Из практики
УДК 613.6-07:[в31.3:561.584.в
Проф. Ф. М. Шлейфман
НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЙ МИКРОКЛИМАТА В КАБИНАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Институт гигиены труда и профзаболеваний, Киев
В кабинах тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин (ССХМ) создаются специфические условия микроклимата, что обусловливается погодой, конструктивными особенностями машин и временем выполняемой работы.
Кабина обеспечивает защиту механизатора от осадков, сильного ветра, холода. В то же время в теплый период в ней может создаваться неблагоприятный микроклимат за счет поступления и сохранения тепла. Основными его источниками являются солнечная радиация (70—80%), а также двигатель, трансмиссия и другие узлы машины, на которые приходится от 11 до 23% тепла. В зависимости от степени остекления кабины, теплоизоляции ограждений, герметичности кабины, местоположения двигателя и других особенностей кабины формируются различные микроклиматические условия.
Результаты проведенных исследований (С. П. Зе-ленцова) подтвердили зависимость микроклимата в кабине от погодных условий и мощности двиг""е-ля. Так, в кабинах трактора мощностью 80 л. с. температура воздуха на уровне 10 см над полом превышала наружную на 6—8 °С, на уровне 60 см— на 3—7 °С, на уровне 100 см — на 5—7 °С; в кабине тракторов мощностью 35—40 л. с. она была выше на 4—6, 2—5 и 3—5 °С соответственно. При температуре наружного воздуха 21—29 °С температура в кабине была 24—38 °С, а в особо жаркие дни (35— 36 °С) при открытых дверцах и окнах она возрастала до 41—43 °С (на уровне пола) и 39—42 °С (у потолка). При закрытых окнах и дверцах температура воздуха в кабине превышала наружную на 7—14°, 8—14 и 5—10 °С на уровне 10, 60 и 100 см над полом, достигая в особо жаркие дни 46—51 °С, а температура пола и передней стенки — 41—45 °С. Специальные исследования, проведенные на тракторах таких же марок, работающих в республиках Средней Азии, показали, что при наружной температуре 30—36 °С температура воздуха в кабинах достигала 52—55 °С, а передняя стенка нагревалась до 60-65 °С.
По данным Ф. Ф. Непшы, в Казахской ССР в закрытой кабине трактора К-700 летом температура воздуха в течение дня повышалась до 39,4 °С, особенно (до 42,7 "С) нагревались ограждения, что сказывалось на радиационной температуре, достигающей 39,9 °С. В закрытой кабине тракторов «Ка-
захстан» и ДТ-75 температура воздуха увеличивалась до 37,4 °С, а радиационная — до 39,4 °С. При сельскохозяйственных работах, выполняемых весной и осенью, по данным Ф. Ф. Непши, температура воздуха и стен была низкой. В кабине тракторов «Казахстан» и ДТ-75 температура воздуха 0,9—5,1 °С, ограждений — 3,0—6,8 °С. Перепад температуры воздуха по вертикали увеличивался до 15 °С. О. Г. Неронский и соавт. указывают, что при температуре наружного воздуха 19—28°С в солнечную погоду температура воздуха в кабине на 9—15 °С выше. Особенно интенсивна при этом тепловая радиация от застекленных поверхностей, достигающая в час 169 ккал/м2, а от стеклопластика крыши кабины — до 57,9 ккал/м2 в час. По данным М. В. Михайлова и С. В. Гусевой, за счет инсоляции при отсутствии средств тепловой защиты в кабину поступает 780 ккал тепла в час, а если кабина имеет средства тепловой защиты в нее попадает в час 167 ккал