Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональная подготовка / жестовая речь / дактилирование / русский жестовый язык / формирование знаний и навыков / самостоятельная работа / сотрудники органов внутренних дел.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мисроков Т.З., Теппеев А.А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с особенностями проведения занятий по основам русского жестового языка у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в рамках освоения ими основных программ профессиональной подготовки. Автор указывает на необходимость грамотного распределения учебного времени, важность формирования фундамента знаний, необходимого для дальнейшего самостоятельного совершенствования навыков использования дактильной и жестовой речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мисроков Т.З., Теппеев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

МИСРОКОВ Тенгиз Замирович,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

ТЕППЕЕВ Алан Атлыевич,

старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института

повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

майор полиции, е-mail: mail@law-books.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с особенностями проведения занятий по основам русского жестового языка у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в рамках освоения ими основных программ профессиональной подготовки. Автор указывает на необходимость грамотного распределения учебного времени, важность формирования фундамента знаний, необходимого для дальнейшего самостоятельного совершенствования навыков использования дактильной и же-стовой речи.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, жестовая речь, дактилирование, русский жестовый язык, формирование знаний и навыков, самостоятельная работа, сотрудники органов внутренних дел.

MISROKOV Tengiz Zamirovich,

PhD in Law, Senior lecturer of the state, civil and law disciplines chair of the North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TEPPEEV Alan Atlievich,

Senior lecturer of the state, civil and law disciplines chair of the North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

police major

SOME ASPECTS OF CONDUCTING CLASSES ON THE BASICS OF RUSSIAN SIGN LANGUAGE FOR EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION STUDYING UNDER PROFESSIONAL TRAINING PROGRAMS

Annotation. The article discusses topical issues related to the peculiarities of conducting classes on the basics of Russian sign language for employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation as part of their development of basic training programs. The author points out the need for a competent distribution of study time, the importance of forming the foundation of knowledge necessary for further self-improvement of skills in the use of dactylic and sign language.

Key words: professional training, sign language, fingerprinting, Russian sign language, formation of knowledge and skills, independent work, employees of internal affairs bodies.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-203-205 NIION: 2018-0076-3/22-538 MOSURED: 77/27-023-2022-3-737

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Обучение сотрудников органов внутренних основам русского жестового языка не следует воспринимать лишь как механическую реализацию одной из заложенных программой обучения дисциплин. Это также вклад в воспитание сотрудников и способ повышения их коммуникативной компетентности и информационной культуры. Трудно не согласиться с мнением, что «в информационную культуру включены аспекты, связанные с умением перерабатывать, передавать информацию, устанавливать контакт с оппонентом, умение взаимодействовать, грамотно владеть вербальными и невербальными средствами общения» [1].

Преподавание русского жестового языка обладает своей спецификой. Начинать изучение этой дисциплины следует с мотивации слушателей к её освоению. Если многие обучаемые сотрудники органов внутренних хорошо осознают - зачем и почему они изучают огневую подготовку, физическую подготовку, то с русским жестовым языком всё намного сложнее. Многие просто не понимают, что это, и никогда прежде с жестовым языком не сталкивались. Необходимо раскрыть правовые предпосылки включения жестового языка в программу обучения, а также практическую направленность его освоения, привести статистические данные о количестве людей, которые испытывают проблемы с нарушениями функции слуха, а также следует упомянуть о том, что такие проблемы со здоровьем могут настигнуть каждого человека в той или иной степени.

Первая особенность - это малое количество занятий, отводимое для изучения каждой темы. Всего 12 занятий выделяется для освоения основ, по сути, отдельного языка общения. Из этого вытекает следующая особенность - необходимость адекватного распределения времени для освоения определенного учебного материала. Действующие программы профессиональной подготовки хотя и не ставят задачи полного и всестороннего освоения жестового языка слушателями, но, тем не менее, определяют достаточно высокие требования к объему необходимых знаний и навыков. В этой связи, в рамках проводимых занятий важно успеть сформировать тот прочный фундамент знаний и навыков, освоив которые слушатели смогут в процессе самостоятельной подготовки усовершенствовать полученные умения и при необходимости находить ответы на возникающие у них вопросы по этой дисциплине. Залогом успешной самоподготовки является знание о том, где и как искать нужную информацию. Это, прежде всего, библиотечный фонд учебного заведения, методические разработки по проведению занятий по каждой теме, а также сведения, размещенные в свободном доступе в сети Интернет, где имеются сотни обучающих видео, в рамках кото-

рых слушатели могут получить новые знания или закрепить ранее полученные. Кроме того, в последние годы, в том числе при содействии Всероссийского общества глухих, было разработано программное обеспечение под названием «Словарь РЖЯ-112», в рамках которого можно найти не только жесты, связанные с бытовым общением, но и профессиональные жесты, касающиеся сферы деятельности полиции, медицинских работников и сферы чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, следует отдавать приоритет тем электронным и печатным учебным материалам, которые каждый год в значительном количестве готовятся научными сотрудниками и педагогическими коллективами образовательных организаций системы МВД России, поскольку такой материал будет наиболее адаптирован для применения сотрудниками органов внутренних дел. Важность использования обучаемыми этих учебно-методических материалов связана с высокой значимостью самостоятельной работы слушателей вне учебной аудитории. Слушателям необходима регулярная практика, а собственно аудиторные занятия могут проходить один раз в неделю, а то и реже. Поэтому, если учащиеся не будут заниматься самостоятельной работой, не будут оттачивать навыки, полученные в учебной аудитории, каждое следующее занятие придётся, по сути, начинать, с возвращения к ранее пройденному материалу, что невозможно в условиях жесткой ограниченности количества учебных часов.

Разумеется, важным аспектом является проведение со слушателями консультаций, в рамках которых преподаватели могут отвечать на возникающие у слушателей дополнительные вопросы, корректировать ошибки, закрывать пробелы, возникающие вследствие пропуска занятий по причине болезней или нарядов.

Собственно освоение дисциплины начинается с первого вводного занятия, в рамках которого, пожалуй, самым важным является обоснование того, для чего вообще слушатели изучают жестовый язык, что он собой представляет, какими особенностями обладает и как его можно использовать в служебной деятельности. Здесь целесообразно приводить конкретные практические примеры, когда у сотрудников полиции и других правоохранительных органов возникали ситуации служебного общения с людьми, страдающими нарушениями функции слуха.

Далее в соответствии с программой подготовки необходимо переходить к освоению дак-тильной речи. Это процесс побуквенной передачи информации, который можно освоить буквально за одно занятие. Его преимуществом являются легкость и быстрота освоения, возможность путем использования только дактилирования передать практически любую информацию человеку, стра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

дающему нарушениями функции слуха. Недостатками дактилирования является необходимость затраты значительного времени для передачи информации. Кроме того, на этом этапе преподаватель часто сталкивается с такой проблемой как закрепощенность суставов пальцев рук обучаемых. Она чаще всего вызвана недостаточной подвижностью пальцев, наличием ранее полученных травм, особенно у мужчин, занимавшихся единоборствами. Здесь важно начинать каждое занятие с физической разминки пальцев и использования упражнений на укрепление пальцев рук и развитие их подвижности.

Зацикливаться при этом только на дактили-ровании не следует, поскольку слушатели очень быстро привыкают к тому, что всю информацию можно передавать побуквенно и при переходе к изучению жестов они могут проявить к ним меньший интерес, поскольку освоение жестовой речи требует запоминания значительно большего объема информации.

В процессе обучения жестам следует пристальное внимание обращать на выработку у слушателей способности комбинировать жесты с дак-тилированием в процессе использования жесто-вого языка.

Кроме того, важной составляющей успешной коммуникации с применением жестового языка является простота и ясность передаваемой информации. Необходимо научить слушателей выстраивать короткие и содержательные фразы и предложения.

Выбор формы работы со слушателями, будь то индивидуальная, групповая, коллективная зависит от размера группы, а также уровня успеваемости. С некоторыми слушателями, которые явно отстают на общем фоне, следует проводить дополнительную индивидуальную работу. Следует применять упражнения по налаживанию коммуникации между слушателями, чтобы они не привыкали к работе только с преподавателем, а легко адаптировались к налаживанию взаимодействия с любым другим человеком.

Целесообразно как можно чаще чередовать визуальную, аудиальную и кинестетическую нагрузку, стараясь разнообразить виды учебных действий, методов, приемов [2].

Моделирование типичных ситуаций служебного общения является важной составляющей процесса обучения. Здесь наибольшую сложность представляет именно первый этап - установление контакта. Причем здесь имеет место и психологический аспект, добиться от слабослышащего человека готовности взаимодействовать с сотрудником полиции, подчиняться его законным требованиям.

Ещё одним важным аспектом обучения жестовому языку является выработка четко выраженной артикуляции, т.е. сопровождения всего,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

что передается посредством дактилирования или жестовой речи, характерным движением рта (про-говариванием). Если раньше, до распространения коронавируса и введения масочного режима, можно было просто ограничиться требованием, чтобы слушатели обозначали движением губ ту информацию, которую они передают жестами и дактилированием, то теперь, в силу того, что лица у них во время занятий закрыты масками, - целесообразно требовать проговаривания каждым слушателем всей информации вслух. Многие слушатели склонны игнорировать важность артикуляции, поэтому важно обосновать её необходимость, поскольку именно лицо человека является важным каналом передачи информации, прежде всего - эмоций.

Особое значение приобретает точность выполнения жестов, поскольку в некоторых случаях даже незначительное отклонение от выполнения жеста может полностью поменять его значение. Работу над ошибками следует производить немедленно, поскольку информация на жестовом языке запоминается, в т.ч. на уровне моторики рук, и выработавшийся стереотип движения потом сложно исправить.

Подводя итог, следует обратиться к такому принципу, как я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю. Это простое и точное отражение того, на чем следует делать акцент при проведении практических занятий по основам русского жестового языка. Приоритет должен отдаваться именно наработке каждым слушателем навыков использования жестовой речи и дактилирования, а любая подача информации должна сопровождаться наглядной демонстрацией как непосредственно самим преподавателем, так и в рамках презентаций, видеолекций, обучающих видеоматериалов (что особенно актуально при применении дистанционного формата обучения).

Список литературы:

[1] Никитина Е.О. Значение жестового языка в деятельности сотрудников полиции // Наука и школа. - 2016. - № 3.

[2] Степанов Р.И. Отбор содержания учебного материала для подготовки сотрудников полиции к взаимодействию с глухими людьми // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2017. - № 3 (41).

Spisok literatury:

[1] ^кШпа Е.О. Znachenie zhestovogo yazyka V deyatel'nosti sotrudnikov роНсИ // №ика i shkola. -2016. - № 3.

[2] Stepanov R.I. ОШог soderzhaniya и^еЬ-подо materiala dlya podgotovki sotrudnikov роПсп к vzaimodejstviyu s д1иЫтл lyud'mi // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya рга^а. - 2017. - № 3 (41).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.