НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ОНЛАЙН И СЕТЕВЫХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА КУЗНЕЦОВА,
преподаватель кафедры уголовного процесса Московского областного филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;уголовно-исполнительное право;
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется влияние контента сети Интернет, в особенности сетевых и онлайн игр, на формирование девиантного поведения несовершеннолетних пользователей; рассмотрены причины и условия данного воздействия.
Ключевые слова: несовершеннолетние, информационное пространство сети Интернет, компьютерные игры, девиантное поведение, личность, интернет-зависимость.
Annotation. The article dwells on the influences of Internet content including network and online games that determine deviant behavior in minor users; reviews the causes and conditions of such influences.
Keywords: minors, informational Internet media, computer games, deviant behavior, personality, Internet addiction.
Институт личности является предметом исследования таких наук, как социология, психология, философия, криминалистика, криминология и т.д., и рассматривается с учетом специфики объекта изучения соответствующих дисциплин.
Формирование личности начинается еще в детстве, когда закладываются фундаментальные основы: физическое и психологическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал и т.д. Качества, которыми наделен ребенок, являются наиболее важными и прочными; изменить их в последующем достаточно сложно, а в ряде случаев — практически невозможно, так как по мнению психологов, формирование личности происходит в основном на 3—5 году жизни. В дальнейшем скорректировать определенные свойства и качества личности могут заинтересованные лица.
Появление в жизни несовершеннолетних неограниченного доступа к получению разнообразной информации как позитивного, так и негативного характера, в том числе и из глобальной компьютерной сети Интернет, на этапе формирования личности приводит к тому, что несовершеннолетние всецело погружаются в «мировую паутину» и порой уже не
представляют себя в реальной жизни, а существуют в виртуальном мире.
На фоне неконтролируемого и зачастую целенаправленного воздействия посредством размещения провокационной или запрещенной информации в сети Интернет происходят деструктивные изменения свойств и качеств личности, при этом одной из наиболее незащищенных групп, подверженных влиянию, являются несовершеннолетние. Процесс осознания сложностей и проблем, возникающих в реальной жизни, с которыми несовершеннолетний не может справиться самостоятельно, искажение восприятия реального мира приводит к разрушению повседневного образа жизни, смене жизненных ориентиров, развитию депрессии, нарастанию социальной изоляции, способствует формированию девиантного поведения, как правило, связанного с серьезными психофизиологическими проблемами.
Криминогенное воздействие информационного пространства сети Интернет обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, в виртуальном пространстве любой несовершеннолетний чувствует себя легко и непринужденно, выдавая себя за совершеннолетнего,
и таким образом получает доступ к тем видам деятельности и к той информации, которые в реальной (обычной) жизни были бы для него не просто затруднены, а порой даже недоступны (например, участие в аукционах, заключении финансовых сделок, проведении платежных операций; посещение сайтов, доступных только взрослым пользователям, порносайтов и т.д.).
Во-вторых, безграничные возможности информационного пространства сети Интернет приводят к формированию у несовершеннолетних чувства безнаказанности и вседозволенности, которое возбуждает желание, направленное на совершение правонарушения, а в ряде случаев и преступления. Иллюзия свободы в виртуальном пространстве может привести к формированию у несовершеннолетнего правового нигилизма, искаженного понимания норм поведения и безответственности за совершенные действия.
В-третьих, поисковые возможности сети Интернет позволяют не только расширить кругозор несовершеннолетних пользователей, но и при помощи «серфинга»1 в интернет-пространстве получить информацию о действиях криминальной направленности (об изготовлении наркотиков, взрывных устройств, способах самоубийства, экстремистской деятельности, способах мошенничества и т.д.). Поисковая активность пересиливает чувство осторожности, снижается способность критически оценивать достоверность получаемых сведений.
Рассмотренные обстоятельства приводят к интернет-зависимости несовершеннолетних пользователей, которая, как правило, проявляться в навязчивом желании постоянно находиться в режиме онлайн, продолжать сетевое общение и участие в сетевых компьютерных играх. Для подростков, получающих постоянный доступ к сетевым ресурсам, виртуальная среда иногда представляется даже более адекватной и правдивой, чем реальный мир. Возможность перевоплотиться в некую бестелесную «идеальную» личность открывает для них особые ощущения, которые им хочется испытывать постоянно или очень часто. Специалисты отмечают, что в некоторой степени такая зависимость близка к патологической увлеченности азартными играми, а ее деструктивные эффекты сходны с возникающими симптомами алкоголизма2.
