Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение взрослых / дополнительное образование / рисунок / живопись / индивидуализация / adult education / additional education / drawing / painting / individualization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Александрович Писаренко, Елена Александровна Ильина

Рассмотрены современные особенности обучения взрослых в условиях дополнительного художественного образования. Дан анализ некоторых факторов, влияющих на формы осуществления учебной деятельности взрослых участников образовательного процесса. Изложены аспекты, связанные с учебной мотивацией взрослых учащихся. Раскрыт ряд вопросов, связанных с реализацией дистанционного обучения предметам художественного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Александрович Писаренко, Елена Александровна Ильина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the development of the field of additional art education for adult students in modern conditions

The article examines the modern features of adult education in the context of additional art education. The analysis of some factors influencing the forms of educational activity of adult participants in the educational process is given. The aspects related to the educational motivation of adult students are described. A number of issues related to the implementation of distance learning in the subjects of the art cycle are disclosed.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2024-102-1-184-189

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Сергей Александрович Писаренко1, Елена Александровна Ильина2

12Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия pisarenko-21@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены современные особенности обучения взрослых в условиях дополнительного художественного образования. Дан анализ некоторых факторов, влияющих на формы осуществления учебной деятельности взрослых участников образовательного процесса. Изложены аспекты, связанные с учебной мотивацией взрослых учащихся. Раскрыт ряд вопросов, связанных с реализацией дистанционного обучения предметам художественного цикла. Ключевые слова: обучение взрослых, дополнительное образование, рисунок, живопись, индивидуализация. Для цитирования: Писаренко С.А., Ильина Е.А. Некоторые аспекты развития сферы дополнительного художественного образования взрослых учащихся в современных условиях // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 102. № 1. С. 184-189. doi: 10.18522/2070-1403-2024-102-1-184-189

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Some aspects of the development of the field of additional art education for adult students in modern conditions

© Sergey A. Pisarenko1, Elena A. Iljina2

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation pisarenko-21@yandex.ru

Abstract. The article examines the modern features of adult education in the context of additional art education. The analysis of some factors influencing the forms of educational activity of adult participants in the educational process is given. The aspects related to the educational motivation of adult students are described. A number of issues related to the implementation of distance learning in the subjects of the art cycle are disclosed. Key words: adult education, additional education, drawing, painting, individualization.

For citation: Pisarenko S.A., Iljina E.A. Some aspects of the development of the field of additional art education for adult students in modern conditions. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 102. No 1. P. 184-189. doi: 10.18522/2070-1403-2024-102-1-184-189

Введение

Одной из основных тенденций в современной художественной педагогике является активное развитие сферы дополнительного образования взрослых учащихся. В настоящее время потребность в приобщении к изобразительному творчеству проявляет довольно значительная категория взрослых, получивших образование по специальностям, не связанным с художественной деятельностью, либо имеющих художественную подготовку, но стремящихся развить дополнительные навыки в этой сфере. Эта потребность может быть реализована в государственных учебных заведениях, таких, как, например, клубы при учреждениях культуры, центры непрерывного образования, вузы художественной и смежной направленности, предлагающие обучение по дополнительным образовательным программам. Кроме того, подобная деятельность активно осуществляется в частных образовательных организациях - студиях, мастерских, школах и пр.

Значительная роль учреждений дополнительного образования в современной общественной жизни способствует стремлениям теоретически осмыслить многообразные тенденции и закономерности в этой сфере, что нашло отражение в ряде публикаций [1; 2; 4; 5; 6; 7; 9]. Вместе с тем работа учреждений дополнительного образования, как правило, нацелена на соответствие меняющимся потребностям времени, и в этой связи предметом анализа могут стать новые изменения в данной сфере.

Обсуждение

В нашей стране можно выделить два основных вида дополнительного образования взрослых - формальное (подразумевающее получение документов государственного образца - дипломов, сертификатов, свидетельств и пр.) и неформальное (учебная подготовка, не дающая право на изменение профессионального статуса). Более массовым является второй вид дополнительного художественного образования.

Говоря о современных особенностях дополнительного образования взрослых (не только в художественной сфере, но и в более широком контексте), стоит отметить его практи-ко-ориентированный характер. В этом плане можно обнаружить отличия по сравнению с тем, что наблюдалось в советскую эпоху, когда была создана обширная система «народных университетов», обучение в которых осуществлялось бесплатно и преследовало целью не только узкоспециализированную подготовку, но и решение широкого круга общеобразовательных задач. Однако новым рыночным условиям стала больше соответствовать направленность дополнительного образования на решение конкретных практических вопросов исходя из потребностей участников образовательного процесса.