тепла. Длительность пребывания механизатора в кабинах зависит от характера работы: 6—12% трудового времени при выполнении весенних полевых работ, 53—70% — при летних работах и 12—22% — при осенних. Деятельность в неблагоприятных микроклиматических условиях вызывает напряжение терморегуляции. Так, О. Г. Неронский и соавт. указывают, что у механизаторов повышалась температура кожи (на 4,5— 5,2 °С), учащались пульс и дыхание. Результаты исследований Б. И. Рябцева, С. П. Зеленцовой и др. свидетельствуют о том, что у механизаторов повышается температура кожи, сглаживается дисталь-но-проксимальный градиент температур, температура тела повышается на 0,6—1,5 °С. Отмечается также учащение пульса и увеличение латентного периода зрительно-моторной реакции, что указывает на напряжение сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. В последние годы специалисты занимались не только оценкой микроклимата в кабине и влияния его на организм механизаторов, но и разработкой нормативов микроклимата^ Нормирование микроклимата в кабинах тракторов и ССХМ имеет свои особенности, основанные на специфике теплообмена человека в условиях помещений малых объемов. Специфика связана с тем, что у сидящего человека уменьшается отдача тепла с задней и боковых поверхностей тела, изменяется радиационный теплообмен из-за близости огражде-
I
— 57 —
ий кабины к телу. Следует принять во внимание
то, что механизатор периодически выходит из абины и тем самым подвергается воздействию пе-епадов. Продолжительность однократных выходов з кабины может быть от нескольких секунд до 10— 15 мин (Ф. Ф. Непша). Поскольку при этом механизатор не меняет одежды, это усугубляет воздействие перепадов температур. Указанные особенности вызвали необходимость разработки норм микроклимата для помещений ограниченных объемов, каковыми являются кабины. Исследования, проведенные и спланированные с учетом принципов математической теории эксперимента, позволили обосновать для изолированных рабочих мест малого объема нормативы температуры и подвижности воздуха, обеспечивающие сохранение теплового комфорта или слабое напряжение терморегуляции у лиц, выполняющих работу средней тяжести. Эти данные положены нами в основу допустимых уровней температуры и подвижности воздуха для кабин тракторов и ССХМ. В ГОСТ «ССБТ. Машины сельскохозяйственные самоходные. Рабочее место оператора. Технические требования» мы включили требования по обеспечению микроклимата в кабинах, предусматривающие поддержание для теплого периода года температуры воздуха не выше 28 °С при относительной влажности до 60% и не выше 26 °С при относительной влажности более 60%. Для районов со средней температурой наружного воздуха в 13 ч самого жаркого -месяца 25 °С и выше допустима температура воздуха в кабине до 31 °С. В диапазоне температур 26—31 °С должна быть обеспечена возможность принудительного движения воздуха с помощью вентилятора. Рекомендуемые скорости движения воздуха при температуре 26,0—28,0 °С должны составлять от 0,8 до 1,2 м/с, при 28,1—30,0 °С —от 1,5 до 1,7 м/с, при 30,1—3 1,0 °С—от 1,9 до 2,0 м/с. Подачу воздуха следует осуществлять потоком сверху спереди в зону дыхания. Необходимо предусмотреть систему автоматического и ручного регулирования охлаждения и подвижности воздуха в соответствии с индивидуальными особенностями механизатора.
