Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
722
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лутовинова Наталья Викторовна, Ерохин Сергей Геннадьевич, Ерпелев Алексей Владимирович, Чижикова Вера Викторовна, Ильин Виктор Анатольевич

В современной экономико-правовой действительности вопросы розничной торговли приобретают особую актуальность, часть общества настаивает на исключении «классического»» («привычного») варианта торговли и перехода на электронную торговлю, однако многие вопросы и аспекты юридического плана заставляют покупателей предпочитать «привычный» вариант розничной торговли. Современные реалии свидетельствуют о необходимости усиления административно-правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства, осуществляющих дистанционную торговлю, в том числе посредством использования сети «Интернет», а также осуществления контрольных и надзорных полномочий в данной сфере. В статье обозначены отдельные проблемы правовой регламентации защиты прав потребителя в розничной торговле и перспективы совершенствования. В частности, следует с одной стороны, усилить такой аспект как разрешение возникающих споров (в том числе и посредством применения альтернативных процедур), с другой, большее внимание уделить вопросам правового регулирования деятельности предпринимателей, осуществляющих деятельность посредством применения дистанционных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF CONSUMER PROTECTION IN RETAIL TRADE

In modern economic and legal reality, the issues of retail trade are gaining special relevance, part of society insists on the exclusion of the “classic” (“habitual”) trade option and the transition to e-commerce, however, many questions and aspects of the legal plan force buyers to prefer the “usual” retail option. trade. Modern realities indicate the need to strengthen the administrative and legal regulation of the activities of business entities engaged in distance selling, including through the use of the Internet, as well as the exercise of control and supervisory powers in this area. The article outlines certain problems of legal regulation of consumer protection in retail and prospects for improvement. In particular, on the one hand, it is necessary to strengthen such an aspect as the resolution of emerging disputes (including through the use of alternative procedures), on the other hand, more attention should be paid to the issues of legal regulation of the activities of entrepreneurs operating through the use of remote technologies.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ»

Некоторые аспекты защиты прав потребителей в розничной торговле

Лутовинова Наталья Викторовна,

старший преподаватель, Российский государственный социальный университет E-mail: LutovinivaNV@rgsu.net

Ерохин Сергей Геннадьевич,

кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный социальный университет E-mail: erohinsg@rgsu.net

Ерпелев Алексей Владимирович,

преподаватель, колледж, Российский государственный социальный университет E-mail: SmaginAA@rgsu.net

Чижикова Вера Викторовна,

преподаватель, колледж, Российский государственный социальный университет E-mail: ChizhikovaVV@rgsu.net

Ильин Виктор Анатольевич,

преподаватель, колледж, Российский государственный социальный университет, аспирант, АНОО ВО ЦС РФ Российский университет кооперации E-mail: IlinVA@rgsu.net

В современной экономико-правовой действительности вопросы розничной торговли приобретают особую актуальность, часть общества настаивает на исключении «классического»» («привычного») варианта торговли и перехода на электронную торговлю, однако многие вопросы и аспекты юридического плана заставляют покупателей предпочитать «привычный» вариант розничной торговли.

Современные реалии свидетельствуют о необходимости усиления административно-правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства, осуществляющих дистанционную торговлю, в том числе посредством использования сети «Интернет», а также осуществления контрольных и надзорных полномочий в данной сфере.

В статье обозначены отдельные проблемы правовой регламентации защиты прав потребителя в розничной торговле и перспективы совершенствования. В частности, следует с одной стороны, усилить такой аспект как разрешение возникающих споров (в том числе и посредством применения альтернативных процедур), с другой, большее внимание уделить вопросам правового регулирования деятельности предпринимателей, осуществляющих деятельность посредством применения дистанционных технологий.

Ключевые слова: право, розничная торговля, защита прав потребителей, ответственность производителя, потребитель, производитель.

сч

О)

На сегодняшний день, потребительские правоотношения занимают важное место. Существенным значением обладает защита прав потребителей в розничной торговле, в связи с широким распространением последней на практике.

Возникающие правоотношения между продавцом и покупателем по поводу розничной купли-продажи регулируются положениями Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и Закона «О защите прав потребителей» (далее - ЗОЗПП). Само понятие договора розничной купли-продажи следует из п. 1 ст. 492 ГК РФ.

