ш
УДК 373.1.013 ГРНТИ 14.25.07
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Автор езшщ мацаласында мектепте тарих-тан бтм беру жYЙесimц элеуетш царастырган, осы элеуети толыц пайдалануга ыцпал ететiн шарттарды ашып керсеткен, Ресейдегi тарихтан бтм беру жYЙесiн дамыту тенденцияларына талдау жасаган.
Аннотация
Автор рассматривает потенциал системы школьного исторического образования, раскрывает условия, способствующие полному использованию данного потенциала, анализирует тенденции развития системы школьного исторического образования в России.
Annotation
The author examines the potential of the school s history education system, reveals the conditions < that contribute to the full use of this potential, and ° analyzes the trends in the development of the school
^ history education system in Russia.
о 3
^ Система школьного исторического образования
« рассматривается нами как часть системы общего
g образования, которая призвана реализовать цели
g обучения истории.
Потенциал данной системы может быть охарак-
g теризован набором функций, которые она способна
о выполнять, например, формирование определён-
о ных личностных свойств учащихся при изучении истории, приобретение школьниками научных
[г]
S знаний о прошлом, раскрывающих основные зако-
^ номерности функционирования общества во всей
§ его противоречивости и многообразии, овладение
© учениками умениями самостоятельно добывать
и научные знания, работать с историческим мате-
g риалом, его анализировать и систематизировать.
©
Баранов П.А.,
доктор педагогических наук, доцент; заслуженный учитель РФ, профессор кафедры социального образования Санкт-Петербургской
академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Россия
Нег1зг1 свздер: мектептег1 тарихи бтм беру ЖYйесi, Та-рихты оцыту, бШм берудi стан-дарттау, тарихты оцытудагы-мацсат цою, мектептегi тарих оцулъщтары, цифрлъщ техноло-гиялар.
Ключевые слова: система школьного исторического образования, обучение истории, стандартизация образования, целеполагание в изучении истории, школьные учебники истории, цифровые технологии.
Keywords: school history education system, history teaching, education standardization, goalsetting in the study of history, school history textbooks, digital technologies.
В зависимости от развития общества и появления новых образовательных потребностей функции системы школьного исторического образования могут дополняться и изменяться.
Данные функции отражают должное, то есть ожидания общества в области школьного исторического образования. Потенциал системы этого образования демонстрирует возможное. Анализ соотношения потенциала системы школьного исторического образования и её функций показывает, что потенциал является недостаточным для реализации социальных ожиданий при изучении истории. Это выражается, прежде всего, в невысоком уровне знаний учащимися исторических фактов в их взаимосвязи между собой, в недостаточном понимании причинно-следственной логики и тенденций исторического развития в рамках разных исторических эпох, в сложности аргументации, которую испытывают ученики, в подтверждение той или иной позиции применительно к историческому процессу.
Следовательно, необходимо обеспечить соответствие потенциала системы школьного исторического образования её функциям, создать условия для наиболее полного использования этого потенциала. К таким условиям можно отнести процесс стандартизации школьного исторического образования, способствующий выработке целей изучения истории, их соотношения с учебным содержанием; создание обновлённых учебников истории; применение современных образовательных технологий в ходе обучения истории.
Процесс стандартизации школьного исторического образования был обусловлен объективно необходимой деятельностью по упорядочению имеющейся практики преподавания истории, её систематизации, исходя из изменившихся потребностей общества. Соответственно, федеральный государственный образовательный стандарт
(ФГОС) по истории был призван закрепить на правовой основе нормативные подходы к педагогическому проектированию примерных образовательных программ по истории, обязательные условия, без выполнения которых невозможно в ходе обучения сохранить и воспроизводить культуру, а также уровень исторической образованности (конечные результаты) выпускников основной и средней школы.
