НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О РАСПРОСТРАНЕНИИ БУРОГО МЕДВЕДЯ (URSUS ARCTOS LINNAEUS, 1758) В ЗАПОВЕДНИКЕ «ВИШЕРСКИЙ»
С.В. Зимин
Государственный природный заповедник «Вишерский», Россия e-mail: [email protected]
Приводятся результаты наблюдений за бурым медведем в заповеднике «Вишерский». Оценивается численность животных в весенний период после выхода из берлог. С помощью фотоловушек установлен срок начала гона медведей. Указаны первичные сведения о возрастной структуре популяции. Дана оценка соотношения численности бурого медведя в заповеднике к количеству медведей в Пермском крае.
Ключевые слова: берлога, бурый медведь, возраст, размер пальмарной мозоли, численность, фотоловушка.
Введение
Бурый медведь является типичным и самым многочисленным из крупных хищников на Урале. В последние годы происходит рост его численности, что отражается в увеличении сообщений местных жителей о встречах с ним как устно, так и в средствах массовой информации. Постоянный мониторинг за локальными популяциями бурых медведей на охраняемых территориях крайне необходим для дальнейшего прогноза их развития.
Заповедник «Вишерский» имеет площадь 2934.18 км2, в том числе охранную зону площадью 522.18 км2. Он расположен в северо-восточной части Пермского края на западном склоне гор Северного Урала в верховьях р. Вишера. Древесная растительность представлена северо-уральскими горно-таежными елово-пихтовыми лесами с примесью кедра, березы, ольхи и рябины. Вот как в своих трудах Сабанеев (1992) обращался к этому вопросу во второй половине 19 в.: «Особенно многочислен он по берегам Вишеры, Косьвы и впадающих в них речек ... медвежий промысел составляет здесь одно из главнейших занятий местных жителей - русских и вогулов».
Согласно данным Летописей природы заповедника, численность медведей стабильна и составляет около 30-35 особей. При этом работы по изучению медведя носили спорадический и попутный характер с так называемой «экспертной» оценкой. Отсутствие в заповеднике троп и дорог подходящим субстратом затрудняет использовать традиционную методику проведения учетов в бесснежный период, связанный с промером пальмарной мозоли. Так как стационарные посты охраны расположены по берегу р. Вишера и наблюдения инспекторов охраны не отражают реальной ситуации.
Целью данной работы является оценка современного состояния популяции бурого медведя в заповеднике «Вишерский». В рамках цели мы поставили следующие задачи:
- определение относительного количества бурых медведей;
- определение возрастной структуры популяции;
- определение начала гона
Материал и методы
В 2017 г. нами были выбраны два участка для наблюдений. Первый исследуемый район расположен в юго-западной части заповедника в пойме р. Вишера на западном склоне Чувальского хребта. Оценка состояния популяции проводилась весной на маршрутах общей длиной 25 км. с помощью метода замеров оттиска мозолей (пальмарной мозоли) передней лапы медведей (Пажетнов и др., 2014), когда отпечатки хорошо различаются по насту. Так же проводился регулярный опрос инспекторов заповедника.
Второй район исследования расположен в северной части заповедника в междуречье рек Вишера и Хальсория, где на выраженных звериных тропах 23.09.2017 г. были установлены две фотоловушки Keep Guard CK-076 HD в режиме видеосъемки длительностью 20 секунд со скоростью срабатывания 0.7 сек.
Результаты
За весенне-осенний период 2017 г. на первом исследуемом участке всего учтено от 15 до 17 особей с учетом размытых отпечатков (табл. 1).
В весенний период практически все следы вели к пойме р. Вишеры (Зимин, 2018) и далее вверх по ее течению вглубь охраняемой территории.
Необходимо отметить присутствие трех особо крупных самцов-доми-нантов с шириной пальмарной мозоли 21 см (1 особь), 20 см. (1 особь), 17 см. (1 особь) и двух крупных особей с шириной мозоли 15.5 см. и 15 см. Возраст определялся по ширине пальмарной мозоли (Пажетнов и др., 2007).
Во второй половине мая 2018 г. животные также направлялись к руслу р. Вишера и далее верх по ее течению вдоль поймы (табл. 2).
