УДК 343.985
A.A. Нуруллин*
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПОХИЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ И НЕЗАКОННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье обзорно приводятся материалы, касающиеся свободы человека и его похищения. Кратко представлен объемный и многозначительный комплекс проблем и вопросов, возникающих в процессе расследования подобных преступлений. Указано, что раскрыть это преступление возможно лишь при умелом взаимодействии следственных, оперативно-розыскных и криминалистических подразделений.
Ключевые слова: похищение, незаконное лишение свободы, статистические данные, методика расследования.
Конституция РФ гарантирует государственную защиту «прав и свобод человека, гражданина». Приоритетом Уголовного кодекса РФ является охрана человека, его прав и свобод.
Исторически посягательство на свободу человека путем его похищения и незаконное лишение свободы уходит в далекое прошлое. Наиболее распространенной целью похищения людей в древние времена была продажа их в рабство. Причем ответственность за похищение живого человека предусматривалась уже на ранних этапах человеческого развития. В России за похищение и незаконное лишение свободы предусматривалось наказание уже в договорах Древней Руси с греками. Однако похищение человека в качестве самостоятельного состава преступления было введено в Уголовный кодекс лишь в 90-х гг. XX века. Данная необходимость введения была обусловлена огромным ростом похищения людей. Так, согласно статистическим данным, за период с 1986 по 1993 гг. «в 9 раз возросло число зарегистрированных фактов преступлений против свободы личности». Вместе с тем с появлением и действием новой уголовной статьи, рост похищения людей не прекратился. За последние годы официальная статика следующая: 2009 г. — 633, 2010 г. — 519, 2011 г. — 520, 2012 г. — 512, 2013 г. - 442, 2014 г. (9 месяцев) - 283.
Целью данной работы является краткий анализ состава преступлений, предусмотренных ст. 126 — Похищение человека и ст. 127 — Незаконное лишение свободы.
Согласно ст. 126 УК РФ, «под похищением понимается завладение человеком против его воли, захват, в результате которого он попадает в распоряжение похитителей. Для квалификации деяния как похищения способ действия не имеет значения: обман, насилие, не опасное для жизни и здоровья».
«Вместе с тем похищение человека отличается от незаконного лишения свободы» (ст. 127 УК РФ). «Основное отличие похищения человека от незаконного лишения свободы состоит в способе посягательства на свободу потерпевшего, похищение — всегда сопряжено с захватом (насильственным или без такового) и последующим его изъятием из места постоянного нахождения, противоправным перемещением в дру-
* © Нуруллин Айдар Анасович ([email protected]), кафедра уголовного процесса и криминалистики, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.
roe место и удержанием помимо его воли в изоляции». Незаконное лишение свободы является смежным с похищением человека, поскольку «непосредственным объектом преступления является личная свобода человека и свобода его передвижения. Лишение свободы выражается в лишении потерпевшего свободы передвижения путем насильственного или обманного его помещения и удержания в закрытом доме, подвале, гараже и т. д.». «Если лишение свободы осуществлено в качестве меры пресечения или при задержании по подозрению в совершении преступления, оно не может рассматриваться как незаконное».
Действие Уголовного кодекса РФ за незаконное лишение свободы распространяется на «любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста».
За прошедшие годы, согласно статистическим данным, «больше всего фактов похищения людей отмечается в Москве, Санкт-Петербурге, Чечне и Дагестане». Также «значительный рост количества похищений отмечается в Нижегородской, Самарской, Ярославской и других областях, где ранее регистрировались лишь единичные случаи». «Большинство подобных преступлений совершается из корыстных побуждений с целью получения выкупа». «В этом плане похищения людей представляют собой чрезвычайную опасность для общества». «Важной составляющей предупреждения и выявления похищения граждан является наличие надлежащей уголовно-правовой базы и правильное применение уголовно-правовых норм», отмечается в криминологической литературе [1, с. 162].
Действенность криминологических мер по профилактике «похищения людей и захвата заложников во многом определяется правовой активностью рядовых граждан, их нетерпимостью и принципиальностью к правонарушителям» [1, с. 162].
