюдения ими прин- _

ципов дискретной эволюции, т.е. постоянной организационной перестройки. «Большинство

и

к 2020 г. из сегодняшних лидеров фирм умрут, будут при__обретены или поглоще-

мирового бизнеса сохранят свои ны... Многие из тех, что __выстоят, переживут репозиции едва ли 25% инкарнацию через поглощение или слияние с

_ более крупной и сильной компанией, но это

_ все равно смерть. Их кончина будет вызвана недостатком конкурентоспособности»4. Таковы требования состоявшегося в 90-е годы перехо-а от непрерывного развития бизнеса к дискретной эволюции.

Прежде всего, следует разобраться, относятся ли данные определения к реалиям российского бизнеса. В России говорить о переходе к «эпохе дискретной эволюции» пока рано. Так, в русской версии Forbes рейтинг двухсот крупнейших российских частных компаний за 2004 год показывает, что компьютерные технологии представлены лишь в 15 компаниях (8%), а ведущее положение в списке, как и в предыдущие годы, занимают торговля - 65 (33%) и добывающие отрасли (включая первичную переработку сырья) - 52 (26%). В то же время, заметное положение (3-е место) в рейтинге занимают компании, занимающиеся производством продуктов питания, нередко с выходом на сельхозпроизводителя - 34 (19%)5. Последняя группа заслуживает более пристального внимания, поскольку в ее состав нередко входят предприятия с весьма солидным стажем. Например, из семи сахарных заводов, входящих в холдинг «Русагро», только два имеют продолжительность жизни чуть более 30 лет (они основаны в 1972 и 1973 гг.). В то же время, другие два завода с полным основанием могут быть отнесены к категории компаний-долгожителей. Это одно из старейших предприятий России - сахарный завод «Садовский» (АООТ), основанный в 1835 г. по указанию князя Ва-сильчикова, а также другой старинный завод -«Ржевский сахарник» (ОАО), построенный в 1861 г. надворным советником С.Г. Жуковским. Среди шести масложировых комбинатов, входящих в объединение «Русагро», тоже можно обнаружить по крайней мере три компании-

долгожителя. В их число можно включить МЖК «Краснодарский», отсчитывающий свою историю с 1898 г., когда были заведены «Маслобойни братьев Аведовых»; Лабинский маслоэкст-ракционный завод, созданный в 1897 г. братьями Захаровыми, а также Аннинский маслоэкст-ракционный завод, одно из старейших предприятий Черноземья, основанный промышленником Хренниковым в 1910 г.6 Безусловно, в течение столь продолжительного периода существования происходили изменения в технологии производства, появлялись новые продукты, применялись новые организационные формы, неоднократно менялись субъекты собственности. Однако можно ли расценивать все эти трансформации, включая последнее поглощение заводов холдингом «Ру-сагро», как «смерть» данных компаний? Едва ли, поскольку все эти фирмы сохранили существенную производственную самостоятельность, а также все - с точки зрения экономической науки - остались «чистыми игроками», т.е. на всем протяжении истории более 50% объема их продаж приходилось на профильную отрасль.

Описанная ситуация отнюдь не является нонсенсом. Ближайшая к «Русагро» в данном рейтинге группа «Объединенные кондитеры» также включает в свой состав старейшие кондитерские предприятия страны. Феномен долгожительства подобных предприятий и опыта их успешного выживания и функционирования в условиях нестабильности российского рынка заслуживает внимания и исследования. Это позволит раскрыть бесценный опыт традиций и практики российского управления и успешного ведения дела, что может иметь не только учебно-познавательное, но и практическое значение.

1 Ари де Гиус «Живая компания (Рост, научение, долгожительство в деловой среде)». - СПб.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2004- Предисловие: Питер М. Сенге_

2 Поткина ИВ. Современное состояние «business history» (истории предпринимательства) за рубежом // Экономическая история. Обозрение / Под ред. ЛИ. Бородкина. -М, 2001.Вып.. 6. С. 147.

3 Фостер Р., Капкан С. Созидательное разрушение. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - С. 16, 19,21.

4 Там же. С. 26. 5Горский К. Компании-спринтеры // Forbes. 2005, октябрь. С. 97. (Процентное соотношение рассчитано автором - СН.).

6 http//wwwrusagpogpoupru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.