Научная статья на тему 'Некоторые аспекты реализации принципа федерализма на юге России'

Некоторые аспекты реализации принципа федерализма на юге России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
786
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛИЗМА / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ / СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / STATE FORMATION IN THE NORTHERN CAUCASUS: CHARACTERISTICS AND PROBLEMS / POWER / SEPARATION OF POWERS / FEDERALISM / FUNCTIONS OF FEDERALISM / THE SUBJECTS OF THE FEDERATION / THE SYSTEM OF BODIES OF STATE POWER OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дроздова Александра Михайловна

В статье рассматриваются проблемы и особенности государственного устройства Российской Федерации; сложности становления и особенности развития конституционных основ федерализма на Северном Кавказе. Особо исследуются модели федерализма в России. Автором также разбираются проблемы равноправия субъектов в Российской Федерации и перспективы дальнейшего существования их в обстановке мира и дружелюбия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дроздова Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the problem and especially the Government of the Russian Federation; problems of formation and development of the constitutional bases of federalism in the North Caucasus. Particularly explores models of federalism in Russia. The author also discusses the problem of equality of subjects of the Russian Federation and the prospects for their continued existence in peace and amity.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты реализации принципа федерализма на юге России»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ФЕДЕРАЛИЗМА НА ЮГЕ РОССИИ

ДРОЗДОВА Александра Михайловна

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и особенности государственного устройства Российской Федерации; сложности становления и особенности развития конституционных основ федерализма на Северном Кавказе. Особо исследуются модели федерализма в России. Автором также разбираются проблемы равноправия субъектов в Российской Федерации и перспективы дальнейшего существования их в обстановке мира и дружелюбия.

Annotation: this article discusses the problem and especially the Government of the Russian Federation; problems offormation and development of the constitutional bases offederalism in the North Caucasus. Particularly explores models of federalism in Russia. The author also discusses the problem of equality of subjects of the Russian Federation and the prospects for their continued existence in peace and amity.

Ключевые слова: власть, разделение властей, федерализм, функции федерализма, субъекты Федерации, становление государственности на Северном Кавказе: особенности и проблемы, система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Key words: power, separation of powers, federalism, functions of federalism, the subjects of the Federation, State formation in the Northern Caucasus: characteristics and problems, the system of bodies of State power of constituent entities of the Russian Federation.

Современное общество заинтересовано в стабилизации политической жизни, в укреплении законности, в нормальном человеческом проживании всех индивидов. Нет сомнений, что только государство, поставленное на службу человеку и следующее неуклонно этому курсу, может быть легитимным и пользоваться поддержкой широких народных масс.

Один из способов решения вековой проблемы состоит в таком построении механизма государственной власти, который сам по себе препятствовал бы ее узурпации и использованию во вред человека. Для того чтобы эта власть служила людям, она должна быть им контролируема.

Напомним, что «Конституция пяти властей» в свое время была подготовлена политиком и общественным деятелем Китая - Сунь Ятсеном (1866-1925). Ни в одной стране мира подобная идея никогда не выдвигалась1. Речь шла о разделении государственной власти по конституции государства на законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и экзаменационную.

1 См.: Дроздова А.М., Комаров С.А. Легитимация и ответственность государственной власти во взаимоотношениях государства и личности (социально-философские и правовые аспекты) : моногр. 2-е изд. СПб. : Изд-во Юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2011. С. 148.

В Китае издавна существовал хороший метод для приема на работу чиновников - экзамены. Чиновники до поступления на службу сдавали экзамены, и сдавшие получали должность. Сунь Ятсен полагал, что «наряду с тремя властями следует выделить четвертую -экзаменационную власть. Это средство сделает конституцию более совершенной и позволит устранить препятствия, мешающие ее эффективному применению»2. «Слуги народа, - считал он, - перед тем как приступить к своим обязанностям, должны будут держать экзамены, что положит конец использованию людей без разбора. Без экзаменов не видно много способных людей и, сами того не зная, мы теряем множество ценных работников»3.

