З.Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Экономические преобразования в России выдвинули на первый план сложнейшие проблемы, вызванные глубинными социально-структурными процессами, динамика которых в немалой степени детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных слоев и групп населения. Социальная дифференциация охватывает широкую гамму "базисных" и "надстроечных" отношений, отражая меняющиеся принципы социального расслоения общества. Изменилась сама природа компонентов социальной структуры, появились новые слои и социоструктурные образования. Речь прежде всего идет о работающих по найму (наемных работниках) и работающих не по найму (91,4% и 8,6%, соответственно, в структуре занятого населения). Объектом нашего анализа является социальная группа занятого населения, выполняющая работу на собственном предприятии самостоятельно или с одним или несколькими партнерами и нанимающая работников. Данная социальная группа, по определению Федеральной службы государственной статистики, называется "работодателями", а на языке социологическом — предпринимателями.
Таким образом, это вполне интерпретируемая на эмпирическом уровне социальная группа, обладающая к тому же и количественными параметрами. В 2005 г. она насчитывала 894 тыс. человек, что составило 1,3% всего занятого населения по статусу на основной работе (без учета вторичной занятости).
За последние два года прирост в абсолютном измерении достиг 83 тыс. человек, или 0,1%. Внутри этой группы достаточно велика внутренняя дифференциация — по видам экономической деятельности, количеству занятых работников
Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант 05-03-03385а.
Авторы работают в Институте социологии РАН.
ГОЛЕНКОВА Зинаида Тихоновна — доктор философских наук, профессор, заместитель директора. ИГИТХАНЯН Елена Давыдовна — кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник.
на том или ином предприятии (мелкие, средние, крупные владельцы капиталов), финансовому обороту и некоторым другим параметрам.
Условия, в которых осуществляется предпринимательство, могут стремительно изменяться, особенно в трансформирующихся обществах. Оно развивается во всех отраслях народного хозяйства и представляет собой различные формы не запрещенной законом негосударственной хозяйственной активности. И. Шумпетер характеризовал предпринимателя как новатора, реформирующего производство путем использования инновационных технологий или внедрения различных изобретений. В трансформирующихся обществах предпринимателем стали называть любого делового человека, занятого хозяйственной деятельностью в негосударственном секторе экономики.
Информационной базой нашего анализа послужили данные Росстата, а также материалы социологического исследования, проведенного в 2005 г. Институтом общественного проектирования при участии РОМИР-мониторинг (проект 240910) среди городского и сельского населения Российской Федерации в возрасте от 18 лет и старше1.
Попытаемся ответить на некоторые вопросы, связанные с объективными показателями представителей этой группы. Для лучшего выявления некоторых ее характеристик мы выделили группу сравнения, куда вошли незанятые предпринимательской деятельностью — наемные работники (7813 человек). Итак, кто становится предпринимателем?
Половозрастные особенности. По данным исследования, доля мужчин значительно выше — почти в 2 раза. Среди возрастных когорт наиболее высока доля в общей совокупности 25-45-летних — 63,7%. Наименее представительны старшие возраста, особенно после 60 лет. Таким образом, в предприниматели "идут" прежде всего самые зрелые возраста, наиболее активные, профессионально подготовленные работники. Именно поэтому по своему образовательному уровню здесь представлены специалисты, имеющие среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование (63,5%). Среди работающих по найму удельный вес этой категории меньше — 57%. Предприниматели и более профессионально мобильны. И хотя учатся с целью получить дополнительное профессиональное образование лишь немногим более 5% опрошенных предпринимателей (среди наемных работников — 4,6%), тем не менее, значительная доля первых ориентирована на то, чтобы получить высшее образование в ближайшее время.
Что касается категории предпринимателей, попавших в выборку (субъекты малого, среднего и крупного бизнеса), то, исходя из критерия численности занятых на предприятиях, это преимущественно представители малого бизнеса, т.е. коммерческих организаций с численностью занятых до ста человек. В исследовании таких предприятий оказалось более 90%, в основном из сферы торговли (около 40%), бытового обслуживания (12%), транспорта (11%) и некоторых других. По данным Росстата, в 2005 г. подавляющее большинство малых предприятий были сосредоточены в следующих секторах: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (46,0%), транспорт и связь (4,5%), а также в операциях с недвижимым имуществом (15,6%).
