Научная статья на тему 'Некоторые аспекты таможенного регулирования лизинговых отношений при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза'

Некоторые аспекты таможенного регулирования лизинговых отношений при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1361
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГОДАТЕЛЬ / ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ / ДОГОВОР ЛИЗИНГА / ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ ПРЕДМЕТА ЛИЗИНГА / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ / ДЕКЛАРАНТ / LESSOR / LESSEE / LEASING AGREEMENT / TEMPORARY IMPORTATION OF SUBJECT MATTER OF LEASING AGREEMENT / CUSTOMS REGULATION OF LEASING OPERATIONS / DECLARANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зарипов Денис Равилевич

В статье анализируются нормы действующего таможенного законодательства в части защиты прав иностранных инвесторов при ввозе предмета лизинга на территорию РФ в рамках таможенной процедуры временного ввоза. Автором предложен дополнительный механизм гарантий возврата предмета лизинга иностранному лизингодателю в случае расторжения договора международного лизинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of customs regulation of leasing relations in case of storing goods under customs procedure of temporary importation1"YKF "Shultze, Brutyan and partners" LLC

Provisions of current customs legislation with regard to protection of foreigner investor's rights in case of implementation of subject matter of leasing agreement to the Russian Federation under customs procedure of temporary importation are analyzed in the present article. Author is offering an additional mechanism of guaranties for redelivery of subject matter of leasing agreement to a lessor in case of rescission of international leasing agreement.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты таможенного регулирования лизинговых отношений при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза»

3.8. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА

Зарипов Денис Равилевич, аспирант кафедры банковского права. Место учебы: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина. Должность: юрист. Место работы: ООО «ЮКФ «Шульце, Брутян и партнеры» E-mail: den-zaripov@yandex.ru Аннотация: В статье анализируются нормы действующего таможенного законодательства в части защиты прав иностранных инвесторов при ввозе предмета лизинга на территорию РФ в рамках таможенной процедуры временного ввоза. Автором предложен дополнительный механизм гарантий возврата предмета лизинга иностранному лизингодателю в случае расторжения договора международного лизинга.

Ключевые слова: лизингодатель, лизингополучатель, договор лизинга, временный ввоз предмета лизинга, таможенное регулирование лизинговых операций, декларант.

SOME ASPECTS OF CUSTOMS REGULATION OF LEASING RELATIONS IN CASE OF STORING GOODS UNDER CUSTOMS PROCEDURE OF TEMPORARY IMPORTATION

Zaripov Denis Ravilinvich, postgraduate student at banking law chair. Place of study: Moscow State Law Academy named after O.E. Kutafin. Position: lawyer. Place of employment: "YKF "Shultze, Brutyan and partners" LLC. E-mail: den-zaripov@yandex.ru Annotation: Provisions of current customs legislation with regard to protection of foreigner investor's rights in case of implementation of subject matter of leasing agreement to the Russian Federation under customs procedure of temporary importation are analyzed in the present article. Author is offering an additional mechanism of guaranties for redelivery of subject matter of leasing agreement to a lessor in case of rescission of international leasing agreement.

Keywords: lessor, lessee, leasing agreement, temporary importation of subject matter of leasing agreement, customs regulation of leasing operations, declarant.

Важное место в развитии лизинговых операций принадлежит таможенному регулированию, прежде всего при перемещении через таможенную границу предметов международного лизинга.

Международный лизинг для российских производителей представляет интерес как один из наиболее приемлемых и быстрых способов обновления средств производства. Внешний лизинг с экономической точки зрения - это иностранные инвестиции в товарной форме. При лизинге возможна растянутая по времени периодическая форма оплаты, осуществление лизинговых платежей, в основном из средств, получаемых при эксплуатации предмета лизинга, а не из собственных или заемных средств. Кроме того, с точки зрения экономической безопасности производство товаров и

услуг остается в руках отечественных производителей1.

