Научная статья на тему 'Некоторые аспекты сервисного подхода к понятию «Инновация»'

Некоторые аспекты сервисного подхода к понятию «Инновация» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / СЕРВИСНЫЙ ПОДХОД / УСЛУГА / INNOVATION / SERVICE APPROACH / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оглоблин Владимир Александрович, Вихорев Василий Григорьевич, Вихорева Мария Васильевна

Повышение степени инновационности экономики является основательной возможностью для повышения уровня и качества жизни населения. Многие страны мира пытаются решить эту проблему. Изучение опыта стран, прошедших по пути развития степени инновационности экономики, ненамного облегчает эту проблему для России, так как скорость изменений и в технологическом, и в экономическом плане слишком высока, и поэтому приходится формировать свой уникальный путь. Однако даже к определению понятия «инновация» существует множество подходов. В статье представлены многие из определений данного понятия и предлагается единый универсальный, который рассматривается в связи с уже существующими и признанными в науке. Сопоставлен и описан порядок расположения стран относительно инновационной активности к уровню жизни населения. Доказывается, что сервисный подход к определению понятия «инновация» является весьма перспективным для дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оглоблин Владимир Александрович, Вихорев Василий Григорьевич, Вихорева Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of service approach to the concept «innovation»

Increasing the innovation level in national economy is a solid opportunities of improving the social standard of quality living. Many national economies are trying to solve this problem. Studying the experiences of the countries that have followed the way of developing their economic innovativeness degree slightly facilitates this problem for Russia, as the rate of changes both in technology and economy is too fast, that is why, we have to form our own unique way. Yet, there are a number of approaches to definition of the concept «Innovation». The article presents many definitions of this concept and offers a united universal one which is regarded in terms of the existing and acknowledged approaches in the science. It makes a comparison of and describes the order of countries distribution with regard to innovative activity against the social standard of living. It proves that the service approach to definition of the concept «innovation» is a rather prospective way for further studies.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты сервисного подхода к понятию «Инновация»»

УДК 330.3

DOI 10.17150/2072-0904.2015.6(3).22

В. А. Оглоблин

Иркутский государственный университет путей сообщения,

г. Иркутск, Российская Федерация В. Г. Вихорев Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация М. В. Вихорева

Байкальский государственный университет экономики и права,

г. Иркутск, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СЕРВИСНОГО ПОДХОДА К ПОНЯТИЮ «ИННОВАЦИЯ»

Аннотация. Повышение степени инновационности экономики является основательной возможностью для повышения уровня и качества жизни населения. Многие страны мира пытаются решить эту проблему. Изучение опыта стран, прошедших по пути развития степени инновационности экономики, ненамного облегчает эту проблему для России, так как скорость изменений и в технологическом, и в экономическом плане слишком высока, и поэтому приходится формировать свой уникальный путь. Однако даже к определению понятия «инновация» существует множество подходов. В статье представлены многие из определений данного понятия и предлагается единый универсальный, который рассматривается в связи с уже существующими и признанными в науке. Сопоставлен и описан порядок расположения стран относительно инновационной активности к уровню жизни населения. Доказывается, что сервисный подход к определению понятия «инновация» является весьма перспективным для дальнейшего исследования.

Ключевые слова. Инновация; сервисный подход; услуга.

Информация о статье. Дата поступления 27 марта 2015 г.; дата принятия к печати 22 апреля 2015 г.; дата онлайн-размещения 5 мая 2015 г.

