УДК 159.9:316.6
Адеева Татьяна Николаевна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрываются некоторые аспекты социальной ситуации развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Основными параметрами анализа являются особенности социальных установок в отношении детей с особенностями развития, специфика родительских отношений, ожиданий и требований к детям с различными видами дизонтогенеза.
Ключевые слова: социальная ситуация развития, социальные установки, родительские отношения, дизонтогенез.
Йети с ограниченными возможностями здоровья - достаточно сложная категория детей с психолого-педагогической ия. Одной из важнейших проблем при работе с данной категорией детей является проблема организации адекватной коррекционной работы, выявление потенциала детей, выбор адекватных средств, методов, форм обучения, воспитания, социализации детей с различными физическими и психическими патологиями. В целом можно говорить о проблеме организации эффективной системы реабилитационных мероприятий в отношении ребенка, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ребенка к выполнению определенных видов деятельности.
В специальной педагогике и психологии накоплен большой теоретический и практический материал о специфике физического и психического развития детей с различными видами дизонтогенеза, о методах, формах коррекционно-педагогической работы, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важным аспектом построения коррекционно-педагогической работы с детьми является анализ структуры дефекта, выявление сильных сторон в развитии ребенка, возможных способов компенсации нарушений, построение плана реабилитационной работы.
Не менее важным направлением анализа будет определение специфики различных сторон социальной ситуации развития детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку именно внутри социальной ситуации развития происходит формирование психических новообразований [3, с. 586].
Согласно определению социальной ситуации развития ребенка, данному в Новейшем психологическом словаре, основными параметрами анализа, должны стать особенности отношений между ребенком и средой, которые включают оценку объективного места ребенка в системе социальных отношений; ожидания и требования, предъявляемые обществом ребенку; особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции.
Специфика социальной ситуации развития в определенной степени задает параметры социальной зрелости, понимаемой как «готовность и способность человека к осуществлению общественно-полезной деятельности, предписанных возрастному этапу социальных ролей, к проявлению социальной активности на основе усвоения, принятия, ин-териоризации личностью культуры общества» [2, с. 159]. Анализ специфики социальной ситуации развития особенно актуален в настоящее время в связи с декларируемыми изменениями в системе образовательных возможностей детей с различными видами дизонтогенеза.
Анализируя теоретические основы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, мы подчеркивали важность стихийных воздействий в процессе личностного становления ребенка и специфику влияния данного вида воздействий в процессе социального развития детей с различными видами дизонтогенеза [1, с. 180]. В настоящей работе предполагаем более подробно проанализировать параметр оценки объективного места ребенка в системе социальных отношений, ожидания и требования, предъявляемые ребенку обществом. С этой целью рассмотрим психологические установки в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, а также некоторые аспекты родительского отношения к детям с особенностями развития.
В исследовании особенностей социальных установок в отношении детей с особенностями развития приняло участие 135 человек. В зависимости от социального статуса респондента, были выделены три основные группы опрошенных:
- студенты, направления подготовки которых связаны с работой с данной категорией детей (студенты направления подготовки: специальная дошкольная дефектология 15 человек; студенты ЯГМУ факультета педиатрии 10 человек);
- специалисты, работающие в сфере товаров и услуг; в сфере транспорта и связи (20 человек), а так же студенты направления подготовки: психология (15 человек), иностранный язык (10 человек), менеджмент (10 человек);
- специалисты специальных учреждений. В опросе приняли участие специалисты учрежде-
100
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Адеева Т.Н., 2016
ний Департамента социальной защиты и попечительства Костромской области из 18 муниципальных образований Костромской области (55 человек).
В качестве основного метода был выбран опрос. Перечень вопросов был составлен на основе опросника Ф.Э. Шереги, и адаптирован с учетом поставленных цели и задач исследования. Вопросы были разделены на 3 блока.
Первый блок вопросов: информированность граждан о проблеме инвалидности. Информированность общества о людях с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий успешной социальной интеграции данной категории лиц.
При анализе первого блока вопросов получены следующие результаты.
Анализируя ответы респондентов на первый блок вопросов можно сделать вывод о преимущественно низком уровне информированности о детях и взрослых с ОВЗ, и проблемах с которыми сталкивается данная категория лиц. Согласно официальной статистике, на данный момент в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями, что составляет 8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Согласно ответам опрошенных, в общественном мнении доминирует показатель «сотни или десятки тысяч». Такая оценка характерна для большинства опрошенных социальных групп; 8% опрошенных оставили этот вопрос без ответа. От общего числа респондентов, лишь 10% (в основном, специалисты учреждений соцзащиты) имеют представление о численности детей с ОВЗ, которое совпадает с данными официальной статистики. Данные оценки, возможно, являются следствием недостаточно четкого понимания самого термина люди с ограниченными возможностями.