Поскольку возможность посещения занятий взрослыми учащимися зависит от множества бытовых, финансовых, личных и прочих факторов, обучение в учреждениях дополнительного образования зачастую осуществляется без привязки к определенному учебному плану. При этом выбор тематики занятий и длительность проведения обучения по тому или иному разделу является предметом обсуждения преподавателя и обучающегося.

К числу ключевых особенностей современного дополнительного художественного образования взрослых является его коммерциализация. Положительной стороной коммерческого подхода является то, что педагоги стремятся улавливать потребности учащихся, а в образовательных программах, как правило, заложена некоторая вариативность, позволяю -щая быстро приспосабливаться к возможным переменам, обусловленным как непрерывно происходящими объективными изменениями в экономической и общественной жизни, так и субъективными устремлениями участников образовательного процесса. Однако другой стороной коммерческой составляющей можно считать направленность на внешнюю занимательность, стимулирование сиюминутной заинтересованности учащихся, что не всегда идет на пользу качеству учебной работы.

Стремление предлагать образовательные продукты, в максимальной степени учитывающие потребности различных категорий населения, приводит в настоящее время к размытости и многообразию характеристик дополнительного образования, которое уже может не ограничиваться рамками учреждений педагогического профиля. Например, одной из популярных форм художественных занятий к настоящему времени стали мастер-классы, которые часто проводятся не только в образовательных учреждениях, но и в организациях, связанных с досугом, торговых центрах и пр. Проведение подобных мероприятий обычно рассчитано на участников как с художественным опытом, так и без профессиональной подготовки.

Тематика мастер-классов в большинстве случаев мало связана с содержанием аналогичных предыдущих мероприятий, а конечный результат выполнения задания, как правило, достигается учащимся непосредственно к концу занятия. Для посетителей мастер-классы являются источником дополнительного опыта и новых эмоций. В свою очередь, основные цели мастер-классов для педагогов состоят в том, чтобы привлечь учащихся на занятия, заинтересовать, удивить, произвести впечатление.

В одних и тех же учреждениях дополнительного образования могут обучаться как взрослые, так и дети. При этом не являются редкостью случаи, когда в одной группе могут заниматься и старшие школьники, и представители значительно более зрелого возраста. Взрослые, обучающиеся в условиях дополнительного художественного образования, в отличие от учеников детского возраста, как правило, более определенно представляют себе, что они хотят получить от процесса обучения. При обучении детей функцию целеполагания преимущественно берет на себя педагог, а при взаимодействии со взрослыми учениками цели учебного процесса ставятся исходя из их потребностей и устремлений. В этой связи у взрослых можно выделить различные варианты учебной мотивации.

Значительную часть взрослых посетителей занятий в учреждениях дополнительного образования составляют те, кто рассматривает изобразительную деятельность как форму проведения досуга, своего рода вариант художественной релаксации. Для этой категории учащихся большое значение имеет эмоциональная составляющая художественного творчества, атмосфера, в которую они попадают, приходя на занятие. Такие ученики ценят ощущение принадлежности к художественной среде, а достижение новых результатов в изобразительной сфере (в ряде случаев сравнительно скромных, но субъективно значимых) является для них важным источником положительных эмоций.

Для другой категории учащихся ведущим мотивом является профессиональный рост, овладение языком изобразительной грамоты. Таким ученикам важны скорее не эмоции, которые они испытывают от изобразительного процесса в данный момент, а результаты их деятельности в будущем.

Также можно отметить категорию взрослых учащихся, для которых основным мотива-ционным фактором является любопытство, желание получить новые впечатления в малоизученном виде деятельности. Для этой категории зачастую характерна неустойчивость познавательных интересов, которые могут сравнительно быстро как пробуждаться, так и затухать.

В отдельную группу можно выделить тех, для кого занятия рисунком, живописью и смежными видами деятельности представляют практический интерес для овладения какой-либо специальностью в области художественного проектирования. Такие ученики стараются выбирать из всего многообразия вариантов художественных занятий лишь те методы и приемы, которые могут помочь им в избранном виде деятельности (например, стремятся овладеть средствами ручной графики для использования ее наряду с компьютерными технологиями в сферах ландшафтного проектирования или дизайна интерьера). К этой же группе можно отнести учеников, стремящихся повысить уровень своей изобразительной подготовки для поступления в учебные заведения.

