УДК 621.315.175
В. С. Ратушняк, В. С. Ратушняк, Е. С. Ильин, О. Ю. Вахрушева
Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС), г. Красноярск, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА СРЕДСТВ БОРЬБЫ С ГОЛОЛЕДНЫМИ ОТЛОЖЕНИЯМИ НА ЛЭП
Аннотация. Проблема аварийных отключений энергопотребителей из-за обрыва проводов ЛЭП по причине гололедообразования остается актуальной. В качестве решения этой проблемы в статье предложено устройство электромеханического класса, разрабатываемое авторами. Изложены принципы его работы, особенности конструкции и размещения на проводах. Описана функциональность устройства в автоматическом режиме. Приведено обоснование наибольшей эффективности электромеханических методов борьбы с наледью в сравнении с другими, в том числе тепловыми методами. Обозначена необходимость поиска оптимальных параметров импульса и конструкции исполнительного механизма.
Ключевые слова: обледенение ЛЭП, электромеханический способ, удаление льда, борьба с обледенением проводов, гололедно-изморозевые отложения.
Valentina S. Ratushnyak, Viktor S. Ratushnyak, Evgeniy S. Ilin, Oksana Y. Vachrusheva
Irkutsk State Transport University (ISTU), Irkutsk, the Russian Federation
SOME ASPECTS OF CHOICE OF MEANS OF FIGHTING WITH THE ICE
DEPOSIT ON THE POWER LINES
Abstract. The problem of emergency outages of power consumers due to the interruption of the wires of power lines due to ice formation remains relevant for today. As a solution to this problem, an electromechanical class device developed by the authors is proposed in the article. The principles of his work, the features of the design and placement on the wires are outlined. The functionality of the device in automatic mode is described. The substantiation of the maximum efficiency of electromechanical methods of struggle against icing is given in comparison with others, including thermal methods. It is necessary to search for optimal pulse parameters and the design of the actuator.
Keywords: transmission line, ice shedding, iced cables, electro-impulse de-icing, ice failure
В осенне-весенний сезон провода ЛЭП подвергаются опасности образования гололедных отложений. Это может приводить к обрывам проводов, разрушению опор и массовому отключению потребителей. В таких регионах, как Северо-Запад, Поволжье, Оренбуржье, Крым, Дальний Восток, располагаются территории, относящиеся к гололедоопасным районам III и более уровней, где из-за погодных условий может наблюдаться превышение нормативных гололедных нагрузок до 1 - 2 раз в сезон. Последние статистические данные, полученные из Министерства энергетики [1, 2], подтверждают высокую значимость этого природного фактора: так, количество аварийных отключений по причине гололедообразования в период осенне-зимнего периода (ОЗП) 2017 - 2018 гг. возросло на 87 % в сравнении с предыдущим ОЗП (503 аварийных отключения). При этом риск учащения случаев аварийных отключений энергопотребителей в период ОЗП возрастает в связи с увеличением протяженности ЛЭП за счет введения в эксплуатацию новых участков [3], в том числе в гололедо-опасных районах.
Известно более 170 патентов российских и мировых изобретений, посвященных способам удаления наледи с проводов ЛЭП. Из них самые известные и получившие широкое распространение - это плавка гололеда постоянным регулируемым током [4] или током высокой частоты (метод основан на «скин-эффекте») [5 - 7]. Как и большинство других изобретений, эти методы относятся к тепловым согласно разработанной в последнее время [5] классификации. Плавка постоянным током реализуется управляемым выпрямителем для плавки гололеда (ВУПГ). В июне 2010 г. ВУПГ-14/1200 аттестован на соответствие требованиям ОАО
«ФСК ЕЭС». Устройство введено в эксплуатацию на ряде подстанций ОАО «Камчатскэнер-го», «Татэнерго», «Кубаньэнерго», «Сахалинэнерго», «Волгоградэнерго».
Главным недостатком этого метода является необходимость отключения потребителей на время удаления наледи. Гололедоопасные погодные условия могут сохраняться на протяжении нескольких дней, а на освобождение проводов ото льда требуются десятки мегаватт. Ток плавки в 1,5 - 2 раза превышает длительно допустимый ток. Кроме того, ВУПГ-14/1200 - дорогая (порядка 100 млн руб.) и громоздкая (более 4 т) установка, при этом радиус ее действия составляет около 40 км от места установки. Тем не менее на сегодняшний день нагрев - основной способ профилактики и своевременного удаления наледи с ЛЭП.
