Научная статья на тему 'Некоторые аспекты розыска без вести пропавших'

Некоторые аспекты розыска без вести пропавших Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2450
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗЫСКНАЯ РАБОТА / РОЗЫСК / БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ / DETECTIVE WORK / SEARCH / MISSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Флоря Д.Ф., Екимцев С.В.

В статье рассматривается содержание работы по розыску без вести пропавших.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Флоря Д.Ф., Екимцев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF MISSING PERSONS

The article discusses the content of the work to trace missing persons.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты розыска без вести пропавших»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РОЗЫСКА БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ

SOME ASPECTS OF MISSING PERSONS

УДК 351.745.1

Д.Ф. ФЛОРЯ,

кандидат юридических наук, доцент (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова) ogiikmuseeved@yandex.ru

D.F. FLOREA,

candidate of law, associate professor (Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia)

С.В. ЕКИМЦЕВ

(Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова) 8 (4862) 41-58-50

S.V. EKIMTSEV

(Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматривается содержание работы по розыску без вести пропавших. Ключевые слова: розыскная работа, розыск, без вести пропавшие.

Abstract: the article discusses the content of the work to trace missing persons. Keywords: detective work, search, missing.

Розыскная деятельность (или деятельность по розыску лиц) достаточно специфична и многогранна, поэтому ее правовые аспекты также носят множественный, специфичный и достаточно разнообразный характер. Различные проблемы, оценки и суждения об этой деятельности предполагают решение вопросов различного характера, которые связаны с разными отраслями права и законодательства, что делает необходимым комплексную проработку проблем розыска лиц. Вместе с тем в работе органов внутренних дел сохраняется целый ряд не устраненных проблем, связанных с необходимостью изменения и совершенствования правового, оперативно-розыскного и криминалистического обеспечения розыска и установления местонахождения различных категорий граждан. Прежде всего, эти проблемы прямо следуют из законодательных пробелов и коллизий и наиболее ощутимы в практике розыска без вести пропавших лиц. Анализ научной литературы в данной сфере показал, что законодательные проблемы розыска без вести пропавших незаслуженно обходятся стороной [6]. Между тем, розыск без вести пропав-

ших лиц, как и уголовных преступников, является важным направлением розыскной деятельности и требует более детального изучения.

Розыск без вести пропавших лиц - это направление оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой как по розыскным делам, так и по уголовным делам, нацеленное на установление местонахождения лица для обеспечения его безопасности, а также информирование о месте его пребывания заинтересованных органов, организаций и (или) граждан, если это не ущемляет законные права разыскиваемого.

Розыскная работа (или работа по розыску лиц, пропавших без вести) основывается на Конституции РФ, которая провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [1].

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» прямо относит Конституцию Российской Федерации к правовой основе этой деятельности (ст. 4), законность, уважение и соблюдение

Проблемы правоохранительной деятельности 2'16

прав и свобод человека и гражданина определяет в качестве ее принципов (ст. 3), закрепляет ее целевое назначение - защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1), предписывает обеспечение органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ч. 1 ст. 5), прямо запрещает осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных этим Федеральным законом (ч. 2 ст. 5) [3].

Как следует из Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ограничение отдельных прав граждан в процессе розыскной деятельности преследует публичные интересы - защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1).

Однако данный Федеральный закон, на наш взгляд, неоправданно мало внимания уделяет проблемам ограничения прав и свобод лиц, пропавших без вести, а также пределам и условиям этих ограничений.

В качестве примера рассмотрим п.1 ст. 23 Конституции РФ: каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Казалось бы, данное право прописано достаточно однозначно, и его соблюдение не должно вызвать проблем в розыскной деятельности. Однако в ситуации, когда лицо пропало без вести, для скорейшего выяснения всех обстоятельств его исчезновения и его установления, как правило, прежде всего сотрудникам розыскных подразделений необходимы как раз сведения о частной жизни лица, личной либо иного вида тайны. И, таким образом, в сложившейся ситуации вступают в противоречие требования закона и необходимость практики.

Так, практике известны случаи, когда лечебные учреждения отказываются выдать информацию о нахождении у них лица, ссылаясь на закон. Например, психиатрические больницы отказ в предоставлении информации аргументируют запретом на разглашение врачебной тайны, охраняемой рядом правовых актов: ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [4], Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» [5], хотя необходима информация о нахождении лица в том или ином медицинском учреждении, а не его болезни.

У сотрудников правоохранительных органов нередко возникают подобного рода проблемы уже в стадии рассмотрения материала проверки. Так, при наличии оснований считать, что в отношении без вести пропавшего лица могло быть совершено преступление, возникает необходимость проверить последние операции данного лица по счетам в финансовых и кредитных учреждениях, а именно: получение пенсии, снятие денежных средств со счетов и т.д. Однако информация о движении по лицевому счету предоставляется банками только после направления в их адрес запроса следователем или начальником СО по находящемуся в производстве возбужденному уголовному делу по ст.105 УК РФ по факту безвестного исчезновения лица, потому как иной порядок предоставления информации нарушает банковскую тайну их клиента [2]. Между тем в случаях, когда есть основания считать, что в отношении лица совершено преступление, даже сутки ожидания подобной информации могут привести к смерти без вести пропавшего лица либо дать дополнительное время преступникам скрыться и уничтожить следы преступления.