В получении дополнительной информации были заинтересованы 42% опрошенных, 21% относятся к данному вопросу нейтрально, 37% не заинтересованы. Данная позиция преобладает среди специалистов в сфере услуг и связи, а также среди студентов направлений подготовки: психология, иностранный язык менеджмент. Они отмечают, что, в основном, получают информацию эпизодически из средств массовой информации. В группе респондентов, профессионально не связанных с детьми с ОВЗ, 65% опрошенных отмечают отсутствие информации о данной группе детей. В определении источников получения информации о проблемах детей с ОВЗ респонденты делятся на две группы. Первая группа включает в себя студентов-дефекто-логов и работников специальных учреждений. Они отмечают, что получают информацию непосредственно от людей с ОВЗ, от родителей детей с ОВЗ, в профессиональном общении. Вторая группа включает в себя респондентов, чья профессиональная деятельность не связана с данной категорией
детей. Источником информации для них являются средства массовой информации. Среди предложенных вариантов в 54% случаев респонденты выбирают такой источник информации как интернет, и в 36% предпочтение отдается прессе. В данном случае информация имеет опосредованный характер, и важным становится способ ее подачи.
Большую часть респондентов, проявляющих интерес к получению дополнительной информации о проблемах детей с ОВЗ, составляют специалисты специальных учреждений, будущие педа-гоги-дефектологи - 87%. Преобладание отсутствия интереса опрошенных к проблеме инвалидности может быть обусловлено низкой освещенностью ее в различных средствах массовой информации, а также отсутствием личной заинтересованности. Данный факт весьма значим в связи с развитием системы инклюзивного образования. Эффективность инклюзии во многом будет зависеть от готовности ее принятия всеми субъектами образовательного процесса, а готовность предполагает наличие знаний об особенностях и проблемах детей с ОВЗ.
Респонденты всех социальных групп отмечают, что основными проблемами, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ, являются доступность образования, возможность посещать досуговые развлекательные центры, возможность устанавливать дружеские контакты с другими людьми, адаптация в учебном или трудовом коллективе.
В ответах на вопрос: «Что необходимо предпринять для изменения положения людей с ОВЗ?» большинство опрашиваемых отмечают, что необходимо предпринять не единичные меры, а комплекс мероприятий, таких как: улучшение финансирования семей, развитие служб психолого-педагогической помощи, развитие частных детских домов, развитие доступности получения образования и трудоустройства.
На данный вопрос отдельными респондентами были предложены свои варианты ответов. Так, например, одной из предложенных мер является «создание качественной безбарьерной среды во всех сферах деятельности». Иным предложенным вариантом является «индивидуальный подход в оказании помощи родителям, имеющих ребенка с ОВЗ».
При анализе второго блока вопросов оценивался уровень толерантности по отношению к людям с ОВЗ, адекватность понимания термина инвалидность, а также представления о личностных характеристиках, приписываемых данной группе.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, и проявляется в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Группа респондентов, включающая студентов направлений подготовки дошкольная дефектология и педиатрия, преимущественно характеризует инвалидность как состояние, обусловленное стойким расстройством функций организма - 76%.
Специалисты специальных учреждений так же чаще соотносят инвалидность с ограничением возможностей здоровья - 67%. Респондентом данной социальной группы был предложен собственный вариант ответа. Согласно предложенному определению инвалид - это человек с расширенными потребностями, не отличающийся от остальных людей при условии создания необходимых условий.
Среди студентов направлений подготовки психология, иностранный язык, менеджмент, а также специалистов в сфере услуг и связи преобладает понимание инвалидности как ограничения возможностей человека. Однако среди ответов вышеуказанной группы в 33% случаях опрошенные определяют инвалидность как наличие физических и других недостатков, лишающих возможности вести нормальную жизнь, а 18% респондентов связывают инвалидность с утратой трудоспособности.
В качестве ведущей характеристики детей с ОВЗ внутри каждой социальной группы называется жизнестойкость. Согласно определению С. Мадди и Д. Кошаба, понятие жизнестойкость отражает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровья человека. В пользу данной характеристики высказалось 55% опрошенных. Наряду с жизнестойкостью респонденты отмечают, что людям с ОВЗ присуще такое качество как трудолюбие - 21%. Необходимо отметить, что в ряде ответов присутствуют несколько характеристик. По мнению респондентов, предложивших собственный вариант ответа по данному вопросу, все предложенные варианты характеристик, а именно агрессия и раздражительность, инфантильность, жизнестойкость, трудолюбие, иждивенчество можно отнести к лицам с ограниченными возможностями в зависимости от их жизненных приоритетов, каждый человек индивидуален.