1 В исследовании применялась многоступенчатая территориальная стратифицированная случайная выборка на основе квотного отбора. Объем выборочной совокупности занятого населения составил 8422 человека, анализируемая нами группа — работодатели-предприниматели — представлена 413 ед. наблюдения. Данные исследования любезно предоставлены авторскому коллективу отдела социальной структуры Института социологии РАН (руководитель З.Т. Голенкова) М.А. Тарусиным (Институт общественного проектирования).
Таковы в общих чертах некоторые объективные характеристики представителей предпринимательского корпуса, попавших в выборку.
Рассмотрим далее комплекс проблем, объединенных в следующие крупные блоки.
Предприниматель и его социальное окружение
На вопрос о том, каковы в месте проживания предпринимателя условия для развития малого бизнеса, мнения разделились примерно поровну: назвали условия "хорошими" и "скорее, хорошими" — 47,0% респондентов, "плохими" и "скорее, плохими" — 48,4% (остальные затруднились ответить). Что касается отношения государственных чиновников к частному предпринимательству, то ответ "помогают" выбрали — 26,9% опрошенных, "мешают" — 62,5%.
Социальное окружение — это не только взаимосвязь с властью, с социальными институтами, но и внутрикорпоративное общение с людьми, поставленными в те же жизненные обстоятельства. Лишь 4,8% опрошенных отметили, что у них нет друзей и знакомых, занимающихся подобного рода деятельностью. Иными словами, круг их общения с себе подобными достаточно широк и выводы, которые ими сделаны, основаны на интенсивном включении в предпринимательскую среду. Успешен опыт у 53,2% предпринимателей, удовлетворителен — у 31,0%, неуспешен — у 8,0%. Как итог, большинство из бизнес-окружения (73,4%) приспособились к новым рыночным условиям. Весьма показателен тот факт, что среди опрошенных непредпринимателей лишь 10% негативно воспринимают мелкий и средний бизнес. Остальные — "хорошо" и "скорее, хорошо". Несмотря на традиции, нормы поведения и ценности, сложившиеся у людей в недалеком социалистическом прошлом, стереотипы о предпринимателях как о "торгашах", "спекулянтах" постепенно уходят. Несколько иное отношение к крупным предпринимателям, владельцам компаний, предприятий. По-видимому, рыночный успех крупного бизнеса, миллионные состояния, нажитые не всегда законным путем, ассоциируются в сознании людей как деяния не во всем праведные. Не доверяют ему почти 45% опрошенных. А на вопрос "Как Вы думаете, кому сегодня в России принадлежит власть?" 44,1% предпринимателей и столько же непредпринимателей ответили: "крупному капиталу". Для сравнения: президенту — 18,2 и 18,6%; чиновникам — 11,0 и 8,5%; народу — 1,0 и 0,9%. То, что "естественным врагом" малого бизнеса является бизнес крупный, отмечают многие исследователи. Причин здесь немало, прежде всего вторжение крупного бизнеса в поле хозяйственной деятельности малого бизнеса, возможность крупных предпринимателей влиять на федеральные и региональные власти в собственных интересах и т.д. [1].
Сейчас, когда предпринимательство постепенно начинает занимать свою социальную нишу в трансформирующемся обществе, складываются не только деловые, но и нравственные ориентиры предпринимателей, материализующиеся в практических действиях. Важным является осознание необходимости участия в благотворительной деятельности. Это еще одна сторона социальных связей и, с нашей точки зрения, существенный показатель утверждения в российской действительности нового социального слоя. По словам почти 60% предпринимателей, они участвуют в благотворительной деятельности, хотя и не вполне достаточно. Основными направлениями здесь должны быть школьное образование, строительство жилья, здравоохранение. Как видим, приоритеты соответствуют национальным социальным проектам, провозглашенным Президентом РФ.
Еще один параметр социальных связей — отношение к социальной политике вообще. В целом социально-политическая активность опрошенных невелика. Об этом говорит хотя бы тот факт, что треть предпринимателей и почти четверть непредпринимателей не принимали участие в выборах в Госдуму в 2003 г., а 10% первых и 12,3% вторых не помнят, ходили ли они голосовать. Видят для себя необходимость участия в различных общественных движениях (организациях, объединениях и т.д.), соответственно, 4% и 2,5%; отрицают такую необходимость 29% предпринимателей и более трети непредпринимателей. Основная масса опрошенных к этой идее просто безразлична. В то же время свой бизнес опрошенные прочно связывают со своей страной, с местом, где они живут и работают. По сравнению с серединой 90-х годов, когда политические симпатии предпринимателей концентрировались вокруг партий демократической ориентации (явное предпочтение отдавалось "Яблоку" [2]), теперь почти треть переместилась в центр ("Единая Россия"), а другие — "влево" — в сторону КПРФ и ЛДПР.
