Российская академия наук Уральское отделение Институт экологии растений и животных Уральское орнитологическое общество
МАТЕРИАЛЫ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ПТИЦ
НА УРАЛЕ, В ПРИУРАЛЬЕ И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Сборник статей
Екатеринбург Издательство Уральского университета 2004
УДК 598.2:591 М 341
Ответственный редактор: доктор биологических наук В. К. Рябицев
Материалы к распространению птиц на Урале, в М 341 Приуралье и Западной Сибири: Сб. статей и кратких сообщ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. — с.
ISBN 5-7525-1300-6
Девятый выпуск сообщений с новыми данными о местах гнездования, зимовки, путях миграций и залетах птиц, статьями с полным обзором орнитофауны отдельных территорий.
Сборник предназначен для орнитологов, биогеографов, преподавателей биологических факультетов, любителей птиц.
© Коллектив авторов, 2004 © Оформление. В. К. Рябицев,
Издательство УрГУ, 2004 © Издательство Уральского ISBN 5-7525-1300-6 университета, 2004
правобережном плакоре в верховьях балки Шыбынды. В последующие дни птица не была обнаружена.
НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ К ОРНИТОФАУНЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ПРИПЫ1ШМИНСКИЕ БОРЫ»
В.А.Коровин
Кафедра зоологии Уральского государственного университета; пр. Ленина,
51, Екатеринбург, 620083. E-mail: [email protected]
Изучение орнитофауны национального парка «Припышминские боры» в течение длительного времени проводил сотрудник парка А. К. Жуков. Составленный им аннотированный список птиц (опубликован в настоящем сборнике) содержит сведения о 172 видах птиц.
В процессе полевых работ, проводившихся нами на территории парка (в пределах Талицкой дачи) в конце мая — начале июня 2003 и 2004 гг. в рамках программы мониторинга биоты особо охраняемых природных территорий Свердловской области, собраны новые материалы, в той или иной мере дополняющие уже известные ранее сведения по птицам этого района. Обследовались главным образом лесные ландшафты, в гораздо меньшей степени — пойма р. Пышмы. Ниже приводятся данные по видам, не вошедшим в список А. К. Жукова, а также уточняющие статус некоторых присутствующих в списке видов.
Обыкновенная горлица Streptopelia turtur. В ходе маршрутных учетов ни разу не зарегистрирована. Если ранее вид был верно определен, остается связывать его отсутствие с наблюдающейся в последние годы глубокой депрессией численности его популяции на Среднем Урале (Коровин, 2001; неопубликованные данные за последние годы), которая, очевидно, в не меньшей степени выражена и далее к востоку, по мере приближения к границе ареала.
Большая горлица S. orientalis. Характерный и достаточно обычный вид высокоствольных сосновых и березово-сосновых насаждений. Плотность гнездования, установленная в ходе маршрутных учетов по токующим самцам, составила 0,3-4 особи/км2. В списке птиц Национального парка отсутствует. Очевидно, причиной пропуска этого вида в предшествующих исследованиях послужило большое внешнее сходство с обыкновенной горлицей, а «песни» — с воркованием вяхиря.
Глухая кукушка Cuculus saturatus. Хотя по обилию этот вид и уступает обыкновенной кукушке C. canorus — в различных лесных био-
104
В. А. Коровин
топах соответственно 0,7-3 и 3-5 особей/км2, он вполне заслуживает статуса обычного гнездящегося вида.
Седой дятел Picus canus. В ходе учетов за 2 года не зарегистрирован. На этом основании вряд ли может считаться обычным видом. По-видимому, этот дятел встречается спорадически, а численность его колеблется по годам. Весьма актуальным остается для него и подтверждение предполагаемого гнездования.
Пятнистый конек Anthus hodgsoni. В сосновых лесах парка — весьма обычный, регулярно гнездящийся вид (17-18 особей/км2), в процессе учетов четко регистрируется по пению. По-видимому, песня этого вида была не знакома предшествующим исследователям, поскольку вид оказался включенным в список лишь по единственной особи, случайно отловленной в давилку. Возможно, это может служить косвенным свидетельством сравнительно недавнего проникновения вида в южные районы области, что, в частности, хронологически точно зафиксировано для Среднего Урала (Коровин, 2001).