Целесообразно рассмотреть те положения, которые установлены в ГК РФ и направлены на защиту прав потребителей. Сюда относятся нормы, изложенные в статьях 503-505 ГК РФ. При этом сформулирована позиция, что перечисленные правила применяются, если ЗОЗПП не предусматривает иное. Соответственно, можно говорить о совместном применении установленных норм, взаимосвязанных друг с другом. Во всяком случае, закон исходит из того, что потребитель в правоотношениях, возникающих по поводу розничной купли-продажи, является наименее защищенной стороной.

Следует выделить права, закрепленные в ЗО-ЗПП:

- на безопасность товара, работы или услуги (ст. 7);

- на информацию (ст. 8);

- права в связи с недостатками качества (ст. 18);

- на обмен товара надлежащего качества (ст. 25);

- на устранение последствий нарушения исполнителем сроков (ст. 28);

- права при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) (ст. 29);

- право на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) (ст. 32).

Из прав потребителей, закрепленных в ЗОЗПП, следуют и особенности защиты таких прав. Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает как судебный, так и внесудебный порядок защиты прав потребителей. Соответственно, о судебной защите прав потребителей следует говорить в случае имущественных споров.

Как правило, защита прав потребителей обладает и профилактической, предупредительной направленностью. Правовое регулирование отношений с участием потребителей имеет определенные особенности. Так, по мнению И.А. Щербович, А.А. Крикуновой, к их числу относятся:

- неразрывная связь публичных и частных начал в потребительских правоотношениях;

- обеспечение защиты прав потребителей в РФ напрямую зависит от норм федерального зако-

нодательства, основано на императивных нормах;

- законодательство о защите прав потребителей является самостоятельным блоком и в это же время является элементом, составной частью гражданского законодательства.

С указанной позицией следует в полной мере согласиться, указав, что действительно, законодательство о защите прав потребителей имеет особую структуру и характерные черты, что основано, прежде всего, на такой особенности, как более слабая позиция потребителя в возникающих правоотношениях. Аналогичную позицию высказывает А.Е. Костоусова.

Таким образом, права потребителей по поводу договора розничной купли-продажи вытекают из сущности ЗОЗПП. Исходя из которого, выделяются особенности правового регулирования отношений с участием потребителей. Прежде всего, потребитель выступает в качестве слабой стороны в возникающих правоотношениях. Законодательство о правах потребителей включает определенные особенности, тем не менее, оно основано на общих положениях ГК РФ и входит в состав гражданского законодательства.

В действующем законодательстве можно увидеть перечень допустимых способов защиты нарушенных прав потребителей. Данный перечень закреплен в ст. 12 Гк РФ. В структуре ЗОЗПП необходимо отметить следующие статьи:

- ст. 15 - компенсация морального вреда;

- ст.ст. 12-14 - раскрывается возмещение понесенного ущерба;

- ст.ст. 29-31 - компенсация при обнаружении недостатков;

- ст. 28 - компенсация при нарушении сроков выполнения работ, предоставления услуг;

- ст. 16 - признание недействительными условий договора, которые ущемляют права потребителя.

Данные средства вполне применимы в случае нарушения прав потребителя в результате реализации договора розничной купли-продажи. Реализация защиты нарушенных прав может происходит в двух основных формах:

1) Непроцессуальная форма (внесудебный порядок). Связана с деятельностью субъектов, наделенных соответствующей административной юрисдикцией (например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.). Реализуют полномочия в сфере установленных компетенций.

Данные способ защиты прав потребителей во внесудебном порядке тесно связан с наделением уполномоченных органов в сфере защиты прав потребителей. Подразумевается применение соответствующих административно-юрисдикционных полномочий.

2) Процессуальная форма (судебный порядок). В ст. 17 ЗОЗПП определяется, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по выбору истца.

Следует учитывать, что отдельные споры, связанные с защитой прав потребителей, могут разрешаться исключительно в судебном порядке. В частности, в судебном порядке разрешаются споры, связанные с материальными претензиями по поводу нарушенных прав потребителей и др.

Выбор того или иного способа, а также формы нарушенного права, реализуется на усмотрение потребителя, права которого были нарушены. Достаточно важным представляется тот факт, что законодательство о защите прав потребителей относится к исключительному ведению РФ (ст. 1 ЗОЗПП).