Трудно не согласиться с Р.М. Дзидзоевым в том плане, что «Особенность конституционно-правовой ответственности высших государственных органов проявляется в том, что она существует в сфере разделения властей и является его следствием. Эта ответственность реализуется в контексте так называемых сдержек и противовесов, которые сохраняют заданный баланс власти, препятствуя возвышению одной

2 См.: Власть - Государство - Общество / под общ. ред. Д.Н. Назарбаевой. М., 2004. С. 186.

3 Там же. С. 150.

ветви власти над другими»4. Именно меры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти, по мнению Р.М. Дзид-зоева, заставляют эти органы придерживаться пределов отведенной компетенции и представляют собой наиболее значимые и эффективные сдержки и противовесы, позволяющие нейтрализовать попытки злоупотребления властью.

Как отмечает Президент Российской Федерации В.В. Путин, «Демократия - это возможность не только выбирать власть, но и эту власть контролировать. Мы должны уделить большее внимание развитию прямой демократии, непосредственного народовластия»5.

Особенность состояния современной России, в том числе и Северного Кавказа, в том, что на фоне ликвидации или самоликвидации многих прежних правовых и государственных институтов система органов государственной власти в субъектах РФ не только не разрушилась, но и проявила такие адаптационные возможности, что вместо унифицированного устройства и функционирования органов государственной власти центра и субъектов Российской Федерации возникло многообразие организационных и содержательных форм создания и развития органов государственной власти и центра, и субъектов Федерации.

Как отмечает М.Н. Марченко, «в поле зрения исследователей федерализма традиционно находился и находится весьма широкий круг вопросов, касающихся сущности, содержания и назначения федерализма, его функций, места и роли в жизни общества и государства. Это также вопросы характера взаимоотношений центра и субъектов федерации, деятельности судебных органов в условиях федерализма, активности политических партий, различных общественных организаций и средств массовой информации»6.

Конституция Российской Федерации в 1993 году закрепила федеративное устройство России.

4 См.: Дзидзоев Р.М. Ответственность высших государственных органов в системе разделения властей // Федерализм и регионализм: приоритеты XXI века : сб. науч. ст. : материалы Ме-ждунар. науч. конф. / под общ. ред. М.А. Миндзаева ; Владикавказ. ин-т упр. 2007. С. 89.

5 См.: Очередное ежегодное Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. М., Кремль. URL: http://ria.ru/trend/Putin_message_ 12122012/

6 См.: Марченко М.Н. Федерализм как явление и понятие:

общее и особенное (На примере Российской Федерации) // Федерализм и регионализм: приоритеты XXI века : сб. науч. ст. : материалы Междунар. науч. конф. / под общ. ред. М.А. Минд-заева ; Владикавказ. ин-т упр. 2007. С. 8-9.

Позволим себе констатировать, что обеспечение государственного единства объединенных в федерацию субъектов - одна из функций федеративного устройства, обусловленная главным образом именно многонациональным составом населения и наличием национальной государственности различных этносов. Второй функцией федеративного устройства на федеральном уровне является регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина на всей территории Федерации. Третья функция федеративного устройства представлена как обеспечение гражданских, политических, социально-экономических и иных прав и свобод человека и гражданина с учетом различных географических, климатических, исторических и иных факторов определенной территории. Реализация власти и управления общественными и государственными делами в интересах сохранения и поддержки демократического конституционного строя в стране есть четвертая функция федеративного устройства России.

Таким образом, федеративное устройство России служит, с одной стороны, сохранению многообразия регионов при безусловном характере общефедерального единства, с другой -такое устройство выступает способом рационального распределения компетенции и полномочий не только по горизонтали, но и по вертикали.

В процессе строительства новой государственности важной проблемой становятся механизмы взаимодействия законодательных и исполнительных органов как внутри субъектов Российской Федерации, так и их взаимоотношения с федеральными органами законодательной и исполнительной власти.

Принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ закреплены в Федеральном законе от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»7.

Заметим, что принятие новой Конституции РФ в 1993 году, закрепившей ее федеративное государственное устройство, не остановило дискуссии по проблемам российского федерализма. Они возникают вновь и вновь.

