Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ РУСОФОБИИ (ЧАСТЬ I)'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ РУСОФОБИИ (ЧАСТЬ I) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОФОБИЯ / РУСОФОБИЯ / ЗАПАДНИЧЕСТВО / ЛИБЕРАЛИЗМ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / "КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ" / ИДЕОЛОГЕМА / ДИСКРИМИНАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛИТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Напсо Марианна Давлетовна

Исследуются вопросы, имеющие отношение к феномену русофобии. Дается анализ понятия русофобии, раскрываются ее основные характеристики, показывается эволюция русофобского тренда. Акцентируется внимание на анализ условий, порождающих русофобские установки и настроения. Русофобия рассматривается как разновидность этнофобии, раскрываются факторы и причины, способствующие распространению русофобских идеологем. Прослеживается характер негативных последствий русофобии и их воздействие на бытие социума и индивида. Русофобия показывается в различных «образах» - как идеология, как мировоззрение, как конкретная социальная практика. Раскрывается влияние этнокультурного тренда на появление русофобского нарратива. Показывается востребованность русофобии современными социально-политическими и экономическими реалиями. Русофобия исследуется в контексте происходящих на Украине событий, рассматривается как инструмент достижения конкретных целей. Выявляется роль русофобии в создании негативных образов иной культуры, идентичности, менталитета, образа жизни, системы нравственных и духовных ценностей. Исследуется воздействие идей национальной исключительности и превосходства на формирование русофобии как идеологии. Обращается внимание на возможности русофобского мировоззрения создавать широкую гамму социально-психологических и эмоциональных состояний деструктивного характера. Анализируется феномен «культуры отмены», показывается роль русофобии в качестве способа ее утверждения. Объектом исследования является феномен русофобии. Предметом исследования являются некоторые аспекты проблематики русофобии. Цель исследования заключается в анализе условий и факторов, способствующих формированию русофобии как идеологии и мировоззрения. Реализация данной цели предполагает использование соответствующего методологического инструментария, в качестве которого выступают системный и ценностный подходы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF RUSSOPHOBIA ISSUES (PART I)

In the article the questions concerning a phenomenon of Russophobia are investigated. The analysis of concept of Russophobia is given, its basic characteristics reveal, evolution Russophobia a trend is shown. The attention to the analysis of the conditions generating Russophobia installations and moods is focused. Russophobia is considered as an ethnophobia version, factors and the reasons promoting distribution Russophobia ideologeme are revealed. Character of negative consequences of Russophobia and their influence on society and individual life is traced. Russophobia is shown in various “images” - as ideology, as outlook, as concrete social practice. The influence of an ethnocultural trend on occurrence Russophobia narrative is described. The Russophobia demand is shown by modern sociopolitical and economic realities. Russophobia is investigated in a context of events occurring in the Ukraine, is considered as the tool of achievement of specific goals. The Russophobia role in creation of negative images of other culture, identity, mentality, a way of life, system moral and cultural wealth comes to light. Influence of ideas of national exclusiveness and the superiority on Russophobia formation as ideologies is investigated. The attention to possibilities Russophobia outlooks is paid to create wide scale of socially-psychological and emotional statuses of destructive character. The phenomenon of “culture of cancellation» is analyzed, the role of Russophobia as a way of its statement is shown. The object of the research is the Russophobia phenomenon, and the subject - some aspects of a problematics of Russophobia. The purpose of the article consists in the analysis of conditions and the factors promoting formation of Russophobia as ideology and outlook. The realization of the given purpose assumes use of corresponding methodological toolkit in which quality system and valuable approaches act

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ РУСОФОБИИ (ЧАСТЬ I)»

УДК 32. 019. 5

DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-8-57-62

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ РУСОФОБИИ (ЧАСТЬ I)

SOME ASPECTS OF RUSSOPHOBIA ISSUES (PART I)

М. Д. Напсо, Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск

[email protected]

