УДК 338.24
Езеева И. Р., к. э. н. доцент кафедры менеджмента ФГБОУВО Горский ГАУ Россия, г. Владикавказ Джанаева О.В. студент магистратуры факультет экономики и менеджмента ФГБОУ ВО Горский ГАУ Россия, г. Владикавказ Тебиева В. С. студент магистратуры факультет экономики и менеджмента ФГБОУ ВО Горский ГАУ Россия, г. Владикавказ
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация: Решение комплекса проблем становления новой индустриализации актуализирует необходимость исследования особенностей инновационных технологий, предназначенных для внедрения на предприятии. Безусловно, все это говорит о том, что хозяйствующим субъектам предстоит сложная систематическая работа в инновационной сфере. Этому альтернативы нет, так как переход к инновационной деятельности является единственным сценарием конкурентного развития российского промышленного комплекса, а также других отраслей экономики национального хозяйства, что и обусловило выбор темы нашего исследования.
Ключевые слова: управление проектами, цифровая экономика, цифровизация, инновационные проекты, управление.
Ezeeva I.R., Ph.D. associate professor of the department of management
FSBEIHE Gorsky GAU Russia, Vladikavkaz Dzhanaeva O.V. master's student Faculty of Economics and Management FSBEI HE Gorsky GAU Russia, Vladikavkaz Tebieva V.S master's student Faculty of Economics and Management
FSBEIHE Gorsky GAU Russia, Vladikavkaz
SOME ASPECTS OF TRANSFORMATION OF PROJECT MANAGEMENT IN THE DIGITAL ECONOMY
Annotation: The solution of a complex ofproblems of the formation of new industrialization actualizes the need to study the features of innovative technologies intended for implementation at the enterprise. Undoubtedly, all this suggests that economic entities will have a difficult systematic work in the innovation sphere. There is no alternative to this, since the transition to innovation is the only scenario for the competitive development of the Russian industrial complex, as well as other sectors of the national economy, which determined the choice of the topic of our study.
Key words: project management, digital economy, digitalization, innovative projects, management.
Цифровизация экономики требует разработки новых методов и инструментариев непосредственного управления инновациями и механизмов их практического применения. Разрабатываемые механизмы и методы управления информационными ресурсами в инновационной деятельности должны строиться на результатах анализа ресурсного обеспечения инноваций в производственных системах хозяйствующих субъектов и иных промышленных формирований.
Эксперты отмечают сложности оценки экономических ресурсов, применяемых в ходе разработки и реализации инновационных проектов, т.к. здесь порой даже невозможно в стоимостном выражении обоснованно определить экономические результаты задействования инновационного проекта, так как они очень часто не сопряжены напрямую с коммерческими результатами внедрения инноваций в конкретной производственной системе[1].
В эпоху цифровизации, хозяйствующие субъекты постоянно находятся в поиске квалифицированных менеджеров, которые были бы способны управлять сложными проектами и программами. Менеджер проекта должен уметь работать быстро, слаженно и применять новые технологии. Менеджер, ориентированный на следование установленным процессам, не сможет выполнить работу такого типа[4].
Новые технологии в какой-то мере меняют реальность, трансформируют ожидания клиентов, позволяют бизнесу удовлетворять их требования и изменяют образ жизни и способы работы людей. Цифровая трансформация способна видоизменить в позитивном русле качество жизни клиентов, из-за более доступных и в тоже время более совершенных технологий, формирования новых связей между людьми. Сегодня почти для всех предприятий ключевой задачей стало выживание в цифровую эпоху.
Для того чтобы быть успешной, организация должна перейти на цифровые технологии, наладить цифровой бизнес, усовершенствовать свою операционную деятельность, определить новые компетенции и овладеть новыми навыками и знаниями. Подавляющее большинство компаний реализуют свой бизнес через проекты. Применение управления проектами увеличивает эффективность, продуктивность, гибкость, качество, удовлетворенность клиентов и т.д.
Сегодня ввиду огромной важности управления проектами и усложнения условий окружения большое внимание уделяется центральной фигуре проекта — менеджеру проектов, поскольку именно он должен обеспечить достижение целей. Новые методологии управления проектами требуют наличия у менеджера проектов новых управленческих навыков[3]. Уникальность проектов усложняет его работу и требует от него наличия разнообразных компетенций, поэтому в наши дни предпринимаются многочисленные исследования с целью выявить самый важный навык менеджера проектов. Рынок труда меняется, что создает новые потребности
[4].
Развивая принципы, сформулированные еще А. Смитом [5], можно сравнительно точно описать процессы управления современными предприятиями: все действия в них разбиваются на элементарные задания, чтобы каждое из них мог выполнять соответствующий специалист. Стремление повысить производительность труда путем максимального упрощения отдельных работ явилось основой механистической, конвейерной методики (так называемого тейлоризма), которая выхолащивала творческую составляющую человеческого труда. Представление процесса управления как отдельных хорошо регламентированных сегментов позволяет перевести процесс в робастный автоматизируемый вид с применением цифровых технологий. Практически полностью поддаются цифровизации производственные процессы и в меньшей степени — процессы управления проектами.