В соответствии с ответами респондентов на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете по отношению к детям с ОВЗ?», среди всех социальных групп опрошенных чаще всего отмечались такие характеристики как жалость и сострадание по отношению к данной категории детей.
Внутри каждой социальной группы превалирует такая оценка отношения к особым детям как сострадание. Наиболее высокий процент ответов с вышеуказанной оценкой встречается среди специалистов специальных учреждений - 69%, и студентов направлений подготовки дошкольная дефектология и педиатрия - 60%. Чаще всего свое отношение характеризуют как жалость опро-
шенные студенты направлений подготовки психология, иностранный язык, менеджмент, а также специалисты в сфере услуг и связи - 34%. Преобладание данного отношения к детям с ограниченными возможностями может опосредованно свидетельствовать об отчуждении респондентов, как от самих детей, так и от проблем с которыми сталкиваются семьи воспитывающие особого ребенка. Мы предполагаем, что чувство жалости к людям с ограниченными возможностями указывает на отношение к данной категории людей как к более слабой и беспомощной. От общего числа ответов 14% опрошенных отмечает, что испытывает иное чувство (но без комментария) по отношению к детям с ОВЗ. Среди ответов всех групп опрошенных открыто не встречаются такие характеристики отношения как брезгливость и пренебрежение, что может свидетельствовать об отсутствии однозначно негативного отношения к детям с особыми потребностями, а также о социальной желательности ответов.
Третий блок вопросов направлен на оценку уровня принятия и включения в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практически 80% опрошенных всех групп считают, что ребенок с ОВЗ должен проживать и воспитываться в семье, отметим, что 18% опрошенных в группе специалистов сферы услуг и связи, студентов непрофильных направлений подготовки затруднились дать ответ, оставив его без комментария. В качестве альтернативного варианта, респонденты указывали, что решение зависит от тяжести заболевания, а также от его специфики.
Достаточно противоречивым в связи с предыдущим вопросом является мнение об оправданности отказа от ребенка с нарушениями в развитии. От общего числа опрошенных, 24% выступают против отказа от ребенка, однако превалирующее число опрошенных отмечают, что выбор зависит от нарушения и степени его тяжести - 76%.
Довольно противоречивы и оценки возможностей получения образования и трудоустройства людьми с ОВЗ. С одной стороны, респонденты всех социальных групп отмечают, что на современном этапе отсутствуют достаточные возможности получения образования и трудоустройства инвалидов по приобретенной ими профессии. Наиболее компетентными в данном вопросе представляются специалисты специальных учреждений. Согласно ответам данной социальной группы, 78% утверждает, что люди с ограниченными возможностями здоровья с трудом находят возможности для получения образования и трудоустройства. Аналогичный вариант ответа выбирает 52% опрошенных студентов направлений подготовки дефектология и педиатрия и 59% третьей группы респондентов. Респонденты уточняют, что чаще всего работодатели не желают брать на работу ин-
валидов ввиду того, что рабочие места не обустроены с учетом их потребностей. С другой стороны, оценивая возможный уровень развития и получения образования, специалисты сферы услуг и связи, студенты направлений подготовки: психология, иностранный язык менеджмент, а так же студенты направлений подготовки дефектология и педиатрия, преимущественно, отмечают среднее общее образование в качестве доступного уровня получения образования лицами с ОВЗ. Специалисты специальных учреждений, имеющие личный опыт общения с людьми с особыми потребностями, отмечают в качестве доступного получение среднего профессионального образования для 30% детей и высшего образования - для 34% детей с дальнейшим трудоустройством.
Таким образом, социальные установки в отношении людей с ОВЗ противоречивы. С одной стороны, при характеристике респондентами подчеркиваются положительные личностные качества людей с ОВЗ, присутствует понимание некоторых проблем (обучение, социальные контакты, трудоустройство). С другой стороны, отмечается дистанцирование от проблем данной категории людей, «обесценивающее» отношение.
Другим важным параметром социальной ситуации развития ребенка является родительское отношение, поскольку оно формирует самоотношение ребенка, представление о себе как о личности, транслирует уровень требований к ребенку.
Для исследования специфики родительского отношения было проведено пилотажное исследование с использованием опросника родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина; модифицированной методики «Незаконченные предложения» (А.М. Щетинина). По данному тесту оценивались следующие параметры: качества, которые родитель видит в своем ребенке, оценка родителями отдаленного будущего ребенка, оценка собственных родительских функций. Выборку составили 10 родителей детей с типичным развитием младшего школьного возраста, 10 родителей детей с нарушениями зрения младшего школьного возраста, 10 родителей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, 10 родителей детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста. Возраст родителей 30-40 лет, образование среднее и высшее.