V. A. Ogloblin

Irkutsk State Railway Engineering University, Irkutsk, Russian Federation V. G. Vikhorev Irkutsk State Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation M. V. Vikhoreva Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

SOME ASPECTS OF SERVICE APPROACH TO THE CONCEPT «INNOVATION»

Abstract. Increasing the innovation level in national economy is a solid opportunities of improving the social standard of quality living. Many national economies are trying to solve this problem. Studying the experiences of the countries that have followed the way of developing their economic innovativeness degree slightly facilitates this problem for Russia, as the rate of changes both in technology and economy is too fast, that is why, we have to form our own unique way. Yet, there are a number of approaches to definition of the concept «Innovation». The article presents many definitions of this concept and offers a united universal one which is regarded in terms of the existing and acknowledged approaches in the science. It makes a comparison of and describes the order of countries' dis-

© В. А. Оглоблин, В.Г. Вихорев, М.В. Вихорева, 2015

tribution with regard to innovative activity against the social standard of living. It proves that the service approach to definition of the concept «innovation» is a rather prospective way for further studies.

Keywords. Innovation; service approach; service.

Article info. Received March 27, 2015; accepted April 22, 2015; available online May 5, 2015.

Инновационная экономика позволяет получить экономическое превосходство стране, которая ее развивает. Это мнение разделяют Э. Тоффлер [10], Ф. Фукуяма [11], Д. Белл [2], Дж. Нейсбитт [4] и др. Например, М. Портер [7] в свое время предлагал теорию конкурентоспособности стран, согласно которой существует четыре стадии конкурентоспособности. Каждая из них основана на определенной движущей силе: факторные условия, инвестиции, инновации и богатство. Стадией наибольшего расцвета национальной экономики считается стадия, движимая инновациями.

Для уточнения степени инновационности экономики страны используют так называемый международный инновационный индекс1 (обобщенный показатель для измерения уровня инноваций в стране, разработанный сообща Бостонской консалтинговой группой, Национальной ассоциацией производителей и Институтом Производства). В 2012 г. в этом рейтинге на первых трех местах были Республика Корея, США, Япония, соответственно, Россия в этом рейтинге на 49-м месте. Согласно же индексу инновационной активности (индекс IAK, характеризующий общий вес в государстве по всем секторам экономики вливаний в инновации различного ресурсного обеспечения) в 2012 г. на 1-м месте была Швеция, а США и Япония на 2 и 4-м местах соответственно2.

Интересно сопоставить рейтинг стран относительно индекса инновационной активности порядку расположения стран относительно уровня жизни населения (рис.), например по результатам исследования института «Legatum Institute»3, где учитываются не только статистические показатели, но и результаты опросов: уровень удовлетворенности граждан жизнью в своей стране, комфортность проживания, социальная жизнь, климат, уровень безопасности, экология, забота правительства о здоровье людей, качество образования, условия ведения бизнеса в стране, возможность граждан свободно путешествовать, отношение жителей друг к другу и к иностранцам, религиозные свободы и др.

120т

х

я -

х

К ©

я я я я я я « я Я

x х х х х К ш X к х К

x х х - - К а £ я о Я

X о ф X X ч Я TZ X К о р

s с X н - ю К Z р К о

а К о ч к ^ н ^ X К Г-н Рч E-i

Г-н О а о к о ф Рч

-Индекс инновационной активности, %

— Индекс уровня жизни населения (по результатам исследования института Legatum Institute)

Отношение индекса инновационной активности к уровню жизни населения стран

1 URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4313.

2 URL: http://365-tv.ru/index.php/anaUtika/rossiya/172-obzor-razvitiya-innovatsij-v-rossii-i-mire.

3 URL: http://center-yf.ru/data/stat/Uroven-zhizni.php.

Таким образом, увеличение степени инновационности экономики страны приводит к повышению уровня жизни населения и конкурентоспособности экономики этой страны. Более того, по мнению М. Ю. Архиповой, связь между инновациями и уровнем жизни не является односторонней. Развитие общества стимулирует инновационные технологии, а те, в свою очередь, поднимают качество жизни людей на еще более высокий уровень [1]. Хотя, по мнению Л. В. Саниной, достижение определенного рейтингового места России, используемого в качестве индикатора в официальных документах, не будет способствовать реальному улучшению ситуации [8]. Следовательно, задача по повышению уровня жизни населения всегда актуальна. В условиях же «санкционной» войны эта задача становится архиважной и как никогда актуальной.

