Научная статья на тему 'Некоторые аспекты стиля вокальных жанров ранней музыки и современная исполнительская практика'

Некоторые аспекты стиля вокальных жанров ранней музыки и современная исполнительская практика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
436
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Барокко / Возрождение / стиль вокальной музыки / аутентичность / Палестрина / Монтеверди / Baroque / Renaissance / vocal music style / authenticity / Palestrina / Monteverdi

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тюваев Игорь Борисович

В конце XX века возросла требовательность к подлинному, так называемому аутентичному исполнению, правильному толкованию стиля музыки, отделенному от нас огромным временным пластом в 300-400 лет. Аутентичное исполнение, отвергая произвол по отношению к нотному тексту, вместе с тем отнюдь не означает рабского подчинения ему. В статье под ним подразумевается скорее целостное осмысление произведения, базирующееся на основательном, прежде всего, стилистическом анализе всех его компонентов. Работа касается, прежде всего, особенностей вокального стиля ранней музыки. В ней обобщены знания, необходимые профессионалу на первоначальном этапе изучения стилистики исполнения ранней музыки. Представлен ряд факторов, которые могут помочь найти технические ключи к проблеме стиля. Среди них: контроль дыхания; правильное произношение слов на любом языке; разграничение духовного, светского и придворного репертуара; понимание особенностей полифонии того времени; правильная фразировка; верное использование приема вибрато; подбор качественного ансамбля высоких голосов, в частности контр-теноров. Статья сопровождается комментариями работы автора над исполнением «Мессы папы Марчелло» Палестрины в качестве художественного руководителя вокального ансамбля Новосибирской государственной филармонии «Маркеловы голоса». Приводятся примеры наиболее точных, с точки зрения автора, исполнителей ранней вокальной музыки. Работа проиллюстрирована таблицей, в которой представлены в хронологическом порядке различные виды раннего вокального репертуара вплоть до XVII века и отмечены те стилистические факторы, которые необходимо обязательно учитывать при их исполнении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the vocal style in early music and the performance practice

In the late XX century there appeared new demands to the so called “authentic” performance, correct interpretation of the musical style separated from us by an enormous time layer of 300-400 years. Declining willful interpretation of musical notation, the authentic performance does not presuppose blind submission to it. The author of the article rather considers authentic performance as an integral conceptualization based on the stylistic analysis of all the components. The article focuses mostly on the vocal style in early music. It describes some factors that can help to pick up the key to the problem of style. Among them are breath control; correct pronunciation in any language; distinction between spiritual, secular and courtly repertoire; understanding of the special features of the polyphony of the time; proper phrasing; correct use of the vibrato technique; recruitment of the high voices of excellent quality, especially countertenors. The article contains some examples from the author’s practical work as the artistic director of the ensemble “Markell’s voices”, namely on “Papa Marcello Messa” by Palestrina. The author points out the most accurate performers of early music. The survey is illustrated by the chronological table representing the early vocal repertoire till the XVII century with the comments on the stylistic factors that are crucial for performers.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты стиля вокальных жанров ранней музыки и современная исполнительская практика»

УДК 784

И. Б. Тюваев

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТИЛЯ ВОКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ РАННЕЙ МУЗЫКИ И СОВРЕМЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА

После Бетховена, Вагнера, Бартока..., оставивших след в нашем слуховом опыте, мы утратили «невинность» слушателей Монтеверди на все времена.

Николаус Арнонкур

егодня интерес к старинной музыке перестал быть экзотикой, она широко востребована и исполнителями, и слушателями. Такие инструменты как клавесин, виола, лютня, блок-флейта перестали быть музейной редкостью. Они постоянно звучат со сцены, их тембры стали элементом повседневной музыкальный жизни, концерты старинной музыки стали равноправной и желанной частью репертуара лучших концертных залов, все больше людей профессионально и любительски вовлекаются в исполнение произведений музыки далекого прошлого.

В наше время возросла требовательность к подлинному, так называемому аутентичному исполнению, правильному толкованию стиля музыки, отделенному от нас огромным временным пластом в 300-400 лет.

Аутентичное исполнение, отвергал произвол по отношению к нотному тексту, вместе с тем отнюдь не означает рабского подчинения ему. Мы подразумеваем под ним скорее целостное осмысление произведения, базирующееся на основательном, прежде всего, стилистическом анализе всех его компонентов.