Говоря о структуре социальных связей, нельзя не отметить такой фактор, как внутрисемейные отношения, — " Я и моя семья". Прежде всего — кто Я? Обычный потребитель, такой же партнер по обеспечению семьи, как и другие ее члены? 72,4% опрошенных предпринимателей ответили, что основной доход приносят именно они сами. Более того, на вопрос "Хотели бы Вы , чтобы Ваши дети имели собственный бизнес?" почти 70% ответили утвердительно. Для многих это вполне разрешимая проблема, ибо 65% респондентов уверены, что смогут дать своим детям платное образование, причем — "без проблем" — почти 20%. Среди непредпринимателей таких соответственно 44% и 5,4%). Можно утверждать, что новое поколение предпринимателей окажется в более комфортных условиях в начале своего бизнеса, поскольку семейные связи и семейные традиции положительно влияют не только на возможность, но и на вероятность стать предпринимателем. Они обладают тем, что не имели и не могли иметь их родители и близкие родственники в стране с социалистическим прошлым, — частной предпринимательской инициативой и бизнесом.
Итак, анализируя социальные связи и взаимоотношения наших респондентов-предпринимателей, можно сделать следующие выводы. Речь идет в основном о состоявшихся и в значительной степени адаптированных в своем окружении представителей своей социальной группы, своего социального сообщества — предпринимателях. Социальное пространство для индивидуального и корпоративного действия постепенно формируется, несмотря на очевидный и несомненный конфликт с институциональными структурами — местной региональной властью.
Предприниматель и его работа
Чем для предпринимателя является его работа — вынужденной необходимостью или жизненной потребностью? Кто и зачем начинает заниматься этим видом деятельности? Для 44,2% работа — это средство реализации способностей, условие достижения успехов в будущем, они оценивают ее как интересную и творческую (среди непредпринимателей так считают 22,0%). Этот показатель даже выше стремления хорошо зарабатывать (40%). Тех, у кого не было возможности получить другую работу, оказалось 5,0% (среди непредпринимателей — 15,8%). Ценят свою работу за престижность и значимость более 50% (среди непредпринимателей — 36%). Да и в перспективности своей работы уверено значительное большинство опрошенных. Уверенность респондентов в своем труде,
в его необходимости и престижности позволяет сделать вывод о достаточном уровне трудовой адаптации предпринимателей в своей социальной среде. Их деятельность, безусловно, начинает получать признание в обществе. А вот сделала ли она их богатыми людьми?
Предприниматель и его материальное положение
Можно выделить несколько групп опрошенных по их материально-доходному статусу: очень бедные, когда доходы позволяют приобретать только необходимые продукты питания; бедные — доходы позволяют приобретать необходимые продукты и одежду; среднеобеспеченные — доходы позволяют приобретать продукты питания, одежду, бытовую технику; состоятельные — могут приобретать все, кроме дачи, квартиры; богатые — не испытывают никаких финансовых затруднений (табл. 1)
Данные табл. 1 свидетельствуют, во-первых, о достаточно низком уровне материального достатка обеих анализируемых групп; во-вторых, о том, что предприниматели по сравнению с непредпринимателями все же богаче. В то же время более половины первых и более двух третей вторых идентифицируют себя с бедными и очень бедными; средние слои представлены незначительной совокупностью опрошенных, а состоятельные и богатые не превышают 16,5% и 3,6%.
Такова сегодняшняя реальность. А какова динамика материального положения? Что было вчера? Улучшилось оно (с различными вариациями — значительно/незначительно) у 47,4% (у непредпринимателей — 33,5%); осталось без изменения — у 35,8% (45,0%); ухудшилось у 14,3% (19,4%). Что будет завтра? Улучшится у 43,3% (29,9%); останется без изменения — у 31,5% (41,0%); ухудшится у 33% (10,7%). Таким образом, вопрос остается открытым. И все же на общем статистическом фоне предприниматели выглядят более пристойно: налицо положительная динамика — от худшего к лучшему, пусть и не семимильными шагами. На вопрос о том, когда наступит достойная жизнь у россиян, 23% опрошенных предпринимателей ответили, что никогда (24% непредпринимателей), лишь 2% полагают, что уже наступила, остальные колеблются в своих прогнозах, называя от 20 и более лет. На наш взгляд, понятие "достойная жизнь" не сводится у представителей всех социальных групп лишь к материальному достатку. Это и борьба с преступностью, с терроризмом (почти треть опрошенных об этом заявляет), и решение многих социальных проблем (бедность, коррупция, доступное образование). Только в этом случае можно говорить о действительно достойной жизни. В чем еще проявляются различия между предпринимателями и непредпринимателями в экономическом и культурном ресурсах, включающих такие показатели, как характеристики имущественного положения (жилье, машина, дача, электробытовая техника и т.д.), досугового поведения и культурных потребностей [3]?