Определение явления не просто дает понимание, но и позволяет представить развитие этого явления при изменении параметров внутренней и внешней среды. Другими словами, адекватное определение того или иного понятия позволяет наиболее эффективно (а возможно и результативно) построить методы по достижению соответствующих целей. В нашем случае целью является нахождение способов повышения степени инновационности экономики России. К настоящему времени сложились разные подходы к определению понятия «инновация» и зачастую они противоречивы. Выделяется множество наборов направлений относительно определения сущности инновация (см. напр.: [6]) и пять основных подходов: объектный, процессный, объектно-утилитарный, процессно-утилитарный, процессно-финансовый [5].

В рамках первого подхода инновация — это некоторый объект как результат научно-технической деятельности (новая техника, технология). На основе этого подхода Г. Меншем предложено деление инноваций на базисные, реализующие крупнейшие и крупные открытия и изобретения, закладывающие основу новых отраслей, улучшающие (модифицирующие), возникающие на базе средних и мелких изобретений обычно в фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла, и псевдоинновации, направленные на мелкие улучшения существующей техники и технологии, дающие весьма незначительный технологический и экономический эффект [Там же]. Типичным определением этого подхода можно выбрать определение из руководства Осло1, согласно которому инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный динамический процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей — товаров, технологий, в том числе организационных форм и т. д. Типичным определением процессного подхода можно выбрать определение, данное В. Г. Медынским: инновация — это общественный, технический, экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продуктов, услуг) и технологий путем практического использования нововведений [3].

В рамках объектно-утилитарного подхода определение термина «инновация» характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект — новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утили-

1 OECD proposed guidelines for collecting and interpreting technological innovation data. Oslo manual. OECD. Paris, 1992.

тарной стороне инновации — способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом. Типичное определение инновации для этого подхода дал Й. Шумпетер: инновация — изменение (новые комбинации) производственных факторов, мотивированное предпринимательским духом, с целью внедрения и использования новых видов товаров, новых способов и методов производства, новых источников сырья, освоения новых рынков, новых форм организации производства [12].

В рамках процессно-утилитарного подхода инновация определяется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства. Типичное определение для этого подхода дал Б. Сан-то: инновация — это общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход [9].

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестирования в новации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, вложение средств в разработку новой техники и технологий.

Конечно же, определения даются исходя из позиции исследователя. Например, государственные и надгосударственные структуры тяготеют к определениям объектного подхода, но есть один общий признак во всех перечисленных определениях — это их новизна. Попробуем рассмотреть инновацию в свете развития степени инновационности экономики России и дать соответствующее определение.

Еще в прошлом веке Д. Белл говорил о начале эпохи постиндустриального общества [2]. По его мнению, постиндустриальному обществу1 присущи пять основных признаков:

- кардинальный сдвиг от производства товаров к производству услуг;

- повышение социального статуса специалистов;

- ведущая роль науки как источника экономического и общественного прогресса;

- технократизация всех сфер человеческой деятельности;

- создание и развитие «интеллектуальной технологии» на базе информационной техники и технологий.

Можно сделать вывод, что такая экономика направлена на производство услуг в большей степени (чем товаров), и эти услуги по замыслу Д. Белла появляются в результате научных исследований и востребованы обществом, которое технократизировано. Поразительно, но Д. Беллом описываются этапы инновационного процесса. Постиндустриальная экономика — это экономика инноваций! Тогда получается, что инновация — не что иное, как услуга.

Результатом деятельности любого предприятия является либо товар, либо услуга. И товар, и услуга могут иметь статус инновационный, но потребителю это неважно, ему важно то, что он смог удовлетворить свою потребность. Технология производства товара тоже может быть инновационной, но потребителю это опять неважно. С другой стороны, если потребителя не устраивает какой-то параметр товара или услуги, то он будет сигнализировать об этом тем или иным способом (жалобы, рекламации, падение продаж и т. д.) Таким образом, в рамках первого подхода к определению понятия инновация — это

1 В настоящее время на Западе предпочитают говорить не об информационном или постиндустриальном обществе, а об обществе, основанном на знаниях (knowledge society), или экономике, основанной на знаниях (knowledge based economy).