Для родителей детей с нарушениями зрения (р=0,005) и родителей детей с ЗПР (при р=0,003) довольно часто возможным типом отношения является отвержение, по сравнению с родителями детей с типичным развитием. При таком типе отношений характерна недостаточность эмоционального взаимодействия, внимания к потребностям ребенка, игнорирование его интересов. Возможно, что не учитываются особенности развития ребенка. В то же время при оценке собственных роди-
тельских функций по методике «Неоконченные предложения» родители детей с ОВЗ выделяют как значимую функцию «эмоциональное подключение» к ребенку (12 выборов у родителей с ОВЗ и 5 у родителей детей с типичным развитием).
Родители детей с нарушениями зрения (р=0,00) и задержкой психического развития (р=0,001) в большей мере проявляют отношение по типу «маленький неудачник» по сравнению с родителями детей с типичным развитием. Родители детей с ОВЗ видят своего ребенка более младшим по сравнению с его реальным возрастом, инфанти-лизируют ребенка. Интересы, увлечения, мысли и чувства, возможно, кажутся родителям детскими, несерьезными. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Соотносимыми с данными показателями будут результаты оценки родителями будущего своего ребенка по методике «Незаконченные предложения». Родители всех категорий детей не отмечают как значимую характеристику самостоятельность ребенка, что выглядит несколько странно в отношении родителей детей с типичным развитием. Однако, для родителей детей с типичным развитием будущее ребенка более-менее определенно «будет учится в школе», «выберет профессию», то в ответах родителей детей по данному вопросу чаще присутствует выбор «неопределенность будущего» (8 выборов) или ответ «будет хорошим человеком» (11 выборов).
Родители детей с нарушениями зрения в большей степени, чем родители детей с типичным развитием проявляют симбиотические отношения с детьми (р=0,004). Для данного типа отношений характерно стремление полностью оградить ребенка от трудностей, удовлетворение его потребностей, а также размытость границ между родителем (чаще матерью) и ребенком, что ведет к трудности формирования личностной сферы ребенка, накоплению им собственного опыта переживаний и решения трудных ситуаций.
У родителей детей с типичным развитием преобладающим типом отношений является отношение по типу кооперации, по сравнению с родителями детей с ЗПР (при р=0,001). Это свидетельствует о том, что родители детей нормы заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются оказать ему помощь. Родители довольно адекватно оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных.
У родителей детей с ЗПР значительно выражено родительское отношение по типу «Авторитарная гиперсоциализация» (р=0,019), чем в семьях с детьми с типичным развитием. Это свидетельствует о том, что в родительском отношении данной категории семей отчетливо просматривается авторитаризм.
Родители детей с типичным развитием отмечают среди наиболее ярко проявляющихся качеств своего ребенка «энергичность, активность» (11 выборов), среди родителей детей с нарушениями слуха и задержкой психического развития данная характеристика встречается в два раза реже (5 и 4 выбора соответственно). Среди значимых качеств ребенка родители детей с нарушениями слуха и задержкой психического развития называют доброту (11 выборов). Определение данного качества не встречается в ответах родителей детей с типичным развитием. Характеристика «развитие не по возрасту» чаще встречается в ответах родителей детей с ОВЗ (10 выборов), в большей мере -у родителей детей с нарушениями слуха. Родители всех категорий детей отмечают, что ребенок вызывает положительные эмоции (родители детей с типичным развитием 16 выборов, родители детей с нарушениями слуха - 12 выборов, родители детей с ЗПР - 14 выборов). Отрицательные эмоции в три и в два раза реже связаны с ребенком в группе родителей детей с типичным развитием (5 выборов) и в группе родителей детей с нарушениями слуха (6 выборов). В группе родителей детей с ЗПР эмоциональное отношение к ребенку амбивалентно (ребенок вызывает отрицательные эмоции, в нем замечаются отрицательные качества - 14 выборов). Значимым, на наш взгляд, является отсутствие ответов о значимых качествах ребенка (7 случаев),
что может свидетельствовать о неоднозначности родительского отношения.
Анализируя специфику социальных установок и родительского отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, можем отметить некоторые сходные черты: противоречивость и амбивалентность. Противоречивость параметров определяет нестабильность социальной ситуации развития ребенка в целом, несбалансированность требований и ожиданий.
Библиографический список
1. Лопатин А.Р. Теория и практика педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2014. - Т. 20. - № 1. - С. 158-160.
2. Тихонова И.В., Адеева Т.Н., Голубева М.С. Специфика социализации дошкольников с комплексными и множественными нарушениями в развитии // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 3. - С. 178-181.
3. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 806 с.