Кудрявцева Лариса Владимировна Петров Игорь Валентинович
Некоторые аспекты реализации норм о проведении конкурса на право заключения концессионных соглашений в электронной форме на электронных торговых площадках
Статья посвящена исследованию законодательных норм о проведении торгов по концессионным соглашениям в электронной форме на электронных торговых площадках и их реализации на практике. В работе проведен анализ изменений, внесенных в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», рассмотрена история проведения конкурсов по концессионным соглашениям в электронной форме. По итогам исследования раскрыты преимущества и возможные сложности проведения торгов в форме конкурса по концессионным соглашениям в электронной форме на электронных торговых площадках.
Ключевые слова: информация, концессионное соглашение, торги, открытый конкурс, электронные торговые площадки, концедент, концессионер, информационные технологии, цифровое право.
Some aspects of the implementation of the rules on holding a competition for the right to conclude concession agreements in electronic form on electronic trading platforms
The article is devoted to the study of legislative norms on bidding for concession agreements in electronic form on electronic trading platforms and their implementation in practice. The work analyzes the changes made to the Federal Law d.d. July 21, 2005 No. 115-FZ "On Concession Agreements", and examines the history of holding competitions for concession agreements in electronic form. Based on the results of the study, the advantages and possible difficulties of conducting bidding in the form of a competition for concession agreements in electronic form on electronic trading platforms are revealed.
Keywords: information, concession agreement, bidding, open competition, electronic trading platforms, grantor, concessionaire, information technology, digital law.
Стратегическое направление в сфере цифровой трансформации государственного управления до 2030 г. определяет задачи по повышению качества и обеспечению последовательности выполнения отдельных государственных функций, включая управление государственным имуществом [1]. Реализацию имущественных прав на объекты государственной и муниципальной собственности можно считать одним из основных источников неналоговых доходов государственных органов, которые в дальнейшем пойдут на развитие страны. По своей сути инвестиционная деятельность достаточно сложна и многогранна, состоит из сложных структурных конструкций [2, с. 237]. Использование цифровых решений способствует повышению эффективности управления недвижимостью, заключения различных сделок.
Одним из направлений цифровизации является внедрение электронных торговых площадок, на которых происходит подача заявок
и проведение аукционов. Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, который предусматривал возможность проведения электронных торгов в рамках концессионных соглашений и государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Данный законопроект в целом был поддержан депутатами.
Для государства концессия способствует решению наиболее острых социальных проблем, благодаря ей повышается качество предоставляемых услуг и сокращаются сроки реализации проектов и сдачи объектов инфраструктуры.
Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 296-ФЗ предусматривает внесение изменений в федеральные законы «О концессионных соглашениях» и «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законом закреплено, что с 1 марта 2024 г. возможно проводить открытые конкурсы по
111
концессионным соглашениям в электронной форме на электронных торговых площадках, которые утверждены Правительством РФ для проведения государственных закупок.
Прежде всего проведем краткий ретроспективный анализ внедрения цифровых технологий в процесс проведения торгов по концессионным соглашениям. В качестве первого этапа можно считать принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О концессионных соглашениях» была добавлена обязанность публичных субъектов публиковать информацию и протоколы конкурсной комиссии на официальном сайте в сети Интернет для размещения соответствующей информации. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 909 определен адрес официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - www.torgi.gov.ru [3].
Следующим этапом можно считать введение постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2020 г. № 1876 новой (модернизированной) версии официального сайта Российской Федерации в сети Интернет под названием «Государственная информационная система «Торги» (далее - ГИС «Торги») и закрепление основных положений по эксплуатации информационной системы [4]. Постановлением был предусмотрен двухэтапный переход к ее использованию.
Так, с 1 января 2022 г. размещению в системе подлежала информация об осуществлении некоторых видов торгов в электронной форме. С 1 октября 2022 г. подлежат размещению еще 26 видов информации. Виды такой информации перечислены в п. 1 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 909, куда входит в том числе информация, связанная с проведением открытых конкурсов на право заключения концессионного соглашения. С этой же даты прекратила свое действие старая версия сайта.