Также не являются редкостью отказы судов в предоставлении права на проведение оперативно-технических мероприятий по розыскным делам в отношении пропавших без вести. Суды в данном случае аргументируют свой отказ отсутствием возбужденного по факту безвестного исчезновения лица уголовного дела. Однако на практике возникают случаи, когда убийство лица тщательно замаскировано под безвестное исчезновение, и доказать это без проведения ОРМ, санкционированных судом, весьма затруднительно. Суд же согласия не дает.

Описанными выше ситуациями проблемы ограничения прав без вести пропавших лиц не исчерпываются. Можно сказать, что это лишь «вершина айсберга». Несомненно, розыскная деятельность должна быть ориентирована на защиту конституционно признанных ценностей. Однако на сегодняшний день мы видим коллизию между потребностями практики и буквой закона.

Отдельно хотелось бы остановиться на такой категории разыскиваемых, как граждане, утратившие связь с родственниками или супругом.

Нередки случаи обращения граждан в органы внутренних дел с заявлениями о розыске бывших супругов, родителей, место жительства и судьба которых неизвестны, с которыми длительное время не поддерживались отношения, но присутствие которых необходимо для совершения юридически значимых действий (например, операции с недвижимостью или наследование имущества).

В качестве примера можно привести ситуацию, с которой массово сталкиваются граждане в период летних отпусков. При выезде ребенка с одним из родителей в страны Европы обязатель-

Проблемы правоохранительной деятельности 2'16

но наличие согласия второго родителя. Однако если родители ребенка находятся в разводе, они часто не поддерживают связь друг с другом и не знают о месте проживания бывшего супруга. В подобных случаях супругу, который выезжает за границу, необходима справка о наличии второго родителя ребенка в розыске. Для этого гражданин обращается в орган внутренних дел с заявлением об утрате связи с родственником. Заявление принимается, после чего сотрудниками розыскного подразделения проводится проверка, в результате принимается решение по материалу проверки и выдается справка о нахождении лица в розыске.

Установление данных обстоятельств занимает некоторое время, которое гражданин вынужден ждать нужный ему документ, с другой же стороны, силы розыскного подразделения расходуются на установление местонахождения лица, утратившего связь с родственниками, что затрудняет и отодвигает на второй план решение других задач. Кроме того, не единичны случаи, когда объявленный в розыск гражданин проживает рядом со своей бывшей женой или сожительницей, осуществляет должное воспитание ребенка, оказывает помощь в его содержании, но возражает относительно выезда ребенка за границу, т.к. опасается за его здоровье. Установление этих обстоятельств также занимает некоторое время и ресурсы розыскного подразделения.

Для решения данной проблемы мы предлагаем изменить форму подобных справок и ограничиться информацией о том, что гражданин не состоит в браке с тем или иным лицом. А функции по выда-

че таких справок целесообразнее возложить на органы ЗАГСа. Это сэкономит время заявителя и ресурсы подразделений ОВД.

Еще одна проблема в осуществлении розыска граждан, утративших связь с родственниками или супругом, состоит в установлении срока утраты связи.

На практике нередко возникают случаи обращения в ОВД граждан за розыском родственника, о местонахождении которого им ничего не известно 30 и более лет. Было даже обращение гражданина о розыске родственника, с которым утрачена связь с 1938 года (обращение в ОВД было вызвано вступлением в наследство и предоставлением документов на право наследования в суд). Мы считаем, что в данном случае целесообразнее установить срок с момента утраты родственной связи до обращения с заявлением в органы внутренних дел не более 20 лет.

Данная статья является лишь краткой иллюстрацией, показывающей актуальность изучения и разрешения проблем розыска без вести пропавших как для законодательства, так и для оперативно-розыскной практики. Проблемы розыскной деятельности не исчерпываются указанными выше. Мы обозначили лишь отдельные «болевые точки» правового регулирования и осуществления розыска без вести пропавших. Принятие нового приказа «Об организации розыскной работы» и решение в нем хотя бы одной из выше перечисленных проблем могло бы существенно улучшить качество и срок выполнения мероприятий по розыску без вести пропавших лиц.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс». 2016.

2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 29.12.2015) «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс». 2016.

3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс». 2016.

4. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 28.11.2015) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» 2016г.

5. Указ Президента Рф от 06.03.1997 № 188 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс». 2016.

6. Моисеев Н.А. Криминалистическое обеспечение предъявления личности для опознания при расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. С.112.

= References =

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) (taking into account the amendments made to the Law on Amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-ERPs from 30.12.2008 № 7-FCL, from 05.02.2014 № 2 -FKZ from 21.07.2014 № 11-ERPs) [Electronic resource]. Reference legal system «Consultant Plus». 2016.

2. Federal Law of 02.12.1990 № 395-1 (rev. Of 29.12.2015) «On banks and banking activity» [Electronic resource]. Reference legal system «Consultant Plus». 2016.

3. Federal Law of 12.08.1995 № 144-FZ (ed. From 06.29.2015) «On operative-investigative activities» [Electronic resource]. Reference legal system «Consultant Plus». 2016.

4. The Law of the RF from 02.07.1992 № 3185-1 (ed. From 28.11.2015) «On psychiatric care and guarantees of citizens' rights in its provision» [Electronic resource]. Reference legal system «Consultant Plus». 2016.

5. Presidential Decree of 06.03.1997 № 188 (ed. From 13.07.2015) «On approval of the list of information of a confidential nature» [Electronic resource]. Reference legal system «Consultant Plus». 2016.

6. MoiseevN.A. support of the submission of the individual for identification in the investigation of crimes: dis. ... cand. of law. - М., 2007. P. 112._

(статья сдана в редакцию 25.04.2016)

Проблемы правоохранительной деятельности 2'16 -

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.