Общеизвестно, что создание подлинно федеративного государства в России предпо-

7 Российская газета. 1999. 30 окт.

лагает решение задач развития новой российской государственности, что в свою очередь и обуславливает актуальность исследований проблем формирования развития взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами, между самими субъектами РФ в лице их государственных органов власти в процессе формирования новых для России государственно-политических институтов.

На практике наблюдается тенденция к тому, что субъекты Федерации постепенно приобретают все больше самостоятельности в организации своей государственности, создании собственного законодательства и решении собственных задач. Проблема еще и в том, что она перешла за пределы чисто юридической, по причине того, что в системе разделения власти по вертикали нарушаются конституционные принципы федерализма, такие как суверенитет, верховенство Конституции РФ, единое правовое пространство, единство государственной власти.

Позволим себе отметить, что в северокавказском регионе сложно проходит становление новой государственности, много проблем создается на почве национальных особенностей и даже личных взаимоотношений лидеров, и четко видится необходимость резкого улучшения взаимодействия органов власти на уровне Федерации и субъектов РФ на Северном Кавказе в частности.

Значение Северного Кавказа в системе геополитических интересов России постоянно приобретает особую актуальность, и все больше людей втягиваются в события, происходящие в данном регионе. Следует согласиться с тем, что геополитическое влияние Юга России в настоящий период времени возросло и, видимо, будет возрастать в будущем.

При этом не следует забывать, что «Проблема сохранения территориальной целостности и управляемости Российского государства на современном этапе - одна из самых острых и актуальных. Продолжение развития негативных центробежных тенденций может привести к роковым последствиям любую страну и Россию в том числе, и вся тяжесть может лечь на плечи населения, при этом будет наблюдаться усиление бедности, миграция, беженцы, горе и кровь; по большому счету - ущемление гражданских, социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. Федерализм, как известно, всегда возникает в качестве сим-

биоза внешних и внутренних факторов»8. А проблемы борьбы за национальное единство и за демократию могут развиваться в разных направлениях, зачастую противореча друг другу. Это требует научного осмысления, особенно в обстановке процессов, протекающих на Юге России.

Если обратить внимание на российский федерализм, то для него вообще и для Северного Кавказа в частности тяжесть проблем заключается изначально и в том, что субъекты Федерации представляют собой совершенно различные по многим аспектам образования, которых притом еще и много (было на момент принятия Конституции РФ 89, в настоящий момент - 83). Как утверждает В.А. Черепанов, «Абсурдно говорить о равенстве объектов во всем многообразии их свойств и признаков; такого равенства вообще быть не может. С этой точки зрения все субъекты любой федерации неравны друг другу, так как каждый из них имеет свои, только ему присущие отдельные (единичные) признаки (геополитические, демографические, национальные, экономические, социальные и т.п.). Однако субъекты федерации могут иметь ряд тождественных (идентичных, одинаковых) свойств и по ним быть равными между собой»9.

Сложности еще и в том, что в составе некоторых субъектов есть еще субъекты. Если проводить резко административную реформу, то может произойти распад Федерации. Вероятно, правильнее сегодняшние, точнее вчерашние, подвижки с целью добровольного и легитимного объединения ряда субъектов РФ в один субъект. Напомним, первыми были Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ -ныне Пермский край10. Чтобы быть объективным, заметим, что данный процесс достаточно сложен и продолжителен по времени. Ради справедливости заметим, что он резко замедлился в данный период времени.

Более того, к великому сожалению, население субъектов РФ в некоторой степени перестает доверять властям любого уровня, а без

8 См.: Дроздова А.М. Некоторые рассуждения о регионализме в России // Федерализм и регионализм: приоритеты XXI века : сб. науч. ст. : материалы Междунар. науч. конф. / под общ. ред. М.А. Миндзаева ; Владикавказ. ин-т упр. 2007. С. 82.

9 См.: Черепанов В.А. Теория российского федерализма : учеб. пособие. М. : МЗ-ПРЕСС, 2005. С. 188.