Настоящая работа касается, прежде всего, особенностей вокального стиля ранней музыки. В ней я постарался обобщить знания, необходимые профессионалу на первоначальном этапе изучения стилистики исполнения ранней музыки, и, как мне думается, она может служить

© И. Б. Тюваев, 2014

ориентиром в постижении исполнительских тайн музыки давно ушедших музыкальных эпох.

Вокальный репертуар с XII века по середину XVII имеет ряд сложностей, которые являются камнем преткновения для современного исполнителя. Так, нотация произведений, относящихся к ХП-Х1У векам, обозначает только относительный тон и относительный ритм, если вообще имеет место. Качество звука и многие другие средства выражения оставлены на усмотрение исполнителя, поэтому исполнение зависит от его возможностей, личных симпатий и антипатий, иногда - от причин исполнения.

Любой голос обладает возможностью воспроизводить бесконечное число во-кально-тембровых красок, что дает возможность пользоваться в ансамблевом пении так называемой «тембровой драматургией». Хорошо подготовленный певец и хормейстер должен считать своим долгом вплотную подойти к проблеме стиля путем поиска вокальный техники и окраски звука, подходящей к определенному вокальному произведению.

Есть много описаний техники пения, принадлежащих перу теоретиков от Исидора Севильского до Арнульфо де Гиллено и Конрада фон Забериа, а также многих более поздних исследователей. Однако эти описания очень мало помогают, а дискуссии по их поводу сводятся в основном к вопросам определения терминологии. Настоящие ответы кроются в музыке.

С

Вот несколько факторов, которые могут помочь найти технические ключи к проблеме стиля. Основой пения, конечно, является сама функция голоса, имеющего серьезную профессиональную подготовку. Эта подготовка позволяет певцу уверено держать линию мелодии, контролировать вибрато, дыхание. Стиль репертуара ранней музыки редко требовал громкого пения, но зато был более сбалансированным, требующим более глубокого дыхания, свободного контроля за ним.

При правильном произношении в любом языке существуют определенные позиции в ротовой полости, которые придают различное качество звуку. Текст важен, но при пении важным является не просто перевод и тщательная отработка произношения, но и интерпретация текста на основе его естественных звуков. Значение слов текста, безусловно, также важно, но очень часто является не самым существенным фактором. Прямой, дословный перевод текста иногда уводит в сторону от подлинного смысла произведения.

Нельзя забывать о разграничении духовного, светского и придворного репертуара, и это может оказаться более важным, чем определение того, какой должна быть музыка - быстрой, медленной, веселой или грустной. Есть произведения, которые не требуют глубоко личного отождествления, но даже они оживляются самим дыханием человеческого голоса. Линия мелодии должна быть основным средством стилистического выражения. Мелизмы шансона или лютневого произведения, украшения в итальянском мадригале часто лучше отражают атмосферу этого произведения, чем это мог бы сделать любой текст.

Исполняя сегодня раннюю духовную музыку на латинском языке, необходимо глубоко понимать особенности полифонии того времени, в котором она была написана, ведь именно в ней кроются таинственные загадки фантастического порой одновременного звучания 40 голосов как в 40-голосном мотете Томаса Талли-са «Эрет ш А1шт» или восьми голосов

в 8-голосной «Мессе папы Марчелло» Джованни Палестрины. Важно понять ощущение правильного метроритма духовной музыки, для того чтобы она не превратилась в медленное и тягучее бессмысленное перемещение множества мелодий без совместной цели и задачи, под которой я подразумеваю правильную фразировку.

Исполняя недавно «Мессу папы Марчелло» с вокальным ансамблем Новосибирской филармонии «Маркелловы голоса», художественным руководителем которого я являюсь, я столкнулся с подобной проблемой. Для меня всегда образцом исполнения духовной музыки эпохи Возрождения был английский ансамбль под руководством Питера Фил-липса «The Tallis Scholars» (Англия). Их исполнение этой мессы на 400-летнем юбилее Палестрины в Ватикане в свое время подвигло меня на создание ансамбля «Маркелловы голоса», исполняющего в основном раннюю духовную музыку.