Отмечено, что «большинство похищений совершается в составе хорошо организованных групп». Анализ состава преступных групп показывает, что «почти в 80 % случаев они состоят из местных жителей и действуют на своей территории; 6 % для совершения преступления прибывают из других областей и республик России и стран СНГ; 4 % формируются на месте и состоят как из местных жителей, так и гастролеров» [2, с. 18]. «Около 65 % похищений совершается в областных и республиканских центрах. Местом похищения почти в 52,6 % случаев избираются квартира или дом потерпевшего и прилегающая к ним территория (двор, улица), в 28 % случаев — непосредственное место работы или территория вблизи него. В 72 % случаев потерпевшие удерживаются в том же месте, где были похищены, 12 % — в соседнем городе или пригородной зоне, 10 % — вывозятся в другие области и республики России» [3, с. 17-23].
«В числе потерпевших 77 % случаев составляют лица мужского пола, 23 % — лица женского пола. При этом в 23,6 % случаев похищаются дети. Из их числа более половины являются несовершеннолетними, а четвертая часть — в возрасте до 10 лет. В подавляющем большинстве случаев потерпевшими оказываются лица в возрасте от 19 до 45 лет» [4, с. 36].
Основным побудительным мотивом похищения человека является корысть, стремление к незаконному обогащению. В большинстве случаев подобные преступления совершаются с целью получения выкупа. Чаще всего от потерпевших преступники требуют передачи денег и ценностей или осуществления действий, позволяющих им стать собственниками имущества или получить долю в прибыльном деле. Таким образом, в большинстве своем объектами похищения становятся банкиры, предприниматели, бизнесмены, работники торговли и закупочных организаций, лица, занимающиеся оказанием посреднических услуг, просто состоятельные граждане и члены их семей, а также наиболее активные члены организованных преступных группировок.
«При выборе конкретного способа похищения преступники обытно» изучают половозрастные и психологические характеристики жертв, их физические особенности, склонность к доверчивости, а также коммуникабельность. «Ими учитытаются также характер и образ жизни потерпевших, их распорядок дня, наиболее часто посещаемые места и места времяпрепровождения, обычное время ухода из дома и возвращения домой и другие обстоятельства, которые могут облегчить или затруднить похище-ние»[5, с. 139-162].
«Похищения людей осуществляются в основном двумя способами: без насилия (иногда путем обмана или злоупотребления доверием) и с применением насилия. В подавляющем большинстве случаев на похищенных оказытается психологическое и физическое воздействие. Независимо от согласия или отказа потерпевшего уплатить требуемую сумму выкупа преступники обычно устанавливают контакт с близкими или родственниками похищенного с целью предъявления им требований об уплате выжупа» [5, с. 139-162].
Основной целью «расследования преступлений любого вида, в т. ч. и расследование похищения людей и захвата заложников, является правильное использование новейших, научно разработанных рекомендаций и методических приемов, направленный на повышение эффективности и качества работы следственного аппарата» [5, с. 139-162].
«Похищение человека рассматривается с нескольких позиций:
а) с уголовно-правовой, как самостоятельный состав преступления;
б) с криминалистической, как одно из ответвлений (направлений) организованной преступной деятельности;
в) с криминалистической, как один из способов совершения квалифицированного вымогательства, принуждения родных, близких либо сослуживцев к выполнению незаконных требований» [5, с. 139-162].
Выделяется ряд факторов, определяющих «эффективность раскрытия и расследования данного вида преступления:
- обеспечение безопасности жертвы и ее окружения;
- тщательное изучение личностных качеств жертвы для моделирования ее поведения;
- изучение окружения жертвы для выявления причин похищения, установления похитителей, выявление возможных соучастников;
- изучение состава преступной структуры, ее направленности, функционального распределения ролей между ее участниками, их отдельных личностных качеств и уровня преступного профессионализма;
- изучение окружения и образа жизни похитителей для установления возможного места сокрытия жертвы;
- моделирование ситуации захвата и дальнейших действий похитителей для создания условий благоприятного исхода для жертвы;
- изучение места и обстоятельств похищения;
- установление и изучение возможного местонахождения жертвы;
- составление подробного плана с учетом непредвиденных ситуаций, тщательная подготовка операции по освобождению жертвы;
- оптимальная координация действий следователя и оперативных сотрудников;
- пресечение утечки информации об участниках операции, силах и применяемых средствах, приемах и методах» [5, с. 139-162].
