Научная статья на тему 'Некоторые аспекты реализации права на необходимую оборону'

Некоторые аспекты реализации права на необходимую оборону Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
658
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CRIMINAL LEGISLATION / ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА / PROBLEMS OF CRIMINAL LAW / ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ / CIRCUMSTANCES EXCLUDING THE CRIMINALITY OF THE ACT / НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА / NECESSARY DEFENSE / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА НЕОБХОДИМУЮ ОБОРОНУ / PROBLEMS OF REALIZATION OF THE RIGHT TO NECESSARY DEFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончар Владимир Владимирович

Рассматриваются некоторые проблемы реализации права на необходимую оборону. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с реализацией этого права сотрудниками правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of realization of the right for necessary defense

This article is devoted to some problems of realization of the right for necessary defense. Special attention is paid to issues related to the implementation of this right by law enforcement officials.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты реализации права на необходимую оборону»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА НЕОБХОДИМУЮ ОБОРОНУ

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОНЧАР,

старший преподаватель кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России, кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: v_gonchar@list.ru Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Мешков М.В.

Аннотация. Рассматриваются некоторые проблемы реализации права на необходимую оборону. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с реализацией этого права сотрудниками правоохранительных органов.

Ключевые слова: уголовное законодательство, проблемы уголовного права, обстоятельства, исключающие преступность деяния, необходимая оборона, проблемы реализации права на необходимую оборону.

SOME PROBLEMS OF REALIZATION OF THE RIGHT FOR NECESSARY DEFENSE

VLADIMIR VLADIMIROVICH GONCHAR,

candidate of legal sciences, senior teacher of the department of preliminary investigation

of the Moscow University of the MIA of Russia

Annotation. This article is devoted to some problems of realization of the right for necessary defense. Special attention is paid to issues related to the implementation of this right by law enforcement officials.

Keywords: criminal legislation, problems of criminal law, the circumstances excluding the criminality of the act, the necessary defense, problems of realization of the right to necessary defense.

Статистика последних лет свидетельствует о значительном количестве возбужденных уголовных дел, увеличении числа зарегистрированных преступлений террористического характера и экстремистской направленности. Так, в 2009 г. было возбуждено 2 445 492 уголовных дела, (из них 654 — террористического характера и 548 — экстремистской направленности), а в 2013 г. возбуждено 1 761 545 уголовных дела (из них 661 — террористического характера и 896 — экстремистской направленности)1.

Значительное количество преступлений представляет серьезную угрозу правам и свободам граждан России, стабильности функционирования общественных институтов и государственных органов, вынуждает граждан и сотрудников правоохранительных органов более детально исследовать вопросы правомерной обороны от преступных посягательств.

Актуальность вопросов, связанных с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, охраной

общественного порядка подтверждает подписанный Президентом РФ 2 апреля 2014 г. Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», где в п. 2 ч. 3 ст. 11 и п. 2 ч. 6 ст. 12 указано, что одним из основных направлений деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин является участие в предупреждении и пресечении правонарушений.

Известно, что преступления — это виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ) под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). В повседневных многообразных общественных отношениях не редко возникают ситуации, при которых деяние человека, формально сходное с каким-либо преступлением, на самом деле является

1 Статистические данные за 2009 и 2013 гг. URL://http://-www.mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports

правомерным. Данные ситуации предусмотрены в ст. 37—42 УК РФ как обстоятельства исключающие преступность деяния; это:

♦ необходимая оборона (ст. 37 УК РФ);

♦ причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ);

♦ крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ);

♦ физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ);

♦ обоснованный риск (ст. 41 УК РФ);

♦ исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ).

Из всех перечисленных обстоятельств, исключающих преступность деяния, в рамках темы данной статьи нас интересуют вопросы, связанные с необходимой обороной как обстоятельством, призванным стимулировать активную жизненную позицию граждан, направленную на защиту своих прав и законных интересов. Признавая действия в состоянии необходимой обороны правомерными, законодатель тем самым провозглашает приоритет охраняемых законом общественных отношений над интересами лица, совершающего общественно опасное деяние.

Необходимая оборона является субъективным естественным правом граждан России. В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ за каждым гражданином признается право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом таким образом, действия лица в состоянии необходимой обороны являются социально-полезными, так как совершаются в силу необходимости защищать права от незаконного посягательства.

Итак, что же такое необходимая оборона? Из норм закона следует двоякая сущность необходимой обороны, зависящая от наличия или отсутствия угрозы для жизни в действиях посягающего.

В первом случае в рамках необходимой обороны возможно причинение вреда посягающему лицу при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 37 УК РФ). Наличие подобного посягательства дает право защищающемуся лицу причинить любой вред (вплоть до лишения жизни).