Обзор [8] других известных прототипов и действующих устройств показал, что все они имеют один или несколько недостатков:
- высокая стоимость самого устройства, энергозатраты на работу устройства;
- необходимость активного участия персонала для транспортировки устройства к месту удаления наледи, его установки на провод и управления;
- необходимость отключения ЛЭП;
- повреждение провода ЛЭП вследствие работы устройства;
- низкая скорость удаления наледи;
- движущиеся части, снижающие надежность устройства.
Поэтому разработка устройства для удаления льда с проводов ЛЭП, лишенного перечисленных недостатков, в настоящее время является актуальной задачей.
По мнению авторов статьи, наиболее перспективным является электромеханический метод [9 - 13], свойства которого опробованы в таких устройствах, как ЕГО1 [14] и УСГМ [15]. В основе электромеханического метода лежит закон Ампера. За счет взаимного отталкивания или притягивания обеспечивается встряхивание проводов, что приводит к удалению наледи. Прототипы ЕГО1 и УСГМ эффективно справлялись с задачей удаления гололедных отложений только вблизи места их крепления на проводе, что связано, по мнению авторов статьи, с недостаточно оптимально подобранным соотношения параметров импульса, таких как время и сила, а также с недостаточно эффективным использованием возникающих эффектов для удаления льда с рабочей линии электропередачи из-за особенностей исполнительного механизма.
Конструкция электромеханического устройства. По классификации, приведенной в работе [5], разрабатываемое авторами статьи устройство можно отнести к комбинированным электромеханическим методам с автоматическим типом управления. Электроимпульсное устройство [16] размещается в цилиндрическом корпусе диаметром 100 мм и устанавливается между однофазными проводами с помощью изолирующих штанг, выполненных из полимерных материалов, обеспечивающих необходимую электрическую прочность (напряжение между однофазными проводами не превышает 100 В). Таким образом, длина устройства зависит от расстояния между фазными проводами и составляет 7 - 10 м. Концы устройства жестко крепятся на проводах, при этом в штангу монтируется амортизационная система -воздушный поршень, с одной стороны, такая система крепления обладает жесткостью к высоким скоростям перемещения, что необходимо для полной передачи механического воздействия, которое генерирует система индукторов, с другой стороны - обеспечивает гашение низкочастотных колебаний, вызываемых быстрым сбросом большой массы гололедных отложений или ветром. На один пролет (200 м) двухцепной ЛЭП требуется три устройства (рисунок 1), вес каждого из которых составляет порядка 10 кг. Таким образом, увеличение нагрузки на опоры ЛЭП от установленных электроимпульсных устройств составляет не более 6 % (в расчете на 200-метровый пролет двухцепной ЛЭП и провод марки АС120/19). В сравнении с увеличением в 1,5 раза нагрузки на опоры ЛЭП от образующейся наледи даже в I районе по гололеду нагрузка от электроимпульсных устройств, предотвращающих обледенение, является допустимой.
Устройство включает в себя модуль бесконтактного питания (МБП) от провода ЛЭП, блок накопления заряда (БНЗ), генератор импульсных импульсов (ГИТ) [17], электромеханический преобразователь (ЭМП) - спиральный индуктор, модуль управления (МУ) и модуль связи (МС). Все эти блоки (рисунок 2) монтируются внутри изолирующей штанги под металлическим экраном, обеспечивающим защиту от перенапряжений. МБП является трансформатором тока и преобразует ток, протекающий в проводе ЛЭП, в ток, необходимый для работы устройства. Длительность, мощность и сила механического импульса регулируются МУ, расположенным внутри цилиндрического корпуса.