«В зависимости от того, в каком "виде деятельности" специализируется преступная группа, будут зависеть и методы борьбы с ними. В науке и на практике разрабо-
таны общие рекомендации по расследованию подобных преступлений, в которых учитываются методики, разработанные в криминалистике» [5, с. 139—162].
«В рамках уголовно-процессуального регулирования борьбы с организованной преступностью особенно актуальной является проблема доказывания. На практике критерии оценки доказательств не отличаются от тех, которые применяются в отношении других категорий преступных деяний» [5, с. 139—162].
Вместе с тем «выдвигаемые и проверяемые версии могут относиться и конкретно к событиям расследуемого преступления. Поэтому одним из главных направлений расследования должно быть доказательство формы преступной деятельности. В этом случае в ходе следствия можно будет четко квалифицировать степень преступления в соответствии с УК» [6, ст. 126, 127].
Существуют следующие «рекомендации по производству отдельных следственных действий при расследовании похищения людей и захвата заложников:
1. Осмотр места происшествия желательно фиксировать с помощью видеосъемки для того, чтобы точно и четко отразить все происходящее, полностью запечатлеть обстановку, факты обнаружения следов, изъятия предметов и документов. Это позволит повысить доказательственное значение данного следственного действия.
2. Задержание по этой категории дел возможно в трех вариантах: одновременное задержание всех членов группы, задержание только второстепенных ее членов и задержание лидера. В зависимости от этого строятся допросы подозреваемых, причем одинаковое значение имеет получение в ходе допроса информации об отдельных преступлениях и о структуре группы.
3. При производстве допроса подозреваемых и обвиняемых уместно максимально полно фиксировать их показания или же предоставлять возможность написать их собственноручно. В протоколе допроса обязательно отражать информацию о том, что подозреваемый желает давать показания и что он при этом не жалуется на плохое самочувствие.
4. Экспертиза (в т. ч. и ее нетрадиционные виды) имеет огромное значение при расследовании отдельных эпизодов преступной деятельности групп. Судебно-психо-логическая экспертиза может установить данные о лидере группы и склонности ее членов.
5. При производстве следственных действий необходимо широко применять технические средства для фиксации происходящего. Результаты оперативно-розыскной деятельности, отраженные с помощью технических средств (прослушивание телефонных переговоров и т. д.), необходимо в установленном порядке использовать в качестве доказательств. Информация, закрепленная на аудио- и видеоносителях, должна дублироваться на листах уголовного дела, а сами носители — признаваться вещественными доказательствами [7, с. 161].
«Эффективность всего комплекса мер, направленных против организованной преступности, во многом определяется уровнем информационного обеспечения, аналитической работы и правильности формулирования на этой основе стратегических и тактических направлений деятельности правоохранительных органов. Методы, практикуемые для сбора оперативной информации, законодательно регламентированы. Что касается управления базами данных, то применяемые для этого организационные формы дифференцируются в зависимости от своеобразия тех или иных государств, их политического и административного устройства» [7, с. 161].
Таким образом, «методика расследования организованной преступной деятельности базируется на следующих условиях:
— жесткое соблюдение следственной тайны;
— ограничение информации о лицах, участвующих в расследовании;
- содержание под стражей членов организованных преступных групп в строгой изоляции друг от друга;
- исключение постороннего воздействия на лиц, являющихся свидетелями и потерпевшими по этим делам;
- глубокое планирование и тактическая подготовка к проведению следственный: действий;
- полное и всестороннее исследование вопросов формирования преступных групп, их структуры, внутригрупповыгх и межгрупповых связей» [8, с. 30].
Исходя из этого, можно заключить, что «при расследовании преступлений, совершаемых организованной преступностью, важным условием успешности расследования является налаженное взаимодействие оперативно-розыгскных, следственных органов МВД, ФСБ, прокуратуры, специализирующихся на борьбе с организованной преступной деятельностью», а также с подразделениями криминальной милиции и таможенной службы [8, с. 30].
