Научная статья на тему 'Некоторые аспекты участия германских капиталов в промышленности российской империи в начале XX века на примере машиностроительной отрасли'

Некоторые аспекты участия германских капиталов в промышленности российской империи в начале XX века на примере машиностроительной отрасли Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
360
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / КАПИТАЛ / ФАБРИКА / ЗАВОД / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГЕРМАНСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ / MACHINE BUILDING / JOINT STOCK COMPANY / CAPITAL / FACTORY / ENTERPRISE / INDUSTRY / GERMAN CAPITALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Капаев М. А.

Данная статья посвящена некоторым аспектам участия немецкого капитала в машиностроительной отрасли в Российской империи. В начале XX века начинается новый этап развития машиностроения, что объясняется наступлением второго этапа индустриализации. Учреждение и развитие германских машиностроительных заводов имело место главным образом в конце XIX нач. XX века. Вместе с тем и до этого в России существовали единоличные германские механические и машиностроительные заводы, обороты которых были, однако, незначительны. В 90-х годах XIX века эти единоличные предприятия в целях дальнейшего развития и расширения производства стали принимать акционерную форму. В преобразовании этих предприятий деятельное участие принимали германские финансовые и богатые промышленные фирмы. Одновременно с этим строились новые германские машиностроительные заводы в новых промышленных районах России или в тех старых районах, где промышленность сделала крупные шаги вперёд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE PARTICIPATION OF THE GERMAN CAPITAL IN THE RUSSIAN MACHINE BUILDING INDUSTRY IN THE EARLY XX CENTURY

This article deals with some aspects of the German capital participation in the machine building industry of the Russian Empire. Early XX century became a new stage of the development of the mechanical engineering as the second stage of industrialization began. Establishment and development of the German machine building factories took place mainly in the late XIX early XX centuries. There were few German machine building factories in the preceding period; however, their turnover was insignificant. In 18 90s those individual enterprises began to transform into joint stock companies in order to develop and expand the production. Prosperous German financial and industrial companies played an active role in this reorganization. At the same time new German machine building factories were built in the new industrial areas of Russia as well as in those old areas, where industry had made great progress.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты участия германских капиталов в промышленности российской империи в начале XX века на примере машиностроительной отрасли»

УДК 947:336(430):621.01(470)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ГЕРМАНСКИХ КАПИТАЛОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

© 2010 М.А. Капаев

Мордовский государственный университет, г. Саранск

Поступила в редакцию 13.05.2009

Данная статья посвящена некоторым аспектам участия немецкого капитала в машиностроительной отрасли в Российской империи. В начале XX века начинается новый этап развития машиностроения, что объясняется наступлением второго этапа индустриализации. Учреждение и развитие германских машиностроительных заводов имело место главным образом в конце XIX - нач. XX века. Вместе с тем и до этого в России существовали единоличные германские механические и машиностроительные заводы, обороты которых были, однако, незначительны. В 90-х годах XIX века эти единоличные предприятия в целях дальнейшего развития и расширения производства стали принимать акционерную форму. В преобразовании этих предприятий деятельное участие принимали германские финансовые и богатые промышленные фирмы. Одновременно с этим строились новые германские машиностроительные заводы в новых промышленных районах России или в тех старых районах, где промышленность сделала крупные шаги вперёд.

Ключевые слова: машиностроение, акционерное общество, капитал, фабрика, завод, предприятие, промышленность, германские инвестиции.

В начале XX в. германские капиталы находились на почетном третьем месте среди иностранных вложений в промышленности России после капиталов Великобритании и Франции. К 1913 г. капиталовложения составляли 378 108,7 тыс. руб., из них 90 988,7 тыс. руб. допускалось к операциям в России, а 287 180,0 тыс. руб. участвовало в русских акционерных компаниях.1 Из этого видно, что германский капитал вкладывался на 3/4 в акции российских обществ и лишь на 1/4 - в создание собственных компаний. Однако в книге П.В.Оля "Иностранные капиталы в России" указывается, что к 1917 г. немецкий капитал возрос до 441 593,2 тыс. руб., что является достаточно странным, так как после 1914 г. германский капитал стал неуклонно снижаться в России из-за начала Первой мировой войны. Здесь возникает сложность у исследователей в определении достоверности цифр. Однако приводимые П.В. Олем цифры используются всеми без исключения авторами, пишущими по экономической истории русского капитализма.

