УДК 947:336(430):621.01(470)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ГЕРМАНСКИХ КАПИТАЛОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
© 2010 М.А. Капаев
Мордовский государственный университет, г. Саранск
Поступила в редакцию 13.05.2009
Данная статья посвящена некоторым аспектам участия немецкого капитала в машиностроительной отрасли в Российской империи. В начале XX века начинается новый этап развития машиностроения, что объясняется наступлением второго этапа индустриализации. Учреждение и развитие германских машиностроительных заводов имело место главным образом в конце XIX - нач. XX века. Вместе с тем и до этого в России существовали единоличные германские механические и машиностроительные заводы, обороты которых были, однако, незначительны. В 90-х годах XIX века эти единоличные предприятия в целях дальнейшего развития и расширения производства стали принимать акционерную форму. В преобразовании этих предприятий деятельное участие принимали германские финансовые и богатые промышленные фирмы. Одновременно с этим строились новые германские машиностроительные заводы в новых промышленных районах России или в тех старых районах, где промышленность сделала крупные шаги вперёд.
Ключевые слова: машиностроение, акционерное общество, капитал, фабрика, завод, предприятие, промышленность, германские инвестиции.
В начале XX в. германские капиталы находились на почетном третьем месте среди иностранных вложений в промышленности России после капиталов Великобритании и Франции. К 1913 г. капиталовложения составляли 378 108,7 тыс. руб., из них 90 988,7 тыс. руб. допускалось к операциям в России, а 287 180,0 тыс. руб. участвовало в русских акционерных компаниях.1 Из этого видно, что германский капитал вкладывался на 3/4 в акции российских обществ и лишь на 1/4 - в создание собственных компаний. Однако в книге П.В.Оля "Иностранные капиталы в России" указывается, что к 1917 г. немецкий капитал возрос до 441 593,2 тыс. руб., что является достаточно странным, так как после 1914 г. германский капитал стал неуклонно снижаться в России из-за начала Первой мировой войны. Здесь возникает сложность у исследователей в определении достоверности цифр. Однако приводимые П.В. Олем цифры используются всеми без исключения авторами, пишущими по экономической истории русского капитализма.
В то же время данные П.В.Оля систематически подвергаются критике. Наиболее развернуто дана критика в статье "Некоторые спорные вопросы истории финансового капитала в России" и в книге "Русские коммерческие банки". Как отмечает И.Ф.Гиндин, П.В.Оль не объясняет, на основании каких данных он определяет размеры
Капаев Максим Александрович, аспирант кафедры экономической истории и информационных технологий. E-mail: [email protected]
участия иностранного капитала в том или ином акционерном обществе, что нередко затрудняет работу с его таблицами и приводит к ошибкам в определении такого участия.2 Цифры П.В.Оля, безусловно, являются скорее экспертной оценкой, чем точной статистикой. Однако его работа по иностранным капиталам является все же капитальным трудом, и германские капиталы здесь рассмотрены достаточно широко.
Вместе с тем дискуссия об империализме расколола советских историков на 2 лагеря - "на-ционализаторов" (Е.Л. Грановский, И.Ф. Гиндин) и "денационализаторов" (Н.Н. Ванаг, С.Л. Ронин, П.И. Лященко, Л. Ляндау) по вопросу об изменении доли иностранного и отечественного капитала в народном хозяйстве довоенной России, а отсюда и о самостоятельности России как суверенного государства. Победили последние, и Россия стала считаться "полуколонией империалистических держав".
Следует заметить, что во многом неправильные выводы, к которым пришли советские исследователи роли иностранного капитала в развитии промышленности России, во многом объясняются не только идеологическим детерминизмом советской историографии 30-х - начала 50-х гг., но и слабой источниковой базой большинства работ, основу которых составляла периодическая печать с оценочными суждениями ее авторов, а архивные материалы использовались явно недостаточно.
Что касается специально немецких капиталов, то здесь, по подсчетам А.Н. Зака, картина была такова (табл. 1)3 :
Таблица 1. Специализация германских капиталов в российской промышленности начала XX в.
Отрасли производства Капиталы немецких АО, работающих в России
Сумма всего капитала Сумма капитала, работающего в России
Газ и электричество Городские производства 35 674 100 2 942 700
Уличные дороги 11 575 000 200 000
Другие производства 231 500 231 500
Обработка неметаллических продуктов 9 263 500 9 263 500
Железная руда 20 363 400 5 253 200
Горное дело (кроме железа) 694 500 694 500
Машины 1 893 700 567 700
Металлургия 5 393 900 1 950 000
Химическая промышленность 27 516 600 3 265 700
Транспорт, комиссионные и ссудное дело 463 000 50 000
Обработка дерева 4 500 000 100 000
Агентурно-комиссионное дело 403 000 277 800
Таким образом, почти во всех главных отраслях промышленности России есть в большей или в меньшей степени германские капиталы, которые преобладали, однако, в предприятиях металлургических, электротехнических, химических и по газовому и электрическому освещению.
