УДК/UDC 004.92 Е. В. Жидкова, О. В. Щербакова
E. Zhidkova, O. Shcherbakova
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
SOME ASPECTS OF GRAPHIC INFORMATION ENVIRONMENT CREATION
Глобальная визуализация информации приводит к тому, что становятся актуальными вопросы художественного построения композиции в информационном дизайне. В современном обществе все чаще используются основы изобразительного искусства как базы для построения визуальных объектов. Визуализация проникает повсеместно в различные области жизнедеятельности человека. Это обусловлено ростом и быстрой адаптацией к условиям в обществе компьютерных информационных гаджетов. Наблюдается проникновение визуального представления различной информации в специализированные области систем, в том числе и в образование. Возникает насущная необходимость людям, далеким от художественного образования, представлять доклады, лекции, рефераты, дипломы, защиты различных работ с использованием современных компьютерных технологий. В статье предлагаются алгоритмы составления простейших инфокомпозиций слайда.
Global visualization of information leads to the fact that issues of artistic composition in information design become very important. In modern society the use of the main principles of fine art as a basis for constructing visual objects is increasing day by day. Visualization permeates throughout different areas of human life. This is caused by the growth and rapid adaptation in society of computer information gadgets. There has been the penetration of different information visual representations in a specialized area of systems, including education. There is an urgent need for people far from art education to present reports, lectures, abstracts, diplomas, thesis defence using modern computer technology. The article shows the algorithms of making primitive infocompositions of a slide.
Ключевые слова: визуальная информация, инфодизайн, композиция, равновесие в композиции, линия, цвет, алгоритм инфо-дизайна.
Keywords: visual information, infodesign, composition, balance of composition, line, color, infodesign algorithm.
Начало XXI века можно назвать «временем визуального восприятия информации» во всех областях знания и миропонимания. Повсеместное общение с компьютером и его аналогами приводит к переосмыслению работы с информационными объектами.
Высшее профессиональное образование претерпевает значительные изменения и преобразования на пути освоения новейших технологий. Это связано с восприятием, передачей и использованием информации в процессе обучения, вследствие чего возникают следующие противоречия:
— с одной стороны, это возникновение и развитие различных технологий визуализации (визуального представления) и различного рода информации (презентация, графические редакторы, средства связи, планшеты, ПК, смартфоны и т. д.);
— с другой — приемы работы с визуальными объектами и создание различных графических образов (композиции), интуитивно освоить которые достаточно трудно, если не иметь художественного образования.
Возникает закономерный вопрос: как научиться основным принципам и закономерностям грамотного создания визуальных конструкций композиции людям, у которых отсутствует опыт художественного образования? Этот вопрос послужил началом разработки и создания базового алгоритма в информационном дизайне, так как графическая информация и все, что с ней связано, играют важную роль во всех сферах образования.
Современное образование рассматривает информацию как основной источник ресурсов обучения, а информационные системы и технологии — как средство повышения производительности и эффективности труда. Из этого можно сделать следующие выводы:
— грамотная и осознанная подача информации на слайдах и других графических документах дает понимание ее применения и возможность оперирования ею;
— неправильно собранная композиция листа приводит к отсутствию ожидаемой реакции даже на очень значимые акценты.
Материал статьи был проработан и составлен в процессе наблюдений за работой обучающихся (студентов и школьников) Сибирского государственного университета путей сообщения, в том числе при обучении графическим дисциплинам студентов технических и гуманитарных специальностей, а также школьников (7-11-й классы). Примеры рассмотрены в процессе создания слайдов в программе РстегРоП для учебных, научных и других материалов. Приводимые в работе алгоритмы могут быть использованы в различных областях создания инфо-дизайна при работе с визуальной информацией.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что в процессе обучения при работе с информацией для создания более эффективного педагогического процесса на разных этапах обучения следует применять различные образовательные технологии, в том числе и визуальные (графические).
Образовательные технологии включают в себя ряд приемов, которые необходимо составлять в пространстве листа или экрана (символы, графические изображения, фотографии, формулы, слова и т. д.). Это использование разнообразия методик для обучения вызвано необходимостью формирования визуального образа идей и посланий.