Также отмечен один свежий задир на пихте и место поиска пищи. Эти наблюдения показывают, что значительную долю учетных данных могут занимать мигрирующие особи из неохраняемых участков низовьев р. Вишера. Всего было отмечено от 26 до 28 животных (табл. 3).
Собранный материал в целом совпадает с многолетними данными соседнего Печеро-Илычского заповедника, где соотношение зверей старше двух лет составляет 65.4%, лончаков - 15-6%, сеголетков - 19.0% (Нейфельд, 2000).
Таблица 1. Примерная возрастная структура медведей по результатам наблюдений в 2017 г. в юго-западной части охраняемой территории
Возрастная группа Количество животных Среднее соотношение, %
молодые до 3 лет 5-6 34.4
взрослые 3 лет и старше 10-11 65.6
Таблица 2. Примерная возрастная структура медведей по результатам наблюдений в 2018 г.
Возрастная группа Количество животных Среднее соотношение, %
молодые до 3 лет 3 27.2
взрослые 3 лет и старше 8 73.8
Таблица 3. Примерная возрастная структура медведей по результатам наблюдений 2017-2018 гг. в юго-западной части охраняемой территории
Возрастная группа Количество животных Среднее соотношение, %
молодые до 3 лет 8-9 30.5
взрослые 3 лет и старше 18-19 69.5
В марте 2018 г. в районе кордона «71 кв.» инспектором А. Собяниным с помощью собак обнаружена берлога верхового типа, расположенная под корнями упавшей ели на достаточно открытом и освещенном участке ельника с подростом из березы, осины и рябины (рис. 1, рис. 2). «Чело» (вход в берлогу) направлено на север. Были установлены две фотоловушки Suntek («Филин»-120).
Установлено, что в ней зимовал одиночный медведь с шириной отпечатка пальмарной мозоли передней лапы 13 см. Отчетливо видно, что медведь перед залеганием проводил работу по углублению и расширению места зимовки. Сама лежка была подтоплена талой водой (в качестве подстилки использовались опавшие листья). После проверки фотоловушек установлено, что данные камеры в сумеречное и ночное время не сработали, хотя в дневное время камеры работали исправно. Возможно, медведь вышел из берлоги в темное время суток, что объясняется осторожностью животного после нахождения берлоги собаками.
19 мая 2018 г. фотоловушка Keep Guard-CK 076 HD, установленная на южном склоне Вишерского камня, зафиксировала возможно брачную пару медведей (крупный самец следовал за самкой с интервалом в 10 сек., рис. 3, рис. 4).
Рис. 1. Внешний вид берлоги в марте. Рис. 2. Внешний вид берлоги в мае.
Рис. 3. Медведица движется в сторону гор- Рис. 4. Самец преследует самку с интер-ной тундры Вишерского камня 19 мая 2018 г. валом 10 секунд. 19 мая 2018 г.
На протяжении всего периода наблюдений численность и плотность распределения медведей по заповедной территории не подверглись заметным изменениям, за исключением пожароопасного лета 2010 г., когда пожары в соседней Свердловской области вынудили некоторых зверей искать убежища на западном склоне Уральских гор. В этот год, по сведениям инспектора заповедника Д. Мельника, три пришедших из-за Урала медведя, отмеченные визуально, которые видимо не получили возможность нагулять достаточного количества питательных веществ перед зимним залеганием, подвергли разорению его охотничьи избы по р. Велс, прилегающие к юго-восточной границе заповедника.
По окрасу медведи были от светлой до темно-бурой масти. Причем отсутствуют сведения о черных особях. При этом во второй половине 19 в. Сабанеев (1992) отмечал на восточном склоне Северного Урала в Богословском округе черных (т.н. хребтовых) медведей, численность которых составляла десятую часть в добыче охотников. Этот известный зоолог так же предвидел, что «с помощью многочисленных промышленников ... бурые медведи низменных лесов окончательно вытеснят черных хребтовых медведей». Интересно так же его мнение о том, что «с запада постоянно прикочевывают все новые... вологодские медведи, которых привлекает сюда кроме обилия пищи, обманчивой уединенности и других кажущихся удобств небольшая глубина снегов».