Таким образом, в настоящее время создаются предпосылки для нормализации микроклимата в кабинах тракторов и ССХМ. Вместе с тем остаются еще нерешенными многие важные вопросы. Основным вопросом нормализации условий труда в кабинах машин является дальнейшее совершенствование гигиенических нормативов. Совершенствование нормативов микроклимата в кабинах сельскохозяйственных машин, с нашей точки зрения, должно проводиться в направлении обоснования градиента температур воздух — ограждения для кабин тракторов и ССХМ и улучшения условий труда в них, разработки нижнего предела допустимой температуры, влажности и подвижности воздуха для кабин и корректировки нормативов, изолированно действующих на организм факторов. Важно учитывать сочетание условий и характера трудовой
деятельности, поскольку последний сказывается на ответных реакциях организма. Установлено, что труд с нервно-эмоциональным напряжением нельзя отождествлять с легкой физической работой и нормативы микроклимата должны быть дифференцированы в зависимости от степени нервно-эмоционального напряжения (Н. В. Славянская; А. А. Лащук). Поэтому учет сочетанного действия различных факторов производственной среды и характера трудовой деятельности позволит совершенствовать нормативы микроклимата для кабин ССХМ. Важное значение приобретает разработка вопросов акклиматизации механизаторов к условиям труда на открытом воздухе, особенно с учетом акклиматизации к конкретному климатическому району. Имеющиеся данные (М. Е. Курашвили; Л. Г. Арутюнян; Т. Д. Симонович, Б. Г. Багиров; М. И. Захаренко, и др.) свидетельствуют о значительной роли акклиматизации в реакции организма на воздействие микроклиматических условий. Дальнейшая работа в этом направлении не только поможет решить ряд важных теоретических вопросов гигиены микроклимата, но и даст определенный практический результат. В частности, возможно, эти данные позволят обосновать необходимость дифференцированных подходов к оснащению ССХМ санитарно-техническими средствами для нормализации микроклимата.
Кабины для машин, используемых преимущественно в южных климатических районах, должны быть оснащены определенными теплозащитными средствами. Для кабин машин, работающих в северных районах, требования к средствам нормализации микроклимата должны быть иными. Существующие нормативы регламентируют допустимые пределы температуры, влажности и подвижности воздуха. Как известно, допустимые параметры микроклимата не вызывают нарушения состояния здоровья, но могут обусловить ухудшение самочувствия и снижение работоспособности. Сохранение ее высокого уровня возможно при обеспечении на рабочих местах оптимальных условий микроклимата, в связи с чем чрезвычайно важно гигиеническое обоснование оптимальных уровней температуры, влажности и подвижности воздуха для кабин с учетом специфических особенностей теплообмена в изолированных помещениях малых объемов. Это явится серьезным шагом к совершенствованию нормативов микроклимата. Среди перспективных направлений следует указать проведение исследований по выявлению реакций женского организма на специфические условия труда в кабинах сельскохозяйственных машин. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о более выраженном неблагоприятном воздействии на женский организм различных производственных факторов, в том числе микроклимата (И. Г. Фридлянд; 3. А. Волкова; Г. П. Ох-рименко; Т. К. Кучерук, и др.). В связи с этим разработка вопросов нормализации микроклимата в кабинах с учетом его сочетанного действия с другими факторами (вибрацией, шумом) и характера трудовой деятельности позволит оздоровить усло-
вия труда, сохранить здоровье женщин-механиза-торов.
Не решены также вопросы, касающиеся наиболее рациональных видов летней и зимней одежды для механизаторов с учетом необходимости частых выходов их из кабины и особенностей микроклимата в ней. Проведение исследований по нормализации микроклимата в кабинах сельскохозяйственных машин явится серьезным вкладом в оздоровление ус-^ ловий труда большой группы работающих-механи-™ заторов сельского хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА. Арутюнян Л. Г. Влияние микроклимата горячих цехов на некоторые физиологические функции и обменные процессы организма в условиях жаркого климата Армении. Автореф. дне. докт. Ереван, 1971.
Багиров Б. Г. — Здравоохр. Туркмении, 1965, с. 9—13.
№ 7,
Волкова 3. А. — Гиг. труда, 1975, № 12, с. 6—10. Захаренко М. И. Микроклимат тепловых электростанций
различных климатических районов СССР, влияние erJ на организм рабочих основных профессий и меры пс[ нормализации. Автореф. дис. канд. Киев, 1978.
Зеленцова С. П. — Гиг. и сан., 1975, Ко 6, с. 96—97.
Курашвили M. Е. Основные вопросы гигиены производ-| ственного микроклимата горячих цехов предприятий черной металлургии Закавказья. Автореф. дис. докт.| Киев, 1970.
