Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития розничной торговли в условиях цифровых трендов'

Некоторые аспекты развития розничной торговли в условиях цифровых трендов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
торговля / ритейл / розничная торговля / бизнес-модель / цифровизация / тенденции / trade / retail / retail / business model / digitalization / trends

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ткач Д.Н.

Цифровые технологии стали основополагающим элементом для всех отраслей, но розничная торговля сталкивается с рядом проблем, которые выдвинули их на первый план. Отрасль претерпела изменения под воздействием ряда факторов, включая рост электронной коммерции и омниканальности, изменение поведения клиентов и гиперперсонализацию, а также растущую сложность цепочки поставок — все это ускорилось из-за пандемии. Эти изменения усилили давление на прибыль ритейлеров: за последние пять лет маржа сокращалась на два-три процентных пункта в год или даже на целых пять-шесть процентных пунктов, в зависимости от вертикали. В статье рассматриваются отдельные аспекты развития сферы розничной торговли и соответствующих ей бизнес-моделей в условиях цифровизации торгового бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of retail development in the context of digital trends

Digital technologies have become a fundamental element for all industries, but retail is facing a number of challenges that have brought them to the fore. The industry has undergone changes under the influence of a number of factors, including the growth of e—commerce and omnichannel, changing customer behavior and hyperpersonalization, as well as the growing complexity of the supply chain all accelerated due to the pandemic. These changes have increased the pressure on retailers’ profits: over the past five years, margins have been shrinking by two to three percentage points per year, or even by as much as five to six percentage points, depending on the vertical. The article discusses some aspects of the development of the retail trade and its corresponding business models in the conditions of digitalization of the trading business.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития розничной торговли в условиях цифровых трендов»

Ткач Д.Н.

Аспирант, Московская международная академия.

некоторые аспекты развития розничной торговли в условиях цифровых трендов

Предприниматели запускают свой бизнес в результате осознанной ими потребности рынка. Они часто налаживают свою деятельность, наращивают клиентскую базу и получают прибыль, прежде чем подумать о том, какая бизнес-модель лучше всего соответствует их компании. Это происходит потому, что по мере роста бизнеса его владельцы неизбежно перестают размышлять о том, что работает, а что нет, чтобы определить области улучшения для обеспечения устойчивости. Таким образом, как на этапе бизнес-планирования, так и на последующих циклах деловой и производственной активности следует внимательно относиться к выбору бизнес-модели и ее корректировке в соответствии с тенденциями рынка и особенностями собственного бизнеса.

«Понятие «бизнес-модель» можно рассматривать как сочетание понятий: «бизнес» и «модель». Бизнес - это экономическая, предпринимательская деятельность, направленная на производство ... продуктов и услуг для извлечения прибыли, а модель - схема сложного объекта, замещающая оригинальный объект и в достаточной степени повторяющая его свойства»1. Однако, стоит отметить, что бизнес-модель — это не только то, как компания производит и продает продукт или услугу, но и то, как она может максимизировать прибыль, оптимизируя свою цепочку создания стоимости. Определение бизнеса в соответствии с этими терминами также помогает прояснить ценностное предложение потенциальным клиентам и обеспечить дальнейший рост, выделяя компанию среди конкурентов2.

Пандемия навсегда изменила покупательское поведение потребителей. Тем не менее, после двух лет непредсказуемых моделей роста расходы на розничную торговлю и электронную коммерцию во всем

1 Ордынец А.А., Федорук С.Ю. Понятие и классификация современных бизнес-моделей в сфере гостеприимства и разработка бизнес-модели устойчивого развития организации. Всероссийская научная конференция молодых исследователей с международным участием «Инновационное развитие техники и технологий в промышленности (ИНТЕКС-2021)». - М.: 2022.

2 Шапиро С.А., Самраилова Е.К., Ананченкова П.И. Поведение в организации. Монография. - М.: Берлин, 2015.

мире стабилизируются, покупательские привычки укрепятся, и давление на компании с целью адаптации будет иметь первостепенное значение.