Разъяснение многих положений ЗОЗПП даются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Следует рассмотреть установление правовых основ защиты прав потребителей. Важно отметить, что регулирование права как направление действия права в части механизма защиты гражданских прав и применения установленных мер гражданско-правовой ответственности в связи с защитой прав потребителей, характеризуется следующими важными моментами:

- единство на всей территории страны;

- универсальный характер, в основу которого положен принцип равенства;

- основаны на законе и ограничиваются какие-либо правомочия субъектов в строго определенных случаях;

- гарантируют уровень взаимоотношений с государством;

- обеспечивают запрет на дискриминацию;

- обеспечивают баланс взаимодействия между отдельными лицами;

- устанавливают равнозначность и равноценность во внутренней организации общества;

- обеспечивают равнозначное взаимодействие коллективных и индивидуальных прав.

Как правило, осуществление защиты гражданских прав возможно в различных формах и различными способами, на основании которых могут быть восстановлены нарушенные права. Предусмотрены возможности защиты гражданских прав в судебной или внесудебной формах. Несомненно, гражданско-правовая охрана и защита права связана и с применением мер судебной защиты, последствием которой выступает использование мер гражданско-правовой ответственности. Защита нарушенных прав осуществляется способами, обозначенными в рамках ст. 12 ГК РФ.

В целом, в предпосылках рассмотрения дела судом по вопросам привлечения к гражданско-правовой ответственности и в непосредственном его рассмотрении, следует выделить определен- р ные особенности. Д

Процессуальная деятельность субъектов Е гражданского и арбитражного процесса (исхо- К дя из субъекта, который обращается за судебной ё защитой) происходит в рамках гражданского или у арбитражного процессуального отношения. На се- А

годняшний день, судебная защита нарушенных прав и интересов сторон, является весьма важным и действенным направлением. В юридической литературе неоднократно указывалось на необходимость и значимость эффективного функционирования судебной системы.

Несмотря на то, что правоотношения по поводу договора розничной купли-продажи достаточно урегулированы действующим законодательством и неоднократно исследовались в научной литературе, необходимо отметить и существующие проблемы в данной сфере.

В частности, сюда относятся способы устранения споров и разногласий между сторонами. Имеет место малая эффективность разрешения конфликтных ситуаций. Так, в спорах, возникших с участием потребителя, возможно применение альтернативного урегулирования без участия третьей стороны. Как правило, под ним следует понимать:

- претензионную переписку;

- проведение переговоров между сторонами

возникшего правоотношения.

Фактически, внесудебный (претензионный) порядок урегулирования спора сводится к тому, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права второй стороне (продавцу). Соответственно, имеет место предъявление претензии в письменном виде. Приобщаются необходимые документы (например, заявление на возврат денежных средств, копии документов о затратах, в связи с недостатком изделия и др.). Или же обсуждение существующих проблем, связанных с нарушением прав потребителей, осуществляется в устном порядке, стороны приходят к определенному пути решения существующей спорной ситуации, проблемы. Все это происходит без участия в претензионной работе каких бы то ни было третьих лиц.

Соответственно, если сторонами не достигнуты соглашения на данном этапе, дело направляется на судебное разбирательство. Необходимо отметить следующую деталь. Так, Закон о защите прав потребителей фактически устанавливает меры ответственности в связи с добровольным отказом от удовлетворения требований потребителя, вытекающих из сущности закона и возникшего правоотношения. Так, в ч. 6 ст. 13 ЗОЗПП установлена норма о взыскании штрафа в размере 50% от суммы, которая взыскивается в пользу потерпевшего потребителя в связи с тем, что субъект отказался в добровольном порядке исполнить требование потребителя.

Между тем, отдельными учеными высказывались мнения о том, что необходимо установить обязательный допретензионный порядок урегулирования споров с участием потребителей. Пред-„ ставляется, что данное мнение обоснованно в той 2 части, что действительно, на сегодняшний день, ^ необходима более четкая регламентация альтер° нативного урегулирования споров без участия 1 третьей сторон.

Основной проблемой на сегодняшний день является то, что фактически, альтернативные способы урегулирования споров с участием потребителей, не применяются. На сегодняшний день альтернативные методы урегулирования конфликтов широко используются во всем мире, а в отдельных странах достигли наибольшей результативности (США, Германия и пр.). В Российской Федерации альтернативные способы разрешения споров с участием потребителей широкого распространения не получают, и это следует трактовать как недостаток.

Представляется, что еще одну проблему представляет правовое регулирование договора купли-продажи, совершенного дистанционным способом. Многие потребители страдают именно по причине того, что совершив покупку дистанционным способом, оказываются потерпевшими. При этом зачастую такие случаи не доходят до защиты судебными способами или применением административно-правовых средств реагирования.

