Научная статья на тему 'Некоторые аспекты соотношения процесса расследования и поисково-познавательной деятельности следователя'

Некоторые аспекты соотношения процесса расследования и поисково-познавательной деятельности следователя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
625
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ / ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ / ПРОЦЕСС РАССЛЕДОВАНИЯ / СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ / SEARCH INFORMATIVE ACTIVITY OF THE INVESTIGATOR / KNOWLEDGE PROCESS / INVESTIGATION PROCESS / SUBJECT OF KNOWLEDGE / OBJECT OF KNOWLEDGE / SIGNIFICANT INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов А.Е.

В статье рассматривается понятие «поисково-познавательная деятельность», ее место и роль в процессе расследования преступлений, значимость познавательных процессов при принятии процессуальных решений. Особое внимание уделено специфическим особенностям процесса поисково-познавательной деятельности, осуществляемой в ходе расследования преступлений, проблемам, связанным с отсутствием необходимой для расследования информации и ее источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE RATIOS OF PROCESS OF INVESTIGATION AND SEARCH AND INFORMATIVE ACTIVITY OF THE INVESTIGATOR

In article the concept «search informative activity» her place and roles in the course of investigation of crimes, the importance of informative processes at acceptance procedural the decision is considered. Special attention is paid to specific features of process of the search cognitive activity which is carried out during the investigation of crimes, to the problems connected with lack of information, necessary for investigation, and its sources.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты соотношения процесса расследования и поисково-познавательной деятельности следователя»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ПРОЦЕССА РАССЛЕДОВАНИЯ И ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ

SOME ASPECTS OF THE RATIOS OF PROCESS OF INVESTIGATION AND SEARCH AND INFORMATIVE ACTIVITY OF

THE INVESTIGATOR

УДК 343. 98

А.Б. АНТОНОВ,

адъюнкт

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) Alexey.Antonow@mail.ru

A.E. ANTONOV,

postgraduate (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматривается понятие «поисково-познавательная деятельность», ее место и роль в процессе расследования преступлений, значимость познавательных процессов при принятии процессуальных решений. Особое внимание уделено специфическим особенностям процесса поисково-познавательной деятельности, осуществляемой в ходе расследования преступлений, проблемам, связанным с отсутствием необходимой для расследования информации и ее источников.

Ключевые слова: поисково-познавательная деятельность следователя, процесс познания, процесс расследования, субъект познания, объект познания, значимая информация.

Abstract: in article the concept «search informative activity» her place and roles in the course of investigation of crimes, the importance of informative processes at acceptance procedural the decision is considered. Special attention is paid to specific features of process of the search cognitive activity which is carried out during the investigation of crimes, to the problems connected with lack of information, necessary for investigation, and its sources.

Keywords: search informative activity of the investigator, knowledge process, investigation process, subject of knowledge, object of knowledge, significant information.

Способность к познанию окружающего мира является характерной особенностью человека. Познание является структурным составляющим понятия процесса познания, который, в свою очередь, представляет собой особый вид деятельности людей и объединяет такие элементы, как субъект познания и объект познания. Субъектом познания является лицо, осуществляющее процесс познания с целью достижения тех или иных целей. Объект познавательного процесса - это то, на что направлена познавательная деятельность.

Согласно Толковому словарю С.И. Ожегова, понятие «познание» представляет собой приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира [6, с. 473].

Рассматривая процесс познания с юридической точки зрения, следует отметить характерную отличительную особенность, в которой субъектами познавательного процесса выступают должностные лица, осуществляющие свою деятельность в соответствии с возложенными на них обязанностями. Круг объектов в юридической практике очень обширен и зависит от направлений деятельности, к которым относятся административная деятельность, уголовно-правовая, гражданско-правовая и многие другие. Процесс познавательной деятельности, по своей сути, ставит субъект в определенные рамки, вынуждая его определять цели и объекты, формировать план действий, выделять этапы, контролировать

промежуточные и окончательные результаты. В процессе взаимодействия субъекта и объекта друг с другом образуется познавательный образ, представляющий собой промежуточный или конечный результат поисково-познавательной деятельности. Особенно это характерно для практических ситуаций, возникающих в уголовном судопроизводстве, которое характеризуется наиболее активной деятельностью субъекта при осуществлении процесса расследования.

Процесс расследования преступления является специфическим процессом, характерным для специальных субъектов. Специфичность процесса расследования обусловлена особенностями противоправных деяний. Производство процесса расследования преступления осложняется отсутствием необходимого количества информации в отношении различных обстоятельств, подлежащих выяснению, сложностью и разносторонностью следственных действий и различного рода мероприятий, из-за чего результат расследования порой непредсказуем.