Машины, оборудование и средства транспорта, произведенные с помощью физически изношенных и морально устаревших средств производства, являются малопривлекательными в качестве предметов лизинга. Международный лизинг в этом отношении более продуктивен. Он дает возможность применить в народно-хозяйственном комплексе страны современные высокотехнологичные целые производственные комплексы, высокопроизводительные машины, оборудование и средства транспорта, в короткие сроки обновить производственную базу, ускорить экономическое развитие.

В настоящей статье мы постараемся проанализировать действующие нормы таможенного законодательства в аспекте защиты интересов иностранных инвесторов (лизингодателей) в рамках договоров международного лизинга при помещении предмета лизинга под процедуру временного ввоза товаров на территории РФ.

При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ (абз. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)».

В специальной литературе отмечается, что международный финансовый лизинг является наиболее эффективным механизмом инвестиционной деятельности2.

Международный лизинг, в свою очередь, может быть нескольких видов: экспортный лизинг; импортный лизинг; прямой; транзитный.

При экспортном международном лизинге лизингодатель покупает лизинговое имущество у национального продавца (предприятия-изготовителя), а затем предоставляет его за границу иностранному лизингополучателю.

Если же имущество приобретается за рубежом для страны пребывания лизингополучателя, международный лизинг называют импортным.

Прямой международный лизинг представляет собой сделку, где все операции совершаются между субъектами лизинга только из двух разных стран.

В практике выделяют еще одну разновидность международного лизинга - транзитный лизинг, когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) находятся в разных странах. Транзитный международный лизинг имеет место в тех случаях, когда лизингодатель одной страны берет кредит или приобретает необходимое имущество в другой стране и поставляет его лизингополучателю, находящемуся в третьей стране.

Как правило, транзитные операции контролируются транснациональными корпорациями и банками, которые имеют дочерние лизинговые фирмы с разветвленной сетью зарубежных филиалов и представительств, взаимодействующих с местными лизингополучателями3.

1 Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. М.: Деловой двор, 2008. 280 с. // СПС «Консуль-тантПлюс»

2 Новокшонов И.Б., Каширина И.В. Международный финансовый лизинг и таможенные платежи // Право и экономика, N 11, 1999. См. также: Философова Т.Г. Возможности и перспективы развития лизингового бизнеса на международных рынках // Международная экономика. 2011. N 1. С. 42 - 48.

3 Особенности таможенного регулирования лизинговых опера-

ций Павлов А.П. // Таможенное дело. 2006. № 4 // СПС «Консуль-

тантПлюс»

Договор лизинга достаточно часто используется в хозяйственных связях для приобретения различного оборудования, техники в зарубежных странах с перемещением их через таможенную границу.

Исполнение обязательства в части поставки определенного имущества происходит с перемещением его через таможенную границу, в связи с чем возникают вопросы применения норм таможенного права.

Одним из основных вопросов, которые возникают при перемещении товаров через таможенную границу, является вопрос об определении лица, которое может выступать в качестве декларанта4.

В литературе отмечается, что при международном лизинге наиболее приемлемым является применение такого таможенного режима, как временный ввоз, когда иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209 Таможенного кодекса РФ)5.

В настоящее время в связи с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -«Кодекс») вместо термина «режим» используется термин «таможенная процедура», то есть - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами (п. 26 ч. 1 ст. 4 Кодекса).

Согласно ст. 277 Кодекса, временный ввоз (допуск) -таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Меры нетарифного регулирования представляют собой комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (п. 17, ч. 1 ст. 4 Кодекса).

При этом под процедурой реэкспорта понимается таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 296).

Налицо несовершенство законодательного определения процедуры временного ввоза, так как фраза в

4 Истомин С.И. Указ. соч. // СПС «КонсультантПлюс»

5 Нагорная Е.С. Международный лизинг: таможенный и налоговый аспекты // Налоговый вестник. 2010. N 7. С. 93.

дефиниции процедуры «с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта» опровергается в последующей статье 281 Кодекса, где указано, что действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру (ч. 1 указанной статьи).

Применение процедуры временного ввоза ограничено определенными условиями.

