Научная статья на тему 'Некоторые аспекты стратегии развития инновационного предпринимательства России'

Некоторые аспекты стратегии развития инновационного предпринимательства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты стратегии развития инновационного предпринимательства России»

Некоторые аспекты стратегии развития инновационного предпринимательства России

Г.В. Мышленник,

к.т.н., доцент, кафедры менеджмента

В странах с рыночными отношениями в экономике важную роль, в сохранении социальной направленности рыночных реформ, играют малое и среднее предпринимательство (МСП), так как они создают новые рабочие места, сокращая безработицу, формируют систему мотивации и личной ответственности за конечные результаты производства. Предпринимательство в секторе малого бизнеса (МБ) позволяет решать ряд таких важных задач, как формирование конкурентной среды, обеспечение занятости населения, повышение уровня благосостояния и удовлетворение дифференциального спроса потребителей [1, с. 171-177]. МСП определяет темпы экономического роста, являются главным источником дохода государственного бюджета, улучшает структуру и качество ВНП любого государства, особенно с развитой экономикой. Являясь частным сектором, МСП составляет основу рыночной экономики, создает условия формирования инноваций и нововведений, формирует гибкую систему управления бизнесом, которая особенно важна в условиях финансовых и экономических кризисов. Решающим фактором в каждой стране, обеспечивающим интенсивное развитие и экономическое благосостояние, является развитие и объединение предпринимательской и инновационной деятельности, так как предпринимательство является той формой взаимоотношений, которое способствует не только росту материального благополучия, разработке и внедрению инноваций, но и повышению духовного потенциала общества.

Предпринимательство России стало возрождаться немного более двадцати лет, за этот период времени оно преодолевало различные барьеры и препятствия, развивалось самостоятельно, вне эконо-

мической политики государства. Современное предпринимательство России развивается в сложнейших условиях, которые имеют бесконечную череду барьеров, преодолевая которые предприниматель напарывается на новые преграды, еще более высокие. Зарубежный опыт показал, что в условиях мирового финансового кризиса приоритетным направлением экономической политики современного государства является - развитие малых инновационных предприятий (МИП), так как они по сравнению с крупными предприятиями, имеют такие преимущества, как: экономичность, маневренность, единоличность управления, возможность совмещения управленческих и инженерно-технических функций [2, с. 76-78] и др.

По развитию в целом малого предпринимательства (МП) и МИП Россия существенно уступает развитым странам. По последним оценкам вклад МП в экономику России составил 10-11% ВВП, а доля МИП в МП России незначительна и составляет по разным оценкам от 1,4% до 3,5%, из которых не более 15% МИП можно назвать по-настоящему инновационными. Деятельность МИП России направлена на научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Доминирующая масса предприятий лишь эксплуатирует научный и инновационный потенциал, накопленный еще в советское время. Вклад МИП в производство ВВП находится на уровне 0,8-1,0%, а доля налоговых поступлений в доходы бюджетной системы не превышает 0,05%. Существует также тенденция снижения численности МИП в 2007 по сравнению с 2006 г.

Например, в 2006 г. в России насчитывалось 2485 МИП (меньше на 5 ед., чем в 2006 г.), которые осуществляли технологические инновации. Проверка Федерального Государственного Управления Статистики (ФГУС) показала, что инновационной деятельностью занималось лишь 10,8% МИП, занятых на предприятиях и компаниях добывающей, обрабатывающей промышленности, распределением электроэнергии, газа и воды, в т. ч. технологические инновации внедряли 9,4% организаций, маркетинговые - 2,5% организаций, организационные - 3,5% предприятий. В 2006 г. качественные показатели деятельности МИП также невелики, для сравнения: в 2006 г. их было 2490. В это же время в США насчитывалось 25 млн малых предприятий, 6 млн из которых внесли вклад более 40% в национальный ВВП (4 трлн долл.), на них занято более 50% рабочей силы. МП в США предоставляют 75% новых сетевых рабочих мест, обеспечивают 41% всех продаж в стране и 55% инноваций, 35% выполнения федеральных контрактов, 38% рабочих мест в секторе высоких технологий [2, с. 78].

В табл. 1 приведен анализ данных по развитию МСП в России и за рубежом.