На основании вышеизложенного возможно сделать вывод о том, что цель познавательного процесса прежде всего заключается в получении информации. Как справедливо отметил И.М. Луз-гин, «расследование как познавательный процесс основано на собирании и переработке следователем информации, под которой понимаются сведения о событии» [4, с. 328-334].

На наш взгляд, процесс расследования преступления - это деятельность, направленная на познание событий, произошедших в прошлом, то есть не что иное, как познавательная деятельность в рамках расследуемого преступления.

С точки зрения уголовно-процессуального законодательства, предварительное расследование в уголовном судопроизводстве Российской Федерации - это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса [3, с. 134].

Также следует заметить, что предварительное расследование включает в себя деятельность, направленную на установление характера и размера ущерба, причиненного преступными действиями, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступления, и принятие мер к их устранению. Предварительное расследование - это самостоятельная стадия уголовного процесса, берущая свое начало с момента возбуждения уголовного дела и заканчивающаяся началом процесса судебного разбирательства.

На современном этапе развития юридической науки прослеживается позиция, согласно которой предварительное расследование характеризуется как вид государственной правоохранительной деятельности, на основании которой существуют различные определения этого понятия.

С криминалистических позиций расследование (предварительное расследование) представляет собой стадию уголовного процесса, осуществляемую в форме дознания или предварительного следствия. В ходе расследования реализуется процессуальная деятельность, направленная на выяснение обстоятельств совершения преступления, виновных в нем лиц и т.д., т.е. на доказывание всех тех фактов и обстоятельств, которые входят в предмет доказывания по делу. Расследование завершается принятием итогового процессуального решения.

Деятельность по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений весьма многогранна. В связи с этим следует заметить, что поисково-познавательная деятельность является неотъемлемой ее частью и начинается задолго до возбуждения уголовного дела. Поступившая в подразделение полиции информация о преступлении предполагает начало процесса поисково-познавательной деятельности, связанной с необходимостью переосмысления полученной информации на первоначальном этапе с целью дальнейшего выбора сил и средств, с помощью которых возможно наиболее эффективное осуществление проверки поступившей информации. Это, как правило, непростой и трудоемкий процесс, возникающие трудности в котором связаны с отсутствием необходимой для принятия решения информации о произошедшем событии.

Анализ первоначально полученной информации продолжается в ходе последующей проверки путем проведения оперативно-разыскных мероприятий и действий процессуального и непроцессуального характера. Сюда можно отнести мероприятия, направленные на выявление лиц, подготавливающих и совершающих преступления; сбор сведений об их местонахождении; выявление круга лиц, входящих в состав преступной группы и определение роли каждого из них; обнаружение вещественных доказательств и обеспечение их сохранности; отыскание объектов и предметов, содержащих доказательственную информацию; производство обысков, осмотров и др.

Таким образом, действия, направленные на получение процессуальной и непроцессуальной информации о совершенном преступлении, являются элементами процесса поисково-познавательной деятельности.

Использование полученной в ходе расследования значимой информации осуществляется при

помощи различного рода методик, тактических приемов и специальных средств, разрабатываемых криминалистической наукой на протяжении длительного времени. На наш взгляд, их применение в любых сложившихся ситуациях становится возможным только в случае глубокого анализа рассматриваемого события на основе осуществления следователем познавательной деятельности.

Принятие решения о возбуждении уголовного дела направляет поисково-познавательный процесс в качественно новое русло, значительно отличающее его от процесса, происходящего в рамках доследственной проверки. Это обусловлено использованием в ходе расследования широкого спектра методов, находящихся в пропорциональной зависимости от объема и сложности процесса расследования. Особенно это характерно при расследовании многоэпизодных преступлений. В таких случаях в процесс, как правило, вовлекается большое количество участников, возникает необходимость в назначении ряда экспертиз, в том числе комплексных и комиссионных, а порой и с привлечением специалистов из иных областей, проведением следственных экспериментов, допросов в виде очных ставок и других следственных действий.

В ходе расследования преступления лицо, его производящее, должно отождествлять полученную информацию и классифицировать как ее саму, так и информационные источники. Прежде всего, подлежат определению качественные характеристики информации, куда входят ее достоверность и полнота. При производстве предварительного расследования решаются важные задачи, являющиеся едиными как для суда и прокурора, так и для органов предварительного следствия и дознания. В процессе поисково-познавательной деятельности лица, производящие расследование, решают основные задачи, которые неразрывно связаны с полнотой, качеством и интенсивностью хода расследования и раскрытия преступления.