Учет мотивации учащегося в сфере дополнительного образования имеет большое значение для успешного выстраивания индивидуальной образовательной траектории, нахождения приемов и средств обучения, соответствующих склонностям и возможностям каждого учащегося. В этой связи стоит сказать несколько слов про индивидуализацию учебного процесса в подобных образовательных учреждениях.

Практика показывает, что в условиях дополнительного образования нередко на одном занятии находятся люди значительно различающиеся по возрасту, уровню подготовки, представлениям о целях учебной деятельности и пр. В таких ситуациях педагогу нужно проявлять гибкость, умение ставить методические задачи с учетом возможностей и склонностей участников образовательного процесса.

Если общая тематика учебного задания одинакова для разных учащихся, то возможны различные варианты индивидуализированного обучения. В ходе занятий может, например, варьироваться уровень сложности учебных постановок (учащиеся, допустим, могут выбирать для изображения с натуры разные натюрморты в соответствии с уровнем подготовки на данный момент). Учащимся может также предоставляться возможность выполнять изображение в удобном темпе, что касается как работы над общим для всех заданием, так и выбора характера заданий - краткосрочных (наброски, зарисовки, «быстрые» этюды) или многосе-

ансных. Раскрытию индивидуальности учащегося может также способствовать работа в разных художественных материалах, из которых он может выбирать те, выразительные возможности которых наиболее соответствуют его вкусам и предпочтениям.

Самореализация взрослого человека в художественной деятельности может проявляться не только путем овладения изобразительной грамотой, но и через свободное ассоциативное рисование, предполагающее снятие барьеров самоконтроля, что при умелой организации занятий способствует выплеску творческой энергии [8].

Одной из основных особенностей дополнительного художественного образования в настоящее время является то, что занятия могут проходить с использованием информационно-коммуникационных технологий - существуют исследования, свидетельствующие об их результативности при обучении взрослых слушателей [3].

Обучение основам рисунка и живописи может осуществляться не только в очном формате, но и дистанционно, в частности, в условиях Интернет-пространства. Начиная примерно с 2010 г. наблюдается резкий рост количества массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Подобного рода курсы размещаются на сайтах организаций и частных лиц, а также на открытых образовательных платформах. Курсы по предметам художественного профиля можно найти, в частности, на таких платформах как «Национальная платформа открытого образования», «EdX», «Coursera», «Универсариум», «Интуит» и пр. Иногда подобные курсы создаются сотрудниками вузов, однако в большинстве случаев они разрабатываются частными лицами.

В качестве преимуществ дистанционного обучения рисунку, живописи и смежным дисциплинам можно отметить следующие:

• возможность обучения из любой географической точки, где имеется Интернет;

• свобода выбора онлайн-курса среди большого количества имеющихся предложений исходя из собственных интересов;

• широкие возможности для распространения новых методических подходов к обучению предметам художественного цикла;

• возможность выполнять работу в удобном темпе;

• удобство выбора времени собственных занятий независимо от даты начала курса за счет возможности повторных просмотров обучающих видеозаписей (это неисполнимо для некоторых онлайн-курсов на обучающих платформах, даты начала и окончания занятий на которых строго определены).

В то же время в дистанционном обучении основам изобразительного мастерства можно выделить и ряд отрицательных моментов. Прежде всего стоит отметить, что при дистанционном общении сильно затруднен непосредственный контакт педагога и учащегося. Замечания и рекомендации, которые дистанционно высказывает педагог по поводу учебной работы, не могут в полной мере заменить живое личное взаимодействие - при очном личном контакте у преподавателя имеется гораздо больше возможностей для наглядного показа, объяснения некоторых нюансов работы, чем в онлайн-общении.