Германские капиталы в отличие от английских и французских капиталов, распределялись гораздо более равномерно по отдельным отраслям промышленности. Наибольшая сумма германских капиталов, по расчетам В.П. Оля, вложенных в промышленные предприятия в России к 1917 г. и достигших в общей сложности 441,5 млн. руб., приходилась на предприятия по обработке металлов и машиностроения, а именно 87,2 млн. руб., или 19,8% от суммы всех германских капиталов, вложенных в предприятия Российской империи.4
Значительный объем, а также целеустремленность германского капитала позволили ему завоевать важные позиции в производстве средств производства.
Прежде всего германский капитал играл важную роль в инвестировании и создании базовой по тем временам металлургической промышленности в России, предприятий по обработке металлов и машиностроения. "Основание и развитие германских машиностроительных заводов имели место, главным образом, в 90-х годах XIX столетия", писал в 1915 г. В.С. Зив.5 Вместе с тем в России и раньше существовали единоличные германские машиностроительные и механические предприятия, обороты которых были незначительны.
На первоначальном этапе развития машиностроения в России применялся технический и организаторский опыт специалистов из Западной Европы. В географическом плане это развитие касалось Санкт-Петербурга и Центра (преж-
де всего Москвы и Нижнего Новгорода). Перспективы развития отрасли находились в тесной взаимосвязи с преобразованиями в транспорте и аграрном секторе. Существенным препятствием было отсутствие железнодорожного строительства до 70-х гг. XIX в., которое не было широкомасштабным, а крепостное хозяйство и впоследствии его пережитки препятствовали созданию условий для внедрения новой технологии обработки земли с использованием земледельческих орудий и машин.6
Значительное влияние немцев на русскую машиностроительную промышленность не поддается точному учёту. Было много машиностроительных заводов, которые, по разным признакам обыкновенно причислялись к русским, бельгийским или французским, на деле оказывались немецкими, так как там руководителями и крупными акционерами выступали немцы. Этот факт объяснялся тем, что при образовании французских или бельгийских предприятий нередко посредниками являлись немцы, которые были более знакомы с условиями русского рынка, чем всякие другие иностранцы. Впоследствии посредники-немцы оказывались во главе таких предприятий.
Вместе с тем такие предприятия нельзя причислять к чисто германским, так как немцы, играющие большую роль в этих предприятиях, оставались в России и капиталы их не попадали в Германию. К германским предприятиям можно причислять только такие, которые финансировались германскими банками или другими финансовыми и промышленными организациями и чистая прибыль которых в значительной степени уходила в Германию.
Учреждение и развитие германских машиностроительных заводов имели место главным об-
разом в конце XIX века. Вместе с тем и до этого в России существовали единоличные германские механические и машиностроительные заводы, обороты которых были, однако, незначительны.
В 90-х годах XIX века эти единоличные предприятия в целях дальнейшего развития и расширения производства стали принимать акционерную форму. В преобразовании этих предприятий деятельное участие принимали германские финансовые и богатые промышленные фирмы. Одновременно с этим строились новые германские машиностроительные заводы в новых промышленных районах России или в тех старых районах, где промышленность сделала крупные шаги вперёд.
Одним из ярких представителей германского капитала в машиностроении России являлась компания "Акционерное общество для постройки экономических путей сообщения и механических приспособлений "Артур Коппель" ". Свою официальную деятельность данное предприятие начало с 11 августа 1897 года после утверждения русским правительством его устава.
При организации это акционерное общество ставило своей задачей постройку и эксплуатацию экономических подъездных широко- и узкоколейных, подвесных, воздушно-канатных и электрических железнодорожных путей сообщения частного пользования с паровым и электрическим двигателями и конных железных дорог, а также производство и сбыт различных механических приспособлений и принадлежностей как для железных и конно-железных дорог, так и для пароходных сообщений.
Кроме того, "Акционерное общество "Артур Коппель" " имело технические конторы с целью изготовления всевозможных проектов, планов и чертежей для технических и промышленных предприятий и работ по выполнению последних. В 1900-х годах Акционерное общество занималось постройкой железных конструкций, водоопреснителей, механических откаток, подъемников и подъемных приспособлений, а также машин для добывания торфа.
