Научная статья на тему 'Некоторые аспекты репродуктивного поведения студенческой молодежи'

Некоторые аспекты репродуктивного поведения студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
550
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ «ЖЕЛАЕМОЙ» ДЕТНОСТИ / STUDENTS' REPRODUCTIVE BEHAVIOR / CONDITIONS OF ATTAINMENT OF A «DESIRABLE» NUMBER OF CHILDREN / REPRODUCTIVE ATTITUDES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калачикова Ольга Николаевна

В статье рассмотрены особенности репродуктивных установок студентов вузов Вологодской области в гендерном разрезе с учетом типа населенного пункта проживания (до поступления в вуз), сделана попытка анализа формирования представлений молодежи о числе детей в семье, выявлены условия реализации «желаемой» детности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of students' reproductive behavior

The paper considers the peculiarities of the reproductive attitudes of university students in Vologda region from the angle of gender, and the type residence locality. The factors of formation representations about the ideal, «desirable», and the planned number of children in family are analyzed.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты репродуктивного поведения студенческой молодежи»

О.Н. КАЛАЧИКОВА, мл. науч. Некоторые аспекты

сотрудник репродуктивного

Институт социальноэкономического развития поведения стуДенЧеск°й

территорий РАН молодежи

В статье рассмотрены особенности репродуктивных установок студентов вузов Вологодской области в гендерном разрезе с учетом типа населенного пункта проживания (до поступления в вуз), сделана попытка анализа формирования представлений молодежи о числе детей в семье, выявлены условия реализации «желаемой» детности.

Ключевые слова: студенты, репродуктивные установки, условия реализации «желаемой » детности.

Сложившаяся в России в последнее десятилетие демографическая ситуация, осознание угроз депопуляции потребовали активных действий со стороны государственной власти. В этот период были разработаны концепции демографического развития [1—3], запущены социально значимые национальные проекты «Здоровье », «Доступное жилье », «Образование ». В них определены основные направления развития человеческого потенциала, в качестве приоритета выделена стабилизация демографической ситуации путем повышения рождаемости и снижения смертности населения в трудоспособном возрасте. Результатом осуществления мероприятий, предусмотренных данными проектами, стало повышение уровня рождаемости: общий коэффициент рождаемости увеличился с 10,4%о в 2006 г. до 12,4%о в 2009 г., однако коэффициент фертильности, несмотря на рост с 1,29 в 2006 г. до 1,54 в 2009 г., не обеспечивает нулевой естественный прирост населения *.

Рождаемость как демографический процесс, обеспечивающий воспроизводство, есть результат демографического поведения населения. В узком понимании демографическое поведение включает действия и отношения, связанные только с воспроизводством населения, непосредственно - с рож-

даемостью и смертностью и опосредованно

- с брачностью, овдовением и разводимос-тью. В широком понимании демографическое поведение, кроме названных, включает также действия и отношения, связанные с миграцией населения и его социальной мобильностью. Таким образом, в структуре демографического поведения выделяют репродуктивное, матримониальное, само-сохранительное и миграционное [5].

Репродуктивное поведение населения традиционно считается одним из главных факторов рождаемости; его основы формируются в раннем возрасте. Поэтому научным коллективом ИСЭРТ РАН в 2010 г. было проведено специальное исследование репродуктивных установок населения, его объектом стали молодые люди в возрасте 17-22 лет, студенты вузов (N=494).

Поскольку формирование уровня рождаемости населения Вологодской области примерно на 50% зависит от представлений об «идеальном» и «желаемом» числе детей в семье [6, с. 55-63], особое внимание в исследовании уделено репродуктивным установкам. Идеальное, желаемое, планируемое число детей - распространенные показатели, измеряющие когнитивный компонент репродуктивной установки [7]. Идеальное число детей в семье консолидирует в себе внешние и внутренние парамет-

1 Для 2009 г. уровень нулевого естественного прироста обеспечивается суммарным коэффициентом рождаемости, равным 1,85 (по методике В.Н. Архангельского) [4].

Социология образования

133

ры оценки детности, т.е. представления об идеальном количестве детей учитывают и условия среды, и личностный уровень потребности в детях, и общепринятые нормы. Желаемое число детей является отражением того уровня детности, который удовлетворяет потребность в детях при всех благоприятных условиях, т.е. не зависит от жизненных обстоятельств и ситуаций. Планируемое - это идеальное число детей, «примеренное » респондентом лично для себя, в субъективной оценке жизненных условий. Логично, что значения желаемого числа детей наибольшие - в среднем 2,37. Несколько ниже (2,27) составляет идеальное число детей, планируемое - уже лишь 2,06.

Остаться бездетными планируют 2% респондентов, одного ребенка - 13%, двух детей - 57%, трех детей - 19% и четырех и более детей - 1% (8% затруднились ответить). Отметим, что в группе студенческой молодежи 98,6% на момент опроса были бездетны.