Таблица 1

Развитие малого предпринимательства в России и за рубежом в 90-х годах

Наименование страны Количество малых и средних предприятий, тыс. ед. Количество малых и средних предприятий на 1000 жителей, ед. Численность занятых на малых и средних предприятиях, млн чел. Доля малых и средних предприятий в общей занятости, % Доля малых и средних предприятий в ВВП, %

Великобритания 2630 46 13,6 49 50-53

Германия 2290 37 18,5 46 50-52

Италия 3920 68 16,8 73 57-60

Франция 1980 35 15,2 54 55-62

ЕС в целом 15770 45 68 72 63-70

США 19300 74,2 70,2 54 50-52

Япония 6450 49,6 39,5 78 52-55

РОССИЯ 844 5,65 8,3 13 10-11

Из данных табл. 1 видно, что вклад МСП стран ЕС в ВВП составляет в 63-67 %., а России - 10-11%. По количеству МСП на 1000 чел. максимальное значение имеют страны ЕС, в которых эта величина составляет 74,2, в России - 5,62 чел., что в 13,2 раз меньше, чем в странах ЕС. При этом доля вклада в ВВП МСП этих стран выше лишь в 6,09 раз по сравнению с Россией. Что касается МСП США, то их вклад в ВВП выше, чем МСП России в 4,7 (52:11) раз, а численность их на 1000 чел. выше в 13,1 (74,2:5,65) раз в США, чем в России. Таким образом, на величину вклада МСП в ВВП влияет их количество на 1000 чел., но какой должна быть эта величина для получения максимального эффекта еще нет данных. Например, если в Италии на 1000 чел. приходится 68% МСП, что в 1,1 раз меньше, а их вклад в ВВП больше в 1,14 (57:50) раз, чем в США. В Японии число предприятий меньше в 1,49 раз, СЧЗ в 1,8 раз, а вклад МСП в ВВП в 1,2 раза больше, чем в США. В США конечные продукты производят небольшие фирмы, сформированные в оптовой торговле, сфере обслуживания, строительстве, финансовом секторе и розничной торговле. В США показатель среднегодовой численности занятых (СЧЗ) превышает его значение для стран ЕС на 1,8 (70,2-68)%. За счет создания 70,2% новых рабочих мест были созданы мелкие фирмы, которые принесли государству миллиардные доходы.

В Германии 2,29 млн МСП внесли вклад МСП в ВВП в размере 50-52% и 46% занятости, предприятия которые по уровню менеджмента, подготовке кадров и инновациям не уступают крупным предприятиям. Финансирование МСП Германии осуществляли частные банки, деятельность которых поощряло государство [3].

Италия характеризуется различными формами предпринимательства, для которого характерны три региональные экономические модели (РЭМ) построения бизнеса, которые были сформированы с учетом специфических особенностей развития экономики, географического расположения регионов, сложившихся условий и отношений экономических субъектов. На северо-западе была сформирована первая РЭМ, в которой МСП прочно срослось с крупными промышленными предприятиями и занимается посреднической деятельностью, производством уникальной и нестандартной продукции и т. п. Вторая модель РЭМ сформирована на северо-востоке и в центральном районе Италии, которая имеет совокупность предприятий с традиционной продукцией, представляющей собой керамическую плитку и товары легкой промышленности, а третья модель РЭМ сосредоточена на юге Италии. ЕЕ особенностью является низкий уровень развития и социальная несбалансированность. Причем любые попытки правительства Италии изменить ситуацию, за счет экономических мероприятий, не увенчалась успехом [3, с. 9-21]. Региональная особенность и традиционно сложившаяся промышленность страны сама диктует организационную структуру и направление деятельности МСП. Стремительное развитие экономики Японии, которая находится в числе лидеров мировой экономики объясняется целенаправленной государственной политикой, ориентированной на всемирную поддержку и развитие МСП, залогом успеха которого является теснейшее сотрудничество большого и малого бизнеса [3, с. 9]. Кроме того, наличие глубоких отраслевых связей и степень увязки мелких фирм, которые являются поставщиками и субподрядчиками, с долгосрочной политикой крупных компаний также способствовали слаженной работе экономического механизма. Успешное реформирование японской экономики с эффективным использованием МСП определяется слаженностью работы инфраструктуры государственной поддержки, представляющей собой Национальное Земельное Агентство (НЗА) и Министерство международной торговли и промышленности (ММТП), которые совместно разрабатывают стратегию развития, обеспечивают координацию и реализацию мероприятий поддержки на региональном и национальном уровне. Опыт японской модели, по-видимому, может быть успешно использован и в России.