M. Napsо, North-Caucasus State Academy, Cherkessk

Исследуются вопросы, имеющие отношение к феномену русофобии. Дается анализ понятия русофобии, раскрываются ее основные характеристики, показывается эволюция русофобского тренда. Акцентируется внимание на анализ условий, порождающих русофобские установки и настроения. Русофобия рассматривается как разновидность этнофобии, раскрываются факторы и причины, способствующие распространению русофобских идеологем. Прослеживается характер негативных последствий русофобии и их воздействие на бытие социума и индивида. Русофобия показывается в различных «образах» - как идеология, как мировоззрение, как конкретная социальная практика. Раскрывается влияние этнокультурного тренда на появление русофобского нарратива. Показывается востребованность русофобии современными социально-политическими и экономическими реалиями. Русофобия исследуется в контексте происходящих на Украине событий, рассматривается как инструмент достижения конкретных целей. Выявляется роль русофобии в создании негативных образов иной культуры, идентичности, менталитета, образа жизни, системы нравственных и духовных ценностей. Исследуется воздействие идей национальной исключительности и превосходства на формирование русофобии как идеологии. Обращается внимание на возможности русофобского мировоззрения создавать широкую гамму социально-психологических и эмоциональных состояний деструктивного характера. Анализируется феномен «культуры отмены», показывается роль русофобии в качестве способа ее утверждения. Объектом исследования является феномен русофобии. Предметом исследования являются некоторые аспекты проблематики русофобии. Цель исследования заключается в анализе условий и факторов, способствующих формированию русофобии как идеологии и мировоззрения. Реализация данной цели предполагает использование соответствующего методологического инструментария, в качестве которого выступают системный и ценностный подходы

Ключевые слова: этнофобия, русофобия, западничество, либерализм, традиционная культура, «культура отмены», идеологема, дискриминация, национальная исключительность, элита

In the article the questions concerning a phenomenon of Russophobia are investigated. The analysis of concept of Russophobia is given, its basic characteristics reveal, evolution Russophobia a trend is shown. The attention to the analysis of the conditions generating Russophobia installations and moods is focused. Russophobia is considered as an ethnophobia version, factors and the reasons promoting distribution Russophobia ideologeme are revealed. Character of negative consequences of Russophobia and their influence on society and individual life is traced. Russophobia is shown in various "images" - as ideology, as outlook, as concrete social practice. The influence of an ethnocultural trend on occurrence Russophobia narrative is described. The Russophobia demand is shown by modern sociopolitical and economic realities. Russophobia is investigated in a context of events occurring in the Ukraine, is considered as the tool of achievement of specific goals. The Russophobia role in creation of negative images of other culture, identity, mentality, a way of life, system moral and cultural wealth comes to light. Influence of ideas of national exclusiveness and the superiority on Russophobia formation as ideologies is investigated. The attention to possibilities Russophobia outlooks is paid to create wide scale of socially-psychological and emotional statuses of destructive character. The phenomenon of "culture of cancellation» is analyzed, the role of Russophobia as a way of its statement is shown. The object of the research is the Russophobia phenom-

57

© М. Д. Напсо, 2022

enon, and the subject - some aspects of a problematics of Russophobia. The purpose of the article consists in the analysis of conditions and the factors promoting formation of Russophobia as ideology and outlook. The realization of the given purpose assumes use of corresponding methodological toolkit in which quality system and valuable approaches act

Key words: еthnophobia, Russophobia, westernism, liberalism, traditional culture, «culture of cancellation», ideologeme, discrimination, national exclusiveness, elite

Введение. В современном мире область этнической жизни подвергается серьезным испытаниям: трансформируются национальное сознание и самосознание, возникают риски, связанные с сохранением национальной идентичности, культуры, традиций и обычаев. Игнорирование или недооценка национальной сферы приводит к появлению этнофобии, суть которой состоит в негативном, порой иррациональном восприятии представителей иных народов и этнических групп. Эти восприятия могут передаваться от поколения к поколению: подобное происходит в ситуации совершенных в прошлом исторических несправедливостей, которые хранятся в коллективной памяти народа. Можно сказать, что они присутствуют на генетическом уровне и всегда оживают при условиях, которые этому способствуют. Этнофобия порождает широкий спектр социально-психологических и эмоциональных состояний: возникают страхи, тревожность и обеспокоенность, озабоченность за собственную судьбу и судьбу своего народа. Ведутся поиски «врагов», в которых видят причины всех реальных и мнимых бед, в их качестве могут выступать не только отдельные индивиды, но и целые этнические группы. Оборотной стороной этих процессов становится появление идей национальной исключительности и превосходства, которые используются определенными политическими структурами, стремящимися выступать «от имени народа» и «во имя народа». Такие идеи тиражируются и овладевают сознанием большого числа людей, и в таких условиях множатся риски, которые угрожают стабильности социальных и межнациональных взаимодействий. Этнофобия ведет к возникновению настороженного отношения к другим этносам, создает условия для вражды и агрессии, которые представляют серьезную опасность для развития современных государств, являющихся по преимуществу полиэтническими. Объектом исследования является социальная природа русофобии. Предметом исследования являются особенности русофо-

бии как разновидности этнофобии. Цель исследования заключается в анализе условий, способствующих формированию идеологии и установок русофобии. Реализация данной цели предполагает использование соответствующего методологического инструментария, в качестве которого выступают системный и ценностный подходы.

