Научная статья на тему 'Некоторые аспекты психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников УИС'

Некоторые аспекты психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое обеспечение / служебная деятельность / пенитенциарная система / уголовно-исполнительная система / psychological support / official activity / penitentiary system / penal enforcement system

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дарья Николаевна Кротова

В статье раскрываются некоторые аспекты работы пенитенциарных психологов с сотрудниками уголовно-исполнительной системы по различным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дарья Николаевна Кротова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the psychological support of the performance of the employees of the penal enforcement system

This article reveals some aspects of the work of penitentiary psychologists with employees of the penitentiary system in various areas.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников УИС»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 94 — 96. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):94 — 96.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 159.9.07

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-94-96 NIION: 2007-0062-3/24-130

EDN: https://elibrary.ru/IBHCNO MOSURED: 77/27-004-2024-03-330

Некоторые аспекты психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников УИС

Дарья Николаевна Кротова

ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье раскрываются некоторые аспекты работы пенитенциарных психологов с сотрудниками уголовно-исполнительной системы по различным направлениям.

Ключевые слова: психологическое обеспечение, служебная деятельность, пенитенциарная система, уголовно-исполнительная система

Для цитирования: Кротова Д.Н. Некоторые аспекты психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников УИС // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 94 — 96. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-94-96. EDN: https://elibrary.ru/IBHCNO.

CRIMINAL LEGAL SCIENCES

Original article

Some aspects of the psychological support of the performance of the employees of the penal enforcement system

Darya N. Krotova

Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. This article reveals some aspects of the work of penitentiary psychologists with employees of the penitentiary system in various areas.

Keywords: psychological support, official activity, penitentiary system, penal enforcement system For citation: Krotova D.N. Some aspects of the psychological support of the performance of the employees of the penal enforcement system // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):94—96. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-94-96. EDN: https://elibrary.ru/IBHCNO.

Служебная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) связана с постоянным воздействием негативных факторов, к которым можно отнести высокие нагрузки, конфликтный характер взаимодействия со спецконтингентом, наделение определенными властными полномочиями, трудности в карьерном росте, влияние криминальной субкультуры и др. Немаловажную роль играют также факторы, не связанные непосредственно со службой, но влияющие на личность сотрудника УИС, например, семейные взаимоотношения, социально-бытовые условия и т.д. Низкая сопротивляемость такому влиянию, по-

© Кротова Д.Н., 2024

вышенная внушаемость, недостаточное развитие волевых качеств, сниженный уровень культурного развития также способствуют развитию профессиональной деформации сотрудников.

Говоря о личности сотрудника УИС и требованиях, предъявляемых к ней, необходимо перечислить качества, которые способствуют успешной адаптации к служебной деятельности и в последующем делают ее наиболее эффективной. Это такие личностные качества, как определенный уровень интеллектуального развития, эмоциональная и моральная устойчивость, адекватный уровень самооценки и притязаний, быстрота реакций, хорошая координация движений, достаточный уровень развития познавательных процессов, эмоциональный самоконтроль, способ-

Уголовно-правовые науки

ность уверенно и правильно ориентироваться, а также адаптироваться в условиях экстремальной ситуации, коммуникативные способности, высокий уровень мотивации к служебной деятельности. Развитие этих качеств снижает риск возникновения профессиональной деформации.

Чтобы сотрудник УИС мог успешно выполнять свою деятельность, он должен обладать и определенными деловыми качествами, которые необходимо формировать у него на начальном этапе служебной деятельности. Деловыми качествами являются характеристики тех сторон личности, которые помогают овладеть той или иной профессией, при этом определенные деловые качества будут соответствовать определенной сфере деятельности (например, дисциплинированность, ответственность, инициативность, организованность, обучаемость, самостоятельность и др.).

Характеристики и условия деятельности личного состава УИС нередко носят острый, проблемный характер. Эти условия и характеристики в нормативных актах обозначаются как «чрезвычайные», «военные», «побегоопасные», «особые», «сложные», «экстренные», «с оружием», «экстремальные» и др. [5].

К экстремальным ситуациям в деятельности сотрудников учреждений и органов УИС можно отнести следующие:

■ авария специального автомобильного транспорта (невозможность продолжать движение);

■ авария (крушение) транспортного средства (воздушного, морского, речного судна) во время конвоирования;

■ ликвидация пожаров, последствий чрезвычайных ситуаций природного (наводнение, землетрясение, ураган) и техногенного характера на объектах УИС и в местах несения службы;

■ розыск и задержание лиц, совершивших побег из пенитенциарных учреждений и при конвоировании;

■ пресечение (ликвидация) массовых беспорядков среди осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

■ обезвреживание преступников, захвативших заложников в учреждениях и на объектах УИС;

■ отражение нападения на охраняемый объект, караул;

■ выполнение служебно-боевых задач в горячих точках.

Это неполный перечень имеющих место экстремальных ситуаций в практической деятельности личного состава подразделений УИС, что

требует эффективной работы по их психологическому обеспечению [3].

