Научная статья на тему 'Некоторые аспекты психического здоровья преподавателя высшей школы'

Некоторые аспекты психического здоровья преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психического здоровье / преподаватели вуза / Mental health / high school teachers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малютина Т. В., Лонская Л. В.

В обзоре рассмотрены современные психологические концепции формирования психиче-ского здоровья преподавателей вуза. С увеличением педагогического стажа работы резко снижаются показате-ли психического и физического здоровья. В деятельности преподавателя его отношение к профессиональной деятельности, непосредственно должно прослеживаться единство личностной и профессиональной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF MENTAL HEALTH HIGH SCHOOL TEACHERS

The review deals with modern psychological concept of formation of mental health of high school teachers. With the increase of teaching experience sharply reduced indicators of mental and physical health. In its activities the teacher attitude to the profession, should be traced directly unity of personal and professional positions.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты психического здоровья преподавателя высшей школы»

Евросоюза в период с 2007 г. по 2009 г. Из 10 стран ЕС, по которым есть данные за 2009 г., лишь в Австрии число самоубийств сократилось, в остальных странах оно выросло не менее чем на 5%.

Самые высокие показатели - в Греции и Ирландии, чьи экономики больше других в Европе пострадали из-за кризиса. По данным Bloomberg, уровень безработицы в Греции вырос почти в два раза, до 16,2%, с 2008г. За 2007-2009 гг. количество самоубийств возросло на 19%. За те же 2007-2009 гг. в Ирландии число самоубийств возросло на 15%, в то время как безработица выросла почти в три раза с I квартала 2008 г.

Е.В. Бачило и Ю.Б. Барыльник изучали распространенность завершенных или незавершенных суицидов на территории Саратовской области в 2001 - 2010 гг., а также влияние уровня безработицы и алкоголизации населения на суицидальную активность в наиболее неблагополучных районах области. Полученные результаты исследования показали, что в одних случаях рост безработицы провоцирует рост суицида, а в других является одним из факторов (например, вместе с ростом алкоголизма), создающих «эффект накопления (контейнирования)» , который впоследствии также способствует росту суицида. Безработные люди склонны обращаться к алкоголю, что обостряет их депрессию и повышает шансы на то, что они причинят себе вред.

Новозеландские исследователи обнаружили, что шансы безработных на суицид повышаются вплоть до 300% по сравнению с обычными показателями для мужчин средних лет. По мнению ученых, трудности, связанные с поиском работы, сеют отчаяние среди населения и влекут за собой желание уйти из жизни. Таким образом, безработица является либо самостоятельной причиной суицида, либо одним из факторов, приводящих к суициду, так как является сильным стрессором.

Список использованной литературы находится в редакции ОПЖ

SUICIDE AND PROFESSIONAL ACTIVITIES. MESSAGE 1. WORKAHOLIC AND UNEMPLOYMENT

E.S. Asmacovec

Abstract. Suicide are leading causes of death among working-age population and continued growth in a number of countries in the world and, in particular, in various regions of the Russian Federation. Attempts to commit suicide basically mentally healthy people who are into the workforce-age population. One of the main motivations of suicidal behavior is a true escape from an intolerable situation. For suicides self-destruction is the result of the unbearable emotional stress, one of the global causes of which is a professional activity, and all that goes with it: the content of professional activity, professional communication with the prevailing role of the individual professional. As well as the negative consequences - workaholism and unemployment.

Keywords. Professional crises, prevention, suicide, workaholism, unemployment.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Малютина Т. В., Лонская Л.В.

Аннотация. В обзоре рассмотрены современные психологические концепции формирования психического здоровья преподавателей вуза. С увеличением педагогического стажа работы резко снижаются показатели психического и физического здоровья. В деятельности преподавателя его отношение к профессиональной деятельности, непосредственно должно прослеживаться единство личностной и профессиональной позиции.

Ключевые слова. Психического здоровье, преподаватели вуза

В последнее время большое внимание стало уделяться психическому здоровью в сфере профессии «человек - человек». Проблема «психического здоровья», в сфере

высшего профессионального образования, сохранение психического здоровья преподавателя в образовательном учреждении привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов.

Проблема психического здоровья считается одной из наиболее сложных проблем современной науки, рассматриваемых в трудах зарубежных и отечественных ученых. Всемирная организация здравоохранения в 1968году дала четкое определение: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако можно отметить, что компоненты физического здоровья могут быть количественно оценены по уровню резервных возможностей организма [4,7], то уровень психологического здоровья в современной литературе трактуется весьма «размыто», без четких количественных критериев [1, 2]. Это и затрудняет дать объективную оценку психического здоровья в исследованиях.

Основными составляющими психического здоровья являются - мотивационно-эмоциональная, интеллектуальная и духовно-нравственная сферы личности. Перечисленные выше составляющие психического здоровья наиболее чувствительны ко всем воздействиям социального мира и формируется под непосредственным его влиянием.

Современный труд может оказывать на человека как положительное, так и негативное воздействие. Профессиональный труд в сфере высшего профессионального образования имеет ряд специфических особенностей. Прежде всего, необходимо отметить высокую эмоциональную загруженность, высокое психическое напряжение, что вызвано повышенными требованиями общества к личности педагога, чрезмерный эмоциональный контакт (студенты, коллеги, администрация) в процессе деятельности. Все это может привести к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

По мнению Иванова В.Г., Фролова А.Г. и др., профессионально-педагогическая деятельность включает в себя профессиональную деятельность (по базовому образованию) и собственно педагогическую деятельность. Наряду с профессиональной деятельностью по определённой специальности, Большакова З.М., Кузьмина Н.В., Лихачёв Б.Т., Сластёнин В.А., Спирин Л.Ф. и др. выделяют педагогическую деятельность как профессиональную, сосуществующую наравне с другими видами деятельности. В учреждениях высшего профессионального образования, преподаватель осуществляет профессионально-педагогическую деятельность, под которой вышеуказанные исследователи понимают систему и последовательность педагогически целесообразных действий педагога, направленных на достижение поставленных целей путем решения педагогических задач [3,5,6,8,10,12]. Преподаватель высшей школы осуществляет: профессионально - педагогическую, научно - исследовательскую, управленческую, административно - хозяйственную, коммерческую, общественную деятельность [9].

Многие исследователи отмечают, что с увеличением педагогического стажа работы резко снижаются показатели психического и физического здоровья (Г.С. Абрамов, Л.И. Вассерман, Р.Б. Ихсанов, А.К. Маркова, А.Г. Митина, А.О. Прохоров и др.)

В ряде психологических работ «психическое здоровье» соотносится с переживаниями психологического комфорта и психологического дискомфорта.

Показателями достижения психического здоровья являются следующие признаки эмоционального благополучия: положительная самооценка и уважение к себе; психосоциальное развитие, соответствующее возрасту; эффективные способы удовлетворения потребностей; умение переживать неудачи; умение приспособиться к окружающей среде; разумная степень независимости; умение эффективно справляться со стрессом; чувство «хозяина» жизни, т.е. уверенность человека в том, что он сам управляет своей жизнью; отношения с другими людьми; способность к эффективной работе. [11].

На наш взгляд, необходимо подчеркнуть, что в деятельности преподавателя его отношение к профессиональной деятельности, непосредственно должно прослеживаться единство личностной и профессиональной позиции.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, следует сделать вывод, что профессиональная деятельность преподавателя имеет свою специфику и определенные трудности в ее реализации, зависящие как от субъективных, так и объективных причин. Одним из основных условий эффективной, полноценной, успешной профессиональной деятельности, является психическое здоровье преподавателя вуза.

Поэтому содействие сохранению, укреплению, а в некоторых случаях восстановлению психического здоровья преподавателя вуза через систему специальных мероприятий, а также поведение и здоровый образ жизни самих представителей данной профессии, должны стать одним из приоритетных направлений деятельности в сфере повышения качества образования.

Литература

1. Бароненко В.А. Принципы оптимизации живых систем: Учеб. пособие. Уфа, 1991.

2. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2002.

3. Иванов В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 : Казань, 1997 341 с. РГБ ОД, 71:9813/19-1

4. Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей / Ред. Р.И.Айзман, В.В.Захаренков. М., 2006.

5. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. — М., 2001.

6. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания : спец. курс / Б.Т. Лихачев. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 335 с. — (Педагогическое наследие).

7. Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом: Методическое пособие. Новосибирск, 2006.

8. Сластёнин В.А. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как объект теоретического исследования // Теория и практика высшего педагогического образования: межвуз. сб. науч. трудов. - М.: Прометей, 1993. - С. 3 - 18.

9. Современные подходы к определению квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу медицинских вузов и задачи модернизации программ дидактической подготовки педагогических кадров/ Материалы международного семинара в рамках проекта в рамках проекта Tempus IV 159328-TEMPUS-1- FR-TEMPUS-SHMES «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов» [ред. А.И. Новиков и др.]. - Омск: Издательство отдела международного сотрудничества ОмГМА, 2011. - 179 с.

10. Спирин Л.Ф. Курс "Педагогические теории, системы, технологии" как основа общепедагогической подготовки будущих учителей [Текст] : (Авт. программа и метод. рекомендации) / Л.Ф. Спирин, А.Н. Молодов, А.Ф. Ушанов ; Акад. пед. и соц. наук, Костром. гос. пед. ун-т им. Н.А. Некрасова. - М. : АПСН ; Кострома : КГПУ, 1998. - 34 с.

11. Фомин Н.А. Психофизиология здоровья. Челябинск, 1998.

12. Фролов А.Г. Проектирование структуры и содержания информационно-технологической подготовки преподавателя высшей школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Казань, 2000 156 с. РГБ ОД, 61:01 -13/199-1

SOME ASPECTS OF MENTAL HEALTH HIGH SCHOOL TEACHERS

Malyutina T.V., Lonskaya L.V.

Annotation. The review deals with modern psychological concept of formation of mental health of high school teachers. With the increase of teaching experience sharply reduced indicators of mental and physical health. In its activities the teacher attitude to the profession, should be traced directly unity of personal and professional positions.

Keywords. Mental health, high school teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.