Научная статья на тему 'Некоторые аспекты взаимодействия России и сша в европейском банке реконструкции и развития'

Некоторые аспекты взаимодействия России и сша в европейском банке реконструкции и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / THE EUROPEAN BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT / ENERGY EFFICIENCY / PREFERENTIAL LOANS / FINANCIAL AID

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткаченко Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия России и США в Европейском банке реконструкции и развития, с которым Россия сотрудничает с 1991 года. США выступают одним из крупнейших акционеров ЕБРР и имеют своего представителя в совете директоров Банка. У России и США как ключевых участников ЕБРР существует ряд общих позиций по вопросам функционирования Банка в части осторожности расширения географии работы Банка, преобразования его уставных документов и др. В то же время позиции России и США в банке различаются по ряду вопросов, касающихся увязывания предоставления финансовой помощи потенциальным реципиентам из стран СНГ с решением ими политических вопросов, что создает известное напряжение для России в отношениях с ее партнерами по региону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of cooperation between Russia and the United States at the European Bank for Reconstruction and Development

The article discusses some aspects of cooperation between Russia and the United States at the European Bank for Reconstruction and Development, which cooperates with Russia since 1991. The U.S. is one of the largest shareholders of the Bank and has a representative on the board of directors of the Bank. Russia and the U.S. as key participants of the Bank have a number of common positions concerning the Bank's functions, its cautious geographic expansion, conversion of the Bank’s statutory documents, etc. At the same time, the positions of Russia and the U.S. differ on a number of issues in linking the offering of financial aid to potential CIS recipients to their resolution of political issues; this creates certain tension for Russia in its relationships with its partners in the region.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты взаимодействия России и сша в европейском банке реконструкции и развития»

Некоторые аспекты взаимодействия России и США в Европейском банке реконструкции и развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) является международным финансовым институтом, возникшим в 1991 году, по окончании периода холодной войны. Образование банка стало возможным и необходимым в результате прошедших серьезных изменений в политической и экономической ситуации в Центральной и Восточной Европе, страны которой нуждались в оказании поддержки развитию рыночной экономики после распада социалистической системы через привлечение внешнего капитала из частных и государственных источников. Идея создания европейского банка была выдвинута президентом Франции Франсуа Миттераном при поддержке представителей 40 стран, Комиссии Европейских Сообществ и Европейского инвестиционного банка.

В настоящее время ЕБРР работает в 29 странах Центральной Европы и Центральной Азии и осуществляет финансирование проектов развития рыночных отношений, в первую очередь, в частном секторе.

Акционерный капитал Банка составляет 20 млрд евро. В качестве банка развития ЕБРР стремится финансировать коммерчески жизнеспособные операции, которые одновременно содействуют развитию компаний в странах данного региона, поскольку интеграция стран Центральной и Восточной Европы в Европу и в мировой рынок открывает новые возможности для торговли и инвестиций во всех частях мира.

Особенностью ЕБРР является его открытая политическая позиция в отношении потенциальных клиентов. В отличие от других банков развития, ЕБРР действует на основании мандата, который имеет политические аспекты, т. к. его деятельность направлена на оказание помощи только тем странам, которые «привержены и применении принципов многопартийной демократии [и] плюрализма» (статья 1 Соглашение об учреждении банка) кредитным рейтингом (ААА).

И.Ю. Ткаченко

УДК 339.732 ББК 65.262.1 Т-482

Основными источниками финансирования ЕБРР являются его уставный капитал, заёмные средства, проценты за выданные кредиты или гарантии, доходы от инвестиций. ЕБРР привлекает средства за счет эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль.

ЕБРР имеет семь постоянных представительств в России - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Самаре, Ростове-на-Дону и Красноярске, которые позволяют ЕБРР обеспечить свое присутствие во всех восьми Федеральных округах Российской Федерации1. Деятельность ЕБРР в России осуществляется в виде предоставления кредитов, гарантий и участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов.

Как правило, ЕБРР финансирует частные проекты в размере 5-250 евро млн в виде кредитов или покупки акций, но не более 35% общей стоимости проекта. Средний размер инвестиций - 25 млн евро. В соответствии с Уставом ЕБРР не менее 60% финансирования в любой стране должно приходиться на частный сектор.