10 См.: Федеральный конституционный закон от 25 марта

2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта

Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110.

такого доверия со стороны населения серьезные реформы обречены. Один мудрый человек однажды отметил, что распад государства начинается в душах людей, а уже только после этого наносится на карты.

Да можно ли совместить несовместимое? Если разная природа субъектов, то и разным статусом они должны обладать. Как замечает И.А. Умнова, «российская конституционная формула построена на логической ошибке. Как бы ни ломали сегодня головы юристы над объяснением равноправия разных по статусу субъектов федерации, предлагая парадигму "равноправие не есть равенство”, и юридически и фактически Россия состоит из неравноправных по статусу субъектов федерации» .

Актуальность поднимаемых автором вопросов обусловлена еще и тем, что эти процессы происходят постоянно в регионе, во всех субъектах и сами люди, создающие эту государственность, проживая в регионе, на себе испытывают постоянно положительные и отрицательные последствия политических и правовых реформ.

В настоящий момент крайне важно и то, что по мере развития демократических государственных институтов в России все еще формируется новый корпус чиновников, представителей законодательных органов, которые должны осуществлять свои полномочия не на принципах интуиции, а на основе научных теоретических и практических изысканий. Чего они сами не хотят...

Объектом исследования сегодня должна повсеместно стать система органов государственной власти субъектов РФ Северного Кавказа, своеобразие процесса становления этой системы государственных органов власти в субъектах Федерации в северокавказском регионе, а также факторы (объективные и субъективные), оказывающие непосредственное влияние на этот процесс12.

Основной целью исследований ученых следует сделать процесс формирования и функционирования системы органов государственной власти субъектов Федерации на Северном

11 См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М. : Дело, 1998. С. 89.

12 См.: Карапетян Л.М. Федерализм и права народов. М., 1999 ; Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. М., 1999 ; Дроздова А.М. Органы государственной власти субъектов РФ Северо-Кавказского региона / под. общ. ред. С.А. Комарова. СПб. : Изд-во Юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2001.

Кавказе как реального процесса с позиций правового знания.

Ранее частично были освещены проблемы становления и особенности развития конституционных основ федерализма в регионе Северного Кавказа и конкретных субъектов Федерации этого региона, а также проведено комплексное исследование системы органов государственной власти субъектов РФ в регионе и анализ взаимоотношений органов государственной власти субъектов Федерации в регионе; был исследован правовой статус органов государственной власти, являющихся уникальными для современной практики государственного строительства в ряде субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе13.

Интересна для нас позиция С.А. Авакья-на, который дает следующее определение федерализму: «федерализм - это упражнение по уравниванию как институциональных процессов, имеющих то центростремительную, то центробежную направленность, так и совокупности конституционно закрепленных институтов, призванных удерживать эти колебания в приемлемых пределах»14.

Определяя сущность федерализма, Даниэль Элазар заметил, что оно имеет не одно значение. В узком понимании данного понятия -это взаимоотношения между различными уровнями государственной власти. В более широком понимании «федерализм» представляет сочетание «самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации»15.

Позволим себе заметить, что данное определение носит достаточно теоретический характер, и предположить, что, возможно, история сама творит федерализм и порождает его основные признаки, о которых будем подробно говорить. Возможно, что эти признаки зависят от уровня развития общества и устремления людей к единению по самым разным интересам, которые в свою очередь определяют суть федерализма.

Общеизвестно, что «слово ”федерализм” происходит от латинского ”foedus”, означающего "соглашение”. ”Foedus” по смыслу совпадает с древнеиудейским термином Ьгй

13 См.: Дроздова АМ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского региона.

14 Авакьян С.А. Основы теории практики федерализма : пособие для студентов вузов / Ин-т европ. политики католич. ун-та г. Лейвена. Leuven : Garantpubl, 1999. С. 23.

15 Элазар Д.Дж. Сравнительный федерализм // Политические исследования. 1995. № 5. С. 106.