Территориальное распределение верхневишерских медведей в активный период зависит от распределения основных сезонных кормов. В горах медведь предпочитает субальпийские участки с богатой луговой растительностью, к которым он тяготеет в первую половину летнего сезона. Во второй половине лета и в нажировочный период территориальное распространение животных зависит от месторасположения и урожайности ягодников (черники, брусники, клюквы, морошки, голубики, рябины). Причем одна часть медведей предпочитают предпойменные места и долины рек, а другая часть в урожайные годы остается жировать на предгорных ягодных плантациях на индивидуальных участках. В урожайные годы в питании медведей существенную долю составляют кедровые орехи. Наблюдения в Центрально-Лесном заповеднике указывают, что «размеры индивидуальных участков зависят от сезона года и обычно не превышают 6-7 км2. На неохраняемой территории они составляют 10 и более км2. Самки с детенышами (в отличие от взрослых самцов) ведут кочевой образ жизни. В течение 8-12 дней они задерживаются на территории 2-3 км2, затем переходят на новый участок (Пажетнов и др., 2007).
Залегание медведей в берлоги происходит в конце октября и начале ноября. Последние следы медведя в заповеднике «Вишерский» в основной массе регистрируются во второй половине октября. Крайняя дата регистрации - 11.11.2010 г. в пойме р. Вишера. Первыми в берлогу ложатся самки и
265
молодые медведи, последними самцы. По материалам исследований Константинова и Черемкина (2018) в Норском заповеднике, выявлена особенность дальневосточных представителей этого вида проходить обязательные водные процедуры перед залеганием. Все выявленные «купальни» были устроены в ключах и на небольших по площади болотах среди леса». Сведений о данной особенности поведения медведей в заповеднике «Вишерский» и прилегающих территориях нет.
Согласно результатам исследований Нейфельда (2000), в Печоро-Илыч-ском заповеднике, как наиболее изученной и идентичной по природным условиям к заповеднику «Вишерский» территории, среднемноголетняя плотность животных составляла 0.25 особей на 10 км2, и общая численность животных в среднем оценивалась не менее 120 медведей. Если соотнести данные показатели к площади заповедника «Вишерский» и охранной зоны, то возможная численность медведя в летние периоды может составлять не менее 70 особей. Всего в Пермском крае, согласно данным сайта http://priшda. permkrai.ru/ регионального Министерства природных ресурсов, количество медведей в 2017 г. составляло около 7700 особей. Т.е. их численность в заповеднике «Вишерский» составляет около 1% от региональной. При этом в Пермском крае за последние годы наблюдается рост численности (табл. 4).
Обсуждение
Мы обнаружили, что численность бурых медведей в заповеднике «Ви-шерский» составляет не менее 70 особей. Соотношение взрослых животных к молодым составляет 2.3. Срок начала гона установлен 19 мая 2017 г. В весенний период после выхода из берлог часть животных мигрирует вверх по пойме р. Вишера.
При таком возрастном соотношении можно предположить о высокой смертности медвежат от взрослых медведей, других хищников и неблагоприятных погодных условий. Это значение требует дополнительных исследований.
По срокам наступления гона наши наблюдения не совпадают с наблюдениями в Печоро-Илычском заповеднике, где по материалам наблюдений Теплова (1960) он начинается с июня.
Малое количество выборки и короткий срок наблюдений пока еще не позволяет выявить определенные закономерности в жизнедеятельности группировки бурых медведей, но предпосылки для определенных выводов уже можно принять во внимание.
Таблица 4. Динамика численности бурого медведя в Пермском крае за период 2011-2017 гг. (по данным сайта Министерства природных ресурсов Пермского края), тыс. особей
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
6.5 6.5 6.6 6.67 6.9 7.5 7.7
Выводы
1. За указанный период было отмечено 26-28 бурых медведей.
2. Численность группировки бурых медведей в теплое время года составляет не менее 70 животных.
3. Их миграция юго-западной части заповедника в весенний период происходит вверх по пойме р. Вишера.