Начав подготовку и работу с ансамблем над этой мессой, я почувствовал, что большинство темпов, предложенных нам маэстро Филипсом, не отражают правильного содержания латинских текстов частей мессы и их внутреннего состояния. Подвинув темпы почти во всех частях мессы, порой даже с четырех четвертей до «alia breve», я услышал, что музыка сказочно преображается и приобретает смысл и логику. Помимо этого мы долго работали над воплощением стиля пения духовной музыки Палестрины, что необычайно трудно в наше время, когда мы не имеем возможности, к сожалению, заниматься только духовной музыкой и вынуждены совмещать различные стилевые пласты в своих концертных программах.

Что касается Палестрины, то важным условием аутентичного звучания его музыки является наличие контр-теноров в партии альтов, которые могут сочетаться со специально подходящими для этого стиля женскими голосами - хоровыми сопрано, поющими, как говорится, «под мальчика», т. е. ровными безвибратны-ми голосами; легких фальцетных тено-

ров и тембристых, плотных, с легким верхом баритонов и басов. Совокупность всех этих факторов может приблизить звучание современного вокального ансамбля к стилю исполнения духовной музыки эпохи позднего Возрождения.

Вокальная техника времен Клаудио Монтеверди находит адекватное отражение в одном из его писем от 1627 г. Там, в частности, говорится, что от хорошего певца ожидают следующего:

1. Он не только понимает текст, но уверенно владеет им (знает наизусть), что его произношение чисто и правильно и важно вырабатывать чисто сформированные гласные.

2. Он хорошо «интонирует», то есть способен извлечь ноту точным и правильным образом. Различают три способа звукоизвлечения: а) начинать на секунду, терцию или кварту ниже данной ноты и только затем постепенно повышать пение до основного тона; б) способ, изобретение которого приписывается Каччини - следует начать ноту с акцента и продолжать ее, постепенно ослабляя, после чего нота снова может быть атакована и подготовлена к следующей ноте; в) третья манера состоит в том, что ноту надо атаковать изящным и мягким голосом. Эти два последних типа атаки являются условиями совершенного легато и меццо-воче.

3. Хороший певец владеет легато и портаменто. Пассажи в простейшей форме образуются в гортани, то есть поются легато. Молодые певцы изучают способы звуковедения, исходя из итальянских принципов «основательного пения», когда каждая индивидуальная нота берется во всей полной красоте.

4. Певец владеет mezzo voce, то есть увеличивает или уменьшает звук, что возможно только при хорошей интонации. Наряду с обыкновенным крещендо на длящейся ноте существует крещендо с нежным увеличением воодушевления, крещендо, портаменто или глиссандо, одновременное увеличение силы звука и воодушевления, внезапное чередование пиано и форте, эффекты «эхо». Цаккони предупреждает о нежелательности фор-

сирования голоса и использования фаль-цетного пиано. Голос, по его мнению, должен звучать оперто, не пусто.

5. Певец в состоянии контролировать естественное вибрато, которое возвышает голос над остальными инструментами. Он способен приспосабливать голос к характеру музыки, то есть сделать его столь малым или столь крупным, как он пожелает. Неконтролируемое вибрато -это порок. Его трудно искоренить.

6. В своей работе над голосом певец добивается наибольшей гибкости. Это означает, что грудной и фальцетный регистры должны быть развиваемы одновременно. У невоспитанного певца один регистр всегда более сильно развит, чем другой: например грудной регистр у баритона или головной регистр у контр-те-нора. Если баритон изолирует свой грудной регистр, он никогда уже не преуспеет в переходе в фальцетный регистр, его пассажи звучат грубо, форсировано, нечисто, в то время как они должны звучать мелодично, естественно и чисто, что возможно тогда, когда оба регистра функционируют должным образом [5].

Эти требования к певцам, изложенные Монтеверди в начале XVII века, и сегодня звучат актуально, без их учета невозможно правильно и грамотно исполнять позднеренессансную и барочную вокальную музыку. А звезды мировой оперной и камерной сцены, специализирующиеся на исполнении старинной музыки, показывают нам пример тщательного изучения стиля и манеры исполнения вокальной музыки этого времени. К числу выдающихся исполнителей современности можно отнести Филиппа Жарусского, Натали Дессей, Патрисию Петибон, Симону Кермес. А к числу вокальных ансамблей, стремящихся к подлинности звучания - «The Tallis Scholars», «Monteverdi Choir», «I Fagiolini», «Venexiana» и другие коллективы.