Кучерук Т. К. — Врач, дело, 1978, № 1, с. 135—137.
Михайлов М. В., Гусева С. В. Микроклимат в кабинах! мобильных машин. М., 1977. I
Неронский О. Г., Ачаповская А. Н., Сазанович Л. И А и др. — Гиг. и сан., 1972, № 5, с. 102—104.
Охрименко Г. П. — В кн.: Гигиена и физиология труда,I производственная токсикология, клиника профессио-| нальных заболеваний. Киев, 1963, с. 155—158.
Рябцев Б. И. — В кн.: Гигиена труда. Киев, 1973, вып. 9,1 с. 80—83.
Симонович Т. Д. — В кн.: НИИ гигиены труда и профза-| болеваний им. Н. Махвиладзе. Научная сессия, посвящ.| 35-летию ин-та. Материалы. Тбилиси, 1964, с. 60—61.
Словинская И. В. — В кн.: Вопросы санитарии и гигиены. Ташкент, 1974, с. 121 — 122.
Фридлянд И. Г. Гигиена женского труда. Л., 1975.
Поступила 13/V 1980 г.
УДК 613.6 + 614.31:725.38
Я. В. Гринь, Г. В. Щербаков, В. И. Повалий (Донецк)
О НЕКОТОРЫХ НЕДОСТАТКАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДОНЕЦКА
Нами обобщены данные экспертизы 15 проектов автотранспортных предприятий (АТП) Донецка за 1975—1978 гг., из них с органами государственного санитарного надзора согласовано после первого предъявления 4%, после второго — 46%, после третьего — 54% проектов. Все проекты АТП включали помещения для размещения автомашин и механизмов, ремонтно-диагностические отделения и административно-бытовые блоки.
В пояснительных записках всех проектов не приводились данные о токсических и физико-химических свойствах веществ, применявшихся в конкретном технологическом процессе, их агрегатном состоянии, местах образования и характере воздействия на организм работающих, что затрудняло оценку правильности и полноты проектируемых мероприятий по безопасности труда и охране внешней среды.
В 5 проектах неверно трактовались санитарные нормы и правила, в результате чего химические вещества относились к более низкому классу опасности, что вело к недостаточно полному решению во-^ просов защиты работающих. Не оборудовались механической вентиляцией станки, на которых обрабатывались хрупкие ¡и свинецсодержащие материалы, у столов для сборки и промывки карбюраторов предусматривались вытяжные шкафы без механического побуждения, встречались случаи обслуживания одной приточной вентиляционной установкой рабочих мест с различной степенью тя-
жести труда и групповой расстановки оборудования и др. Описания технологии производства с количественной и качественной характеристикой мест образования производственных вредностей не было ни в одном проекте.
В 2 проектах неверно определена граница сани-тарно-защитной зоны, в 12 не предусматривались оборотные циклы водоснабжения и во всех не обосновывалась принимаемая эффективность работы сооружений для очистки промышленных сточных вод. В 10 проектах не были рассчитаны условия спуска сточных вод в водоемы, и во всех проектах сброс промышленных сточных вод проектировался без учета их гидрологического режима. Не проектировались очистка ливневых вод с территории АТП в 12, использование очищенных ливневых вод в оборотном цикле автомойки в 15 и технический водовод для полива территории и других целей в 6 проектах. Все проекты не предусматривали повторного использования конденсата от котельной и других производств. Отсутствовал стационарный пункт по сбору отработанных нефтепродуктов в 14 и не предусматривался пост сбора отходов аккумуляторных батарей и нейтрализации или утилизации отработанного электролита во всех проектах.
В отношении очистки удаляемого воздуха также отмечен ряд недостатков: в 10 проектах при проектировании газопылеулавливающих сооружений не учитывались концентрации и дисперсный состав пыли в аспирируемом воздухе и не определялось расчетным путем содержание пыли и других вред-