Потребители быстро отреагировали на свое возвращение в магазины, ускорив восстановление рынка в магазинах на целых два года. Фактически, продажи в магазинах выросли на 8,2% в прошлом году, до 21,09 трлн долларов, что больше, чем было потрачено в 2019 году. Такая модель — падение продаж в 2020 году, затем резкий рост в 2021 году — была практически универсальной во всем мире3.

Независимо от того, идет ли речь о снижении рисков путем диверсификации источников дохода с помощью розничных медиа-сетей, внедрении гибких и удобных для потребителей вариантов реализации товаров или о создании уникального и постоянно меняющегося опыта в магазинах, чтобы привлечь покупателей обратно, выиграют ритейлеры, которые остаются бережливыми и продолжают расширять границы инноваций. «В настоящее время сфера торговли является одним из наиболее динамично развивающихся и бюд-жетосодержаших секторов экономики России. По данным Росстата, в 2017 г. доля оптовой и розничной торговли во внутреннем валовом продукте (ВВП) страны составила примерно 12%, среднегодовая численность занятых в данной сфере в 2018 г. - 13867,0 тыс. человек (около 19,3% от общего числа занятых)»4.

Бизнес-модель розничной торговли — это тип бизнес-модели, при которой компании продают свои товары покупателям из стационарных торговых точек - будь то обычный интернет-магазин или социальные сети. Онлайн компания может продавать свои товары на различных платформах, которые имеют встроенные функции коммерции, таких как Instagram shops.

Бизнес-модель розничной торговли также отличается от бизнес-модели оптовой торговли, где розничные продажи осуществляются напрямую потребителям, а объемы закупок невелики. Эта модель также передает производство, хранение и дистрибуцию на аутсорсинг, что дополнительно увеличивает стандартные расходы компании. В этом случае владельцы бизнеса должны повышать свои цены, чтобы покрыть эти дополнительные расходы.

Индустрия розничной торговли отличается высокой конкурентоспособностью, потому что существует бесчисленное множество компаний, предлагающих одни и те же продукты и услуги. Это связано с

3 Retail trends: 2022 retail industry stats, trends and forecasts. // URL: https://www. insiderintelligence.com/insights/future-retail-trends-industry-forecast/

4 Савина А.Г., Сумаков Н.С., Савин Д.А. Специфика и направления цифровой трансформации сферы розничной торговли. Экономическая среда. 2019. № 2 (28). С. 9-16.

тем, что продаваемые товары в основном считаются товарами первой необходимости, к которым, как мы рассмотрим более подробно позже, относятся бакалея, банковское дело и бензин. По мнению Розановой Л.И. и Тишкова С.В., «темпы модернизации сферы торговли, диктуемые усиливающейся конкуренцией, в последние годы нарастают. Быстро меняются организационные формы, внедряются инновации в товаропроводящих цепочках, широко используются IT-тех-нологии, что отражается на качестве обслуживания потенциальных покупателей. последние выбирают более приемлемые по скорости, удобству и надежности услуги торговли. В свою очередь хозяйствующие субъекты розничной торговли (РТ) в борьбе за привлечение и лояльность клиентов стремятся к усовершенствованию услуг, повышая тем самым свою конкурентоспособность. Удерживать конкурентные преимущества становится все более проблематично»5. Владельцы бизнеса розничной модели могут увеличить доход, проводя мозговой штурм способов дифференциации предложений своей компании для привлечения клиентов.

помимо предоставления услуг в магазине, владельцы розничного бизнеса также могут увеличить свой доход, управляя своими расходами. Этого можно добиться, применяя консервативный подход к найму персонала для поддержания расходов на персонал и инвестируя в активы, приносящие доход.

Еще один способ, которым розничные компании зарабатывают деньги, — это управление запасами. Слишком большое их количество означает высокие затраты на хранение и меньший денежный поток, в то время как при слишком малом количестве у вас что-то заканчивается, и клиенты отправляются за этим в другое место.

Технологии постоянно меняют среду розничной торговли - от создания киосков самообслуживания в магазинах до поддержки бума электронной коммерции. Однако с быстрым развитием цифровых технологий, искусственного интеллекта и машинного обучения, а также с необходимостью для розничных продавцов выделяться из толпы интернет—коммерсантов, внедрение технологий становится все более актуальным.

