Научная статья на тему 'Некоторые аспекты уголовной ответственности должностных лиц за превышение должностных полномочий с применением насилия'

Некоторые аспекты уголовной ответственности должностных лиц за превышение должностных полномочий с применением насилия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
917
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / ДЕЯНИЕ / НАСИЛИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ НАСИЛИЯ / УГРОЗА ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ПРАВОМЕРНОЕ НАСИЛИЕ / НЕПРАВОМЕРНОЕ НАСИЛИЕ / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА / КВАЛИФИЦИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК / СУЩЕСТВЕННЫЙ ВРЕД / OFFICERS / ABUSE OF AUTHORITY / CONDUCT / VIOLENCE / THREAT OF VIOLENCE / PSYCHOLOGICAL VIOLENCE / PHYSICAL VIOLENCE / LAWFUL VIOLENCE / UNLAWFUL VIOLENCE / THE IMPACT ON THE HUMAN BODY / AGGRAVATING CIRCUMSTANCES / SUBSTANTIAL HARM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романенко Михаил Алексеевич

Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность должностных лиц за превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия или угрозой его применения. Данное деяние относится к особо квалифицированному виду. Автор рассматривает общетеоретические понятия терминов «насилие» и «принуждение», их сущность, отличие, признаки насилия; исследует формы совершения насильственного способа превышения должностных полномочий; действия должностного лица, совершаемые при применении физического насилия; степень общественной опасности данного деяния, а также мнение высшего судебного органа общей юрисдикции по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of criminal liability of officials for abuseof authority With force

The Criminal Code provides for criminal liability of officials for abuse of authority committed by force or threat of force. The act applies to highly skilled mind. The author considers the general theoretical concept of the term "violence" and "coercion", their essence, contrast, signs of abuse, explores ways to shape the violent abuse of power, action officer, committed in the application of physical violence, the degree of social danger of the act, and the view of higher judicial body of law on the issue.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты уголовной ответственности должностных лиц за превышение должностных полномочий с применением насилия»

Происходящие в Российской Федерации политические, экономические, социальные и иные преобразования привели не только к позитивным, но и к негативным последствиям, повлекшим рост насильственной преступности. Круг таких преступлений весьма разнообразен. Например, УК РФ содержит 55 статей, предусматривающих ответственность за совершение преступлений, связанных с насилием. Однако обычно внимание акцентируется на наиболее опасных проявлениях насилия -насильственных преступлениях против личности. К ним относятся преступные деяния, объектом которых является только человек (например, причинение тяжкого вреда здоровью, побои и т.д.). По степени общественной опасности, тяжести причиняемых последствий насильственные преступления во многом превосходят другие криминальные проявления и наносят огромный ущерб человеку, обществу и государству.

В многообразии насильственных преступлений против личности особое место занимают деяния, совершаемые должностными лицами путем превышения полномочий с применением насилия, за которые ч. 3 ст. 286 УК РФ предусматривает уголовную ответственность. Они относятся к особо квалифицированному виду и выражаются в совершении деяний, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 данной статьи.

В диспозиции п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ описан насильственный способ преступления, при этом законодатель выделяет две его формы совершения, первая из которых непосредственно связана с применением насилия, а вторая - предусматривает угрозу ее применения, представляющую собой психическое насилие. Следует отметить, что УК РСФСР (ст. 171) не раскрывал формы воздействия на потерпевшего, а только выделял квалифицирующий признак - превышение власти или служебных полномочий, сопряженный с насилием. Насилие как элемент преступления существенным образом влияет на квалификацию преступных деяний по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ и юридическую ответственность должностного лица. Поэтому возникает необходимость в точном определении его общего понятия применительно к уголовному праву.

