НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ МИГРАЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИНИМАЮЩЕГО ГОСУДАРСТВА
Е.Д. КИНАСОВА, соискатель кафедры экономики Московского университета МВД России, старший инспектор отдела по взаимодействию с органами государственной власти Правового
управления ФМС России 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством [email protected]
Научный руководитель доктор экономических наук, профессор Г.М. КАЗИАХМЕДОВ, Рецензент кандидат технических наук, профессор Б.Ш. ГЕРМАН
Аннотация. Факторы влияния и последствия можно выразить как причинно-следственную связь между первопричинами возникновения этого явления и последствиями в виде создаваемых угроз экономической безопасности. Приведены основные факторы влияния, в том числе последствия распада СССР, смена сущности и приобретение качественно иной характеристики процессов внешней миграции, широкая экономическая активность диаспор на территории государства, смена государственной миграционной политики и подхода к вопросам влияния внешней миграции на экономическую безопасность государства. Исследованы и выявлены угрозы экономической безопасности, возникающие под влиянием внешней миграции. Виды последствий влияния создают угрозы в области функционирования большинства элементов экономической системы государства, создавая условия для ее дестабилизации.
Ключевые слова: внешняя миграция, диаспоры, рынок труда, вывоз капитала, угрозы экономической безопасности.
SEVERAL ASPECTS OF INTERNATIONAL MIGRATION'S INFLUENCE ON ECONOMIC SECURITY OF THE HOST STATE
E.D. KINASOVA,
an applicant for the department of economics of Moscow University,
Ministry of Interior of the Russian Federation
Annotation. Investigation of the topic under consideration allows to conclude that the influence factors and effects can be expressed as a causation between the emergence of this fact and the result in the form of threats to economic security. The author has the main influence factors, including the result of the disintegration of the USSR, the change of the entity of international migration and obtaining of a other characteristics of the processes, broad economic activities of diasporas in the host state, a change of state migration policy and approach to the issues of international migration affecting the economic security of the host state. In order to determine the impact, the author has investigated and identified the threats to economic security, emerging under the influence of international migration. Presented in the contribution kinds of effects influence pose a threat to the functioning of most elements of the economic system of the state, creating conditions for its destabilization.
Key words: international migration, diaspora, labour market, export of capital, threat to economic security
Одним из важнейших факторов влияния миграции, кие, социальные и экономические перемены, которые а равно его первопричиной, являются те политичес- произошли в России за последние 20 лет: последствия
распада СССР, смена политического режима, переход к рыночной экономике и др. Эти перемены послужили причиной развития особенностей миграционных процессов в России в том виде, в котором они существуют сейчас.
В период существования СССР основные миграционные процессы, которые наблюдаются сейчас, носили внутригосударственный характер и назывались межреспубликанскими. Главная особенность этого фактора заключается в том, что межреспубликанская миграция после распада СССР мгновенно преобразовалась в массовую межгосударственную миграцию. В результате перед государством возникли новые задачи, требующие разрешения в изменившихся политических и социально-экономических условиях.
Эти и другие сложности, связанные с иммиграцией населения, выступают предметом государственной миграционной политики, которая выразилась в разработке и принятии соответствующих нормативных правовых актов и принятых в их развитие подзаконных актах, направленных на регулирование процессов внешней миграции населения в новых политических и социально-экономических условиях.
В постсоветский период миграционные процессы можно охарактеризовать возросшей динамикой, однотипностью направления и структуры (в основном странами исхода иммигрантов являются бывшие союзные республики).
Оценки исследователей относительно влияния миграции на разные аспекты социально-экономической жизни страны неоднозначны, поскольку, с одной стороны, существуют определенные положительные проявления, которые входят в основу государственной миграционной политики и учитываются при ее реализации, а с другой — чрезмерная в ее количественном выражении, иммиграция порождает больше негативных последствий, становясь угрозой национальной безопасности страны.