Появление в РФ первого поколения ФГОС по истории связано с 2004 годом, когда был принят государственный образовательный стандарт (понятие «ФГОС» тогда ещё не использовалось). Данный стандарт был нацелен не на личностные, а на предметные результаты учеников, что соответствовало сложившейся наукоцен-тристской традиции российской школы в выборе приоритетов при конструировании содержания школьных курсов истории. Соответственно, стандарт отражал набор дидактических единиц, обязательных для изучения в общеобразовательной школе, что во многом повторяло структуру учебной сч программы по истории, выполнявшей роль д нормативного документа в условиях совет- § ской системы образования. Абсолютизация ^ знаниевого подхода в конструировании го- § сударственного образовательного стандарта Ц по истории, связанная со стремлением к ос-
«
воению учащимися увеличивающегося по- о тока исторической информации, привела к ^ его быстрому старению. Это было, прежде § всего, обусловлено спецификой современ- м ного информационного общества, которая § выражалась в устаревании и обновлении § научных сведений, в необходимости выде- ^ ления проблем и задач, решения которых « требует от человека жизнь. ^
С 2009 по 2010 годы проводилась систем- § ная работа по проектированию стандарта и по истории второго поколения, который дей- о ствовал до 2020 года. Этот стандарт каче- о ственно изменил целеполагание школьного ^
ш
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
исторического образования, сделав акцент в обучении на формировании универсальных учебных действий (УУД) учеников. Речь шла о способности учащихся самостоятельно добывать историческую информацию с использованием современных технологий и коммуникации с людьми. УУД превратились в инвариантную основу преподавания истории, являясь условием развития личности школьника[1, с. 9]. Фокус, в отличие от стандарта первого поколения, сместился на личность обучающегося, что подчёркивало место исторического содержания в общем образовании в качестве средства формирования и развития личностных свойств ученика, а не как цель обучения. Произошёл переход от целей, фиксирующих отдельные личностные новообразования учащихся (знания, умения, навыки, черты личности и т. д.), к целям, направленным на формирование потенциала личности ученика, её возможности в самостоятельном решении проблем в различных видах и сферах деятельности.
В современном обществе одной из проблем общего образования становится не усвоение постоянно увеличивающегося объёма информации, а ориентация в её расширяющемся потоке, в производстве знания, которого нет, но потребность в котором ощущается. Быстрое устаревание научных сведений диктует необходимость поиска источника новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Таким источником может выступать проектирование^, с.16]. Поэтому в образовательном стандарте второго поколения значительное внимание уделялось проектной и внеурочной деятельности учащихся.
Рост требований к качеству школьного исторического образования, повышение интереса общества к событиям прошлого России, развитие мировой исторической науки, накопление новых исторических знаний
потребовали разработки концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Эта концепция появилась в 2013 году, а с 2015 года её важнейший компонент - историко-культурный стандарт (ИКС) был введён в систему школьного исторического образования. Следует отметить, что ИКС, ставший научной основой содержания школьного курса истории, находится в подчинённом положении по отношению к ФГОС, дополняя и конкретизируя его. Анализ ИКС показывает существование преемственности между ним и ФГОС применительно к задачам обучения истории в школе в плане развития личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся.
Поскольку кардинальное обновление стандартов образования в мировой практике в среднем происходит один раз в 10 лет, в сентябре 2021 года планируется осуществить переход российских школ на новые образовательные стандарты третьего поколения. Главная их задача - в конкретизации требований, предъявляемых к обучающимся при изучении истории, что должно усилить эффективность профессиональной деятельности учителей по повышению уровня исторической образованности школьников.
Одним из условий реализации ФГОС по истории выступают учебники истории, содержание которых направлено на осуществление целей школьного исторического образования. Учебники истории, используемые в общеобразовательных организациях, прошли длительный период трансформации в соответствии с масштабными преобразованиями в общественной жизни страны, развитием исторической науки, модернизацией системы общего образования, изменением его целей, начиная с конца 1980-х гг. Такая эволюция школьного учебника истории во многом была обусловлена стремлением разрешить противоре-
^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая
чие между социальным заказом общества в отношении появления нового учебника, соответствующего современной парадигме исторического образования, и недостаточной разработанностью теоретико-педагогических подходов к его построению. В результате современные учебники истории, успешно прошедшие экспертизу и включённые в перечень учебников Министерства просвещения РФ, рекомендованных для использования в образовательном процессе, демонстрируют методологическое единство учебно-предметного (систематическое изложение учебного материала) и процессуального (способы освоения учебного материала) содержания, что создаёт предпосылки для формирования исторических знаний, ценностных ориентаций и осуществления познавательной деятельности учащихся при изучении истории. Этому, в частности, способствует наличие в содержании учебников источниковедческих и историографических сведений с учётом возрастных особенностей учеников, что позволяет вырабатывать многомерные представления о прошлом, а также системы разноуровневых вопросов и заданий, нацеленной на самостоятельную продуктивную деятельность учащихся [3, с.4; 4, с.49].