Как показывают проведенные исследования, неблагоприятное состояние инновационного бизнеса связано с тем, что в России существует разрыв между наукой, разработкой новых технологий и про-

изводством продуктов, что отбрасывает ее назад [2, с. 82]. Последние десять лет уровень в мировом обороте наукоемкой продукции не превышает 0,3%, а по индексу конкурентоспособности продукции Россия переместилась с 52-го на 63-е место, при том обстоятельстве, что государственные расходы на инновационные проекты существенно возросли и составили в пересчете к стоимости ВВП 1%, что в целом соответствует уровню развитых стран.

Однако по абсолютному значению Россия расходует на инновации в 5,5 раз меньше, чем Китай, но и они порой идут не по целевому назначению, например, расходы на целевые федеральные программы, которые реализуются через несколько министерств [2, с. 83]. Это часто происходит потому, что не существует комплексных оценок и классификаторов для того, чтобы отнести то, или иное МП к МИП, кроме того, индифферентность к внедрению нового и прогрессивного экономики России, которая в настоящее время является самой монополизированной в мире. В России 20-30 крупных предприятий обеспечивают основное производство под маркой «сделано в России», 12% в которых составляют МП. Количество компаний России, которые производили ВВП в 2008 г. по сравнению с 2000 г. уменьшилось на 58,3%. В таких условиях законы рынка не работают, конкуренция отсутствует и не обеспечиваются рост инновационной активности. Для того, чтобы такая среда не препятствовала развитию малого бизнеса, мировой опыт показывает, что следует использовать целенаправленную политику и кластерные механизмы, в границах которых может успешно развиваться инновационный бизнес [5, с. 482-483].

Впервые на кластеры обратил внимание М. Портер, который дал им определение, как группы географически содействующих взаимосвязанных компаний и организаций, которые работают в определенной сфере, имеют общие цели и задачи и взаимодополняют друг друга. Это дает возможность сконцентрировать наиболее эффективные успешно конкурирующие фирмы в одной стране, а порой и в одном и том же регионе страны, которые выращивают «бриллиант» национальной экономической системы и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынке. Кластер не является простым сообществом компаний, которое связано между собой технологическими цепочками. Кластер представляет собой организацию с особым производственным укладом, в которой компании получают возможность делиться положительным опытом, знаниями; сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками; снижать транзакционные затраты, используя одни и те же услуги и поставщиков, наподобие «мозгового штурма». В границах кластера могут максимально развиваться самые передовые формы организации бизнес-процесса, в качестве которых может быть

аутсорсинг, в котором снижение трансакционных издержек осуществляется за счет включения отдельных видов деятельности и передачи отдельных операций независимым фирмам. Например, самыми яркими представителями являются кластеры США информационных технологий Силиконовой долины и продуктовый - в Аризоне, значение которых в современной мировой экономике, безусловно, а также автомобильный кластер Германии в Северной Рейн-Вестфалии, парфюмерный кластер Франции в Грасе, телекоммуникационные кластеры в Финляндии в Хельсинки и Италии, химический кластер - в Сингапуре, биохимический - в Швеции, аэрокосмический - в Испании. При этом в настоящее время многие государства имеют государственные программы по созданию кластерных зон на их территориях. Например, в Германии с 1995 г. действует программа создания биотехнологических кластеров Bio Regio, а в Великобритании определены районы, на территории которых будут размещаться биотехнологические фирмы. В Норвегии действует программа, направленная на стимулирование сотрудничества между фирмами кластера «морского хозяйства». Аналогичные примеры можно найти в Дании, Нидерландах, Канаде, ЮАР, Франции, Италии и России.

Причем, в России кластерная политика была реализована еще в советские времена, когда на определенных территориях создавались смежные зоны, в которых размещались смежные производства и научно-технические организации по разработке и производству продукции военно-технического и космического назначения. К таким кластерам относятся авиакосмический - в Москве и Самаре, информационно-телекоммуникационный - в Москве, судостроительный - в Санкт-Петербурге и др. Однако, кластеры СССР не выполняли экономического предназначения, а создавались в целях обеспечения государственной безопасности, но которые вполне можно использовать для организации их на рыночной основе по разработке и производству товаров общего потребления. В настоящее время исследования Финансовой Академии при Правительстве РФ показали, что в России появились новые кластерные образования в кондитерской, фармацевтической, пивоваренной, молочной промышленностях, по производству соков, оборудования для нефтегазовой отрасли, в банковском секторе, которые еще не совершенны, так как не имеют в своем ядре научные организации. Как показывает опыт США, в качестве такого ядра могут быть Университеты, НИИ, например, таковым является Массачусетский технологический институт [6, с. 156], который стал одним из двигателей IT-индустрии и к середине 90-го года в США было создано 4 тыс. компаний, которые обеспечили 1,1 млн рабочих мест с оборотом на 232 млрд долларов США.