Рисунок 1 - Схема установки устройства на двухцепную ЛЭП
Рисунок 2 - Схематичное изображение основной части устройства для удаления наледи: 1 - провод ЛЭП; 2 - система крепления с сердечником; 3 - катушка питающего трансформатора; подключенная к блоку накопления заряда и электрической схеме ГИТ;
4 - изоляционная штанга с воздушным поршнем; 5 - система управления и связи;
6, 7 - внутренний и внешний индукторы соответственно; 8 - корпус
Принципиальная схема устройства упрощенно может быть представлена в виде колебательного КЬС-контура (рисунок 3). МБП и БНЗ на схеме представлены в виде источника ЭДС, МУ и ГИТ в виде конденсатора и коммутирующего устройства, ЭМП - в виде активного сопротивления.
Цикл работы устройства начинается с того, что МБП и БНЗ накапливают заряд в конденсаторе. После этого МУ и ГИТ производят разряд конденсатора на ЭМП. Электрический импульс вызывает механическое взаимодействие индукторов под действием силы Ампера. Индуктор закреплен в устройстве таким образом, что позволяет передавать образующийся механический импульс непосредственно двум проводам ЛЭП, к которым плотно прикреплены фиксирующие штанги, за счет отталкивания (сближения) этих проводов относительно друг друга.
В упрощенной электрической схеме эти процессы можно представить так: после полного заряда конденсатора происходит отключение цепи от внешнего источника питания и конденсатор разряжается на КЬ-контур, где в качестве активного сопротивления Я выступает ЭМП.
Рисунок 3 - Принципиальная схема устройства для удаления наледи с проводов ЛЭП
Как известно [18], реакция колебательного контура на разряд конденсатора при Я < Якр описывается уравнениями вида (1) - (3), решением которых являются графики тока (рисунок 4) и напряжения (рисунок 5).
од
Ц = -Ц ■-0• е~" • Б1п(од7 + 0); од'
ис = -Ц ■■ е■ этОД 7 - 0);
од
I = -
Цо
од' Ь
(1) (2) (3)
Рисунок 4 - График переходного процесса тока
С одной стороны, энергия, запасенная в конденсаторе, конечна и вычисляется по формуле
Е = ■
си2
2
(4)
С другой стороны, энергия является определенным интегралом изменения мощности на катушке индуктивности и остается неизменной при уменьшении времени переходных процессов при разряде. Это приводит к увеличению мощности импульса, которое обусловлено большой величиной разрядного тока (5). Приведя параметры КЬС-контура к таким значениям, при которых период колебаний становится минимальным, можно получить зна-
чительную мощность разряда при относительно небольшой величине запасенной энергии (рисунок 6):
2 Е
Р = 12Я = —. (5)
Г
>000 г
в
• 1000
■2000 *
\ У
\
/ / /
7 \ ц
0,0001 с 0,0003
I -*
Рисунок 5 - График переходного процесса напряжения на катушке и конденсаторе 2000
»г
Р
-1000
-:ооо
X: —
/
/ /р
0.0001 с 0.0003
/-*
Рисунок 6 - Графики мощности импульсов с разными периодами колебаний
Чем выше быстродействие схемы, тем мощнее будет удар индуктора, а значит, устройство будет эффективнее стряхивать наледь.
В отличие от электромеханических устройств, основанных на принципе ударного электромагнитного молота, пиропатронах, сжатом воздухе [19] и т. п., применение электромагнитного индуктора не ограничивает быстродействие устройства такими физическими процессами, как время горения пороха или разгона и торможения ударных устройств. Поэтому в предлагаемом механизме время удара может быть на порядок меньше, чем в указанных электромеханических преобразователях, пиро- и газоразрядниках.
Так, энергия разрабатываемого авторами статьи устройства при параметрах электрической цепи С = 85 мкФ, Ь = 13,7 мкГн, ^заряда = 2кВ равна 170 Дж. В этом случае время разряда занимает около 140 мкс. При этом выделившаяся мощность составляет около 1 МВт, 40 % которой может быть преобразовано в мощность механического удара. Известно, что 1 кг пироксилинового пороха имеет силу около 1 МДж [20] и время нарастания давления 1 -3 мс [21]. То есть для получения эквивалентной мощности с помощью пиропатрона при КПД
пороха 40 % необходима энергия, равная 6000 Дж. Такая энергия выделяется при взрыве двух ружейных патронов 12 калибра.