Цифровизация фундаментально изменяет не только производство, но и многие виды управленческо-учетной деятельности. Значительное высвобождение трудовых ресурсов на Западе наблюдается в кадровом, бухгалтерском, управленческом учете. Очень интенсивно идет замещение человеческого труда цифровыми инструментами и технологиями в биржевой деятельности. Активно внедряются цифровые технологии, позволяющие управлять инженерной инфраструктурой в современном доме. Цифровизация диктует новые требования и подходы к формированию компетентности Актуальной становится не только коррекция существующих обучающих дисциплин управления проектами — востребованы и принципиально иные компетенции, новые обучающие курсы, учебные материалы. Цифровизация требует принципиального изменения методологии управления проектами и стандартов проектной деятельности[4].
Положительным аспектом цифровизации является использование «больших данных» в сочетании с автоматизированными управляемыми базами данных и создания с их применением профессиональных коллективных баз знаний, служащих основой эффективного управления. Это позволяет перейти от управления проблемами к их упреждению, от «ручного» управления к управлению ситуацией и опережению вызовов. Цифровые базы знаний на основе «больших данных» потенциально переводят управление портфелем проектов предприятия на более эффективный уровень управления ресурсами и устранения конфликта ресурсов, используемых в разных проектах предприятия [5].
Эффективные современные методологии управления проектами ставят на первое место по значимости и сложности такую функциональную область, как управление интеграцией[5. В связи с этим для работодателей — руководителей предприятий становится актуальной проблема переориентации менеджеров среднего, оперативного звена и менеджеров -администраторов на должности, требующие креативных решений, которые не в состоянии занять киберменеджеры. Цифровизация может вернуть человеку приоритет творческой составляющей в его труде. От рождения в любом человеке присутствуют творческие способности.
Промышленные революции, с одной стороны, позволили повысить производительность труда, с другой, привели к резкой дифференциации персонала, занимающегося творчеством и выполняющего однотипные, повторяющиеся действия, провоцирующие атрофию креативной составляющей. Осознание этого явления позволит системно перейти к цифровизации, решая проблему безработицы, путем активизации заложенного в человеке от природы творческого начала и развития созидательной деятельности. Естественно, это требует от руководителей реинжиниринга управленческой культуры, организационного потенциала и системы формирования компетенций[1].
Игнорирование данного процесса в цифровизации может дискредитировать саму ее сущность и привести к значительным социальным проблемам. Чтобы упредить их, необходимо принципиально изменить систему формирования компетентности специалистов, вовлекаемых в процесс цифровизации, прежде всего специалистов в сфере управления проектами.
Современные тенденции к сокращению сроков обучения, к переходу на дистанционные формы, к замене педагогов на тренинг-роботов, использование устаревших знаний, методологий и стандартов приводят к падению качества подготовки специалистов, а самая важная составляющая процесса образования, педагогического процесса — воспитание, формирование культуры управления — выхолащивается.
Воспитание тяжело поддается цифровизации, а она способна усилить процесс текучести кадров. Уже сейчас наблюдается массовая тенденция к снижению ответственности работодателя перед сотрудниками: большая их
часть переводится на краткосрочные контракты. В такой обстановке говорить о формировании коллективных компетенций, коллективной базы знаний, культуры управления не приходится. В результате цифровизации управленческая роль менеджера проектов в тактическом плане уменьшится, но в стратегическом несравненно возрастет. Несомненно, роль методологии в результате цифровизации также усилится. Необходимо помнить о минимизации возможных негативных воздействий цифровой среды на человека. Видимо, по этой причине проектировщики объектов и систем в контексте инновационных процессов изначально ориентированы на безопасность человека.
Иными словами - инновационный процесс должен быть человекоориентированным и преследовать (наряду с коммерческими) социо -экологические цели и критерии, отражающие приоритетность обеспечения безопасности деятельности объектов и производственных систем [1].
Использованные источники:
1. Езеева И.Р., Гайрбекова Р.С. Некоторые аспекты совершенствования методов управления инновационными проектами в условиях цифровизации экономики. «Естественно-гуманитарные исследования» Международный журнал №31 (5) 2020. С.117-119.
2. Кантемирова М.А., Цхурбаева Ф.Х. Содержание организационно -экономического механизма интегрированных межтерриториальных сетевых структур//Журнал "Фундаментальные исследования"№7 (часть 1), 2014. С.1123-1127.
3. Клименко Э.Ю., Неизвестный С.И. Стратегическое управление портфелем проектов. Труды проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информатизации — филиала ОАО «РЖД». — М.: РадиоСофт, 2012.
4. Открытое правительство. Работники в возрасте от 45 до 55 лет будут уволены — министр Абызов. — http://econbez.ru/news/cat/22727.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2017.