ГИС «Торги» осуществляет информационное взаимодействие с системой электронных торговых площадок. Слияние электронных площадок позволяет правообладателю (организатору торгов) избежать двойного ввода данных, что упрощает подготовку к торгам.
Проблему в работе с предыдущей версией официального сайта составляла необходимость дублирования информационных сообщений (уведомлений) об аукционах на офици-
альном сайте и электронной платформе. Одна и та же информация вводилась вручную на обоих ресурсах. Теперь информация, введенная в ГИС «Торги», автоматически загружается на электронные площадки. Также реализована обратная передача данных по каналам обмена информацией. В состав сведений, передаваемых ГИС «Торги» электронным торговым площадкам, входят: извещение о проведении торгов, внесении изменений в них; уведомления о приостановке, о возобновлении торгов; отмена торгов; нормативно-справочная информация. Электронные торговые площадки предоставляют ГИС «Торги» разъяснения размещенной информации, протоколы, информацию о вносимых изменениях.
Обновление версии официального сайта Российской Федерации породило новую проблему для правообладателей и организаторов торгов - возникла необходимость заполнения значительно большего количества полей в разделах [5]. Считаем, что решить данную проблему можно путем автоматизации деятельности по вводу данных при соединении с ведомственными информационными системами по учету государственного и муниципального имущества.
Нормы, содержащие положения и принципы взаимодействия уполномоченного органа и заказчика (органа государственной власти, местного самоуправления), указаны в федеральных законах «О концессионных соглашениях», «О государственно-частном партнерстве, му-ниципально-частном партнерстве Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в подзаконных актах.
Некоторые регионы России в целях повышения роста экономики, в том числе и путем цифровизации, создают подзаконные акты, в которых закрепляются задачи по совершенствованию системы управления государственным имуществом, унификации порядка вовлечения объектов государственной собственности в оборот на торгах, включая проводимые в электронной форме. Такие положения, в частности, содержатся в постановлении Правительства Республики Дагестан от 5 ноября 2019 г. № 281 «О государственной программе Республики Дагестан «Управление государственным имуществом Республики Дагестан» [6].
Электронные торги, которые реализуются на электронных торговых площадках, можно считать одной из современных форм осуществления торговых операций [7, с. 69].
112
В результате проведенного анализа нововведений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» нами были выявлены следующие положительные моменты.
Указывается, что оператор электронной площадки участвует в конкурсе в электронной форме добровольно и только с его согласия. Регламентируется, что электронные торги по договорам концессии и ГЧП должны проводиться на электронных торговых площадках бесплатно. Запрещается получение вознаграждения с публичного партнера (концедента), с заявителя и участника торгов (концессионера, частного партнера), с банка, который выдал безотзывную банковскую гарантию, предоставляемую в обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе на электронной торговой площадке. В законе детализируется процедура проведения соответствующих торгов в электронной форме, определяются обязанности, полномочия и ответственность электронных торговых площадок при их проведении.
С 1 марта 2024 г. конкурсы по концессионным соглашениям могут проводиться и в электронной форме. Соответствующая глава 3.1 была введена Федеральным законом от 10 июля 2023 г. № 296-ФЗ [8]. К особенности проведения конкурса в электронной форме относится то, что оператор электронной площадки, электронная площадка, порядок ее функционирования должны соответствовать единым требованиям к операторам электронных площадок, электронным площадкам и функционированию электронных площадок, установленным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При этом информация об их проведении должна размещаться на официальном сайте осуществления торгов государственным имуществом - ГИС «Торги». То есть закон упрощает процедуру проведения торгов, убрав бумажную «волокиту» с документацией, способствует сокращению количества ошибок при подаче заявлений на участие в конкурсе, а также делает более прозрачной и непредвзятой процедуру отбора кандидатов для заключения соглашения.