(berith), который является фундаментальным понятием в библейской традиции и означает соглашение с Богом, а также между теми людьми, которые решили строить отношения друг с другом на основе соглашения (bycove-папф>16.

А.Н. Аринин предлагает, на наш взгляд, своеобразное понимание сущности федерализма. По его мнению, суть понятия «федерализм» в том, что «самоуправляющееся гражданское общество, опираясь на процесс заключения совместного договора - между гражданами, устанавливает такие партнерские взаимоотношения с органами государственной власти, которые наилучшим образом обеспечивают благополучие граждан и интересы государства». Однако просим обратить внимание, что речь идет о самоуправляющемся гражданском обществе, что, по нашему мнению, означает не что иное, как наличие в стране развитого гражданского общества. Понять суть федерализма можно, если обратиться к приоритетным признакам его, притом гуманистическим.

К определяющим показателям федерализма относятся, по мнению А.Н. Аринина, приоритет прав человека над законами государства; равноправие всех граждан; народовластие; развитое гражданское общество; разделение властей; сильный правопорядок.

Нам понятна позиция А.Н. Аринина, так как она заключается в том, что «смысл подлинного федерализма - это самоуправление личности, свобода выбора и личная ответственность гражданина. Именно в интересах гражданина, его безопасности, ради обеспечения его демократических прав и свобод происходит политическое и правовое разделение власти на федеральную власть и власть субъектов федерации. Истинный федерализм основывается на принципе - государство для человека, а не человек для государства»17.

Опыт последних двадцати лет (с 1990 по 2010 год) свидетельствует, что успешное обновление нашей страны не может быть достигнуто простым переносом на российскую землю теоретических схем и моделей, взятых из зарубежных учебников. Не достигнем должного результата и если механически скопируем

16 См.: Аринин А.Н. Российский федерализм и гражданское общество : материалы парламент. слушаний. М. : Изд-во Гос. Думы, 2000. С. 10.

17 См.: Аринин А.Н. Российский федерализм и граждан-

ское общество. С. 12.

опыт других государств. «Каждая страна, в том числе и Россия, обязана искать свой путь обновления. Мы пока не очень преуспели в этом. Свою дорогу, свою модель преобразований мы начали нащупывать только в последние несколько лет. Мы сможем рассчитывать на достойное будущее только, если сумеем универсальные принципы рыночной экономики и демократии органически соединить с реальностями России»18. Вероятно, именно в этом направлении следует двигать научную, аналитическую, экспертную работу, а также конкретную деятельность органов государственной власти центра и регионов, всех политических и общественных организаций.

Изучение и исследование федерализма, его сущности, ценностей, значения, роли и перспектив развития в настоящее время является одним из важнейших направлений изучения власти в человеческом обществе. Современные исследователи названной проблематики справедливо считают, что в мире не создано абсолютно совершенных моделей федерализма. Научный поиск продолжается и по-прежнему требуется ответить на ряд глобальных вопросов в отношении федерализма как такового и федерализма, характерного для развития российской государственности в частности. К ним относятся следующие вопросы: какова сущность федерализма вообще и российского федерализма в частности, каковы цели создания и функционирования российского федерализма, в чем заключаются общие и особенные признаки и качества российского федерализма и каковы перспективы российского федерализма в стране и ее субъектах.

Нам представляется, что в теоретических и практических концепциях сложилось три различных подхода к осмыслению сущности федерализма. Сторонниками первого подхода последний рассматривается, как процесс создания федерации на основе договора федерального центра и субъектов федерации, а также договора между самими субъектами федерации. Эта концепция вовсе не касается гражданского общества, оно в стороне. Сторонники второго подхода усматривают суть федерализма в самоуправлении субъектов федерации. Они при этом создают такую систему государственной власти по вертикали, при которой и центр, и субъекты федерации получают оп-

18 Аринин А.Н. Российский федерализм и гражданское общество. С. 12.