Во втором случае в рамках необходимой обороны возможна защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т.е. умышленных действий, явно несоответствующих характеру и опасности посягательства. В данном случае посягательство представляет меньшую общественную опасность и не опасно для жизни, соответственно и защитные действия обороняющегося должны быть соразмерными.

Можно согласиться с мнением некоторых ученых о том, что до настоящего времени законодательной конструкции норм о необходимой обороне свойственно большое число так называемых оценочных признаков, значение которых зависит от усмотрения правоприменителей, которые зачастую трактуются весьма неоднозначно и даже противоречиво2, что не лучшим образом влияет на реализацию конституционной нормы о защите прав и свобод граждан России.

В этой связи необходимо рассмотреть ряд вопросов, требующих определенности, в связи с тем, что даже у некоторых сотрудников правоохранительных органов вопросы, связанные с обстоятельствами, исключающими преступность деяния (в том числе и необходимой обороной), вызывают затруднения3, не говоря уже о гражданах, не имеющих юридического образования и весьма отдаленно представляющих особенности реализации своего права на необходимую оборону.

Прежде всего, необходимо четко понимать, кто и в каком объеме имеет право на необходимую оборону. На первый взгляд ответ на данный вопрос очевиден и содержится в ч. 3 ст. 37 УК РФ, согласно которой правом на необходимую оборону в равной мере обладают все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

2 Побегайло Э. О пределах необходимой обороны // Уголовное право. 2008. N° 2; Борисов С.В., Дмитренко А.П., РусскевичЕ.А., Дайшутов М.М. Необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника (правовая оценка действий сотрудников полиции) / отв. ред. Н.Г. Кадников. М., 2012.

3 Волков К.А. Необходимая оборона в деятельности полиции: вопросы теории и судебной практики // Российский судья. 2013. № 4. С. 11, 12.

Наиболее многочисленными субъектами, которым уголовный закон предоставил право на необходимую оборону, являются все лица, находящиеся на территории РФ (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), в обязанности которых не входит исполнение правоохранительных функций.

Данные лица, реализуя положения ст. 37 УК РФ, вправе защищаться от любых общественно опасных посягательств как сопряженных с насилием, опасным для жизни, так и не сопряженных с подобным насилием.

Для лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, ситуация не столь однозначна. Так, ряд нормативно-правовых актов устанавливает специальные ограничения не только на применение оружия и специальных средств, но и физической силы. Например, в ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» установлен категоричный запрет на применение огнестрельного оружия в отношении несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Аналогичный запрет содержится в ст. 24 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», ст. 16 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О вневедомственной охране» и некоторых других нормативно-правовых актах.

Таким образом, закон запрещает применение оружия в отношении несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен, за исключением некоторых указанных случаев, в том числе совершения указанными лицами вооруженного или группового нападения. Трудности в реализации данного положения заключаются в отсутствии закрепленного в законе понятия «нападение», без которого практически невозможно принять решение о возможности применения оружия в отношении данной категории лиц. Вместе с тем, в ст. 37 УК РФ ничего не сказано о каких-либо ограничениях в выборе средств защиты от противоправных посягательств.

Другое противоречие следует из положений ч. 3 ст. 19 ФЗ «О полиции», где указано, что применяя физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, сотрудник полиции действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огне-

стрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции должен стремиться к минимизации причиняемого ущерба. Однако, в ст. 37 УК РФ ничего не сказано о необходимости минимизации вреда посягающему.

По смыслу норм закона, закрепленных в ч. 1 и ч. 2.1 ст. 37 УК РФ (при отражении посягательства сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, неожиданного посягательства) может быть причинен любой ущерб посягающему, вплоть до причинения смерти. В уголовном законе ничего не указано о дифференциации нападающих по полу, возрасту или другим признакам, нет указаний на необходимость минимизации возможных негативных для посягающего последствий.

Необходимо обратить внимание, что нормы Федерального закона «О полиции» являются лишь конкретизирующими пределы необходимой обороны по отношению к некоторым правовым ситуациям. Общеизвестно, что конкретизирующие нормы по отношению к общим нормам, закрепленным в Уголовном кодексе не должны им противоречить, ограничивать права обороняющегося на защиту от противоправного посягательства. Соответственно, приоритет при определении правомерности причинения вреда в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в деятельности сотрудников полиции необходимо отдавать уголовному законодательству о необходимой обороне.

Более того, для сотрудников правоохранительных органов (МВД, ФСБ) пресечение противоправных действий является не только правом, но и профессиональной обязанностью4.

Данное положение рассматривается в п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» (далее — постановление Пленума ВС РФ № 19), где указано, что правомерные действия должностных лиц, находящихся при исполнении своих служебных обязанностей, даже если они сопряжены с причинением вреда или угрозой

4 Часть 1 ст. 45 Конституции РФ; ст. 1, 2, 5, 12 ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; ст. 12 ФЗ РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

его причинения, состояние необходимой обороны не образуют (применение в установленных законом случаях силы сотрудниками правоохранительных органов при обеспечении общественной безопасности и общественного порядка и др.).