Товары помещаются на определенный срок, который устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 года со дня помещения товаров под таможенную процедуру (ст. 280 Кодекса).

При этом для отдельных категорий товаров могут быть установлены более продолжительные сроки, так Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» в отношении временно ввозимых товаров, относящимся к основным производственным фондам, при условии, что такие товары не являются собственностью лица государства - члена Таможенного союза, и в их отношении применяется условное частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин (налогов6) предельный срок временного ввоза составляет 34 месяца.

Помещение товаров под указанную таможенную процедуру допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при их последующем таможенном декларировании с целью завершения таможенной процедуры временного ввоза (статья 278 Кодекса).

Целям последующей идентификации также служат ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами (ст. 279 Кодекса), они должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).

При этом допускается совершение с временно ввезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии.

В настоящий момент достаточно актуальной проблемой являются гарантии иностранных компаний при заключении контрактов с российскими юридическим лицами. Об этом свидетельствует обширная судебная практика7. Распространенной является следующая ситуация. Российское юридическое лицо, заключает договор лизинга с иностранной компанией, по которому

6 Указанная категория как раз соответствует предмету лизинга.

7 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 N 09АП-3055/2011 -ГК по делу N А40-82606/10-91-707; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 N 09АП-32228/2010-ГК по делу N А40-66467/10-113-570; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 N 09АП-17067/2010-ГК по делу N А40-15240/10-6-150 и Постановление ФАС Московского округа от 13.11.2010 N КГ-А40/13760-10 по указанному делу; Постановление ФАС Московского округа от 14.05.2010 N КГ-А40/4225-10 по делу N А40-64450/09-23-539; Постановление ФАС Московского округа от 14.05.2010 N КГ-А40/4217-10 по делу N А40-64526/09-60-389 // СПС «КонсультантПлюс» и др.

получает в лизинг определенный товар (например, седельные тягачи и полуприцепы), декларирует его и ввозит на территорию РФ. В течение определенного времени лизингополучатель, используя предмет лизинга, исправно уплачивает лизинговые платежи, но затем нарушает свои обязательства по договору и нарушает установленный сторонами график платежей или совсем прекращает платежи.

При нарушении своих обязательств российским лизингополучателем лизингодатели обычно обращаются в российские суды с требованием о расторжении договора международного лизинга, взыскании задолженности по лизинговым платежам, обязании лизингополучателя снять предмет лизинга с регистрационного учета и завершить процедуру временного ввоза, вывезти предмет лизинга за пределы территории РФ.

Интересно отметить, что по одному из дел Арбитражный суд г Москвы удовлетворил исковые требования в части взыскания задолженности, пени, а также расторжения договора лизинга и о возврате оборудования и документов к нему и отказал в иске в части требования об обязании ответчика снять предмет лизинга с регистрационного учета и осуществить таможенное оформление вывоза предмета лизинга за пределы Российской Федерации и возвратить соответствующие документы на каждое транспортное средство8.

Суд первой инстанции посчитал не подлежащими удовлетворению требования истца об обязании ответчика снять с регистрационного учета и осуществить таможенное оформление вывоза оборудования за пределы Российской Федерации, указав на то, что осуществление указанных действий фактически являются способом исполнения требования о возврате лизинга, без которых не может быть исполнено обязательство по возврату предмета лизинга.

Апелляционная инстанция оставила решение в силе9, ФАС Московского округа постановление апелляционной инстанции отменил полностью, решение суда первой инстанции отменил в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика снять с регистрационного учета предмет лизинга и осуществить таможенное оформление вывоза оборудования за пределы РФ10.

При этом суд указал, что исполнить обязанность по возврату предмета лизинга можно только при условии освобождения имущества от всех обязательств на территории РФ, включая обязанность по снятию транспортных средств с регистрационного учета, и обязанность по таможенному оформлению вывоза имущества за пределы РФ.

Высший арбитражный суд РФ подтвердил выводы суда кассационной инстанции11, дополнительно указав, что при прекращении договора лизинга лизингополучатель в силу статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 17 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" обязан вернуть лизингодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

8 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 ноября 2009 года по делу N А40-109308/09-54-702 // СПС «КонсультантПлюс».