услуга, получаемая в результате научно-технической деятельности. Обратите внимание, что как только вместо «объект» мы сказали «услуга», то сразу стало очевидно, что определение инновации по объектному подходу не совсем полно. Например, можно добавить для чего и кому оказывается эта услуга. Можно ли почерпнуть эту информацию из объектного подхода? Нет, а вот стороны, участвующие в оказании услуги, можно определить из классификации Г. Менша. Базисная услуга по инновации порождает новую отрасль, и далее улучшающие услуги по инновации порождают появление новых товаров и услуг для потребителей, услуга по псевдоинновациям, которые незначительно улучшают существующую технику и технологии в соответствии с требованиями конечных потребителей, т. е. в оказании услуги по инновации можно отметить три заинтересованные стороны: исследователи, предприниматели, потребители. Потребитель — это по сути заказчик инноваций, предприниматели — пользователи инноваций и исследователи — поставщики инноваций.

Созданием услуг от инноваций необходимо управлять с целью минимизации затрат (это вообще общая практика — превышение бюджета научных исследований).

Если взять процессный подход (для определения понятия «инновация»), то инновация -—это комплексный динамический процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей. Однако если мы рассматриваем инновацию как услугу, то в нашем распоряжении апробированный механизм управления процессами, который определяет не только основные, но и поддерживающие бизнес-процессы.

Объектно-утилитарный же подход после того, как мы вместо объекта имеем в виду услугу, сводится просто к первым двум подходам, поскольку управление услугами внедряется именно для повышения эффективности услуг. И, конечно же, услуга создается с целью получения потребительной стоимости.

Процессно-утилитарный подход определяется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства. Но если считать инновацию услугой, то любая услуга по инновации приводит к созданию, распространению и использованию нового практического средства.

Процессно-финансовый подход описывается в поддерживающем процессе управления финансами создания инноваций как услуг.

Таким образом, сервисный подход, по нашему мнению, описывает все существующие подходы. Однако главная ценность сервисного подхода в том, что он позволяет совершенствовать управление объектом (будь то ИТ-услуга, или услуга по инновации). В применении к инновации это оправдано уже тем, что услуга по инновации всегда востребована, если она не востребована, то она умирает, даже не став услугой (навязать услугу по инновации потребителю невозможно). Поскольку управление созданием инноваций требует усилий всего общества, то используя сервисный подход, можно говорить о степени инновационной зрелости экономики страны. Данный подход включает все существующие подходы и позволяет уточнить определение понятия «инновация». Следовательно, инновация — это услуга по созданию условий для повышения эффективности производства с целью более полного удовлетворения развивающихся потребностей человека и общества.

Список использованной литературы

1. Архипова М. Ю. Инновации и уровень жизни населения: исследование взаимосвязи и основных тенденций развития / М. Ю. Архипова // Вопросы статистики. — 2013. — № 4. — С. 45-53.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социалистического прогнозирования : пер. с англ. / Д. Белл. — М. : Академия, 1999. — 786 с.

3. Медынский В. Г. Инновационное предпринимательство / В. Г. Медынский, Л. Г. Шаршукова. — М. : Инфра-М, 1997. — 240 с.

4. Нейсбит Дж. Мегатренды : пер. с англ. / Дж. Нейсбит. — М. : АСТ, 2003. — 380 с.

5. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика / под ред. П. Завлина, А. Казанцева, Л. Миндели. — М. : Экономика, 2000. — 518 с.

6. Полякова А. П. Инновационное развитие региона: экономическая сущность и принципы / А. П. Полякова, М. В. Солодков // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 1. — DOI : 10.17150/2072-0904.2015.6(1).11.

