УДК 94 (470/67)
ЭМИРОВА Маги Нурмагомедовна, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Россия
¡¡¡¡-llll@rambler.ru
АБДУСАЛАМОВА Раисат Албуриевна, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия
ГАМИДОВА Наида Хизриевна, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Россия
ljuma78@vandex.ru
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ В ДАССР В 1946-1955 гг.
В статье изложен краткий обзор задач, поставленных перед Дагестанской базой АН СССР и вузами республики в конце 40-х - первой половине 50-х гг. ХХ в. Обоснована необходимость создания академического научного центра в Дагестане в послевоенный период. Показано, что его создание и работа послужили основой для формирования и увеличения числа научных учреждений и подъема уровня научных исследований. Выявлена роль ученых и преподавателей из крупных научных и учебных центров страны в работе на начальном этапе становления и развития академического учреждения. Охарактеризованы успехи в деятельности ученых различных институтов и отделов ДагФАН СССР, а также значение проведенных в ДАССР исследований для социально-экономического и культурного развития региона.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-233-236
EMIROVA Magi N., Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia
¡¡¡¡-llll@rambler.ru
ABDUSALAMOVA Raisat A., Dagestan State University, Makhachkala, Russia
GAMIDOVA Naida Kh., Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia
ljum a78@yandex. ru
SOME ASPECTS OF ACADEMIC SCIENCE DEVELOPMENT IN DASSR IN 1946-1955
The article provided a brief overview of the tasks of Dagestan base of the USSR Academy of Sciences and the Universities of the Republic at the end of 40s - the first half of the 50s of the XX century the necessity of creating an academic research center in Dagestan in the post-war period. It is shown that its establishment and operation was the basis for the formation and increase of the number of scientific institutions and the rising level of scientific research. The role of scientists and educators from major research and educational centers of the country in the early stage of formation and development of academic institutions. Characterized the successes of scientists from different institutes and departments of Dagestan Academy of Sciences of the USSR and the value held in DASSR research for socio-economic and cultural development of the region.
Ключевые слова: наука, филиал, научные достижения, Keywords: science, branch of science, Dagestan scien-Дагестан, научные институты, вузы, особенности t ific institutes, Universities, peculiarities of development. развития
Наука является важным видом специализированной деятельности, в этой связи особую значимость приобретает проблема формирования, укрепления научного потенциала, создания рациональной системы его функционирования и воспроизводства. Обращение к опыту развития науки в историческом прошлом имеет большое научно-практическое значение. Становление науки в Дагестане в рамках Академии наук начинается с 30 октября 1945 г., с постановления СНК СССР № 2780, согласно которому президиум АН СССР 13 июня 1946 г. принял решение об организации научно-исследовательской базы АН в Дагестане и утвердил ее структуру [1, с. 4]. Учитывая масштабность задач, поставленных перед базой АН СССР в 1949 г., возрастание роли науки в системе общественного производства, а также необходимость в наиболее эффективном использовании богатства природы в интересах народного хозяйства, Правительство Союза ССР в сентябре 1949 г. приняло постановление о реорганизации базы АН в Дагестанский филиал АН СССР [2, л. 4-12]. Основой для его формирования послужили достигнутый к этому времени уровень научных исследований и увеличение числа научных учреждений.
Дагестанский филиал АН СССР являлся объединением научно-исследовательских учреждений, изучающих и всемерно содействующих развитию природных богатств, истории, экономики и культуры, способствующих скорейшему внедрению в практику народнохозяйственного комплекса республики новейших научных и технических достижений. Первым председателем президиума Дагестанского филиала АН СССР был назначен выдающийся лингвист, академик И.И. Мещанинов, которого в середине 1950 г. на этом посту сменил известный ученый-физик, академик АН Азербайджана Х.И. Амирханов. С его именем связано дельнейшее развитие академической науки в республике. По его инициативе были созданы лаборатория физики, секторы геологии, энергетики [3, с. 64].