9 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2010 г. № 09АП-2496/2010-ГК по вышеуказанному делу // СПС «КонсультантПлюс».

10 Постановление ФАС Московского округа от 13.05.2010 N КГ-А40/4117-10 по делу N А40-109308/09-54-702 // СПС «КонсультантПлюс».

11 Определение ВАС РФ от 21.07.2010 N ВАС-8953/10 по делу N

А40-109308/09-54-702 // СПС «КонсультантПлюс».

При этом судебные решения должны отвечать общеправовому принципу исполнимости судебных актов (статья 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьи 16, 182 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

То есть без осуществления действий по снятию с регистрационного учета имущества и осуществлению таможенного оформления его вывоза за пределы РФ возврат этого имущества истцу и, соответственно, исполнение судебного решения будут невозможны.

В приведенном примере суды основывались на положениях ст. п. 2 ст. 126 Таможенного кодекса РФ о том, что декларантом, при ввозе и вывозе товара с таможенной территории РФ может быть только российское лицо12.

Действующий на настоящий момент Таможенный кодекс Таможенного союза в свою очередь содержит фактически аналогичную норму.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 4 Кодекса декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Согласно ст. 186 Кодекса декларантами могут быть: лицо государства - члена таможенного союза: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки; иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 Кодекса13;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена таможенного союза14.

Таким образом, в нашем случае иностранное юридическое лицо (лизингодатель) декларантом быть не может, и, следовательно, в случае расторжения договора не имеет права завершить соответствующую таможенную процедуру.

При нарушении контрактных обязательств российским лизингополучателем большое значение для иностранного лизингодателя, наряду со взысканием лизинговых платежей, неустоек и проч., имеет возврат предмета лизинга. Передаваемое в лизинг оборудование, как правило, является высокотехнологичным, его можно успешно использовать по истечении срока договора и срока действия процедуры временного ввоза.

На практике, стороны при заключении контракта нередко указывают, что в случае расторжения договора по любому основанию на лизингополучателя (соответ-

12 За некоторыми исключениями, которые не имеют отношения к рассматриваемой ситуации.

13 Диппредставительства, консульские учреждения и проч.

14 для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - помимо указанных лиц также: перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза. При этом иностранное лицо вправе выступать декларантом товаров только в указанных в ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза случаях (ч. 3 ст. 210 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»).

ственно - декларанта товаров) возлагается обязанность завершить таможенную процедуру временного ввоза и вывезти предмет лизинга с таможенной территории РФ. По нашему мнению, однако, данное гражданско-правовое соглашение сторон не влияет на императивные предписания норм таможенного законодательства, и в случае возникновения спорных ситуаций между сторонами вред ли может способствовать их разрешению.

В этой связи интересно привести постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу о расторжении договора международного финансового лизинга15.

Истец (иностранный лизингодатель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ответчику о расторжении договора международного финансового лизинга, изъятии предмета лизинга, обязании ответчика снять с регистрационного учета предмет лизинга и осуществить таможенное оформление вывоза оборудования за пределы РФ.

В первой инстанции иск был удовлетворен в полном объеме. Однако суд апелляционной инстанции указал, что при рассмотрении дела не была дана надлежащая оценка положениям заключенного между сторонами договора, где не предусмотрена обязанность ответчика (лизингополучателя) в случае расторжения договора и при возврате предмета лизинга, осуществлять действия по снятию предмета лизинга с регистрационного учета и произвести его таможенное оформление по вывозу оборудования за пределы РФ.

Следует, заметить, что данный судебный акт является исключением из сложившейся судебной практики и по сути полностью игнорирует нормы таможенного законодательства. В общедоступных базах правовой информации сведений о его обжаловании или отмене на настоящий момент не имеется.