Кроме того, в некоторых случаях разработчики онлайн-курсов с целью привлечения клиентов дают заведомо невыполнимые обещания научить рисовать в кратчайшие сроки. При этом глубокое постижение изобразительной грамоты подменяется демонстрацией отдельных приемов, усвоение которых позволяет добиться некоторых эффектов в работе, но все же не дает возможности приобрести прочные навыки в рисунке и живописи. Зачастую подобного рода онлайн-обучение сводится к выполнению изображения по заданным схемам. В результате пользователь подобных курсов привыкает к выполнению упрощенных схематичных изображений по предложенным образцам, однако при необходимости выйти за пределы подобных схем испытывает серьезные затруднения. Выводы

Таким образом, проведение занятий по предметам художественного профиля в онлайн-формате, являющееся естественным следствием развития цифровых технологий, имеет как

положительные, так и отрицательные стороны. Дистанционное общение не заменяет в полной мере очное взаимодействие педагога и учащегося, однако может быть одним из значимых источников получения учебной информации.

Завершая, можно сказать, что одной из основных характеристик обучения взрослых в современных условиях дополнительного художественного образования является значительное разнообразие вариантов организации учебных занятий. При всей возможной широте методических подходов к обучению, в их основе должно быть представление о том, что взрослые участники образовательного процесса являются его активными субъектами, влияющими на целеполагание и во многом определяющими параметры достигаемых результатов.

Список источников

1. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 121 с.

2. Меркушина Ю.В. Информационные технологии в обучении живописи и рисунку в ан-драгогике художественного образования // Информатизация образования и науки. 2023. № 1 (57). С. 35-42.

3. Павлова Н.Н., Черткова В.И. К вопросу обучения скетчингу в системе дополнительного образования // Перспективы развития социальной работы, социальной педагогики и образования в Смоленском регионе с позиции будущих специалистов. Киров, 2023. С. 65-69.

4. Рощин С.П., Филиппова Л.С., Андреева Е.В., Афанасьев В.В. К вопросу о развитии творческих способностей взрослых обучающихся в современной системе дополнительного художественного образования // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2022. № 1. С. 354-364.

5. СелигееваИ.Р. Андрагогика и искусство // Известия. 2018. № 1 (278). С. 13-16.

6. Чигинцева О.Н. Моделирование художественного компонента самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности // Преподаватель XXI век. 2018. № 2-1. С. 212-222.

7. Щекина С.С. Досуговедение: Учебное пособие. Архангельск, 2011. 269 с.

8. Ярошенко Н.Н. Понятие «цивилизация досуга» в контексте зарубежных социокультурных исследований // Вестник Московского государственного института культуры. 2019. № 5 (91). С. 92-101$.

9. Vlasova I., Pisarenko S. Pedagogical conditions for the effective organization of distance draw learning in the digital space of modern culture // E3S Web of Conferences. 2022. 363. 04029.

References

1. Zmeev S.I. Technology of adult education: A textbook for students of higher educational institutions. Moscow: Publishing center "Academy", 2002. 121 p.

2. Merkushina Yu.V. Information technologies in teaching painting and drawing in andragogy of art education // Informatization of education and science. 2023. No. 1 (57). P. 35-42.

3. Pavlova N.N., Chertkova V.I. On the issue of sketching training in the system of additional education // Prospects for the development of social work, social pedagogy and education in the Smolensk region from the perspective of future specialists. Kirov, 2023. P. 65-69.

4. Roshchin.S. P., Filippova L.S., Andreeva E.V., Afanasyev. V. V. On the issue of the development of creative abilities of adult students in the modern system of additional art education // Bulletin of the International Center for Art and Education. 2022. No. 1. P. 354-364.

5. SeligeevaI.R Andragogy and art // News. 2018. No. 1 (278). P. 13-16.

6. Chigintseva. O. N. Modeling of the artistic component of the self-realization of an adult's personality in visual activity // Teacher of the XXI century. 2018. № 2-1. P. 212-222.

7. Shchekina S.S. Leisure studies: A textbook. Arkhangelsk, 2011. 269 p.

8. Yaroshenko N.N. The concept of "leisure civilization" in the context of foreign socio-cultural studies // Bulletin of the Moscow State Institute of Culture. 2019. No. 5 (91). P. 92-101$.

9. Vlasova I., Pisarenko S. Pedagogical conditions for the effective organization of distance learning in drawing in the digital space of modern culture // e3s successfully web conferences. 2022. 363. 04029.

Статья поступила в редакцию 11.01.2024; одобрена после рецензирования 01.02.2024; принята к публикации 01.02.2024.

The article was submitted 11.01.2024; approved after reviewing 01.02.2024; accepted for publication 01.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.