4. Соотношение взрослых животных к молодым составило 2.3.
5. Начало гона в 2018 г. отмечено 19 мая.
6. Численность животных составляет не менее 1% их общей численности в Пермском крае.
Литература
Зимин С.В. 2018. Бурый медведь (Ursus arctos L.) в заповеднике Вишерский // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 2. Вып. 1-2. С. 20.
Константинов С.В., Черемкин И.М. 2018. Особенности зимовки бурых медведей (Ursus arctos L. 1758) в Норском заповеднике и прилегающих территориях // Сборник статей к 20-летию Норского заповедника. Благовещенск-Февральск. С. 161.
Нейфельд Н.Д. 2000. Крупные хищные млекопитающие в Печоро-Илычском заповеднике // Состояние и динамика природных комплексов особо-охраняемых территорий Урала. Труды научно-практической конференции посвященные 70-летию Печоро-Илычского заповедника. Сыктывкар. С. 113.
Пажетнов В.С., Пажетнов С.И., Пажетнов С.В. 2007. Изучение экологии и поведения бурого медведя в Центрально-Лесном заповеднике и на смежных территориях // Труды Центрально-Лесного заповедника. Вып. 4. С. 84-85.
Пажетнов В.С., Пажетнов С.В., Бондарь Д.Г. 2014. Методическое пособие для учета численности полового, возрастного и размерного состава популяции бурого медведя по карточкам встреч. Великие Луки: Центрально-Лесной заповедник. 39 с.
Сабанеев Л.П. 1992. Охотничьи звери. М.: Терра. 480 с.
Теплов В.А. 1960. Динамика численности и годовые изменения в экологии промысловых животных печорской тайги // Труды Печоро-Илычского заповедника. Вып. 8. С. 158.
References
Konstantinov S.V., Cheremkin I.M. 2018. Features of the winter brown bears (Ursus arctos L. 1758) in Norsky State Nature Reserve and adjacent areas // Proceedings of the 20th anniversary of Norsky State Nature Reserve. Blagoveshchensk-Fevralsk. P. 161. [In Russian]
Neufeld N.D. 2000. Large predatory mammals in the Pechora-Ilych State Nature Reserve // Proceedings of the scientific-practical conference dedicated to the 70th anniversary of Pechoro-Ilych State Nature Reserve. Syktyvkar. P. 113. [In Russian]
Pazhetnov V.S., Pazhetnov S.I., Pazhetnov S.V. 2007. Ecology Study and behavior of the brown bear in the Central Forest State Nature Reserve and in adjacent territories // Proceedings of the Central Forest State Nature Reserve. Vol. 4. P. 84-85. [In Russian]
Pazhetnov V.S., Pazhetnov S.V., Bondar D.G. 2014. A methodological manual for recording the abundance of sexual, age and size composition of the brown bear population according to meeting cards. Velikie Luki: Central Forest State Nature Reserve. 39 p. [In Russian]
Sabaneev L.P. 1992. Hunting animals. Moscow: Terra. 480 p. [In Russian] Teplov V.A. 1960. Dynamics of abundance and annual changes in the ecology of commercial animals of the Pechora taiga // Proceedings of the Pechora-Ilych State Nature Reserve. Vol. 8. P. 158. [In Russian]
Zimin S.V. 2018. Brown bear (Ursus arctos L.) in the Vishersky State Nature Reserve // Bulletin of Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series 2. Issue 1-2. P. 20. [In Russian]
SOME DATA ON BROWN BEAR (URSUS ARCTOS LINNAEUS, 1958) IN THE VISHERSKY STATE NATURE RESERVE
S.V. Zimin
Vishersky State Nature Reserve, Russia e-mail: [email protected]
The paper presents results on the observations of the brown bear in the Vishersky State Nature Reserve. We presented estimated number and age composition of bear population during spring after leaving hibernation dens. Using camera traps, we found beginning ofthe mating season of brown bears. Preliminary data on age structure of bear population. We estimated the ratio of the bear population size in the Vishersky State Nature Reserve to the total bear population size in the Perm region. Key words: abundance, age, brown bear, camera traps, palmar pad callus size, wintering den.