Работа по проведению психодиагностических обследований в деятельности пенитенциарных психологов часто определяется как основное направление психологического обеспечения личного состава. Однако работа по оптимизации и поддержанию благоприятного морально-психологического климата в коллективах сотрудников УИС также занимает важное место в психологическом обеспечении служебной деятельности сотрудников, так как социально-психологический климат является одним из ключевых показателей работоспособности коллектива [2].

Сотрудники различных отделов и служб подразделений территориальных органов ФСИН России, как правило, работают в малых группах. Результат работы таких групп во многом зависит от сплоченности и слаженности общих действий личного состава, потому что их профессиональная деятельность является командной. В условиях пенитенциарной системы необходимо сформировать коллектив так, чтобы сотрудникам было комфортно работать друг с другом. При этом должны быть созданы предпосылки для формирования чувства доверия, взаимовыручки, эмпатии и т.д. Если коллектив сплочен, то у его членов, как правило, достаточно развито чувство групповой идентичности. Это выражается в преданности интересам коллектива, в готовности всегда прийти на помощь коллегам.

Кроме того, наблюдается эмоциональное вовлечение членов в дела коллектива, данные коллективы отличаются особым морально-психологическим климатом. Недооценка роли сплоченности и доминирующих настроений в коллективе часто существенно снижает надежность и эффективность деятельности и взаимовыручку личного состава в случае возникновения экстремальных ситуаций, о которых было сказано ранее.

Если в коллективе есть сотрудники с низким уровнем сплоченности, то они действуют сами по себе и стремятся продемонстрировать индивидуальные результаты в ущерб коллегам и коллективу в целом.

Работая над повышением уровня совместимости в служебных коллективах, психолог улучшает морально-психологический климат в подразделениях УИС, тем самым снижая воздействие тяжелых факторов условий труда, оптимизируя деятельность внутри коллективов, что также приводит к уменьшению текучести кадров.

Продолжая говорить о групповой сплоченности, отметим, что ее измерение производится различными социометрическими методиками.

2024 / № 3 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

95

Традиционный подход к анализу групповой сплоченности обращен прежде всего к изучению меры связи (эмоциональной, когнитивной, сенсомотор-ной и пр.) между членами исследуемой группы. При этом решающим признаком выступает «позитивное» сходство замеряемых характеристик — высокий уровень взаимных симпатий, ощутимая близость ценностных ориентаций и установок и т.д. Метод социометрии позволяет выразить отношение в коллективе в виде числовых величин и графиков, представить межличностные отношения «наглядно». С помощью данного метода можно выявить авторитет членов коллектива по признакам симпатии-антипатии, измерить степень сплоченности-разобщенности группы и т.д. [4].

Необходимо отметить, что психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава УИС рассматривается в непосредственной связи с этапами самой деятельности.

На первом этапе — психологической подготовки — наряду с профессиональной подготовкой и комплектованием подразделений проводятся мероприятия по прогнозированию профессиональной успешности кандидатов на службу и действующих сотрудников УИС.

В рамках этапа выполнения профессиональных задач сотрудниками УИС рассматриваются проблемы их психологического сопровождения.

На заключительном этапе решаются вопросы организации реабилитационной и восстановительной психологической работы с личным составом.

Таким образом, такая организация психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников УИС предполагает комплексность, системность и эффективность проводимых мероприятий, направленных прежде всего на прогнозирование успешности деятельности сотрудников и функционирования учреждений и органов УИС.

Список источников

1. Даниличева Т.П. Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной

системы: дис. ... канд. психол. наук. Шуя, 2005. 252 с.

2. Кротова Д.Н. К вопросу о повышении эффективности кадрового обеспечения ФСИН России // Государственная служба и кадры. 2021. №№ 4. С. 223—224.

3. Кротова Д.Н. К вопросу о психологической реабилитации сотрудников УИС, участвовавших в вооруженных конфликтах / / Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2021. С. 163—167.

4. Петровский A.B., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1978. 176 с.

5. Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.

References

1. Danilicheva T.P. Psychological support of employees of the penal enforcement system: dis. ... candidate of psychological sciences. Shuya, 2005. 252 p.

2. Krotova D.N. On the issue of improving the efficiency of staffing of the Federal Penitentiary Service of Russia // Civil service and personnel. 2021. No. 4. pp. 223—224.

3. Krotova D.N. On the issue of psychological rehabilitation of criminal defense personnel who participated in armed conflicts / / Scientific works of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Moscow, 2021. pp. 163—167.

4. Petrovsky A.V., Shpalinsky V.V. Social psychology of the collective: textbook for students of pedagogical institute. M.: Enlightenment, 1978. 176 p.

5. Stolyarenko A.M. Extreme psychopedagogy: textbook for university students. Moscow: UNITY-DANA, 2002. 607 p.

Информация об авторе Д.Н. Кротова — старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России.

Information about the author

D.N. Krotova — Senior Researcher at the Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Статья поступила в редакцию 19.06.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 19.08.2024.

The article was submitted 19.06.2024; approved after reviewing 19.07.2024; accepted for publication 19.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.