В целях исследования факторов влияния представляется целесообразным обратиться к положениям Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее — Стратегия), а также к утратившей силу Концепции национальной безопасности РФ, которая была утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (далее — Концепция).
Концепция содержала следующие утверждения относительно влияния миграции на безопасность как таковую: «К числу факторов, усиливающих угрозу нарастания национализма, национального и регионального сепаратизма, относятся массовая миграция и неуправляемый характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов страны. Основными причинами этого являются последствия распада СССР на национально-территориальные формирования, провалы
национальной и экономической политики как в России, так и в государствах—участниках Содружества Независимых Государств, распространение и эскалация конфликтных ситуаций на национально-этнической почве». Миграция была официально признана явлением, имеющим отношение к национальной безопасности.
В Концепции в редакции от 10 января 2000 г. указано, что «этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов».
В Стратегии уже не содержится однозначных утверждений о взаимосвязи миграции с усилением экстремизма, этносепаратизма и т.п. Стратегия преподносит в качестве угрозы национальной безопасности только незаконную миграцию без явного указания на ее последствия, в то время как Концепция указывала именно на неконтролируемый характер миграции как угрозу безопасности государства. Анализ Стратегии показывает, что в отличие от Концепции сегодня только сохранение условий для незаконной миграции вызывает указанные в Стратегии последствия в виде угроз национальной безопасности в экономической сфере, а также нерациональная организация миграционных потоков как угроза качеству жизни российских граждан. Национализм, политический и религиозный экстремизм, этносе-паратизм и условия для возникновения конфликтов теперь не являются последствиями, создаваемыми вообще какой-либо миграцией (незаконной или неконтролируемой).
Однако взаимосвязь факторов влияния и последствий представляет собой причинно-следственную связь между первопричинами возникновения этого явления и создаваемыми угрозами экономической безопасности.
В истории изучения миграции и ее аспектов существуют различные подходы как к самому явлению миграции, так и влиянию его на экономику. Среди них наиболее применим экономический подход.
Это, пожалуй, наиболее всесторонний подход к изучению миграции населения, объединяющий множество теорий, концепций, направлений на протяжении нескольких столетий. Т. Ман, Ж.-Б. Кольбер, А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Кейнс, Б. Томас, Д. Беккер, К. Тэйлор, Д. Саймон неоднократно в своих исследованиях обращались к проблематике влияния миграционных процессов на экономическую систему.
Среди российских исследователей, занимавшихся экономическими аспектами миграции, можно назвать Л.А. Абалкина, Г.С. Витковскую, Ж.А. Зайонч-ковскую, В.Г. Костакова, Л.Л. Рыбаковского, А.В. То-пилина. Основными положениями их исследований
являются следующие. Во-первых, миграция предстает как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения. Во-вторых, она является своеобразным катализатором перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации. В третьих, она стимулирует конкуренцию на рынке рабочей силы, способствуя тем самым качественному изменению этой силы в соответствии с потребностями общества.
О каких бы видах миграционного движения не шла речь, большинство их обусловлено экономической необходимостью получения средств к существованию и в той или иной мере связано с рынком труда. Но последнее не означает, что все эти виды миграционного движения являются непосредственно предметом экономической науки; таковой, по мнению А.И. Кузьмина становится только экономическая миграция и прежде всего миграция рабочей силы1.
Основные выводы в данном случае касаются вопроса о взаимосвязи миграции и ее влиянии на рынок труда, в то время как в действительности существуют и другие аспекты миграции, влияющие на экономическую систему и приводящие к ее дестабилизации.
Значительное влияние на экономическую безопасность оказывает деятельность диаспор в сфере экономики, которые образуются вследствие иммиграции и, следовательно, являются неотъемлемой частью внешней миграции. Роль диаспор в экономической сфере, непропорционально значима по сравнению с их величиной2. Диаспора — достаточно долговременная общность. Как субъект она может быть связана с процессом миграции, ассимиляцией, этнической трансформацией и разного рода иными этническими и социальными процессами.