Результаты исследования. Одной из разновидностей этнофобии является русофобия, под которой понимается предвзятое, враждебное отношение к русским и ко всему русскому. Русофобия получила особый размах, что связано в том числе с проведением РФ специальной военной операции, направленной на защиту прав и свобод русского и русскоязычного населения, проживающего в юго-восточных регионах Украины. Русофобия выступает в качестве инструмента достижения западными странами экономических и геополитических целей, для чего широко используется негативный образ русских (речь идет не только о русских, но и о всех народах, проживающих на территории российского государства), которые объявляются «врагами», с которыми, следовательно, необходимо бороться всеми средствами, в том числе и военными.

Корни русофобии в прошлом, а сам термин и его введение в научный оборот приписываются Ф. И. Тютчеву. Проблематика русофобии возникла в споре между славянофилами и западниками в вопросе о путях развития России. Представители западничества говорили о необходимости для российского государства и общества вхождения в европейский циви-лизационный контекст, поскольку Россия - по причине ее «варварства» и «азиатскости» -оставалась на обочине исторического развития, что, по их мнению, тормозило ее экономический и социокультурный прогресс. Но ориентация на Запад и чрезмерное восхваление западных ценностей привели некоторых деятелей, отмечал русский писатель, к преклонению и обожествлению всего, что было связано с европейской цивилизацией и ее достиже-

ниями. Следствием таких оценочных суждений и рассуждений стала русофобия, получившая распространение, как отмечал Ф. И. Тютчев, в среде «весьма почитаемых», полагавших, что в России, в сравнении с Западом, отсутствуют реальные права и свободы. По этой причине, подчеркивал он, «Европа внушает им нежную любовь именно наличием там всего этого». Неприязненное отношение к своей стране усиливается: «по мере того, как Россия... всё более самоутверждается, отвращение к ней этих господ только растёт. Ибо...прежние порядки никогда не вызывали у них столь лютой ненависти, как современные направления национальной мысли...И, напротив, сколько бы ни попирали в Европе право, нравственность, саму цивилизацию, это. ничуть не уменьшает их расположения к Западу», который проводит по отношению к российскому государству политику, направленную на ее уничтожение, даже в условиях его возможного умиротворения. Если бы нам и удалось в самом деле умиротворить Запад, - отмечал русский классик, - то этот умиротворённый Запад неминуемо и совершенно логично опрокинется на нас же всем грузом европейской коалиции» [8]. В связи с событиями на Украине актуальность этих слов более чем очевидна, о чем свидетельствуют поступки отдельных «деятелей от искусства», покинувших Родину в сложный для нее момент, когда она, образно и справедливо выражаясь, находится «на марше». Даже при условии совершения умилостивительного культа по отношению к западным странам они всегда придерживаются антирусской политики, подтверждением чему является всплеск пещерной русофобии, направленной на подавление и даже уничтожение всего русского, и не только с помощью применяемых санкций.

Проблематика этнофобии и русофобии, в частности, чрезвычайно актуальна. Современное национально-государственное и ци-вилизационное развитие сопровождается возникновением социальных практик и взаимодействий, которые порождают феномен этнофобии, имеющей разные формы и характер воздействия на бытие социума и индивида. Несмотря на углубление процессов взаимного сотрудничества, взаимного проникновения культур и традиций, повсеместно наблюдаются явления, связанные с ростом этнофобии, возникновение которой носит не естественный, а искусственный характер. Данное обстоятельство позволяет рассматривать рас-

сматриваемый феномен в качестве «некоего технического (искусственного) конструкта, блокирующего этнический разум» [2. С. 167]. Но этнофобия не только «блокирует этнический разум», но и плодит фобии, сопряженные с идентичностью, на почве которой и произрастает русофобия. Так она приобретает различные лики, выступая в качестве идеологии, мировоззрения, системы моральных установок и социальных ориентиров, а также образа действия, и эти ипостаси говорят о многогранности и степени распространенности русофобии. И в этом смысле о русофобии можно вести речь как о явлении, пронизывающем весь социум и его структуры, весь спектр социальных отношений, а также как об инструменте решения проблем различного характера. Пример тому - события на Украине, «спасая» которую «цивилизованный» Запад прибегает к жупелу русофобии, под влиянием которой находится и некоторая часть российской элиты и культуры.

