Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА '

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансирование экстремизма / «Прозрачный блокчейн» / цифровые технологии / финансовый мониторинг / криптовалюта / VPN / FATF / financing of extremism / «Transparent blockchain» / digital technologies / financial monitoring / cryptocurrency / VPN / FATF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов Владимир Владимирович

В настоящей статье автором анализируются основные международные и федеральные нормативно-правовые акты, регулирующие совершение финансовых операций, в том числе с операций с цифровыми финансовыми активами и криптовалютами, а также опыт применения систем мониторинга поведения пользователей частных финансовых операторов. Автором выявлено, что в российском законодательстве отсутствуют механизмы контроля использования сервисов VPN для получения доступа к заблокированным ресурсам и совершения операций с криптовалютами, что обеспечивает альтернативный канал финансирования экстремизма в условиях повышения контроля официальных операторов и криптовалютных бирж. На основе проведенного исследования предложены меры по регулированию использования VPN для совершения финансовых операций и заключения криптовалютных сделок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of countering the financing of extremism in digital transformation of the society

In this article, the author studies the main international and federal regulatory legal acts regulating financial transactions, including transactions with digital financial assets and cryptocurrencies, as well as the experience of using systems for monitoring the behavior of users of private financial operators. The author revealed that there are no mechanisms in Russian legislation to control the use of VPN services to gain access to blocked resources and perform transactions with cryptocurrencies, which provides an alternative channel for financing extremism in conditions of increased control of official operators and cryptocurrency exchanges. Based on the conducted research, measures are proposed to regulate the use of VPNs for financial transactions and the conclusion of cryptocurrency transactions.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_217 УДК 3403

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА Some aspects of countering the financing of extremism in digital transformation of the society

БАРАНОВ Владимир Владимирович,

доцент кафедры информационных технологий Академия управления МВД России.

Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. В. E-mail: de_la_sergio@mail.ru;

Baranov Vladimir Vladimirovich,

Associate Professor of the Department of Information Technology Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia. Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8. E-mail: de_la_sergio@mail.ru

Краткая аннотация. В настоящей статье автором анализируются основные международные и федеральные нормативно-правовые акты, регулирующие совершение финансовых операций, в том числе с операций с цифровыми финансовыми активами и криптова-лютами, а также опыт применения систем мониторинга поведения пользователей частных финансовых операторов. Автором выявлено, что в российском законодательстве отсутствуют механизмы контроля использования сервисов VPN для получения доступа к заблокированным ресурсам и совершения операций с криптовалютами, что обеспечивает альтернативный канал финансирования экстремизма в условиях повышения контроля официальных операторов и криптовалютных бирж. На основе проведенного исследования предложены меры по регулированию использования VPN для совершения финансовых операций и заключения криптовалютных сделок.

Abstract. In this article, the author studies the main international and federal regulatory legal acts regulating financial transactions, including transactions with digital financial assets and cryptocurrencies, as well as the experience of using systems for monitoring the behavior of users of private financial operators. The author revealed that there are no mechanisms in Russian legislation to control the use of VPN services to gain access to blocked resources and perform transactions with cryptocurrencies, which provides an alternative channel for financing extremism in conditions of increased control of official operators and cryptocurrency exchanges. Based on the conducted research, measures are proposed to regulate the use of VPNs for financial transactions and the conclusion of cryptocurrency transactions.

Ключевые слова: финансирование экстремизма, «Прозрачный блокчейн», цифровые технологии, финансовый мониторинг, крип-товалюта, VPN, FATF.

Keywords: financing of extremism, «Transparent blockchain», digital technologies, financial monitoring, cryptocurrency, VPN, FATF.

Для цитирования: Баранов В.В. Некоторые аспекты противодействия финансированию экстремизма в условиях цифровой трансформации общества // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 217-219. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_217.

For citation: Baranov V. V. Some aspects of countering the financing of extremism in digital transformation of the society // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 217-219. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_217.

Статья поступила в редакцию: 27.08.2023

Согласно данным Государственного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, количество выявленных фактов финансирования экстремизма в Российской Федерации выросло на 60% [11]. Основной причиной сложности пресечения операций, направленных на финансовую поддержку экстремизма, является высокая скорость развития цифровых технологий и появления частных операторов различных цифровых активов, используемых для сокрытия финансовых операций и обеспечения анонимности пользователей, совершающих такие транзакции.