В широком смысле диаспора (греч. 5шотсора — рассеяние) — часть этноса, живущая вне исторической родины и имеющая социально-экономические институты для поддержания и развития своей общности.
Активное влияние диаспор на экономику принимающей страны — уже закономерность, что объясняется следующими факторами:
Ф специфические трудовые навыки, присущие представителям диаспоры и отсутствующие у представителей окружающей внешней среды;
Ф владение диаспорой непропорционально большой долей денежного капитала и собственностью других видов;
Ф особенности социально-демографической структуры диаспор;
Ф корпоративность диаспоры как преимущество в экономической деятельности.
Специфические трудовые навыки и род экономической деятельности могут быть связаны с конкретными этнокультурными особенностями, носителями которых являются члены диаспор. Но эта закономерность не универсальна. Диаспоры, как считает
С.В. Стрельченко, могут владеть непропорционально большой долей денежного капитала и собственностью других видов. Это способствует дальнейшей концентрации собственности и ведет к усилению позиций диаспор в разных отраслях экономики, вплоть до их полной монополизации.
Торговые диаспоры занимаются не только торговлей, но и организацией производства. Поэтому их вернее назвать торгово-производственными.
Социально-демографическая структура диаспор как предпосылка к лидерству в экономике также признается С.В. Стрельченко одной из важнейших причин возрастающей роли диаспор в экономических процессах. В потоке мигрантов преобладают мужчины трудоспособного возраста, как правило, энергичные и предприимчивые. Таким образом, мигранты экономически более активны по сравнению со средними характеристиками исходной общности.
Корпоративность диаспоры наряду с остальными причинами считается преимуществом в экономической деятельности. В то время как большая часть индивидуумов окружающего социума социально атомизирована, представители диаспор используют преимущество корпоративности. Она проявляется во взаимопомощи, которую члены диаспоры оказывают друг другу: при адаптации вновь прибывших, включая трудоустройство, льготные финансовые ссуды, предпочтения при деловых контактах и т.д. Эта многоплановость создает возможность лоббирования экономических интересов диаспоры.
Все эти факты в условиях абсолютной бесконтрольности зачастую представляют немалую опасность для экономики принимающего государства, создают угрозы экономической безопасности.
По мнению Г. Витковской и С. Панарина, применительно к России наиболее значимыми представляются следующие создаваемые внешней миграцией угрозы:
Ф миграции способны нанести серьезный ущерб региональным рынкам, созданному ранее в том или ином регионе экономическому и трудовому потенциалу;
Ф по причине вызываемого ими сокращения внутреннего спроса межрегиональные миграции могут также усугубить спад производства в отдельных секторах экономики;
Ф чрезмерная концентрация мигрантов в пределах конкретной территории чревата быстрым и резким обострением проблемы безработицы на соответствующем региональном рынке труда;
Ф из-за того, что некоторая, нередко значительная часть мигрантов не может найти работу или работает не по специальности, реальной становится угроза утраты или нерационального использования квалификационного потенциала мигрантов, возникает также угроза снижения их мотивации к труду.
Незанятые мигранты зачастую прибегают к незаконным способам добывания средств к существованию, чем способствуют усилению криминогенной обстановки. В 2009 г. преступность среди иностранных граждан, прежде всего выходцев из СНГ, возросла. За 9 месяцев 2009 г. иностранцами совершено около 47 тыс. преступлений, и это 3,6% всех преступлений, зарегистрированных в России за тот период3.
Мигранты, в основном из стран СНГ, совершили в 2008 г. 54 тыс. преступлений. Более половины (30 тыс.) зарегистрированы в Центральном федеральном округе, а каждое третье (16, 5 тыс.) — в Москве. Рост преступности среди нелегальных мигрантов составил 134%4.