Кредиты ЕБРР выдаются по текущим рыночным ставкам. Банк не субсидирует проекты и не выдает кредиты на льготных условиях. ЕБРР предлагает фиксированные процентные ставки, увязанные с плавающей ставкой, например, LIBOR, MOSPRIME3M, так и плавающие. Средняя ставка по кредитам в долларах США, выданным банком в 2011 г., составила 3,4%. К процентной ставке добавляется маржа, которая учитывает страновые и коммерческие риски проекта. Информация о размере маржи носит конфиденциальный характер и раскрывается только клиенту. Дополнительно Банк взимает комиссии и сборы:

S комиссия за экспертизу проекта;

S разовая комиссия за открытие кредита (уплачивается вперед);

S комиссия за обязательство (уплачивается с выделенной, но еще не выданной клиенту суммы кредита);

S комиссия за конвертацию кредита (уплачивается с конвертируемой суммы в момент перевода кредита с одного вида процентной ставки или валюты на иные);

S комиссии за досрочное погашение, аннулирование кредита и пеня за просроченный платеж (выплачивается при необходимости).

ЕБРР не финансирует оборонную промышленность, игорный бизнес, производство табачных и алкогольных изделий.

Россия в ЕБРР. Россия как правопреемник СССР является членом Банка с момента его основания. Россия является одним из крупнейших акционеров (после США, Великобритании, Франции, Германии и Японии); ей принадлежит 4% акций стоимостью 800 млн евро (на долю СССР приходилось 6%).

Стратегия ЕБРР в России определяется актуальными проблемами России. Основная цель - содействие модернизации и диверсификации российской экономики

1 http://www.ebrd.com/russian/pages/about/contacts/regional/russia.shtml

с целью ослабления существующей в настоящее время зависимости от добычи и переработки природных ресурсов и в увеличении доли производств с более высокой добавленной стоимостью.

Основные направления реализации поставленной цели заключаются в следующем:

^ энергоэффективность. ЕБРР будет более активно заниматься вопросами рационализации потребления энергии посредством борьбы с ее расточительным расходованием и выбросами парниковых газов во всех отраслях, что важно для повышения конкурентоспособности предприятий и противодействия изменению климата;

^ модернизация, конкурентоспособность и диверсификация реального сектора экономики;

^ развитие инфраструктуры;

^ эффективно функционирующие механизмы финансирования.

Основные показатели деятельности ЕБРР в России представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Основные показатели работы ЕБРР в России

Число проектов 657

Чистый объем сделок 17,4 млрд евро

Общая стоимость проектов 49,4 млрд евро

Валовая сумма освоенных средств 12,7 млрд евро

Доля портфеля проектов в частном секторе 85%

Источник: ЕБРР

Проекты ЕБРР в 2000-2010 годах

Рисунок 1

Источник: ЕБРР

Оценивая главные достижения России в 2011 году, ЕБРР называет устойчивое восстановление экономики, возрождение программы приватизации и формирование нового фонда для привлечения иностранных инвестиций. Ключевые долгосрочные приоритеты для России, по мнению специалистов ЕБРР, определены в 3 направлениях:

S диверсификация экономики, что требует от России дальнейшего улучшения бизнес-среды в регионах, большего применения законов о конкуренции и поддержки инвестиций в инфраструктуру;

S усиление налоговой дисциплины с целью устойчивого восстановления профицита бюджета;

S улучшение правовой базы и надзора за банковским и финансовым сектором, что будет способствовать развитию внутреннего финансового рынка и превращению Москвы в международный финансовый центр2.

Одним из последних проектов ЕБРР в России (2012) стало его вхождение совместно с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) в капитал российской биржи ММВБ-РТС через покупку пакетов акций в размере 6,29% и 1,25% соответственно. Данный инвестиционный проект является частью долгосрочной стратегии по развитию рынка капитала в России и повышению привлекательности новой объединенной биржи, как на региональном, так и на международном уровне, что также способствует созданию в Москве конкурентоспособного финансового центра международного масштаба. Особенность данного проекта заключается в том, что впервые за 20-лет существования ЕБРР Банк входит в капитал фондовой биржи3.