Пресечение финансирования экстремизма и терроризма - одна из приоритетных задач мирового сообщества, что отражено в резолюции 2462 (2019) Совета Безопасности ООН [1]. Резолюция содержит указания на необходимость оперативного обмена информацией между службами финансовой разведки стран-участниц с целью своевременного выявления и пресечения попыток совершения подобных преступлений, а также расследования случаев финансирования терроризма. Главным инструментом противодействия финансированию экстремизма и терроризма в рамках данной конвенции выступает повышение эффективности целевых финансовых санкций, основным органом контроля - Группа разработки финансовых мер (ФАТФ).

Помимо Конвенции в рамках противодействия финансированию терроризма принят ряд резолюций, регулирующих взаимодействие стран-участниц в конкретных случаях, например, резолюция 2178 (2014) о пресечении потока иностранных боевиков-террористов и оказании другой поддержки террористическим группам в Ираке и Сирии, резолюция 2195 (2014) о недопущении получения террористами выгоды из транснациональной организованной преступности, 2199 (2015) о предотвращении получения террористическими группами в Ираке и Сирии выгоды от торговли нефтью, антиквариатом, заложниками и получения пожертвований [2].

Однако механизмы и схемы финансирования экстремизма в условиях развития цифрового общества стремительно совершенствуются, в то время как формы и механизмы противодействия и пресечения такой деятельности не позволяют оперативно выявлять и блокировать онлайн транзакции и подозрительные операции пользователей.

В Российской Федерации меры противодействия финансированию терроризма с 2001 года были направлены в первую очередь на

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 10(226)

пресечение каналов легализации преступных доходов [3, п.2 ст. 6]. Также для контроля финансовых операций организаций и лиц, чья причастность к осуществлению экстремистской и террористической деятельности установлена, составлен и постоянно обновляется перечень организаций и физических лиц. Правила определения перечня таких лиц и организаций устанавливает постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 года № 804. Обязанности по составлению перечня возложены на Федеральную службу по финансовому мониторингу. Данные перечня предоставляются в банки и другие финансовые учреждения с целью ограничения или прекращения финансовых операций для организаций и лиц, включенных в перечень.

Указание на обеспечение блокировки доступа к финансовым ресурсам организаций и лиц, стремящихся к совершению преступлений экстремистской направленности средствами уголовно-правового воздействия, содержится в ст. 282.3 УК РФ.

Основным правилом квалификации таких деяний, по мнению А.Г. Хлебушкина, исходя из рекомендаций Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2011 г. №11, где финансирование терроризма выступает одной из форм участия в экстремистском сообществе, является применение к таким деяниям ст. 282.1 и ст. 282.2 УК РФ. Тогда квалификация по ст. 282.3 УК РФ не требуется [12, с.163] При этом, если лицо или организация совершили ряд иных преступлений в рамках осуществления финансирования экстремизма, то такие деяния квалифицируются по соответствующим статьям и оцениваются по совокупности.

Для квалификации преступлений, связанных с финансированием экстремизма, важную роль играет квалификация каналов передачи средств. Одна из наиболее полных классификаций приводится в статье В.Г. Вахрушева [9], который выделяет и описывает 4 основные группы таких механизмов: традиционные каналы финансирования; альтернативные каналы получения средств через нетрадиционные финансовые организации; нефинансовые каналы передачи средств; нелегальные и латентные каналы финансирования. Однако данная классификация, несмотря на свою полноту и обоснованность, оставляет без внимания применение технологии блокчейн, на основе которой осуществляются не только хранение и передача данных, но и выпуск криптовалют - цифровых активов, используемых для инвестиций и передачи средств.

В большинстве стран мира криптовалюты не являются платёжным средством, но являются легальным средством инвестиции и обмена. В РФ до 2020 года предпринимались попытки запреты выпуска и использования криптовалют [7] через признание их «денежным суррогатом». В соответствующем законопроекте Министерства финансов Российской Федерации 2014 года содержалось предложение о внесении поправок в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ. Также в 2014 году был разработан законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за оборот денежных суррогатов (ст. 187.1 УК РФ) [8].