Этот приблизительный расчет показывает, что хотя энергия, запасенная в цепи, на порядок ниже энергии, запасенной в двух ружейных патронах, короткий импульс в своем пике будет воздействовать на провод с усилием, которое создает одновременный взрыв количества пороха, запасенного в этих двух патронах. Именно это позволит сделать компактное подвесное устройство, по мощности импульса превосходящее все известные аналоги.
Исследования в области импульсного удаления наледи с проводов [22] позволяют сделать некоторые общие выводы: (1) значения адгезионной прочности, полученные при испытаниях на растяжение, по меньшей мере в 15 раз больше, чем при испытаниях на сдвиг льда на одной и той же основе; (2) адгезионная прочность на границе «лед - металл» больше, чем когезионная прочность льда, что противоречит положению полимерных материалов; (3) адгезионная прочность на границе «лед - металл», измеренная при высоких скоростях деформации, значительно меньше, чем при низких скоростях деформации; (4) лед ломается хрупко при высоких скоростях деформации и пластично при низких скоростях деформации, а переход от хрупкого к вязкому происходит на скорости деформации около 10-3 с-1. В процессе механического удаления наледи ударными нагрузками предельная скорость деформации наледи составляет порядка 1 с-1; (5) адгезионная прочность на сдвиг по границе «лед - алюминий» и «лед - нержавеющая сталь» находится в пределах от 0,002 до 1,96 МПа; (6) чем выше ускорение, тем меньше смещение середины пролета по вертикали, поэтому важно создать высокоскоростное воздействие на провод; (7) чем меньше масса льда на единицу длины кабеля, тем тяжелее его удалить (требуются более высокие ускорения).
Приведенные в работе [22] уравнения критического ускорения для концентрического (6) и эксцентрического (7) льда, действующего на сегмент льда, позволяют определить требуемые параметры импульса:
а.
8Щ
Т
cable adhesive
critical
( D Dcable ) Tcohesive ]
± g;
a,
ЖР{D2 - Ddble)
8[(VD2 - 4e2 - DCabJ
Tcohesive + DcableTadhesive]
critical
P(2kD2 - 2D2ar cos^) + 4e^D2 - 4e2 - ^Dc2able)
-g
(6) (7)
где g - гравитация; e - эксцентрическое расстояние между центром профиля льда и центром кабеля; р - плотность льда; Dcable - диаметр кабеля; D - наружный диаметр профиля льда;
Tadhesive и Tcohesive - адгезионные и когезионные силы налЗДи.
Автоматизация удаления и предупреждения наледеобразования. Авторами предлагается использовать несколько режимов работы устройства, что создает возможность его функционирования в автономном режиме. В устройство с помощью датчиков предлагается добавить функцию контроля метеопараметров, необходимую для определения наступления критических погодных условий, при которых возможно образование наледи на проводах. При наступлении таких условий включается в работу функция предупреждения гололедооб-разования. Это необходимо для стряхивания капель и снега с проводов до образования ледяной муфты. Цикл работы включает в себя накопление энергии в течение 10 - 60 с и встряхивание проводов небольшой силы. В случае идентификации гололедной муфты включается функция удаления наледи. Цикл работы аналогичен предупреждению гололедообразования с разницей в силе прикладываемого механического импульса. Данный цикл повторяется до поступления сигнала с датчиков о некритичности погодных условий или до поступления сигнала с датчиков об отсутствии гололедной муфты. Функция удаленного мониторинга используется для контроля исправности устройства и получения информации о гололедной обстановке на объекте. Передача данных может быть организована по высокочастотному каналу передачи данных, 3G или другому актуальному каналу передачи данных.
Подводя итог сказанному, авторы заключают, что устройства электромеханического класса обеспечивают наилучшую эффективность борьбы с гололедообразованием на проводах. При этом параметры механического удара, исполнительного механизма, способ крепления в совокупности играют определяющую роль. Сила и время механического импульса определяют эффективность удаления наледи электромеханическим методом, которая обеспечивается достижением критического ускорения, преодолевающего адгезию льда к металлу с минимальной амплитудой колебаний провода (порядка микрометров). При этом важно передать энергию импульса на всю длину пролета.