«При оперативной разработке преступных формирований, специализирующихся на похищении людей или захвате заложников, необходимо изучить механизм их организации (в том числе распределение ролей между членами группы, их функции, схема управления преступной группой), виды криминальной деятельности, связи с другими группами и сообществами, практику принятия и реализации решения о совершении преступлений, степень легализации с бизнесом и возможные коррумпированные связи» [8, с. 30].
«Необходимо также детализировать положения об освобождении от уголовной ответственности лиц, оказыгвавших конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в интересах их дальнейшей безопасности. При расследовании организованного преступного формирования необходимо в полном объеме использовать комплекс оперативно-розыгскных мероприятий, предусмотренных законом. В целях ее оптимизации необходимо на научном и законодательном уровне разработать типовые ситуации, в которых проводятся те или иные мероприятия, использовать системы автоматизированных учетов, а также полностью определить направления работы с гражданами на платной и безвозмездной основе, поскольку это сможет облегчить пресечение преступной деятельности» [8, с. 30].
В данной статье кратко представлен объемный и многозначительный комплекс проблем и вопросов, стоящих в процессе расследования подобных преступлений.
Существующие методы расследования различных видов преступлений, в т. ч. и захват заложников и похищения человека, лишь схематично и обзорно определяют круг вопросов о фактических обстоятельствах дела и личности подозреваемых, достаточных для того, чтобы обеспечить раскрытие преступления и решить вопрос о виновности или невиновности лиц.
Анализ практики уголовного расследования похищения людей и захвата заложников показыгвает, что раскрыть это преступление возможно лишь при умелом взаимодействии и приложении совместных усилий следственных, оперативно-розы1скных и криминалистических подразделений.
Библиографический список
1. Криминалистика / под. ред. Р. С. Белкина. М.: НОРМА, 2001. 990 с.
2. Расследование похищения человека: методическое пособие. М., 2000. 21 с.
3. Коммисаров В. Захват заложника: стремление к наживе или преступление от безысходности? // Законность. 1999. № 1. С. 17—23.
4. Дворкин А.И. Практическое пособие. М.: Юристь, 2001. 336 с.
5. Селиванов Н.А., Дворкин А.И. Расследование преступлений повышенной общественной опасности: методическое пособие для следователей. М., 1998. С. 139—162.
6. УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3.
7. Адельханян А.Р. Расследование похищения людей. М.:ПРЕСС, 2003. 320 с.
8. Алиев X. Р. Борьба с похищениями людей // Законность. 2000. № 3. 31 с.
References
1. Forensic science. R.S. Belkin (Ed.). M., NORMA, 2001, 990 p. [in Russian].
2. The investigation of the kidnapping. Guidance manual. M., 2000, 21 p. [in Russian].
3. Commisarov W. Hostage taking: greed or crime out of desperation? Zakonnost' [Legality], 1999, no. 1, pp. 17-23 [in Russian].
4. Dvorkin A.I. Practical guide. M., Iurist", 2001, 336 p. [in Russian].
5. Selivanov N. A. Dvorkin, A. I. Investigation of crimes increased public danger: manual for investigators. M., 1998, pp. 139-162 [in Russian].
6. The criminal code of the Russian Federation dated 13 June 1996, no. 63-FZ [in Russian].
7. Edelhagen A.R. Investigation of the kidnapping. M., PRESS, 2003, 320 p. [in Russian].
8. Aliev Kh. R. Combating kidnapping. Zakonnost [Legality], 2000, no. 3, 31 p. [in Russian].
A.A. Nurullin*
SOME ASPECTS OF CRIMINAL INVESTIGATION OF KIDNAPPING AND FALSE IMPRISONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article provides an overview of materials relating to the freedom of man and his abduction. Voluminous and meaningful set of problems and issues facing in the investigation of such crimes is briefly presented. it is pointed out that to solve this crime is only possible with the skillful interaction of investigative, special investigative techniques and investigative and forensic subdivisions.
Key words: abduction, false imprisonment; statistics; method of investigation.
* Nurullin Aidar Anasovich ([email protected]), Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, 420008, Russian Federation.