Существенные изменения в отношении к выпуску и обороту криптовалют начались после публикации письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации, где содержалось указание на отсутствие в отечественно законодательстве определений понятий «криптовалю-та», «виртуальная валюта» и «денежный суррогат» и, как следствие, запретов и ограничений на их использование. В Письме также содержалось разъяснение, согласно которому любые операции с криптовалютами, совершаемые с использованием иностранных валют или валюты Российской Федерации, автоматически признаются валютными операциями и должны осуществляться исключительно через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках [4].

Первым шагом к легализации операций с криптовалютами стало принятие Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 августа 2020 г. №259-ФЗ, регулирующего операции по эмиссии и обмену цифровых активов [5, п.6]. Данный закон также установил запрет использования ЦФА в качестве платёжного средства [5, ч. 10]. Кроме того, для эмитентов ЦФА и обменных сервисов, использующих технологии блокчейн, установлено обязательное требование по аутентификации пользователей таких систем, включая обязательную запись о том, в каком качестве пользователь был аутен-тифицирован [6]. Операторы обмена цифровых активов, включая криптовалюты, обязаны обеспечить хранение информации о сделках не менее 5 лет с даты их совершения [6, ст.10] и отказывать в обеспечении сделок, по условиям которых предполагается обмен ЦФА на товары и услуги [6, ч. 10.1].

Ст.9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ устанавливает обязанность выше указанных организаций передавать данные аутентификации пользователей с целью пресечения финансирования экстремизма и расследования таких преступлений.

Отслеживание обменных потоков осуществляется при помощи различных цифровых сервисов, например, Вгеа^гитрэ, В1оху, ШАРД.

В 2020 году Росфинмониторингом была запущена разработка отечественного модуля мониторинга криптовалютных транзакций «Прозрачный блокчейн», который ведет базы данных криптовалютных кошельков, связанных с осуществлением финансирования терроризма и экстремизма, а также позволяет анализировать поведение участников криптовалютных рынков с целью выявления подозрительных операций.

Анализируя эффективность применения отечественного модуля и опыт использования аналогичных сервисов другими странами, М.О. Котельнин справедливо отмечает, что «Прозрачный блокчейн» обеспечивает не только возможности контроля совершения криптовалютных операций российскими пользователями, но и аккумулирует информацию о принадлежности криптовалютных кошельков, поступающей от подразделений финансовой разведки иностранных государств [10].

Введение антироссийских санкций со стороны стран-участниц НАТО после начала военной спецоперации в ДНР и ЛНР поставили под угрозу эффективность функционирования РДТР и участие в ней Российской Федерации. В июне 2023 года РДТР под давлением со стороны Украины и США рассматривала вопрос о включении Российской Федерации в Черный список и лишении допуска к данным зарубежных криптовалютных бирж и других организаций, оперирующих ЦФА [13].

Реализация данных угроз означает для России существенное ограничение возможностей противодействия финансированию экстремизма, поэтому, несмотря на низкую вероятность принятия такого решения, для РФ целесообразно разработать систему мер по автономному мониторингу международных операций с криптовалютами и цифровыми активами. Особое внимание при этом следует уделить разработке механизмов контроля использования сервисов VPN.

В действующем законодательстве вопросы использования VPN ограничено в отношении заблокированных на территории РФ онлайн ресурсов и сервисов (ст.15.8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации»). Однако механизм контроля использования VPN фактически отсутствует, что делает данную меру скорее декларативной.

Отсюда дальнейшее развитие системы мониторинга финансовых операций и противодействия финансированию экстремизма должно включать в себя разработку правовых основ и технических решений для контроля использования VPN сервисов при совершении финансовых операций и операций с ЦФА, например, через введение обязательств для владельцев VPN сервисов и анонимайзеров о предоставлении информации о зарегистрированных пользователях по аналогии с обязательствами операторов криптовалютных бирж.

Для реализации мер по контролю использования VPN сервисов необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации» и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ, закрепляющие обязанности владельцев таких сервисов хранить данные о предоставляемых ссылках и их использовании, а также предоставлять такие данные по запросу правоохранительных органов в рамках расследования преступлений, в том числе связанных с финансированием экстремизма.

Таким образом, расширение областей мониторинга и контроля поведения пользователей в цифровом пространстве позволит повысить прозрачность и безопасность финансовых операций, совершаемых онлайн, и повысить эффективность пресечения каналов финансирования экстремистской деятельности.

Библиография:

1. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята Резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.) // СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1059; Международная конвенция от 10 января 2000 г. «О борьбе с финансированием терроризма // Бюллетень международных договоров. 2003. № 5.

2. Резолюция 2462 (2019) Совета Безопасности ООН «Борьба с финансированием терроризма» URL: https://wwwun.org/counterterrorism/ru/cct/countering-the-financing-of-terrorism.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.07.2023).

4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.07.2023).

5. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ (ред. От 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) [Электронный ресурс] // Доступ из справоч-но-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.07.2023).

6. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июля 2022 г. № 331-ФЗ «О цифровых финансовых активах» [Электронный ресурс] // Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.07.2023).

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект федерального закона (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.11.2014) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.07.2023)

8. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: проект федерального закона (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.04.2016) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.07.2023).

9. Вахрушев Г.Е. Международно-правовое регулирование противодействия финансированию терроризма // Бизнес в законе. 2013. № 3. С. 66 - 67.

10. Котельвин М.О. Прозрачный блокчейн: тенденции развития государственного контроля за использованием криптовалюты в преступной деятельности // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 138 - 139.

11. Министерство Внутренних Дел Российской Федерации: зарубежные фининституты стали использовать для финансирования экстремизма // ТАСС от 8 декабря 2022 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/16535759 (Дата обращения 21.07.2023).

12. Хлебушкин А.Г. Преступления экстремистской направленности в системе посягательств на основы конституционного строя Российской Федерации // Вопросы квалификации и судебная практика: Монография / Под ред. Н.А. Лопашенко. М.: Проспект, 2015. С. 163 - 164.

13. FATF пригрозила России черным списком // Радио «Ъ FM» от 19 июня 2023 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6054183 (Дата обращения 21.07.2023).

References:

1. International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism (adopted by Resolution 54/109 of the UN General Assembly of 09.12.1999) // LAW of the Russian Federation. 2003. No. 12. St. 1059; International Convention of 10.01.2000 «On combating the financing of terrorism» // Bulletin of International Treaties. 2003. №5.

2. Resolution 2462 (2019) UN Security Council «Combating the financing of terrorism» URL: https://www.un.org/counterterrorism/ru/cct/countering-the-financing-

of-terrorism

3. Federal Law No. 115-FZ of 7.08.2001 (as amended on 29.07.2017) «On countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism» [Electronic resource] // Access from the ConsultantPlus legal reference system (accessed 27.07.2023).

4. Federal Law No. 173-FZ of 10.12.2003 «On Currency Regulation and Currency Control» [Electronic resource] // Access from the ConsultantPlus legal reference system (accessed 27.07.2023)

5. Federal Law No. 259-FZ of 31.07.2020 (ed. Dated 14.07.2022) «On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 11.01.2023) [Electronic resource] // Access fro m the ConsultantPlus legal reference system (accessed 27.07.2023)

6. Federal Law No. 331-FZ of 14.07.2022 «On Digital Financial Assets» [Electronic resource] // Access from the ConsultantPlus legal reference system (accessed

27.07.2023).

7. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: draft Federal Law (not included in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of 07.11.2014) // // Access from the legal reference system ConsultantPlus (accessed: 07/24/2023)

8. On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation: draft Federal Law (not included in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of 04/25/2016) // Access from the legal reference system ConsultantPlus (accessed: 07/24/2023).

9. Vakhrushev G.E. International legal regulation of countering the financing of terrorism // Business in law. 2013. No. 3. pp. 66-67.

10. Kotelvin M.O. Transparent blockchain: trends in the development of state control over the use of cryptocurrencies in criminal activity // Law and the State: theory and practice. 2022. No. 10 (214) pp. 138 - 139

11. The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: foreign financial institutions began to be used to finance extremism // TASS from 08.12.2022 [Electronic resource] Access mode: https://tass.ru/obschestvo/16535759 (Accessed 21.07.2023)

12. Khlebushkin A.G. Extremist crimes in the system of encroachments on the foundations of the constitutional system of the Russian Federation // Qualification issues and judicial practice: Monograph/ Edited by N.A. Lopashenko. M.: Prospect, 2015. pp. 163 - 164.

13. FATF threatened Russia with a blacklist // Kommersant FM Radio from 06/19/2023 [Electronic resource] Access mode: https://www.kommersant.ru/doc/6054183 (Accessed 21.07.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.