В 2008 г., по данным исследования репродуктивного потенциала населения Вологодской области (N=1536), одного ребенка в своей семье планировали иметь 20,2% опрошенных, двоих детей - 45%, троих -15,6%, четырех и более детей - 1,8%; не планировали иметь детей 1,4%. Таким образом, репродуктивные ориентации (в плане детности) молодых людей несколько выше, чем в среднем для всего населения вне зависимости от возраста. Вероятно, это отчасти обусловлено отсутствием опыта оценки и решения комплекса проблем (бытовых, материальных, психологических), сопутствующих приобретению социального статуса семейного человека и родителя. Кроме того, треть молодых людей не имели возможности получить его и в родительской семье, являясь единственными детьми (в семьях с тремя и более детей воспитывались 15% студентов). В то же время

разность между средними значениями желаемого и планируемого чисел детей у студенческой молодежи (0,31) в два раза больше, чем у населения области в целом (0,15). Данный факт говорит о том, что внешние условия для рождения детей они оценивают более критично (табл. 1).

Заметны различия в репродуктивных ориентациях студентов, выросших в городских и сельских населенных пунктах. Горожан среди тех, кто не планирует детей,

- 78%, , среди тех, кто планирует одного ребенка, - 64%, двух или трех детей - чуть больше половины, а вот среди планирующих четырех и более детей - 33% (среди сельских жителей - 67%). На наш взгляд, такое распределение оценок населения связано со спецификой образа жизни на городских и сельских территориях: городская молодежь в большей степени ориентируется на достижение карьерного роста и имеет для этого больше условий.

Значения среднего планируемого числа детей в территориальном разрезе также отражают более высокие репродуктивные ожидания у сельских жителей в сравнении с жителями городов. Причем в районных центрах, несмотря на статус и тип населенного пункта, они приближены к сельской местности (табл. 2). Возможно, это объясняется тем, что внутрирегиональная миграция имеет центростремительный характер. Кроме того, уклад жизни некоторых районных центров, по существу, мало отличается от сельского (из 26 районных центров 9 имеют статус «село», 4 - «поселок городского типа», 9 - малые города районного подчинения с численностью населения от 7,9 (г. Кириллов) до 40,5 (г. Сокол) тыс. чел. [8, с. 15]).

Таблица 1

Репродуктивные установки населения, средние значения

Число детей 15-49 лет, 2008 г. 17-22 года, 2010 г.

Желаемое 2,01 2,37

Планируемое 1,86 2,06

Разность 0,15 0,31

Таблица 2

Среднее планируемое число детей в территориальном и гендерном разрезе

Пол Крупный город Районный центр Сельская местность В среднем

Юноши 1,91 2,14 2,31 2,04

Девушки 2,10 2,06 2,05 2,07

Среднее 2,01 2,10 2,16 2,06

Склонность городских жителей к мало-детности может быть обусловлена более высокой конкуренцией между потребностью в детях и иными потребностями, переоценкой ценностей. В городе не только более активно, чем на селе, «лоббируются»

ключением представителей возрастной группы от 17 до 20 лет. Также следует отметить, что 17-18-летние студенты «желают» и «планируют» иметь меньше детей, чем 19-22-летние. Кроме того, во всех возрастных категориях и для девушек, и для юношей планируемое число детей заметно ниже, чем желаемое и идеальное, что свидетельствует о недостаточных условиях для реализации репродуктивных установок молодежи (рис. 1).

2,222,292,12 2,292,352,37 2,252,382,40 2,1д2,422,48

2,03 2,15 1,98 1,98 2,06 215

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Идеальное Желаемое Планируемое

□ 17-18 □ 19-20 □ 21-22

3

2

0

Рис. 1. Идеальное, желаемое, планируемое число детей (среднее значение, гендерно-возрастной разрез)

вопросы карьерного роста, организации досуга и отдыха, приобретения каких-либо благ, но и существенно выше возможности для их решения. Молодые люди стремятся найти баланс между личными потребностями и потребностями семьи путем разделения ответственности за материальное обеспечение с женщиной и минимизации затрат на детей. Девушки, наоборот, понимая свою относительную состоятельность в урбанизированной среде, чувствуют себя менее зависимыми и планируют чуть больше детей, чем девушки, проживающие в сельской местности.

В среднем девушки имеют более высокие установки детности, чем юноши, за ис-

Оценка условий для рождения желаемого числа детей по значимости представлена в табл. 3. Первые места занимают такие позиции,какполная семья(более значимая для девушек), возможность обеспечить своим детям качественное образование, наличие жилья (возможность его приобретения) и удовлетворительное его состояние - 4,6 балла по 5-балльной шкале.

