Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития промышленности в условиях цифровой экономики'

Некоторые аспекты развития промышленности в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / INDUSTRIAL DEVELOPMENT / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маммаев Р. А., Юсупова М. Г.

В статье рассматриваются теоретические аспекты развития промышленности в условиях цифровой экономики. Дается оценка характера и перспектив развития промышленного производства в условиях цифровой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT IN THE DIGITAL ECONOMY

The article discusses the theoretical aspects of the development of industry in the digital economy. An assessment of the nature and prospects of development of industrial production in the digital economy is given

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития промышленности в условиях цифровой экономики»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

УДК: 334.021 ББК 65

Маммаев Р.А. - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Юсупова М.Г. - преподаватель кафедры Менеджмент, Дагестанский государственный университет

Mammaev R.A. - Doctor of Economics, Leading Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

Yusupova M.G. - Lecturer of the Department ofManagement, Dagestan State University

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

SOME ASPECTS OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT IN THE DIGITAL ECONOMY

В статье рассматриваются теоретические аспекты развития промышленности в условиях цифровой экономики. Дается оценка характера и перспектив развития промышленного производства в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: развитие промышленности, цифровая экономика.

The article discusses the theoretical aspects of the development of industry in the digital economy. An assessment of the nature and prospects of development of industrial production in the digital economy is given. Keywords: Industrial development, digital economy.

Одним из ключевых трендов в развитии промышленности и экономики в целом сегодня выделяют цифровизацию. Несмотря на то, что сам термин «цифровизация» вошел в наш лексикон относительно недавно, само это явление, все активнее в последние годы обсуждаемое как в научной, так и в публицистической литературе, чем-то новым не является. Как явление, цифровизацию можно тесно увязать с уже давно обсуждаемым и прочно вошедшим в наш лексикон термином «информатизация общества и экономики». Вопросам информатизации общества и экономики посвящено довольно значительное количество исследований и практических работ. На государственном уровне разрабатывались и активно реализовывались стратегические программные документы, среди которых можно отметить такие, как

государственная программа «Информационное общество», одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20 октября 2010 года, и рассчитанная на период до 2020 года. Также следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Перечень подобных документов можно продолжить. Непосредственно государственная федеральная целевая программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, сформирована и реализуется в целях исполнения указанной выше Стратегии развития информационного общества, на основании чего можно сделать вывод о понимании цифровизации как этапа или отдельного элемента более обширного явления - информатизации общества и экономики.

Сам термин цифровизация на сегодняшний день устоявшимся не является.

В частности, на наш взгляд, одно из наиболее состоятельных определений дает Плотников В.А, который определяет цифровизацию как современный этап развития информатизации, отличающийся преобладающим использованием цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации информации, что обусловлено появлением и распространением (в том числе повышением экономической и физической доступности) новых технических средств и программных решений. [2]

Другой источник определяет цифровую экономику как систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий [1].

Несмотря на сказанное, однозначное определение термина цифровизация в нормативных документах на сегодня отсутствует. Активно принимая участие в обсуждении явления как такового, чиновники, представители органов государственной власти зачастую определяют данное явление каждый сам для себя.

Однако, не смотря на то, что в методологическом плане понимания термина цифровизации сохраняются сложности, само указанное явление продолжает наращивать свою роль в процессах развития общества, экономики страны и в промышленности, в частности.

Говоря о влиянии цифровизации на процессы развития промышленного производства в стране и регионе, следует понять, в чем конкретно проявляется цифровизация на уровне конкретного промышленного предприятия. В первую очередь, цифровизация в форме конкретных цифровых технологий проникает непосредственно во все этапы создания продукта на промышленном предприятии, начиная от разработки самого продукта, заканчивая его продвижением на рынок. Цифровизация промышленно-производственного предприятия затрагивает весь спектр протекающих процессов, от автоматизации закупок до маркетинга и продаж. Цифровизация напрямую влияет как на

внутренние процессы предприятия, так и на инфраструктуру, в которой функционирует предприятие, базируясь на цифровых технологиях.