США в ЕБРР. США являются одним из крупнейших акционеров ЕБРР и имеют своего представителя в совете директоров Банка. Начиная с 1991 года Соединенные Штаты Америки (США), выступают одним из наиболее важных доноров банка, их силами привлечено 111 млн евро в проекты технического сотрудничества и инвестиций. США предоставили значительные средства для развития микро- и малых предприятий (ММП), для усиления финансирования агробизнеса, для расширения кредитования женщин-предпринимателей. Совместное инвестирование ЕБРР и США является одним из основных источников прямых иностранных инвестиций в ЕБРР странах операций. По состоянию на январь 2011 г. общая сумма совместных американо - ЕБРР инвестиций составила 23,200 млрд евро, из которых на долю ЕБРР пришлось евро 9 млрд, а на долю Соединенных Штатов - 14,2 млрд евро.

2 http://www.ebrd.com/russian/pages/about/contacts/regional/russia.shtml

3 Regional Economic Prospects in EBRD Countries of Operations: January 2012 http://www. ebrd.com/russian/downloads/research/REP/REP_January_2012_230112_FINAL_1.pdf

http://rts.micex.ru/n178/?nt=101

Общая стоимость совместных проектов США и ЕБРР составила 48,3 млрд евро. Большая часть этих средств была инвестирована в частный сектор. Средства Специального фонда США (порядка 5 млн долл. США) через институты ЕБРР направляются на снижение рисков курсов национальных валют в переходных странах.

США внесли 5,32 млн евро в программу восточноевропейского партнерства в области энергоэффективности и защиты окружающей среды (E5P), которая стала новым многосторонним фондом для инвестиций в проекты энергоэффективности и защиты окружающей среды. США являются ключевым донором управляемых ЕБРР Фондов ядерной безопасности (NSA) и Чернобыльского саркофага (CSF), инвестировав в них соответственно 26 млн евро и 183 млн евро и финансирует проекты преобразования разрушенного реактора в экологически безопасное состояние. На конференции, организованной в апреле 2011 года, США обязались выделить дополнительные 123 млн долл. США в проекты, связанные с Чернобылем.

ЕБРР тесно сотрудничает с американскими банками и компаниями, входящими наряду с ЕБРР в капитал восточноевропейских банков в странах ЕС через финансовый механизм специального Фонда, направляющего средства в местные банки, лизинговые компании и фонды акций. Американские финансовые учреждения приняли участие в таких программах через болгарские и венгерские дочерние подразделения GE Finance. ЕБРР выделил 35 млн евро, в то время как финансовая поддержка Европейского Союза составила 4,3 млн евро.

По состоянию на январь 2011 г., реализовано 3627 проектов стоимостью 91,7 млн евро. Американские банки также участвуют в Программе содействия торговле (TFP). С момента начала программы в 1999 г., TFP гарантировал более 8746 сделок на сумму более 5,5 млрд евро, в том числе 330 экспортных и импортных операций с США на общую сумму евро 258,6 млн евро. В программе участвуют некоторые 116 банков-эмитентов из 23 стран операций ЕБРР, а также 717 иностранных банков, из которых 46 являются американскими.

В 2010 году американские консультанты получили 53 контракта в проектах в области финансов, права, обороны и энергетики, информационных технологий, ядерной безопасности, а также в программах ТАМ (TurnAround Management Programme) на общую сумму 5,81 млрд евро.

С 1991 года США внесли порядка 108,6 млн евро в инвестиционные программы ЕБРР и программы по техническому сотрудничеству.

Ключевыми направлениями участия США в деятельности ЕБРР являются поддержка малого и среднего бизнеса, модернизация инфраструктуры, вхождение в финансовый сектор стран, где ЕБРР работает. США осуществляет свое участие через государственные агентства, а также через большое число дву- и многосторонних фондов. Самой недавней страной участия США-ЕБРР стала Турция.