В дополнение к положениям о цифрови-зации торгов закон вводит ряд других норм в вышеуказанные федеральные законы. Так, в Федеральном законе «О концессионных соглашениях» закреплена допустимость получения платы за концессию в таких соглашениях за участие концедента; определена обязанность
концедента проводить контроль за выполнением условий концессионного соглашения.
Федеральная антимонопольная служба РФ считала необходимым электронизацию и унификацию нормативной правовой базы в сфере имущественных торгов в связи с тем, что ситуация в этой сфере не менялась в течение более чем 10 лет.
По информации, содержащейся на сайте torgi.gov.ru, за последние 6 месяцев на сайте была размещена информация о проведении 2,6 тыс. торгов по концессионным соглашениям и по ГЧП, а также о 8 тыс. объектах, в отношении которых в текущем году планируется заключение концессионных соглашений.
Руководитель управления отраслевых проектов ЭТП «РТС-тендер» сообщил, что в настоящее время реализация подобного проекта представляется сложным бизнес-процессом. Однако электронная торговая площадка готова реализовать его при положительном решении со стороны регулятора.
Казначейство России, которое с 2020 г. является оператором ГИС «Торги», отмечает увеличение объема размещаемых торгов до 1,2 млн лотов ежегодно, в связи с чем считает, что необходимы существование единого цифрового пространства торгов и осуществление перехода на процедуры электронных торгов по правилам постановления Правительства РФ от 19 ноября 2020 г. № 1876.
А.А. Карцхия утверждал, что рассматриваемые цифровые технологии создают новые способы производства и предпосылки для перехода к новой общественно-экономической формации, т.е. к цифровизации общественных отношений и права, определяющего эти отношения [9, с. 32].
С точки зрения А.И. Москаленко, инновационная активность и скорейший доступ к информации (ее цифровизация, размещение в сети Интернет) ускоряют во много раз экономические процессы, существование в социуме и достижение целей, которые поставлены в обществе, экономике и государстве в целом [10, с. 185].
Важно правильно систематизировать процедуру участия в электронных торгах на электронных торговых площадках для того, чтобы минимизировать ошибки при отборе кандидатов и грамотно распределить риски. Слабое распределение рисков может повлечь за собой провал концессионного проекта вне зависимости от стадии его реализации [11, с. 167]. Кроме того, любое договорное обязательство направлено на его надлежащее исполнение в
113
целом, а для этого требуется детальное согласование условий [12, с. 56].
Резюмируя исследование, отметим преимущества новых положений закона о проведении торгов по концессионным соглашениям в электронной форме на электронных торговых площадках.
1. Предусмотрено бесплатное участие сторон в электронных торгах по договорам концессии и ГЧП на электронных торговых площадках. Данное нововведение будет способствовать привлечению к участию в торгах как публичных, так и частных партнеров, а также может заинтересовать банки в выдаче безотзывных банковских гарантий.
2. В законе конкретизированы процедуры проведения соответствующих торгов в электронной форме на электронных торговых площадках: определены обязанности, права и ответственность электронных торговых площадок и сторон при их проведении.
3. Упрощены процедуры проведения торгов за счет уменьшения бумажной «волокиты» с документацией: сокращены затраты на бумагу, экономятся природные ресурсы, уменьшены архивы за счет экономии пространства и хранения документов в облачных базах данных и на электронных носителях. Также электронизация торгов позволит сократить количество ошибок при подаче заявлений на участие в конкурсе, сэкономить время работы конкурсной комиссии при ознакомлении с поданными заявками. Кроме того, введение цифровых технологий в процедуру проведения открытого конкурса по концессионным соглашениям создает предпосылки сведения к минимуму коррупциогенных факторов, негативно воздействующих на отбор кандидатов, и условия для более прозрачной и непредвзятой процедуры проведения торгов.
Цифровизация имеет очевидные позитивные аспекты: предполагает возможность уменьшить затраты на реализацию контрольных мероприятий, обеспечить быстрый доступ к документам, ликвидировать значительные затраты на выездные проверки и т.д.