В уголовном законодательстве РФ отсутствует легальное определение или понятие, что такое «насилие», не раскрывается содержание его признаков, опасного и неопасного для жизни или здоровья. Нет ясности в терминологических различиях насильственных форм поведения, таких как «насилие», «нападение», «принуждение» и др. [1, с. 23]. Также нет законодательного разграничения способа его совершения в сравнении с иными способами, что является серьезным пробелом в законодательстве. Отсутствуют они и в разъяснениях Пленума ВС РФ. Наука предпринимает попытки устранения этих недостатков. Следует отметить, что в ней, как и в юридической литературе, нет единого подхода к сущности термина «насилие», его определению или понятию. Так, В. Даль определяет насилие (насилованье) как принужденье, неволю, силованье, действие стеснительное, обидное, незаконное и своевольное [2, с. 468-469]. Принуждение он связывает с определенными противоправными действиями, при этом не выделяя формы насилия, его объекты. С.И. Ожегов как применение физической силы к кому-нибудь, принудительное воздействие на кого-нибудь, притеснение, беззаконие [3, с. 334] в отличие от В. Даля выделяет физическую форму насилия. Аналогичный взгляд высказывают и иные авторы, в то же время применение силы они связывают не с целью воздействия на кого-нибудь, а с достижением определенной цели (чего-либо) [4, с. 304-305].

В уголовном праве широкое распространение получило и иное мнение, в соответствии с которым насилие - это воздействие на человека помимо его воли [5, с. 53], воздействие на его организм [6, с. 5-6], с чем следует согласиться. Однако такое расширительное толкование может привести к следственной или судебной ошибке при квалификации деяния по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, т.к. в отдельных случаях, предусмотренных законом, может иметь место применение насилия, носящее правомерный характер (например, пресечение преступного деяния, задержание преступника). В связи с этим более правильным следует считать мнения ученых, которые под насилием понимают общественно опасное, противоправное воздействие на человека [7, с. 4] как против, так и помимо его воли. По мнению автора, насилием следует считать общественно опасное противоправное воздействие на человека, его организм, совершенное в физической или психической форме, помимо его воли, виновным, вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности, которое

предлагается закрепить в уголовном законодательстве. Понятие «насилие» тесно связано с понятием «принуждение», под которым понимают умышленное, общественно опасное противоправное воздействие на лицо, осуществляемое путем физического или (и) психического насилия, а также путем иных незаконных действий или бездействия с целью заставить лицо совершить какие-либо действия или воздержаться от их совершения [8]. Принуждение рассматривается и как функция общественно опасного насилия, направленного на подавление свободного волеизъявления потерпевшего (угроза, шантаж и др.). Можно сделать вывод, что приведенные понятия во многом схожи, т.к. называют одни и те же существенные признаки, например: общественная опасность, противоправность воздействия, умышленный характер и др. В то же время основное отличие данных понятий заключается в целенаправленности воздействия. Принуждение целенаправленно воздействует на волю индивида, при этом носит внешний, насильственный характер. Таким образом, насилие - это способ принуждения.

Термин «насилие» имеет более широкое содержание, т.к. обозначает родовое понятие, потенциально включающее в себя «насилие, не опасное для жизни или здоровья» (побои или совершение иных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы), и «насилие, опасное для жизни или здоровья». Реально это можно уяснить только в контексте конкретного состава преступления. Законодатель, устанавливая данный квалифицирующий признак в п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, не уточняет вообще понятие насилия, как опасного, так и неопасного для жизни и здоровья. Установить содержание понятия насилия без определенной конструкции и «насилие, опасное для жизни или здоровья» невозможно без обращения к ст. 111, 112, 115 УК РФ [9, с. 86].