С самого начала Дагестанский филиал АН СССР сформировался как комплексное академическое учреждение, выполняющее фундаментальные исследования в естественнонаучных и
гуманитарных направлениях и представляющее единую научную инфраструктуру. Основным направлением развития науки Дагестана в этот период явилось приближение всей академической научной работы к нуждам развивающегося народного хозяйства республики. Продолжая широкие научные исследования, филиал АН СССР должен был принять активное участие в осуществлении планов развития экономики Дагестана. Решение Правительства о приближении академической научной работы к промышленности и сельскому хозяйству ускорило перестройку ее структуры [4, с. 11].
Становление науки Дагестана неразрывно связано с Академией наук СССР. Дагестанский филиал АН СССР превратился в мощный штаб науки в республике, научные учреждения Дагестанского филиала АН СССР осуществляли широкий круг исследований во многих областях естественных наук. Структура филиала постоянно изменялась и совершенствовалась. Президиум АН СССР утвердил следующую структуру.
Научные учреждения:
1. Институт животноводства с секторами:
a) крупного рогатого скота;
b) овцеводства и козоводства;
c) кормодобывания и кормопроизводства;
ф ветеринарии;
е) экспериментальная база;
I) лаборатория кормления и переработки молочных продуктов.
2. Институт истории, языка и литературы с секторами:
a) истории народов Дагестана;
b) археологии и этнографии;
c) языков Дагестана с группой словарей;
ф литературы и фольклора;
е) библиотека с рукописным фондом.
3. Сектор геологии и нефти с лабораториями - 1) геохимической; 2) микропалеонтологической.
4. Сектор энергетики.
5. Сектор зоологии и паразитологии с лабораториями:
a) ихтиологии;
b) энтомологии;
c) паразитологии.
6. Сектор растениеводства.
7. Сектор почвоведения.
8. Ботанический сад.
9. Химическая лаборатория.
10. Лаборатория физики.
11. Издательство и типография.
12. Библиотека [5, с. 231].
Филиал совместно с научными учреждениями ДАССР приступил к разработке проблем, имеющих большое значение для народного хозяйства республики. В этой работе филиалу была оказана помощь Институтом морфологии животных АН СССР (директор - Г.К. Хрущев), Энергетическим АН СССР (директор - Г.М. Кржижановский) и другими центральными научными учреждениями АН СССР [6, л. 31-32].
В соответствии с указанием Совета филиалов Академии наук СССР от 29.07.1950 г. № 31-7, в целях унификации существующих структурных подразделений филиала, были переименованы: сектор почвоведения - в отдел почвоведения; сектор энергетики - в отдел энергетики; сектор растениеводства - в отдел растениеводства; сектор геологии и нефти - в отдел геологии и нефти; сектор зоологии и животноводства - в отдел зоологии и животноводства.
В 1950 г. сектор зоологии и животноводства филиала был реорганизован в Институт животноводства при Дагестанском филиале АН СССР. За 1951-1955 гг. работа института велась по разрешению ряда практических задач животноводства, кормодобывания и ветеринарии. Институтом была изучена и установлена биологическая, экономическая и организационно-хозяйственная эффективность раннего окота овец в условиях отгонного животноводства республики. Был разработан новый метод искусственного осеменения овец на открытом воздухе, изобретен и сконструирован походный пункт искусственного осеменения овец. Институт животноводства Дагестанского филиала АН СССР являлся крупным научно-исследовательским
учреждением по животноводству в республике. В институте работало четыре доктора и 17 кандидатов наук [6, л. 17-20].
В годы послевоенной пятилетки научные работники института С.И. Гусейнов, В.А. Близ-ниченко, А.И. Гаджиев в сотрудничестве с овцеводами-практиками колхоза им. Омарова-Чохского Гунибского района И. Исламовым и О. Пакаловым вывели новую высокопродуктивную породу овец «дагестанская горная», за что им в 1950 г. была присуждена Государственная премия. Трем другим ученым - А.В. Потаниной, Н.А. Золотареву и А.М. Ибашеву - были присуждены премии Президиума АН СССР и Министерства сельского хозяйства СССР [7, с. 371]. Институтом было завершено выведение новой породной группы крупного рогатого скота «Дагестанская бурая», которая дает до 2 500 кг молока (с 4% жира), имеет живой вес 380-400 кг. Продуктивность новой породы коров была в 3-4 раза, а живой вес в 2 раза больше, чем у местного горского скота.
