Научная статья на тему 'Некоторые аспекты профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей'

Некоторые аспекты профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Н. К.

Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и видов деятельности, формирующих профессиональные умения, что требует интеграции дисциплины «иностранный язык» и профилирующих предметов; предполагает использование форм и методов обучения, способных обеспечить формирование необходимых профессиональных умений и навыков будущего специалиста. Также профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка в контексте среднего профессионального образования предполагает создание условий для формирования ключевых лингвистических компетенций, приобретение обучающимися знаний и опыта коммуникации на иностранном языке, которые служат формированию профессиональной языковой личности. Рассматриваются содержание, методы, приемы, средства обучения профессионально-ориентированной иноязычной речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшкова Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей»

вопросы клиента с целью поддержания атмосферы конфиденциальности, искренности в отношениях.

Конечно, университетские программы подготовки специалистов должны учитывать современные тенденции, специфику развития торговой отрасли, требования работодателей, делать акцент на прикладной характер образования. В их разработке непосредственное участие должны принимать специалисты в области торговли, сетевого ритейла, предприниматели и управленцы, которые на практике знают какие навыки необходимо формировать у будущих выпускников вузов.

Только взаимное сотрудничество сетевых компаний и профильных университетов позволит в будущем решить проблему подготовки квалифицированных кадров для торговой отрасли.

Список литературы:

1. Определены профессии будущего. В 2025 году будет не хватать домохозяек, финансистов, продавцов и чиновников // Коммерсантъ. - 2011. -№ 101 (4642).

2. Где будет выгодно работать? Прогнозы до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.jobsmarket.ru/?get_page=239&content_id= 15211002.

3. «Метро образование» приходит в регионы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.u-f.ru/ru/Archive/2005/9/36/Artide/ID_466.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© Горшкова Н.К.*

Первоуральский металлургический колледж, г. Первоуральск

Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и видов деятельности, формирующих профессиональные умения, что требует интеграции дисциплины «иностранный язык» и профилирующих предметов; предполагает использование форм и методов обучения, способных обеспечить формирование необходимых профессиональных умений и навыков будущего специалиста.

Также профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка в контексте среднего профессионального образования

* Преподаватель иностранного языка 1-ой квалификационной категории.

предполагает создание условий для формирования ключевых лингвистических компетенций, приобретение обучающимися знаний и опыта коммуникации на иностранном языке, которые служат формированию профессиональной языковой личности.

Рассматриваются содержание, методы, приемы, средства обучения профессионально-ориентированной иноязычной речевой деятельности.

В условиях глобализации экономики и активного вхождения России в мировое сообщество, на фоне бурно развивающихся деловых, правовых, культурных и научных связей с зарубежными странами одним из требований, предъявляемых к выпускникам будь то высшего или среднего профессионального образования, является практическое владение иностранным языком.

В связи с тем, что иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста любого профиля, значительно возрастает роль дисциплины «иностранный язык».

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка на базе СПО, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. Под профессионально-ориентированным понимается обучение, задачей которого является не только овладение навыками общения на иностранном языке, но и приобретение специальных знаний по специальности. К тому же у студентов повышается интерес к предмету, когда им ясно и четко представляются перспективы использования полученных знаний, когда целью обучения становятся полезные навыки и умения, которые в будущем будут ценны и, следовательно, повысят личную конкурентоспособность в профессиональной деятельности.

В контексте профессионально-ориентированного подхода обучение иностранному языку должно осуществляться на междисциплинарном уровне. Это предполагает тщательный отбор содержания учебного материала и необходимость учитывать тот объем знаний, которым овладевают студенты к моменту, когда в учебный процесс вводится иноязычный аутентичный текст, имеющий научно-технический характер. Следовательно, учебные тексты на иностранном языке должны опираться на информацию, полученную студентами при прохождении ранее изученных курсов.

Таким образом, осуществляется интеграция дисциплины «Иностранный язык» и специальных предметов с целью получения новой профессиональной информации. Эта информация дополняет знания, полученные на занятиях по профильным предметам. Следовательно, междисциплинарные

связи помогают преподавателям различных дисциплин найти общий подход к решению главных задач обучения.

Анализ современных технологий обучения иностранному языку в рамках профессионально-ориентированного подхода обусловил выбор оптимальной технологии обучения - имитационно-моделирующей. В рамках данной технологии осуществляется моделирование реальных ситуаций профессионального общения, учебные занятия приближаются к условиям профессиональной деятельности будущих специалистов, воссоздаются фрагменты реальной профессиональной деятельности и модели отношений занятых в нем людей.

Так, при организации учебного процесса по овладению иностранным языком студентами-менеджерами последнего года обучения наибольшую эффективность имеет сочетание таких активных методов, как коллективная мыслительная деятельность (пресс-конференция), деловая игра. При обучении студентов отделения «Прикладная информатика» целесообразно применять проблемный метод: обучающиеся проводят анализ конкретных ситуаций и ищут решение задач, связанных с их будущей профессиональной деятельностью.

Для повышения интереса к предмету и активизации познавательной деятельности студентов на занятиях эффективно применять и другие проблемные по своему характеру методы обучения иностранному языку: метод проектов, самостоятельная работа с литературой, дискуссия.