ределенный объем власти в соответствии со своими задачами и функциями. Методологически этот взгляд несколько ближе к самоуправлению граждан. Сторонники третьего подхода к пониманию сущности федерализма утверждают, что суть федерализма состоит в самоуправлении личности, что, несомненно, приводит к организации самоуправляющегося гражданского общества. При этом устанавливается такая власть, которая соответствует потребностям граждан и обеспечивает устойчивое развитие страны. Тогда ни один субъект не может иметь привилегий, ни один субъект не может претендовать на некоторую особенность. Вспомним Оруэлла, где на ферме животных был лозунг: «Все животные равны, но некоторые животные ровнее других»19.

Суть новых подходов к проблеме федерализма сводится в основном к осмыслению содержания федерализма. С одной стороны, это предоставление субъектам федерации самостоятельности и самоуправления, а с другой -обеспечение их участия в управлении государственными делами на уровне федерации. Налицо принцип динамического равновесия. Главной задачей федерации является такое объединение различных групп в союз, которое одновременно позволило бы осуществить общие цели и одновременно сохранить самостоятельность частей федерации.

По ряду объективных причин Кавказ можно отнести к зонам потенциальной этнической конфликтности. Всем известно, что это -один из самых полиэтнических регионов России. На Кавказе проживает более 60 этносов, значительно отличающихся друг от друга своими этнокультурными признаками. Прежде всего, этническое многообразие предопределило многообразие языковое: народы Северного Кавказа говорят на языках, принадлежащих к различным подгруппам кавказской, индоевропейской и алтайской языковых семей. По этой причине взаимопонимание даже между представителями генетически родственных народов порой бывает затруднено. Народы Кавказа отличаются и численностью: здесь проживают крупные этносы и рядом совсем небольшие, насчитывающие до нескольких тысяч человек. Это приводит к тому, что сильно варьируется география расселения этносов - от расселения на достаточно крупных территори-

19 См.: Оруэлл Дж. Ферма животных. Animal Farm. Изд-во КАПИК, 1992. Т. 1. С. 297.

ях до проживания в пределах нескольких или даже одного селения. В качестве примера следует назвать дагестанское высокогорье, где проживают различные этносы20. Регион в значительной мере развивается по принципу конфессионального плюрализма. Наиболее распространенными религиями на Кавказе являются: христианство и ислам различных толков и направлений.

Нельзя не сказать о том, что народы Северного Кавказа разнообразны по культурнобытовым особенностям. Это проявляется в специфике поведенческих норм и в устоях мировоззренческих стереотипов.

Одновременно с этим следует отметить, что у народов Северного Кавказа много общих и богатых этнических традиций, носящих региональный характер. Многие из них зафиксированы в знаменитом Нартском Эпосе - памятнике устного народного творчества общемирового уровня. К вопросу о традициях примыкает проблема адатов - обычного права. В советское время на них смотрели, как на пережитки прошлого, и считали необходимым их изживать. Но они при этом продолжали жить и функционировать, и в том числе в виде и качестве правовых норм. На наш взгляд, вопрос об адатах и шариате у народов региона нуждается в глубоком исследовании, ибо он тесно связан с проблемами установления правового порядка в субъектах региона.

На Северном Кавказе важное место занимает и этнопрофессионализм, на который в советское время вообще не обращали внимание: ни в теории, ни на практике. В настоящий период данная проблема выступает достаточно четко, особенно это связано с миграционными процессами. Вероятно, что в регион следует привлекать ученых, которые могут подготовить экспертные заключения по тем или иным вопросам, дать определенные советы и наметить направления для регулирования этнопо-литических действий в регионе. Органы власти последнего должны понять и почувствовать необходимость сотрудничества с учеными, теоретиками и практиками в решении общерегиональных проблем. И не просто поймут, а призовут исследователей для решения этих проблем, будут нуждаться в их работе. Затраты

20 Так, например, в Дагестане нет титульной нации, к числу «коренных» относятся дагестанские горцы: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агульцы, цахурцы. Кроме того, в Дагестане живут ногайцы, таты, русские, азербайджанцы, чеченцы и др.

немедленно окупятся, потому что работники органов государственной власти в регионе будут осуществлять строительство федеративных отношений в регионе не по наитию, а по науке.