Луговой конек A. pratensis. В списке птиц Национального парка указан как редкий гнездящийся вид. Нет почти никаких сомнений, что эти сведения ошибочны. На юге Свердловской области этот вид регулярно встречается в периоды сезонных миграций. Южная граница его гнездового ареала проводится на Урале по заповеднику «Денежкин Камень» (Иванов, 1976) либо по Конжаковскому Камню (Шварц и др., 1951). За время наших исследований не обнаружен. Можно предположить, что в качестве лугового автором списка А. К. Жуковым был принят конек с незнакомой песней (в действительности — пятнистый).
Горная трясогузка Motacilla cinerea. Довольно обычный, хотя и не многочисленный, в силу выраженной стенотопности, вид. Неоднократно отмечался по берегам небольших рек, на Ургинском кордоне, территории склада лесопиломатериалов на окраине Талицы и т. п. Нет сомнений, что он был хорошо известен А.К. Жукову, и его пропуск в списке — не более чем досадная случайность.
Садовая камышевка Acrocephalus dumetorum. В списке указана как редкий гнездящийся вид. Однако это определение справедливо только для отдельных биотопов, в частности, высокоствольных лесов. В пойменной уреме по р. Пышме, малым рекам и ручьям это один из доминантов и является многочисленным видом (82-132 особи/км2).
Зеленая пеночка Phylloscopus trochiloides. Обычный или многочисленный гнездящийся вид лесных местообитаний (в сосновых лесах — 9-16, в березовых — 4 особи/км2). В списке А. К. Жукова, очевидно, пропущена случайно.
Желтоголовый королек Regulus regulus. Статус «обычный гнез-
дящийся» отражает ситуацию, видимо, только в отдельных биотопах (темнохвойных лесах?). В сосновых насаждениях, не говоря уже о смешанных, за 2 года в ходе учетов этот вид не зарегистрирован — ни по песне, ни по контактным сигналам.
Мухоловка-пеструшка Ficedula hypoleuca. В списке указана как редкий гнездящийся вид. В сосновых, сосново-березовых и березовых лесах она определенно имеет статус многочисленного вида (3655 особей/км2).
Садовая овсянка Emberiza hortulana. Сведения об этом виде как обычном гнездящемся вызывают сомнения. До сих пор в лесной зоне региона регистрировались только редкие залеты (Шварц и др., 1951; Бобков и др., 1997; Постников, 2000 и др.). В ходе наших работ не зарегистрирована. Возможно, включение этой овсянки в список птиц в качестве гнездящейся также основано на регистрации пения залетных особей.
Таким образом, с учетом сделанных дополнений, список птиц национального парка «Припышминские боры» достигает 174 видов.
ЛИТЕРАТУРА
Бобков Ю. В., Торопов К. В., Шор Е. Л., Юдкин В. А. К орнитофауне южной тайги Западно-Сибирской равнины // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 1997. С. 14-21.
Иванов А. И. Каталог птиц СССР. Л.: Наука, 1976. 276 с. Коровин В. А. Птицы биологической станции Уральского университета // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 2001. С. 92-118. Постников С. Н. Садовая овсянка севернее Екатеринбурга // Там же. 2000. С. 166.
Шварц С.С., ПавлининВ.Н., Данилов H.H. Животный мир Урала (Наземные позвоночные). Свердловск, 1951. 174 с.
О ВСТРЕЧАХ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ТЕНЬКОВКИ НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ
В.А.Коровин
Кафедра зоологии Уральского гос. университета; пр. Ленина, 51, Екатеринбург, 620083. E-mail: [email protected]
Средний Урал целиком охватывается ареалом уральско-сибирского подвида теньковки Phylloscopus collybita fulvescens, который на западном пределе распространения — в Предуралье — интерградирует