Выделяют несколько тенденций, связанных с содержанием учебников истории: первая, сформировавшаяся в конце 1980-х годов и ставшая популярной в 1990-х годах, была обусловлена модернизацией, гуманизацией и либерализацией российского общества; вторая, идущая с 2000-х годов, предопределялась неотрадиционализмом и ресоветизацией, характерными для данного этапа развития общества [5, с.11]. Проиллюстрируем указанные тенденции некоторыми примерами формулировок названий параграфов учебников истории. В учебнике истории 1995 года издания параграф озаглавлен как «Сталинская модернизация России (1928-1938 гг.)», который включает
аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
пункты «Становление экономической модели сталинизма», «Политическая система сталинизма» [6, с.3]. В учебниках 2000-х годов фамилия «Сталин» исчезает из названий параграфов, но сохраняется в названии главы «Сталинская модернизация»[7,с.3]. Что касается нынешних изданий, то в оглавлении учебника издательства «Просвещение» Сталин не упоминается ни разу, а в учебнике издательства «Дрофа» один раз в названии параграфа «НЭП. СССР и Сталин» [8, с.3].
Следует подчеркнуть, что действующие учебники истории включают содержание, адекватное требованиям ФГОС, что делает их самодостаточными. Данное качество учебника позволяет превратить его в один из ведущих инструментов по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников по истории в формате основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Современные учебники истории обладают учебно-методическим шлейфом, представленным в традиционной или электрон- ^ ной формах, в виде пособий для учащихся и § учителей (рабочие тетради, дидактические «
материалы, хрестоматии, поурочные реко- ^
р !
мендации и т. д.), что расширяет возмож- « ности дидактической системы учебника. 3 Эта система направлена на конструирова- м ние различных моделей обучения истории, §
ориентированных на поиск соотношения с
м
между традициями, преемственностью и § новациями в организации образовательного щ
¡г1
процесса. ^
К новациям в системе школьного исто- §
рического образования следует отнести, «
прежде всего, использование современ- ^
ных образовательных технологий в целом ^
и цифровых в частности. Как показывает «
анализ практики преподавания истории, £3
цифровые технологии открывают доступ о
и
учащимся к практически не ограниченно- о му объёму исторической информации, что §
и
еч з
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
содержательно обогащает образовательный процесс. Однако следует помнить, что «информация» и «знание» не являются тождественными понятиями. Самые совершенные гаджеты, которые применяют школьники, не могут преобразовать информацию в знания. Следовательно, наличие доступа к значительному массиву исторических сведений не означает получение учеником в том же объёме исторических знаний.
Осуществляемая информатизация образовательного процесса при помощи использования персональных компьютеров может, с одной стороны, способствовать индивидуализации обучения, но, с другой стороны, привести к отсутствию возможностей формирования творческого мышления учащегося при изучении истории, которое по своей природе диалогично. Более того, сокращение реального общения и взаимодействия между обучающимися приводит к индивидуализму и одиночеству школьника.
Таким образом, расширяя спектр образовательных технологий, используемых в ходе обучения истории, следует не только стимулировать связанные с ними инновационные процессы, нацеленные на формирование и развитие УУД учащихся, но и выявлять и блокировать негативные тенденции, влияющие на образовательный процесс и на отношения его участников.
Заключение
Эффективное использование потенциала системы школьного исторического образования потребовали изменения её основных структурных элементов (стандартизация образования, кардинальное обновление учебных программ и учебников истории и т. д.), связей и отношений между ними.
Анализ данных элементов позволил выявить не только ясно определившиеся тенденции, но и отдельные явления, которые указывают на появление новых тенденций, как позитивных, так и негативных, в системе современного российского школьного исто-
рического образования.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Страхова Н.В., Харитонова Л.А. ФГОС ООО: современный урок истории и обще-ствознания: учебное пособие / Н.В. Страхова, Л.А. Харитонова. - Ярославль: ГАУДПО ЯО ИРО, 2017.
2.Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений /И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская / под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3.Крючкова Е.А. Становление школьных учебников истории нового поколения в современной России (90-е гг. XX - начало XXI в.): Автореф... дис. канд. пед. наук. - М., 2005.
4.Крючкова Е.А. Типологические особенности современного школьного учебника истории в свете модернизации исторического образования // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 26 ноября 2015 г. [Электронное издание] / под ред. И.Ю. Синельникова. - М.: МПГУ, 2016.
5.Вяземский Е.Е. Вызовы XXI века и задачи подготовки учителя истории для современной школы // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 26 ноября 2015 г. [Электронное издание] / под ред. И.Ю. Синельникова. -М.: МПГУ, 2016.
6.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век: Уч.кн. для 9 кл. общеобра-зоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1995.
7.Данилов А.А. и др. История России: начало XX - начало XXI в. 10 кл.: учебник. -М.: Просвещение, 2016.
8.Волобуев О.В. и др. История России: начало XX - начало XXI в. 10 кл.: учебник. -М.: Дрофа, 2016.