Таблица 1.
Распределение предпринимателей и непредпринимателей по социально-доходным группам, %
Социально-доходные группы Предприниматели Непредприниматели
Очень бедные 13,8 30,1
Бедные 38,3 47
Среднеобеспеченные 27,7 16,5
Состоятельные 13,1 3,3
Богатые 3,4 0,3
Затрудняюсь ответить 3,7 2,8
У предпринимателей, безусловно, лучше качество жилья: их квартиры более благоустроены (в домах "улучшенной планировки"); в собственном доме за городом живут в 1,5 раза больше предпринимателей, более 10% имеют еще одну квартиру в городе (5% среди непредпринимателей), а собираются переехать в новую квартиру, в дом в ближайшие три года 16,7% (8,1%). Что касается других атрибутов зажиточной жизни, то предприниматели значительно чаще имеют персональный компьютер, автомобиль 1997-2004 гг. выпуска.
Итак, "экономический ресурс" более высок и финансовое положение предпринимателей более прочно. Рассмотрим теперь структуру "культурного ресурса". Здесь положение несколько иное. Книг (художественных, научных, популярных, профессиональных) предприниматели читают меньше: почти 40% отметили, что за последние три месяца не прочитали ни одной (32,5% среди непредпринимателей). В кинотеатрах, театрах, на выставках и в музеях за этот же период побывало примерно одинаковое количество опрошенных в обеих группах, хотя доля тех, кто ответил "ни разу", впечатляет: 80% и более. Правда, спортом предприниматели занимаются чаще.
Предприниматель и его социально-психологическая адаптация
Респондентам было предложено оценить свое душевное состояние. Как хорошее (превосходное, очень хорошее и хорошее) оценили его 64,2% предпринимателей (среди непредпринимателей — 41,7%); как посредственное — соответственно, 28,3% и 38,5%; как плохое (плохое, очень плохое, крайне тяжелое) — 6,5% и 9,7%. Состояние психологической комфортности/некомфортности говорит о достаточно высоком уровне адаптации к социальным условиям. Непосредственно с этим фактором связана специфика социальной самоидентификации анализируемой группы. Поскольку российские предприниматели — продукт трансформирующейся социальной системы, то мера устойчивости его социального пространства непосредственно влияет и на устойчивость психологического пространства. Переход к качественно новым социально-экономическим и политическим устоям в обществе неизбежно ведет к изменениям в осознании личностью своей социальной позиции, месте в социальной иерархии. Хотя к "высшему слою" отнесли себя лишь 2,2% предпринимателей (0,6% непредпринимателей), позиция "выше среднего" оказалась заполнена на 6,5%, что в 4 раза выше, чем у непредпринимателей. Самая популярная позиция — "средний слой" — 65,4% и 61,9%. "Ниже среднего", "низкий" и "самый низкий" у первых — 14,2%, у вторых — 31,2%. Социально-слоевая структура опрошенных говорит о том, что субъективная оценка социального статуса непосредственно зависит от социальной позиции опрошенных. Предприниматели как агенты инновационного экономического развития чувствуют себя более комфортно, чем непредприниматели. Более того, можно сделать вывод, что первые начинают адекватнее и стабильнее вписываться в социальноэкономическую структуру, пусть не всегда и не во всем декларируя свое позитивное отношение к общественным явлениям. Прослеживается тенденция взаимосвязи "рыночного успеха" и иерархической статусной позиции.
Как свидетельствует исследование, проведенное ИКСИ РАН в 2003-2004 гг., отношение россиян к предпринимателям и предпринимательству носит неоднозначный и во многом противоречивый характер. Респонденты отмечали, что представителям этой новой социальной группы присущи энергичность и инициативность, и в то же время гораздо реже называлась профессиональная компетентность. Иными словами, для многих россиян серьезный экономический успех
совсем не обязательно связан с высоким уровнем квалификации и профессионализма [4].