Дальнейшая работа авторов направлена на создание модели взаимодействия устройства с проводом в системе конечных элементов для определения параметров механического импульса, необходимого и достаточного для удаления наледи на всей длине пролета ЛЭП, но не травмирующего сам провод.
Список литературы
1. Подготовка к осенне-зимнему периоду 2016 - 2017 гг., прохождение и основные итоги ОЗП 2015 - 2016 [Текст] / Министерство энергетики Российской Федерации. - М., 2016. -216 с.
2. Подготовка и прохождение ОЗП 2017 - 2018 гг. [Электронный ресурс]: Всероссийское совещание об итогах прохождения ОЗП 2017 - 2018 гг. (27.04.2018, г. Москва) / Министерство энергетики Российской Федерации. - 2018. - Режим доступа: https://minenergo.gov. ru/node/ 7822
3. Инвестиционная деятельность [Электронный ресурс]: Годовой отчет 2016 / ПАО «ФСК ЕЭС». - 2016. - Режим доступа: http://report2016.fsk-ees.ru/strategic_ report/ investing _activities/
4. Пат. 2356148 C1 Российская Федерация, МПК H 02 G 7/16. Способ и устройство для борьбы с гололедом на линиях электропередачи [Текст] / Каганов В. И.; заявитель и патентообладатель Московский гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) (МИРЭА), Каганов Вильям Ильич. - № 2008119101/09; заявл. 15.05.2008; опубл. 20.05.2009, Бюл. № 14.
5. Сухоруков, С. И. Автоматизированная система удаления льда с проводов ЛЭП [Текст]: Дис... канд. техн. наук: 05.09.03 / Сухоруков Сергей Иванович. - Комсомольск-на-Амуре, 2016. - 220 с.
6. Лившиц, А. В. Аспекты электротермической обработки материалов электромагнитным полем высокой частоты [Текст] / А. В. Лившиц, А. Я. Машович, Н. Г. Филиппенко // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование / Иркутский гос. ун-т путей сообщения. - Иркутск. - 2011. - № 2 (30). - С. 135 - 140.
7. Филиппенко, Н. Г. Разработка принципа измерения температуры обрабатываемого изделия в зоне ВЧ- и СВЧ-воздействия [Текст] / Н. Г. Филиппенко, Д. В. Буторин, А. В. Лившиц // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Транспортная инфраструктура Сибирского региона» / Иркутский гос. ун-т путей сообщения. - Иркутск, 2017. - Т. 2. - С. 431 - 440.
8. Ратушняк, В. С. Обоснование необходимости разработки нового способа очистки проводов ЛЭП от гололедных отложений [Текст] / В. С. Ратушняк // Труды межвуз. науч.-практ. конф. «Инновационные технологии на железнодорожном транспорте» / Красноярский ин-т ж. -д. трансп. - филиал Иркутского гос. ун-та путей сообщения. - Красноярск, 2017. - С. 62 - 69.
9. Никитина, И. Э. Способы удаления льда с проводов линий электропередачи [Текст] / И. Э. Никитина, Н. Х. Абдрахманов, С. А. Никитина // Нефтегазовое дело / Уфимский гос. нефтяной техн. ун-т. - Уфа. - 2015. - № 3. - C. 794 - 823.
10. Аппаратный комплекс по удалению наледи с водостоков и карнизов зданий электроимпульсным способом [Текст] / Т. А. Сергиенко, Е. С. Ильин и др. // Труды межвуз. науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта» / Красно-
ярский ин-т ж.-д. трансп. - филиал Иркутского гос. ун-та путей сообщения. - Красноярск, 2015. - Т. 1. - С. 72 - 75.
11. Электрогидроимпульсный способ очистки сточных вод [Текст] / Е. С. Ильин, А. И. Орленко и др. // Экология производства // Отраслевые ведомости. - М. - 2017. - № 2. -С. 57 - 59.
12. Электроимпульсный способ утилизации железобетонных изделий [Текст] / Е. С. Ильин, А. И. Орленко и др. // Экология производства // Отраслевые ведомости. - М.-2017. - № 11. - С. 60 - 63.