В то же время данные П.В.Оля систематически подвергаются критике. Наиболее развернуто дана критика в статье "Некоторые спорные вопросы истории финансового капитала в России" и в книге "Русские коммерческие банки". Как отмечает И.Ф.Гиндин, П.В.Оль не объясняет, на основании каких данных он определяет размеры

Капаев Максим Александрович, аспирант кафедры экономической истории и информационных технологий. E-mail: [email protected]

участия иностранного капитала в том или ином акционерном обществе, что нередко затрудняет работу с его таблицами и приводит к ошибкам в определении такого участия.2 Цифры П.В.Оля, безусловно, являются скорее экспертной оценкой, чем точной статистикой. Однако его работа по иностранным капиталам является все же капитальным трудом, и германские капиталы здесь рассмотрены достаточно широко.

Вместе с тем дискуссия об империализме расколола советских историков на 2 лагеря - "на-ционализаторов" (Е.Л. Грановский, И.Ф. Гиндин) и "денационализаторов" (Н.Н. Ванаг, С.Л. Ронин, П.И. Лященко, Л. Ляндау) по вопросу об изменении доли иностранного и отечественного капитала в народном хозяйстве довоенной России, а отсюда и о самостоятельности России как суверенного государства. Победили последние, и Россия стала считаться "полуколонией империалистических держав".

Следует заметить, что во многом неправильные выводы, к которым пришли советские исследователи роли иностранного капитала в развитии промышленности России, во многом объясняются не только идеологическим детерминизмом советской историографии 30-х - начала 50-х гг., но и слабой источниковой базой большинства работ, основу которых составляла периодическая печать с оценочными суждениями ее авторов, а архивные материалы использовались явно недостаточно.

Что касается специально немецких капиталов, то здесь, по подсчетам А.Н. Зака, картина была такова (табл. 1)3 :

Таблица 1. Специализация германских капиталов в российской промышленности начала XX в.

Отрасли производства Капиталы немецких АО, работающих в России

Сумма всего капитала Сумма капитала, работающего в России

Газ и электричество Городские производства 35 674 100 2 942 700

Уличные дороги 11 575 000 200 000

Другие производства 231 500 231 500

Обработка неметаллических продуктов 9 263 500 9 263 500

Железная руда 20 363 400 5 253 200

Горное дело (кроме железа) 694 500 694 500

Машины 1 893 700 567 700

Металлургия 5 393 900 1 950 000

Химическая промышленность 27 516 600 3 265 700

Транспорт, комиссионные и ссудное дело 463 000 50 000

Обработка дерева 4 500 000 100 000

Агентурно-комиссионное дело 403 000 277 800

Таким образом, почти во всех главных отраслях промышленности России есть в большей или в меньшей степени германские капиталы, которые преобладали, однако, в предприятиях металлургических, электротехнических, химических и по газовому и электрическому освещению.

Германские капиталы в отличие от английских и французских капиталов, распределялись гораздо более равномерно по отдельным отраслям промышленности. Наибольшая сумма германских капиталов, по расчетам В.П. Оля, вложенных в промышленные предприятия в России к 1917 г. и достигших в общей сложности 441,5 млн. руб., приходилась на предприятия по обработке металлов и машиностроения, а именно 87,2 млн. руб., или 19,8% от суммы всех германских капиталов, вложенных в предприятия Российской империи.4

Значительный объем, а также целеустремленность германского капитала позволили ему завоевать важные позиции в производстве средств производства.

Прежде всего германский капитал играл важную роль в инвестировании и создании базовой по тем временам металлургической промышленности в России, предприятий по обработке металлов и машиностроения. "Основание и развитие германских машиностроительных заводов имели место, главным образом, в 90-х годах XIX столетия", писал в 1915 г. В.С. Зив.5 Вместе с тем в России и раньше существовали единоличные германские машиностроительные и механические предприятия, обороты которых были незначительны.