Очевидно, что п. 6 постановления Пленума ВС РФ № 19 нуждается в некоторых разъяснениях, так как не дает однозначной трактовки данной правовой позиции.

С одной стороны, рассматриваемое положение можно истолковать таким образом, что в нем отрицается наличие состояния необходимой обороны при совершении правомерных действий должностными лицами, что очевидно вступает в противоречие с ч. 3 ст. 37 УК РФ и п. 27 этого же постановления Пленума ВС РФ № 19.

С другой стороны, можно истолковать так, что Верховный Суд рассматривает правомерные действия должностных лиц в рамках своих служебных обязанностей не как действия, основывающиеся на положениях ст. 37 УК РФ (о необходимой обороне), а как действия по исполнению профессиональных обязанностей на основании соответствующих норм (ст. 1, 2, 5, 12 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; ст. 12 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).

Возможен и третий вариант толкования п. 6 постановления Пленума ВС РФ № 19: как отрицание возможности возникновения права на необходимую оборону от правомерных действий должностных лиц, связанных с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Неоднозначность толкования свидетельствует о целесообразности внесения конкретизирующих изменений в п. 6 Постановления Пленума ВС № 19 для формирования ясной позиции в данном вопросе.

Общеизвестно, что нападающие, не получившие должный отпор, в начале осуществления противоправных действий, как правило, в дальнейшем совершают более тяжкие общественно опасные деяния. Наиболее ярким примером могут служить события в Украине (с ноября 2013 г. — по настоящее время), когда в ответ на групповые нападения, захват административных зданий, совершение других правонарушений правоохранители своевременно не применяли нормы закона, в том числе ч. 5 ст. 36 УК Украины, где закреплено, что: «5. Не является превышением пределов необходимой обороны и не влечет уголовной от-

ветственности применение оружия или любых других средств или предметов для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, а также для предотвращения противоправного насильственного вторжения в жилище или иное помещения, независимо от тяжести вреда, причиненного тому, кто посягает»5, ждали соответствующего приказа, а руководители силовых структур угрожали правонарушителям «адекватными ответными мерами»6.

К каким последствиям привело это промедление мы можем наблюдать сегодня — значительные жертвы, серьезные политические, экономические, социальные последствия, Украина на грани банкротства7.

Законность применения физической силы и оружия в рамках необходимой обороны подтверждается нормами ч. 2 ст. 2 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», заключенной в Риме 4 ноября 1950 г., где указано, что лишение жизни не рассматривается как нарушение закона, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:

а) для защиты любого лица от противоправного насилия;

б) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;

в) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

Что касается возможности применения оружия сотрудниками правоохранительных органов, при необходимой обороне, то, в соответствии со ст. 4 ФЗ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», служебное оружие предназначено для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством8

5 Уголовный кодекс Украины. URL://http://www.zakon4.ra-da.gov.ua/laws/show/2341-14, свободный. - Загл. с экрана.

6 В 19:49 милиция Киева пообещала принять «адекватные меры», если активисты протестных акций не освободят занятые в воскресенье находящийся на Майдане независимости Дом профсоюзов, а также здание столичной мэрии на Кре-щатике. «Сейчас с ними (активистами) ведутся переговоры. Если они добровольно не покинут административные здания, милиция будет принимать адекватные меры», — пояснили в пресс-службе МВД Украины. URL://http://www.rg.ru/2013/12/-01Лгошка.Мт1

7 Украина находится на грани банкротства // Российская газета. 2014. 27 марта.

8 Статья 84 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ; ст. 34 ФЗ РФ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; гл. 5 ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; ст. 14 ФЗ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Данная норма еще раз подтверждает законность применения оружия сотрудниками правоохранительных органов как в случае необходимой обороны, так и для исполнения возложенных обязанностей9.

Законодатель однозначно предписывает сотрудникам полиции прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности... (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»). Подобные обязанности, с учетом специфики деятельности, возложены законом и на сотрудников иных правоохранительных органов.

Необходимо отметить, что при получении приказа, противоречащего закону, сотрудники правоохранительных органов обязаны руководствоваться законом10.

Кроме того, в ч. 2 ст. 42 УК РФ указано, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, подлежат ответственности на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Необходимо более детально рассмотреть основания, для причинения допустимого законом вреда посягающему. Очевидно, что это совершение им определенного общественно опасного посягательства, т.е. действия направленного на причинение ущерба обороняющемуся, иным лицам, охраняемым законом интересам общества или государства.

Возникает вопрос: допустима ли необходимая оборона от всех правонарушений или только от правонарушений, ответственность за которые установлена уголовным законом?