УСЛУГИ ПО БИЗНЕС-КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

ЕБРР силами консультантов по развитию бизнеса из США оказывают консультационные услуги по программам, финансируемым ЕБРР. Так, например, 90 процентов от 2,4 млрд евро, инвестированных в России в 2009 году, пришлись на проекты за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Сибирь рассматривается ЕБРР как модель динамичного развития для всей России. Общий объем обязательств Банка в Сибирском федеральном округе превышает 300 млн. евро и охватывает различные виды деятельности - от финансового сектора до выработки энергии и тепла, а также несколько проектов в секторе природных ресурсов и АПК. В таблице и на рисунке 2 основные показатели деятельности США в ЕБРР.

Таблица 2

Ключевые факты, США в ЕБРР, 2010 год

Доля в капитале 10%

Донорские средства 111 млн евро

Инвестиции США в ЕБРР 23,7 млрд евро

Консультационные контракты в 2010 53

Источник: ЕБРР4

Рисунок 2

Софинансирование по регионам5

Ф South-Eastern Europe

Источник: ЕБРР

США активно способствуют участию американских компаний в программах ЕБРР через доступ к информации для американских фирм по возможностям участия в проектах ЕБРР, через бизнес-консультирование, стратегическое планирование, сбор информации для конкретных потребностей. Весьма существенной является поддержка компаний США по процессу закупок, помощь с кредитованием

4 http://www.ebrd.com/downloads/research/factsheets/usa.pdf

5 http://www.ebrd.com/pages/about/workwith/donors/countries/usa.shtml

Три способа работы американских компаний с ЕБРР:

^ Как заемщики / инвесторы в проекты в частном секторе.

^ Как поставщики оборудования и услуг для финансируемых Банком проектов в государственном секторе.

^ Как консультанты по техническому сотрудничеству в проектах, финансируемых Банком.

У России и США как ключевых участников ЕБРР существует ряд общих позиций по вопросам функционирования Банка:

^ Расширение мандата ЕБРР в отношении стран, осуществляющих переход от традиционной системы хозяйствования к рыночной экономике, в том числе и на страны Средней Азии и региона Средиземного моря при одновременном сохранении специфики учреждения.

^ Недопущение отвлечения банка от его основной цели, что может повлечь за собой угрозу его финансовой стабильности и превратит его в дублирующую финансовую организацию наряду с другими мировыми финансовыми институтами.

^ Осторожность в расширении преамбулы устава ЕБРР, увязывающем получение помощи и решение проблем гражданского общества.

^ Осторожность в расширении мандата помощи на страны Ближнего Востока и Северной Африки, в частности на Египет, если он к этому готов. Так, США присоединяются к идее о том, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) должен сместить фокус внимания на помощь процессам в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

^ Одинаковое понимание того, что расширение преамбулы надо увязывать с мандатом банка, а он, в свою очередь, во многом определяется политическими вопросами, такими как: развитие институтов гражданского общества, свободное предпринимательство, рыночные отношения, соблюдение прав человека. Решение вопроса о выделении средств ЕБРР может быть заблокировано этими предварительными условиями, которые страна-получатель кредитов должна будет предварительно выполнить.

Создание фондов при ЕБРР. Преимущества действий ЕБРР через создаваемые фонды состоят в том, в том, что через их можно быстрее войти в страну.

Присоединение к ЕБРР Китая. После изучения деталей данной инициативы: в каком качестве Китай собирается присоединиться: в качестве акционера, в качестве донора или в качестве операций, вопрос может быть решен положительно.

Вместе с тем, существует немало разногласий России и США по вопросам функционирования и инвестиционной деятельности Банка, что обусловлено во многом политическими соображениями элит обеих стран.

В настоящее время доля инвестиционных проектов в российском портфеле ЕБРР не превышает 20%. Россия заинтересована в том, чтобы финансировался

инвестиционный импорт в РФ - машины и оборудование, чтобы была тенденция на повышение в структуре кредитного портфеля банка в РФ доли инвестиционных проектов, чтобы последовательно уменьшалась доля проектов и операций, связанных с финансированием продукции потребительского характера6.