Проект отличается от иных проблемных методов тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике, при создании этого продукта. В процессе работы над проектом обучающиеся самостоятельно (индивидуально или в малых группах), без помощи преподавателя или при минимальной его помощи, выделяют из проблемной ситуации проблему, исследуют ее, предлагают пути ее решения. Проектный метод позволяет сформировать у обучающихся навыки самостоятельного проведения исследования в заданной области, что поможет им в дальнейшем реализовывать более сложные проекты в их профессиональной деятельности.

В ходе защиты проекта предусматривается обсуждение предлагаемых решений, дискуссия на иностранном языке. Поэтому от участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, поддерживать дискуссию. Таким образом, применение метода дискуссии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность, формирует культуру творческого оперативного мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых. Поскольку обсуждение и решение проблем происходит в процессе управляемого группового общения, то у участников вырабатывается умение действовать в интересах группы, появляется заинтересованное уважение к собеседникам и ведет к формированию коллектива. Применение

этого метода в совокупности с методом проектов позволит сформировать не только думающего и владеющего иностранным языком, но и разбирающегося в различных проблемах специалиста, способного ориентироваться в быстро меняющихся информационных потоках.

Для активного участия в дискуссии студент должен владеть языковым материалом соответствующей тематики и предъявлять коммуникативные умения, необходимые для вербального общения. Наиболее эффективным средством обучения устным формам общения является чтение. Использование чтения как средства обучения устному общению нужно для овладения нормативными произносительными навыками, автоматизации навыков чтения про себя, развития лексических и грамматических навыков, что способствует формированию языковой компетенции студентов, без которой невозможно устное общение. Опираясь на печатный текст, обучающиеся выполняют различные языковые упражнения, рассчитанные на введение лексических и грамматических структур. Среди них:

а) имитативные упражнения, целью которых является воспроизведение языкового образца на уровне его повторения;

б) интенсивное повторение речевого образца, позволяющее сформировать умение создавать различные типы вопросов;

в) видоизменение, трансформация образа, необходимая для переноса навыка употребления грамматической формы на новый текст;

г) коррекция произносительных навыков и их автоматизация.

Однако важно не только выслушать пояснение, но и понять его. Для этого

нужно формировать умение слушать речь, выполняя упражнения в развитии навыков аудирования. Наиболее эффективными упражнениями, направленными на формирование речевой компетенции, являются ролевые ситуации (игры). Это такие ситуации, как знакомство, уточнение информации, ознакомление с докладом или тезисами конференции и т.д. На занятиях подобные ситуации отрабатываются в парной работе. Например: Вы - участник международной конференции (необходимо представить краткую информацию по своей теме и спросить у оппонента информацию, связанную с его проектом); Вы - за рубежом, учеба по обмену (необходимо попросить рассказать о правилах, принятых в стенах учебного заведения, помочь разобраться с расписанием и т.д.); Вы - журналист (необходимо взять интервью у известного ученого) и т.д.

Чтение также широко используется для аудирования. При чтении текста у студентов формируются умения оперировать языковыми средствами: узнавать слова, понимать структуру предложения, понимать основной смысл предложения.

Следует отметить, что на отделениях неязыкового профиля одной из основных задач обучения иностранному языку является подготовка студентов к использованию знаний по иностранному языку в своей будущей профессиональной деятельности, а именно: умение будущего специалиста читать и понимать (без словаря) содержание текстов по своей специальности. По-

этому на более поздних этапах обучения иностранному языку особое место занимает обучение информационному поиску и чтению научно-технических текстов по определенной отрасли знаний.

Таким образом, тексты используются для формирования умения обобщать информацию, полученную из них. Наряду с умением извлекать информацию формируется умение использовать ее в различных формах, объеме и ситуации в устном общении.

Список литературы:

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М: АРКТИ-Глосса, 2000. - 165 с.

2. Зиннурова Ф.М. Формирование профессионально-языковой компетентности студентов ССУЗ в полиэтническом регионе (на примере строительных специальностей): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2006. - 25 с.

3. Куимова М.В. Иноязычный письменный текст как основа обучения устной профессионально-ориентированной речи студентов нелингвистических специальностей [Текст] / М.В. Куимова, Н.А. Кобзева // Молодой ученый. - 2011. - № 3. - Т. 2. - С. 19-21.

4. Маркарян Е.В. Обучение профессионально ориентированному межкультурному общению студентов - будущих специалистов по сервису и туризму (на материале французского языка): дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. -Пятигорск, 2004. - 168 с.

5. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М., 1997.

6. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учеб. пособие / Под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ 2005. - 114 с.

7. Образцов П.И. Проектирование и конструирование профессионально ориентированной технологии обучения / П.И. Образцов, А.И. Ахулкова.

8. Смолкин А.М. Методы активного обучения. - М., 1991.

ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

© Егорова Л.Е.*

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия,

г. Нижний Тагил

В статье рассматривается роль и место принципа фундаментализа-ции высшего профессионального образования в условиях реализации компетентностного подхода к обучению.

* Заведующий кафедрой Информатики и методики обучения информатике, к.п.н., доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.