Одна из центральных проблем вокального стиля при исполнении старинной музыки — это вибрато.

Прежде всего, необходимо заметить, что безвибратного пения не существует.

Само звукоизвлечение предполагает вибрацию голосовых связок. Но вибрато — это контролируемый волей певца процесс, в отличие от неконтролируемой тремоляции, дающей антихудожественный эффект. Вибрато управляемо и является важнейшим художественным элементом исполнения.

Каждому музыкально-историческому периоду соответствует свое вибрато. Одно вибрато годится для французского шансон 16-го века - довольно заметное, и совсем другое - для григорианского хорала, где инструментальное звуковедение, сдержанность и регуляция подачи дыхания чрезвычайно важны. Еще одна разновидность вибрато свойственна Верди-евским операм, но совсем другое вибрато используется чуткими певцами при исполнении опер Доницетти или Беллини. Подготовка старых мастеров была, наверное, более тщательной в этом отношении: вибрато держалось под контролем и часто использовалось только для специальных эффектов, оно было украшением, которое лишь иногда применялось. В частности, Леопольд Моцарт писал: «Вибрато использовать лишь там надлежит, где и самая природа так поступила бы». Неконтролируемое вибрато современных певцов, особенно в ансамблевом и полифоническом пении, может привести к катастрофическим последствиям для стиля.

Манера практически безвибратного прямого звука, идеально сливающегося с тембрами аутентичных инструментов -ребека, фидели, цинка, корнемюза, крум-хорна и т. д. - просто незаменима, особен-

но при исполнении музыки Средневековья. Дело в том, что почти все духовные и светские музыкальные произведения западноевропейского Средневековья исполнялись певцами в сопровождении различных музыкальных инструментов, которые в тот момент были у музыкантов под рукой. В основном это были струнные или духовые инструменты с пронзительно резким звучанием, на которых было практически невозможно использовать вибрато. И конечно же эстетика звучания этих инструментов влияла на исполнителей-вокалистов того времени, которые вторили им подобным ровным и безвибратным звуком.

В предложенной мной таблице отобраны и представлены в хронологическом порядке различные виды раннего вокального репертуара вплоть до XVII века. Знаком плюс («+») отмечены те стилистические факторы, которые необходимо обязательно учитывать при исполнении, знаком минус («-») - те, которые не столь существенны при работе с этим стилем. При исполнении лучше всего сконцентрироваться на важнейших факторах, и не использовать все из них постоянно (таблица 1).

В таблице представлен далеко не полный перечень жанров и стилей ранней музыки. Каждый стиль хорош по своему, в нем есть «изюминка» для каждого интерпретатора. Таблица не является готовым набором правил для освоения того или иного стиля исполнения. Мне она представляется лишь опорой для изучения неизведанных краев области раннего пения.

Литература

1.Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди. - М.: Классика-ХХ1, 2014. - 280 с.

2. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Т 1. - М.: Музыка, 1986. - 310 с.

3. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. - М.: МГК, 2002. - 362 с.

4. Шестакова В. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков: Памятники музыкально-эстетической мысли. - М.: Музыка, 1971. - 688 с.

5. The Letters of Claudio Monteverdi. Oxford University Press; Rev Sub edition (August 10, 1995). 480 p.

Таблица 1

РЕПЕРТУАР Свойства, характер языка Дикция Духовная, светская, придворная Личная выразитель ность Мелодическая выразительность Вибрато Виртуозность Регистр Ритм

Органум + - + -

Кондуктус + - -

Латинская +

светская песня

Трубадуры + + - - -

Труверы + - + -

Миннезингеры - + + -

Мотет до 1330 + + -

Английские + +

духовные

антемы

Мотет 1350- + + - +

1450

Фроттола + - - +

Французская + -

театральная - - -

песня

Английская

лютневая + +

песня

Итальянский -

мадригал + - - +

Итальянская -

монодия +

Итальянская + + + +

опера 17 век.