Капитал данного предприятия возрастал: так, если в 1897 году на момент основания общества он равнялся 750 тыс. руб., то к 1912 году он уже составлял 2 млн. 385 тыс. руб. Прибыль увеличилась за это время в семь раз - с 50400 до 352860 руб. Вместе с капиталом увеличивалось и количество акций: если к 1903 г. общество имело 8800 акций по 187 руб. 50 коп. за акцию, то к 1912 г. количество акций возросло до 12720 по той же стоимости за акцию7. Чтобы иметь один голос, нужно было быть владельцем 40 акций.
Недвижимая собственность "Акционерного общества "Артур Коппель" " в России выражалась в следующем:
1. Механический и вагоностроительный завод в городе Санкт-Петербурге за Московской заставой по Московскому шоссе №5 (основан в 1897 г.); при заводе имелись: участок земли и соединительная железно-дорожная ветвь. На данном предприятии в 1911 году работало 550 человек.
2. В 1899 г. "Акционерное общество" основало опреснитель в г. Баку с годовой производительностью 24 тыс. ведер с количеством рабочих 50 человек, 15 двигателями мощностью в 74 лошадиных сил. Расширяя свою деятельность, Общество в 1902 г. по договору с Бакинской городской управой сняло в концессию водоснабжение города Баку со всеми необходимыми сооружениями (срок действия договора оговаривался на 9 лет).
3. Оптовая торговля железнодорожными материалами в городе Москве и оптово-розничная продажа железных, скобяных и механических приспособлений в городе Владивостоке.
4. Собственный дом в городе Москве (по переулку Сивцев Вражек); в городе Владивостоке различные постройки и склады.8
Заказчиками у этого Общества выступали Министерство путей сообщения, Военное министерство и Главное инженерное управление при Военном министерстве, а также и отдельные частные предприниматели.
Сырье, полуфабрикаты и отдельные части, необходимые для производства, "Обществу" поставлялись: Южно-Русским Днепропетровским металлургическим обществом, Верхнее-Волжс-ким обществом железнодорожных материалов в городе Твери, Балтийским судостроительным и механическим заводом и другими заводами.
Правление "общества" находилось в Санкт-Петербурге (Невский проспект, дом 1), при нем была Главная Техническая контора. Общество имело отделения и технические конторы в городах - Москве, Варшаве, Одессе, Владивостоке, Гельсингфорсе, Риге и Харькове. "Акционерное общество "Артур Коппель"" являлось также филиальным отделением германского общества "Orensteine Koppel Arthur Koppel", которое контролировало, одноименные самостоятельные общества в Голландии, Австрии и Испании.9
Всего же число предприятий, где участвовали германские капиталы, достигало пятнадцати. Из них только три предприятия действовали на основе германских уставов, а именно:
1. "Машиностроительное акционерное общество прежде братьев Клейн" с капиталом 923 тыс. руб. (Правление в Дальбрухе (Германия), агентство в Риге);
2. Акционерное общество моторов "Даймлер" с капиталом 500 тыс. руб.;
3. Акционерное общество заводов двигателей "Отто Дейтц" с капиталом 1,2 млн. руб.
Все эти предприятия действовали в качестве филиальных отделений германских предприятий. Все остальные предприятия действовали на основании русских уставов. Назовем наиболее крупные предприятия, где участие германских капиталов было наиболее максимально. Это:
1. Русское общество машиностроительного завода бр. Кертинг (Правление в Москве);
2. Вышеназванное Акционерное общество "Артур Коппель" (Правление в Санкт-Петербурге);
3. Общество Рижского чугунолитейного и машиностроительного завода, бывшее Фельзер и Ко (Правление и заводы в Риге);
4. Общество котельных и механических заводов "В. Фицнер и К.Гампер";
5. Русское акционерное общество Соединенных машиностроительных заводов в Петрограде, бывшее Г.А. Лесснер.
Общество Рижского чугуноплавильного и машиностроительного завода, бывшего Фельзер и Ко, было основано в 1897 г. с капиталом 1,6 млн. руб. Общество владело чугуноплавильными и машиностроительными заводами в Риге и имело представителей во всех главных торгово-промышленных центрах России. Производились двигатели Дизеля, паровые машины и котлы, машинные изделия, машины для пивоваренных, винокуренных, маслобойных заводов, холодильные машины и др.
Акционерное общество котельных и механических заводов "Фицнер и К. Гампер" владело заводом в г. Сосновицах, который состоял из котельного, трубопрокатного, аппаратного и др. отделов. Кроме того, общество владело Домбров-ским заводом в г. Домброве, со специальным производством арматуры и котельной гарнитуры, имело представительство в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Риге, Варшаве, Лодзи, Баку и Вильно.10
На заводе Лесснера делали паровые машины и котлы, водотурбинные котлы, гидравлические ковальные машины, насосы, прессы. Завод, приспосабливаясь к запросам времени, менял виды продукции. Здесь в 1904-1909 гг. были изготовлены первые отечественные автомобили тринадцати разновидностей: легковые, почтовые, пожарные, грузовые.