Наряду с вышеизложенными особенностями народов Северного Кавказа, нельзя не учитывать еще один крайне важный фактор, который зачастую в основном формирует фон для межэтнических отношений. Это завышенный уровень этнического самосознания местных народов.

Специфика этнических проблем того или иного этноса Северного Кавказа сильно зависит от социально-экономических и социальнополитических факторов. Не всегда этнические конфликты объясняются действием объективных причин. Современные ученые ставят и решают сегодня проблему этнических стереотипов.

Этому способствует специфика национального вопроса в регионе, замешанная на трагических событиях в Чечне и в Закавказье, в том числе фактах терроризма. На Кавказе все чаще и чаще культурно-этническое все более подменяется этнополитическим, а национальные интересы используются в качестве политического ресурса теми, кто стремится всячески реализовать свои притязания на собственную власть над народом.

А.Ю. Коркмазов в свое время обращал наше внимание на то, что «крушение ”социа-листического образа жизни” еще более актуализировало значение проблемы Северного Кавказа в системе геополитических интересов России. С дискредитацией коммунистических идеалов в общественном сознании народов бывшего СССР как бы образовался вакуум. Многие из них, в частности народы Северного Кавказа, в течение сотен лет испытывавшие внешнее давление со стороны более могущественных соседей, в сложившейся геополитической ситуации оказались, как и прежде, в состоянии неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне»21.

По нашему мнению, ясно, что в такой обстановке народы Северного Кавказа начинают «искать» пути становления собственной государственности, воспринимая при этом различные идеи и проекты национально-государственного устройства со стороны. Одни видят решение на пути выхода из состава России

21 См.: Коркмазов А.Ю. Кавказский «излом». Северо-Кавказский регион // Информ.-аналит. вестн. 2001. № 5. С. 34.

(например, как это было в Чечне), другие считают возможным оставаться в составе России, но при этом очень хотят суверенитета и политической самостоятельности.

Анализируя проблемы Северного Кавказа, не следует упускать то, что на Кавказский регион оказывается сильное давление со стороны определенных сил, которые стремятся к объединению народов Кавказа, но без российского присутствия. Эти силы предсказывают, что без их вмешательства произойдет возврат к прежнему состоянию взаимоотношений в регионе со стороны России по отношению к народам Северного Кавказа. Такая позиция характерна для представителей политического и религиозного экстремизма в регионе.

Вместе с тем, если обратиться к истории Северного Кавказа, то нельзя не увидеть, что единство и целостность региона были обеспечены в рамках сначала Российской империи, а затем и в Союзе ССР. При этом трудно объяснить с объективных позиций депортацию целых народов страны, в том числе карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей в период Великой Отечественной войны. Эта трагедия народов стала звеном в мощной единой системе тоталитарного режима. Все эти ужасы тоталитаризма пережил и русский народ, несмотря на то, что являлся государствообразующей нацией.

Проблему Северного Кавказа в системе геополитических интересов России необходимо рассматривать как с точки зрения исторической, так и в контексте современного развития региона. Еще раз обращаем внимание на нашу позицию: Северный Кавказ - это регион России, народы Северного Кавказа, при поддержке России, получили реальную возможность сформировать свою промышленность, провозгласить этнополитическую субъектность, сохранить национальную идентичность, создать общеобразовательные и культурные структуры и институты, преодолеть массовую неграмотность, воспитать свою правящую элиту. Наибольших успехов народы региона достигли в годы советской власти. Все это обеспечило им впоследствии прорыв в современную цивилизацию. Но это вовсе не означает, что Северный Кавказ до вхождения в состав Российского государства находился в состоянии полной стагнации. Процесс развития народов в регионе осуществлялся здесь в течение нескольких столетий.

Говоря о проблеме Северного Кавказа в системе геополитических интересов России в це-

лом, надо твердо осознавать ту реальность, что Северный Кавказ, как и другие регионы страны, вошедшие в состав России, являются частью этого Российского государства. Одно это обстоятельство дает основание России сохранять и развивать Северный Кавказ, так как это и развитие самой России.