Хотя большинство розничных продавцов предлагают свои товары и услуги в физических магазинах, все больше и больше продают товары онлайн. потребители часто предпочитают удобство, которое предлагает данная модель, поскольку они экономят не только деньги

5 РозановаЛ.И., Тишков С.В. Использование инновационных бизнес-моделей в сфере розничной торговли в северных регионах России. Инновации в науке и практике. Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции. - М.: 2018. С. 158-162.

на бензин, но и время.

Вот несколько примеров предприятий, основанных на розничной модели:

- Продуктовые магазины. Поскольку они предлагают товары недлительного пользования и длительного пользования, они чувствительны к колебаниям цен.

- Мебель и бытовая техника.

- Магазины одежды.

- Заправочные станции.

Бизнес-модели розничной торговли характерны некоторые потенциальные проблемы.

Первая потенциальная ловушка, с которой может столкнуться розничная компания, — это неспособность внедрять инновации достаточно быстро, когда есть риск потерять клиентов из-за устаревшего способа работы. Например, отказ от использования электронной коммерции в качестве метода продаж изолирует клиентов, которые предпочли бы остаться дома или навестить друзей, чем приходить в ваш магазин.

Недостаток присутствия в Интернете также является упущенной возможностью распознать тенденции и лучше узнать своего клиента с помощью аналитического программного обеспечения. Предприятия розничной торговли могут обеспечить прибыльность бизнеса, став более ориентированными на клиентов для поддержания их лояльности. Некоторые способы обеспечить это включают в себя обеспечение легкодоступности вашего продукта или услуг, например, создание вашего веб-сайта и интернет-магазина, удобных для мобильных устройств. Постоянство продукта и профессиональное обслуживание клиентов с быстрыми сроками доставки — это также другие способы построения прочных рабочих отношений с вашими клиентами.

Отсутствие внедрения технологий в бизнес для оптимизации процессов, таких как автоматизация простых и повторяющихся задач для повышения эффективности, также ставит компанию в невыгодное положение.

Еще одной потенциальной проблемой является текучесть кадров. Всегда есть механизмы удержания талантливых сотрудников, создавая возможности для роста в организационной структуре, предоставляя отдельным сотрудникам задачи, ответственность за выполнение которых они могут взять на себя. Повышение квалификации персонала посредством тренингов — это еще один способ стимулировать сотрудников, одновременно устраняя дефицит навыков в рабочей силе.

С марта 2020 года вся экономика розничной торговли претерпела серьезные изменения в поведении потребителей и цифровую трансформацию. Несмотря на то, что многие физические магазины вновь открылись, расходы на электронную торговлю продолжали расти даже после исторического всплеска, вызванного глобальной пандемией. По данным research Stripe, более 40% североамериканских покупателей заявили, что они как минимум удвоили количество он-лайн-покупок в 2021 году6.

Латинская Америка исторически отставала от других регионов в сфере электронной коммерции, но пандемия способствовала быстрому внедрению, и это будет иметь серьезные последствия для розничных торговцев, базирующихся в регионе, и тех, кто рассматривает возможность продажи на рынке. по оценкам Statista, розничные продажи электронной коммерции в регионе почти удвоятся к 2025 году и составят 160 миллиардов долларов7.

Продавать онлайн и делать это эффективно и прибыльно — это не одно и то же; однако недавний отчет McKinsey & Company показал, что компании, в которых наблюдался значительный рост электронной коммерции, не обязательно демонстрировали соразмерный рост выручки. Компании, в которых наблюдался самый быстрый рост электронной коммерции с 2016 года, продемонстрировали меньший общий рост выручки, чем те, у которых рост электронной коммерции был более скромным. Как говорится в отчете о тенденциях розничной торговли: «Цифрового роста недостаточно; только прибыльный цифровой рост создаст ценность»8.

Подводя итог, можно сказать, что бизнес—модель розничной торговли — это такая бизнес-модель, при которой вы продажа продуктов или услугу - традиционно или онлайн - осуществляется напрямую клиентам. При такой бизнес-модели можно зарабатывать деньги как владелец розничного бизнеса, отслеживая и строго контролируя расходы, чтобы сохранить доход после дополнительных расходов на аутсорсинг производства, хранения и складирования, которых требует эта модель.