7. Портер М. Международная конкуренция : пер. с англ. / М. Портер ; под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. — М. : Междунар. отношения, 1993. — 896 с.

8. Санина Л. В. Рейтинги оценки предпринимательского климата: международный опыт / Л. В. Санина // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2014. — № 5. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19422.

9. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с венгр. / Б. Санто. — М. : Прогресс, 1990. — 295 с.

10. Тоффлер Э. Третья волна : пер. с англ. / Э. Тофлер. — М. : АСТ, 2010. — 784 с.

11. Фукуяма Ф. Великий Разрыв : пер. с англ. / Ф. Фукуяма. — М. : АСТ, 2004. — 346 с.

12. Шумпетер Й. Теория экономического развития : пер. с нем. / Й. Шумпетер. — М. : Прогресс, 1982. — 455 с.

References

1. Arkhipova M. U. Innovations and social standard of living: investigation of interrelation and basic development tendencies. Voprocyu statistiki = Statistical Issues, 2013, no. 4, pp. 45-53. (In Russian)

2. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. New York, Basic Books, 1973. 783 p.

3. Medyunskii V. G. Innovacionnoe predprinimateVstvo [Innovative business]. Moscow, Infra-M Publ., 1997. 240 p.

4. Naisbitt J. Megatrends. New York, Warner Books, 1982, 290 p.

5. Zavlin P., Kazantcev А., Mindeli L. (eds). Osnovyu innovatcionnogo manegmen-ta. Teoriya i practica [Basics of innovative management. Theory and practice]. Moscow, Ekonomika Publ., 2000. 518 p.

6. Polyakova A. P., Solodkov M. V. Innovative regional development: economic essence and principles. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykals-kiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 1. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(1).11. (In Russian).

7. Porter M. E. Competitive Advantage of Nations. New York, Free Press, 1990. 855 p.

8. Sanina L. V. Ratings of assessment of enterprise climate: international experience. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2014, no. 5. Available at: http://eizvestia. isea.ru/reader/article.aspx?id=19422. (In Russian).

9. Santo B. Innovatsiya kak sredstvo ekonomicheskogo razvitiya [Innovation as a tool for economic development]. Moscow, Progress Publ., 1990. 295 p.

10. Toffler E. The Third Wave. New York, Bantam Books, 1990. 540 p.

11. Fukuyama F. The Great Disruption: Human Nature and the Reconstitution of Social Order. Profile Books (London) and the Free Press, 1999. 346 p.

12. Schumpeter J. A. Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung. 1912. (Russ. ed.: Shum-peter J. A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Moscow, Progress Publ., 1982. 455 p.).

Информация об авторах

Оглоблин Владимир Александрович — старший преподаватель, кафедра менеджмента, Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15; e-mail: ogloblinva@mail.ru.

Вихорев Василий Григорьевич — кандидат технических наук, доцент, кафедра автоматизации производственных процессов, Иркутский государственный национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, e-mail: vikhorev_vg@mail.ru.

Вихорева Мария Васильевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и государственного управления, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: vmv2000@mail.ru.

Authors

Vladimir A. Ogloblin — Senior Teacher, Chair of Management, Irkutsk State Railway Engineering University, 15 Chernyshevsky St., 664074, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: ogloblinva@mail.ru.

Vasiliy G.Vikhorev — PhD in Engineering, Associate Professor, Chair of Production Processes Automation, Irkutsk State Research Technical University, 83 Lermontov St., 664074, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: vikhorev_vg@mail.ru.

Maria V. Vikhoreva — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Economics and Public Management, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: vmv2000@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оглоблин В.А. Некоторые аспекты сервисного подхода к понятию «инновация» / В. А. Оглоблин, В.Г. Вихорев, М.В. Вихорева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 3. — DOI : 10.17150/2072-0904.2015.6(3).22.

Reference to article

Ogloblin V. A, Vikhorev V. G., Vikhoreva M. V. Some aspects of service approach to the concept «innovation». Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 3. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(3).22. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.