Важным остается вопрос, можно ли предложить национальную идею как интегрирующую этнос, совокупность представлений и ценностей при всей ее позитивности в качестве руководства к конкретным действиям по стабилизации обстановки в регионе? Вернее всего в данном случае национальная идея с учетом региональной специфики на Северном Кавказе может рассматриваться только как идеал, к которому стремились бы все народы региона в своем развитии. За это время народы Северного Кавказа в должной мере должны осознать, что им выгодно будет в перспективе жить в едином с Россией геополитическом пространстве. Сильная, развитая, процветающая Россия должна стать гарантом для их политической и экономической стабильности, расцвета и безопасности. В таком случае сама необходимость в методах силового решения геополитических интересов кого-нибудь в этом регионе отпадет. При этом не следует ослаблять борьбу с экономическими, социальными и другими негативными явлениями в стране в целом и особенно на Северном Кавказе. Борьба с негативными проявлениями должна быть бескомпромиссной, особенно, когда речь идет о захвате заложников с целью получения выкупа или терроризме.

Что касается самой России, мы глубоко верим в то, что ее целостность непременно сохранится, а сохранить эту целостность и неделимость Российского государства, не ущемляя права и законные интересы краев, республик, областей, можно будет только в условиях отказа от унитаризма и перехода к подлинному, демократическому федерализму, но для этого процесса потребуется время. Любое другое решение данной проблемы, по нашему мнению, особенно на Северном Кавказе, совершенно бесперспективно.

В июне 1996 года была принята и утверждена Указом Президента Российской Федерации «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации», которая представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной

власти субъектов РФ в сфере национальных отношений. В названной концепции указывается, что ряд факторов, оказывающих влияние на национальные отношения, находят свое специфическое проявление в жизни населения различных регионов, что в свою очередь требует, помимо общей концепции, разработки специальных региональных и даже местных программ. «На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос». К глубокому сожалению, еще не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на научный анализ и прогноз, не учитывается общественное мнение и не делается должной оценки последствий принимае-~22

мых решений .

На Северном Кавказе трудится большая группа высококвалифицированных ученых, хорошо знающих регион и его проблемы. Они сосредоточены в вузах и гуманитарных научно-исследовательских институтах, сделавших много для истории и культуры народов Северного Кавказа, укрепления и развития культурных связей и дружбы между ними. В настоящее время создан и уже функционирует Северо-Кавказский федеральный университет, который обязан стать центром науки на Северном Кавказе23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самое первое, что нужно сделать всем нам на этом пути, - изменить представление о Северном Кавказе как об изначально конфликтной территории. Жить и работать здесь всем нужно, следуя принципам добрососедства и взаимного уважения, опираясь на опыт руководителей субъектов федерации и доверие населения.

Одной из задач государственного строительства в России является проблема взаимоотношений между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,

22 См.: Вертикаль власти. Документы. Комментарии. Разъяснения // Библиотечка «Российской газеты». 1996. Вып. № 15. С. 100-103.

23 См.: Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) — федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования, крупный учебно-методический и научно-исследовательский центр на юге России. В нем обучаются около 33 тыс. человек по 64 специальностям ; См.: Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 226-р «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет” путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования ”Северо-Кавказский государственный технический университет”.

которая на данном этапе требует глубокого научного осмысления. К сожалению, следует заметить, что между ними зачастую возникают противоречия, порой даже намечается противостояние, несмотря на то, что эти взаимоотношения стали видимыми и доступными для исследования. Наша задача заключается в том, чтобы обнаружить эти противоречия, установить причины возникновения последних, устранить всеми возможными, предусмотренными законом, методами и способами, а также обеспечить условия, при ко-

торых в дальнейшем не будет возможности возникновения разногласий, противоречий и непонимания.

В.В. Путин, оглашая очередное ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, озадачил нас и одновременно успокоил, говоря, что «Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией»24.

24 См.: Очередное ежегодное Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. М., Кремль. URL: http://ria.ru/trend/Putin_message_ 12122012/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.