Насилие, применяемое должностным лицом, может быть правомерным или неправомерным. Правомерным оно признается, когда имеются правовые основания применения силы определенной категорией должностных лиц, и считается обоснованным, если вызвано противоправными действиями со стороны нарушителя. В зависимости от степени общественной опасности такого деяния должностное лицо вправе применять физическую силу, специальные средства, а в исключительных случаях - огнестрельное служебное оружие в случаях, предусмотренных законом. В противном случае насильственные действия носят противоправный характер. Во втором случае применение насилия выражается в физическом или психическом принуждении потерпевшего к совершению незаконных действий либо в принуждении к прекращению правомерной деятельности в интересах должностного лица [10, с. 736]. При этом насильственное воздействие на личность состоит во всяком принуждении ее к действиям, противоречащим ее желаниям [11, с. 761], которые причиняют не только физические, но и психические травмы.

Применение физического насилия при превышении должностных полномочий связано с действиями виновного, сопряженными с нанесением телесных повреждений. Оно выражается в непосредственном воздействии на организм человека, в результате чего потерпевший может быть лишен жизни, либо причинен вред его здоровью [6], которое заключается в определенных повреждениях тканей кожи, отдельных органов или в нарушении их функций, либо применение физической боли. Способы такого воздействия, применяемые орудия, форма вины, а также цели виновного лица с учетом наступивших последствий позволяют определить те общественные отношения, на изменение которых было направлено посягательство [12, с. 142-143].

Насилие является отягчающим вину обстоятельством деяния, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, и рассматривается в качестве особо квалифицирующего признака его совершения. Как отмечает П.С. Яни, насилие как квалифицирующее обстоятельство имеет место только тогда, когда действия виновного сопряжены с нанесением побоев потерпевшему, причинению вреда здоровью, физической боли, а также ограничением его свободы [13, с. 344]. К числу названных признаков, характеризующих применение насилия, В.И. Рарог относит и истязание [14, с. 439].

Следует отметить, как разъяснил Пленум Верховного суда СССР (п. 12), под применением насилия следует понимать такие действия виновного, когда они сопряжены с нанесением потерпевшему побоев, причинением телесных повреждений, физической боли, а также ограничением его свободы

[15, с. 534]. Однако отдельные авторы случаи незаконного ограничения свободы потерпевшего (например, незаконное задержание или заключение под стражу) должностным лицом не относят к насилию при квалификации деяния по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ [16, с. 600]. С данным мнением нельзя согласиться, т.к. оно противоречит разъяснениям высшего судебного органа.

Исследование научных источников, характеризующих физическое насилие при превышении должностных полномочий, позволяет отметить, что имеет место неоднозначное изложение и последовательность характеризующих его признаков [17, с. 548; 18, с. 1091]. Это объясняется разнообразием подходов, взглядов в отношении действий должностного лица при превышении должностных полномочий, причиненным потерпевшему телесным повреждениям, форме вреда здоровью, которая, по мнению одних авторов, должна быть легкой или средней [19, с. 402; 20, с. 187; 14, с. 439], других - также и тяжкой [22, с. 619; 23, с. 184; 18].

Следует подчеркнуть, что превышение должностных полномочий с применением насилия может иметь место лишь при исполнении должностным лицом должностных (служебных) обязанностей или в связи с их выполнением. Конфликты должностного лица с гражданами, перерастающие в насильственные действия, возникшие на почве личных неприязненных отношений и не связанные с исполнением им служебных обязанностей, не могут квалифицироваться по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ. При наличии соответствующих признаков они могут рассматриваться как посягательства на здоровье личности [21, с. 470].

В случае применения должностным лицом физического насилия к потерпевшему при превышении должностных полномочий вопрос о причинении существенного вреда правам и законным интересам граждан решается судом с учетом материалов дела и заключения судебно-медицинской экспертизы о тяжести причиненного вреда его здоровью. Из содержания данной статьи следует, что насилие может выражаться в умышленном причинении по неосторожности смерти потерпевшему либо тяжкого вреда его здоровью, которые не охватываются составом ч. 3 ст. 286 УК РФ и требуют квалификации по совокупности с соответствующими преступлениями против личности (пп. 12, 13 Постановления Пленума Верховного суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4) [16].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.