При выборе бизнес-модели розничной торговли следует учитывать препятствия, которые могут возникнуть, когда адаптивность

6 The state of North American checkouts in 2021. // URL: https://go.stripe.global/ rs/072-MDK-283/images/State_of_North_American_Checkouts_2021.pdf

7 Retail e-commerce sales in Latin America from 2019 to 2025. // URL: https:// www.statista.com/statistics/445860/retail-e-commerce-sales-latam/

8 Solving the paradox of growth and profitabilité in e-commerce. // URL: https: //www.mckinsey.com/industries/retail/our-insights/solving-the-paradox-of-growth-and-profitability-in-e-commerce

становится ключом к созданию устойчивого розничного бизнеса. Рассмотрение этих моментов помогает решить, подходит ли данная бизнес-модель для бизнеса, или нет.

Библиографический список:

1. Retail e-commerce sales in Latin America from 2019 to 2025. // URL: https://www.statista. com/statistics/445860/retail-e-commerce-sales-latam/

2. Retail trends: 2022 retail industry stats, trends and forecasts. // URL: https://www.insider-intelligence.com/insights/future-retail-trends-industry-forecast/

3. Solving the paradox of growth and profitability in e-commerce. // URL: https://www.mck-insey.com/industries/retail/our-insights/solving-the-paradox-of-growth-and-profitabili-ty-in-e-commerce

4. The state of North American checkouts in 2021. // URL: https://go.stripe.global/rs/072-MDK-283/images/State_of_North_American_Checkouts_2021.pdf

5. Ордынец А.А., Федорук С.Ю. Понятие и классификация современных бизнес-моделей в сфере гостеприимства и разработка бизнес-модели устойчивого развития организации. Всероссийская научная конференция молодых исследователей с международным участием «Инновационное развитие техники и технологий в промышленности (ИНТЕКС-2021)». - М.: 2022.

6. Розанова Л.И., Тишков С.В. Использование инновационных бизнес-моделей в сфере розничной торговли в северных регионах России. Инновации в науке и практике. Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции. - М.: 2018. С. 158-162.

7. Савина А.Г., Сумаков Н.С., Савин Д.А. Специфика и направления цифровой трансформации сферы розничной торговли. Экономическая среда. 2019. № 2 (28). С. 9-16.

8. Шапиро С.А., Самраилова Е.К., Ананченкова П.И. Поведение в организации. Монография. - М.: Берлин, 2015.

References

1. Retail e-commerce sales in Latin America from 2019 to 2025. // URL: https://www.statista. com/statistics/445860/retail-e-commerce-sales-latam/

2. Retail trends: 2022 retail industry stats, trends and forecasts. // URL: https://www.insider-intelligence.com/insights/future-retail-trends-industry-forecast/

3. Solving the paradox of growth and profitability in e-commerce. // URL: https://www.mck-insey.com/industries/retail/our-insights/solving-the-paradox-of-growth-and-profitability-in-e-commerce

4. The state of North American checkouts in 2021. // URL: https://go.stripe.global/rs/072-MDK-283/images/State_of_North_American_Checkouts_2021.pdf

5. Ordynets A.A., Fedoruk S.Yu. Concept and classification of modern business models in the hospitality industry and development of a business model for the sustainable development of an organization. All-Russian scientific conference of young researchers with international participation "Innovative development of equipment and technologies in industry (INTEX-2021)". - M.: 2022.

6. Rozanova L.I., Tishkov S.V. The use of innovative business models in retail trade in the northern regions of Russia. Innovations in science and practice. Collection of articles based on the materials of the V International Scientific and Practical Conference. - M.: 2018. P. 158-162.

7. Savina A.G., Sumakov N.S., Savin D.A. Specifics and directions of digital transformation of the retail industry. Economic environment. 2019. № 2 (28). P. 9-16.

8. Shapiro S.A., Samrailova E.K., Ananchenkova P.I. Behavior in the organization. Monograph. - M.: Berlin, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.