Институт животноводства успешно осуществлял научное шефство над животноводческими колхозами им. Сталина Гунибского района, «Красное знамя» Лакского района, изучал рыбные ресурсы внутренних водоемов республики и разрабатывал мероприятия по увеличению их запасов. Научными работниками института были разработаны новые организационно-зоотехнические мероприятия по предупреждению массового заболевания и гибели ягнят от паралича. Разработанные институтом мероприятия по улучшению кормовой базы, в том числе агротехнику получения высоких урожаев кукурузы, суданской травы, многолетних трав в условиях плоскостного Дагестана, были переданы Министерству сельского хозяйства ДАССР для внедрения в практику народного хозяйства [8, с. 65].
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 февраля 1956 года № 253 институт животноводства объединился с дагестанской государственной сельскохозяйственной опытной станцией. Совет Министров ДАССР 10 мая 1956 года отвел институту к имеющимся 1 060 га земли еще 2 311 га земли госфонда [9, с. 74]. В тематических планах института особое внимание уделялось оказанию научно-агрономической и зоотехнической помощи колхозам по повышению продуктивности животноводства [10, с. 106].
Научные институты в 50-е гг. ХХ в. начали вести изучение нефтяных и газовых месторождений республики, выявили новые нефтегазоносные участки, дагестанские ученые разработали метод для малоглубинной терморазведки нефтегазовых месторождений. В 1952 г. при президиуме ДагФАН СССР была организована физическая лаборатория, где разрабатывалась методика экспериментального определения теплоемкости жидкостей и газов и теплопроводности жидкостей, газов, твердых тел и их расплавов, исследовались проблемы физики полупроводников. В рассматриваемый период успешно трудился коллектив Института истории, языка, литературы ДагФАН СССР, издавались «Ученые записки», был подготовлен сборник «Материалы к оценке движения Шамиля» и др. В 1951 г. начались археологические работы и экспедиции собственно Института ИЯЛ. Под руководством М.И. Пикуль была проведена первая археологическая разведка в Северном Дагестане, положившая начало самостоятельным полевым исследованиям Дагестанской археологической экспедиции. Расширение археологических работ в 50-е гг. было связано с охранными работами археологов при строительстве гидроэлектростанций в Дагестане.
Для развития науки в ДАССР большое значение имело создание Дагестанской научно-исследовательской базы АН СССР (1946), затем Филиала АН СССР (1949). В республике шел поступательный и успешный процесс развития науки, выросло число научно-исследовательских институтов, кадров.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Дагестанский научный центр на полувековом рубеже. 1946-1996 гг. - Махачкала, 1998.
2. Научный архив Дагестанского научного центра РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3.
3. Лысенко Ю.М. Становление и основные аспекты деятельности Дагестанской научно-исследовательской базы -Дагестанского филиала академии наук СССР в 1946-1959 гг. // Вестник ДНЦ РАН. - 2015. - № 56. - С. 63-70.
4. Камилов И.К. Российская академия наук и наука Дагестана. - Махачкала, 2001.
5. Институт истории, археологии и этнографии, институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. 1924-2014 гг. К 90-летию со дня основания. Документы и материалы. - Махачкала, 2014.
6. Государственный архив РФ. Ф. А-259. Оп. 7. Д. 6721.
7. Каймаразов ГШ. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. - М.: Наука, 1971.
8. Каймаразов ГШ. Россия и прогресс культуры народов Дагестана (40-70-е годы XX века). - Махачкала, 2011.
9. Наука и высшая школа в Дагестане: документы и материалы. Т. II. 1941-2001 гг. Ч. 1. 1941-1965 / сост.: Г.И. Ка-кагасанов, Н.Д. Чекулаев. - Махачкала, 2008.
10. Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1941-1977 гг.: сб. док. Т. 2. - Махачкала, 1988.
REFERENCES
1. 1.Dagestanskij nauchnyj centr na poluvekovom rubezhe. 1946-1996 gg. [Dagestan Scientific Center at the turn of the half-century. 1946-1996]. Mahachkala, 1998.
2. Nauchnyj arhiv Dagestanskogo nauchnogo centra RAN. F. 1. Op. 1. D. 3.
3. Lysenko Yu.M. Stanovlenie i osnovnye aspekty dejatel'nosti Dagestanskoj nauchno-issledovatel'skoj bazy - Dagestanskogo filiala akademii nauk SSSR v 1946-1959 gg. Vestnik DNC RAN. [Formation and basic aspects of the Dagestan scientific research base - the Dagestan branch of the Academy of Sciences of the USSR in 1946-1959 gg. Bulletin of DSC RAS].2015. № 56. Pp. 63-70.
4. Kamilov I.K. Rossijskaja akademija nauk i nauka Dagestana. [Russian Academy of Sciences and the Science of Dagestan]. Mahachkala, 2001.
5. Institut istorii, arheologii i jetnografii, institut jazyka, literatury i iskusstva im. G.Cadasy. 1924-2014 gg. K 90-letiju so dnja osnovanija. Dokumenty i materialy. [The Institute of History, Archaeology and Ethnography, Institute of Language, Literature and Art. G.Tsadasy. 1924-2014 years. On the 90th anniversary of its founding. Documents and materials]. Mahachkala, 2014.
6. Gosudarstvennyj arhiv RF. F. A-259. Op. 7. D. 6721.
7. Kajmarazov G.Sh. Ocherki istorii kul'tury narodov Dagestana. Ot vremeni prisoedinenija k Rossii do nashih dnej. [ Essays on the history of culture of the peoples of Dagestan. From the time of accession to Russia to this day]. Moscow, 1971.
8. Kajmarazov G.Sh. Rossija i progress kul'tury narodov Dagestana (40-70-e gody XX veka). [Russia and the progress of culture of the peoples of Dagestan (40-70s of XX century)]. Mahachkala, 2011.
9. Nauka i vysshaja shkola v Dagestane: dokumenty i materialy. T. II. 1941-2001 gg. Ch. 1. 1941-1965. cost.: G.I. Kakagasanov, N.D. Chekulaev.[Science and Higher Education in Dagestan: documents and materials. T. II. 1941-2001 years. Part 1. 1941-1965]. Mahachkala, 2008.
10. Kul'turnoe stroitel'stvo v Dagestanskoj ASSR. 1941-1977: sb. dok. [Cultural Construction in the Dagestan ASSR. 19411977]. T. 2. Mahachkala, 1988.
Информация об авторе
Эмирова Маги Нурмагомедовна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории России, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Россия ¡¡¡¡-llll@rambler.ru
Абдусаламова Раисат Албуриевна, кандидат филологических наук, доцент, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия
Гамидова Наида Хизриевна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра ботаники, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Россия Huma78@yandex.ru
Получена: 03.02.2016
Для цитирования статьи: Эмирова М.Н., Абдусаламова Р.А., Гамидова Н.Х. Некоторые аспекты развития академической науки в ДАССР в 1946-1955 гг. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. том 8. № 1. часть 2. с. 233-236 doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-233-236
Information about the author
Emirova Magi N., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Russian History Department, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia mHlll@rambler.ru
Abdusalamova Raisat A., Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Dagestan State University, Makhachkala, Russia
Gamidova Naida Kh., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Botany, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia ljuma78@yandex.ru
Received:03.02.2016
For article citation: Emirova M.N., Abdusalamova R.A, Gamidova N. Kh. Some aspects of academic science development in DASSR in 1946-1955. [Nekotorye aspekty razvitiya akad-emicheskoy nauki v DASSR v 1946-1955 gg.]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 2. Pp. 233-236.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-233-236