На первоначальном этапе развития машиностроения в России применялся технический и организаторский опыт специалистов из Западной Европы. В географическом плане это развитие касалось Санкт-Петербурга и Центра (преж-

де всего Москвы и Нижнего Новгорода). Перспективы развития отрасли находились в тесной взаимосвязи с преобразованиями в транспорте и аграрном секторе. Существенным препятствием было отсутствие железнодорожного строительства до 70-х гг. XIX в., которое не было широкомасштабным, а крепостное хозяйство и впоследствии его пережитки препятствовали созданию условий для внедрения новой технологии обработки земли с использованием земледельческих орудий и машин.6

Значительное влияние немцев на русскую машиностроительную промышленность не поддается точному учёту. Было много машиностроительных заводов, которые, по разным признакам обыкновенно причислялись к русским, бельгийским или французским, на деле оказывались немецкими, так как там руководителями и крупными акционерами выступали немцы. Этот факт объяснялся тем, что при образовании французских или бельгийских предприятий нередко посредниками являлись немцы, которые были более знакомы с условиями русского рынка, чем всякие другие иностранцы. Впоследствии посредники-немцы оказывались во главе таких предприятий.

Вместе с тем такие предприятия нельзя причислять к чисто германским, так как немцы, играющие большую роль в этих предприятиях, оставались в России и капиталы их не попадали в Германию. К германским предприятиям можно причислять только такие, которые финансировались германскими банками или другими финансовыми и промышленными организациями и чистая прибыль которых в значительной степени уходила в Германию.

Учреждение и развитие германских машиностроительных заводов имели место главным об-

разом в конце XIX века. Вместе с тем и до этого в России существовали единоличные германские механические и машиностроительные заводы, обороты которых были, однако, незначительны.

В 90-х годах XIX века эти единоличные предприятия в целях дальнейшего развития и расширения производства стали принимать акционерную форму. В преобразовании этих предприятий деятельное участие принимали германские финансовые и богатые промышленные фирмы. Одновременно с этим строились новые германские машиностроительные заводы в новых промышленных районах России или в тех старых районах, где промышленность сделала крупные шаги вперёд.

Одним из ярких представителей германского капитала в машиностроении России являлась компания "Акционерное общество для постройки экономических путей сообщения и механических приспособлений "Артур Коппель" ". Свою официальную деятельность данное предприятие начало с 11 августа 1897 года после утверждения русским правительством его устава.

При организации это акционерное общество ставило своей задачей постройку и эксплуатацию экономических подъездных широко- и узкоколейных, подвесных, воздушно-канатных и электрических железнодорожных путей сообщения частного пользования с паровым и электрическим двигателями и конных железных дорог, а также производство и сбыт различных механических приспособлений и принадлежностей как для железных и конно-железных дорог, так и для пароходных сообщений.

Кроме того, "Акционерное общество "Артур Коппель" " имело технические конторы с целью изготовления всевозможных проектов, планов и чертежей для технических и промышленных предприятий и работ по выполнению последних. В 1900-х годах Акционерное общество занималось постройкой железных конструкций, водоопреснителей, механических откаток, подъемников и подъемных приспособлений, а также машин для добывания торфа.

Капитал данного предприятия возрастал: так, если в 1897 году на момент основания общества он равнялся 750 тыс. руб., то к 1912 году он уже составлял 2 млн. 385 тыс. руб. Прибыль увеличилась за это время в семь раз - с 50400 до 352860 руб. Вместе с капиталом увеличивалось и количество акций: если к 1903 г. общество имело 8800 акций по 187 руб. 50 коп. за акцию, то к 1912 г. количество акций возросло до 12720 по той же стоимости за акцию7. Чтобы иметь один голос, нужно было быть владельцем 40 акций.

Недвижимая собственность "Акционерного общества "Артур Коппель" " в России выражалась в следующем:

1. Механический и вагоностроительный завод в городе Санкт-Петербурге за Московской заставой по Московскому шоссе №5 (основан в 1897 г.); при заводе имелись: участок земли и соединительная железно-дорожная ветвь. На данном предприятии в 1911 году работало 550 человек.

2. В 1899 г. "Акционерное общество" основало опреснитель в г. Баку с годовой производительностью 24 тыс. ведер с количеством рабочих 50 человек, 15 двигателями мощностью в 74 лошадиных сил. Расширяя свою деятельность, Общество в 1902 г. по договору с Бакинской городской управой сняло в концессию водоснабжение города Баку со всеми необходимыми сооружениями (срок действия договора оговаривался на 9 лет).

3. Оптовая торговля железнодорожными материалами в городе Москве и оптово-розничная продажа железных, скобяных и механических приспособлений в городе Владивостоке.

4. Собственный дом в городе Москве (по переулку Сивцев Вражек); в городе Владивостоке различные постройки и склады.8

Заказчиками у этого Общества выступали Министерство путей сообщения, Военное министерство и Главное инженерное управление при Военном министерстве, а также и отдельные частные предприниматели.

Сырье, полуфабрикаты и отдельные части, необходимые для производства, "Обществу" поставлялись: Южно-Русским Днепропетровским металлургическим обществом, Верхнее-Волжс-ким обществом железнодорожных материалов в городе Твери, Балтийским судостроительным и механическим заводом и другими заводами.

Правление "общества" находилось в Санкт-Петербурге (Невский проспект, дом 1), при нем была Главная Техническая контора. Общество имело отделения и технические конторы в городах - Москве, Варшаве, Одессе, Владивостоке, Гельсингфорсе, Риге и Харькове. "Акционерное общество "Артур Коппель"" являлось также филиальным отделением германского общества "Orensteine Koppel Arthur Koppel", которое контролировало, одноименные самостоятельные общества в Голландии, Австрии и Испании.9

Всего же число предприятий, где участвовали германские капиталы, достигало пятнадцати. Из них только три предприятия действовали на основе германских уставов, а именно:

1. "Машиностроительное акционерное общество прежде братьев Клейн" с капиталом 923 тыс. руб. (Правление в Дальбрухе (Германия), агентство в Риге);

2. Акционерное общество моторов "Даймлер" с капиталом 500 тыс. руб.;

3. Акционерное общество заводов двигателей "Отто Дейтц" с капиталом 1,2 млн. руб.

Все эти предприятия действовали в качестве филиальных отделений германских предприятий. Все остальные предприятия действовали на основании русских уставов. Назовем наиболее крупные предприятия, где участие германских капиталов было наиболее максимально. Это:

1. Русское общество машиностроительного завода бр. Кертинг (Правление в Москве);

2. Вышеназванное Акционерное общество "Артур Коппель" (Правление в Санкт-Петербурге);

3. Общество Рижского чугунолитейного и машиностроительного завода, бывшее Фельзер и Ко (Правление и заводы в Риге);

4. Общество котельных и механических заводов "В. Фицнер и К.Гампер";

5. Русское акционерное общество Соединенных машиностроительных заводов в Петрограде, бывшее Г.А. Лесснер.

Общество Рижского чугуноплавильного и машиностроительного завода, бывшего Фельзер и Ко, было основано в 1897 г. с капиталом 1,6 млн. руб. Общество владело чугуноплавильными и машиностроительными заводами в Риге и имело представителей во всех главных торгово-промышленных центрах России. Производились двигатели Дизеля, паровые машины и котлы, машинные изделия, машины для пивоваренных, винокуренных, маслобойных заводов, холодильные машины и др.

Акционерное общество котельных и механических заводов "Фицнер и К. Гампер" владело заводом в г. Сосновицах, который состоял из котельного, трубопрокатного, аппаратного и др. отделов. Кроме того, общество владело Домбров-ским заводом в г. Домброве, со специальным производством арматуры и котельной гарнитуры, имело представительство в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Риге, Варшаве, Лодзи, Баку и Вильно.10

На заводе Лесснера делали паровые машины и котлы, водотурбинные котлы, гидравлические ковальные машины, насосы, прессы. Завод, приспосабливаясь к запросам времени, менял виды продукции. Здесь в 1904-1909 гг. были изготовлены первые отечественные автомобили тринадцати разновидностей: легковые, почтовые, пожарные, грузовые.