4. Установлена обязанность концедента контролировать соблюдение условий при выполнении концессионного соглашения. Зачастую публичные партнеры не контролируют концессионеров при выполнении последними поставленных условий, что приводит к срыву сроков и ненадлежащему исполнению в полном объеме условий концессионного соглашения. Новая норма простимулирует концедента следить за действиями партнера концессии.
В качестве недостатков самой электронной торговой площадки можно выделить следующие.
1. В законодательстве не определен статус электронной торговой площадки, что негативно сказывается на правовой регламентации деятельности по организации торгов в электронной форме.
Законодателю в целях развития названного правового регулирования требуется детально регламентировать статус электронной торговой площадки, ее оператора, выработать унифицированные правила выбора электронной торговой площадки для участия в торгах, а также регламентировать деятельность ее операторов.
Федеральные законы не должны содержать положения низкого качества [13, с. 132], так как это тормозит правовое и цифровое развитие страны, создает предпосылки для нарушения законодательства.
2. Высок риск киберугроз, нарушения информационной безопасности (хакерские атаки, уничтожение данных, кража информация, в том числе составляющей государственную тайну).
Эффективным было бы не только наложение санкций за правонарушения в сфере компьютерной информации, но и осуществление ранней профилактики таких правонарушений.
Права, реализуемые в рассматриваемой сфере, требуют отдельного внимания с позиции их гражданско-правовой оценки [14, с. 248]. Следует более широко толковать как цифровые права, так и само цифровое право и расширить сферу его действия. Необходимо ввести ограничения доступа к отдельным источникам информации (предусмотреть доступ к ним лишь определенных категорий лиц) и выделить телекоммуникационные системы ограниченного пользования, привлечь специальные структуры в качестве третьих лиц, которые будут контролировать работу информационных систем.
3. Возможны возникновение непредвиденных ошибок и сбои в работе программного обеспечения, которые могут привести к удалению всей или части информации, в связи с чем нужно своевременно выполнять проверку программного обеспечения на наличие вирусов, проводить тестирование систем, осуществлять резервное архивирование и т.д. [13, с. 191].
4. Требуется модернизация систем, причем не столько единой структуры, сколько закона, который бы регулировал деятельность, связанную с информационно-телекоммуникационной сетью Интернет и другими инструментами информационных технологий. Положительное влияние может оказать инвестирование государства в цифровой контроль.
114
1. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 22 янв. 2021 г. № 2998-р. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.02.2023).
2. Кудрявцева Л.В., Пономаренко А.В. Характерные особенности договорного регулирования инвестиционной деятельности // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1(193). С. 237-241.
3. Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 10 сент. 2012 г. № 909 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 38. Ст. 5121.
4. Об определении адреса сайта государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: постановление Правительства Рос. Федерации от 19 нояб. 2020 г. № 1876 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 48. Ст. 7731.
5. Соколов В. ГИС «Торги»: новая цифровая экосистема торгов государственного и муниципального имущества [Электронный ресурс]. URL: https://bftcom.com/expert-bft/24988/? ysclid=le8ix1m9fq630559577#_ftnref6
6. О государственной программе Республики Дагестан «Управление государственным имуществом Республики Дагестан» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Дагестан от 5 нояб. 2019 г. № 281. URL: https: www.pravo.e-dag.ru (дата обращения: 18.02.2023).
7. Бойко А.А., Казанцев Д.А. Электронные торги: формирование цивилизованного рынка // Налоги и налоговое планирование. 2012. № 7. С. 67-72.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 10 июля 2023 г. № 296-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 29. Ст. 5314.
9. Карцхия А.А. Гражданско-правовая модель регулирования цифровых технологий: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2019.