Фобии основываются на переживаниях и эмоциональных состояниях, которые возникают на почве страхов, следствием чего является формирование неприязненного и враждебного отношения к другим. Что касается русофобии, то ее содержание не сводится исключительно к страху перед русским. Это -идеология, сконструированная западными политиками и направленная на дискредитацию русского этноса: Россия в ней предстает как «обратная цивилизация, населённая рабским народом, нелюдьми, слепо подчиняющимися всевластным правителям, страна повсеместной жестокости и насилия, агрессивная в отношении всего остального мира, желающая его подчинить и уничтожить всё доброе.» [9]. Поскольку Россия является «империей зла», считают многие на Западе, она не способна быть среди т. н. цивилизованных народов, которые обеспечивают себе и другим права и свободы, необходимые для современного развития.

Подобные идеи постоянно реанимируются и, в зависимости от требований исторического времени, наполняются новым, более актуальным содержанием, хотя его основные постулаты воспроизводятся и передаются «по наследству». Так русофобия постоянно питается и «обогащается», но русофобский тренд остается неизменным, ибо целью его является формирование негативного образа русского человека - агрессивного, жестокого, с одной стороны, невежественного и отсталого - с другой. Корни русофобии находятся в противопо-

ставления Запада и Востока, в доведении того, что их отличает, до предела, в невозможности и нежелании их примирения по причине разности культур, ценностей, менталитета: «Запад есть логичный, нормальный, эмпиричный, культурный, рациональный, реалистичный. Восток же косный, выродившийся, некультурный, отсталый, нелогичный, деспотичный, не участвующий творчески в мировом прогрессе» [6]. Современный русский народ такой же «варвар», как и прежде, - подобные идеологе-мы (даже при условии их некоторой модификации) давно стали мейнстримом. Согласно исследованию, проведенному в университете в Глазго, русские - «это вторая по популярности категория антагонистов в видеоиграх.., чем террористы, выходцы с Ближнего Востока или Латинской Америки и даже фашисты Третьего рейха» [7]. Русофобскими образами пропитан кинематограф, в частности американский, который широко эксплуатирует русскую тематику, причем русские изображаются врагами, аморальными и недостойными людьми. Те же процессы наблюдаются и в социальных сетях, которые изобилуют русофобскими материалами, создающими соответствующий образ русского человека. Так культивируется ненависть ко всему русскому, и эта тенденция становится доминирующей как на уровне государств, так и в практиках межнациональных взаимодействий.

Одним из способов социального давления является широко применяемая практика, получившая название «культуры отмены». Под ее воздействием оказываются индивиды, социальные группы и даже народы, которые подвергаются осуждению по различным основаниям, в том числе и надуманным. Практики социального преследования не рождены современными условиями, к ним всегда прибегали в политических, экономических и военных целях. «Культура отмены» - в контексте данного исследования - особенно проявилась в связи с известными событиями на Украине, где гонениям в течение длительного времени подвергались жители ДНР и ЛНР Проникая в пространство социальных сетей, участниками которых являются практически все, «культура отмены» своим гипнотическим влиянием охватывает большие массивы людей, и в этом ее серьезная опасность. Создаются стереотипы, в которых русские и русскоязычные жители Донбасса предстают как маргинальные личности, социальные аутсайдеры, достойные лишь

осуждения и преследования. Широкое распространение подобных установок и идеологем приводит к тому, что ложные представления одерживают верх над здравым рассудком. Итогом становится появление зомбированного сознания, «нацеленного» на совершение конкретных социальных действий.