Как известно, исторические артефакты говорят о том, что визуализация информации началась не с букв, а с рисунков (визуальных образов), которые понятны любому видящему человеку. Эти рисунки (петроглифы) — информационная среда первобытных людей, рассматривая которую историки до сих пор расшифровывают сообщения древних. Они так же, как современные люди, жили в своем социокультурном режиме и создавали свои определенные «информационные базы», которые использовали в обыденной жизни и создавали наследие для потомков. Значительно позже возникли знаки, символы, определяющие звуки, слоги, слова, визуально разделяя все образы на текстовые значения для понимания отдельных областей и для разных народов.
На современном этапе развития область творчества, связанную с созданием визуальных образов для прикладного, не художественного использования, называют информационным дизайном. Всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и пе-
редачи информации (Интернет) дает ссылку о транскрипции определения профессором информационных технологий Дино Карабегом. Он зафиксировал следующее определение информационного дизайна — это дизайн информации. При помощи инфодизайна создается зрительная структура видеоряда для коммуникаций людей, в том числе в образовательном процессе на различных уровнях и областях [4, с. 280].
Интернет-ресурсы определяют информационный дизайн как отрасль дизайна, в которой осуществляется практика художественно-технического оформления и представления различной информации с учетом эргономики, функциональных возможностей, психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации и некоторых других факторов. Традиционные и новые принципы дизайна применяются в процессе преобразования сложных и неструктурированных данных в осмысленную информацию, имеющую интеллектуальную ценность. При помощи изображений, символов, цветовых сочетаний, слов и прочего в различных программных ресурсах происходят передача идей, иллюстрирование и визуализация данных в различных областях жизнедеятельности.
На современном этапе технического продвижения информационных нововведений образовательные технологии и программное обеспечение уже в полной мере используют различные средства видеоряда, а их грамотное построение позволяет решать основные дидактические задачи, такие как:
— повышение эффективности обучения;
— более быстрое и качественное усвоение нового материала;
— значительное сокращение времени на повторение и закрепление пройденного материала, отведенное на изучение темы или раздела учебного курса;
— расширение круга рассматриваемых проблем и тем [2, с. 215].
Педагоги считают, что природа понимания и запоминания предмета или явления будет значительно успешнее, если ее представить в ясной, структурированной форме. Причем материал будет восприниматься в более полном объеме, когда зрительная информация представлена при помощи визуальных элементов и подкрепляется уже известными свойствами объектов вследствие природных процессов мышления.
В настоящее время использование современных технологий (Интернет, мультимедиа,
средства коммуникации) приводит к тому, что визуальный ряд занимает важное место во многих областях жизни человека. Мы становимся свидетелями и активными участниками процесса интегрирования в области искусства (композиции и визуализации), которая является основной составляющей для всех остальных существующих на земле наук. Стирается грань между «служителями искусств» — художниками (специалистами) и человеком (не специалистом в области искусства), который выражает свои мысли не только словами, но и языком визуальных образов. Из этого следует, что правила и принципы построения визуального художественного образа становятся востребованными с каждым днем все более широким кругом людей.
Основной целью информационного дизайна, по мнению разных авторов, является ясность коммуникации: информация должна быть не только точно передана преподавателем, но и правильно понята обучающимся. Информационный дизайн строится на функциональных и эстетических принципах.
К функциональным принципам традиционно относят: доступность и легкость понимания и обучения, четкую структуру сообщения, ясность и простоту, единство элементов сообщения, обеспечение высокого качества сообщения, уменьшение стоимости. К эстетическим — гармонию и пропорциональность.
В процессе работы над составлением информационного видеоряда дизайнеры выделяют принципы композиции, с помощью которых конструируется информационный графический образ: принцип целесообразности, единства; доминанты; соподчинение в целом; динамизма; равновесия; гармонии; пропорциональности; последовательности; акцента.
Примером использования акцентирования в композиции слайда может послужить изменение различных параметров текста (размера и начертания шрифта, позиции и т. п.), а также можно добиться акцента с помощью выделения части текста, например контрастным цветом, на который необходимо обратить внимание читателя. Или параллельное изложение: заметки на полях, параллельные тексты, рисунки, элементы анимации, — также помогает привлечь внимание к наиболее важным моментам информации.
Дизайнеры-графики считают, что композиция в инфографике PowerPoint (презентационной графике) близка к типографике (типографической графике). Критерии успешной композиции, по мнению типографиков, — целост-
ность, уравновешенность композиции, присутствие композиционной доминанты, лаконичность и ясность силуэта, логичность структурной основы композиции, динамичность и легкость построений, гармоничность пятна композиции к пространству листа [3, с. 5].