13. Вахрушева О. Ю. Об эксперименте применения магнитоимпульсного способа по очистке вагонов [Текст] / О. Ю. Вахрушева, Е. С. Ильин, В. С. Ратушняк // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование / Иркутский гос. ун-т путей сообщения. -Иркутск. - 2018. - №1. - С. 117 - 122.
14. Egbert, R. I., Scharag R. L., Bernhart W. D., Zumwalt G. W., Kendrew T. J. An Investigation of Power Line De-Icing by Electro-Impulse Methods, IEEE Power & Energy Society, 1989, no. 4(3). pp. 1855 - 1861.
15. Мобильная установка для плавки гололеда на проводах высоковольтных линий электропередачи 110 - 220 кВ и ее энергоэффективность [Текст] / Б. М. Антонов, Э. Х. Исакаев и др. // Энергия единой сети / Научно-технический центр федеральной сетевой компании единой энергетической системы. - М. - 2012. - № 5. - С. 26 - 31.
16. Пат. 2666754 С1 Российская Федерация, МПК Н 02 G 7/16. Способ и устройство для удаления наледи с проводов линий электропередачи [Текст] / Ратушняк В. С., Юрьев А. В., Ильин Е. С., Трухина И. С., Ратушняк В. С.; заявитель и патентообладатель ООО «Научно-производственное предприятие «СибТрансНаука». - № 2017136405; заявл.16.10.2017; опубл.12.09.2018, Бюл. № 26.
17. Пат. 2666225 С1 Российская Федерация, МПК H 03 K 3/53. Генератор импульсных токов для высоковольтных электрогидравлических технологий [Текст] / Ратушняк В. С., Гаранин А. Е., Юрьев А. В., Ильин Е. С.; заявитель и патентообладатель ООО «Научно-производственное предприятие «СибТрансНаука». - № 2017123323; заявл. 03.07.2017; опубл. 06.09.2018, Бюл. № 25.
18. Теоретические основы электротехники: Учебник [Текст] / К. С. Демирчян, Л. Р. Нейман и др. - СПб: Питер, 2003. - Т. 2. - 576 с.
19. Farzaneh M. Atmospheric Icing of Power Networks, Springer, 2008, 381 p.
20. Рогов, Н. Г. Физико-химические свойства порохов и твердых ракетных топлив: Учебное пособие [Текст] / Н. Г. Рогов, Ю. А. Груздев / Санкт-Петербурский гос. технол. ин-т (техн. ун-т). - СПб, 2005. - 200 с.
21. Пат. 2334278 C2 Российская Федерация, МПК G 08 B 17/06. Устройство для контроля и подрыва последовательных цепей пиропатронов [Текст] / Добролюбов В. А., Добролюбова С. В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева». - № 2006114250/09; заявл. 26.04.2006; опубл. 20.09.2008, Бюл. № 26.
22. Ji K., Rui X., Li L., Leblond A., McClure G. A novel ice-shedding model for overhead power line conductors with the consideration of adhesive/cohesive forces, Computers & Structures, 2015, no. 157, pp. 153 - 164.
References
1. Podgotovka k osenne-zimnemu periodu 2016 - 2017, prohozhdenie i osnovnye itogi OZP 2015-2016 (Preparations for the autumn-winter period 2016 - 2017, the passage and the main results of the AWP 2015-2016). Moscow, 2016, 216 p.
2. Podgotovka i prohozhdenie OZP 2017-2018 godov (Preparation and completion of the AWP 2017-2018). https://minenergo.gov.ru/node/7822
3. Investicionnaja dejatel'nost' (Investment activities). http://report2016.fsk-ees.ru/strategic_ re port /investing_activities/
4. Kaganov V. I. Patent RU2356148 C1, 20.05.2009.
5. Suhorukov S. I. Avtomatizirovannaja sistema udalenija l'da s provodov LJeP (Automated system for removing ice from power lines) Ph. D. thesis, Komsomol'sk-na-Amure, 2016. 220 p.
6. Livshits A. V., Mashovich A. YA., Filippenko N. G. The aspects of electrothermal processing of materials by electromagnetic field of high frequency [Aspekty ehlektrotermicheskoj obrabotki materialov ehlektromagnitnym polem vysokoj chastity]. Sovremennye tekhnologii. Sis-temnyj analiz. Modelirovanie - The journal of Modern technology. System analysis. Modeling, 2011. no. 2 (30), pp. 135 - 140.