В процессе поисково-познавательной деятельности следователя существует ряд проблемных моментов, непосредственно связанных с информацией. На первоначальном этапе расследования проблемными вопросами является дефицит не только количества значимой информации, но и числа ее источников. На протяжении всего расследования, посредством производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, происходит увеличение количественных и качественных характеристик информации, а также числа ее источников. С помощью процессуальных действий происходит преобразование поступившей информации в доказательства

путем проверки, уточнения и внесения дополнений. Все это позволяет определить необходимые характеристики преступления, а также получить исчерпывающую информацию о месте и времени его совершения. Формируется информационное поле, определяющее мотивы совершения преступления и его механизм, появляется и конкретизируется информация, способствующая установлению орудий и средств, используемых при совершении преступления, и другое.

На заключительном этапе расследования полученная информация и известные источники систематизируются, обобщаются и представляют тем самым исчерпывающие знания о фактах и причинах совершения преступления, формируют доказательственную базу, которая находит свое отражение в процессуальных документах.

На наш взгляд, поисково-познавательную деятельность следователя можно считать оконченной с момента принятия обоснованного и оптимального для рассматриваемого события решения по уголовному делу, находящемуся в его производстве.

Важно обратить внимание и на тот факт, что процесс поисково-познавательной деятельности напрямую зависит от деловых и личных качеств следователя, ведущего расследование. Именно он является ключевой фигурой и основным субъектом процесса доказывания. По нашему мнению, на осуществление процесса поисково-познавательной деятельности, выполнение задач по установлению источников информации, их изучение и использование в качестве доказательств оказывает влияние наличие ряда таких деловых качеств:

- во-первых, это четкое понимание следователем закономерностей возникновения информации о преступлении. Любое событие, произошедшее в тот или иной период времени, имеет свою информационную характеристику, которая может содержаться в виде образов в подсознании лиц, ставших очевидцами произошедшего события, либо в виде следов, отображаемых на различных предметах материального мира;

- во-вторых, это способность принятия единственного правильного решения с учетом сложившейся в ходе расследования ситуации. Наличие знаний, связанных с ситуативными особенностями возникновения информации о преступлении;

- в-третьих, способность определения наиболее значимой информации, использование которой в дальнейшем будет формировать доказательственную базу на основе сложившейся ситуации;

- в-четвертых, способность к целевому применению криминалистических методик расследования преступлений, тактических приемов и средств

в зависимости от сложившейся ситуации, с целью различным отраслям знании, а также ее полуэффективного сбора информации и использова- чение, анализ и процессуальное закрепление ния ее в качестве доказательств. в качестве доказательств, необходимых для

И наконец, наличие личных качеств, таких исследования состава преступления, опре-

как широкий кругозор, логическое мышление, деления круга лиц из числа его участников и

наблюдательность, концентрация внимания, установления иных значимых и подлежащих

способность к принятию быстрых решений, сосре- доказыванию обстоятельств. доточенность, коммуникабельность и ряд других Качество процесса поисково-познавательной

не менее важных качеств. деятельности и решение связанных с ним про-

Подводя итог изложенному, отметим, что блем находится в непосредственной зависимости

под поисково-познавательной деятельностью от степени взаимодействия лиц, производящих

мы предлагаем понимать деятельность лица, расследование и оказывающих содействие в нем,

производящего расследование, направлен- опыта работы, личных и деловых качеств каждого

ную на определение источников значимой для из них, способности принятия единого оптималь-

расследования информации, относящейся к ного для сложившейся ситуации решения.

Литература

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2000.

2. Игнашин В.И. Криминалистика: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

3. Кобликов А.С. Уголовный процесс. - М., 2001.

4. Лузгин И.М. Моделирование в расследовании преступлений / Расследование как процесс познания: дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 1967.

5. Лузгин И.М. Расследование как процесс познания. - М.: ВШ МВД СССР, 1969.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов/ под. ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 28-е изд., стереотип. - М.: Рус.яз., 1986.

7. Криминалистика: учебник / под ред. Яблокова Н.П. Изд. 3-е. - М.: Юристъ, 2005.

= References =

1. Averyanova T.V., Belkin R.S., Korukhov Y.G., Rossinsky E.R. Kriminalistika: the textbook for higher education institutions. -M.: NORMA, 2000.

2. Ignashin V.I. Criminalistics: education guidance. - Rostov N / D.: Phoenix, 2006.

3. KoblikovA.S. Criminal trial. - M, 2001.

4. Luzgin I.M. Modeling in investigation of crimes / Investigation as knowledge process: dis. ... doctor. of law. Sciences. - M, 1967.

5. Luzgin I.M. Investigation as knowledge process. - M.: VSh Ministry of Internal Affairs USSR, 1969.

6. Ojegov S.I. Dictionary of Russian: Apprx. 57 000 words / Under. Edition of the Member correspondent of Academy of Sciences of the USSR of N. Yu. Shvedova. - 28 th prod., stereotype. - M.: Russian language, 1986.

7. Kriminalistika: the textbook /. edition Yablokova N.P. Prod.' 3 th. - M.: Lawyer, 2005.

(статья сдана в редакцию 03.10.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.