Проблемы интернет-зависимости несовершеннолетних связаны с тем, что подростки все чаще стремятся уйти от проблем реальной действительности, порой предпочитая «живому» общению со сверстниками виртуальное общение в сети Интернет. В последние годы все более отчетливо стали проявляться негативные последствия данной зависимости и в России.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает влияние распространения компьютерных игр с элементами агрессии и насилия в информационном пространстве сети Интернет на формирование де-виантного поведения у несовершеннолетних. Так, всемирно известная компьютерная онлайн-игра World of Tanks, заявленная разработчиками как массовая многопользовательская онлайн-игра в жанре Action с элементами шутера и стратегии, проводимая в режиме реального времени как аркадный танковый симулятор3 в историческом контексте Второй мировой войны, с одной стороны, позволяет изучить исторические аспекты танковых сражений, а с другой, — культивирует агрессивное поведение игроков по отношению к иным участникам игры как российских, так и зарубежных серверов. При этом зачастую агрессия среди игроков проявляется именно по национальному признаку. На 28 февраля 2013 г. число аккаунтов4 по кластерам составило 75 000 000. По данным общедоступной мультиязыч-ной универсальной интернет-энциклопедии «Ви-кипедия», 19 января 2014 г. одновременно на каждом из семи серверов онлайн-игры World of Tanks участвовало свыше 1 114 000 пользователей. Ежемесячный доход компании от торговли виртуальными объектами, по словам ее президента Виктора Кислого, составляет не менее 10 000 000 долларов, при этом доля заплативших игроков достигает 25— 30%5. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения и Фонда «Общественное мнение», на январь 2012 г. в России 47% населения страны являлись пользователями Интернета, в то время как среди опрошенных школьников Интернетом пользовались 90%. Это свидетельствует о том, что несовершеннолетние являются одной из самых многочисленных и активных групп пользователей глобальной компьютерной сети Интернет6.
Как следствие, онлайн-игры с элементами агрессии и насилия приводят к духовной и нравственной опустошенности. В таких внешне реалистичных мирах компьютерных игр нередко нарушаются все
нормы морали: стимулируются жестокость, коварство, обман, предательство, презрение к слабому, которые поощряются путем начисления различных бонусов. Во многих играх для усиления зрелищно-сти на экране практически постоянно демонстрируются сцены жестокости и насилия, присутствуют части расчлененных тел, изуродованные трупы и т.п. Все это рассчитано на то, что психологическое «отторжение» таких сцен будет преодолено, и они станут привычными для индивида7.
Анализ различных точек зрения авторов, рассматривающих данную проблему, позволяет выделить следующие основные причины формирования у несовершеннолетних зависимости от компьютерных игр с элементами насилия и агрессии: «развлечение, рекреация, компенсация, желание испытать волнение/страх; стремление виртуально испытать агрессию (эффект эмпатии); отождествление с агрессивным персонажем или персонажем-жертвой (эффект идентификации); игнорирование ограничений (эффект «запретного плода»); попытка увидеть насилие/агрессию, отражающие собственный опыт; изучение окружающего криминального мира (постижение роли насилия в обществе и в районе обитания данной аудитории); эффект самоуспокоения, т.е. эффект предчувствия счастливого финала и осознания того, что «весь этот кошмар происходит не со мной»; гендерный эффект и т.д.»8. Полное погружение в компьютерную игру, непосредственное управление конкретным персонажем, совершающим насильственные и агрессивные действия, приводит к тому, что несовершеннолетний, отождествляя себя с ним, не может объективно и правильно, с точки зрения морали и нравственности, оценить происходящее. Все это приводит к тому, что уже в реальной действительности известны факты совершения преступлений из-за ссор в виртуальном мире, мотивированных нервными и психическими расстройствами. Так, в Германии 12-летний ребенок создал трехмерную модель ненавистной ему школы, а в 17 лет, вооружившись отцовским пистолетом, застрелил 12 человек в помещениях школы. Жертвами стали 16 человек, включая и самого подростка9. Наша страна не является исключением. Так, в феврале 2014 г. старшеклассник одной из московских школ, вооруженный винтовкой, ворвался в класс, где проходило занятие, и застрелил учителя. После того как на место преступления прибыли сотруд-
ники полиции, подросток открыл стрельбу по ним, убив одного и ранив другого. По одной из версий подросток совершил преступление, копируя линию поведения персонажа одной из онлайн-игр. На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов высказал свое мнение о том, что стрельба школьника-подростка в учебном заведении столицы, приведшая к гибели двух человек, есть не что иное, как результат пагубного воздействия компьютерных игр — «стрелялок» на подростковую психику10.