Что представляет собой фигура предпринимателя с точки зрения личностных, психологических качеств, какие черты доминируют в поведении, в мироощущении, в ожиданиях?
Структура личностно-психологического ресурса предпринимателя
Обычно непредприниматели в числе основных качеств, мешающих организации собственного бизнеса, помимо отсутствия первоначального капитала, называют боязнь неудач, рэкет, вымогательства. Словом, фактически доминирует нежелание рисковать. Именно поэтому более 50% непредпринимателей на вопрос "Хотели бы Вы иметь собственный бизнес?" ответили отрицательно. Предприниматель — уже иная фигура, так или иначе вошедшая в иную социальную среду. Материалы исследования позволяют выявить следующие конституирующие черты анализируемой группы.
1. Предприниматель — человек, для которого жизнь — непрерывная борьба за существование, стремление всеми силами преодолеть сопротивление и противодействие социальной среды: коррупцию, бюрократический произвол, рэкет. Это социально-действенная фигура, для которой смысл жизни — утверждать свое собственное "Я" во всех жизненных аспектах.
2. Предприниматель — рисковая натура, для которой риск не просто "благородное дело", но элементарная необходимость. По сравнению с непредпринимателями доля готовых идти на риск в 2 раза больше.
3. Предприниматель — человек, неудовлетворенный своей жизнью, и потому возлюбивший богатство. Более трети опрошенных заявили об этом (среди непредпринимателей таких менее 19%). Альтруизм ("стать богатым, чтобы помогать другим") здесь также присутствует, но незначительно, в основном богатство — это условие жить так, "как хочется"
4. Предприниматель — самостоятельный человек. Лишь 1,5% заявили, что они чувствуют свою зависимость от государства (среди непредпринимателей таких в 3 раза больше), а уверенных в том, что они сами должны заботиться о себе, около 20% (среди непредпринимателей — 11%).
5. Предприниматель — сомневающийся человек. Сомнения носят вполне определенный характер. Они касаются прежде всего не столько своего собственного будущего, сколько будущего своих детей.
Таким образом, непредсказуемость экономической и социально-политической ситуации делает порой призрачной перспективу существования, а свобода и автономность, самостоятельность и личная ответственность не всегда выступают гарантами необходимого жизнеобеспечения людей, поставленных в самые различные позиции. В этой связи закономерен вопрос: что понимает под "свободой" объект нашего анализа?
Предприниматель и свобода
В пакете альтернатив, предложенных опрошенным, свобода трактуется как: а) экономическая — возможность заниматься избранной деятельностью или не работать вообще; б) доходная — возможность разбогатеть; в) социально-культурная — возможность получить желаемое образование, любую информацию, свободно исповедовать религию; г) социально-политическая — свободно выбирать
власть на всех уровнях (города, региона, страны), самое широкое участие в политической жизни и открыто выражать свое мнение; д) территориально-мобильная — возможность выезжать за границу. Как оценили опрошенные указанные аспекты свободы? Экономическая свобода — наиболее приоритетное направление, причем 46,0% отдали предпочтение работе и лишь 2% — неработе. Возможность стать богатым — 30%; социально-культурная — 5,9%; социально-политическая — 7,1%; свобода передвижения — 1,9%. Таким образом, главное для предпринимателей (впрочем, как и для непредпринимателей) — быть свободным экономически и поэтому богатым. Все остальное — быть образованным, культурным, активно участвовать в политической жизни, путешествовать и т.д. — значительно проигрывает в представлениях опрошенных.
Отношение к "свободе" как к определенной демократической ценности непосредственно связано и с пониманием "общественной справедливости", и с "социальным равенством" прежде всего потому, что эпоха "политических и социальных свобод", с одной стороны, сформировала категорию людей, находящихся на различных уровнях адаптации к своеобразной жизненной ситуации. Предприниматели, при всей своей предрасположенности к тому типу деятельности, который они избрали, еще не уверены в реальностях и гарантиях выживания не просто физического, но и статусного, и поэтому готовы принять действия и поддержку государства, законов в этом отношении. С другой стороны, все большее значение приобретают такие социальные аспекты проводимых реформ, как борьба с коррупцией, утверждение власти законов, элементов гражданского общества и другие.