Причина разгула русофобии - как внутренней, так и внешней, - кроется в единстве множества взаимосвязанных и обусловливающих друг друга факторов. Внутренняя русофобия произрастает на почве неприятия и даже ненависти некоторой части российского общества, проповедующей идеологию либерализма, ценности которой составляют ядро европейской культуры как наиболее отвечающей духу и императивам современного времени. Становление либеральных установок и их насаждение нередко сопровождаются ослаблением традиционной культуры, которая воспринимается как устаревшая и тормозящая цивилизационный прогресс. В действительности свобода выбора, утверждаемая либерализмом в качестве неизменного постулата, оборачивается утратой основополагающих смыслов, с одной стороны, а с другой - создает предпосылки для возникновения русофобии. Русофобские настроения стали особенно ощутимы в РФ начиная с 90-х гг. XX в., «живы» они и теперь, в том числе благодаря тем, кого называют «системными либералами». Это - «олигархи, политики, чиновники и деятели культуры, разделяющие либеральную идеологию (монетаризм, долларовый империализм, currency board, космополитизм, ЛГБТ+, трансгендеры, глобализация, цифровизация и т. д.)...» [3]. Русофобия проявляется не только в отрицании или «отмене» русской культуры, но и в игнорировании ценностей православия и связанного с ними кодекса поведения, в утверждении идеи о тупиковом пути развития, основанного на традиционных и православных ценностях. Отсюда и неприятие православной нравственности, которая, по мнению русофобов, способствует формированию людей-«не-дочеловеков».

Внутренняя русофобия сопровождается усилением внешней русофобии, «которая разворачивается в ряде западных государств и при полном попустительстве, а иногда и поощрении правящих элит. Пресловутая культура отмены превратилась в отмену культуры» [4]. Русофобию следует трактовать в широком и узком значениях. В первом случае речь идет о

необъективном отношении ко всему русскому, на почве чего возникают предвзятость, враждебность, агрессивность. В узком значении под русофобией понимается деятельность западных политиков и истеблишмента в целом, средств массовой информации, направленная на дискриминацию и дискредитацию России, населяющих ее народов, но в первую очередь - к понятию «русскости». Русофобский тренд является достаточно востребованным, он присутствует практически во всех западных политико-идеологических построениях и доктринах, которые во многом определяют вектор национальной политики европейских государств. В евроцентристской картине мира, в которой этим странам отводится особое место, русофобия используется как инструмент навязывания негативных установок по отношению ко всему русскому. Проповедуются т. н. идеалы свободы, поскольку на Западе «склонны списывать русских со счета как пассивных и даже рабски покорных людей, полагая, что раз у них нет отечественной демократической традиции, они неспособны создать более открытое и плюралистическое общество» [10. С. 22]. Усилению русофобии способствует расширение пространства глобализации, скорее - вестернизации, которая призвана подчинить иные цивилизации и культуры западному влиянию, в действительности она выступает «как завладевающая и развращающая сила» [5]. Благодаря широкому использованию соци-

альных сетей, русофобские идеи внедряются в социум, с их помощью осуществляются процессы манипулирования индивидуальным и массовым сознанием.

Важную роль в распространении русофобских настроений играют факторы, связанные со спецификой русского тренда, с его отличием от западных представлений о реальном и должном. Чуждой и неприемлемой оказывается русская культура, непонятными - русская душа, православная религия, нравственные идеалы, духовные ценности. Когда-то Ф. М. Достоевский на вопрос о том, в чем причина нелюбви Запада к нам, отвечал, что «главная причина именно в том состоит, что они не могут никак нас своими признать. Они ни за что и никогда не поверят, что мы воистину можем участвовать вместе с ними и на ровне с ними в дальнейших судьбах их цивилизации. Всему этому есть одна чрезвычайная причина: идею мы несем вовсе не ту, чем они, в человечество, - вот причина!» [1]. Очевидно, что стимулом для нагнетания русофобской истерии является стремление западных стран не только дестабилизировать экономически и политически Россию, но и подчинить своему влиянию русский мир. Точка зрения (Р. Киплинга) о том, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут», оказывается востребованной современным русофобском дискурсом.

Список литературы _

1. Анохин М. Достоевский о Западе. URL: https://maxpark.com/user/1496541826/content/770361 (дата обращения: 04.06.2022). Текст: электронный.

2. Бобков А. Н. Фобия этноса: социально-философская реконструкция генезиса. Текст: электронный // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 1. С. 167-171. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/fobiya-etnosa-sotsialno-filosofskaya-rekonstruktsiya-genezisa (дата обращения: 01.06.2022).

3. Дугин А. Глобальный масштаб украинской проблемы. URL: https://katehon.com/ru/article/rossiya-protiv-anti-rossii-interesy-i-cennosti (дата обращения: 03.06.2022). Текст: электронный.

4. Культура отмены на Западе превратилась в отмену культуры, заявил Путин. URL: https://ria. ru/20220325/diskriminatsiya-1780081573.html (дата обращения: 03.06.2022). Текст: электронный.

5. Мелихов А. Про Киплинга и отношения между Западом и Востоком. URL: https://gorod-812.ru/pro-kiplinga-i-otnosheniya-mezhdu-zapadom-i-vostokom (дата обращения: 04.06.2022). Текст: электронный.