References

1. Arnonkur N. Moi sovremenniki: Bakh, Motsart, Monteverdi Monteverdi [My contemporaries: Bach, Mozart, Monteverdi]. Moscow: Klassika-XXI, 2014, 280 p.

2. Rollan R. Muzykarno-istoricheskoe nasledie [Musical historical heritage]. Vol. 1. Moscow: Muzyka, 1986, 310 p.

3. Simakova N. Vokal'nye zhanry ehpokhi Vozrozhdeniya [Vocal genres of Renascence age]. Moscow: MGK, 2002, 362 p.

4. Shestakova V. MuzykaPnaya ehstetika Zapadnoj Evropy 17-18 vekov [Musical aesthetics of Western Europe of the 17th-18th centuries] Pamyatniki muzykal'no-ehsteticheskoj mysli [Musical-aesthetic heritage]. Moscow: Muzyka, 1971, 688 p.

5. The Letters of Claudio Monteverdi. Oxford University Press; Rev Sub edition (August 10, 1995). 480 p.

Некоторые аспекты стиля вокальных жанров ранней музыки и исполнительская практика

В конце XX века возросла требовательность к подлинному, так называемому аутентичному исполнению, правильному толкованию стиля музыки, отделенному от нас огромным временным пластом в 300-400 лет.

Аутентичное исполнение, отвергая произвол по отношению к нотному тексту, вместе с тем отнюдь не означает рабского подчинения ему. В статье под ним подразумевается скорее целостное осмысление произведения, базирующееся на основательном, прежде всего, стилистическом анализе всех его компонентов.

Some aspects of the vocal style in early music and the performance practice

In the late XX century there appeared new demands to the so called "authentic" performance, correct interpretation of the musical style separated from us by an enormous time layer of 300-400 years. Declining willful interpretation of musical notation, the authentic performance does not presuppose blind submission to it. The author of the article rather considers authentic performance as an integral conceptualization based on the stylistic analysis of all the components. The article focuses mostly on the vocal style in early music.

Работа касается, прежде всего, особенностей вокального стиля ранней музыки. В ней обобщены знания, необходимые профессионалу на первоначальном этапе изучения стилистики исполнения ранней музыки.

Представлен ряд факторов, которые могут помочь найти технические ключи к проблеме стиля. Среди них: контроль дыхания; правильное произношение слов на любом языке; разграничение духовного, светского и придворного репертуара; понимание особенностей полифонии того времени; правильная фразировка; верное использование приема вибрато; подбор качественного ансамбля высоких голосов, в частности - контр-теноров.

Статья сопровождается комментариями работы автора над исполнением «Мессы папы Марчелло» Палестрины в качестве художественного руководителя вокального ансамбля Новосибирской государственной филармонии «Маркеловы голоса». Приводятся примеры наиболее точных, с точки зрения автора, исполнителей ранней вокальной музыки.

Работа проиллюстрирована таблицей, в которой представлены в хронологическом порядке различные виды раннего вокального репертуара вплоть до XVII века и отмечены те стилистические факторы, которые необходимо обязательно учитывать при их исполнении.

Ключевые слова: Барокко, Возрождение, стиль вокальной музыки, аутентичность, Па-лестрина, Монтеверди.

It describes some factors that can help to pick up the key to the problem of style. Among them are breath control; correct pronunciation in any language; distinction between spiritual, secular and courtly repertoire; understanding of the special features of the polyphony of the time; proper phrasing; correct use of the vibrato technique; recruitment of the high voices of excellent quality, especially countertenors.

The article contains some examples from the author's practical work as the artistic director of the ensemble "Markell's voices", namely on "Papa Marcello Messa" by Palestrina. The author points out the most accurate performers of early music. The survey is illustrated by the chronological table representing the early vocal repertoire till the XVII century with the comments on the stylistic factors that are crucial for performers.

Keywords: Baroque, Renaissance, vocal music style, authenticity, Palestrina, Monteverdi.

Тюваев Игорь Борисович - заведующий ка- Igor Tyuvayev - Head of the Department of

федрой музыкального воспитания Новосибирс- Musical Training at the Novosibirsk State

кого государственного театрального института. Theatre Institute.

E-mail: ngti2004@mail.ru E-mail: ngti2004@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.