В науке существует две точки зрения по данному вопросу:

♦ некоторые авторы считают, что необходимая оборона возможна только от общественно опасных посягательств, которые предусмотрены Особенной

частью Уголовного кодекса Российской Федерации11. Данная позиция поддерживалась и в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. № 14 «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств», где указывалось: «...под общественно опасным посягательством, защита от которого допустима в пределах ст. 13 Основ уголовного законодательства, следует понимать деяние, предусмотренное Особенной частью уголовного закона, независимо от того, привлечено ли лицо, его совершившее, к уголовной ответственности или освобождено от нее в связи с невменяемостью, не достижением возраста привлечения к уголовной ответственности или по другим основаниям»12;

♦ другие ученые утверждают, что необходимая оборона допустима и в ответ на совершение административных правонарушений13. Эта позиция основывается на том, что законодатель акцентирует внимание на факторе именно общественной опасности, а не преступности посягательства. Обоснованным представляется мнение, что в социально-естественном аспекте основание права на необходимую оборону базируется на положениях п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации: «Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»14.

9 Например, для сотрудников полиции — ст. 12 ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЭ «О полиции», для сотрудников ФСБ — ст.12 ФЗ РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

10 Статья 16.1 ФЗ РФ от 3 апреля1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; п. 3 ст. 27, ч. 2 ст. 30 ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; п.12. Указа Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации».

11 КозакВ.Н. Право граждан на необходимую оборону. Саратов, 1972. С. 46—48; Попов А.Н. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. СПб., 1998. С. 19—20; Басова Т.Б., Благов Е.В., Головненков П.В. и др. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2013.

12 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. № 14 «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств» (в настоящее время не действует) // СПС «Консультант плюс».

13 Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Иванова Я.Е. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2010.

14 Истомин А.Ф. Ответственность за убийство при превышении пределов необходимой обороны (уголовно-правовые и криминологические аспекты): Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 69.

Рассмотрение данных подходов позволяет признать отсутствие четкого законодательного разграничения уголовно правового института необходимой обороны от подобного института в административном праве. До 1 июля 2002 г. норма о необходимой обороне содержалась в ст. 19 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР. К сожалению, действующий КоАП РФ не содержит подобной нормы, что является безусловным недостатком, который законодателю целесообразно устранить. В настоящее время необходимая оборона от административных правонарушений должна осуществляться на основании ч. 2 ст. 45 Конституции РФ как нормы, имеющей прямое действие на территории Российской Федерации.

В заключение следует отметить, что зачастую после действий, совершенных в состоянии необходимой обороны (ст. 37 УК РФ), обороняющийся (пострадавший) или иные лица (очевидцы) имеют полное право задержать лицо, совершившее преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений.

Литература

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Рим 4 ноября 1950 г. (с послед. изм. и доп.) // Консультант плюс.

2. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с послед. изм. и доп.) // Консультант плюс.

3. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Консультант плюс.

4. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Консультант плюс.

5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Консультант плюс.

6. ФЗ РФ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с послед. изм. и доп.) // Консультант плюс.

7. ФЗ РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с послед. изм. и доп.) // Консультант плюс.

8. ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» // Консультант плюс.

9. ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с послед. изм. и доп.) // Консультант плюс.

10. Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // Консультант плюс.

11. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» // Консультант плюс.

12. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. № 14 «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств» (в настоящее время не действует) // Консультант плюс.

13. Борисов С.В., Дмитренко А.П., Русскевич Е.А., Дайшутов М.М. Необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника (правовая оценка действий сотрудников полиции) / Отв. ред. Н.Г. Кад-ников. М., 2012.

14. Волков К.А. Необходимая оборона в деятельности полиции: вопросы теории и судебной практики // Российский судья. 2013. № 4.

15. Истомин А.Ф. Ответственность за убийство при превышении пределов необходимой обороны (уголовно-правовые и криминологические аспекты): Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1995.

16. Козак В.Н. Право граждан на необходимую оборону. Саратов, 1972.

17. Бриллиантов А.В. Долженкова Г.Д., Иванова Я.Е. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.В. Брил-лиантова. М., 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Побегайло Э. О пределах необходимой обороны // Уголовное право. 2008. № 2.

19. Попов А.Н. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. СПб., 1998.

20. Попов К.И. Необходимая оборона: толкование Верховного Суда РФ // Российский следователь. 2013. № 19.

21. Басова Т.Б., Благов Е.В., Головненков П.В. и др. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2013.

22. тЬ://Шр://ш^.кгетИп.ги/ас18/20710

23. Статистические данные МВД России. URL://-http://www.mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports

24. Сайт Российской газеты. URL://http://www.rg.ru

25. Сайт Верховной Рады Украины. URL://http://-www.zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2341-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.