6. Неменский О. Идеологемы русофобского образа. URL: https://vol-majya.livejournal.com/2366227.html (дата обращения: 02.06.2022). Текст: электронный.

7. Орлов Д. Ненавидящие русских: русофобия и почему ненавидят Россию? URL: https://wsem.ru/ publications/rossiya_protiv_zapada_1482 (дата обращения: 02.06.2022). Текст: электронный.

8. Тютчев о русофобии. URL: https://news2.ru/story/562162 (дата обращения: 01.06.2022). Текст: электронный.

9. Цветков С. Э. Русофобия как идеология. URL: https://proza.ru/2019/02/10/415#:~:text (дата обращения: 02.06.2022). Текст: электронный.

10. Hosking G. The awakening of the Soviet Union. URL: https://books.google.ru/books?id=bFQ6VO1sFGsC &printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 03.06.2022). Текст: электронный.

References _

1. Anohin M. Dostoevskiy o Zapade (Dostoevsky about the West). Available at: https://maxpark.com/ user/1496541826/content/770361 (data of access: 04.06.2022). Text: electronic.

2. Bobkov A. N. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta (Bulletin of the Irkutsk State Technical University), 2014, no. 1, pp. 167-171. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/fobiya-etnosa-sotsialno-filosofskaya-rekonstruktsiya-genezisa (data of access: 01.06.2022). Text: electronic.

3. Dugin A. Globalny masshtab ukrainskoy problem (The global scale of Ukrainian problems). Available at: https://katehon.com/ru/article/rossiya-protiv-anti-rossii-interesy-i-cennosti (data of access: 03.06.2022). Text: electronic.

4. Kultura otmeny na Zapade prevratilas v otmenu kultury, zayavil Putin (Cancellation culture in the West has become cu Iture cancellation, Putin said). Available at: https://ria.ru/20220325/diskriminatsiya-1780081573.html (data of access: 03.06.2022). Text: electronic.

5. Melikhov A. Pro Kiplinga i otnosheniya mezhdu Zapadom i Vostokom (About Kipling and relations between West and East). Available at: https://gorod-812.ru/pro-kiplinga-i-otnosheniya-mezhdu-zapadom-i-vostokom/(data of access: 04.06.2022). Text: electronic.

6. Nemensky O. Ideologemy rusofobskogo obraza (Ideologemes of the Russophobic image). Available at: https://vol-majya.livejournal.com/2366227.html (data of access: 02.06.2022). Text: electronic.

7. Orlov D. Nenavidyaschie russkih: rusofobiya i pochemu nenavidyat Rossiyu? (Those who hate Russians: Russophobia and why do they hate Russia?) Available at: https://wsem.ru/publications/rossiya_protiv_zapada_1482 (data of access: 02.06.2022). Text: electronic.

8. Tyutchev o rusofobii (Tyutchev about Russophobia) Available at: https://news2.ru/story/562162 (data of access: 01.06.2022). Text: electronic.

9. Tsvetkov S. E. Rusofobiya kak ideologiya (Russophobia as an ideology). Available at: https://proza. ru/2019/02/10/415#:~:text (data of access: 02.06.2022). Text: electronic.

10. Hosking G. The awakening of the Soviet Union. Available at: https://books.google.ru/books?id=bFQ6VO1 sFGsC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (data of access: 03.06.2022). Text: electronic.

Информация об авторе _Information about the author

Напсо Марианна Давлетовна, д-р социол. наук, профессор ВАК, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказская государственная академия, Карачаево-Черкесская республика, г. Черкесск, Россия. Область научных интересов: социология образования; социология политики; социология экономики; социальные отношения, социальные институты и процессы [email protected]

Marianna Napso, doctor of sociological sciences, professor, professor of the Humanities Sciences department, North-Caucasus State Academy, Karachay-Cherkess Republic, Cherkessk, Russian Federation. Scientific interests: education sociology; policy sociology; economy sociology; social relations, social institutes and processes

Для цитирования_

Напсо М. Д. Некоторые аспекты проблематики русофобии (часть I) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 8. С. 57-62. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-8-57-62.

Napsо M. Some Aspects of Russophobia Issues (Part I) // Transbaikal State University Journal, 2022, vol. 28, no. 8, pp. 57-62. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-8-57-62.

Статья поступила в редакцию: 02.07.2022 г Статья принята к публикации: 09.09.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.