В то же время деятельность Банка, определяемая его главными акционерами, направлена, главным образом, на инвестиции в финансовый сектор и обеспечивает освоение российского финансового рынка иностранными компаниями. Так, например, стало известно, что Европейский банк реконструкции и развития получил разрешение на покупку 26,7% в капитале НПФ «Европейский пенсионный фонд». Это первая прямая инвестиция ЕБРР в российский пенсионный рынок.7

Увязывание вопросов оказания экономической помощи с решением проблем гражданского общества в отношении стран - членов СНГ. Так, в 2004 году США потребовали от ЕБРР сокращения помощи Ташкенту в связи с отсутствием прогресса в области прав человека. Вследствие этого правительству Узбекистана предстояло привести свою правозащитную практику в соответствие с международными обязательствами8. С одной стороны, это требование вполне уместно. поскольку экономическая помощь ЕБРР документально носит политический характер, т.е. в соответствии с уставными документами распространяется на пост-коммунистические страны, а которых идет становление рыночной экономики и гражданского общества. С другой стороны, политика крупнейшей финансовой организации Европы на любом региональном рынке направлена скорее на поддержку дочерних структур крупных мировых и европейских брендов, чем на развитие отечественного малого и среднего бизнеса. Пока рынок в развивающихся странах будет расти более высокими, чем в развитых странах темпами, у бизнеса развитых странам есть объективная потребность имплементироваться на эти рынки и там закрепиться, несмотря на высокие риски, которые вполне компенсируются значительной прибылью.

Так, например, с помощью кредитов, предоставляемых ЕБРР, иностранные компании укрепляют в России свои позиции: в феврале 2012 совет директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) одобрил предоставление компании Technopolis (Финляндия) кредита в размере 24,7 млн евро на строительство второй очереди технопарка в Санкт-Петербурге. Согласно материалам ЕБРР, банк выделит 17,2 млн евро собственных средств, еще 7,5 млн евро придется на синдицированный кредит коммерческих банков. В материалах отмечается, что полная стоимость строительства второй очереди технопарка составляет 49,3 млн евро. Ее общая площадь - более 20 тыс. кв. метров, в том числе 18,7 тыс. кв. метров при-

6 http://www.vz.ru/news/2011/5/23/493433^Ш1

7 http://www.maonline.ru/mna/19213-ebrr-poluchil-razreshenie-fas.html#ixzz1n1lQzUIr

8 http://uzbek-people.narod.ru/usa_stop_help.html

ходится на офисные помещения. Генеральным подрядчиком выступит финская стройкомпания Lemminkainen9.

У финансовых учреждений с российским капиталом шансов получить многомиллионный кредит от Европейского банка реконструкции и развития для кредитования малого и среднего бизнеса, к примеру, гораздо меньше, чем у банка с иностранным капиталом.

Дешевые деньги доступны преимущественно банкам с иностранным капиталом, которые, по мнению экспертов ЕБРР, больше соответствуют экологическим евростандартам. На самом деле суть проблемы в том, что акционеры ЕБРР сегодня требуют от банка жесткого отстаивания интересов дочерних структур крупных европейских брендов. Кроме прочего, ЕБРР как европейский финансовый институт в настоящее время осуществляет помощь европейским банкам, находящимся, как и вся европейская финансовая система, в состоянии рецессии, на всех территориях, где они функционируют10, особенно в России, где ожидается экономический рост в 4,1%п. Россия, по мнению специалистов ЕБРР, в настоящее время лучше защищена от возможных последствий мирового финансового кризиса, чем это было в 2008-2009 годах.

В целом же приходится констатировать, что, несмотря на укрепление экономического положения России, ее положение в ЕБРР по-прежнему остается положением страны-реципиента. Взаимодействие России и США является относительно небольшой частью работы представителей от России в данной международной организации. Сотрудничество или противодействие в рамках ЕБРР зависит от конкретных ситуаций и меняется во времени.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Учеб. пособие. - М.: «Кон-салтбанкир», 2002, 624 с.

Егоров А. В. «Международная финансовая инфраструктура». - М.: Линор, 2009, 327 с.

www.ebrd.org

www.ebrdblog.com/

export.gov/ebrd

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 http://www.interfax.ru/realty/realtyinf.asp?sec=1461&id=231936

10 http://www.ebrd.com/russian/pages/research/economics/data/macro.shtml 11http://www.ebrd.com/russian/downloads/research/REP/REP_January_2012_230112

FINAL_1.pdf

Ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.