В процессе работы может возникнуть такой фактор, как излишняя усложненность информационной композиции, которая может выражаться в наличии отвлекающих внимание элементов. Это одна из серьезных проблем информационного дизайна, относящаяся к вопросу композиции.
Человек, который разрабатывает инфо-дизайн слайда в работе над информационным сообщением, должен уметь гармонично использовать композиционные средства, где расположение и взаимосвязь частей обусловливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Задачей композиционного построения является распределение инфоматериала таким образом и в такой последовательности, чтобы наилучшим образом выявить смысл и назначение информации, создавая выразительную и гармоничную художественную форму.
К основным элементам композиции относят простейшие составляющие:
1. Линия. Она определяет многозначное понятие. Может быть определена как черта, которую проводят на плоскости карандашом. Если ее рассматривать применительно к созданию презентаций (композиций), линией называют характер, стиль ее оформления.
2. Форма. Рассматривают как объемно-пространственную характеристику предмета окружающего мира. Классически выделяют следующие виды форм:
— геометрические, или закономерные (круг, овал, прямоугольник, треугольник и т. д.), легко измеряются и просчитываются математически;
— природные, или ассоциативные (ракушка, лист, рыба, цветок), создаются природой, живые, движущиеся, изменчивые;
— искусственно-абстрактные — случайные формы, созданные человеком.
3. Пространство, или воздух. Так называемое свободное, не занятое место в композиции.
Значимые части информационного материала всегда необходимо выделять путем окружения его пустым пространством — «воздухом». Его можно сравнить с принципами заполнения листа чертежа (наиболее удачно выглядит композиция чертежа, если она занимает около 75% ли-
ста или использовать около 75 % рабочего поля). Такой документ и его части приятнее и легче читать, это придает тексту изящество. Пространство позволяет увидеть и оценить по достоинству каждую составляющую, одновременно придавая единство всей композиции. Если оно перегружено, глазу будет трудно найти главную часть и ритм инфодизайна. В информационном дизайне выделяют понятие позитивного и негативного пространства. Позитивное — пространство внутри композиции, которое занимают различные материалы. Негативное — это пустое пространство вокруг элементов, позволяющее увидеть отдельные элементы композиции.
4. Текстура — видимый рисунок поверхности. Текстура может быть очень разнообразной и часто создает определенные эффекты в композиции. Если понятие текстуры отнести к ин-фодизайну композиции, то можно говорить как о теме слайда, текстуре фона, создании различных эффектов восприятия (мультипликация, анимация и т. д.).
5. Цвет. В создании художественной композиции, так же как и в инфодизайне, цвет играет важную роль. Психологи уверены, что восприятие информационного рекламного продукта напрямую зависит от цветового решения, используемого авторами. Оно не только вызывает определенные реакции человека, но и создает закономерное эмоциональное состояние. Есть мнение, что цветовое воздействие происходит не только с помощью зрительных рецепторов, но и других органов чувств. Наука, изучающая цветовые приемы сочетаний в изображениях, — цветоведение. Глобализация визуализации информации приводит к тому, что цветопередача и ее границы использования в последнее время расширились. Эмоциональное воздействие цвета на человека носит субъективный характер. Однако выявлены и некие общие закономерности его проявления, которые могут служить отправной точкой для построения образной цветовой графической композиции. Приведем краткую характеристику основных (локальных) цветов, которые известны каждому по популярной считалочке про охотника и фазана.
Красный (алый) — создает значимый акцент, на который невозможно не обратить взгляд. Он стимулирует внимание и зрительно увеличивает размеры предметов. В верхней части композиции создает впечатление тяжести, в нижней — приковывает внимание и сглаживает впечатление утяжеления.
Оранжевый (апельсиновый) — способен быстро привлечь внимание человека, зафик-
сировать взгляд на предмете. При расположении вверху композиции прикрывает, придавливает, отяжеляет, по бокам — создает впечатление приземленности, вещественности, внизу рабочего поля вселяет уверенность.
Зеленый (травянистый) — один из основных, который создает чувство спокойного цвета. В процессе инфодизайна его можно использовать в качестве дополнительного цвета к красному и желтому. Желто-зеленый цвет вызывает у человека ощущение благополучия, оптимизма, весеннего обновления.