Процесс разработки нового продукта (продуктовая инновация) можно условно разбить на два этапа: определение потребности рынка в конкретном продукте с его определенными качественными характеристиками и определение технической и организационной возможности удовлетворения потребности рынка в соответствующем продукте. Первый этап - маркетинговый - предполагает сбор и анализ большого объема первичной маркетинговой информации, для чего активно используются социальные сети, мессенджеры и другие возможности, предоставляемые цифровыми мобильными и стационарными сетями. Обработка и интерпретация собранной информации, которая часто представляет собой большой массив данных, так же завязана на использование соответствующих цифровых технологий. Следующий этап - непосредственно разработка продукта -так же, как правило, завязана на использование разного рода конструкторских, дизайнерских и иных программ. На этом этапе в последнее время возникает потребность не столько в разработке нового продукта с нуля, сколько поиск на рынке или в базах разработок уже ранее разработанного продукта или компоновка нового продукта из ранее разработанных элементов. Ярким примером такого подхода могут, в частности, служить действия германской почтовой службы, сконструировавшей автотранспорт под собственные потребности, используя готовые компоненты, уже представленные на рынке.

Развитие и внедрение в процессы снабжения промышленных предприятий цифровых коммуникационных технологий позволяет не только существенно «уплотнить» и упростить процессы закупки и поставки сырья, материалов и комплектующих для собственного производства, но и удешевить данный процесс, как за счет сокращения времени, необходимого для заключения договоров и организации документооборота, так и за счет сокращения численности работников, задействованных в процессах закупок и снабжения за счет автоматизации большей части этих процессов.

Непосредственно в процессе производства продукта в промышленности цифровизация создает условия не просто для автоматизации производства, а в большей степени для создания гибкого автоматизированного производства. Последние десятилетия, кроме всего прочего, характеризуются индивидуализацией спроса, в том числе и на промышленную продукцию. Рост серийности промышленного производства и переход к массовому автоматизированному производству существенно удешевили промышленную продукцию и сильно увеличили спрос на нее. Однако рост индивидуализации спроса существенно ограничивал возможности промышленности для более полного удовлетворения потребительского спроса. Как правило, в условиях массового производства существенные затраты времени связаны с наладкой процесса производства. Многократные остановки и переналадки производственных линий с целью внесения в готовую продукцию незначительных изменений, призванных удовлетворить

индивидуальный спрос отдельных групп покупателей, неминуемо приводили к росту затрат времени и росту себестоимости продукции. Решением сложившейся проблемы стал рост гибкости автоматизированных массовых производств. Внедрение цифровых технологий позволило сократить затраты времени на переналадку автоматизированных производственных линий до минимума, что позволило обеспечить массовость производства, с соответствующей ей минимумом себестоимости производства, при многообразии разновидностей выпускаемой продукции, позволяющей удовлетворять индивидуальный спрос.

Отдельно следует остановиться на влиянии процессов цифровизации на сбыт промышленной продукции. Как уже отмечалось, в вопросах снабжения промышленного предприятия активное внедрение цифровых технологий в процесс взаимодействия продавца с покупателем существенно удешевил и упростил их. Аналогичные процессы связаны и со сбытом продукции промышленного предприятия. Формирование, как пример, торговых интернет площадок, позволяет непосредственным производителям товаров и услуг создавать так называемые нулевые каналы товародвижения, которые в принципе не предусматривают наличие посредников. Отсутствие посредников позволяет дополнительно снизить цену продукции и повысить спрос на продукцию промышленных предприятий.

На сегодняшний день уже сложился целый ряд региональных торговых интернет площадок с собственными системами верификации участников сделок, с собственными платежными системами и практикой внесудебного решения споров. Можно выделить такие региональные торговые интернет площадки как:

• eBay (США),

• Amazon (США),

• Alibaba (Китай),

• Яндекс (Россия).

Наряду с частными торговыми интернет площадками активно формируются и государственные информационные системы. Одной из таких площадок, разработанных при участии министерства промышленности РФ, является Государственная информационная система промышленности (ГИСП) - цифровая площадка, созданная в целях автоматизации процессов сбора, обработки информации, необходимой для промышленной политики, информирования предпринимателей о предоставляемой поддержке субъектам деятельности в сфере промышленности, а также для повышения эффективности обмена информацией между субъектами предпринимательства в промышленности [4].