7. Filippenko N. G., Butorin D. V., Livshic A. V. Development of the principle of measuring the temperature of the processed product in the zone of HF and microwave exposure [Razrabotka principa izmereniya temperatury obrabatyvaemogo izdeliya v zone VCH- i SVCH-vozdejstviya] Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Transportnaya infrastruktura Sibirskogo regiona» (Abstracts of the Int. scientific-practical conference «Transport infrastructure of the Siberian region»). Irkutsk, 2017, pp. 431 - 440.
8. Ratushnjak V. S. Justification of the need to develop a new method of cleaning the power lines from ice deposits [Obosnovanie neobhodimosti razrabotki novogo sposoba ochistki provodov LJeP ot gololednyh otlozhenij]. Trudy Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Inno-vacionnye tehnologii na zheleznodorozhnom transporte» (Works of the Int. scientific-practical conference «Innovative Technologies in Railway Transport»). Krasnojarsk, 2017, pp. 62 - 69.
9. Nikitina I. Je., Abdrahmanov N. H., Nikitina S. A. Ways to remove ice from power lines [Sposoby udalenija l'da s provodov linij jelektroperedachi]. Neftegazovoe delo - The journal of Oil and gas business, 2015, no. 3, pp. 794 - 823.
10. Sergienko T. A. Hardware complex for removing ice from drains and eaves of buildings in an electropulse way [Apparatnyj kompleks po udaleniyu naledi s vodostokov i karnizov zdanij eh-lektroimpul'snym sposobom]. Trudy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj (zaochnoj) konferencii «Problemy i perspektivy razvitiya zheleznodorozhnogo transporta» (Works of the Int. scientific and practical (extramural) conference «Problems and Prospects for the Development of Railway Transport»). Krasnojarsk, 2015, pp.72 - 75.
11. Il'in E. S., Orlenko A. I., Ratushnyak V. S., Truhina I. S., YUr'ev A. V. Electrohydropulse wastewater treatment method [EHlektrogidroimpul'snyj sposob ochistki stochnyh vod]. EHkologiya proizvodstva - The journal of Production ecology, 2017, no. 2, pp. 57 - 59.
12. Il'in E. S., Orlenko A. I., Ratushnyak V. S., Truhina I. S., YUr'ev A. V. Electric pulse method of recycling concrete products [EHlektroimpul'snyj sposob utilizacii zhelezobetonnyh izdelij]. EHkologiya proizvodstva - The journal of Production ecology, 2017, no. 11, pp. 60 - 63
13. Vahrusheva O. Ju., Il'in E. S., Ratushnjak V. S. Ob jeksperimente primenenija magnitoim-pul'snogo sposoba po ochistke vagonov [On the experiment of using the magnetic pulse method for cleaning cars]. Sovremennye tehnologii. Sistemnyj analiz. Modelirovanie - The journal of Modern technologies. System analysis. Modeling, 2018, no. 1, pp. 117 - 122.
14. Egbert R. I., Scharag R. L., Bernhart W. D., Zumwalt G. W., Kendrew T. J. An Investigation of Power Line De-Icing by Electro-Impulse Methods, IEEE Power & Energy Society, 1989, no. 4(3), pp. 1855 - 1861.
15. Antonov B. M., Isakaev Je. H., Korolev V. A., Mordynskij V. B., Son Je. E., Tereshonok D. V., Tjuftjaev A. S., Jusupov D.I. Mobile unit for ice melting on high-voltage power lines 110-220 kV and its energy efficiency [Mobil'naja ustanovka dlja plavki gololeda na provodah vysokovol'tn-yh linij jelektroperedachi 110-220 KV i ee jenergojeffektivnost']. Jenergija edinoj seti - The journal of Energy of a single network, 2012, no. 5, pp. 26 - 31
16. Ratushnyak V. S., YUr'ev A. V., Il'in E. S., Truhina I. S., Ratushnyak V. S. Patent RU 2666754 C1, 12.09.2018.
17. Ratushnyak V. S., Garanin A. E., YUr'ev A. V., Il'in E. S. Patent RU 2666225 C1, 06.09.2018.
18. Demirchjan K. S., Nejman L. R., Korovkin N. V., Chechurin V. L. Teoreticheskie osnovy jelektrotehniki (Theoretical foundations of electrical engineering). SPb: Piter, 2003, 576 p.