Голубой — ощущение легкости (как небо), комфортности, успокоения.
Синий цвет, находясь вверху композиции, вызывает настороженность, помогает сконцентрироваться на главном и не распыляться по мелочам. Находясь внизу, данный цвет противоположно меняет эмоции на легкость, доброжелательность. Синяя деталь привлечет к себе внимание и никогда не вызовет отрицательных эмоций.
Фиолетовый — «захватывающий интерес», хорошо стимулирует работу головного мозга и способствует решению творческих задач.
Белый цвет — не отталкивает ив то же время не несет никакой информации, он нейтрален.
В качестве сигнального можно использовать черный цвет для наружных элементов, с целью повышения контраста между объектом и фоном, для обозначения движения формы, пояснительных надписей.
Серый — классический, нейтральный цвет, отражает все цвета, но в нем не доминирует ни один из них [6].
Обучающие информационные материалы с мощной композицией инфодизайна будут привлекать внимание зрителей и удерживать их до тех пор, пока каждая мелочь, над которой вы так кропотливо трудились, не будет оценена по достоинству. В свою очередь композиционно неудачно собранная информационная картина может испортить вид даже самых важных обучающих элементов, создавая чувство, что на ней что-то не так. Многие даже не поймут почему, но информация будет менее воспринимаемой, и сложнее будет понять ее смысл.
Один из основных моментов любой композиции — это равновесие. Любые изображения должны быть уравновешены. Рудольф Арн-хейм, автор книги «Искусство и визуальное восприятие», американский писатель, киновед, кинокритик, эстетик, психолог, говорил о равновесии в композиции, что «это такое расположение
элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении» [1, с. 34]. По его мнению, на это влияют форма, направление, месторасположение. Уравновешенная композиция создает впечатление, что любые дополнения, внесенные в созданный художественный образ невозможны, она выглядит «нуждающейся» во всех составляющих ее частях, а несбалансированная выглядит случайной, временной, незавершенной.
Современное образовательное пространство находится в процессе свободного плаванья относительно того, что касается построения графической и информационной компози-
ции — инфодизайна листа (слайда, страницы, композиционного пятна).
Как правило, человек, создающий инфо-композицию, сталкивается с тем, что у него есть исходный рисунок, который надо поместить на слайд и в текст.
Работая в программе для создания презентаций PowerPoint, появляется возможность составить большое количество вариантов инфодизайна слайда, используя текст и рисунок) (рис. 1).
Рассмотрим ряд рекомендаций, которыми можно воспользоваться для решения поставленной задачи.
Рис. 1. Исходные данные инфокомпозиции
В первую очередь следует помнить о главных законах классической (стабильной, спокойной, деловой) инфографики построения листа (рис. 2):
— во-первых, мысленно найдите центр листа (слайда), важная информация должна находиться ближе к этому смысловому центру и занимать примерно среднюю треть композиции;
— во-вторых, композиция на слайде должна занимать 75 % всего поля листа, оставляя вокруг место для «воздуха», композиция не должна выглядеть перегруженной, содержать больше одного смыслового центра (место, которое сразу будет видеть человек);
— в-третьих, композиция должна находиться немного выше, оставляя нижнее поле чуть больше, верхнее — чуть меньше.
Рассмотрим построение инфографики слайда, когда докладчику важно показать значимость либо рисунка (фотографии, схемы, чертежа и т. д.), а текст будет второстепенным элементом композиции; либо текст будет главным, а рисунок второстепенным.
Рис. 2. Расположение элементов композиции на слайде
1. Стандартное построение. Элемент композиции, который необходимо выделить, он является доминирующим объектом, располагается ближе к центральному месту в слайде, а текстовой материал находится либо внизу, справа, либо обтекает заявленный рисунок (рис. 3).
2. Можно воспользоваться функциями «стили фона», «формат, заливка фона», различ-
ными заливками и т. д. При выборе цветов для деловой презентации следует пользоваться не яркими, а приглушенными тонами, не забывая, что главный на слайде — рисунок, во вторую очередь — текстовый материал, а только потом яркость и насыщенность цветовой и тональной раскладки.
3. Использование режима «Тема» или «Изменение базового дизайна слайдов» в PowerPoint дает еще ряд возможностей построения слайда.
4. Диапазон разнообразия дизайна составляет несколько десятков различных тем для составления инфокомпозиции слайда.