Одной из форм цифровизации экономики в целом и промышленного производства, в частности, является появление и развитие так называемого интернета вещей (IoT). В основе формирования IoT легла потребность в автоматизации процессов, и, как следствие, в стандартизации большинства процессов, из которых был

исключен человеческий фактор, процессы были формализованы и описаны машинным кодом. Интернет вещей стал следствием автоматизации процессов взаимодействия отдельных уже автоматизированных блоков в процессах промышленного производства, т.е. речь идет об автоматизации процессов управления производством.

По данным агентства J'son & Partners Consulting, применение IoT в мировой промышленности приводит к следующим положительным эффектам [1]:

• сокращение сроков подготовки производства;

• сокращение продолжительности производственного цикла;

• снижение эксплуатационных расходов и повышение энергоэффективности;

• сокращение количества и длительности простоев оборудования, повышения уровня его загрузки;

• рост качества производимой продукции.

В целом, эффективность внедрения IoT в промышленность различными источниками оценивается крайне высоко. Одним из показателей, характеризующим эффективность IoT, может служить рост числа подключенных к нему устройств. По одной из оценок, в 2014 году в мире к IoT было подключено 1,2 млрд устройств. К 2020-му году число таких устройств должно вырасти до 5,4 млрд. В литературе даны следующие оценки международных агентств, связанных с ростом IoT [2]:

• Global Market Insights. Мировой рынок IoT (оборудование, программное обеспечение, услуги) в 2015 г. составлял $113,71 млрд, в 2017 г. - $312,79 млрд. В период с 2017 по 2023 гг. этот рынок будет расти со среднегодовыми темпами 14,36% и к 2023 г. его объем составит $700,38 млрд;

• Machina Research. К 2025 г. мировой рынок IoT достигнет 484 млрд евро;

• Accenture. К 2030 году вклад IoT в мировую экономику в денежном эквиваленте составит более $14 трлн, в том числе: до $6 трлн в США и более $70 млрд в Германии;

• TAdviser. Российский рынок IoT (оборудование, программное обеспечение, услуги) составил в 2017 г. 93 млрд руб. (доля промышленности - около 20%), а к 2020 г. вырастет до 270 млрд руб. (при этом доля промышленности вырастет до 25%).

В целом, большинство авторов, как в научной, так и в публицистической литературе, высоко характеризуют положительные операционные, технологические, управленческие, экологические и иные эффекты от цифровизации промышленного производства.

Список литературы:

1. Борисова, Л.А., Юсупова, М.Г. Особенности управления инновационным строительным проектом. // УЭПС: Управление, Экономика, Политика, Социология. Махачкала. 2017 - №4.

2. Плотников, В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике. // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2018. - №4(112) - С. 16-24

3. http://www.consultant.ru

4. http://www.mintesrd.ru/

УДК: 338.2:004.9 ББК 65

Борисова Л.А. - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Налоги и налогообложение, старший научный сотрудник НИИ УЭПС, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Исмаилова Ф.Н. - кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинг и коммерция, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Borisova L.A. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Taxes and Taxation, Senior Researcher, Research Institute UEPS, Dagestan State University of National Economy

Ismailova F.N. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing and Commerce, Dagestan State University of National Economy

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DIGITALIZATION IN CONSTRUCTION

В статье рассмотрены наиболее перспективные направления цифровизации в строительной отрасли, в частности, использование BIM - технологий, визуализации, робототехники, 3Dпечатей, интегрированных систем датчиков состояния здания и другие. Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, строительная отрасль

The article discusses the most promising areas of digitalization in the construction industry, in particular, the use of BIM technologies, visualization, robotics, 3D prints, integrated systems of building condition sensors, and others.

Keywords: digital economy, digital technologies, construction industry

Правительством Российской Федерации в 2017 году разработана и утверждена программа по формированию условий для перехода страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.