Так как труд определенных категорий мигрантов используется в теневой экономике, а часть мигрантов-торговцев из стран СНГ и нелегальных мигрантов из дальнего Зарубежья вовлекаются в противоправную деятельность, налицо угроза дальнейшей криминализации российской экономики под влиянием миграции.
В той мере, в какой внешняя миграция сопровождается вывозом и переводом капитала за рубеж, она может угрожать внешнеэкономическим и финансовым позициям страны.
К выше названным угрозам следует добавить следующие:
Ф эмиграция научно-технических кадров на протяжении не одного десятилетия и в условиях ее масштабности создает угрозу деградации научно-технического потенциала;
Ф к доводу об угрозе финансовым позициям страны следует отметить, что нелегальная миграция является экономическим бременем для налогоплательщиков. Государство тратит средства на медицинское обслуживание иммигрантов и их высылку. Вместе с тем нелегальные иммигранты и их работодатели не уплачивают налоги. Экономический ущерб, причиненный России нелегальной иммиграцией в виде неуплаты налогов, составляет более 8 млрд долл США5. Что касается экономического ущерба, наносимого иммиграцией России путем неконтролируемого вывода денежных средств из страны, целесообразно привести следующие данные. Согласно исследованию Всемирного банка, в 2006 г. иностранными гражданами было отправлено из России в страны своего исхода 11,4 млрд долл, а 2008 г. стал рекордным по размеру валютного трафика за границу: 13,31 млрд, из них 12,61 млрд — в страны СНГ. Угрозу экономической безопасности создают не столько сами переводы денежных средств иностранными работниками за границу, сколько неконтролируемый со стороны государства характер этого явления. Возможно, в будущем можно будет найти способы предотвращения неконтролируемого вывода иностранными работниками за рубеж денежных средств из России;
Ф привлекаемая иностранная рабочая сила, приезжающая в Россию преимущественно из стран СНГ и Китая, обладает низким профессионально-квалификационным уровнем, вследствие чего конечный продукт, производимый ими на территории России, неконкурентоспособен. Кроме того, труд мигрантов не обладает потенциалом научно-технического развития отраслей, и это при том, что наиболее богатые потенциалом умы покидают Россию в целях поиска лучших условий оплаты своего умственного труда, вследствие чего замедляются темпы инновационного развития экономики. Аналогично этому отток трудовых ресурсов с территорий выбытия может усугубить спад производства в отдельных отраслях экономики;
Ф чрезмерное скопление иммигрантов в городах создает угрозу в сфере труда и занятости населения не только в виде безработицы. В основном из-за такой концентрации иммигрантов противоречие между спросом и предложением труда разрешается таким образом, что происходит полное замещение многих профессий иностранными работниками, вследствие чего у коренного, особенно молодого, населения отсутствует мотивация к получению образования и трудоустройству по этим профессиям.
В последнее время вследствие активного привлечения к труду иностранных работников произошло искусственное удешевление многих профессий, в частности строительных специальностей, и как следствие потеря привлекательности этих профессий для молодого коренного населения страны.
Таким образом, некоторые последствия влияния процессов внешней миграции на экономическую безопасность и создаваемые угрозы возникли под воздействием факторов в виде распада СССР, смены государственной миграционной политики и подхода к рассматриваемому явлению и как следствие образования качественно иной характеристики ввиду того, что изложенные проблемы представляют собой несколько иную сущность с точки зрения теории и практики движения миграционных потоков.
Виды последствий влияния миграции создают угрозы в области функционирования большинства элементов экономической системы принимающего государства, создавая условия для ее дестабилизации.
1 Кузьмин А.И. Основы демографии лекций. Лекция 12. «Миграция населения». М., 2003.
2 Стрельченко С.В. Диаспора как субъект социально-экономических процессов (Социально-философский анализ наиболее общих тенденций в прошлом и настоящем) // Энергия. 2006. № 7. С. 66.
3 URL: http://www.prime-tass.ru/
4 РГ. 2009. № 4927.
5 URL: http://news.km.ru/