Однако, с уверенностью утверждать, что это всецело связано с компьютерными играми, мы не можем. Нет единого мнения по данному вопросу как среди ученых, так и среди практикующих психологов и психиатров. Одни высказывают точку зрения о позитивном влиянии компьютерных игр с элементами агрессии и насилия, апеллируя к необходимости переносить часть негативной энергии в виртуальный мир и тем самым снимать эмоциональную напряженность, накопленную в период «агрессивного самоутверждения» подростков в обычной жизни среди своих сверстников. Другие, напротив, полагают, что интернет-зависимость негативно влияет на формирование личности несовершеннолетних, хотя обоснованного научного подтверждения непосредственного влияния насилия и агрессии в компьютерных играх на формирование девиантного поведения у подростков и возрастание подростковой преступности до сих пор не получено11.
При всей дискуссионности факта влияния сетевых компьютерных игр на формирование девиант-ного поведения у несовершеннолетних нельзя не отметить определенный криминогенный потенциал такой увлеченности.
Таким образом, популяризация игр, создание игрового пространства, максимально соответствующего реальности, способствует смешиванию подростком реального и виртуального миров, переносу сценариев «игрового поведения» в реальную действительность и, в результате, наступлению трагических последствий. Проблема деструктивного влияния информационного пространства глобальной компьютерной сети Интернет на поведение подростков требует проведения комплексного межотраслевого исследования. Необходима разработка
государственных механизмов контент-анализа, контроля и регулирования информационных потоков, находящихся в глобальной сети Интернет, путем создания инструментов фильтрации, направленных на ограничение свободного доступа несовершеннолетних к ресурсам, способным оказать пагубное воздействие на формирование личности подростка. При этом необходимо обеспечить баланс между соблюдением конституционных прав несовершеннолетнего пользователя сети Интернет и интересами государства по формированию правопослушной личности.
1 Веб-серфинг — это один из наиболее популярных видов использования Интернета. Для серфинга необходимо, чтобы на компьютере работала специальная программа - браузер (обозреватель). Обозреватель позволяет связываться с веб-узлами сети, просматривать (и прослушивать) содержащуюся в них информацию, а также перемещаться к другим узлам одним щелчком мыши по гиперссылкам, размещенным в просматриваемом на экране документе и выделенным тем или иным способом. Новый документ может, в свою очередь, содержать дальнейшие ссылки, что позволяет как бы «плыть» по этому океану информации — отсюда и название серфинг.
2 Young R.S. Pathological Internet Use: The Emergence of a New Clinical Disorder. University of Pittsburgh at Bradford, 1996. URL: http://www.apa.org/ releases/ internet.html (дата обращения: 11 февраля 2014 г.).
3 Концепция World of Tanks базируется на командных танковых сражениях в режиме PvP. Термин появился для того, чтобы можно было различить игру человека против персонажей, управляемых компьютером — PvE, от игры против других игроков — PvP (PvP — Player vs Player переводится как «игрок против игрока»).
4 Учетная запись, как правило, содержит сведения, необходимые для опознания пользователя при подключении к системе, сведения для авторизации и учета. Это имя пользователя (login) и пароль.
5 Свободная энциклопедия «Википедия». URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/World_of_Tanks (дата обращения: 20 февраля 2014 г.).
6 Солдатова Г.В., Золотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостим-ская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых
06 интернете / Под редакцией Г.В. Солдатовой. М., 2011. 176 с.
7 Осипенко А.Л. Информационно-психологическое влияние ресурсов сети «Интернет» на формирование социальных установок ее пользователей // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3 (27).
8 Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004. С. 140—141.
9 Международная информационная группа Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/photo/1493/18885 (дата обращения: 9 февраля 2014 г.).
10 Электронная версия газеты Московский комсомолец. URL: http://www.mk.ru/social/article/2014/02/04/ 979982-na-kompyuternyie-igryi-mogut-vvesti-tsenzuru-izza-strelbyi-v-moskovskoy-shkole.html (дата обращения: 8 февраля 2014 г.).
11 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2000.
Противодействие преступлениям террористической и экстремистской направленности. Учебно-метод. пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. В.В. Волченкова, Б.П. Михайлова. Изд-во ЮНИТИ, 2013. 431 с.
ПротшюдеПспшс прсстудлсннян
Tt']>J4>]N[CTI140Clff>ii
L! ЭКСГфСМНЁГСЧОЙ
направленности
Ьцмм мции ш ■_■■
Дается ретроспективный анализ истории возникновения терроризма как социально-политического и криминального явления, рассматриваются правовые основы противодействия преступлениям террористической направленности, задачи подразделений уголовного розыска полиции ОВД, статистические и организационно-тактические положения, а также направления по противодействию этим преступлениям. На основе изучения и обобщения практики оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступлениями террористической направленности излагаются мероприятия и практические рекомендации по организации и тактике противодействия данным преступлениям.
Рассматриваются правовые и организационные вопросы противодействия экстремизму в России, а также опыт оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов зарубежных стран в борьбе с экстремизмом.
Для преподавателей юридических высших образовательных учреждений, студентов, курсантов, слушателей, адъюнктов, докторантов и практических работников органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму.