УДК 630.62, 504.062
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Мария Алексеевна Мельник
Институт мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, 634055, Россия, г. Томск, пр. Академический, 10/3, кандидат географических наук, научный сотрудник лаборатории самоорганизации геосистем, тел. (3822)49-22-23, e-mail: [email protected]
В работе рассматриваются некоторые проблемные вопросы, связанные с оценкой доступности лесных ресурсов для таежной зоны Западной Сибири. Освещается региональная специфика транспортной инфраструктуры, задействованной в лесозаготовительной деятельности. Предложены методические подходы к оценке транспортной доступности лесных ресурсов отдаленных территорий Томской области.
Ключевые слова: транспортная доступность, ресурсно-сырьевой потенциал лесов, транспортные риски, опасные природные явления, рациональное лесопользование.
SOME ASPECTS OF TRANSPORT ACCESSIBILITY OF FOREST RESOURCES IN WESTERN SIBERIA
Mariya A. MeVnik
Institute of Monitoring of Climatic and Ecological Systems SB RAS, 634055, Russia, Tomsk, 10/3 Akademichesky Av., Candidate of geographic science, Research Scientist, tel. (3822)49-22-23, e-mail: [email protected]
The paper deals with some problematic issues related to the assessment of the availability of forest resources for the taiga zone of Western Siberia. Highlights the regional specificity of the transport infrastructure, are involved in logging activities. Methodological approaches to the assessment of transport accessibility of forest resources in remote areas of the Tomsk oblast.
Key words: transport accessibility, the resource potential of forests, transport risks, natural hazards, sustainable forest management.
Анализ транспортной доступности лесосырьевой базы регионов Западной Сибири имеет особое значение для стратегического планирования функционирования лесного комплекса. Оценка доступности и анализ ресурсного потенциала лесных территорий - это две основные составляющие организации эффективного ведения лесозаготовительной деятельности. Однако в современных условиях развития дорожно-транспортной сети при исследовании доступности лесов возникают определенные трудности.
Оценку доступности территории, как правило, проводят относительно объекта, например, доступность ресурсной базы, доступность услуг или доступность природных объектов для целей рекреации может быть оценена по-разному. В зависимости от объекта необходимо применять специфические методы оценки транспортной доступности территории.
Доступность для хозяйствующих субъектов можно определить как объективную возможность получения транспортных услуг в условиях существующей
транспортной системы [1]. В современных условиях для таежной зоны Западной Сибири транспортная доступность имеет несколько составляющих. Технологическая составляющая определяет способность дорожно-транспортной сети круглогодично осуществлять перевозки, т.е. в произвольный момент времени и в любых заданных условиях. Временная составляющая обусловлена длительностью периода готовности транспортной системы к перевозкам. И стоимостная составляющая детерминирует денежные затраты на осуществление перевозок. Таким образом, для осуществления комплексной оценки доступности объекта хозяйственной деятельности необходимо проанализировать все три перечисленные составляющие.
Традиционно в лесной отрасли критерием доступности лесосырьевой базы выступает расстояние вывозки древесины до ближайшего погрузочного пункта, а показателем доступности - разряды такс лесного квартала [2]. Значение этого показателя хорошо характеризует удаленность лесных кварталов от основных транспортных узлов, методика расчета разряда такс проста в применении и понятна. Однако этот показатель хорошо коррелирует с временными и стоимостными показателями доступности только в районах, где есть железнодорожная ветвь и равномерно развита сеть автомобильных дорог (грунтовых или гравийных). Таким требованиям не удовлетворяют дорожно-транспортной инфраструктуры большинства регионов Западной Сибири. Характерной в этом отношении является Томская область, которая по показателям внутренней и внешней транспортной обеспеченности занимает одно из последних мест в Российской Федерации [3]. Значительное негативное влияние на социально-экономическое развитие региона оказывает недостаточность транспортных артерий, связывающих область с соседними территориями. Существует лишь 4 автомобильные дороги общего пользования с Кемеровской, Новосибирской областями и Ханты-Мансийским автономным округом. Пространственная неоднородность и слабая разветвленность внутрирегиональной дорожно-транспортной системы обусловлена густотой речной сети, высокой долей заболоченных территорий и комплексом неблагоприятных погодно-климатических условий региона [4]. Высокие экономические затраты на вывозку и транспортировку древесины определяют исключение из производственного цикла значительных лесных ресурсов области. Здесь для определения экономической рентабельности кроме разрядов такс необходим дополнительный показатель, более детально характеризующий транспортную доступность лесных территорий.
С целью рационального использования лесных ресурсов транспортная доступность необходима не только для лесозаготовительной деятельности, но также и для побочного лесопользования, охотничьего хозяйства, для возобновления, охраны и защиты лесов. Априори такая оценка связана не столько с сырьевой базой, сколько с ресурсным потенциалом территории. Согласно нашим исследованиям, посвященным комплексному анализу потенциала лесов Томской области [5], наиболее перспективными являются леса Тимирязевского, Верхнекетского, Улу-Юльского и Первомайского лесничеств. Однако самые высокие значения ресурсного потенциала наиболее ценных хвойных лесов от-
носятся к Верхнекетскому, Александровскому и Каргасокскому лесничествам. Именно здесь жестким сдерживающим фактором развития лесопользования является слабое развитие дорожно-транспортной системы, и как следствие, наличие значительной доли недоступных и труднодоступных лесных территорий. Густота речной сети, заболоченность, неблагоприятные погодные условия, преобладание песчаных и легкосуглинистых почвообразующих пород, эти и другие факторы формируют комплекс опасных ситуаций при функционировании транспортной системы лесничеств. Что в свою очередь предопределяет необходимость ежегодных вложений на поддержание удовлетворительного состояния дорожной сети.
Очень важным фактором при исследовании доступности территории является достоверная информация о дорожной инфраструктуре, однако наблюдается существенное несоответствие официальных статистических данных реально существующей ситуации. Фактически на труднодоступных территориях постоянно поддерживаются только дороги до населенных пунктов средствами сельской администрации и местного населения. Для целей ведения лесозаготовительных работ строительство новых и ремонт существующих дорог до труднодоступных лесных кварталов последнее десятилетие не осуществляется. Таким образом, нами предлагается разделить оценку транспортных путей до населенных пунктов и от населенных пунктов до лесных кварталов.
Информация о состоянии первой категории дорог достоверна: известны сроки их постоянного и временного функционирования, проблемные участки и комплекс природно-климатических факторов, обуславливающих транспортные риски. По этому, в качестве критерия доступности целесообразно рассматривать длину пути от населенного пункта до ближайшего места погрузки, учитывая при этом сезонные особенности транспортных путей, длительность периода их использования и виды покрытия дорог, задействованных в перевозках. Поскольку природно-климатические условия Томской области определяют вариабельность доступности в зимний и летний периоды, актуально проводить сезонный анализ этого показателя.
На первом этапе оценки нами предлагается с помощью повышающих коэффициентов привести дороги с различными покрытиями к дорогам с асфальтобетонным покрытием, т.е. соотнести скорость, денежные затраты, транспортные риски и т.п. на гравийных, грунтовых, зимних дорогах с аналогичными показателями на асфальтобетонных дорогах. Таким образом, мы получим два показателя абсолютной удаленности: - для зимнего сезона и Ь*5 - для летнего. Рассчитываются они по соответствующим формулам:
* т * п
К = Е , 4 =1ЪЪ , ;=1 ¿=1
где Ь/ - протяженность дороги с /-ым покрытием; si - повышающий коэффициент /-ого покрытия в летний период; п - количество различных покрытий дорог,
задействованных в перевозках в летний период; wi - повышающий коэффициент /-ого покрытия в зимний период; т - количество различных покрытий дорог, задействованных в перевозках в зимний период. Значения повышающих коэффициентов определяются, исходя из отношения скорости передвижения лесовозного транспорта по дороге с произвольным покрытием к скорости передвижения по дороге с асфальтобетонным покрытием, при этом значение данного коэффициента для дороги с асфальтобетонным покрытием принимается равным 1. Аналогично определяется повышающий коэффициент и для водных путей транспортировки древесины.
На следующем этапе оценки каждому значению абсолютной удаленности ставится в соответствии балльный показатель - класс доступности территории, согласно шкале, представленной в табл. 1.
Таблица 1
Шкала соотношения класса доступности к значениям абсолютной удаленности
Классы доступности, d * Значения абсолютной удаленности Ь
1 менее 20 км
2 20,1 - 50 км
3 50,1 - 100 км
4 100,1 - 150 км
5 150,1 км и более
Ограниченность сроков действия сезонных дорожно-транспортных путей обуславливает введение в оценку доступности корректирующих временных коэффициентов. Таким образом, сезонные показатели доступности территории могут быть рассчитаны по формулам:
г г Л 2 — -2-
V 12 у
г г Л 2 — — V 12 у
М> ?
где ds - показатель доступности территории в летний период; ds - класс доступности в летний период; ts - количество месяцев, в которые полноценно функционируют транспортные пути в летний период; dw - показатель доступности территории в зимний период; dw - класс доступности в зимний период; ^ - количество месяцев, в которые полноценно функционируют транспортные пути в зимний период.
В основу анализа лесовозных дорог от лесных кварталов до ближайших населенных пунктов положено понятие радиуса доступности. Шкала для характеристики удаленности выбрана аналогично шкале в табл. 1. Здесь посредством введения корректирующих коэффициентов учитывается наличие ранее постро-
енных лесовозных дорог, а в качестве показателей, понижающих доступность, выступает количество препятствий (реки, болота, ручьи) на пути следования до лесных кварталов.
Следует отметить, что предложенный подход к анализу доступности носит предварительный характер и требует доработки. Методика оценки разрабатывается с учетом региональных особенностей транспортной инфраструктуры и для природно-климатических условий Томской области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. - 112 с.
2. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.06.2007 № 419, от 06.05.2008 № 363, от 31.12.2008 № 1080, от 04.03.2009 № 193, от 15.04.2009 № 330).
3. Лесной план Томской области на 2009 - 2018 гг.//Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, 2008. - Книга 1. - 238 с.
4. Невидимова О.Г., Волкова Е.С., Мельник М.А. Природно-климатические опасности территории Томской области с позиции безопасности жизнедеятельности // Естественные и технические науки. - 2010. - №1(45). - С.241-245
5. Мельник М.А. Комплексная оценка потенциала лесов (на примере Томской области) // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 4. - С. 31-36.
© М. А. Мельник, 2015