Завод существовал с 1852 г. и занимался производством насосов, станков, паровых молотов. Это было крупное и широко известное в стране предприятие. В 1902 г. завод заключил контракт с фирмой "Даймлер", согласно которому акционерное общество Г.А. Лесснера получало исключительное право на выпуск в России автомобилей этой марки. Среди машин, производимых на
заводе, были и пожарные, первая из которых была получена 7 июля 1904 г. под торговой маркой "Лесснер" Александро-Невской частью. Её двигатель и трансмиссия были изготовлены на заводе "Лесснер" в Петербурге, а ходовая часть была доставлена из Берлина с завода "Мариен-фельде" (филиал фирмы "Даймлер"). До 1906 г. фирма "Лесснер" не строила ходовую часть автомобилей, а получала ее по кооперации из Германии. Автомобиль вез команду из 14 чел. и развивал скорость до 25 верст/ч.
В 1906 г. Г.А. Лесснер выполнил престижный заказ: изготовил представительский автомобиль для председателя Совета министров России графа С.Витте. Таким образом, можно сказать, что именно Петербург - родина отечественного автомобилестроения. Сотрудничество завода с Военно-морским флотом страны началось в 1877 г. Завод изготавливал донные мины и проворот-ные краны для их спуска. В 1883 г. на заводе Лесснера были изготовлены первые самодвижущиеся мины (так назывались торпеды). За образец русским Морским ведомством были взяты английские мины системы Уайтхеда. В ходе изготовления модернизировались конструкция торпед и технология их производства.
Ко времени русско-японской и Первой мировой войн завод Лесснера стал одним из главных производителей торпед в стране. На предприятии была построена полуподводная лодка "Кета" конструкции С. Джевецкого - один из первых прототипов современных подводных судов. Высокое качество продукции предприятия было удостоено престижных российских и международных наград, в том числе особого права изображать на изделиях и рекламных проспектах государственный герб.
Эти предприятия имели общий капитал - 31,15 млн. руб. При этом участие германских капиталов оценивалось в 10 млн. руб. (1/3). Это объясняется тем, что кроме германских капиталов участвовали еще бельгийские и австрийские капиталы.
Несмотря на то, что сумма участия германских капиталов в предприятиях по обработке металлов и машиностроения достигала весьма значительных размеров (свыше 87 млн. руб.), германские капиталы не ограничивались какой-либо одной отраслью производства, а распространялись по всем отраслям, за исключением электротехнической и электромеханической промышленности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР М.: Международные отношения, 1990. С.20.
2 Дякин В.С. Германские капиталы в России. Электроиндустрия и электрический транспорт. Л.: Наука, 1971. С.9.
3 Зак А.Н. Немцы и немецкие капиталы в русской про-
мышленности. СПб.: Тип. Гинзбурга Л.Я., 1914. С.10.
4 Оль П.В. Иностранные капиталы в России. Петроград, 1922. С.71.
5 Зив В.С. Иностранные капиталы в русских акционерных предприятиях. Вып. 1. Германские капиталы. Петроград, 1915. С.50.
6 Щербаков И.В. Германские инвестиции и предприниматели в промышленности Юга России (70-е гг. XIX в.-
1914 г.): Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов-на-Дону, 2002. С.92.
7 ГАРФ. Ф. Р-5325. Оп. 4. Д. 54. Л. 1.
8 ГАРФ. Ф. Р-5325. Оп. 4. Д. 54. Л. 2.
9 Зив В.С. Иностранные капиталы в русских акционерных предприятиях. Вып. 1. Германские капиталы. Петроград, 1915. С.51.
10 Там же. С.54.
SOME ASPECTS OF THE PARTICIPATION OF THE GERMAN CAPITAL IN THE RUSSIAN MACHINE-BUILDING INDUSTRY IN THE EARLY XX CENTURY
© 2010 M.A. Kapaev Mordovian State University, Saransk
This article deals with some aspects of the German capital participation in the machine- building industry of the Russian Empire. Early XX century became a new stage of the development of the mechanical engineering as the second stage of industrialization began. Establishment and development of the German machine-building factories took place mainly in the late XIX - early XX centuries. There were few German machine-building factories in the preceding period; however, their turnover was insignificant. In 18 90s those individual enterprises began to transform into joint-stock companies in order to develop and expand the production. Prosperous German financial and industrial companies played an active role in this reorganization. At the same time new German machine- building factories were built in the new industrial areas of Russia as well as in those old areas, where industry had made great progress. Key word: machine building, joint-stock company, capital, factory, enterprise, industry, German capitals.
Maxim Kapaev, Graduate Student, Department of Economical History and Information Technologies. E-mail: [email protected]