Как показали исследования Гарвардской школы бизнеса,

кластерная политика дает мощный толчок в развитии и эффективности МИП. Например, в условиях кластера США работают более 39% субъектов экономической деятельности, уровень производительности труда которых выше на 44%, уровень заработной платы на 29%. В Финляндии нет таких показателей, они значительно ниже, но в мировых рейтингах по текущей и перспективной конкурентоспособности она занимает ведущее место. За счет кластеров по деревообработке и бумажному производству Финляндия, располагая 0,5% мировых ресурсов, обеспечивает 9% мирового экспорта продукции деревопереработки и 25% бумажной промышленности.

Недостатками кластерной политики является то, что искаженное понимание термина «кластер» может привести к построению неэффективных, экономически невыгодных и нелегальных образований внутри кластера.

В России существуют также ограничения по использованию кластерного принципа минимизации налогообложения за счет построения вертикально интегрированных компаний, который не может быть использован, потому что кластеры не имеют совершенной структуры управления и не имеют развитую систему малых и средних предприятий. МСП России имеют ограниченные возможности доступа к капиталу, на них не используются такие передовые способы работы, как аутсорсинг и субконтрактация, которые придают максимальные выгодные условия по размещению заказов у промышленных предприятий в условиях кризисов. Субконтрактация является эффективным механизмом, позволяющим предприятиям передать часть производственных функций другим предприятиям на субконтракт и аутсорсинг, а свои ресурсы сконцентрировать на важнейших направлениях собственной деятельности. При этом крупные предприятия могут передать значительную часть производственных функций малым и средним предприятиям на субконтракт и аутсорсинг, а сами могут сконцентрировать свои ресурсы на важнейших направлениях и инновациях. За счет этого все участники рынка могут добиться высокого уровня специализации и при скоординированной кооперации повысить конкурентоспособность как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне национальных производительных систем. Такая система отношений резко сокращает сроки поставки на производство новых изделий, облегчает процесс сертификации, повышает производительность труда и конкурентоспособность предприятия, сокращает запасы комплектующих на складах и ускоряет оборачиваемость средств в производстве. Безусловно, такое сотрудничество становится возможным при работе МСП с крупными предприятиями, имеющими массовое и крупносерийное производство, так как поставки субконтрактной продукции осуществляются партиями в рамках установленного графика поставок. Узкая специализация при посто-

янной загрузке обеспечивает предприятиям-субконтракторам интенсивное использование, быструю амортизацию и обновление оборудования, а малое предприятие-субконтрактор избавится от необходимости нести расходы на разработку, создание собственной сбытовой сети. Кроме того, известны случаи, при которых субконтрактор может получать от контакторов, или головного предприятия, оборудование, технологическую оснастку и приспособления, приборы и аппаратуру, помощь в осуществлении стандартизации и контроля качества, которые необходимы для выполнения заказа. Иногда осуществляются совместные разработки.

В связи с этим, правильно разработанный кластер, дает возможность соединить воедино интересы государства, бизнеса, науки, финансовых институтов.

В кластерах особенно активно начинает функционировать малый и средний бизнес, так как сама среда требует его массового присутствия, стимулирует к работе и создает созидательную атмосферу.

Библиографический список

1. Егорова Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация / Н.Е. Егорова, М.А. Маренный. - М. : Компания Спутник Плюс, 2004.

2. Тореев В.Б. Барьеры на пути малого бизнеса / В.Б. Тореев // ЭНСР. - № 4 (43), 2008.

3. Электронная версия Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, www.siora.ru, 2010.

4. Борисов С Бизнес и государство: Голод на инновации / С. Борисов // Ведомости, 05, 2006.

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. - М. : ЭКСМО, 2007.

6. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия / А.А. Трифилова. - М. : Финансы и статистика, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.