Таким образом, в силу того, что лизингодатель по нормам таможенного законодательства по общему правилу не вправе самостоятельно выступать декларантом, и, соответственно, завершить процедуру временного ввоза товаров, появляется проблема исполнимости судебных актов о расторжении договоров международного финансового лизинга.

Судебное решение в части взыскания лизинговых платежей, неустоек взыскать относительно проще, например, путем наложения ареста на денежные средства на соответствующем банковском счете, а заставить юридическое лицо провести комплекс действий по завершению таможенной процедуры очень и очень затруднительно.

В итоге величина расходов по судебному взысканию (присуждению определенных сумм и затем расходов по обеспечению исполнения судебного решения) зачастую может оказаться больше стоимости предмета лизинга.

Изложенные обстоятельства, разумеется, не добавляют международному лизингу инвестиционной привлекательности, и не способствуют притоку в РФ высокотехнологичного оборудования.

Для решения вышеуказанной проблемы по предоставлению гарантий иностранным лизингодателям по оперативному возврату предмета лизинга мы предлагаем дополнить ст. 210 Федерального закона о таможенном регулировании, уточняющего положения Та-

15 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 N 09АП-3537/2010-ГК по делу N А40-94835/09-64-579 // СПС «Консультант Плюс»

моженного кодекса Таможенного союза, положениями о возможности иностранного лизингодателя, не являющегося лицом государств-членов Таможенного союза, в случае расторжения договора международного лизинга по любой причине, самостоятельно иметь возможность завершить таможенную процедуру временного ввоза товаров путем помещения товаров под процедуру реэкспорта.

При этом необходимо дополнить ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза указанием на возможность государств - членов Таможенного союза одностороннем порядке установить дополнительные категории лиц, которые могут быть декларантами.

Список литературы:

Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. М.: Деловой двор, 2008. // СПС «Кон-сультантПлюс»

Нагорная Е.С. Международный лизинг: таможенный и налоговый аспекты // Налоговый вестник. 2010. N 7.

Новокшонов И.Б., Каширина И.В. Международный финансовый лизинг и таможенные платежи «Право и экономика», N 11, 1999.

Павлов А. П. Особенности таможенного регулирования лизинговых операций // Таможенное дело. 2006. № 4 // СПС «КонсультантПлюс»

Философова Т. Г. Возможности и перспективы развития лизингового бизнеса на международных рынках // Международная экономика. 2011. N 1.

Literature list:

Istomin. S.I. Customs clearance and customs procedures. M.: Delovoi dvor, 2008.// SPS “KonsultantPlus”

Nagornaya E. S. International leasing: customs and tax aspects. // Nalogovui vestnik. 2010. No. 7 Novokshonov I.B., Kashirina I.V. International financial leasing and customs payments. // Pravo i ekonomika. 1999. No. 11 Pavlov A.P. Features of customs regulation of leasing operations. // Tamozhennoe delo. 2006. No. 4 // SPS “KonsultantPlus” Philosofova T.G. Opportunities and perspectives of development of leasing business at international markets // Mezhdu-narodnaya ekonomika. 2011. No. 1

Рецензия

на статью Зарипова Дениса Равилевича «Некоторые аспекты таможенного регулирования лизинговых отношений при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза»

Статья Зарипова Дениса Равилевича посвящена исследованию одной из интересных проблем - проблеме защиты интересов иностранных инвесторов в рамках договоров международного лизинга при помещении предмета лизинга под процедуру временного ввоза товаров на территории Российской Федерации.

Международный лизинг является одним из наиболее эффективных средств инвестиционной деятельности.

Существенную роль в регулировании лизинговых операций играют нормы таможенного законодательства, в частности при перемещении через таможенную границу предметов международного лизинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях вступления в силу в 2010 году Договора о Таможенном кодексе таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и постепенного становления практики применения его норм актуальность темы данного исследования является очевидной.

В статье выдвинуты предложения по совершенствованию таможенного законодательства.

Полученный автором вывод может успешно использоваться в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Положения статьи отличаются теоретической новизной и практической значимостью.

доктор юридических наук, профессор кафедры банковского права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина Братко А.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.