Однако следует помнить, что новый дизайн слайда подразумевает 75 % заполняемости или необходимо оставлять «воздух» внутри заданного фона, (рис. 4).
5. Применение режима «Образец слайда», который находится на закладке «Вид», дает возможность создания полностью неповторимого, индивидуального инфодизайна слайда.
При создании оригинального слайда вы создаете поле для демонстрации необходимой информации, поэтому инфодизайн фона слайда не должен по значимости производить большее многие тексты, дающие представление о раз-впечатление, чем сама основная информация. личных закономерностях, числовых и других по-
6. Использование режима «SmartArt» казателях, более рационально перевести в раз-на панели «Вставка» дает новые возможно- личные схемы из режима «SmartArt», исполь-сти для быстрого и эффективного создания зуя специальные теги, поскольку они быстрее и вставки графического объекта для визуаль- и логичнее воспринимаются зрителем при пред-ного представления информации. Например, ставлении различной информации (рис. 5).
Рис. 4. Построение композиции слайда с использованием индивидуального дизайна
11 or '. 11 будущего
ГЩ \ * и
Рис. 5. Использование на слайде режима «SmartArt»
Рис. 3. Стандартное построение инфографики слайда
7. Нестандартное построение. Это построение слайда с применением дополнительных принципов инфодизайна, которые помогают создать определенную, нестандартную, необычную атмосферу восприятия инфокомпози-ционного ряда (ритм, асимметрия и т. д.).
Современные способы оперирования визуальной информацией основаны на использовании уже стандартных заготовок для передачи информации окружающим. Но наиболее ценным и значимым является идея создания и использования своих собственных оригинальных подходов в целях передачи информации окружающим людям. Поэтому любому человеку, кто планирует работать в этой области, необходимо свободно ориентироваться в создании инфодизайна графической среды самостоятельно. Для этого с точки зрения художественного и эстетического восприятия графической информации нужно закономерно, уравновешенно и обоснованно научиться строить композиции из различных символов и рисунков. Широкое распространение визуальных информационных объектов помогает обществу перейти на более высокий уровень составления «визуальных фраз» при оперировании графической информацией. При этом формирование информационной культуры осуществляется не только у студентов, обучающихся в художественных вузах,
но и у любых желающих при работе на компьютере и других гаджетах, с использованием специальных программ, что в свою очередь способствует развитию творческих способностей личности [5, с. 175].
Знание и применение элементарных правил и закономерностей создания инфодизайна любой композиции становятся востребованными на разных этапах образования и самообразования человека.
1. Арнхеймер Р. Искусство и визуальное восприятие. М. : Прогресс, 1974. - 386 с.
2. Болбат О. Б., Петухова А. В. Опыт применения электронного учебно-методического комплекса по графическим дисциплинам // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2014. Вып. 31. С. 215225.
3. Древин В. В. Композиционные упражнения по типогра-фике : учеб.-метод. пособие. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2011. 74 с.
4. Жидкова Е. В. Основные графические понятия построения визуальной информации // Актуальные проблемы модернизации высшей школы : материалы Междунар. науч.-метод. конф. (6-7 февр. 2014 г.). Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2014. С. 280-283.
5. Жидкова Е. В. Некоторые принципы композиции при построении графической информации // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2014. Вып. 31. С. 175-178.
6. Руленкова Е. В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов инженерного профиля при изучении графических дисциплин : дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2012. 132 с.
УДК/UDC 378.046.4 Л. П. Майорова, И. В. Гладун, А. А. Черенцова
L. Mayorova, I. Gladun, A. Cherencova
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
EXTENDED PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SPHERE OF WASTE SAFE MANAGEMENT
В статье рассмотрены методические подходы к дополнительному профессиональному образованию в области безопасного обращения с отходами ¡-¡V классов опасности с учетом требований профессиональных стандартов. Обоснована необходимость выделения в типовой программе двух блоков (частей): базового и специального (вариативного). Авторы предлагают включить в учебные планы для всех видов инженерных, экономических и управленческих
специальностей, а также для рабочих профессий базовую дисциплину по основам обращения с промышленными и коммунальными отходами, что позволит реализовать на практике принципы преемственности и непрерывности профессионального образования.
The article deals with methodical approaches to extended professional education in the sphere of safe management of wastes of I-IV hazard classes subject to the requirements of