В то же время анализ данных официальной статистики показал, что эти три условия в настоящее время не могут быть оценены удовлетворительно: примерно треть детей рождается вне брака, половина зарегистрированных союзов заканчивается разводами. На учете на получение жилья в

Социология образования

135

Таблица 3

Значимость различных условий для реализации репродуктивных планов

(средний балл по 5-балльной шкале)

Условие Среднее Юноши Девушки

Полная семья 4,6 4,5 4,7

Возможность обеспечить своим детям качественное образование 4,6 4,5 4,6

Наличие жилья (возможность его приобретения) и удовлетворительное его состояние 4,6 4,5 4,6

Стабильность материального благополучия 4,5 4,5 4,6

Уверенность в завтрашнем дне 4,5 4,5 4,6

Доступность качественной медицинской помощи 4,4 4,3 4,5

Помощь родителей в воспитании детей 3,6 3,6 3,6

Возможность организации присмотра за ребёнком, не посещающим детсад (служба «няня на час», детские игровые комнаты и др.) 3,1 2,9 3,3

Возможность посещения образовательных курсов (семинаров, тренингов) для родителей 2,8 2,7 3

2009 г. состояло 32 507 семей, улучшили свои жилищные условия в том же году 1839 (менее 6%). Проблема образования волнует молодых людей в первую очередь в связи с обострившейся ситуацией в детских дошкольных учреждениях [9, с. 12].

Результаты исследования показали, что репродуктивные установки молодежи тесно связаны с их отношением к браку (табл. 4). Отдающие предпочтение зарегистрированным брачным отношениям в среднем планируют более двух детей, в то время как те, кто предпочитает совместное проживание в форме гражданского брака,

- менее двух. Аналогичная тенденция отмечена в исследованиях предыдущих лет [10].

У тех, кто считает сожительство неприемлемой формой отношений, планируемое число детей составило в среднем 2,32, а у

тех, кто относится к гражданскому браку более лояльно, - 1,87. Следует отметить, что зарегистрированный брак остается наиболее предпочтительной формой совместного проживания. Так, зарегистрированному браку отдают предпочтение 78% студентов и студенток. В то же время абсолютная неприемлемость сожительства отмечается лишь у 10% молодежи. Чаще всего гражданский брак рассматривается молодыми людьми как «репетиция» семейной жизни (60%); как форму постоянных отношений его допускают 25% юношей и 12% девушек. Обязательное вступление в брак считают необходимым условием для воспитания детей 65% молодежи. Данное мнение более распространено среди девушек, чем среди юношей (72 и 58% соответственно). Эти данные свидетельствуют о том, что в

Таблица 4

Планируемое число детей в зависимости от брачных установок

Юноши Девушки Среднее

Какому браку Вы отдаёте предпочтение?

Зарегистрированному браку 2,16 2,11 2,13

Совместному проживанию, без регистрации в ЗАГСе (сожительство) 1,72 2,14 1,81

Затрудняюсь ответить 1,83 1,47 1,71

Что для Вас «гражданский брак» (сожительство без регистрации в ЗАГСе)?

Приемлемая форма постоянных отношений 1,82 1,96 1,87

«Репетиция» семейной жизни 2,13 2,06 2,09

Неприемлемая для Вас форма отношений 2,41 2,26 2,32

Затрудняюсь ответить 1,84 1,88 1,85

восприятии студентов и особенно студенток рождение детей - весьма ответственное событие, к которому нужно готовиться, тщательно выбирая партнера.

Таким образом, репродуктивные установки молодежи соответствуют малодетным нормам, распространенным в обществе и интериоризованным на личностном уровне. Несмотря на ведущую роль психологической репродуктивной мотивации, для молодежи весьма значимы экономические и социальные мотивы, особенно для юношей. Молодые женщины имеют более высокие репродуктивные установки, более лабильны к их смене под влиянием партнера, но их мотивы деторождения имеют психологическую основу, социальный компонент менее представлен, чем у мужчин.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-эко-

номического развития Российской Федерации на период до 2020 года; утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. иИЬ: Kremlin.ru

2. Концепция демографического развития

Российской Федерации на период до 2015 года; одобрена распоряжением Прави-

тельства РФ от 24.09.2001 № 1270-р. URL: http:// www.demoscope.ru/ weekly/knigi/ koncepciya/koncepciya.html

3. Концепция демографической политики

Российской Федерации на период до 2025 года; утверждена Указом Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007. URL: http:// www.demographia.ru/articles_N/ index. html?idR=5&idArt=947

4. См.: Борисов В.А. Демография. М.: NOTABENE, 2001. 272 с.

5. Архангельский В.Н., Елизаров В.В., Звере-

ва Н.В., Иванова Л.Ю. Демографическое поведение и его детерминация. - М., ТЕИС, 2005. 352 с.

6. Копейкина М.А. Экономико-математиче-

ское моделирование репродуктивного поведения населения региона // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2006. № 32.

7. Антонов А.И. Социология рождаемости.

М., 1980. 161 с.

8. Демографический ежегодник Вологодской

области: Стат. сб. Вологда, 2010.

9. Образование в Вологодской области в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005-2009 гг.: Стат. сб. / Вологдастат, 2010.

10. Калачикова О.Н. Семья как основной институт воспроизводства населения (на материалах Вологодской области) // Проблемы развития территории. Вып. № 6 (52). Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. С. 81-86.

KALACHIKOVA O. SOME ASPECTS OF STUDENTS’ REPRODUCTIVE BEHAVIOR The paper considers the peculiarities of the reproductive attitudes of university students in Vologda region from the angle of gender, and the type residence locality. The factors of formation representations about the ideal, «desirable », and the planned number of children in family are analyzed.

Key words: students’ reproductive behavior, reproductive attitudes, conditions of attainment of a «desirable » number of children.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.