Предприниматель и социальная справедливость
Респондентам было предложено оценить значимость различных показателей толкования понятия "социальная справедливость". Их иерархия следующая: равенство всех перед законом (50% предприниматели и 52,2% непредприниматели); личная свобода — 18,2% и 11,9% соответственно; сильная и справедливая власть — 14,0% и 15,8; справедливое распределение материальных благ — 7,5% и
11,9%; подлинное народовластие — 2,9% и 2,4%; свобода религии — 0,0% и 0,9%. Как видно, различий между предпринимателями и непредпринимателями фактически не наблюдается, и те и другие ратуют за утверждение справедливой власти, законных прав всех и каждого. Примечательно, что патерналистские настроения, столь характерные для периода начала экономических реформ, уходят даже не на второй, а на более дальний план. Россияне начинают осознавать необходимость "опоры на собственные силы". Предприниматели поняли это раньше, среди нех доля полагающих, что материальные блага должны "распределяться", а не "зарабатываться", меньше по сравнению с наемными работниками почти в 2 раза. Главное для всех опрошенных — нормальные государственные решения и для функционирования действенного бизнеса, и для достойной и справедливой жизни. Эта тенденция достаточно универсальна: в упомянутом нами исследовании ИКСИ РАН также содержится вывод о том, что понимание демократии у большинства россиян прежде всего ассоциируется с равенством всех граждан перед законом.
Выводы
Бурный динамизм предпринимательства, безусловно, имеет решающее значение для успешного экономического развития: высвободилась энергия социального действия, сформировалась невиданная ранее структура экономической дея-
тельности, возникли институты, определяющие развитие предпринимательства. Чтобы продвигаться в познании действительной социальной структуры общества, ее состава, необходим анализ различных субъектов производственных отношений, в том числе и такой социальной группы, как предприниматели, изучение их коллективного портрета, связей, личных характеристик, установок, ориентаций.
Одним из основных факторов, влияющих на формирование предпринимательства, приобщение его к новому социальному действию, является отношение к среде, в которой оно живет и действует. Реакция и оценки со стороны предпринимательского корпуса к позициям региональных органов однозначны — государственные институты скорее мешают, чем поддерживают мелкий бизнес и его права. Социальное партнерство — предприниматель-бюрократия — понятие пока еще ирреальное; предприниматель так же, как и любой другой гражданин, не застрахован от непредсказуемого развития политических событий, от последствий социально-экономических решений. В то же время предпринимательство начинает обретать черты социальной группы, играющей существенную роль в общественном потенциале: участвует в благотворительной деятельности, формирует свою собственную корпоративную среду, в целом начинает адаптироваться к новым рыночным условиям.
Подтверждением последнему тезису служит отношение предпринимателей к своему труду — ориентация на его престижность, возможность самореализации, рост профессионализма. Все это свидетельствует о постепенном утверждении в сознании и жизнедеятельности понимания того, что предпринимательский труд — базовая ценность, что лишь трудовая активность, ориентация на успех — залог достойной жизни и своей, и своих близких. Тем не менее вполне адекватного ощущения того, что в настоящее время существуют государственные гарантии законов, институциональной поддержки, социального и экономического партнерства, нет, что порождает в среде предпринимателей чувство неуверенности в завтрашнем дне.
Состояние душевного комфорта/дискомфорта, его неустойчивое равновесие отражает те объективные экономические и социальные процессы, которые происходят в стране в целом и у представителей малого бизнеса, в частности. Индивидуально-психологические установки предпринимателя, с одной стороны, направлены на стремление к личному успеху, "опору на собственные силы", готовность рисковать, с другой — формирует неизбежные в данной ситуации чувство неудовлетворенности материальным положением и понимание того, что успех или неудача зависят не только и не столько от него. И в этом малоэффективность экономических реформ, ибо пока не налажен прочный тандем "предприниматель — государственная власть", когда предпринимательство в первую очередь должно зависеть от своей среды и от личных контактов самого субъекта этой деятельности, — цивилизованный бизнес будет оставаться лишь отдаленной перспективой. Для более полного развития потенциала социального слоя предпринимателей необходимо на уровне государства создать экономико-правовые условия, способствующие органическому сочетанию предпринимателей с интересами общества в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский А.В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества // ОНС. 2005. № 1. С. 61.
2. Бабаева Л.В., Лапина Г.П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. М., 1997. С. 151.
3. Тихонова Н.Е. Новые капиталисты: кто они? // ОНС. 2005. № 2. С. 29-40.
4. Российская идентичность в условиях трансформации. Опыт социологического анализа. М., 2005.
Using results of sociological surveys the authors describe problems confronting anterpreneurs, their motivations, their views of freedom and social justice.