Следует согласиться с позицией М.Н. Барабач-ковой, Н.В. Корниловой:

- необходимо ужесточение контроля над магазинами, осуществляющими дистанционную торговлю;

- следует организовывать проверки торгующих профилей (аккаунтов) в социальных сетях. Действительно, современные реалии свидетельствуют о:

- необходимости усиления административно-правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства, осуществляющих дистанционную торговлю, в том числе посредством использования сети «Интернет»;

- осуществления контрольных и надзорных полномочий в данной сфере.

Таким образом, были обозначены отдельные проблемы правовой регламентации защиты прав потребителя в розничной торговле и перспективы совершенствования. В частности, следует с одной стороны, усилить такой аспект как разрешение возникающих споров (в том числе и посредством применения альтернативных процедур), с другой, большее внимание уделить вопросам правового регулирования деятельности предпринимателей, осуществляющих деятельность посредством применения дистанционных технологий.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 140.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении суда-

ми гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. № 156. 11.07.2012.

4. Барабачкова М.Н. Корнилова Н.В. Дистанционная купля - продажа товаров: актуальные проблемы практики // E-SCIO. 2019. № 10 (37). С.368-374.

5. Бекбулатов Д.Р., Лутовинова Н.В., Незнамо-ва А.А., Крюкова Е.М. Суверенитет России: угрозы и вызовы со стороны глобальных корпораций //Закон и власть. 2021. № 1. С. 26-31.

6. Железняков А.М., Лащенкова Ю.А. К вопросу о внесудебном порядке урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей // Новый университет. 2016. № 0-1 (67). С. 17-19.

7. Крюкова Е.М., Донскова Л.И., Солодуха П.В., Хетагурова В.Ш. Актуальные вопросы инноваций в сфере туризма: российский опыт // Социальная политика и социология. 2020. Т.19.№ 4 (137). С. 31-39.

SOME ASPECTS OF CONSUMER PROTECTION IN RETAIL TRADE

Lutovinova N.V., Erokhin S.G., Erpelev A.V., Chizhikova V.V., Iljin VA

Russian State Social University

In modern economic and legal reality, the issues of retail trade are gaining special relevance, part of society insists on the exclusion of the "classic" ("habitual") trade option and the transition to e-commerce, however, many questions and aspects of the legal plan force buyers to prefer the "usual" retail option. trade. Modern realities indicate the need to strengthen the administrative and legal regulation of the activities of business entities engaged in

distance selling, including through the use of the Internet, as well as the exercise of control and supervisory powers in this area. The article outlines certain problems of legal regulation of consumer protection in retail and prospects for improvement. In particular, on the one hand, it is necessary to strengthen such an aspect as the resolution of emerging disputes (including through the use of alternative procedures), on the other hand, more attention should be paid to the issues of legal regulation of the activities of entrepreneurs operating through the use of remote technologies.

Keywords: law, retail trade, consumer protection, manufacturer's responsibility, consumer, manufacturer.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (part two) dated January 26, 1996 No. 14-FZ (as amended on July 1, 2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. 01/29/1996. No. 5. Art. 410.

2. Law of the Russian Federation of 07.02.1992 No. 2300-1 (as amended on 11.06.2021) "On Protection of Consumer Rights" // Collected Legislation of the Russian Federation. 01/15/1996. No. 3. Art. 140.

3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 28, 2012 No. 17 "On the consideration of civil cases by courts in disputes on the protection of consumer rights" // Rossiyskaya Gazeta. No. 156.11.07.2012.

4. Barabachkova M.N. N.V. Kornilova Distance purchase - sale of goods: actual problems of practice // E-SCIO. 2019. No. 10 (37). S. 368-374.

5. Bekbulatov D.R., Lutovinova N.V., Neznamova A.A., Kryuko-va E.M. Sovereignty of Russia: Threats and Challenges from Global Corporations. // Law and Power. 2021. No. 1. S. 26-31.

6. Zheleznyakov A.M., Laschenkova Yu.A. On the issue of out-of-court settlement of disputes in the field of consumer protection // New University. 2016. No. 0-1 (67). S. 17-19.

7. Kryukova E.M., Donskova L.I., Solodukha P.V., Khetaguro-va V. Sh. Topical issues of innovation in the field of tourism: Russian experience. // Social policy and sociology. 2020.Vol. 19.No. 4 (137). S. 31-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.