19. Farzaneh M. Atmospheric Icing of Power Networks, Springer, 2008, 381 p.
20. Rogov N. G., Gruzdev Ju. A. Fiziko-himicheskie svojstva porohov i tvjordyh raketnyh top-liv (Physico-chemical properties of powders and solid rocket fuels). SPb: SPbGTI(TU), 2005, 200 p.
21. Dobroljubov V. A., Dobroljubova S. V. PatentRU2334278 C2, 20.09.2008
22. Ji K., Rui X., Li L., Leblond A., McClure G. A novel ice-shedding model for overhead power line conductors with the consideration of adhesive/cohesive forces, Computers & Structures, 2015, no. 157, pp. 153 - 164.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Ратушняк Валентина Сергеевна
Иркутский государственный университета путей сообщения (ИрГУПС).
Ладо Кецховели ул., д. 89, г. Красноярск, 660028, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Автоматизация производственных процессов», ИрГУПС. Тел.: +7 (3912) 48-16-44. E-mail: [email protected]
Ratushnyak Valentina Sergeevna
Irkutsk State Transport University (ISTU). 89, Lado Keckhoveli st., Krasnoyarsk, 660028, the Russian Federation.
The post-graduate student of the department «Automation of production processes», ISTU. Phone: +7 (3912) 48-16-44. E-mail: [email protected]
Ратушняк Виктор Сергеевич
Иркутский государственный университета путей сообщения (ИрГУПС).
Ладо Кецховели ул., д. 89, г. Красноярск, 660028, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы обеспечения движения поездов», ИрГУПС. Тел.: +7 (3912) 48-16-44. E-mail: [email protected]
Ratushnyak Viktor Sergeevich
Irkutsk State Transport University (ISTU). 89, Lado Keckhoveli st., Krasnoyarsk, 660028, the Russian Federation.
Ph.D. in Engineering Science Associate Professor of the department «Train traffic systems», ISTU. Phone: +7 (3912) 48-16-44. E-mail: [email protected]
Ильин Евгений Сергеевич
Иркутский государственный университета путей сообщения (ИрГУПС).
Ладо Кецховели ул., д. 89, г. Красноярск, 660028, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы обеспечения движения поездов», ИрГУПС. Тел.: +7 (3912) 48-16-44. E-mail: iluin_es @krsk.irgups.ru
Ilyin Yevgeniy Sergeyevich
Irkutsk State Transport University (ISTU). 89, Lado Keckhoveli st., Krasnoyarsk, 660028, the Russian Federation.
Ph.D. in Engineering Science Associate Professor of the department «Train traffic systems», ISTU. Phone: +7 (3912) 48-16-44. E-mail: [email protected]
Вахрушева Оксана Юрьевна
Иркутский государственный университета путей сообщения (ИрГУПС).
ул. Ладо Кецховели, д. 89, г. Красноярск, 660028, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Автоматизация производственных процессов», ИрГУПС. Тел.: +7 (3912) 48-16-44. E-mail: [email protected]
Vachrusheva Oksana Yuryevna
Irkutsk State Transport University (ISTU). 89, Lado Keckhoveli st., Krasnoyarsk, 660028, the Russian Federation.
The post-graduate student of the department «Automation of production processes», ISTU. Phone: +7 (3912) 48-16-44. E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Ратушняк, В. С. Некоторые аспекты выбора средств борьбы с гололедными отложениями на ЛЭП [Текст] / В. С. Ратушняк, В. С. Ратушняк, Е. С. Ильин, О. Ю. Вахрушева // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2019. - № 1 (37). -С. 102 - 111.
Ratushnyak V. S., Ratushnyak V. S., Il'in E. S., Vahrusheva O. Y., Buzaev I. V. Some aspects of choice of means of fighting with the ice deposit on the power lines. Journal of Transsib Railway Studies, 2019, vol. 1, no 37, pp. 102 - 111 (In Russian).
ИЗВЕСТИЯ Транссиба