Завод существовал с 1852 г. и занимался производством насосов, станков, паровых молотов. Это было крупное и широко известное в стране предприятие. В 1902 г. завод заключил контракт с фирмой "Даймлер", согласно которому акционерное общество Г.А. Лесснера получало исключительное право на выпуск в России автомобилей этой марки. Среди машин, производимых на

заводе, были и пожарные, первая из которых была получена 7 июля 1904 г. под торговой маркой "Лесснер" Александро-Невской частью. Её двигатель и трансмиссия были изготовлены на заводе "Лесснер" в Петербурге, а ходовая часть была доставлена из Берлина с завода "Мариен-фельде" (филиал фирмы "Даймлер"). До 1906 г. фирма "Лесснер" не строила ходовую часть автомобилей, а получала ее по кооперации из Германии. Автомобиль вез команду из 14 чел. и развивал скорость до 25 верст/ч.

В 1906 г. Г.А. Лесснер выполнил престижный заказ: изготовил представительский автомобиль для председателя Совета министров России графа С.Витте. Таким образом, можно сказать, что именно Петербург - родина отечественного автомобилестроения. Сотрудничество завода с Военно-морским флотом страны началось в 1877 г. Завод изготавливал донные мины и проворот-ные краны для их спуска. В 1883 г. на заводе Лесснера были изготовлены первые самодвижущиеся мины (так назывались торпеды). За образец русским Морским ведомством были взяты английские мины системы Уайтхеда. В ходе изготовления модернизировались конструкция торпед и технология их производства.

Ко времени русско-японской и Первой мировой войн завод Лесснера стал одним из главных производителей торпед в стране. На предприятии была построена полуподводная лодка "Кета" конструкции С. Джевецкого - один из первых прототипов современных подводных судов. Высокое качество продукции предприятия было удостоено престижных российских и международных наград, в том числе особого права изображать на изделиях и рекламных проспектах государственный герб.

Эти предприятия имели общий капитал - 31,15 млн. руб. При этом участие германских капиталов оценивалось в 10 млн. руб. (1/3). Это объясняется тем, что кроме германских капиталов участвовали еще бельгийские и австрийские капиталы.

Несмотря на то, что сумма участия германских капиталов в предприятиях по обработке металлов и машиностроения достигала весьма значительных размеров (свыше 87 млн. руб.), германские капиталы не ограничивались какой-либо одной отраслью производства, а распространялись по всем отраслям, за исключением электротехнической и электромеханической промышленности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР М.: Международные отношения, 1990. С.20.

2 Дякин В.С. Германские капиталы в России. Электроиндустрия и электрический транспорт. Л.: Наука, 1971. С.9.

3 Зак А.Н. Немцы и немецкие капиталы в русской про-

мышленности. СПб.: Тип. Гинзбурга Л.Я., 1914. С.10.

4 Оль П.В. Иностранные капиталы в России. Петроград, 1922. С.71.

5 Зив В.С. Иностранные капиталы в русских акционерных предприятиях. Вып. 1. Германские капиталы. Петроград, 1915. С.50.

6 Щербаков И.В. Германские инвестиции и предприниматели в промышленности Юга России (70-е гг. XIX в.-

1914 г.): Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов-на-Дону, 2002. С.92.

7 ГАРФ. Ф. Р-5325. Оп. 4. Д. 54. Л. 1.

8 ГАРФ. Ф. Р-5325. Оп. 4. Д. 54. Л. 2.

9 Зив В.С. Иностранные капиталы в русских акционерных предприятиях. Вып. 1. Германские капиталы. Петроград, 1915. С.51.

10 Там же. С.54.

SOME ASPECTS OF THE PARTICIPATION OF THE GERMAN CAPITAL IN THE RUSSIAN MACHINE-BUILDING INDUSTRY IN THE EARLY XX CENTURY

© 2010 M.A. Kapaev Mordovian State University, Saransk

This article deals with some aspects of the German capital participation in the machine- building industry of the Russian Empire. Early XX century became a new stage of the development of the mechanical engineering as the second stage of industrialization began. Establishment and development of the German machine-building factories took place mainly in the late XIX - early XX centuries. There were few German machine-building factories in the preceding period; however, their turnover was insignificant. In 18 90s those individual enterprises began to transform into joint-stock companies in order to develop and expand the production. Prosperous German financial and industrial companies played an active role in this reorganization. At the same time new German machine- building factories were built in the new industrial areas of Russia as well as in those old areas, where industry had made great progress. Key word: machine building, joint-stock company, capital, factory, enterprise, industry, German capitals.

Maxim Kapaev, Graduate Student, Department of Economical History and Information Technologies. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.