10. Москаленко А. И. Гражданско-правовое регулирование интеллектуальной собственности и процессы цифровизации // Копирайт
1. On approval ofthe strategic direction in the field of digital transformation of public administration [Web resource]: order of the Government of the Russian Federation d.d. Jan. 22, 2021 No. 2998-r. URL: http://www.pravo.gov.ru. (date of access: 17.02.2023).
2. Kudryavtseva L.V., Ponomarenko A.V. Characteristic features of contractual regulation of investment activities // Law and state: theory and practice. 2021. No. 1(193). P. 237-241.
3. On the determination of the official website of the Russian Federation on the information and telecommunications network "Internet" for posting information about bidding and amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Sept. 10, 2012 No. 909 // Coll. legislation of the Russian Federation. 2012. No. 38. Art. 5121.
4. On determining the address of the website of the state information system "Official website of the Russian Federation in the information and telecommunications network "Internet": decree of the Government of the Russian Federation d.d. Nov. 19, 2020 No. 1876 // Coll. legislation of the Russian Federation. 2020. No. 48. Art. 7731.
5. Sokolov V. GIS "Trading": a new digital ecosystem for trading state and municipal property [Web resource]. URL: https://bftcom. com/expert-bft/24988/?ysclid=le8ix1m9 fq630559577#_ftnref6
6. On the state program of the Republic of Dagestan "Management of state property of the Republic of Dagestan" [Web resource]: decree of the Government of the Republic of Dagestan d.d. Nov. 5, 2019 No. 281. URL: https: www.pravo.e-dag.ru (date of access: 18.02.2023).
7. Boyko A.A., Kazantsev D.A. Electronic trading: formation of a civilized market // Taxes and tax planning. 2012. No. 7. P. 67-72.
8. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law d.d. July 10, 2023 No. 296-FZ // Coll. legislation of the Russian Federation. 2023. No. 29. Art. 5314.
9. Kartskhia A.A. Civil law model of regulation of digital technologies: diss. ... Doctor of Sciences in Jurisprudence. Moscow, 2019.
10. Moskalenko A.I. Civil law regulation of intellectual property and digitalization processes // Copyright (Bulletin of the Academy of Intellectual Property). 2020. No. 4. P. 175-185.
11. Kondratyeva U.D. Analysis and effective distribution of risks when concluding and implementing concession agreements // Management consulting. 2014. No. 12. P. 166173.
115
(Вестник Академии интеллектуальной собственности). 2020. № 4. С. 175-185.
11. Кондратьева У.Д. Анализ и эффективное распределение рисков при заключении и реализации концессионных соглашений // Управленческое консультирование. 2014. № 12. С. 166-173.
12. Замотаева Т. Б. Проблемы исполнения концессионных соглашений // Юридический вестник Самарского университета. 2018. T. 4, № 3. C. 53-58.
13. Нетишинская Л. Ф. К вопросу об объектах публично-частных соглашений // Эпомен. 2022. № 29. С. 127-134.
14. Кириллова Е.А., Зульфагарзаде Т.Э., Ме-телев С.Е. Институт цифровых прав в гражданском праве России // Правоприменение. 2022. Т. 6, № 1. С. 245-256.
12. Zamotaeva T.B. Problems of execution of concession agreements // Legal Bulletin of Samara University. 2018. Vol. 4, no. 3. P. 53-58.
13. Netishinskaya L.F. On the issue of objects of public-private agreements // Epomen. 2022. No. 29. P. 127-134.
14. Kirillova E.A., Zulfagarzade T.E., Metelev S.E. Institute of digital rights in civil law of Russia // Law enforcement. 2022. Vol. 6, no. 1. P. 245-256.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Кудрявцева Лариса Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; e-mail: larisa-k75@mail.ru;
Петров Игорь Валентинович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры международного частного и предпринимательского права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; e-mail: p474@yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
L.V. Kudryavtseva, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of International Private and Business Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: larisa-k75@mail.ru;
I.V. Petrov, Doctor of Sciences in Economics, Professor, Professor of the Department of International Private and Business Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: p474@ yandex.ru
116